Верхний баннер
15:39 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 06 апреля 2008

Преподаватель ПГУ отказался учить «коммерческих» студентов

Преподаватель ПГУ отказался учить «коммерческих» студентовАнастасия Сечина: У нас звукорежиссер сейчас набирает телефон Владимира Викторовича Морозенко. Это доцент кафедры математического обеспечения вычислительных систем механико-математического факультета Пермского государственного университета. Пока Сергей до него дозванивается, я тогда буду рассказывать, в чём там вся соль. Сегодня Владимир Морозенко намерен организовать акцию протеста. Что он намерен сделать? Он хочет прийти на лекцию, и на лекции замолчать. По мнению преподавателя… Вот сейчас я читаю буквально слова преподавателя, даже не из новости, а из его комментария к этой новости. «Моя акция протеста вызвана не задержкой моей зарплаты»… Хотя сначала новость, чтобы было понятно. Как писал корреспондент в сообщении, причины акции протеста - это неплата за занятия, которая не осуществляется в течение полугода. Так вот, Владимир Морозенко намерен… И по мнению преподавателя, невыплата ему денег за занятия с коммерческими (вот это важная деталь) студентами нарушает трудовое законодательство. Далее сам Владимир Морозенко о чем говорит: «Моя акция протеста вызвана не задержкой моей зарплаты, а гораздо более серьезным нарушением. По моему обращению инспекция труда Пермского края провела в октябре 2007-го года проверку соблюдения трудового законодательства в ПГУ. И в результате проверки выявились факты массового нарушения прав преподавателей. В частности, выяснилось, что руководству университета вынуждало преподавателей обучать коммерческих студентов без заключения трудовых договоров. Преподаватели не имели возможности ни отказаться от навязанной трудовой повинности, ни договориться с руководством об её оплате, а администрация экономила на зарплате преподавателей, заменив её мизерной премией, выплачиваемой два раза в год. По моим расчетам у многих преподавателей механико-математического факультета за каждый месяц, начиная с сентября 2007-го года, была украдена треть от их заработной платы. В знак не согласия с массовым нарушением прав преподавателей я заранее письменно уведомил администрацию ПГУ о своём намерении отменить 7-го апреля занятия у студентов, на работу с которыми у меня не заключен трудовой договор. Но администрация проявила равнодушие к судьбе этих студентов, как и к судьбе преподавателей, которые уже 8 месяцев выполняют навязанную им трудовую повинность. В настоящее время инспекция труда Пермского края в ПГУ проводит повторную проверку». Вот это цитата из комментария Владимира Морозенко, такая длительная. Я её прочитала. Я пока напомню наши контакты. Телефон прямого эфира 261-88-67, эфирное ICQ 404-582-017. Владимир Викторович у нас на связи. Здравствуйте, Владимир Викторович.

Владимир Морозенко: Добрый день.

А.С.: Добрый день. Ну наконец-то мы с вами связались. Мы уже вкратце обозначили, во всяком случае, я прочитала почти полностью тот комментарий, который вы оставили на нашем сайте. Сейчас, наверное, в режиме вопросов и ответов вы проясните ещё кое-какие моменты. Значит, вот вы говорите о том, сейчас я пытаюсь понять, что существует некие группы студентов, за которых преподавателям не платят деньги. Верно или нет?

В.М.: Не платят зарплату.

А.С.: Это отдельные студенты или это группы студентов?

В.М.: Это так называемые группы коммерческих студентов, то есть те студенты, которые сами платят за своё обучение. Не бюджетные, за которых платит государство, а которые платят за себя сами.

Ольга Седурина: А эти студенты они выделены в отдельные группы, или они обучаются в потоке вместе с теми, кто учится на бюджете?

В.М.: Вы знаете, есть и такие и такие. Есть и смешанные с бюджетными, перемешанные студенты, есть группы чисто коммерческие.

А.С.: Смотрите, вот вы говорите о нарушении трудового законодательства. В чём здесь нарушение? То есть какие статьи трудового законодательства нарушаются?

В.М.: Преподаватель, почти каждый преподаватель университета он ведет работу с бюджетными и коммерческими. С бюджетными студентами - университет заключает трудовой договор, в котором описано, в чём заключается работа, какой объём работы, как она будет оплачиваться, так, как это требует законодательство трудовое. С коммерческими студентами трудовой договор не заключается. Только устная есть договорённость неопределённая о зарплате, об оплате никакой определённой конкретики нет, никаких документов преподаватель не подписывает, объём работ ему тоже очень приблизительно известен. И преподаватель работает вот с такими группами в полной неопределённости, когда ему заплатят, что ему заплатят. Совершенно непонятно.

А.С.: То есть у него есть трудовой договор, в котором прописана его работа в рамках бюджетных групп?

В.М.: Только бюджетных студентов.

А.С.: Хорошо, но если мы говорим о коммерческих студентах, то есть вы сами говорите, что есть те коммерческие студенты, которые занимаются в рамках существующих групп.

В.М.: Да.

А.С.: То есть, получается, там ведь они не выделяются в отдельные группы?

В.М.: Нет, не выделяются. Они сидят и слушают лекции вместе с бюджетниками.

А.С.: То есть для вас это, по сути, не увеличение объёма труда, разве не так?

В.М.: Ну вообще говоря это нагрузка. Любой лектор скажет вам, что разница читать лекцию в потоке, где 10 человек сидит, или 110 человек сидит, - это две больших разницы.

А.С.: Ага, то есть зарплата преподавателя должна так же складываться из числа человек в группе, верно?

О.С.: Подушевое финансирование.

В.М.: По крайней мере, на семинарских занятиях так. Потому что семинарские занятия предполагают индивидуальную работу. Проверку контрольных работ, и которые, естественно, зависят от количества студентов группе. Это совершенно очевидная вещь.

А.С.: И получается, что коммерческих не учитывают вообще?

В.М.: Не учитывают вообще.

А.С.: Хорошо, вот вы говорите, что такие нарушение они…

В.М.: Носят массовый характер.

А.С.: Массовый характер. Вы владеете информацией только вот по вашему факультету…

В.М.: Я владею этой информацией. У меня есть результаты проверки инспекции трудовой Пермского края.

А.С.: Я имею в виду это не только на факультете механико-математическом?

В.М.: Я могу… Я это утверждаю пока только про факультет мехмат. Я не знаю, что
делается на других факультетах.

А.С.: Теперь вы разговаривали с руководством университета, я правильно понимаю?

В.М.: Нет, я не разговаривал. Руководство не проявляет никакого интереса к этой ситуации. Точнее так. Замдекана мехмата в октябре месяце, когда я в первый раз поднял этот вопрос, она сказала: «Это ваше право». Ну то есть не работать с коммерческими студентами - это моё право. И я ждал 6 месяцев, и я теперь этим правом воспользовался.

А.С.: Смотрите, но ведь в данном случае получается, что вы не то чтобы воспользовались своим правом не работать с коммерческими студентами, получается, что вы выразили свой протест против такого отношения?

В.М.: Да.

А.С.: То есть это не всё-таки это не знак «равно» вот здесь между этими двумя путями решения проблемы? Можно отказаться, а вы пошли по другому пути. Вы хотите сегодня устроить акцию протеста, вот такую свою, персональную?

В.М.: Да. Так я отказываюсь от работы сегодня с этими студентами. И отказываюсь до тех пор, пока администрация не предложит какой-то конструктивный метод решения проблемы. Вообще, удивляет очень упорство администрации, такое вот отношение, не желание вообще решать этот конфликт. Мне кажется, здесь очень глубокие экономические, финансовые интересы задеты людей.

А.С.: То есть что вы имеете в виду?

В.М.: Может быть, влиятельные личности, руководство факультета, университета…

А.С.: То есть какие-то деньги, которые, по идее, должны бы идти преподавателям, перетекают в чей-то другой карман?


В.М.: Конечно. Эти деньги, которые трудно контролировать, это неконтролируемые деньги.

А.С.: Почему их трудно контролировать?

О.С.: Они же платятся официально.

В.М.: Я обращался в бухгалтерию, в бухгалтерии мне говорят: «Расчет за работу с коммерческими студентами выполняем не мы». А выполняет почему-то замдекана, которая вообще не является бухгалтером, и вообще не понятно, на каких основаниях она имеет право начислять зарплату работникам. Это вообще не понятно. Человек без образования экономического, без юридических оснований для этой работы, она занимается работой, ее никто не контролирует.

А.С.: Хорошо. А кто-то из ваших коллег хочет вас поддержать?

В.М.: Я не предупреждал коллег об этой акции. Но из разговоров, которые, начиная с октября, я вел со своими коллегами, я знаю, что меня поддерживают сотрудники. Я не призываю никого присоединяться к моей акции, потому что это действительно может сорвать учебный процесс серьезно и повлиять на качество.

А.С.: Вот здесь вопрос, который пришел по ICQ: «Почему студенты должны страдать из-за вашей акции протеста? Ведь они придут на лекции получать информацию, а в результате попросту зря потеряют время?»

В.М.: Это вопрос к администрации можно задать, точно такой же вопрос. Но я при этом не нарушаю трудовое законодательство, а администрация нарушает. Некоторые моральные аспекты…Я вину на себя беру, поэтому я и не призываю никого присоединяться к этой акции преподавателей. Да, я беру такой, можно сказать, грех на душу. Но я не вижу другого способа воздействовать на нашу администрацию.

А.С.: Ясно, спасибо большое. У нас на связи был доцент кафедры математического обеспечения вычислительных систем механико-математического факультета Пермского государственного университета Владимир Морозенко.

О.С.: Вот у меня, в принципе, ко всем подобным вещам, когда в бюджетных учреждениях оказываются некие платные услуги, вызывает большой вопрос. И я так понимаю, что не только у меня. У меня этот вопрос возникал еще в те времена, когда у меня мама работала в медсанчасти врачом. И оказывая те же самые платные услуги, она их просто не фиксировала, потому что бумажный оборот, что называется, по ее деятельности занимал бы значительно больше времени, чем все остальное. И получила бы она за это три копейки. Поэтому она тех же самых так называемых платных пациентов принимала бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, для того чтобы не морочиться с бумагами и принять большее число пациентов.

А.С.: А какое отношение вот эта история имеет к нашей истории?

О.С.: В рамках бюджета оказываются платные услуги. И здесь и там…

А.С.: В рамках бюджетного учреждения.

О.С.: В рамках бюджетного учреждения. И здесь и там люди, которые непосредственно эту услугу оказывают, получают деньги за выполнение этой услуги поздно, со значительным опозданием оплата происходит, и это происходило, насколько я знаю, везде по здравоохранению. Ну, по крайней мере, лет 12 назад. Получают от этой услуги, по-моему, не более 5% стоимости услуги. То есть если, условно говоря, сделать какую-то манипуляцию, которая стоит 200 рублей, человек получит, извините, 10 рублей из этих 200 рублей. Смысла в этом практически нет, то есть на этом не заработаешь.

А.С.: Я вот, честно говоря, пока пытаюсь уловить связь. В данном случае преподаватель говорил о том, что у него нагрузка больше…

О.С.: Нагрузка больше.

А.С.: Денег за коммерческих не платят вообще.

О.С.: И там такая же ровно ситуация, когда пациентов становится больше за счет тех, кто идет не по ОМС, а в том числе и на коммерческие услуги. Услуга оказывается та же самая, не понятно за что потребитель этой услуги должен платить, потому что она не лучше и не хуже, она такая же. И что в ней коммерческого никто не понимал.

А.С.: Ладно, сейчас мы выйдем к какому-то выводу из этого. Я не знаю, что хочет сказать тот слушатель, который сейчас позвонил в эфир. Но мы послушаем и узнаем. Доброе утро.

Слушатель: Добрый день. Я коллега вот этого товарища. Дело вот в чем…

А.С.: Вы так же с этого факультета?

Слушатель: Нет, я с биологического. Я вот за эти дела уволен в 2005 году. Дело сейчас в Страсбурге. В общем, тут ситуация такая. Вот эта оплата – на нее есть смета. Студенты платят, на эти деньги составляется смета, в этой смете предусмотрено 50% в фонд ректора – это он как захочет, так и расходует. Из оставшихся 50% половина в фонд оплаты преподавателей. И кроме того, где-то процентов 10 – так называемый фонд социального развития, из которого выплачиваются разовые какие-то выплаты. Теперь по нормативной базе… По Конституции – это чистая дискриминация труда. Не имеют права без письменного оформления поручать работу, которая не указана в контракте. Контракт заключается только на бюджетных студентов. И самое остренькое. Вот эти 50% от 50% присваиваются руководством.

А.С.: А вы уволены-то были за что? За то, что пытались это обнародовать?

Слушатель: Да, я первый написал в феврале 2004-го года письменное заявление с просьбой указать, почему, как и что. То есть ознакомить с нормативной базой работы с коммерческими студентами.

А.С.: Я вот думала попросить, чтобы люди, которые так же работают в бюджетных учреждениях и сталкиваются с платными услугами, рассказали, какая у них ситуация.

О.С.: Да, я думаю, что это было бы интересно, но я думаю, что это ровно такая же ситуация, вот то, о чем я говорила (фонд оплаты врачей за коммерческие услуги в рамках бюджетного учреждения), вот примерно о чем сейчас слушатель рассказал – вот примерно такое распределение и было. И кроме того, из этих денег оплачивается бухгалтерия, работа бухгалтерии, и так далее. И коммерческая услуга, по сути, человеку, который в рамках бюджетного учреждения ее оказывает, не выгодна. Более того, для потребителя этой услуги выгода составляет лишь то, чаще всего составляло, что человек получал эту услугу вне очереди. Ни о качестве, ни о чем… Здесь студенты получают за то, что они смогли сдать экзамены.

А.С.: То, что у них не хватило, может быть, где-то знаний, где-то просто нервы не выдержали.

О.С.: О чем мы говорили в прошлый раз при переработке на 50% от необходимости студентов высшего образования, ну, собственно, а кого мы обучаем? Тех, кто не смог сдать экзамены. Тех, кто готов платить за то, что не сдал зачет. Тех, кто готов платить за то, что не сдал экзамен, и так далее. Если бы речь шла о дополнительном образования за деньги, то есть человек мог получить не только во в рамках общей программы, но еще плюсом что-то, что может дать преподаватель…

А.С.: Слушай, Оля, ну ведь это уже совершенно другая тема. Качество коммерческих услуг в рамках бюджетного учреждения – это немножко другое. Мы сейчас говорим о способах оплаты этих услуг.

О.С.: От качества, насколько я понимаю, и зависит оплата.

А.С.: Она никак не зависит, сейчас от качества никак не зависит.

О.С.: Если бы платная услуга касалась именно качества, и вот этому преподавателю, который захотел молчать, платили не за группу студентов, которых надо обучать, потому что они платят деньги, а за то, что студент хочет получить знаний больше и в большей мере, и стать ученым, еще чем-то. Наверное, это был бы другой процесс. И с коммерческой точки зрения тоже. Мне так кажется.

А.С.: Примем телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Я вот хочу по этой теме сказать. Сын у меня там учится, вот по коммерческой, они заключают договора. В первом полугодии они учились три раза в неделю ходили, а заплатили полностью. Сейчас учителя говорят, что они недополучили. Очень низкое качество образования, и за что берут с нас деньги? И сейчас то придут, то ко второй, то к последней паре. За что деньги взяли? Не понимаю.

А.С.: Ясно. Ваша реплика – это дополнение к Ольге. Я-то хотела услышать звонки людей, которые работают в бюджетных учреждениях и оказывают в рамках бюджетных учреждений коммерческие услуги. Хотела услышать, как у вас этот процесс организован. Прочитаю быстро сообщение по ICQ: «Деньги поступают не наличностью, а на счет вуза. Наверняка, за счет этих денег преподаватели получают заработную плату. Вряд ли ПГУ получает финансирование от государства в полном объеме, за счет оплаты студентов на коммерческой основе преподаватели и получают свою зарплату вовремя…»

О.С.: Что-то это какой-то бред.

А.С.: «…Возможно, это неправильно задокументировано. Но смысл этого только в том, чтобы все вовремя получили зарплату. Вряд ли эти деньги воруют», - высказывает точку зрения слушатель.

О.С.: Что воруют – вряд ли, потому что да, деньги, которые поступают на счет, тем более в бюджетном учреждении, их достаточно сложно перераспределить по каким-то статьям, чтобы они ушли, что называется, совсем налево. Но бюджетное учреждение, государственное - зарплаты преподавателям гарантированы государством. О чем мы говорим вообще? Чтобы выплатить зарплату преподавателям надо оказывать коммерческие услуги… Тоже какой-то такой легкий бред…

А.С.: Странная конструкция.

О.С.: Да, странная конструкция – изобрести оправдалку.

А.С.: Я думаю, что после сегодняшний истории должна последовать какая-то реакция. Мы за ней еще проследим. И возможно, снова поставим тему на обсуждение.

Обсуждение
49725
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.