Верхний баннер
22:07 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 мая 2008

«Открытие» границ в 91-м году: какие были ощущения от первых выездов за рубеж?

Вячеслав Дегтярников: Именно сегодня, только в 91-м году, советское правительство прияло решение об упрощении выезда за рубеж. Для многих это стало знаковым событием, потому что наши… Во-первых, для наших курортов это стало знаковым событием, потому что наш юг…

Олег Русских: почему для наших-то?

В.Д.: Потому что наш юг как раз опустел после этого, а заполнились курорты Турции, Болгарии, Кипра. В общем, всех безвизовых стран на тот период.

О.Р.: Ну и хорошо.

В.Д.: Потом изменилась ситуация, связанная с нашим ощущением мира, насколько я понимаю, вот именно с этого момента. То есть до этого граждан Советского Союза принуждали… Во-первых, фиг выедешь, потому что это же формировалась целая группа вместе с представителями КГБ, которые следили за моральным поведением русских туристов…

О.Р.: Да, а ходить только группами.

В.Д.: Да, «русо туристо - облико морале», помните? Это еще из фильма. А тут все, спокойно ты можешь выезжать, ты можешь как-то там выбрать страну любую.

О.Р.: На самом деле, Вячеслав, есть и другая точка зрения. Говорят о том, что вот это решение 91-го года оно фактически спровоцировало экспансию мозгов из России. Мы потеряли интеллектуальный потенциал, говорят нам часть политиков, особенно коммунистической и около коммунистической направленности.

В.Д.: Ну, в общем, пал, фактически, железный занавес, со всеми вытекающими оттуда последствиями, то есть кто-то просто стал выезжать резко за рубеж, кто-то выезжать стал на отдых, возвращаться в Россию. Что для вас было вот это решение? На самом деле, мне кажется, решение знаковое, потому что, еще раз повторяю, в Советском Союзе кто у нас выезжал за рубеж? Выезжали правительственные делегации…

О.Р.: Те, кому разрешали.

В.Д.: выезжали у нас учителя, им тоже разрешали выезжать. Причем они изначально настаивали на том, что человек должен посетить обязательно социалистическую страну, исключая Югославию, потому что та была странной социалистической страной…

О.Р.: Она была социалистической, но не до конца. Она была неправильная социалистическая страна.

В.Д.: В общем, исключали эту неправильную социалистическую страну, и предлагали вначале какую-то любую на выбор, желательно Болгарию, желательно с посещением Шипки…

О.Р.: Естественно.

В.Д.: И желательно с рассказом про русско-турецкую войну…

О.Р.: И про русско-болгарскую дружбу.

В.Д.:И про русско-болгарскую дружбу. А тут пожалуйста, тебе открылись все страны, и, в общем, народ поехал. Ну я вот, честно горя, когда жил и был еще маленьким в Советском Союзе, я вот, честно говоря, даже не представлял, что когда-то смогу побывать за рубежом. То есть я помню, этот вопрос у меня возникал, я у мамы спрашивал: «Мама, а ты была за рубежом?» Она говорила: «нет, никогда не была».

О.Р.: На самом деле, у меня даже вопрос такой не возникал, потому что за рубежом – это было так далеко, что было только в журналах «Вокруг света» и, собственно, «За рубежом».

В.Д.: Да, про это читали, это же был активный и очен популярный журнал «Вокруг света». То есть все представляли эти картинки и не представляли, как это в жизни. Целые же художественные произведения строились на том, как человек выезжал за рубеж, потом приезжал в шоке оттуда, в шоке от этих магазинов. И вот тут все прорвало, и наши выехали…

О.Р.: Классическая фраза: мы перестали смотреть на мир глазами Сенкевича.

В.Д.: Есть телефонный звонок. Алексей Борисович Бессонов решил высказаться.

Слушатель: Я, кстати, ездил, я был и в Финляндии, и в Швеции, когда еще Советский Союз был.

В.Д.: А, вы были выездной, да?

Слушатель: Ну дело не в этом. Послушайте, а предшествовало этому закону совершенно е это. Отменили 64-ю статью, форма «измена родине в форме оставления за границей», была такая статья. И вот этот пункт отменили. После этого открыли границы, а вот до этого пункта ездили группы, сопровождали сотрудники КГБ, потому что была такая статья.

О.Р.: Алексей Борисович, а вам как кажется, открытие границ – насколько это изменило Россию?

Слушатель: Послушайте, вот я, может быть, действительно бестактно… Я служил на границе, я видел, что из страны вывозили. Вывозили не только икру… Ничего их не изменило: как ездила элита, так и стала ездить элита комсомольская, только с деньгами.

В.Д.: Ну, я себя к комсомольской элите не отношу, но знаете ли, ездил, каюсь.

Слушатель: Ну, стали журналисты ездить. О основная масса-то… 5 миллионов всего ездит из 140.

О.Р.: Вячеслав, вас выпускают, только чтобы прикрыть отъезд остальных, видимо.

В.Д.: Да? Ну ладно. Спасибо, Алексей Борисович, что меня к элите, конечно, отнесли, это звучит гордо, но тем не менее… Что для вас, уважаемые земляки, было открытие государственной границы?

О.Р.: Для Алексея Борисовича Бессонова…

В.Д.: Он стоял как раз по ту сторону границы, где были наши.

О.Р.: Но при этом о внимательно следил за тем, как наши…

В.Д.: Считал баночки икры.

О.Р.: …вывозили из нашей страны все, что ни попадя. Алексей Борисович считает, что вывозят и по сей день.

В.Д.: Ты знаешь, на самом деле мне кажется. Не в таком количестве, как это было в начале 90-х, когда туда-сюда просто начали челноки ездить из Стамбула, из Варшавы. Откуда еще чего возили, я не помню?

О.Р.: Из Китая.

В.Д.: Из Китая, из Финляндии, в Финляндию, в Стамбул. В общем, там такое началось перемещение просто народа массовое, и вот как раз к вам мы еще обращаемся, дорогие наши радиослушатели, вспомните свои первые поездки за рубеж, какое было ваше ощущение.

О.Р.: На самом деле, Слава, я бы хотел сказать, что челночество, то есть открытие границ оно во многом… ему Россия многим обязана. И люди, которые этим занимались… Потому что многих эта история спасла от голода, многим эта история… И вообще, собственно, Слава, во что мы одевались в 90-е? То есть мы одевались только с челноков. Вот ходи на рынок, покупал, видел вот этих людей, героических людей, которые возили из Турции кожаные куртки и джинсы из Китая.

В.Д.: Да, между прочим, эти люди в Стамбуле породили целый город, то есть это русский Стамбул, я вот там тоже был, мне посчастливилось или не посчастливилось наоборот, потому что я стараюсь всегда уйти подальше от русского Стамбула куда-нибудь в турецкую часть, где нет долларов, а есть только турецкие лиры. Во-первых, это все намного дешевле, а во-вторых, нет такого хамства, потому что туда они притащили вместе с собой из России наше торговое хамство, которое было в Советском Союзе. Они туда притащили, в общем, какую-то несвойственную для Турции атмосферу. И там целый квартал, и даже не один, где все написано по-русски, где все стоит не дороже доллара, но и е дешевле Доллара. Есть телефонный звонок. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Николай. Я вот, честно говоря, ни разу не был за границей, хотя это позволяло все. Вот у меня и дочь ездили, и родственники все ездили. (неразборчиво) Я считаю, что за границу рвались именно за шмотками те, кто это самое не мог себе позволить. А я объездил, вот всю красу увидел Советского Союза. Я работал в монтажной организации. Начиная от Калининграда, Карелии до Байкала. Строил Ташкент, возводил ракетные точки стратегического значения в лесу. Весь край с севера до юга я его знал.

В.Д.: Ну понятно, я тоже объехал практически весь Советский Союз, тоже был и в Ташкенте, был и в Прибалтике, и в Грузии, и, в общем, практически во всех советских республиках. Но тогда, помните, вот это ощущение было не только шмоток, ощущение, что ты попадаешь, когда наши люди выезжали за рубеж, они возвращались туда и потом долго они не могли в себя прийти от шока.

Слушатель: А вот я сейчас вам скажу такой пример. Вот недавно у меня сестра, вот буквально в этом месяце, приехала из-за границы, из Америки.

В.Д.: А сейчас разницы нет.

Слушатель: Так они оттуда через два месяца рвались, быстрее бы только, о там маленький ребенок у племянницы родился., они ездили водиться. Так вот они оттуда рвались домой быстрей. Говорят, надоело это все.

О.Р.: Николай, а вы сами почему не съездите?

Слушатель: Я сам? У меня единственное было желание посмотреть экзотику, допустим, Шри-Ланки или Индии, у меня деньги позволяли - я каждый год ездил на море, денег у меня было много. Я был выездной, характеристика у меня очень хорошая…

О.Р.: Николай, вот вы сейчас почему не съездите?

Слушатель: А сейчас я е вижу ничего хорошего смотреть на эти… Ведь дело в том, что (неразборчиво). Вот посмотрите, здесь самый отъявленный хулиган появляется за границей, о не бросит и окурок, ничего – он знает все правила. Просто надо себя вести здесь точно так же, как вы за границей ведете.

В.Д.: Ну тут я с вами, Николай, не совсем согласен. Спасибо за звонок. На самом деле, у меня был пример буквально из моей туристической деятельности. Когда за рубеж выехали, не буду называть, но одна афганская организация наша, в дорогущий отель в Турции, «Ботаник» называется, это огромный такой ботанический сад. Это было 9 мая. Дальше все немцы сидели в бассейне. Так что наши себя не останавливают нигде, и за рубежом тоже.

О.Р.: Это точно. Последние новости из египетских отелей о прошедшем 2008-м годе свидетельствуют о том, что иностранцам попадать в египетские отели в новогоднюю ночь не рекомендуется.

В.Д.: Да, между прочим, и в Турции то же самое. Очень много немцев ездит. Немцы как раз пенсионеры. Наши, к сожалению, не могут себе это позволить. Очень жалко. Мне очень хотелось бы, чтобы наши пенсионеры за рубеж все-таки ездили. За рубеж – не за рубеж, е важно, даже по нашим курортам ездили отдыхать.

О.Р.: Куда-нибудь. И на самом деле мне кажется, что хотя Николай говорит, что не хочет о смотреть на эту…

В.Д.: Не нужен мне берег турецкий…

О.Р.: Да-да-да. Но стоило бы один раз посмотреть просто на то, как люди живут по-другому. Не хуже, не лучше – по-другому.

В.Д.: Давайте вспоминать первый выезд за рубеж, какие были ощущения, и было ли ощущение шока? Уже есть телефонный звонок. Слушаем вас. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Александр. Ну, я был в Польше, в Германии. Первый раз ездил в Польшу. Даже Польша меня поразила своей чистотой и не такой загруженностью физиономией, как у нас. Тогда поляки тоже не лучше жили. Я хотел сказать о том, что предшествовало тому, как мы поехали за рубеж. Сначала поехали к нам все. Я помню, как наводняли на. Получается, что к нам можно было ехать всем, а мы ни-ни. И когда вырвались все-таки первые туристы за границу, я помню рассказы6 люди в шоке были. Я был в Берлине, ночевал на вокзале летом. Там молодежь до утра гуляет, вот они сидят в сквере привокзальном, площадь там, и вот они просто отдыхают, молодежь, сидят пиво пьют. Ну, в общем, вот эти глотки свободы были очень такие интересные. Необычная обстановка. Прибалтика тоже. Вот даже в советские времена ездил в Прибалтику. Это посчитай как за границу съездил такую легкую. Там когда в центральной части Союза не было ни продуктов, ни шмоток, в Прибалтике было все: и продукты, и сыры, и пиво, и колбасы – там все ломилось. Не понимаю, почему тут не было ничего

О.Р.: Да, я с вами согласен. Я никогда не понимал феномена Прибалтики. То есть почему им было дозволено больше, чем всем остальным республикам?

В.Д.: Ну, потому, что это Прибалтика, потому что их надо было воспитывать. Они же рвались-то наружу, а их нужно было затащить внутрь.

О.Р.: Но почему их затаскивали путем предоставления вольностей, а не путем отправления на Колыму?

В.Д.: Ну, и на Колыму тоже отправляли, вспоминай.

О.Р.: Ну, на самом деле значительно меньше, чем других.

В.Д.: Я вспоминаю просто свою поездку в Прибалтику в 91-м году а путч в Ригу, когда у них баррикады все строились и когда взяли министра внутренних дел в качестве заложника наши омоновцы. И отношение вот тогда и потом к русским было разное. Тогда они приветствовали каждого русского журналиста, который туда приехал. Они готовы были ему открывать все границы, все рестораны, все магазины, продавать все, что угодно. И только они вышли из Союза, ситуация изменилась.

О.Р.: Почему?

В.Д.: вот такой менталитет у них, такое отношение. И опять-таки, продолжая тему Александра, вспоминаю, у меня друзья… Помнишь, сюда приехал первый поезд со шведами, со всей они Европы сюда ехали. И у меня друзья тут познакомились с ними и выехали стопом за границу. Для меня это тоже было очень интересно, и шоковая ситуация. Они проехали Финляндию, Швецию, Данию, не снимая гостиниц, просто играя на улицах. Слава богу, там были люди, которые говорили по-английски.

О.Р.: Уровень преступности в этих странах позволяет не напрягаться.

В.Д.: вообще не напрягаться никак. Для многих это тоже стало открытием, что можно спокойно ездить, что там нет никаких шпионов, которые тебя окружают.

О.Р.: На самом деле, может быть уже время прошло. Ты заешь, в 92-м году уже простые российские граждане никаким к черту шпионам были уже не нужны.

В.Д.: Может быть. Хотя, на самом деле, по тем же болгарам, которые увидели наконец огромное количество русских после такого огромного перерыва, для них был шок, потому что они помнили русских вот той турецкой войны, русских, которые были с открытой душой, и приехали совсем другие люди – люди, которые не были открыты, люди были озлоблены. И только вот сейчас ситуация начинает немножечко меняться. На этом завершаем.





Обсуждение
25553
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.