Верхний баннер
12:14 | ВТОРНИК | 23 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.25 € 99.36

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 23 июня 2008

Открытие кафедры теологии при Пермском государственном университете.

Открытие кафедры теологии при Пермском государственном университете.Ведущий: Программа «Публичные люди». Хоть и не в традиционное для нас время выходит в эфир. В студии Вячеслав Дегтярников. За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. У нас в гостях настоятель собора Всех Святых города Перми протоиерей Алексей Марченко. Здравствуйте, батюшка.

Алексей Марченко: Здравствуйте.

Ведущий: Мы говорим сегодня об открытии кафедры теологии при Пермском государственном университете. И попытаемся понять, зачем это нужно вместе с вами, уважаемые радиослушатели. Насколько это уместно в светском ВУЗе. И главное, что мы хотим, открывая эту кафедру. Какие задачи перед собой ставим. Итак, батюшка, вот это первый вопрос. Открываем мы эту кафедру, открывали довольно долго. Я помню, еще только владыка Иринарх приехал к нам и только ступил на кафедру, вот этот вопрос сразу встал. Встал вопрос об открытии кафедры при университете. Очень долго, видимо, шли переговоры сами. И вот этот процесс был не быстрым. Давайте вот немножечко расскажем, почему так долго к этому шли.

А.М.: Ну, всякое доброе дело, оно должно созреть. Требуется некий промежуток времени для того, чтобы его участники могли ответить на те вопросы, которые вы только что задали. Зачем это нужно, где это уместнее всего сделать и какие результаты, какие плоды мы пожнем, когда его осуществим. Теологическое образование в России имеет уже десятилетнюю историю. И первый ВУЗ, который взялся за эту миссию, это Свято-Тихоновский Гуманитарный Православный Университет в городе Москве, который совместно с Московским государственным университетом создал теологическую структуру и положил начало преподавания теологии. В настоящее время более 40 кафедр теологии и даже теологических факультетов открыто в российских ВУЗах в различных регионах. Пермский регион, Пермский край долгое время в этом отношении был «белой вороной». Не было ни при одном из ВУЗов открыто теологической специальности и присутствия теологии в сфере дополнительного образования. Всерьез об этом заговорили в прошлом году на крупном общественном федеральном форуме, который проходил здесь…

Ведущий: На Пермской Ярмарке, да, который проходил?

А.М.: Совершенно верно.

Ведущий: Тогда вопрос ставился как раз о взаимоотношении церкви и государства.

А.М.: Тогда преосвященный Иринарх епископ пермский и Соликамский во всеуслышание заявил, что Пермский край сильно отстает в тех вопросах, которые касаются религиозного в том числе, теологического образования.

Ведущий: Можно я задам вопрос, как бы, вопрос дилетанта. Понятно, что я в данном случае являюсь этим самым дилетантом. Разница. С одной стороны теология, с другой стороны религиоведение. Т.е., та наука, которая всегда преподавалась в наших ВУЗах. И вот в чем разница, собственно говоря. Можно представить себе, вот с точки зрения дилетанта, что это одно и то же? Ведь и там, и там изучается религия.

А.М.: Действительно, предметом изучения и теологии, и религиоведения является религия, религиозная организация. Но существует принципиальная разница. Во-первых, разнятся дисциплины, которые мы изучаем. В частности, стандарт теологии предусматривает изучение библиистики, глубокого знания священного писания конфессии Библии, как Ветхого, так и Нового Завета, изучение догматического богословия, нравственного богословия, сравнительного богословия и других дисциплин, которые изучаются разве что в духовных школах русской православной церкви, в частности, в духовных академиях. Этих дисциплин в стандарте религиоведения нет и быть не может. Сам подход сильно разнится. Потому что религиоведение как бы щупает религию извне. Пытается определить и изучить какие-то ее отдельные аспекты. Теология ставит перед собой несколько иную задачу. Она дает глубинное познание основ христианства и других религий. Понимание их такими, как их видит церковь, как их видят религиозные люди. Ну, приведу небольшой пример. Есть большая разница, как мы с вами беседуем, ну, например, об арбузе. Что он из себя представляет. Религиовед…

Ведущий: Как бы изучает арбуз с точки зрения человека…

А.М.: Да, светский ученый изучает его параметры, да, скажет, что он зеленый.

Ведущий: … который не видел его никогда изнутри и не пробовал.

А.М.: …что он внутри красный. Но если мы его не попробуем, мы никогда не скажем, что он из себя представляет по настоящему. Вот. То же самое с религией. Хотя, может быть, это сравнение натянутое. Преподавание теологических дисциплин будет осуществляться верующими людьми. Это люди, которые высоко образованные, квалифицированные. И имеют самую непосредственную связь с русской православной церковью, с пермской епархией. Это воцерковленные преподаватели, которые будут давать не просто знания, но, как мы уже сказали, знания по существу.

Ведущий: По моему дьякон Андрей Кураев, вот он как раз тоже, тот момент, когда проходила выставка «Россия православная», он был у нас здесь тоже в эфире на «Эхо». Он сказал такую вещь, что невозможно изучать религию с точки зрения какой-то науки, потому что ни одна наука не может сказать, какая из религий, скажем, правильная, и какая неправильная. Ну, нет такой религии. Т.е., можно находиться только на какой-то платформе, религиозной, да. И вот с точки зрения религиозной платформы рассуждать именно о религии. Но вот тут всегда все равно возникает вопрос и некие опасения, которые, в общем, высказывают, в том числе светские люди, они говорят о том, что вот как, возможно ли это в светском ВУЗе появляется православный священник. Православный священник на кафедре. Вот здесь как быть? С этой ситуацией. Мы ничего не нарушаем? Мы не навязываем вот, когда священник приходит в университет, вы все-таки приходите не в облачении…

А.М.: Не встаем ли мы на путь клерикализации?

Ведущий: Да, да, да. Много об этом говорят и все этого так страшно боятся. Создается впечатление, что просто русская православная церковь вот просто у протестантов какую-то там буквально переняла вот манеру заниматься миссионерством. Прямо навязывает себя.

А.М.: Давайте вот, чтобы грамотно ответить на ваш вопрос, мы немножко обратимся к истории, к средним векам. Правда, к западноевропейской цивилизации. Теология – это один из столпов университетского образования. Это то, из чего рождались университеты в западной Европе. Теология шла вместе с юриспруденцией и медициной. Вот эти три составляющие они легли в основу университетского образования. Сегодня любой уважающий себя европейский ВУЗ в обязательном порядке имеет теологическую составляющую. Насколько мне известно, ряд западноевропейских университетов может иметь этот статус исключительно благодаря тому, что в его составе имеется теология. Для западного общества это норма, от которой оно не отступало никогда. До революции в российских ВУЗах преподавались богословские дисциплины. Правда, они преподавались в определенной пропорции. Допустим, студенты российских университетов изучали церковное право. Они без сомнения изучали Библию – священное писание. Герои Библии для выпускников светских ВУЗов не были какими-то фантомами. Все это студент, так сказать, пропускал через свое сердце, начиная с гимназической, школьной скамьи. И если они желали в последствии принять священный сан и получить более глубокое богословское образование, то после окончания университета их принимали в духовные академии российской православной церкви. Священник тоже не был чем-то удивительным в здании университета. И многие преподаватели были глубоко религиозными людьми. Я могу сегодня вспомнить о профессоре Фиолетове, который преподавал как раз курс церковного права в Пермском университете до революции. Он был участником поместного собора в составе делегации Пермской епархии. Этот собор проходил в 1917-18-м году. Одним словом, университетская профессура, преподаватели принимали очень активное участие в жизни церкви. Наш Пермский государственный университет со времени своего создания находился под духовным попечением и кормлением пермского архипастыря архиепископа Андроника (Никольского) священномученика, который освятил здание университета во время его открытия. Это произошло в День Покрова Божьей Матери 14 октября 1916 года. Поэтому традиции вот этого сотрудничества, взаимопроникновения церкви и светского ВУЗа они очень давние. Мне кажется, что сегодня мы дожили до тех времен, когда общество готово воспринять церковь во всем многообразии ее проявления, ее деятельности, в том числе и в сфере образования. Кроме того, среди священнослужителей церкви, в том числе и Пермской епархии, есть выпускники светских ВУЗов. И я себя отношу к этому контингенту, которые достаточно органично могут вписаться в преподавательский коллектив. В частности о себе могу сказать, что 7 лет мне пришлось исполнять обязанности священника, настоятеля Храма святой Великомученицы Варвары в военном институте ракетных войск в нашем пермском ВКИУ. И как священнику и светскому ученому принимать участие в воспитательном и образовательном процессе этого заведения. Поэтому мы идем в университет, в общем-то, не с голыми руками, а имея за плечами определенный опыт.

Ведущий: Давайте поговорим, кто будет преподавать на кафедре. Где взять столько специалистов в Перми? Понятно, что вот у нас только все открывается, только все начинается. И тут, наверно, одними пермскими силами не обойтись.
А.М.: Вы знаете, когда мы с владыкой Иринархом обсуждали эту тему, у нас, действительно, возникало сомнение, а потянем ли, сможем ли мы найти среди пермской интеллигенции достаточно квалифицированных и религиозных, я еще раз это подчеркну, преподавателей, которые могли бы взвалить на себя этот крест, принять на себя такую ответственность – нести людям духовные религиозные знания. Оказалось, что можем. Хочу сказать, что ставка в этом образовательном проекте нами будет делаться именно на гражданских преподавателей. Преподавателей, имеющих светские степени кандидатов и докторов наук. Этого требует положение о кафедре и те условия, которые выдвигает нам сегодня учебно-методическое объединение по теологии, требования, которые выдвигает при этом и университет. Т.е., научный уровень будет и должен быть обеспечен, высокий уровень. Что касается духовной составляющей, то здесь обеспечить ее нам помогут священники русской православной церкви, имеющие базовое высшее образование. И, конечно, желательно имеющие специальное богословское образование, полученное в семинариях, академиях, и в Свято-Тихоновском Гуманитарном Православном Университете. Специфика такова, что ряд дисциплин стандарта теологии и стандарта, который мы будем осуществлять, он называется эксперт в области теологии. Она заключается в том, что некоторые дисциплины, на мой взгляд, могут преподавать только священники. Или они с ним справятся, справятся с этой задачей наиболее глубоко и эффективно. Мы планируем привлечение преподавателей пермского духовного училища в священном сане на такие дисциплины, как наука и религия, православные вероучения, библиистика. Но, как я уже сказал, так сказать, процент состава кафедры тех, кто у нас носит крест и рясу, он будет уступать вот светской половине замечательных педагогов и профессионалов с большой буквы, которых мы привлечем из светских ВУЗов.
Ведущий: Насколько я понимаю, сейчас пока речь идет только о вечернем образовании. Так это или не так? И развитие дальнейшее кафедры, в чем вы видите?

А.М.: Я хочу сказать, что кафедра организована при региональном институте непрерывного образования. Это составная часть университетской структуры. Это сфера дополнительного образования. И еще раз подчеркну, что в данном случае мы будем реализовывать стандарт «эксперт в области теологии». Это дополнительная квалификация на основе уже базового высшего гуманитарного образования. Наша задача на ближайшие два, а, может быть, и более года создать коллектив кафедры, надежный, сплоченный, высокоорганизованный и профессиональный. Мы находимся пока в стадии рождения и пока больших планов на будущее не вынашиваем. Господь покажет, так сказать, к чему мы призваны, и что будет нам по силам в дальнейшем сделать. Начинаем с малого. Образование, которое будут получать наши студенты, это образование, реализуемое в платном секторе. Это не второе высшее, я еще раз подчеркну, это дополнительная квалификация. Срок обучения два с половиной года. И окончив и сдав соответствующие экзамены, специалист «эксперт в области теологии» получит соответствующий диплом, который позволит ему работать не только в религиозных организациях, но и в муниципальных, в краевых государственных структурах. Мы рады, если теологическое образование будут получать специалисты силовых структур. Из встреч, бесед с руководителями различных силовых ведомств мы уяснили для себя, что они нуждаются сегодня в подготовке таких специалистов, потому что религиозный экстремизм, сегодня это не миф, это реальность. И если они будут такими специалистами располагать, вооруженными нашими знаниями, это поможет им в решении поставленных задач. Выпускники нашей кафедры могут принимать участие и трудиться в различных образовательных структурах, начиная от школы и заканчивая ВУЗами. Кстати, уже сейчас мы видим, что среди желающих поступить к нам в этом году, большинство это педагоги. Педагоги как ВУЗов, так и школ.

Ведущий: Ну, тут возникает вопрос. Образование, т.е., дополнительное образование, которое они будут получать на вашей кафедре, оно платное. В основном, учителя у нас люди не богатые. И это, в основном, бюджетники. 40 тысяч, где-то 35, 40 тысяч, вы сказали, будет стоить образование в год. Это все равно для них довольно серьезная сумма, которую им, наверно, будет тяжело потянуть. Какая-то помощь здесь будет для именно представителей бюджетной сферы?

А.М.: Вы знаете, я в этом усматриваю, в том, что образование будет платным, как положительную, так и отрицательную сторону. Положительное, как мне кажется, заключается в том, что в психологии, в сознании современного человека уже укоренилось, что бесплатно не стоит ничего. Это от части, мне кажется, сформировано уже ушедшей в прошлое советской системой. Если люди будут за свое образование платить, они будут ценить то, что они получают. С другой стороны, конечно, мы понимаем, что сумма не маленькая, и не каждый человек может 35-40 тысяч в год заплатить за образование для души. Я не оговорился, действительно, теология это как философия, это как история и филология, как другие гуманитарные знания, дисциплины, которые помогают человеку развиться интеллектуально и мировоззренчески. На этом нельзя делать денег. И если люди сегодня платят большие деньги, они хотят получить желаемый результат. Чтобы это окупилось. Теология это не юриспруденция, и не экономика, и не другие, так сказать, специальности, которые можно очень быстро воплотить в какой-то материальный результат. Но церковь, решаясь на совместный проект с университетом, предусмотрела, так сказать, все минусы этих финансовых обстоятельств. Мы готовы идти на определенные финансовые жертвы. Я скажу, что сегодня владыкой Иринархом и университетом принято решение в возможности экономической помощи со стороны русской православной церкви тем студентам, которые не могут просто взять из кармана, заплатить эти деньги в полном объеме. В особенности, людям, работающим в бюджетной сфере. Мы будем помогать.

Ведущий: Итак, все-таки, вот перспектива работы кафедры. Т.е., по каким специальностям вы будете готовить, извиняюсь за тавтологию, специалистов, направления, движения, так скажем? К чему вы готовы? Какие, так скажем, направления вы готовы взять на себя?

А.М.: Ну, я еще раз хочу сказать, чтобы быть терминологически точным, что мы будем осуществлять стандарт «эксперт в области теологии», утвержденный министерством образования.

Ведущий: Это понятно. Но эксперты могут быть немножечко локальнее, да?

А.М.: Я понял так, что вы хотите спросить, какую специализацию могла бы ????????? (неразборчиво)

Ведущий: Да, да, да, конечно.

А.М.: …кафедра в своей научной работе. Здесь тайн у нас нет. Я хочу сказать, что этот стандарт он преимущественно исторический. У нас очень много истории. У нас, извиняюсь, история русской православной церкви, история христианской церкви, история западных исповедований, история нехристианских религий, история новых религиозных движений. Одним словом, много истории. Состав кафедры тоже своеобразный. И его составляют, в основном, люди, имеющие также историческое образование. Я не знаю, почему так получилось. Но вот такие люди собрались. Поэтому одно из направлений, которые мы будем развивать, это, конечно же, церковная история. Это история пермской епархии, история христианства в Пермском крае. Это церковно-государственные отношения. Проблематика церковно-государственных отношений сейчас очень актуальна в связи с тем, что она представляет из себя действительно большую проблему. Это будущность церкви в светском государстве с учетом всех исторических традиций. Мы хотели бы развивать и направление изучения христианского востока. Это тоже актуальная задача, актуальное направление, потому что сегодня крепнут контакты русской православной церкви с братскими кефальными церквями, с Александрийским, с Иерусалимским, с Антиохийским патриархатом. Кто внимательно следит за политическими событиями, тот знает, что сегодня Россия активно ведет политику возвращения собственности, нашей собственности за рубежом и в Палестине и в Израиле. Создаются специальные структуры, подведомственные государству и церкви, в частности, Императорское православное палестинское общество, которое осуществляет огромную научную и просветительскую благотворительную деятельность в этих странах. И мы уже имеем приглашения принять участие в этих научных проектах.

Ведущий: Батюшка, у нас есть телефонный звонок. Давайте послушаем наших уважаемых земляков. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Это Владимир. Ну, я бы хотел сказать, что существует также история атеистического движения. Почему-то об этом ваш собеседник не говорит ничего.

Ведущий: Я вас не очень понял. У вас какой вопрос, извините?

Слушатель: Ну, он говорит об истории христианского, там какого-то еще любого другого движения, но только не атеистического.

Ведущий: Владимир, вы, видимо, не слышали тему нашего разговора. Это открытие кафедры теологии при Пермском государственном университете.

Слушатель: Понятно. Я об этом и говорю. Но он-то рассказал обо всех историях, кроме атеистического. Правильно?

Ведущий: Ну, мы еще раз подчеркиваем, что все-таки кафедра теологии открывается и рассматривается именно взгляд на религию, на конфессию в данном случае и с точки зрения, опять-таки конфессиональной. Т.е., с точки зрения человека, скажем, все равно православного. Да, вот это, наверно, важно понять. Ну, может быть, есть смысл с точки зрения православного человека изучать и атеистическое учение. Есть такая необходимость?

А.М.: Мы такую задачу перед собой не ставим.

Ведущий: Там есть, что вообще изучать?

А.М.: Поскольку существует государственно утвержденный стандарт, мы будем его придерживаться. В стандарте этого нет.

Ведущий: Ну, хотя, в общем, еще раз говорю, т.е. это немножечко отходит от нашей темы. Итак, вот сейчас вы набираете уже ваших абитуриентов, будущих ваших студентов. Сколько человек вы готовы принять в этом году? Какие условия для поступления? Может быть, есть экзамены, может быть, нет экзаменов. Давайте всю вот эту составляющую, так скажем, чисто практическую для наших радиослушателей расскажем.

А.М.: Согласно имеющейся договоренности с Пермским государственным университетом в этом году мы имеем возможность набрать 25 человек, которые будут обучаться в течение двух с половиной лет. Это специалисты, имеющие базовое гуманитарное образование. Это историки, это филологи, это философы, культурологи. Практически весь спектр медицинских специальностей. И военных специальностей. К сожалению, перечень специальностей, которые мы имеем возможность привлекать для получения дополнительной квалификации, он недостаточно широк. В этом недоработка, как мне кажется, существующего стандарта. Но в перспективе мы хотели бы организовать обучение и по стандарту переподготовки, который будет гораздо меньше по аудиторным часам, по своим техническим параметрам. Но будет позволять нам принимать для обучения специалистов, имеющих высшее образование любого качества, любого направления.

Ведущий: До какого срока будут приниматься заявления? Куда нужно обращаться? В общем, куда человеку пойти? Вот, допустим, я решил поступить, что мне нужно сделать? Что нужно иметь с собой?

А.М.: Заявления мы принимаем уже сегодня. Свое желание учиться у нас вы можете изъявить и в региональном институте непрерывного образования Пермского государственного университета. И в храме Всех Святых, где я являюсь настоятелем. Есть ответственные за прием люди. В частности, Шубина Зинаида Валерьевна. Ее телефон 216-87-86. Она принимает соответствующие документы и заявки. Экзаменов мы устраивать не будем. Я думаю, что мы ограничимся собеседованием, которое будет проводиться согласно установленный формы. Ориентировочные сроки собеседования это первая декада августа месяца. Поэтому чтобы выразить свое желание учиться у нас вы, по крайней мере, имеете еще полтора месяца. Спешите.

Ведущий: Что ж, на этом наш эфир заканчивается. Я вас благодарю. Напоминаю, у нас в гостях был настоятель Всехсвятского храма города Перми протоирей Алексей Марченко. Я желаю вам успехов. Надеюсь, что в следующий раз мы будем беседовать уже о перспективах превращения кафедры в факультет. И, может быть, это все будет в этом направлении и развиваться.

А.М.: Ну, дай бог, Вячеслав, чтобы все было, как вы сказали. Нашим радиослушателям я желаю доброго здравия, божьей помощи во всех ваших делах, которые вы творите на этой земле. Храни вас Господь.

Ведущий: Спасибо, батюшка. Всего доброго. До свидания. Это была программа «Публичные люди».


Обсуждение
36227
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.