Верхний баннер
04:43 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 22 апреля 2009

«На нейтральной полосе». Качество дошкольного образования в Перми.

«На нейтральной полосе».  Качество дошкольного образования в Перми.

Ведущий: Это программа «На нейтральной полосе». У микрофона Роман Попов. Сергей Слободин работает для вас за звукорежиссерским пультом. И сегодня у нас в гостях Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми. Людмила Анатольевна, добрый день.

Людмила Гаджиева: День добрый.

Ведущий: И заместитель декана факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета Елена Чертоляс. Елена Васильевна, здравствуйте.

Елена Чертоляс: Здравствуйте.

Ведущий: Сегодня мы говорим с вами о новшествах в пермском дошкольном образовании. Соответственно, детские сады. Друзья, 51 минута у нас есть на то, чтобы поговорить о детских садах. По традиции, кстати, перед моими вопросами сообщение, которое к нам пришло на сайт www.echoperm.ru. «Скажите, должна ли быть в детском саду должность психолога и педагога? В каждом детском саду или только в специализированных она есть?»

Л.Г.: Желательно, чтобы эта должность была в каждом детском саду. И, как показывает практика, практически каждый детский сад имеет психолога и социального педагога.

Ведущий: То есть, каждый, а не только специализированный?

Л.Г.: Да, каждый, не только специализированный.

Ведущий: Ну, и прекрасно. Вот мы ответили на вопросы, пришедшие на сайт. Вот не так давно состоялась конференция «Новые подходы… да, состоялась ведь она уже?

Л.Г.: Да.

Ведущий: «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования». Эта конференция состоялась в Перми. И по этому поводу сразу вопрос. У нас Пермь опять экспериментальная площадка? Почему именно в Перми проходит конференция по новым подходам к предоставлению общедоступного дошкольного образования, Людмила Анатольевна?

Л.Г.: Ну, Пермь стала, по сути говоря, действительно некой площадкой лишь потому, что у нас проблема доступности услуг дошкольного образования точно также была актуальна, как и во многих других городах Российской федерации. И городские власти изыскивали всевозможные механизмы решения этой проблемы. И мы считаем, что мы очень серьезно продвинулись в ее решении, если не сказать, что она практически решена. Понятно, что образование других городов Российской федерации смотрит интернет ресурсы, читает профессиональные журналы. И как показала вот эта конференция наша городская, открытая конференция, наш опыт оказался востребованным. И из 18 городов России, действительно, со всех уголков, там, значит, и Алтай, значит, из Сыктывкара, и даже из Якутии, Москва, и Урал приехали гости для того, чтобы посмотреть, каким образом мы решаем эту проблему.

Ведущий: То есть, я правильно понимаю, что уникальность Перми в данном случае, прежде всего, в том, что у нас были очереди в детский сад, а сейчас либо они резко сократились, либо в некоторых местах их просто нет?

Л.Г.: Да, по ряду территорий города, по ряду районов их практически нет. Особенно то, что касается детей в возрасте от 3-х до 7 лет. Где-то проблема осталась. Это Дзержинский, Индустриальный, это для трех,- четырехлеток. Ну, а, вообще, на сегодняшний день, я фиксирую следующее. Вот если раньше каждый вторник, когда идет прием по личным вопросам, всегда была одна мама, там, папа, которые просили путевку в детский сад, то сегодня вот уже в течение полугода нет ни одного обращения ни в департамент образования, ни на сайт главы города. Во многом это обусловлено также и тем, что Пермь включилась в краевой проект по выплатам пособий. И теперь с помощью этого проекта у семьи появился выбор – либо семья получает путевку в муниципальный сад, либо семья, получив эту выплату, покупает услугу в какой-то другой организации, учреждении, либо сидит дома с ребенком.

Ведущий: Я так понимаю, что процесс был довольно резким. Потому что я еще помню, когда мы вставали в очередь в детские сады, у нас был там какой-то, ну, запредельный номер, не обещающий ничего хорошего. И вот сейчас, насколько мы с вами поговорили перед эфиром, то есть, у нас есть там несколько сотен аж свободных мест уже в детских садах в некоторых районах, куда можно устраиваться. То есть, очереди в некоторых районах исчезли в принципе. Это произошло благодаря чему? То есть, только ли возможность выплатить деньги родителям, которые сидят с ребенком дома поспособствовало уменьшению очередей? Или есть еще какие-то новации?

Л.Г.: Да, ну, вы помните, что мы в 2007-м году очень активно восстанавливали ранее перепрофилированные группы. Восстановили 56 групп за два года. Мы восстановили 8 детских садов. В целом вот такими традиционными способами по реконструкции, ремонту мы запустили дополнительно порядка трех, трех с половиной тысяч мест. Уже за счет этого очередь серьезно продвинулась. Это, во-первых. Во-вторых, с 7-го года мы закупали услуги дошкольного образования в частном секторе. И это способствовало тому, что, действительно, рынок негосударственный стал постепенно развиваться. Ну, и выплаты, еще раз, действительно, стали еще одним механизмом, с помощью которого появляется интерес негосударственных учреждений в этой сфере.

Ведущий: Людмила Анатольевна, вам не верят. Вот серьезно, вам не верят. Тут говорят: «Это где такие сказки? Уточните. Я слышу только про очереди от своих подруг и требование купить что-нибудь для детского сада, чтобы ребенок, может быть, туда попал».

Л.Г.: Значит, те, кто не верят, могут обратиться и в департамент образования. Еще раз подчеркну, что на сегодняшний день по городу есть 214 свободных мест. И прямо сегодня мы можем ребенку выдать путевку в муниципальный детский сад.

Ведущий: Ну, только, если это не Дзержинский и не Индустриальный районы. Там, пока очереди сохраняются.

Л.Г.: Да.

Ведущий: Очереди там сохраняются в силу каких причин? Там просто народу больше живет?

Л.Г.: Там не то, чтобы очередь сохраняется. Там муниципальные детские сады укомплектованы детьми, а остальные получают вот это пособие. По Дзержинскому району, ну, действительно, таким образом сложилось, что мест… самих зданий детских садов они получается, как бы, были исчерпаны. Но мы, поимая, что именно в этих двух районах очередь особенно стоит, значит, проблема стоит особенно остро, мы как раз сейчас там постепенно высвобождаем типовые здания детских садов. И планируем их передавать по условиям концессионного соглашения под негосударственные образовательные учреждения.

Ведущий: Это если раньше вместо детского сада был склад ненужных вещей, то теперь склад освободят, снова будет детский сад.

Л.Г.: Нет. В Дзержинском районе это школа № 90, которая находится в здании типового детского сада. Сейчас мы школу 90 предлагаем воссоединить с 25-й школой. И здание детского сада спокойно будет передано опять же под дошкольное образование.

Ведущий: Ну, я чувствую, что у нас заскучала немножко Елена Васильевна Чертоляс, зам.декана факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета. Поэтому давайте сейчас перейдем, будем допрашивать вас. Итак, вот у нас прошла конференция «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования». Я так понимаю, что туда из 18 городов страны люди приехали не только для того, чтобы узнать, что мы деньги платим родителям, которые с ребенком дома занимаются. Но еще и для того, чтобы узнать, какие новые образовательные подходы у нас появились в детских садах. Так вот какие у нас воспитательные программы реализуются, которые интересны не только нам, но еще и представителям других регионов.

Е.Ч.: Разрешите вас поправить. У нас в детских садах реализуются образовательные программы. Потому что образовательный процесс с детьми дошкольного возраста включает как раз воспитание, развитие и обучение. Поэтому программы наши называются образовательные. И сегодня, вы совершенно справедливо отметили, не случайно к нам приехали специалисты, высококлассные специалисты в области дошкольного образования из 18 субъектов Российской федерации. Потому что реализация образовательных программ в Перми давно стабильно идет на высоком качественном уровне. Сегодня в нашем городе реализуются практически все федеральные известные программы дошкольного образования. То есть, они прошли апробацию, внедрение и уже имеют высокие результаты. Это такие программы, как «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Школа 2100». То есть, это как раз слова очень известные всем людям, которые сталкивались с дошкольным образованием. Мало того, у нас на территории Перми и Пермского края, действительно, реализуются уникальные программы, вы совершенно справедливо заметили. Это программы, которые были разработаны на территории Перми пермскими учеными, апробировались в пермских детских садах. И теперь имеют распространение на всю Российскую федерацию. Это программа социального развития Людмилы Владимировны Коломийченко, это программа «Азбука здоровья» Татьяны Эдуардовны Токаевой, это программа Александры Михайловны Федотовой «Пермский край – мой родной край». Это, по сути, бренды Перми, которые сегодня распространяются в массовое дошкольное образование Российской федерации. И еще хотелось отметить одну уникальную программу, которая разработана у нас в Перми. Это программа разработана современными учеными Токаевой Татьяной Эдуардовной и Александром Анатольевичем Наумовым «Путешествие в страну Здравию». Это программа двигательной коррекции для детей с детским церебральным параличом. И, коль уж говорить об уникальности, у нас в Перми сегодня реально реализуются программы для детей с нарушениями интеллекта, с нарушениями слуха, с нарушениями речи, с нарушениями зрения. Так вот, например, очень уникальная программа реализуется в 396-м детском саду, где как раз работают с детьми с нарушением слуха. Сегодня у нас активно развиваются информационные технологии в образовательном процессе с дошкольниками. Так, например, в 29-м саду реализуется программа ????????? (неразборчиво). Сегодня даже в частных детских садах у нас реализуется отдельные уникальные программы. Вот мой приход в частные детские сады позволил мне наблюдать картину, когда и методика Монтессори активно внедряется. И даже в одном детском саду я увидела, что меня приятно поразило, реализацию идей Фребеля. Фребелевские общества - это начало 20-го века в Перми, когда вот только-только идеи общественного воспитания начали зарождаться, и организовывались как раз Фребелевские общества. По типу европейских обществ жены фабрикантов, промышленников вот создавали такие ассоциации, и продвигали идеи семейного воспитания, общественного дошкольного воспитания. И я сегодня в начале 21-го века в Перми вот увидела детский сад, где реализуются идеи Фребеля до сих пор.

Ведущий: То есть, можно сказать, что у нас каждый сад еще и по своему уникален?

Е.Ч.: Да. Образовательный процесс в каждом детском саду соответствует с нынешним законодательством, которое регламентирует работу детских садов, определяется педагогическим коллективом детского сада. И воспитательная система она простраивается как раз с учетом особенностей детей, которые посещают данное дошкольное учреждение.

Ведущий: Пока Елена Васильевна рассказывала с улыбкой на лице о том, как у нас хорошо и все прекрасно в системе дошкольного образования, нам пришли гневные сообщения по ICQ в адрес Людмилы Анатольевны. Во-первых, вас спрашивают: «Вы хотя бы представляете реальное положение дел в дошкольном образовательном учреждении? Сколько получает нянечка, в каком состоянии муниципальные сады». Людмила Анатольевна, вы представляете реальное положение дел?

Л.Г.: Да, я представляю. Я вас скажу, сколько получает заработную плату и нянечка, и воспитатели. Можно даже посравнивать их заработные платы с заработными платами в негосударственном учреждении. Но вечный наш вопрос – почему так воспитатели мало получают, и что нужно сделать для того, чтобы они получали больше. Вот если взять обычный детский сад, то заработная плата воспитателя, понятно, что в зависимости от той нагрузки, которую он несет, то есть, это может быть ставки, это может быть полторы ставки, значит, она варьируется от пяти тысяч до 13 тысяч рублей.

Ведущий: Воспитатель?

Л.Г.: Воспитатель. Логика следующая. Хочешь зарабатывать? Понятно, что ты вынужден брать большую нагрузку. Я считаю, что это совершенно нормальная ситуация. Средняя зарплата воспитателя по городу составляет порядка 9 с половиной тысяч рублей. Ну, примерно, аналогичные ситуации в других городах. Мы вчера как раз имели возможность посравнивать вот. Что касается заработной платы воспитателей в негосударственном секторе, совершенно аналогичная ситуация. Их зарплата составляет 10 тысяч рублей в месяц.

Ведущий: То есть, в частных садах 10. В муниципальных – 9 с половиной в среднем, да. И там, и там может быть больше, и там, и там может быть чуть меньше. То есть, это нормально. А нянечка? Вот тут про нянечку спрашивают.

Л.Г.: Значит, нянечки получают сейчас …в любом случае в соответствии с законодательством мы вынуждены доводить заработную плату их до 4 тысяч 430 рублей. Меньше по закону любой работник в детском саду, да и в любом другом учебном учреждении получать просто не может. Поэтому сейчас тут другая проблема стала возникать. Что младший обслуживающий персонал и вот такие должности, как нянечка, то есть, они получают зарплату, ну, достаточно близко приравненную уже, ну, близко к зарплате воспитателя, что тоже не есть правильно.

Ведущий: А есть вообще технические возможности увеличить заработную плату воспитателям, нянечкам?

Л.Г.: Значит, первое, что необходимо делать, и об этом мы всегда проговариваем с заведующим, это искать внутренние резервы у себя в образовательном учреждении. Это то, что мы называем разумной, грамотной оптимизацией расходования бюджетных средств внутри у себя. Малогрупповой детский сад, я уже об этом говорила неоднократно, значит, каким образом там распределяется фонд оплаты труда. Только половина идет на педагогический состав заработной платы. Остальная вся зарплата уходит на содержание административного персонала. Разве это правильно? Неправильно. И потому вчера мы имели возможность пообщаться, там из Калуги, да, по-моему, Елена Васильевна, приезжали люди. Они объединяют в холдинги. У них в одном холдинге находится по 6, 7 образовательных учреждений, да. 6, 7 детских садов объединились в одно юр.лицо. Они достаточно серьезно, получается, сэкономили на содержание административного персонала. Тем самым, перераспределили эти средства на зарплату воспитателям. Вот примерно эта же идея сегодня у нас обсуждается тщательно и в городе Перми.

Ведущий: «Расскажите, пожалуйста, услуги психолога и логопеда. Они должны быть платными или бесплатными?», - пишут нам на ICQ. «И вообще, какие услуги в детском саду оказываются на бесплатной основе, а какие платно?»

Л.Г.: Очень хороший вопрос. Хотя традиционно на него даем ответ. Я еще раз говорю, у нас в городе Перми разработан паспорт услуги дошкольного образования. Это книжечка, которая сегодня лежит, по крайней мере, должна лежать абсолютно в каждой группе. И мама может, прочитав этот паспорт услуги, четко разобраться, что она получает за бюджетные деньги, то есть, бесплатно для семьи, а за что она может заплатить, если, конечно, эта услуга ей интересна. Значит, все. И вот ответ на вопрос любой там будет понятен.

Ведущий: «К кому можно обратиться, если психолога и логопеда в детском саду нет?» Здесь приводится номер детского сада. Потом передам. Не знаю, нужно ли это озвучивать в эфире.

Л.Г.: Хороший вопрос, системный. На самом деле, мы всегда привлекаем родителей к управлению образовательным учреждением. И, конечно, управлять сверху наличием психолога из департамента образования это, ну, по меньшей мере, глупо. Ответственность за формирование штатов лежит в первую очередь на руководителе образовательного учреждения. И если по каким-то причинам заведующий и административная команда вдруг считает необходимым, сказать, что, да, вот в их детском саду психолог почему-то не нужен, у управляющего совета этого детского сада есть возможность обсудить этот вопрос у себя внутри в детском саду. И даже если вдруг не нашли там понимание, ну, вот разные точки зрения, идет спор, конфликт не исчерпывается, то мы всегда сможем помочь разобраться в этой ситуации внутри у себя в департаменте образования.

Ведущий: То есть, в принципе, этот вопрос может вполне быть решаем родителями, наличие психолога?

Л.Г.: Можно. Ну, понятно, что таких административных ресурсов у родителей нет, потому что штатное расписание в любом случае формирует руководитель образовательного учреждения, это его зона ответственности, это его полномочия. Но воздействовать управляющий совет на административную команду детского сада может и должен.

Ведущий: А не получится ли так, что за услуги психолога придется доплачивать отдельно?

Л.Г.: Вот еще раз надо смотреть, какие это услуги. Потому что услуга услуге рознь.

Ведущий: У нас есть телефонный звонок. Добрый день. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Елена. У меня следующий вопрос. Вот сейчас достаточно лучезарно была описана ситуация с отсутствием, вернее, с почти полным отсутствием очередей для детишек, начиная с трех лет. А что у нас обстоит с группами от двух до трех лет? Будут ли они каким-то образом увеличиваться в своем количестве? Потому что вот у меня лично две дочки двойняшки. Им уже два года. И я бы хотела, например, с сентября этого года отдать их в детский сад, а не с сентября 10-го года. Ведущий: Понятно. Спасибо вам большое за вопрос. Я к нему, собственно, присоединяюсь, потому как у меня тоже ребенку два года, и тоже хотелось бы его отдать в детский сад.

Л.Г.: Значит, снова отвечаю аналогичным образом. Ситуация разная в разных районах. Если вы проживаете в Свердловском, Кировском районе, то уверена, что именно и сейчас вы сможете получить место для ребенка, которому исполнилось два, два с половиной года. Если это Дзержинский, Индустриальный район пока, к сожалению, таким образом похвастаться не могу.

Ведущий: Сидите дома, получайте деньги.

Л.Г.: Нет. Вы можете сесть на машину, вы можете сесть на автобус, и привезти своего ребенка из Дзержинского района в Свердловский.

Ведущий: Ладно, совет принимается. Давайте еще один телефонный звонок. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алле. Здравствуйте. Меня зовут Татьяна. Я домохозяйка. И хотела бы спросить. У моего сына обнаружили гиперактивность. Я в смятении, что это такое, и куда можно обратиться за помощью?

Ведущий: Понятно. Спасибо вам большое. Зам.декана факультета педагогики и психологии детства ПГПУ Елена Чертоляс. Елена Васильевна, давайте уж вам слово.

Е.Ч.: Ну, во-первых, паниковать не надо. Естественно, что сейчас вы начинаете каким-то образом задумываться, каков ваш ребенок, почему это случилось. Я думаю, что дети, гиперактивные дети с дефицитом внимания, вот так они называются. Это дети, у которых ослаблены некоторые процессы. Все это корректируется в дошкольном детстве. Есть образовательные маршруты, которые сопровождают такого ребенка. И есть огромное количество специалистов у нас в городе Перми, которые, во-первых, могут вас принять и проконсультировать. Сразу, пользуясь случаем, могу вам представить возможность консультации специалистов кандидатов наук в лаборатории психофизического развития ребенка факультета педагогики и психологии детства. Ну, и у нас есть образовательные учреждения, которые работают с таким контингентом детей. Эти дети посещают регулярно детский сад. Для них организуется специальный образовательный процесс. Они все очень успешно готовятся к школе и уходят в первый класс. Поэтому паниковать-то точно не надо. Сегодня и наука, и практика готовы работать с такими детьми.

Ведущий: То есть, ничего страшного в гиперактивности ребенка на самом-то деле нет?

Е.Ч.: Нет, это дети, у которых просто процессы внимания, памяти, мышления, восприятия особые. Вот они особые. И при квалифицированном воздействии, при квалифицированной работе с подобным ребенком этот ребенок совершенно спокойно дальше имеет возможность перейти в школу и заниматься обучением.

Ведущий: Добрый день. Алло.

Слушатель: Добрый день. Меня зовут Екатерина. Моему ребенку в конце мая исполняется 5 лет. На сегодняшний день мы не посещаем детский сад. И получаем деньги по муниципальной программе. Но мне бы все-таки хотелось… Вот у меня два вопроса. Первый вопрос по поводу этих денег. Почему они поступают с опозданием на месяц? На сегодняшний день я получила январь, февраль и половину марта. Вот, возможно, за вторую половину марта деньги поступили. Но ведь уже конец апреля.

Ведущий: Давайте сразу второй вопрос.

Слушатель: Я бы хотела отдать своего ребенка в частный детский сад после того, как ему исполнится 5 лет. По той причине, что я хочу иметь маленькую группу. Чтобы моему ребенку уделялось максимум внимания. И у меня вопрос. Вот деньги после 5 лет уже не выделяются на детей. А имею ли я какое-то право и возможность вообще получить компенсацию, хотя бы частичную, за частный детский сад от муниципалитета?

Ведущий: Понятно. Спасибо большое. Вот поступил к нам вопрос по телефону. Давайте на него по порядку отвечать. Первая часть вопроса. Почему деньги приходят с опозданием?

Л.Г.: Ну, давайте скажу, что деньги приходят не с опозданием, а в соответствии с правилом. 20 числа каждого месяца деньги приходят за предыдущий месяц. То есть, 20 апреля мы должны получить деньги за март месяц. И так каждый раз.

Ведущий: И второй пункт. Ну, вот ребенку уже больше 5 лет. И его в частный детский садик хотят отправить. А вот не мог бы муниципалитет слегка посодействовать в этом вопросе, денежно?

Л.Г.: Ну, во-первых, действительно, мы планировали, что с 5-7 лет мы готовы устроить абсолютно каждого ребенка в муниципальный сад.

Ведущий: То есть, в частный можно не идти.

Л.Г.: Но у мамы есть желание идти в частный. Нет. И в этой части тоже есть наша технология пермская. Мы закупаем услуги дошкольного образования у частных детских садов. И если обратиться к специалисту департамента образования, можно выйти на приемную, и назовут фамилию этого специалиста, то вам подскажут, с каким детским садом у нас заключен такой муниципальный контракт.

Ведущий: То есть, в принципе, можно пойти в частный детский сад.

Л.Г.: И из бюджета пойдут за этим ребенком деньги.

Ведущий: А у меня вопрос сейчас к Елене Васильевне. Вот, скажите, а у нас принципиально детский сад частный от детского сада муниципального чем отличается? Вот я никак не могу понять. Я понимаю, что частные, наверно, находятся в каком-то другом помещении. И там, наверно, меньше народу, и больше денег нужно платить. А еще?

Е.Ч.: Ну, как показало мое последнее исследование работы частных садов, по образовательному процессу они мало, чем отличаются от муниципального детского сада. То есть, режим дня, и реализуемые программы, и проектирование образовательного процесса практически сходны. Но в частных детских садах, чем вот они сегодня привлекательны для некоторых родителей, меньше наполняемость в группе, больше средств уходит на материально-техническое оснащение образовательной деятельности. Безусловно, там больше игрушек. Там больше различных пособий. Там работает большее количество узких специалистов. То есть, психологов, логопедов, всяческих учителей хореографии, английского. Есть в некоторых частных детских садах возможность занятий на компьютере под руководством квалифицированных специалистов. Но в целом хочу сказать, что как раз вот все, что касается образовательного процесса, они очень сходны с муниципальными детскими садами.

Ведущий: А разброс по стоимости, скажем так, нахождения ребенка в муниципальном детском саду и в частном детском саду, насколько сильный?

Е.Ч.: Разброс по стоимости? Ну, в принципе, если мы возьмем полное содержание ребенка в условиях муниципального детского сада, это сегодня где-то порядка 5 тысяч рублей. То есть, то, что платят родители, это 20 процентов от полного содержания ребенка в муниципальном детском саду. То есть, в муниципальном детском саду ребенок обходится вот порядка 5 тысяч рублей.

Ведущий: А родители платят там около тысячи в месяц.

Е.Ч.: Да, около тысячи в месяц. То есть, это 20 процентов. Во всей Российской федерации практически такая же картина. А в частном детском саду, вот как показал сравнительный анализ цен, это цена варьируется от 8 до 16 тысяч рублей. Ну, в основе, средняя цена где-то порядка 10 тысяч рублей. И это все объясняется затратами на оказание этой услуги. Потому что они содержат коммерческую недвижимость, они оплачивают коммунальные платежи, работу сотрудников, систему охраны, аренду прилегающей территории. И также формируют бюджет, практически, как в муниципальных детских садах. Полные затраты делятся на количество детей. И формируется таким образом родительская оплата. Ведущий: Людмила Анатольевна, вам поступают жалобы от родителей на качество дошкольного образования?

Л.Г.: К счастью, не могу сказать, что это системно. Хотя, конечно, все равно отдельные случаи иногда бывают. Ну, это совершенно единичные случаи. С каждым отдельным мы разбираемся особенно тщательно.

Ведущий: То есть, в принципе, бывает, поступают. На что обычно жалуются?

Л.Г.: Вот я тоже обратила последнее время, проблема, я как уже сказала, исчезла с доступностью услуги. А сейчас родители обратили внимание на благоустройство игровых площадок. Вот участились в этой связи какие-то жалобы, обращения на сайт, к нам в департамент образования. Вот песочница уже без песка, формы игровые покосились, ну, и так далее, вот такого рода.

Ведущий: Понятно. А почему к вам-то жалуются? Это, по-моему, можно и частным порядком решить, нет?

Л.Г.: Я, кстати, хочу сказать, что очень грамотные хозяйственники, заведующие интересно решают эту проблему. Вот мы в рамках конференции были в 47-м детском саду. Он имеет статус муниципального автономного сада. Заведующая рассталась со всеми сторожами, вывела охрану детского сада на сигнализацию, сэкономила 300 тысяч рублей в год на основании этого. И в течение лета обновила абсолютно все игровые площадки в детском саду. Там сказка стала.

Ведущий: Следующий вопрос. Вот в Перми, в принципе, понятно. Была очередь. Очередь уменьшается. Были проблемы. Проблемы решаются. Понятно, что какие-то из них останутся, и так далее, и так далее, и так далее. А как дела обстоят вообще в других городах, в других регионах?

Л.Г.: Да, много интересного удалось узнать из других территорий. Но вот мне понравился в Сыктывкаре интересный подход. Разделили понятия образовательной услуги дошкольного образования и услуги по присмотру и уходу. И у них размещаются муниципальные задания в автономных детских садах только на первую составляющую, то есть, на образовательную услугу. Все, что связано с присмотром и уходом благополучно ложится на плечи родителей. К этому можно относиться по-разному. Но вот этот факт есть. Соотнесли свои тенденции в плане создания автономных детских садов. Мы видим, что планомерно все территории абсолютно движутся одинаково в этом направлении. Опять вот то, что мы уже сегодня зацепили, это объединение, укрупнение детских садов. То есть, это не мы, не единственная территория, которая идет по этому направлению. Калуга также движется. Укрупняют, тем самым, очень грамотно расходуют бюджетные средства, увеличивают зарплату воспитателей.

Ведущий: А когда у нас процесс укрупнения начнется?

Л.Г.: Ну, мы планируем, что он начнется в этом году. И вот уже сейчас отрабатываем с педагогическими коллективами для того, чтобы разъяснить воспитателям, зачем, для чего это делается.

Ведущий: То есть, я правильно понимаю, что уже есть даже какие-то предварительные планы? То есть, вот эти вот два детских садика в эту структуру укрупнятся, и так далее.

Л.Г.: Планы, безусловно, есть. Но точно также каждый план мы согласовываем с руководством этих учреждений. Разъясняем и родителям, и воспитателям, зачем это надо.

Ведущий: Доброе утро. Алло.

Слушатель: Добрый день. Зовут меня Алексей. Мотовилиха. У меня вопрос вашей гостье. Вот, значит, по частным детским садам. Насколько я знаю, в 2003-м году нормы СанПИН поменялись. И они ужесточились. И современные детские сады, которые были построены 10, там, 15 лет назад, в частности, значит, туалетные комнаты, буфетные в эти нормы уже не укладываются. Скажем, санузел должен быть групповой площадью 16 квадратных метров. Вот меня интересует, как это в частных детских садах соблюдаются эти нормы? И. вообще, проходят ли они аттестацию Роспотребнадзора? Спасибо.

Л.Г.: Спасибо за вопрос. Действительно, санитарные нормы и правила, ни есть. И они одинаково распространяются что на муниципальные детские сады, что на негосударственные. Более того, руководители негосударственных детских садов жалуются на, ну, предвзятое где-то отношение со стороны надзорных органов к ним. Они считают, что к ним относятся более жестко, чем к муниципальным. Ну, и, безусловно, они получают, негосударственные детские сады, лицензию на образовательную деятельность.

Ведущий: Добрый день. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. У ребенка выявлено нарушение слуха. Не хочу, чтобы мой ребенок посещал специальный детский сад. Есть ли совместные группы с нормально развивающимися детьми?

Е.Ч.: Ну, совместные группы с нормально развивающимися детьми у нас, в принципе, сегодня это пока идея, которая находится в стадии разработки. Включение в образовательный процесс, это процесс инклюзии. И в принципе он сегодня активно разрабатывается. У нас есть детский сад 396-й, где данные дети интегрируются в коллектив сверстников по индивидуальным показаниям. То есть, все зависит от индивидуального развития и состояния здоровья именно вашего ребенка. И поэтому у нас есть прецеденты в городе Перми, где такой ребенок может включиться в занятия, в жизнедеятельность со своими сверстниками, у которых нормальное развитие слуха.

Ведущий: Вообще, ребенку таким образом не тяжелее будет в обычном детском саду, если у него действительно серьезное нарушение слуха?

Е.Ч.: Опять же оговорюсь. Каждый раз это процесс очень индивидуален. Специалисты, как правило, это консилиум, несколько специалистов, и педагоги, и врачи, и психологи, логопеды, они собираются и принимают решение о нахождении ребенка в коллективе, о времени нахождения, о видах деятельности, которые будут ребенку предоставлены вместе с нормально развивающимися сверстниками. То есть, каждый раз это процесс очень индивидуальный. Но, тем не менее, в структуре образовательных учреждений города Перми есть учреждения, где проходят процессы интеграции. И как раз эти дети включаются в коллективы сверстников.

Ведущий: Ну, и по ICQ пришел вопрос, Людмила Анатольевна. Вот вкратце буквально, на да, нет, н не по теме. Просто очень просят узнать, могут ли ребенка отчислить из школы за то, что он не справляется с программой по физкультуре?

Л.Г.: Нет.

Ведущий: Не могут. Людмила Анатольевна, я правильно понимаю, вот, если подводить уже краткие итоги нашего разговора. Итак, по большей части районов Перми у нас нет очереди в детские сады, у нас решается, собственно говоря, проблема самыми разными способами, но, в частности, и выплаты родителям, которые сидят дома с детьми. Это позволяет тем, кто хочет ребенка отдать в детсад отдавать, кто не хочет не отдавать. Но сразу же возникает следующий момент. Но ведь ребенок же должен до школы посетить, ну, хоть сколько-то вот это вот дошкольное образовательное учреждение. Не получится ли у нас ситуация, при которой родители отдают ребенка только в первый класс?

Л.Г.: Значит, ну, давайте разведем вопрос на две части. Должен и… Формально по закону мы не обязаны заставить ребенка получить услугу дошкольного образования. Это право остается за семьей. Но желательно, чтобы, по крайней мере, с пятилетнего возраста эта услуга дошкольного образования все же была ребенком получена. Ну, вот.

Ведущий: То есть, пока желательно. Я просто слышал, что у нас чуть ли не на законодательном уровне рассматривается вопрос об обязательности дошкольного образования, там, где-то в течение года перед школой. Но это что-то на уровне Государственной Думы. По крайней мере, подобные вопросы не так давно поднимались.

Л.Г.: Ну, тогда это будут внесены необходимые изменения в закон об образовании.

Ведущий: Давайте посмотрим на следующий момент. Что у нас с дошкольным образованием в Перми в перспективе? То есть, вы, я так понимаю, движетесь в направлении так стабильно. Уверенны в правильности пути. К чему в итоге мы должны прийти?

Л.Г.: Значит, ну, во-первых, решив, или, скажем так, планомерно решая проблему доступности услуги дошкольного образования, нужно уже переходить отрешения этой задачи к задаче повышения качества дошкольного образования. Это задача, которая… значит, ну, она всегда будет актуальна, всегда есть, к чему стремиться. И в этой связи очень, действительно, вовремя мы поднимаем вопросы по внедрению новых образовательных программ, по внедрению новых технологий, повышения квалификации воспитателей и управленческих кадров. Сейчас мы должны думать о качестве. Это то, что касается внутри муниципальных учреждений. Ну, а вообще, перспективная задача, которая перед нами стоит, то есть, мы сами себе в первую очередь, наверно, ставим, мы должны сделать так, чтобы количество услуг дошкольного образования на территории города было бы не меньше, чем количество получателей этих услуг. То есть, важно, чтобы для жителей города всегда был выбор. А будет конкурентная среда, ну, будет и рост качества.

Ведущий: То есть, идеальный вариант, чтобы их было даже больше.

Л.Г.: Даже больше.

Ведущий: Чтобы была возможность конкурировать друг с другом. То есть, я правильно понимаю, что сейчас, когда вот убирается постепенно очередь в детские сады, у нас еще и коррупционная составляющая в детских садах постепенно сходит на нет? Ведь, не секрет и далеко не редкий случай, когда ребенка устраивали, там, за покупку принтера, компьютера, факса, мебели в кабинет заведующей. И так далее. Вот это вообще входило в вашу задачу хотя бы побочно?

Л.Г.: Ну, я вам хочу сказать, что мы эту задачу решили еще год назад. Причем, решили жестко, быстро и весьма кардинально. Помните, тогда мы еще рассказывали, что у заведующих есть право порядка 10 процентов от вновь набираемого контингента брать на договорной основе? Приняли решение, однозначно, сказали – все, такого права больше у заведующих нет. Есть муниципальные сады. Если есть свободные места, значит, всех детей из очереди устраиваем. Все. И сейчас, если какой-то такой прецедент и возникает, то, ну, это просто крайне редко, и об этом надо сразу сообщать в департамент образования. Но заведующие сразу поняли, что таким образом действовать нельзя. Путевку выписывает орган управления образования на территории района. С этой путевкой мама идет в детский сад.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Юлия. Вас беспокоит мама. Вот у меня ребенок ходит на Нефтяников, 1 в 209-й детский сад. Вы знаете, совершенно уникальная атмосфера в садике. Замечательный психолог, очень внимательные воспитатели, нянечки. Вы знаете, просто можно мечтать вот о таком садике, в какой мы ходим. Просто общаюсь с другими мамами. Но список 34-36 человек. Группы сами по себе очень маленькие. Потому что они, наверно, не рассчитаны на столько количество детей. И при всем том, что у нас хорошие педагоги с нами работают, дети к вечеру при количестве, они посещают 30-32 человека, они просто друг от дружки устают в такой, как бы, маленькой комнате. Это вот, как-то бы вот, чтоб поменьше было ребятишек в группе.

Ведущий: А не боитесь, что за счет вашего ребенка их поменьше станет?

Слушатель: Вы знаете, даже, если за счет моего. Вы знаете, потому что не только мой ребенок ходит, но еще и многие другие дети туда ходят. И не мой ребенок только устает. И другие дети устают. И еще. Что касаемо… На территории садика, то, что там площадка, как бы, не очень хорошая. Мы там субботники собираем. У нас, как бы, такая атмосфера в садике, благодаря заведующей, создана. Но за территорией садика, это, знаете, как вот заходишь в садик, там такая грязь. Невыносимая. Просто… Вот сейчас, хоть в болотниках ходи. Это не на территории садика, это за территорией садика. То есть, получается, где должна быть пешеходная дорога, там у нас просто постоянно грязина. На территории садика, там асфальт, все. Как-то бы вот это вот сделать. Просто хоть бери сапоги резиновые, и чапай вдоль забора. Спасибо большое.

: Понятно. Спасибо. Людмила Анатольевна, давайте разбираться. Группа 34 человека, помещение маленькое.

Л.Г.: Ну, во-первых, я хотела бы поблагодарить за теплые слова в адрес педагогического коллектива. Всегда это приятно слышать и нам, и администрации, и педагогическому коллективу этого детского садика. Сейчас по списочному составу. Действительно, проблема переукомплектования детских садов в городе Перми и в других городах, она актуальна. Есть эта ситуация. Несколько меня напрягли те значения, о которых вы говорите. Соглашаюсь, что есть переукомплектованость 27-28 человек. 34-36, приду на место, посмотрю, так это или нет. Чем это обусловлено? Это обусловлено тем, что, не смотря на списочный состав, дети посещают не регулярно детские сады. И по факту, как показывает практика, и проверки надзорных органов, посещают детский сад порядка 19-ти, 15-ти, ну, 20 человек – это максимум. К чему это приводит? Это приводит к тому, что в результате, ну, отражается в конечном итоге на заработной плате воспитателей. Вот, что происходит.

Ведущий: И они добирают?

Л.Г.: И получается, что они добирают. То есть, они добирают до 27-28 человек. Мы же в условиях нормативно подушевого финансирования живем.

Ведущий: А потом все жах – и все вместе пришли, в один день.

Л.Г.: Ну, вот не бывает такого из практики. Но, тем не менее. Значит, однозначно проговорили, что с 1 сентября текущего года мы будем однозначно не больше 25 человек в группе допускать переукомплектованности. 25, ну, относительно нормально, с учетом того, что посещаемость не регулярная бывает. Ну, и при этом мы включаем очень жесткие правила сейчас в отношении муниципальных детских садов. И если из какого-то детского сада ребенок уходит, то мы на этого ребенка будем закрывать лимиты для этого детского сада. И наоборот. Если в какое-то учреждение ребенок приходит дополнительно, то мы этому учреждению будем открывать дополнительные лимиты именно на этого ребенка.

Ведущий: А пара слов про грязь за территорией детского сада?

Л.Г.: Да. Проблема есть. Каким образом предлагаю порешать. Лучше бы ее решали одновременно заведующая садиком и управляющий совет. Нужно обратиться в первую очередь к администрации района. Если нужна помощь наша, ты мы, безусловно, готовы ее оказать.

Ведущий: И давайте последний вопрос по телефону. Добрый день.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. У меня вопрос к Елене Васильевне. Скажите, пожалуйста, почему на должностях воспитателей работают зачастую люди, которые не получают специального образования? То есть, где ваши выпускники? Меня вот какой вопрос интересует.

Ведущий: Понятно. Спасибо большое. Вопрос, мне кажется, ясен. Елена Васильевна, где ваши выпускники?

 

Е.Ч.: Наши выпускники сегодня ориентированы на работу в отрасли, заинтересованы работать в отрасли. По крайней мере, с последним поколением выпускников мы очень плотно работаем по этому вопросу. И думаю, что скоро, скоро, скоро их будет больше в детских садах города Перми.

Ведущий: Людмила Гаджиева, Елена Чертоляс. Это была программа «На нейтральной полосе».


Обсуждение
37355
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.