Верхний баннер
20:02 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 23 апреля 2009

«Большая тройка». Возрождение сельхозрынка Прикамья.

Ведущий: Добрый день всем. Это «Большая тройка», как обычно, по пятницам. В студии опять же, как обычно, Олег Русских. Рядом со мной, как обычно, Александр Лобов. Добрый день, Александр.

Александр Лобов: Добрый день.

Ведущий: Напротив меня сегодняшний наш гость и эксперт Елена Гилязова, министр сельского хозяйства Пермского края. Добрый день, Елена Ефимовна.

Елена Гилязова: Здравствуйте.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели, к счастью, так совпало, что мы можем сегодня посвятить весь эфир подведению итогов за последнюю неделю темам, тем или иным образом, связанные с сельским хозяйством и продовольственной ситуацией в нашем родном Пермском крае, а также в нашем родном городе. Сначала мы с вами обсудим меры по поддержке агропромышленного комплекса, которые сегодня существуют. А затем посвятим часть эфира программе, так называемых, социальных цен. Потому что сейчас идет в пермских магазинах и сетях, не смотря на то, что эта сфера не совсем Елены Ефимовны, но она готова ответить на ваши вопросы, прокомментировать и эту ситуацию. Начнем, естественно, и большую часть времени посвятим именно агропромышленному комплексу. Начнем с материала, который подготовили наши корреспонденты.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. 21 апреля в правительстве края прошел круглый стол с участием крупных сельхозтоваропроизводителей Прикамья и потенциальных инвесторов в сфере агропромышленного комплекса. На нем представители краевого правительства в очередной раз продекларировали желание поддерживать пермского сельхозпроизводителя и способствовать приходу инвесторов в этот сектор. Но при этом с начала 2009-го года в Пермском крае остановлено действие целевых программ по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса и предпринимательства. А также остановлено действие ряда положений закона о господдержке кадрового потенциала в сельском хозяйстве. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Вот так вот, уважаемые коллеги, уважаемые радиослушатели. Как мы выяснили перед эфиром, остановлено действие целевых программ немножко неправильно. Ограничено, скажем так, действие некоторых целевых программ. Давайте по порядку. Сначала вопросы к Елене Ефимовне о тех, собственно, мерах по поддержке, которые сейчас предпринимает и которые делает министерство сельского хозяйства. Елена Ефимовн, насколько я понимаю, вы собираетесь уйти от принципа дотирования и субсидирования всех подряд. Или это не так?

Е.Г.: Ну, не совсем точно. Другое дело, что, наверно, акценты надо перемещать, прежде всего, в пользу тех, кто делает свое дело с прибылью, с созданием новых рабочих мест и с перспективой работать самостоятельно, не опираясь ни на какую государственную поддержку. Или можно сказать по-другому. Сельское хозяйство государства поддерживают всегда. Но интересно поддерживать тех, кто идет вперед. А не тех, кто выживает за счет государственных средств.

Ведущий: Хорошо. Елена Ефимовна, у нас есть вопросы на сайте, есть вопросы у меня здесь в ICQ. Елена Ефимовна. Первый вопрос. Как вы сейчас оцениваете состояние сельскохозяйственного комплекса в Прикамье?

Е.Г.: На самом деле АПК, наверное, одна из немногих отраслей, по которой кризис ударил не сильно. А, может быть, даже совсем не сильно.

Ведущий: То есть, там было все так плохо?

Е.Г.: В какой-то степени, да. И в какой-то степени, благодаря кризису, стало лучше. Ну, хотя бы в той части, что сегодня есть шанс на импорто замещение по продуктам, да, в связи, например, с изменением курсов. В связи с тем, что, как бы, не сокращались расходы людей, но последнее, от чего они отказываются, это расходы на продукты питания, а тем более, простые продукты питания. А Пермский край производит, прежде всего, простые продукты питания. Это молоко, это мясо, это овощи. Соответственно, здесь спрос не уменьшается. Он имеет достаточно стабильную тенденцию.

Ведущий: То есть, на самом деле получается так. Чем, ну, что ли, чем хуже будут жить в городах, если будет происходить определенное снижение уровня дохода, тем лучше для агропромышленного комплекса Пермского края. Так что ли?

Е.Г.: Нет, не так. Знаете, получается история очень серьезная. В чем нуждается АПК? АПК нуждается, прежде всего, в том, чтобы к нему пришли грамотные инвесторы, которые доказали свою состоятельность в других секторах бизнеса. И именно это в связи с кризисом и происходит. Следовательно, кризис для АПК может оказаться точкой роста. То есть, ситуацией, когда туда пришли люди, которые понимают, каким образом можно сделать бизнес. А что производить и как производить – для этого есть кадры в самом АПК на сегодняшний день.

Ведущий: То есть, вы хотите сказать, что бизнес, который… ну, бизнесмены, которые остались, скажем, при деньгах, которые не много потеряли в кризисе, я не знаю, там, из сферы строительства, из сферы, может быть, даже промышленной, там, из сферы фондовой…

Е.Г.: И даже рекламы.

Ведущий: И даже рекламы, да, то есть, они перебрасывают имеющуюся у них ликвидность в АПК?

Е.Г.: Да, на сегодняшний день есть ситуация, связанная с диверсификацией бизнеса, при которой очень многие бизнесмены обратили внимание на АПК как на тот сектор, где можно выстроить грамотно бизнес по товару, который имеет гарантированный спрос. Вот, понимаете, это как раз привнесение того, чего нет на сегодняшний день в АПК. Умение управлять финансовыми ресурсами, продвижением продукта, рынком, если уж на то пошло. Ну, и последнее, тем, что называется кадровым потенциалом, формированием команды. Прежде всего, топ-команды. Вот этих вот навыков в АПК нет. В АПК очень хорошо умеют сажать, убирать урожай. Может быть, даже в ряде случаев его хранить. Но, к сожалению, очень плохо умеют понимать рынок и заниматься сбытом.

Ведущий: А есть примеры таково вот на сегодняшний день инвестирования? Есть хоть что-то, как бы, удачные примеры?

Е.Г.: Что уже случилось?

Ведущий: Может быть, что случилось. Что можете сказать? Я понимаю, что есть вопросы, касающиеся, там, коммерческих проектов, которые не хотелось бы озвучивать до момента осуществления. А есть примеры подобные?

Е.Г.: Есть примеры. И примеры достаточно уже известные пермякам. Ну, давайте, возьмем пресловутый картофельный проект. На сегодняшний день в картофельном проекте работает предприятие в Оханском районе. Бизнес основной его владельцев это строительный бизнес. И они работают достаточно успешно. И уровень развития этого предприятия очень сильно развит.

Ведущий: Я видел замечательную, вот в одном магазине я видел пермскую картошку с этикеткой «Пермская картошка». А рядышком в лотке лежала та же самая картошка того же самого производителя, но по цене в два раза меньше.

Е.Г.: Это вопрос технологии качества и предпродажной подготовки. Есть сегмент… Ну, мы можем уйти в эту тему и долго разговаривать.

Ведущий: Нет, нет, нет.

Е.Г.: Мы говорим об успешном бизнесе, да?

Ведущий: Об успешном бизнесе, да.

Е.Г.: То есть, вот это первый пример. Это человек пришел из строительного бизнеса. Я могу напомнить. В Пермском районе мы открыли огромный молочный комплекс с карусельной дойкой. Собственником этого комплекса является господин Репин. То есть, он инвестировал средства в АПК. Имеет проект. Относится к нему вот по-разному. Иногда говорит о том, что, может быть, где-то и жалеет. Но коровки доятся, молоко продается. И планы по дальнейшему развитию этого комплекса есть.

Ведущий: Ну, что ж, хорошо. Приятно.

А.Л.: Да. А квартиры в это время не строятся.

Ведущий: Александр, вот ты готов перебросить, если вдруг у тебя образуется, например, ликвидность, у тебя образуются лишние деньги, ты готов перебросить их в АПК? Будешь готов?

А.Л.: Ну, Олег, об этом мы говорили несколько эфиров назад, если ты помнишь, да, про тучные стада.

Е.Г.: И вы все еще не готовы?

А.Л.: Нечего перебрасывать. Я думаю, что и нечего будет в ближайшее время. На самом деле, это было понятно, как только началась девальвация рубля. Стало совершенно четко понятно, что будет импорто замещение. И спрос на продукцию нашего АПК вырастет, ну, соответственно, со снижением спроса на импортную продукцию. У меня только один вопрос. Может ли у нас властные структуры воспользоваться этим и создать условия, чтобы… не знаю, как была ситуация в 98-м году, когда рубль, соответственно, упал по отношению к доллару. Безусловно, определенные подвижки произошли. Но, тем не менее, мы видели, что мясная промышленность, например, за эти годы, она просто ушла на дно. Это, видимо, связано, в том числе, с тем, что другие отрасли были более привлекательны. Фондовый, может быть, рынок. Но были более привлекательны. И той девальвацией АПК не воспользовался. Вот смогут ли сейчас создать условия, в том числе, и финансовые.

Ведущий: А нужны какие-то дополнительные льготы? Ну, скажем, там, как обычно говорят, налоговые, кредиты под гарантию. Что еще обычно? Что просит еще обычно бизнес для успешного инвестирования?

Е.Г.: Давайте на шаг назад. Почему 98-й год не привел к взлету в АПК? На самом деле, да, там были определенные, с моей точки зрения, государственные просчеты. Видите, поддержка АПК или дешевый и некачественный импорт, это всегда те весы, где государство должно сделать свой выбор. Я понятно говорю? Ну, например, в свое время Птицепром, бывший Птицепром, убили за счет импорта дешевых американских окорочков, да, принципиально другого качества. Наш сегодняшний Птицепром говорит о том, что, если мы будем выпускать товар такого качества, то его себестоимость будет ниже более, чем в два раза. Но, тем не менее, когда мы открыли вот эти самые шлюзы, мы поставили свою, собственно говоря, промышленность пищевую и АПК в неконкурентные условия. На сегодняшний день на уровне федеральной власти есть понимание, что мы должны воспользоваться ситуацией кризиса не для того, чтобы задавить свое собственное крестьянство, да, и свое АПК, и. собственно говоря, инвестировать деньги наших потребителей в развитие АПК других стран. А мы должны дать возможность встать на ноги своему АПК. Поэтому у нас есть соответствующие квоты, да, и сокращение квот на импорт мяса птицы, говядины и так далее. То есть, это первое условие. Более подробно не говорю, а то времени не хватит.

Ведущий: Елена Ефимовна, насколько я понимаю, к этому же вопрос. Михаил нам писал здесь в ICQ, задал вопрос. «Почему мне, - ну, возможно, человек связан с бизнесом, может быть, так строит фразу, - Почему мне выгоднее завозить мясо из Бразилии, чем покупать его в Перми?»

Е.Г.: Вот пробую ответить на этот вопрос. Первое. Понимаете, это политика пошлин различного рода и льгот, которые существуют для сельхозтоваропроизводителя. Вторая ситуация. Надо тоже понимать, что мясо, завозимое из Бразилии, это принципиально иной продукт. Ну, могу привести тот же пример с окорочками. На сегодняшний день федеральное правительство разрабатывает регламент на мясную продукцию, который, ну, например, предполагает ограничение и недопущение использования в производстве, например, колбас замороженной продукции. Но, если вы привозите бразильскую говядину, то, когда она бегала, и я не знаю, моложе она меня или старше, не знает никто. Когда мы с вами работаем на охлажденном мясе, то мы понимаем, что это принципиально другой продукт. То есть, вот это вот… Спрос же он же тоже очень разный. И есть спрос, или есть цена, которая, в том числе, коллерируется с определенным качеством.

Ведущий: Нет, понятно. То есть, для колбас, грубо говоря, да, вот я сейчас попробую перевести для нормального простого потребителя. Производителю колбас выгоднее завезти замороженное мясо из Бразилии, неважно, какое, чем его покупать в Пермском крае. Потому что у нас в Пермском крае продукция выше качеством, так что ли?

Е.Г.: Это раз. А два. Колбаса, которую мы получаем, соответственно, из такого продукта, из такого сырья, она имеет принципиально иную пищевую, ну, и вкусовую ценность. И это действительно так. Другое дело, что мы в ряде случаев с этим миримся, потому что есть проблема кошелька.

Ведущий: Да, конечно.

Е.Г.: Кошелька. Вот здесь всегда очень важно соблюсти этот баланс. С одной стороны, не принести, ну, если хотите, в жертву одну часть населения другому, да. Дать возможность развиваться АПК. И создать ситуацию, при которой потребитель… Ну, кстати, АПК без этого и не сможет развиваться, да.

Ведущий: Конечно.

Е.Г.: Если ее продукция, АПК, у нас что, комплекс, его продукция будет не по карману, собственно говоря, потребителю.

Ведущий: То есть, все равно, как бы… Ладно, я понял разницу в качестве. Но мне кажется, Михаил спрашивал не об этом. Он, видимо, говорил, насколько я понимаю, о равноценной продукции. Что очень часто импорт дешевле. Себестоимость у нас выше.

Е.Г.: Это вторая часть проблемы. На самом деле, проблема сложная.

Ведущий: Многослойная.

Е.Г.: Да. И здесь есть несколько составляющих. Это первая, да. Мы же с вами понимаем, что сначала должны быть условия для развития производства. Дальше надо стимулировать производство, хотя теоретически оно должно быть само по себе стимулировано, на снижение себестоимости продукции, безусловно. В настоящее время появились технологии, появились комплексы, которые могут привести к снижению себестоимости цены на продукцию. Ну, я приведу один пример. Тот же, «Овен», который участвовал в проекте «Пермская картошка», обозначает себестоимость чисто выращивания картошки, ну, то есть, от момента посадки до момента ее сбора, в 3.15. В 3 рубля 15 копеек. Понятно, что там наслаиваются там проценты по кредиту, и так далее, и тому подобное. Но, тем не менее, те технологии, которые он использует, позволяют ему вырастить и выпустить, скажем так, в торговлю продукт с относительно невысокой себестоимостью. Понятно, да?

Ведущий: А потом что происходит? А потом торговая сеть…

Е.Г.: Ой-ой-ой-ой…

Ведущий: Ну, чтоб я не наехал на ритэйл, ну, такого же не бывает, Елена Ефимовна. Ладно, давайте позже о ценах и о торговых сетях, о политике. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Уважаемый министр. Вы знаете, по краю ходит байка, как вы предлагали целевой кредит маску кролика за 15 тысяч и клетку для кролика за 5 тысяч. Вот, уважаемый министр, скажите, неужели вы не понимаете, что везде сельское хозяйство убыточное. С той кредитной политикой, которую вы проводите, вы его окончательно убьете, так сказать, в зародыше. Спасибо.

Ведущий: Спасибо.

Е.Г.: Я не знаю, на счет байки, честное слово, на рынке не стояла, кроликами не торговала. Хотя, на самом деле, проект по кролиководству один из самых интересных для малого бизнеса. Ну, если мы будем говорить о малом бизнесе, расскажу подробнее.

Ведущий: То есть, меньше затрат? Да, конечно, давайте переходите к этому. Рассказывайте про кроликов.

Е.Г.: Тогда понимаю, мы эту тему бросили, не договорили. Ладно. Про кроликов. Я уже говорила, что для сельского хозяйства одна из основных проблем, это что произвести и как это продать. Технологии, более или менее, еще понятны, известны самим сельхозтоваропроизводителям. Поэтому мы для малого бизнеса придумали схему, называемую агрофраншизой, когда, первое, мы выбираем товары, которые являются нишевыми. То есть, это ниша на рынке. И есть спрос на товар. Предложение ограничено. Второе. Этот товар не производится крупняком. Потому что малышам всегда трудно соревноваться с крупными. И третье. Придумали саму по себе схему. Когда мы выбираем маточное предприятие, базовое, если хотите, которое имеет опыт, технологию и так далее, оно поставляет мелким заявителям маточное поголовье, оборудование. Это, видимо, та клетка, которую я там где-то продавала по какой-то цене.

Ведущий: Да, за 5 тысяч клетку, да.

Е.Г.: Но, честно говоря, не помню, сколько там в рамках калькуляции стоит оборудование. Значит, маточное поголовье, клетка, технология, обучение, сопровождение в течение года и сбыт. И замыкает на себе сбыт. Потому что, если это кролиководство, чтобы продать нормально продукцию животноводства, надо обеспечить пром.забой по определенным правилам, сертифицированный сбыт, разделку и так далее, и тому подобное. При этом стоимость франшиз, а у нас таких франшиз несколько – пчеловодство, кролиководство по двум технологиям, пепереловодство на выходе, производство баранины и так далее, да. Всякие разные нишевые продукты. Стоимость франшиз для начинающего от 150 до 400 тысяч. При этом, в краевом бюджете имеются деньги на субсидирование до 50 процентов затрат начинающего сельхозтоваропроизводителя.

А.Л.: А какую часть получает производитель?

Ведущий: Поясните, что значит стоимость франшиз?

Е.Г.: Стоимость франшизы, вот, предположим, что у вас, наконец, появились лишние деньги.

Ведущий: Да, у Александра, наконец, появились лишние деньги.

Е.Г.: И вы решили развести кроликов. Для этого вам надо произвести затраты до момента, когда вы начнете их отбивать, в размере 350 тысяч рублей. За цифру сейчас не подпишусь.

Ведущий: Примерно.

Е.Г.: От 350 тысяч рублей. Для чего? Для того, чтобы, собственно говоря, купить поголовье, купить оборудование, обеспечить его, поголовье, кормами, да, и до момента первого выхода продукции, когда вы начнете все эти штуки окупать, это ваши затраты. 50 процентов эти затрат мы можем просубсидировать за счет программы по развитию АПК. Вот несколько такого рода франшиз мы уже на рынок выбросили. Интерес к ним достаточно большой. Некоторые из сельхозтоваропроизводителей, собственно говоря, начинают в это дело входить без всяких дотаций от государства.

Ведущий: На свои.

Е.Г.: Да, на свои. Потому что там прописана технология и решена проблема сбыта. Ну, например, индюшки. Производство индейки на давальческом откорме. Ровно такая же история. Я получаю индюшат, откармливаю их, ну, если вдруг вы не кроликов решите производить, а индюков.

А.Л.: Кролики дороже, я думаю.

Е.Г.: Откармливаю их. И по достижении определенного возраста сдаю тому же самому предприятию, задача которого произвести все следующие операции.

Ведущий: Соответствующие обработки и ее продать.

Е.Г.: И продать.

Ведущий: Вот по ICQ пишут. «Работа правительства, - пишет нам Сергей, - не должна заключаться в помощи одному, двум предприятиям». Он фактически вам в определенном смысле говорит примерно то же самое. «Люди в деревне, - говорит нам Сергей, - умеют выращивать картофель и мясо. Но проблема в том, как это все реализовать. Вот если бы правительство создало возможность и условия для входа сельхозпроизводителя в торговые сети, тогда в каждой деревне вам памятник при жизни будут ставить и молиться на вас, Елена Ефимовна».

А.Л.: Но это не совсем по адресу. Это все-таки к министерству торговли больше вопрос.

Е.Г.: Давайте я отвечу. Все-таки, возможность получить памятник в каждой деревне..

Ведущий: Не каждый день.

Е.Г.: В каждой деревне.

Ведущий: Не каждый день выпадает такая возможность, Елена Ефимовна.

Е.Г.: Понятно. Но, видимо, эта возможность меня греет. Поэтому я попробую на этот вопрос ответить, не смотря на то, что не министр торговли. Понимаете, на самом деле, вот это точно не власть должна заниматься сбытом картофеля, выращенного частником, правда? Это зона для бизнеса. И вот, опять-таки, на сегодняшний день бизнес, он ведь, когда выигрывает? Когда он первым находит какую-то нишу. Он первым находит какую-то нишу. Начинает этим заниматься. И снимает первую прибыль, пока там не пришли все остальные, увидев, как здорово он здесь живет, и желающие повторить его опыт, да. Так вот на сегодняшний день вся история, связанная с логистикой по сельхозпродукции, то есть, от момента сбора до момента предпродажной подготовки и продажи, это не обязательно через сети. Всем сети спать не дают. Она становится реальной. У меня появилось первых два серьезных предпринимателя, которые вышли на проекты, и я надеюсь, что, как минимум, один из них будет готов к осени, которые как раз собираются заняться этой деятельностью. Наш интерес их поддержать Мой интерес вот, например, сейчас, может быть, в эфире меня услышит кто-то из бизнесменов, кто ищет, чем заняться, куда вложить свои средства, как диверсифицировать свои ресурсы, и рассмотрит это, как одну из ниш.

Ведущий: Отлично. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Илья позвонил. Елена Ефимовна, вот такой вопрос. ???????? (неразборчиво) вы хорошо разбираетесь во многих вещах и много делаете. За это спасибо. Вот как вы относитесь к такой, так сказать, идее. Это еще со времен Столыпина. Кстати, такие вещи уже созданы в Татарстане. Я сам был очевидцем. То есть, там сплошной хозяин – от производителя и вплоть до… единый хозяин от сельхозпроизводителя и до переработчика, и сбытчика. Причем, уже заинтересованность, чтоб у него нужная доля прибыли была и там, и там, и там. Он за всем смотрим. И там эффект поразительный получается. И качество, и цена умеренная.

Ведущий: Такой получается вертикально интегрированный холдинг в сельском хозяйстве, нет?

Слушатель: И знаете, прекрасные вещи получаются. Там уже опыт такой в Татарии у Шаймиева. Как вы на это смотрите?

Ведущий: Хорошо. Спасибо. Елена Ефимовна.

Е.Г.: На самом деле, идея вертикально интегрированных холдингов, она существует не только в АПК, но и в других отраслях. В ряде случаев она реализуется замечательно. В ряде случаев она приводит к неуспеху предприятия в целом. Ну, ситуация, когда одна из ступенек живет за счет других. Если учет налажен плохо, то результата не будет. Кстати, у нас тоже есть такого рода бизнесы, когда люди идут от производства, заканчивая наличием собственных магазинов. Ну, например, все эти структурные подразделения есть в «Труженике» Краснокамского района. У него есть своя переработка по молоку, у него есть свои магазины, в которых он торгует и молочными продуктами собственного производства, и овощами с собственного поля. То есть, такого рода вещи есть. Еще раз повторюсь. Эта схема не является уникальной во всех случаях. Очень многое зависит от того, как ее организует сам менеджер и как он разводит финансовые потоки, собственно говоря.

Ведущий: Александр Лобов, что-то было скептическое выражение лица.

А.Л.: Совершенно скептическое. Поскольку вся история экономики показывает, что попытка собрать в одной компании полностью все с начала и до конца в 99,9 процентов заканчивается крахом. Поскольку нужно быть совершенно гениальным руководителем, чтобы уметь заниматься и контролировать логистику, вместе с этим производство, вместе с этим еще что-то и торговлю, в том числе. Каждый должен заниматься тем, что он умеет. И мне кажется, ну, это только в редких вот случаях, в данном примере, это может привести к успеху.

Ведущий: Вот сейчас Александр Лобов практически клеветал на наши нефтяные компании. Ну, потому что, например, «Лукойл» - это вертикально интегрированный холдинг.

А.Л.: Безусловно. И «Лукойл» является монополистом при всем при том.

Ведущий: Ага, вот так вот.

А.Л.: В данной ситуации совершенно безусловно, если бы АвтоВАЗ у нас был единственным производителем в стране, пожалуйста, и дилерская сеть, и производство, и все. В данном случае на рынке конкурентном выживет тот производитель, который сосредоточится на производстве, а не на логистике, хранении и отслеживании работы магазинов в Перми, или в Соликамске, или в Березниках.

Е.Г.: А можно, пожалуй, знаете, возразить каким образом. Я точно соглашусь с тем, что это не панацея. Но при этом мне самой приходилось работать в структуре, когда существовали разные уровни. Но руководитель каждого уровня не был обязан покупать, например, продукцию у предыдущего. Он ее брал только в том случае, если она конкурента. Ну, понятно говорю, да? То есть, условно говоря, если я… как розница, жестко привязана к собственному производителю и не подаю сигналов о том, что продукция идет по цене ниже рыночной, да, то тогда точно, это путь такой. На самом деле такая структура возможна, и она может быть успешна. Очень сложная система учета. Вот то, о чем вы говорили. Чтобы одна ступенька не подсаживала другую.

Ведущий: Есть вопрос по ICQ, Елена Ефимовна. Хотя нет, давайте сначала телефонный звонок примем. Добрый день.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Александр. Вы понимаете, что. Дело в том, что вот как это ваша гостья говорит – бизнес сам себя найдет. Да ничего не найдет. Если он построит только другой город, другие организации, другую себе ????????(неразборчиво)

Ведущий: Другую страну, другую планету.

Слушатель: Тогда да. А так вообще, в нынешней ситуации, вот я езжу на дачу, в деревню. Бабушки молоко покупают в магазине. Окорочка покупают в магазине.

Ведущий: Почему?

Слушатель: Вы о чем говорите? Это как раз таки отсутствие законодательной базы. Потому что деревня брошена на произвол судьбы. Абсолютно. Просто люди выживают, как могут.

Ведущий: Что нужно сделать, Александр.

Слушатель: Подождите, я сейчас скажу, что делать. Я помню, лет 20 назад я с бабкой ездил продавать на рынок и клубнику, и картошку, и еще что-то. Сейчас нету этого. Она не может вырастить. Потому что не то, что я не помогаю, а потому что нет централизованной какой-то организованной системы помощи.

Ведущий: Нет централизованной организованной системы помощи.

А.Л.: А кто раньше помогал бабушке?

Слушатель: А раньше колхоз был.

Ведущий: Колхоз был?

Слушатель: Они работали в колхозе.

Ведущий: Ну, дак, давайте, Александр, вспомним тогда 1913-й год, любимый наш. Там тогда не было колхозов.

Слушатель: Нет, причем тут 13-й год. Я так понимаю, был бы фермер где-то у них. Видимо, нет там ни фермера, ничего. Люди живут, как хотят, у них там свои законы.

Ведущий: Делать что надо? Денег дать?

Слушатель: Вот если была бы разработана программа помощи фермерству. Вот этот фермер оказывал бы частным вот этим владельцам подсобного хозяйства какую-то помощь. То есть, они б работали на него. Примерно тот же принцип, как в колхозе. Они бы какое-то время работали на него, а он взамен давал бы им какую-то технику, еще что-то. И они могли бы сами себя воспроизводить свое хозяйство. А так совсем выброшены. Да вы съездите. Кто пьет, кто в магазине молоко покупает.

Ведущий: Спасибо. Я все равно не понял, что нужно дать. Я действительно хочу понять, что нужно дать крестьянину. Ему что-то дать, Елена Ефимовна? Надо ему что-то дать, чтоб село… Что нужно сделать, чтоб возродилось село? Типичный вопрос русского почти интеллигента.

Е.Г.: Вы знаете… Вообще, когда очень много людей говорят от имени бизнеса по поводу того, что вот им государство должно то, се, пятое, десятое, это, как правило, говорит тот бизнес, у которого чего-то не получилось. А тот бизнес, который пробился, к государству имеет одно требование – не мешайте мне, пожалуйста. Я сделаю все сам. По поводу бабушки, которая выращивает клубнику. Насколько я понимаю, клубнику, которую бабушки выращивают, они продают все лето на рынках самого разного рода. Я уж не говорю про то, что и у дороги, и где хотят. Если хотят, то выращивают и продают. Что касается фермеров, да, программа есть. Фермерам помогают. Помогают при определенных условиях. При достижении определенного результата. А раздавать деньги просто так – мы не раздаем.

Ведущий: А не поможет? Почему не раздаете? Не поможет?

Е.Г.: Раздать деньги просто так?

Ведущий: Да. Ну, вот, Елена Ефимовна, давайте… Хорошо, не денег. Ну, кролики. Ведь на самом деле, ведь большинство.. Это нормальный такой, знаете. То, что мы здесь в городе слышим, это общий стон из деревни, который только что, собственно говоря, нам почти продемонстрировал Александр. Он сказал – ребята, деревня вымирает, ну, сделайте, блин, что-нибудь, дайте ей что-нибудь. Вот что нужно дать? Кроликов, денег, я не знаю, там, яиц, зерна, технику. Что им нужно дать, чтоб их спасло? Или это не спасет?

Е.Г.: С моей точки зрения ничего, что дается даром, никого никогда не спасает. Я понимаю, что у нас там есть министерство социального развития, которое помогает тем, кто объективно не может чего-то сделать сам. Если мы говорим про то, что у нас деревня не социальное развитие, да, а это то место, где можно и нужно делать бизнес, то, собственно говоря, все, что нужно, чтоб туда пришли головы, вот если вашу ремарку услышать. Чтоб туда пришли головы и руки, желающие что-то делать, собственно говоря. А у государства есть достаточно серьезная поддержка. Ну, давайте один пример приведу.

Ведущий: Давайте.

Е.Г.: Один единственный пример. На сегодняшний день в АПК субсидируется ставка кредита в размере ставки рефинансирования федеральным и краевым бюджетом. Да, при этом, ставка, по которой вы берете кредит, максимально ограничена 19 процентами. Это означает, что, если вы берете кредит под 19 процентов на развитие АПК, целевой кредит, то вам субсидируется 13. 19 минус 13…

Ведущий: Остается 6.

Е.Г.: Ну, можем накинуть еще полтора процента, которые есть в договоре со Сбербанком, на обслуживание кредита. Семь с половиной. То есть, это принципиально другие деньги.

Ведущий: Елена Ефимовна, а вот мы с вами перед эфиром, я вам показывал эту историю об ограничении краевой целевой программы, где объем ее уменьшен примерно на 400 миллионов рублей в год. Правильно?

Е.Г.: Правильно.

Ведущий: Почему?

Е.Г.: Почему уменьшен?

Ведущий: Почему уменьшен, да. То есть, и тогда как это соотносится со всем остальным?

Е.Г.: Ну, во-первых, те 400 миллионов рублей, на которых уменьшена на сегодняшний день программа, наши селяне получили другим образом.

Ведущий: Ага, вот так вот.

Е.Г.: Первое. В этом году зафиксирована цена на ГСМ для АПК в 2 раза ниже, чем она была на апрель прошлого года. Вот только эта мера на сегодняшний день за счет посевной дает дополнительно 175 миллионов в разрезе АПК. У нас впереди еще уборочная. И я думаю, что там будет аналогичный процесс. Кроме того, есть ситуация, которая связана со снижением цены на удобрения, которая тоже случилась. Почему снижены объемы на АПК? Оно ведь абсолютно понятно. Вот вам, когда нужно где-то взять деньги, вы что должны сначала с ними сделать?

Ведущий: Ну, я их должен заработать.

Е.Г.: Точно. Если краевой бюджет отдает куда-то деньги, он их отдает откуда?

Ведущий: Из меня.

Е.Г.: Из налогов, которые край получил. Если мы понимаем, что на сегодняшний день один из основных источников этого дохода налог на прибыль сократился, то мы понимаем, что, чтобы дать, мы должны где-то взять.

Ведущий: Почему нужно отобрать отсюда?

Е.Г.: Значит, давайте таким образом. В данном случае, это ситуация, которая все-таки связана с поддержкой бизнеса. И где у нас есть возможность замещения одного вида поддержки…

Ведущий: Другим видом.

Е.Г.: … некоторым другим. Поэтому в данном случае это не ударяет фатально по тому же сельхозбизнесу.

Ведущий: У нас осталось время буквально на три вопроса.

А.Л.: Начинаем с «Пермской картошки».

Ведущий: Начинаем с «Пермской картошки». Нас спрашивали – почему она так быстро закончилась? И когда она появится в продаже. Елена Ефимовна?

Е.Г.: Закончилась она потому так быстро, что, собственно говоря, спрос превышает наши возможности многократно. Многократно. И, честно говоря, можно произвести картошки такого качества, ну, раз в 20 больше. И нам все равно будет трудно додержать ее до нового урожая.

Ведущий: То есть, она просто кончилась, да?

Е.Г.: Она просто кончилась. Причем, она кончилась, не смотря на то, что предприниматель ограничил продажу картошки за пределы края. То есть, он ее не стал отправлять в Краснодар, в Екатеринбург и Тюмень, откуда у него были достаточно серьезные заявки. Он ее допродавал в Перми. И, тем не менее, мартом месяцем она закончилась.

Ведущий: Ну, то есть, видимо, насколько я понимаю, со следующего года он будет ее как-то по-другому продавать.

Е.Г.: Со следующего года, я надеюсь, что в эту программу у нас войдет порядка четырех, пяти, а, может быть, и более производителей.

А.Л.: А у вас есть какие-то жесткие требования к качеству, да?

Ведущий: Обязательно, по-моему.

А.Л.: При входе в программу.

Е.Г.: Есть жесткие качества. Под брендом «Пермская картошка» продается мытый, фасованный, калиброванный картофель. То есть, нужна была, в том числе, и установка, да, для того, чтобы его фасовать именно таким образом. Плюс мыть и калибровать.

Ведущий: Размер определенный, понимаешь. Не мелкая и не крупная, а такая вот…

А.Л.: Два, три гастарбайтера.

Ведущий: Если бы.

Е.Г.: Нет, там не два, три гастарбайтера. Потому что он продавал 20 тонн фасованной картошки в неделю только в пермской рознице. Это достаточно серьезный объем.

Ведущий: Елена Ефимовна, спрашивают нас. «В конце года, да, и в начале 2009-го, прогнозировался очень серьезный рост на продукты питания. До 40-45 процентов». Можете ли вы охарактеризовать тенденции? Я тут перевожу немножко вопрос. Вас спрашивают о том, что будет с ценами на продукты питания вот, насколько я понимаю, в магазинах.

Е.Г.: Ну, я думаю, что массового снижения цен на продукты питания точно ждать не следует.

Ведущий: Снижения не следует.

Е.Г.: Снижения не следует. Обвального роста, да, если кто-то помнит, у нас были времена, когда ценники менялись со скоростью света, ждать тоже не следует. Но обычная ситуация, связанная с колебаниями цены по сезону, и относительный рост цен на продукты питания, будет. При этом хочу обратить внимание, что существует целый ряд акций и, собственно говоря, программ, которые социальный набор фиксируют по определенной цене.

Ведущий: Ну, вот здесь было мнение по ICQ. Я, честное слово, уже не помню, кто, уважаемые радиослушатели, высказывал, нет, помню, это был еще один Сергей. Он говорил о том, что акция «Социальная цена», вот то, что сейчас проводится в магазинах Пермского края и города Перми, она, в общем, на самом-то деле, как говорил радиослушатель, она вовсе не вызвана по его мнению желанием властей как-то, каким-то образом упростить кризис для населения. А, мол, ситуация на рынке такова, что идет естественное снижение цен. И, на самом деле, просто встроились в тенденцию. Это так?

Е.Г.: Думаю, что нет. На самом деле, рост цены на продукты питания, он объективный, и имеет место. Там, по целому ряду причин. За оставшуюся минуту не успеем проанализировать. Но при этом есть позиция, которая требует амортизировать эту ситуацию или сдержать ее по определенной корзинке для населения. Ровно на это это все и направлено.

Ведущий: Хорошо. Елена Ефимовна, наверно, последний вопрос. Спрогнозируйте ситуацию в пермском АПК. Попробуйте хотя бы обозначить основные тенденции на ближайшие, ну, скажем, полгода, год. Как вы видите его развитие?

Е.Г.: Я думаю, что в ближайшее время в АПК увеличится приход новых инвесторов, которые будут пробовать иные технологии. И понятно, что не все из них достигнут успеха. Но, тем не менее, процент успешных хозяйств, работающих прибыльно, создающие эффективные рабочие места, он рос, растет и будет расти дальше значительно большими темпами.

Ведущий: Спасибо. Саша, как тебе видится?

А.Л.: Я скажу, что с моей точки зрения нужно сделать. С одной стороны, пункт один. Это нужно привести головы, мозги, которые сейчас есть на рынке, но они сейчас без денег. Нужно устраивать конкурсы на замещение должностей убыточных колхозов с какой-то поддержкой со стороны государства. А второе, это необходимо создавать систему торговли, некий средний или крупный опыт продуктовый, который мог бы составить конкуренцию существующим или не существующим оптовым аграрным компаниям. И следующим этапом – это уже магазины пошаговой доступности, которые могли бы покупать вот у таких оптовиков.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели, вы выслушали ситуацию, вы выслушали вопросы, вы выслушали возможные рецепты и тенденции. Елена Ефимовна Гилязовна приглашает всех заинтересованных инвесторов в агропромышленный комплекс. Мы благодарим ее за то, что она была в нашей программе. Спасибо огромное. Спасибо Александру Лобову.

А.Л.: И спасибо тебе, Олег.

Ведущий: И спасибо, как всегда, мне. Это была «Большая тройка». Мы встретимся уже, видимо, 15 мая. Всем всего доброго. Не переключайтесь.


Обсуждение
43756
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.