Верхний баннер
03:55 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 мая 2009

«Публичные люди». Проблемы детей-инвалидов.

«Публичные люди». Проблемы детей-инвалидов.

Ведущий: Программа «Публичные люди». В студии Вячеслав Дегтярников. За звукорежиссерским пультом Сергей Слободин. Сегодня у нас в гостях Уполномоченный по правам детей в Пермском крае Павел Миков. Здравствуйте, Павел.

Павел Миков: Добрый день, Вячеслав.

Ведущий: Мы наш эфир ведем накануне Дня защиты детей, накануне 1 июня. И сегодня поговорим как раз о защите прав ребенка. Наверно, начнем с того, что анонсировали в эфире. Вот, как бы, анонс «Эха» выстроен был на программе инклюзивного обучения детей-инвалидов, которая начнет воплощаться, как вот обещают, с 2010-го года. Насколько я понимаю это совместное обучение детей абсолютно нормальных, хотя мы не знаем, кто из нас более нормальный, с детьми-инвалидами. Какие проблемы здесь видите? И зачем все это нужно на самом-то деле? Вот хотелось бы понять. Готовы ли мы, как общество, к этому? Это же большущая проблема. Всегда в школе дети, они все-таки отличаются тем, что они довольно жестоки. Как бы так не было, но вот все то, что есть во взрослом мире туда приходит в перевернутом виде.

П.М.: Ну, на самом деле развитие инклюзивного образования для России, действительного, пока является неким инновационным проектом в сфере образования, поскольку в советское время была заложена традиция раздельного обучения детей с особыми образовательными потребностями, как их называют в педагогике, или детей с ограниченными возможностями здоровья, как их называют в медицине, и детей, так называемых, группы норма, здоровых детей. Однако конвенция ООН о правах ребенка, которой в этом году исполняется 20 лет, очень четко закрепила принцип не дискриминации вех детей вне зависимости от их состояния здоровья, пола, возраста и так далее. Поэтому очень важным становится, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя полноценными членами общества и не были бы сегрегированы уже на самом начале своей жизни при получении образования. В этом отношении, конечно же, будущее в образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья это инклюзивное или интегрированное образование. Вместе с тем мы должны для себя сегодня четко осознавать, что ни российское образование, ни в целом в общественном сознании нашего общества этой готовности к развитию инклюзивного образования на самом деле нет. В школах, в которых будут совместно обучаться и дети группы норма, здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями, должны быть созданы специальные пространственные условия. Это, во-первых. Во-вторых, должны быть подготовлены специалисты, должен быть иной подход и в финансировании, поскольку инклюзивное образование на самом деле оно бюджетно затратней, нежели то, как сегодня у нас имеется вот это вот раздельное обучение в коррекционных школах, и в общеобразовательных школах. Но то, что вот это интегрированное образование детей инвалидов позволит им быть более успешными, быть более социализированными, быть приемлемы, да, принимаемыми, вернее, обществом это однозначно. Плюс ко всему вот те отдельные эксперименты, в том числе, и у нас в Пермской области, когда реализовывались по инклюзивному образованию, показывают, что в целом это меняет атмосферу внутри образовательного учреждения. Дети становятся добрее друг к другу. Вот сама атмосфера становится более гуманной. Дети идут на помощь друг к другу.

Ведущий: Если можно, давайте по конкретным примерам и поговорим, где это было реализовано.

П.М.: В свое время Пермский государственный педагогический институт в конце 90-х годов при поддержке программ ТАСИС Европейского Союза в течение трех лет в некоторых школах города Перми и учреждениях дополнительного образования реализовывал вот этот проект, связанный с развитием инклюзивного образования. Но по результатам трехлетней реализации проекта все-таки наши специалисты пришли к выводу, что на тот период возможным было только лишь интеграция детей инвалидов в системе дополнительного образования. Выводы были таковы, что массово общеобразовательная школа тогда, в конце 90-х, принять таких детей на обучение совместное не может. Я не думаю, что кардинально произошли изменения за эти 10 лет. В прошлом году, когда мы совместно с общественными наблюдателями провели общественный контроль в общеобразовательных учреждениях города Перми, и в качестве одного из объектов контроля был вопрос, связанный с созданием условий для развития инклюзивного образования, выводы общественных наблюдателей были неутешительными. Ни одно образовательное учреждение города Перми сегодня не готово принять детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас не только маломобильных, тех, кто дети инвалиды-колясочники, но и в целом дети с особыми потребностями в связи с особым развитием психики своей, да. К сожалению, это не только отсутствие специальных пространственных условий, и отсутствие специалистов, но и самое главное это, конечно, неготовность как самих детей других, да, вот этой, так называемой в педагогике, группы норма, так и учителей совместно обучаться разным вот таким вот детям.

Ведущий: Ну, я понимаю, что есть там конвенция Организации Объединенных Наций. Это все замечательно. А мы не торопимся, вообще, с этой историей? Нужно ли вообще в нее входить? Особенно потому что, у меня ощущения, что это создание, я вот вам до эфира говорил, да, создание коммунизма в одной отдельно взятой стране. Как это сделать в обществе, которое… Я не знаю, вот мы недавно, наверно, наблюдали по телевизору историю, когда ребенок людей больных ВИЧ, его просто из детского сада выжили. И хотя он не представлял никакой угрозы. Просто кто-то узнал, что родители больны ВИЧ. Мы очень жесткое общество, очень жестокое еще общество. Видимо, это же не движение за один год. Это движение, я не знаю, как Моисей, 40 лет надо водить.

П.М.: Несомненно. Я думаю то, что вот в публичном пространстве пермского края прошла информация о том, что у нас с 2010-го года будут внедряться программы инклюзивного образования, это несколько неверно. Дело в том, что вот по моей информации министерство образования Пермского края действительно разработало в настоящее время проект развития сети коррекционных образовательных учреждений, где одним из направлений предполагается создание специальных инклюзивных образовательных учреждений. Но с вами абсолютно согласен, что форсировать события мы ни в коем случае не должны. То есть, прежде, чем появится такое инклюзивное образовательное учреждение необходимо подготовить специалистов. Поскольку ребенка помимо учителя, который на уроке преподает, еще и в это время одновременно должен сопровождать специалист дефектолог, как правило. А это по-другому выстраивается, как вы понимаете, сам урок тогда. Плюс ко всему пространство самого образовательного учреждения тоже должно быть принципиально иным. И самое главное вот должны появиться вот эти образовательные программы. На сегодняшний день они, еще раз говорю, имеются там в экспериментальном порядке. Но массовой практики нет. Поэтому у родителей должно оставаться право, у родителей особого ребенка все-таки они своего ребенка по рекомендации психолога медика педагогической комиссии направят обучаться в коррекционную специальную школу или они направят этого ребенка в массовую общеобразовательную школу. То есть, говорить полностью о ликвидации всей сети коррекционных учреждений ни в коем случае нельзя. Тем более, что федеральным законодательством об образовании право на существование и, более того, гарантии по существованию сети специальных коррекционных образовательных учреждений они заложены. И мы должны уважать в этом отношении право родителей. Но возможности создавать для обучения их ребенка с особыми образовательными нуждами в массовой общеобразовательной школе, конечно, нам необходимо.

Ведущий: Ну, надеюсь, что все-таки это будет разумно и под контролем. Вот с вами соглашается здесь и наш радиослушатель. Он пишет по ICQ: «Абсолютно верно. Главное не в приказном порядке и не с плановыми показателями. Пусть учреждениям создают условия и кадровое обеспечение. Процесс пойдет. Это не заменит всей ситуации. Это альтернатива. Давно вопрос назревший». Вот давайте на этом мы эту тему завершаем. Перейдем к другим проблемам в области образования. Начинается лето. Начинаются отработки. Мы с вами каждый год с одной и той же темой сталкиваемся. Сталкиваемся с проблемой добровольности вот этих самых отработок в школе. Что-то изменилось?

П.М.: К сожалению, нет. Как и накануне предыдущего лета, и в этом году уже вопросы родителей, и вопросы детей поступают, насколько обязательны должны быть привлечения детей в июне к так называемой пятой летней трудовой четверти. Еще раз повторю о том, что законодатель нам четко определил. Учащиеся школы имеют право участвовать на добровольной основе с собственного согласия и с согласия его родителей в труде по благоустройству школы. Любых каких-либо обязательных отработок, а тем более, замены этих часов неотработанных денежным эквивалентом, быть не должно. Это будет нарушение и прав ребенка, и нарушение законодательства. Хотя вот такие сигналы о том, что учреждение предлагает детям вместо того, чтобы они отрабатывали там за каждый час в фонд школы внести, условно говоря, 20-30 рублей, они на самом деле и в прошлом году поступали к нам, и в этом году поступают. Я думаю, что родители, прежде всего, детей должны знать, что все это незаконно. И для того, чтобы привлекали детей их к труду после уже окончания учебного года, необходимо получить их письменное, прежде всего, согласие, что они согласны. Но этот труд должен быть, во-первых, безопасным. То есть, дети должны быть снабжены всеми защищающими средствами, спецодеждой. Во-вторых, этот труд должен быть посильным. И, в-третьих, он должен быть вознаграждаем. При этом, в зависимости от того, сколько времени трудится и что это за труд, вознаграждение может быть разное. Если ребенок привлекается на постоянной основе, да, там, к труду в течение 3-5 часов в день, следовательно, с ним должен быть заключен трудовой договор. Ну, если он достиг возраста 15 лет. С ним должен быть заключен трудовой договор. Он должен за это получать заработную плату, вознаграждение. Если это труд, ну, как это бывает, да, там, полить цветы, условно говоря, помыть парты и прочее какое-то по благоустройству, то это вознаграждение ребенку тоже должно быть, но оно, скорее, будет носить такой моральный в большей степени характер. Там, хорошо в течение часа потрудились, затем какое-то мероприятие, которое будет организовано там и так далее. Чтобы этот труд был действительно добровольным, был не в тягость, и не воспринимался ребенком как труд принудительный. Вот это вот, конечно, надо избегать.

Ведущий: А вот в связи с тем, что вы сейчас проговорили, тут мне кажется, все еще остается эта проблема, когда школа ну, школа, неважно там, какой-то орган власти не воспринимает родителей, как союзников, а воспринимает родителей, как некую силу, которая может вмешаться в процесс и так далее. Мы это ж с вами видели, буквально зимой мы с вами ездили в Коми-округ, где вот та же самая проблема, где родителей не слышат просто. Не слышат. И вот там речь шла о сокращении малобюджетных или, как они называются, малоформатных школ. И те же родители, оказывается, их просто нее услышали, их не поставили в известность, что с их согласия это должно происходить, что они должны, как бы, решать.

П.М.: Ну, к сожалению, я думаю, что мы здесь пока находимся в ситуации сложного процесса осознания родителями самих себя, как равноправных участников образовательного процесса. К сожалению, переломить тенденцию, что, когда родители, условно говоря, сдали ребенка в школу, и школа неси за него ответственность, и там воспитывай, образовывай и устраивай его досуг, мы должны эту ситуацию сегодня преодолеть. Все-таки заказчиком образования для своего ребенка и единственным оценщиком качества этого образования должен выступить родитель. И для этого, конечно, родители должны знать, какие же у них есть полномочия, какие у них есть права в образовательном процессе. Эту возможность им сегодня, родителям, предоставляют управляющие советы. К сожалению, пока не все управляющие советы стали, действительно, управляющими, которые стали самостоятельным субъектом управления образовательным учреждением. Пока частенько мы сталкиваемся, что это управляемые, по сути дела, советы, чьим мнением могут манипулировать.

Ведущий: Ну, то есть, созданы для удобства, скорее, директора школы.

П.М.: Конечно. Ну, карманные, еще как, такие, да, организации называют, вот. Но, тем не менее, постепенно все-таки опыт участия родителей в управлении конкретной школой, он нарабатывается сегодня. И родители все больше и больше осознают, что, в общем-то, у них есть право голоса в образовательном учреждении. Но, сталкиваясь, к сожалению, с нарушениями прав своего ребенка, сталкиваясь с каким-либо конфликтом в школе, родители, ну, по старому скажем, так свои привычки, испытывая страх и опасение за благополучие своего ребенка в этом учреждении, редко, когда отстаивают его нарушенные права. И зачастую выбирают негативную стратегию защиты прав своего ребенка. Они уводят этого ребенка из этой школы, переводят в другую и так далее. Но хорошо, если есть, куда увести ребенка. А что делать, если в районном центре или в малом городе всего одна школа? И там такая стратегия уже не пойдет. Поэтому вот вступать в цивилизованный диалог по защите прав своих детей, конечно же, родителям сегодня надо учиться. И этому могут помочь управляющие советы школ.

Ведущий: Тут есть еще один момент, наверно. Вот вы сказали, когда родитель не хочет вступать в конфликт со школой, это одна история. Другое дело, когда родитель, как бы, немножечко заискивает перед школой, там, пытаясь…

П.М.: Ради благополучия своего ребенка.

Ведущий: Ну, так думается изначально, да, что вот ради благополучия. Особенно это касается так называемых элитных школ. Вот это, пожалуйста. Чтоб поступить в элитную школу, иногда родители поступаются правами ребенка. Чтобы продолжить обучение в этой школе уже, скажем, в классах специализированных. Вот эти ситуации меняются или нет? Или она остается той же? Особенно меня интересует поступление в первые классы. Если продолжение образования, там еще можно поспорить, да. А вот поступление в первые классы, когда тут начинаются какие-то экзамены. Что-то поменялось?

П.М.: Вячеслав, вы задеваете очень больную проблему. Потому что, на самом деле, к сожалению, ситуация по сравнению с предыдущими годами в этом году остается прежней. То есть, в наш адрес продолжают поступать обращения родителей. Чти дети, не выдержав незаконного конкурса, не поступили в так называемые элитные учреждения. Ну, все они у нас в городе, в Перми вы знаете. Они на слуху. И родители все стремятся попасть в эту небольшую пятерку, десятку вот этих брендовых школ. На самом деле, еще раз хотелось бы напомнить родителям о том, что дополнительное образование, подготовка ребенка в школе в воскресной школе не дает им какого либо преимущества при поступлении именно в эту школу, не дает преимущества ребенку. Кроме того, все те конкурсные испытания в виде тестов или собеседований, или контрольных работ, они на самом деле незаконны. Потому что законом об образовании, Конституцией Российской федерации гарантируется общедоступность начального образования. Это означает, что родитель, который проживает в этом муниципалитете, может выбрать любую муниципальную школу и подать туда заявление, чтоб его ребенка приняли для обучения в первый класс. Единственным мотивом в отказе в приятии ребенка в первый класс может быть отсутствие вакантных мест в уже набранных классах. Но для этого должен закончиться набор и официально должен выйти приказ директора школы о том, что классы первые скомплектованы. Они на сегодняшний день набраны. И вот создано два первых класса, в которых по 25 человек уже набрано. Извините, мы принять вашего ребенка не можем. Это единственный мотив для отказа в принятии ребенка в первый класс любой школы, независимо элитная это школа или массовая общеобразовательная. Кроме того, у нас нет сегодня жесткой привязки ребенка обучаться только по месту жительства. Законодатель говорит о том, что родитель имеет право выбрать для своего ребенка образовательное учреждение любое, которое предоставляет ему сеть муниципальных образовательных учреждений. И если я живу на Гайве, но хотел бы, чтоб мой ребенок учился. Например, в центре города, это право мое родителя, возить моего ребенка в любое образовательное учреждение. С Гайвы там в Кировский район, в Индустриальный район или в Ленинский район. Единственным препятствием будет отсутствие вакантных мест в уже набранных классах. Но для этого должен быть, появиться приказ о том, что классы скомплектованы. Если такого приказа нет, формально юридически это означает, что набор в первые классы продолжается. Следовательно, родитель идет в эту школу, подает заявление, подает копию свидетельства о рождении и медицинскую справку своего ребенка, пишет заявление. И это заявление должно быть зарегистрировано у секретаря. И по нему затем уже администрацией школы принимается то или иное мотивированное решение.

Ведущий: На самом деле, хотелось бы вот понять. Все у нас как-то к праздникам приурочивается, да. Ветеранов к Дню Победы поздравляем, детей, вот про них и про их права вспоминаем обязательно к первому числу. Вот насколько все-таки на сегодняшний день вот эта защита детей, она выстроена? Это не одноразовая инициатива к 1 июня. Насколько вот ваш аппарат на сегодняшний день чутко может реагировать на любые нарушения прав ребенка? Насколько те же родители уже узнали о действиях вашего аппарата, да? И насколько часто о ни обращаются к вам? Насколько их обращения бывают действенны? И как на вас реагируют? Уже время-то проходит, как вы выстраиваете эти отношения?

П.М.: Должен сказать о том, что результаты деятельности Уполномоченного в прошлом году показывают, что родители и дети узнали о том, что такая возможность защиты своих прав у них есть. В прошлом году, например, к нам обратился 51 ребенок. Что на самом деле, это очень много. По сравнению с другими субъектами федерации, чтобы сам ребенок, который бы, да, узнав о том, что у него есть эта возможность, мог обратиться к Уполномоченному.

Ведущий: Это с какого возраста?

П.М.: Ребенком у нас признается человек в возрасте до 18 лет. Но обращались, как правило, подростки.

Ведущий: Подростки. То есть, это 13, 14 лет.

П.М.: Да, 13-17 лет. Вот так вот. Плюс ко всему и родители также обращались. Было более 600 обращений за прошлый год. Ну, в том числе, и выявительного характера. Поскольку это специфика деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Сами дети редко, куда обращаются. Поэтому мы зачастую нарушение их прав выявляем. Выявляем на выездных приемах, на специальных проверках в различных учреждениях и организациях. И так далее. Должен отметить, что по тем обоснованным и взятым в работу жалобам, которые поступили на нарушение прав ребенка, в 49 процентах права ребенка были восстановлены. Это гораздо выше, чем восстановление прав человека. Это частью подтверждает мысль о том, что все-таки органы местного самоуправления, органы государственной власти адекватно и оперативно реагируют на нарушения прав ребенка. И принимает меры по их восстановлению.

Ведущий: А вы отслеживаете судьбу вот этого ребенка после того, как его права были восстановлены? Ведь может быть такая ситуация, что вот под давлением аппарата Уполномоченного по правам человека, права ребенка восстановили. А затем это дело хорошо запомнили, и уже когда аппарат забыл про эту историю, отомстили, да еще с большей…

П.М.: Но, к счастью, таких случаев у нас не было. Но по практике, которая сложилась вообще в деятельности в аппарате Уполномоченного по правам человека, в случае, когда начинаются какие-то негативные последствия в связи с тем, что человек обратился за защитой своих прав, этот человек он уже понимает, что его права нарушены. И тогда он обращается вновь и вновь. И уже сообщает о том, что на него начинаются какие-то гонения, он претерпевает негативные последствия из-за того, что он обратился к Уполномоченному. Вот в отношении детей таких заявлений за прошлый год по тем, чьи права были нарушены и восстановлены, или те, кто обращался, не обязательно с жалобой, да, вот таких случаев гонений, к счастью, не было. Была одна, скажем так, попытка людей, которые обратились, их детей выжить из конкретной школы. Но вовремя обратились. И мы поставили заслон. И там сразу же все прекратилось.

Ведущий: Есть телефонный звонок. Давайте слушать. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Ирина меня зовут. Мой ребенок поступил в первый класс в гимназию. И вот на совещании, собеседовании к нам обратился председатель попечительского совета школы и предложил внести благотворительный взнос при поступлении в первый класс в размере до 30 тысяч.

П.М.: Ужас.

Слушатель: Это правомерно? У меня реакция была, конечно, очень бурная. Поэтому мне предложили в районе 15 тысяч.

П.М.: Номер учреждения можете назвать?

Слушатель: Пока не буду говорить, хорошо.

П.М.:. Очень жаль.

Ведущий: Если вы не против, Ирина, сейчас пока мы вас вывели из эфира, может быть, вы оставите свой телефон нашему звукорежиссеру, если вы хотите.

П.М.: Вот, уважаемая радиослушательница, должен сказать, что обращение председателя попечительского совета или управляющего совета именно надо воспринимать, как обращение о вашей возможности оказать добровольно какую-то помощь конкретному образовательному учреждению. Никакого обязательного взноса при поступлении в первый или десятый класс там в размере даже 100 рублей. Я не говорю о той сумме, которую вы назвали, это нечто просто, из ряда вон выходящее. видимо, нам снова придется в этом году повторить перед началом учебного годя горячую линию и вновь обратить на это внимание. Мы все-таки надеялись, что вот заслон поборам в школах по кампании, которую мы проводили в течение всего этого учебного года, был поставлен. Но, к сожалению, раз вы сообщили о том, что, значит, видимо, надо начинать эту кампанию снова. И останавливать людей. Потому что все эти взносы в попечительский совет школы или в любое иное некоммерческое объединение содействия развитию школы должны носить исключительно добровольный характер. Если у вас есть желание и возможность внести там 5, или 10 рублей, а, может быть, тысячу долларов, я не знаю, но это должно быть ваше искреннее желание. Обязать вас никто не может. Тем более, не может быть никаких негативных последствий в отношении вашего ребенка.

Ведущий: Вот тут сразу возникает вопрос. Если есть такая возможность даже внесения каких-то добровольных средств, памятуя о советском опыте, можно представить, что это будет добровольно-обязательно. Может быть, просто исключить возможность любой помощи школам? Ну, не так они сегодня нуждаются. Даже в условиях кризиса. И тогда мы исключим возможность любых поборов добровольно-обязательных. Вот это, как бы, вы не рассматривали такой вариант поведения?

П.М.: Так или иначе, средства, определенные сдавать в школу родителям все равно придется, потому что целый ряд дополнительных образовательных программ и мероприятий, которые не оплачиваются бюджетом, на них нужно будет привлекать родительские средства. Это походы в кино, дополнительные экскурсии, я не знаю, там какие-то встречи с интересными людьми, что не заложена там их оплата. Но при этом мы должны понимать, что, чтобы родители были уверены – это целевой взнос на развитие его ребенка, на организацию конкретной экскурсии, похода еще чего-то, но не на ремонт школы, не на покупку мебели, не на покупку учебников и так далее.

Ведущий: Давайте еще один телефонный звонок слушать. Здравствуйте. Вы в эфире

: Алло. Здравствуйте. Извините. Это говорит Пермь, Гурьева. Вот у меня такой вопрос. Вопросы учебы и образования, связанные с вопросами жизни детей. И у нас нарушены как раз права жизни детей. Заявление у нас было по правам… в управление по правам ребенка.

П.М.: Да, мы по вашему заявлению продолжаем работать.

Слушатель: Хорошо. Потому что жить, как учиться детям. Сейчас в первый класс пойдет двое. И 12 метров оставили, значит, и 5 человек. Это вообще нигде, наверно, нет. Спасибо. Продолжаете, да?

П.М.: Да, мы по вашему заявлению продолжаем работать.

Ведущий: К сожалению, наша слушательница Гурьева, не представилась. Если можно, вкратце, объясните, в чем там ситуация. Насколько я понимаю, вы в курсе этой истории.

П.М.: Связано с защитой жилищных прав детей и в целом семьи. Там, действительно, история темная. Начало 90-х годов. В той квартире, где они проживали, неожиданно подселили другого человека. И в итоге произошло вот ухудшение жилищных условий проживания этой семьи. Здесь, еще раз говорю, требуется очень серьезная проверка всех документов. Поэтому дело не простое с учетом того, что уже прошел значительный срок по возможности и обжалования неправомерных действий, если таковые будут выявлены, должностных лиц, да, и восстановление в правах. То есть, проводится сейчас проверка по этому обращению.

Ведущий: Понятно. Дело сложное. И надо в нем разбираться. Вот всегда вот историю понять. На самом деле, вы сказали, что мало было случаев, вернее, один случай, когда попытались, как бы, отомстить за вмешательство, отомстить за попытку защиты своих прав, каким-то образом повлияв на того или иного человека. А на самом-то деле, может быть, просто люди, как бы, боятся сообщать уже после вот того, как история стала публичной, после того, как они уже один раз сделали какой-то шаг. И вот сам аппарат Уполномоченного в состоянии отслеживать эту ситуацию без повторного обращения? То есть, вы не бросаете? Вот о чем я хотел спросить тогда. Не бросаете ли вы своих подопечных? Отслеживаете ли вы их судьбу в дальнейшем, если даже обращений не поступало?

П.М.: В принципе, скажем так, возможность выяснить, что происходит дальше, она несомненно есть. Поскольку, как правило, заявители еще оставляют свои телефоны. И мы периодически такие контрольные, условно говоря, звонки делаем и спрашиваем, все ли в порядке, действительно ли там все так, как есть. Плюс ко всему все-таки в своих официальных ответах мы каждый раз тем людям, которые обратились, пишем о том, что если они не согласны или что-то будут претерпевать, они могут повторно обратиться в наш адрес. И мы продолжим работу по их заявлению и так далее. Поэтому сказать о том, что вот какие-то идут вот действительно там вот системно, да, массовые какие-то гонения на людей, обратившихся в адрес Уполномоченного, все-таки мы не можем. Хотя, повторюсь, к сожалению, единичные факты таких случаев, они имеются. Но люди не боятся уже в данном случае, и повторно обращаются к Уполномоченному для того, чтобы сообщить о том, что он претерпевает новые негативные последствия уже из-за того, что он обратился к Уполномоченному.

Ведущий: У нас на «Эхо», на большом «Эхо», есть такой проект, он называется Клуб привилегированных слушателей. Это когда люди уже просто начинают быть друзьями радиостанции. И активно участвуют в ее судьбе. Фактически работа аппарата Уполномоченного, конечно, не работа радиостанции, но тоже работа публичная.

П.М.: Да.

Ведущий: И вы постоянно работаете с людьми. Есть ли сегодня какой-то клуб? Я не знаю, ну, это в кавычках я сказал клуб, потому что он, может быть, по-другому называется, не знаю, там друзей Уполномоченного, в том числе, и по правам детей, которые уже прошли вот всю эту историю, да. Допустим, защищая права собственного ребенка. А затем помогают вам выявлять какие-либо нарушения, которые существуют, да. И, может быть, на общественных началах уже помогают вашей работе.

П.М.: Ну, как правило, человек, у которого была проблема, и она решена, он удовлетворяется тем, что в отношении него там или его ребенка прекращается нарушение какое-либо. В этом отношении мы в большей степени, конечно, работаем с экспертным сообществом, которое у нас есть. И оно, скажем так, эти люди известны. Они постоянно сотрудничают. И с теми общественными организациями, которые есть у нас в Пермском крае. Даже вот пример такой, чтоб привести, когда человек, которому мы оказали помощь, потом стал нашим активным помощником, вот за год своей работы такого примера привести не могу.

Ведущий: А вы, вообще, на самом деле, нуждаетесь в таких добровольных помощниках?

П.М.: Любая общественная инициатива, она приветствуется. И если человек, действительно, является неравнодушным и понимает, что в его силах есть возможность помочь другим людям, волею судеб оказавшихся в аналогичных ситуациях, а он успешно эту ситуацию преодолел, если он обратится и будет готов там помогать, проблемы никакой нет. Я думаю, мы найдем пути взаимодействия. Но, повторюсь, что вот за год работы таких случаев не припомню. И в основном все-таки мы работаем с уже организованными общественными объединениями, которые работают в сфере детства, занимаются защитой прав детей.

Ведущий: Я почему этот вопрос задал. Мне казалось, что человек, который преодолел какую-то свою внутреннюю проблему, он, как бы, немножечко очищается сам. Может быть, какую-то оболочку с себя снимает. И он становится более просто социально активным. Но вот, может быть, для таких людей или для людей, которые нуждаются в вашей помощи, уже завершая наш эфир, может быть, мы дадим какие-то контактные телефоны. Мы, понятно, давали их уже не раз. Ну, а, может быть, какие-то слушатели присоединились к нам и не знают их. Куда можно обратиться, в какие часы, и в какие дни?

П.М.: У всех, у кого есть какие-то вопросы, проблемы или просто желание проконсультироваться по юридическим вопросам, вы можете обращаться в адрес Уполномоченного письменно по адресу город Пермь, улица Ленина, 51. Или по телефонам 217-76-70, 217-76-50. Также у нас есть электронная почта. ombudsman@permpegion.ru. И есть свой сайт, на котором работает форум www.ombudsman.perm.ru.

Ведущий: И, завершая наш эфир, наверно, последний вопрос, Павел. Хотелось бы понять. День защиты прав детей, как вы думаете, как долго он еще будет существовать? Потому что там вот в самом празднике существует слово «защита».

П.М.: Я думаю, что этот день будет существовать всегда. Потому что ребенок в любые времена остается наиболее уязвимым человеком. И он требует особой защиты. По сути дела, ведь у нас по большому счету два таких праздника в году официальных, да. Это 1 июня – День защиты детей и 20 ноября – Международный день прав ребенка. О второй дате знают чуть меньше. И о ней вспоминают чуть реже. Но 1 июня, помимо праздничных мероприятий для детей, пройдут и очень серьезные разговоры взрослых, которые занимаются защитой прав детей. И эти мероприятия пройдут и накануне также. В частности, к нам в Пермский край с официальным визитом приезжает делегация ЮНИСЕФ Российской федерации. В течение трех дней мы будем встречаться со специалистами, ответственными должностными лицами. И вместе думать о том, что еще необходимо сделать в крае для того, чтобы права ребенка нарушались реже, и нашим детям были созданы наилучшие условия.

Ведущий: На этом наш эфир завершается. Напоминаю, у нас в гостях был Уполномоченный по правам детей в Пермском крае Павел Миков. Всего доброго. Оставайтесь на 91,2 FM.

П.М.: До свидания. Спасибо.


Обсуждение
52554
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.