Верхний баннер
22:05 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 24 мая 2009

«Большая тройка». Губернатор укрепляет позиции в партии власти и теряет контроль над муниципалитетами.

Ведущий: Это пятница. Это 13.08 в Перми. И, как обычно, в это время «Большая тройка» в эфире «Эха». В студии, как обычно, Олег Русских. Рядом со мной, как обычно, Александр Лобов. Добрый день, Саша.

Александр Лобов: Добрый день.

Ведущий: Нас сегодня не трое, нас сегодня четверо. Это, я бы сказал, объясняется сложностью и тонкостью разбираемых нами сегодня вопросов. Сегодня в студии «Эха» напротив меня политический обозреватель газеты «Новый компаньон» Дмитрий Торбеев. Добрый день, Дима.

Дмитрий Торбеев: Добрый день, Олег.

Ведущий: И политконсультант, рантье уже практически, то есть, блестящий политконсультант Сергей Ильин. Добрый день, Сергей.

Сергей Ильин: Добрый день.

Ведущий: Уважаемые радиослушатели, две большие темы и, возможно, еще маленький хвостик у нас будет в сегодняшнем эфире. Мы разберем итоги вчерашней большой конференции партии «Единая Россия» региональной. Итоги, которые во многом оказались и для многих экспертов оказались неожиданными. Это первая часть нашего эфира. Во второй части мы разберем ситуацию в Березниках. Точнее говоря, там особой ситуации нет. Но в определенном смысле некоторые эксперты склонны рассматривать решение Березниковской городской думы как некий вызов краевым властям. Дело в том, что Березниковская городская дума вернулась в своем уставе к прямым выборам мэра вместо схемы, когда мэр выбирается из числа депутатов. И еще там назначается сити-менеджер. Но начнем мы все-таки с «Единой России». У нас есть небольшой материал по этому поводу.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. Ключевым мероприятием конференции «Единая Россия» стали довыборы в региональный Политсовет, который должен был увеличиться на 10 человек. В список кандидатур вошли председатель краевого правительства Валерий Сухих, заместитель главы администрации губернатора Яков Силин, депутат Пермской Гордумы Дмитрий Малютин, депутаты Зак.Собрания Дмитрий Скриванов, Виктор Плюснин, Юрий Ёлохов, глава Кудымкарского района Александр Зырянов, директор лицея № 1 города Кудымкара Юлия Механошина, директор Кунгурского филиала «Пермтрансгаза» Анатолий Теклюк и представитель профсоюзного движения Валерий Трапезников. Валерий Сухих, Яков Силин, Дмитрий Скриванов, Юрий Ёлохов и Виктор Плюснин должны были войти и в состав президиума. Результаты голосования оказались неожиданными. Дмитрий Скриванов попал в Политсовет большинством всего в 3 голоса. А депутаты Ёлохов и Плюснин нужного количества сторонников не набрали. Кандидатуры Сухих и Силина возражений не вызвали. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Ну, вот так вот, коллеги, уважаемые пермяки. Вот суть всей неожиданности, она именно в том, что депутаты Юрий Плюснин и Виктор Ёлохов не прошли в состав Политсовета. А Дмитрий Скриванов прошел, но, в общем, с минимальным преимуществом. Не знаю, что здесь важнее, результат или то количество голосов, которое он набрал. Что, Александр Лобов желает сразу что-то сказать. Ну, скажи.

А.Л.: Я хочу задать тебе вопрос. Тебя действительно сильно удивляет, что, наконец, не единогласно был выбран Политсовет? Это вызывает у тебя удивление?

Ведущий: У меня нет. Оно, как бы, у многих других вызывает удивление. То есть, это вызывает удивление в администрации края, во-первых.

А.Л.: Как такое возможно?

Ведущий: Как такое возможно. Это вызывает удивление у многих экспертов. Хотя для меня вот ничего особенного в этом нет. Как расценить, как оценить эту ситуацию. Вот в чем вопрос. Дмитрий Торбеев, скажи мне, Дмитрий, как можно прокомментировать вот эту историю? Ты как видишь ситуацию?

Д.Т.: Ну, версий довольно много. То есть, версия первая, озвученная Тушнолобовым, лидером пермской «Единой России» о том, что отчасти в этом виноваты СМИ, которые…

Ведущий: То есть?

Д.Т.: Дело в том, что еще на прошлой неделе эта информация просочилась. Сначала к нам в «Компаньон», потом в «Коммерсант». И, собственно, об это уже было написано. Но тогда Тушнолобов комментировал эту тему довольно скупо. То есть, не по фактам, не по цифрам, не по фамилияь он не общался. И уже после конференции, собственно говоря, он заявил мне о том, что вот тот факт, что вышли подобные публикации, где было так заявлено о том, что проводятся люди губернатора в Политсовет, с целью Политсовет контролировать, да, это как-то сыграло свою роль. И люди, увидев…

Ведущий: Повлияло на мнение делегатов?

Д.Т.: Да, да, да, что они не хотели быть подконтрольными губернатору. И они проголосовали против.

Ведущий: Ну, это, в общем, нормальное желание, нет?

Д.Т.: Ну, в принципе, да, да. Но вот тот факт, что в первую очередь обвиняются СМИ, да, ну, это довольно странно звучит.

Ведущий: Давайте попробуем. Насколько вот на ваш взгляд, Сергей, Дмитрий, насколько на ваш вообще… Ну, хорошо, пять человек там, да, пять человек, пусть даже мы будем считать, что это люди губернатора, насколько это вообще реально контролировать пятью человеками Политсовет из 70-ти?

С.И.: Нереально, конечно. Нереально. Ну, я на самом деле, вот в этой ситуации не вижу ничего особенного, там, сенсационного и так далее. То есть, на самом деле из пяти человек трое прошли. Причем, трое, которые, действительно, считаются людьми губернатора. Вот по поводу Ёлохова и Плюснина, допустим, могут быть какие-то определенные сомнения. То есть, они там, там, можно сказать, с недавних пор в список такой могут попасть. На самом деле, ну, есть внутрипартийная демократия. Вот она на самом деле продемонстрирована. То есть, есть люди, которые состояли в свое время в Союзе Правых Сил. Там сейчас в партии внутри идет такое ревностное отношение ко всем тем, кто приходит вновь. За посты в Политсовете идет действительно борьба. То есть, сейчас… я вот хотел отметить тот момент, который, наверно, стоит подчеркнуть. Что у нас сейчас демократические процедуры с общенародных выборов переместились вот в эти внутрипартийные. То есть, сейчас настоящая борьба она начинается внутрипартийная. Сейчас время вот политконсультантов, пиарщиков, которые делали выборы, оно ушло. Сейчас время лоббистов, те, кто реально могут отлоббировать то или иное решение. Другое дело, что в данной ситуации не отлоббировали. Или передавили ситуацию. Может быть, не так сильно упирались.

Ведущий: Коллеги, скажите, просто я уже почитал тут какие-то публикации. Они, может быть, скороспелые достаточно, да, какие-то были. Имеется в виду, серьезного анализа, может быть, не было. Но мнения высказывались. Одно из расхожих мнений, что это такой некий щелчок, мягкий политический щелчок по позиции губернатора. Возможно ли эту ситуацию так трактовать?

С.И.: Мое мнение, так трактовать не стоит. Это, я еще раз повторяю, то есть, я ничего не вижу в этом особенного. Ну, подумаешь, не прошли двое депутатов Законодательного Собрания. Просто сейчас поменялась, как бы, расстановка сил внутри партии. Поменялись спонсоры отчасти, поменялись те, кто на себе тащат работу. Поэтому у них есть мнение. Они могут его выразить. То есть, ничего особенного не произошло. Щелчком я это назвать не могу.

Ведущий: Коллеги, я процитирую вам и, естественно, радиослушателям Якова Силина, заместителя главы администрации Пермского края. Он «Коммерсанту» откомментировал ситуацию следующим образом. «Не смотря на то, что президиум и Политсовет утвердил все кандидатуры единогласно, когда дело дошло до голосования аппарат и руководство регионального отделения попросту не сработали», – возмущается господин Силин. Я цитирую «Коммерсант». «Они либо вообще не должны были ставить этот вопрос, либо, если они считают себя авторитетными людьми, добиться принятия нужного решения».

Д.Т.: В чем-то Силин прав. Это совершено в стиле «Единой России». То есть, принимается решение где-то кем-то кулуарно отчасти, да. А затем уже все делегаты, ну, что называется, продавливаются. Но здесь, видимо, может быть, в самом деле, не доработали.

Ведущий: Подождите, подождите. Вы сейчас о чем говорите, коллеги? То есть, Дима, на самом деле, господин Силин, я подчеркиваю, зам.главы администрации, да, фактически обвиняет руководство партии «Единая Россия», да, там региональный Политсовет, там, исполком, да, в том, что они игнорируют одни из основных собственных принципов, да, внутренних. То есть, внутреннюю партийную демократию. То есть, они не додавили, говорит господин Силин. Ребята, ничего, нет, нормально, не вызывает отторжения?

С.И.: Ну, давайте сразу поймем. Тут надо точки поставить.

Ведущий: Давайте поставим.

С.И.: Говорит-то кто, чиновник, который работает в определенной системе и определенными категориями мыслит. То есть, если есть договоренности, определенные возникли, да, он считает, что они, безусловно, должны быть выполнены. Вот и все. Поэтому это его просто реакция. То есть, я думаю, день бы прошел, он так уже не говорил бы.

Ведущий: Саша, ты как к подобным вещам относишься вообще, вот к реакции чиновников администрации к проявлению внутрипартийной демократии? Александр Лобов не имеет отношения к политическим партиям.

А.Л.: Я поэтому сижу тихо, молчу.

Ведущий: Поэтому он смотрит со стороны на все это…

А.Л.: Я думаю, что чиновникам очень бы хотелось власть предержащую партию, то есть, партию, которая на самом деле все определяет в нашей стране, влиять на ее действия. Но тут раз родилась такая интересная тенденция про демократию в одной отдельно взятой партии, интересно, к каким последствиям дальше это может привести. Такой бунт на корабле.

С.И.: Я не говорил про демократию внутри партии. Я говорил про борьбу внутри партии. Вот и все. То есть, это все-таки разные вещи. Я говорю о том, что процедуры именно демократические еще остались там. Там еще есть, действительно, тайное голосование. И когда большое количество депутатов голосует, подтасовать при всем желании не получается. Вот и все.

Ведущий: Хорошо. Согласны ли вы… Я озвучу ICQ, уважаемые радиослушатели. 404582017 наше эфирное ICQ. 261-88-67 телефон прямого эфира. Вам как видится ситуация эта, если, конечно, вас интересуют внутриполитические, внутрипартийные конфликты? И кажутся ли они вам важными в данной системе? Вопрос, на самом деле. Коллегам по студии задает Сергей. Он спрашивает: «Можно ли сказать, что, видимо, имея в виду эту ситуацию, что понятия «партия власти» и «партия губернатора» в Прикамье расходятся?

С.И.: Ну, я отвечу. Потому что мне достаточно легко на это ответить. Партия губернатора и партия власти, ну, скажем, «Единая Россия», у нас всегда это были разные вещи. У нас всегда был список губернатора на выборах один и список «Единой России» другой. И очень часто по многим позициям они не совпадали, и не совпадают до сих пор. Это нормально. То есть, пока губернатор не вступит в партию… Он все-таки вступил? Я вот не в курсе.

Ведущий: Нет.

С.И.: Пока он не вступит в партию, не возглавит ее…

А.Л.: Нет, пока не возглавит.

С.И.: Не возглавит у нас ее здесь. Пока все вице-премьеры правительства, руководители отделов не займут там все должности, будут разные списки. Это нормально.

Ведущий: Дима, скажи, пожалуйста, как ты можешь охарактеризовать на сегодняшний день взаимоотношения региональной «Единой России» и губернатора и губернаторской администрации? Потому что очень часто говорят об их сложном характере, что называется.

Д.Т.: Нет, ну за последние два года эти отношения улучшились, да, вот так вот внешне. То есть, введен уже все-таки в Политсовет Валерий Сухих…

Ведущий: Ну, он давно должен был быть там.

Д.Т.: Да, по всей, собственно говоря, логике. Но вот тот факт, что кто-то еще голосует «против», да, говорит о том, что администрация, ну, где-то не дорабатывает с партией. Либо не хочет этого делать, создавая такую, ну, легкую иллюзию наличия все-таки внутрипартийной демократии.

А.Л.: Либо партия не хочет дорабатывать с губернатором.

Ведущий: А, да, либо партия не хочет дорабатывать с губернатором.

Д.Т.: Потому что все-таки обработать такое количество людей, склонить их на свою сторону разом, там, не знаю, за год, за два, люди, которые пришли в партию, уже, довольно-таки давно. И многие из них искренне верят в эти идеалы.

С.И.: В чем я сомневаюсь.

Д.Т.: Ну, ты знаешь, есть такие.

Ведущий: Циничный политконсультант Сергей Ильин…

Д.Т.: Мне тоже было странно, но есть такие. Есть, есть.

Ведущий: Я, причем, вам скажу, уважаемые слушатели, тут еще по поводу чего вот Еще и дискуссия. Дело в том, что на самом-то деле, уважаемые радиослушатели, Депутата Ёлохова и депутата Плюснина, то есть Юрия Ёлохова и Виктора Плюснина, не просто не доголосовали. С точки зрения результатов голосования их практически прокатили.

Д.Т.: Ну, и ничего страшного.

Ведущий: Нет, я не говорю, что это страшно. Я говорю, что это достаточно серьезное протестное голосование. Оно имело место быть.

А.Л.: Олег, все нормально, Политсовет не резиновый.

С.И.: Я реплику хотел еще одну добавить. Просто из того вопроса, который ты Диме задал. Тут надо, может быть, задуматься или поговорить о том, существует ли у нас в регионе внутренняя политика в последние годы? Выстроенная, с четкими ориентирами. У нас каждый год позиция администрации края меняется радикально по многим вопросам. То есть, ну, я пример приведу не из политики, а из, например, строительства. То есть, у нас была позиция комплексная застройка микрорайонов. Всячески лоббировали эту тему, выделяли площадки. Даже продали некоторым крупным корпорациям эти площадки. Потом вдруг, когда эти площадки все самые большие были проданы, вдруг поменялась позиция, и все решили, что надо нам по голландскому пути идти. Нормальную точечную застройку.

Ведущий: Ну, площадки-то уже были проданы.

С.И.: Вот. Это пример. Я вот честно не понимаю, в какой момент тут произошел перелом, и с чем он связан, и где тут степень ответственности перед партнерами, которых втянули там грубо в крупные инвестиционные проекты, да. Ну, да бог с ним. Ну, хочется понять когда-нибудь. Что касается внутренней политики. У нас она была где-то до тех пор, пока ей руководил Николай Арсеньевич Яшин. Вот я с глубоким уважением к этому человеку отношусь. Притом, конечно, там на протяжении разного времени и позиции были разные по многим вопросам. Тем не менее, я знаю, что тогда была четкая внутренняя политика. все понимали, куда мы двигаемся, все понимали…

Ведущий: Правила игры.

С.И.: …по каким правилам играем. Сегодня такого понимания нет. Значит, и политики как таковой нет.

Ведущий: Ну, на самом деле, достаточно серьезная история. То есть, вот если брать конкретно партию «Единая Россия», да, вот, фактически официального представителя от администрации в партии «Единая Россия» вот фактически не было с того момента, как тот же Николай Яшин покинул свой пост в администрации. То есть, в Политсовете-то «Единой России» он остается. Но связующим звеном уже не был. И вот фактически до вчерашнего дня, когда, я так понимаю, что таким представителем, видимо, этот функционал, видимо, будет исполнять господин Силин…

Д.Т.: Ну, Сухих, скорее, все-таки.

Ведущий: Ну, я думаю, что и так, и эдак. Может быть… Сухих все-таки, там немножко другая история, да, там правительство. А внутренняя политика это все-таки функционал господина Силина. То есть, вот до вчерашнего дня вот не было такого, да. То есть, кто за это отвечал? Непонятно. Ладно. Нас просят каким-то образом… сейчас, секундочку, уважаемые радиослушатели, я смотрю сообщения по ICQ. Нас просят сделать из этого далеко идущие выводы из вчерашней конференции. Означает ли это усложнение взаимоотношений между партией «Единая Россия» и администрацией Пермского края?

А.Л.: Олег, я скажу тебе. По всем законам политического жанра сейчас администрация края должна дать адекватный ответ в области политики и выслать двух представителей «Единой России» из администрации.

Ведущий: То есть, по всем законам дипломатии.

А.Л.: Абсолютно.

С.И.: Я считаю, никаких последствий далеко идущих не будет. Щелчком губернатору, действительно, было бы, если б не приняли Сухих, Силина и Скриванова. Все. Эти двое, ну, не понравились, ну, и проголосовали против. Ну, и все.

Ведущий: Ну, и на самом деле в определенном смысле это характеризует, на мой взгляд, да, отношение депутатов, мест, да. То есть, голосовали… конференция «Единая Россия» это в первую очередь места. То есть, это территории. И вот разрыв между территориями и регионом на сегодняшний день он большой.

Д.Т.: Большой.

Ведущий: И вот этим голосованием в определенном смысле его показали. Да, там, Валерий Сухих вошел, Яков Силин вошел. Их еще особо не знают, особенно Силина. Да, Сухих-то знают, Силина не очень.

С.И.: Но главы уже знают хорошо Силина.

Ведущий: С трудом вошел Скриванов. То есть, вот это голосование оно показывает отношение к региональным властям. Может быть, не к исполнительным, скорее, может быть, даже к законодательным.

С.И.: Я считаю, показывает уровень развития внутренней политики в администрации края. Все.

Ведущий: Дмитрий Торбеев, согласен ты с этой историей?

Д.Т.: В принципе, согласен, да. Но я думаю, что опять же неким щелчком это не станет, таким существенным. Сделаем просто выводы из этого.

С.И.: Рабочие.

Д.Т.: Да, да, рабочие опять же по инструментам влияния, по формату взаимоотношений, да. И примут какие-то иные правила игры. Все. Причем, их сменить будете так уж сложно.

Ведущий: На этом мы эту тему заканчиваем и переходим к ситуации в Березниках. Я еще раз напомню вам, уважаемые радиослушатели, что в Березниках городская дума приняла решение об изменении порядка выборов мэра, внесла изменения в устав. Конкретика в нашем материале.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. Депутаты Гордумы Березников во втором чтении приняли изменения в устав муниципалитета, касающиеся порядка избрания главы территории. Суть поправок состоит в том, чтобы вернуть всенародные выборы градоначальникам. Сейчас в уставе прописана принятая в 2005-м году схема, по которой глава Березников избирается из числа депутатов Гордумы, а текущее руководство администрации осуществляет нанимаемый по контракту сити-менеджер. Помимо отмены этого способа выборов мэра депутаты также изъяли из устава положение о сити-менеджере. Любопытно, что месяц назад власти края предложили муниципалитетам установить типовую для всех схему формирования руководства. Именно ту, от которой отказались в Березниках. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Ведущий: Коллеги, в продолжение темы, что называется, последний вопрос той темы он фактически переходит в этот. Считать ли это решение Березниковской Гордумы щелчком по администрации края? Тут. у нас эксперт Сергей Ильин, он знает хорошо ситуацию в Верхнекамье.

С.И.: Я вот тут что хотел сказать. Я сегодня как адвокат администрации края, видимо, выступаю. Потому что задаете вопрос – щелчок? Нет, я вот считаю тоже, что это не щелчок. Потому что, смотрите, форма, скажем так, донесения позиции администрации края до глав какая была выбрана, вспомните?

Ведущий: На совете муниципальных глав.

С.И.: Просто выступил один из чиновников, да, высокопоставленных, который сказал – было бы неплохо подумать нам вот про такую схему. Все. Не было сказано… если, я понимаю, было послание губернатора ежегодное, где он сказал – уважаемые господа, в условиях кризиса нам надо переходить на более управляемую систему работы с территориями.

Ведущий: А она более управляемая.

С.И.: А она более управляемая. Вот. Тогда бы, конечно, сейчас городская дума Березников пошла бы вразрез с этой позицией. А она пошла вразрез с рекомендациями, которые носят рекомендательный характер, извините, за тавтологию.

А.Л.: Уведомительный.

С.И.: Да. Что касается причин, ну, может быть, позже о них поговорим. Я могу и сейчас свое мнение сказать.

Ведущий: Нет, давайте мы сделаем вот как. Мы сейчас закончим вот с этой, так называемой, политической составляющей, да, то есть, взаимоотношений там вот муниципалитета и администрации края. Дима, как ты считаешь? Не считаешь вот это тоже таким щелчком администрации края? Вот Сергей у нас адвокат сегодня.

Д.Т.: Да тоже не считаю. Потому что основной фактор влияния в Березниках всем известен. И с этим фактором влияния в большинстве случаев удавалось договориться.

Ведущий: Имеется в виду «Уралкалий»?

Д.Т.: Да.

Ведущий: Да, тогда возникает вопрос. Не произошло ли ухудшения отношений между краевым руководством и «Уралкалием»?

Д.Т.: Думаю, что нет. Потому что, как мы уже говорили до эфира, в данном случае «Уралкалию», ну, в чем-то удобней…

Ведущий: Александр Лобов. Ты начал просто говорить…

А.Л.: Нет, я спросил - и почему произошло, если произошло ухудшение?

Ведущий: Нас тут спрашивают в ICQ. Как бы, кто-то задавал вопрос мэру Перми, когда будут избирать главу города гордумой. На что Игорь Шубин ответил, что по какой-то международной договоренности Российская федерация обязуется избирать мэра всенародным голосованием. Есть ли такой документ?

С.И.: Да нет. Игорь Шубин сам как-то вот достиг этих договоренностей международных. Я не знаю, я не читал вот эту позицию Шубина. Читал другую. Он один из первых поддержал схему, которую предложила администрация края.

Ведущий: Мы продолжаем тему Березников и того, что в Березниках вернулись к схеме, как это называется, всенародных выборов главы города, всенародных выборов мэра. Есть вопрос по ICQ сразу как раз вот к этой теме. Антон нам пишет. Вопрос касательно выборности, назначаемости. «Какие есть достоинства у назначения мэров, кроме лучшей управляемости?»

Д.Т.: Что касается районов, и вообще, вот районных глав. Дело в том, что, будете смеяться, порой в главы проходили люди, которые были совершенно неспособны что либо сделать с чисто технической точки зрения. То есть, люди могли пить, скажем, вот так вот.

С.И.: Месяцами.

Д.Т.: Да. И вот в случае, если они будут все-таки назначаться, да, гордумой все-таки можно этих рисков как-то избежать. Можно назначить человека более способного к исполнению этих функций, что в случае с районами немаловажно.

Ведущий: То есть, на самом деле, ты хочешь сказать, что, грубо говоря, народ иногда не в состоянии выбрать адекватного руководителя.

Д.Т.: А ты не знаешь об этом?

Ведущий: Не, я тебя спрашиваю. А в ситуации выборов из числа депутатов такая вроде как вероятность она выше, так что ли?

А.Л.: То есть, намекаете, что Дмитрий Анатольевич Медведев сейчас может спокойно пить. Поскольку есть Владимир Владимирович Путин.

Ведущий: Не, вот это вот ?????????(неразборчиво) святое я вас прошу не трогать.

Д.Т.: Нет, ну, в чем-то прав.

А.Л.: А в чем тогда смысл прямых выборов?

С.И.: Я все-таки считаю, что достоинство чисто административное. Все. Не более того у системы назначения.

Ведущий: Что значит чисто административное? Поясни.

С.И.: Это плюсы только для администрации края. Все.

Ведущий: А внутри?

С.И.: Да никаких плюсов. Ведь человек зависит больше, получается, ему надо писать хорошие отчеты в центр, и больше ничем не заниматься, только этим и заниматься. То есть, встречать делегации, устраивать круглые столы. Насчет решения конкретных проблем конкретных людей тут как раз глава, который выбран всенародным голосованием, он, конечно, по идее должен…

Ведущий: Он ближе к этой ситуации.

С.И.: Да, да, да. И плюс к тому, что, да, были случаи, когда выбирали не тех глав, которые там… у которых сносило крышу, там, и так далее. Но в большинстве-то своем, если мы посмотрим на тех глав, которые выбраны всенародным голосованием, все-таки у них позиции сильные. Они, действительно, чего-то добились в этой жизни. И кроме всего прочего сумели заручиться всенародной поддержкой. Я считаю, эта схема идеальная. Более того, когда-то надо возвращаться к выборам губернаторов.

Ведущий: И мы можем снова стать политконсультантами, да.

С.И.: Я готов, если это случится, отойти полностью от дел, только ходить голосовать.

Ведущий: Есть телефонный звонок. Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Маленькую ремарочку. Значит, Россия подписала конвенцию о местных органах местного самоуправления, по которой органы власти должны формироваться выбором. И вы видите, что происходит сегодня. Сегодня Страсбургский суд принимает все решения…ну, скажем так, отменяет решение судебной системы России. Идет постепенный процесс изоляции России. И желает это режим Путина. Почему? Они не в состоянии сегодня управлять страной по принципам схемы, которая подписана в Конституции. По сути, они ведут страну к изоляции. Это будет Южная Корея, но либеральная Южная Корея. Это уже будет буквально через 3-4 года.

Ведущий: Спасибо, Алексей Борисович. Мы движемся к состоянию либеральной Северной Кореи. Насчет конвенции, спасибо за подсказку.

А.Л.: Да, хотел бы поздравить Бессонова с попаданием в газету «Нью-Йорк Таймс» между делом.

Ведущий: Кстати, да. Нет, я на самом деле, про международный документ. Видимо, об этой конвенции и говорил Игорь Николаевич Шубин.

С.И.: Мы ее еще в 90-е годы подписали еще в период правления президента Ельцина. Никто ее не отменял. При этом, у нас те законы, которые приняты регулирующие формирование органов местного самоуправления, они не противоречат. Более того, мы не можем говорить о том, что, например, во всей Европе всенародные выборы мэров, пэров и так далее. Мы, как раз, берем, когда формировался вот этот закон, и Козак его разрабатывал, брался опыт разных стран. И поэтому говорить о том, что мы тут полностью от демократических процедур отказались, неправильно. Отказались мы от демократических процедур в другом случае. Когда отменили порог явки, когда отметили голосование против всех. Вот это, считаю, главными-то потерями. А в принципе, да, сейчас просто даже в случае, допустим, выборов главы из числа депутатов. Ну, просто цена депутатского мандата она возрастает. Раньше, если депутатов земского собрания, там, какого-нибудь маленького района не обращали внимание, даже кто туда шел, лишь бы не пил, вот. То сейчас, конечно, начинает цена мандата возрастать. Вот и все. То есть, все эти системы они имеют право на жизнь. Другое дело, что мы обкатали в 90-е годы ту систему, которую реально она заслужила свое право на существование.

Ведущий: Есть, что добавить? Дмитрий Торбеев.

Д.Т.: Да, тут маленькая такая ремарочка. То есть, с одной стороны, с начала 2000-х, по-моему, у нас идет эта реформа Козака, да, о которую сломали много копий с основным трендом, чтобы дать как можно больше свободы именно вот снизу, что называется.

Ведущий: Муниципальным образованиям, территориям.

Д.Т.: Да, да, на уровне вплоть до сел, чтоб у них был хоть какой-то, но свой бюджет, чтобы были какие-то полномочия. С другой стороны, вот тенденция к назначению глав городов и глав поселений. Вот тут две таких…

Ведущий: Ну, они идут одновременно. Но пусть себе, что называется, борются. Давайте вернемся к Березникам. Коллеги, скажите, пожалуйста, для Березников, как бы, причины возврата к этой схеме. Это специфика города? Это специфика той системы, которая существует политическая в Березниках? Почему они вернулись? Есть у вас объяснения?

С.И.: Ну, у меня объяснение чисто логическое. Любой человек, владеющий крупным предприятием, которое является градообразующим, он настроен на то, чтобы снижать политические риски в своем городе, где у его находится предприятие. Эта ситуация из этой же категории снижения политических рисков. То есть, для владельца «Уралкалия» возникает риск, что назначат не того. Потому что уж слишком много людей задействовано в процедуре избрания. Одно дело, когда утвердили кандидатуру на должность главы. Под него выделили финансирование, привезли со всей страны специалистов, и устроили всенародное гуляние, и к общему удовольствию выбрали такого мэра, да. И совсем другое дело, когда выбрали депутатов. Депутаты сформировали комиссию конкурсную. И вот тут уже начинается совсем другая ситуация. Вот даже такой пример. Для того, чтобы по конкурсу занять должность главы администрации, надо соответствовать очень многим принципам. То есть, иметь высшее образование, иметь опыт муниципальной работы и кучу других моментов. А когда ты идешь на выборы мэра, тебе можно вообще быть без образования, не иметь никакого опыта. Иметь только симпатичную физиономию и ???????? (неразборчиво)…

Ведущий: Замечательно. Смотрите, коллеги, а вам не кажется, что вы противоречите сами себе?

С.И.: Мне нет.

Ведущий: Секунду. Я спрошу, ладно, Сергей. С одной стороны вы говорите о том, что ситуация прямых выборов она повышает политические риски. Потому что она может привести во главу территории района, там, города человека, непонятно откуда взявшегося. С другой стороны, Сергей Ильин только что говорит о том, что в данной ситуации политические риски снижаются.

А.Л.: В конкретной данной, Олег, ситуации Березников риски, действительно, снижаются. Поскольку в данном городе есть градообразующее предприятие, которое, естественно, так или иначе контролирует… может влиять на население, на электорат своими действиями. И. соответственно, в данном случае рисков как раз никаких нет в случае прямого избрания мэра.

Д.Т.: И в этой ситуации выходит то, что с народом-то вот именно в Березниках договориться легче, чем с депутатами.

С.И.: Я один момент хочу сказать. Вы упускаете один нюанс, одну деталь. Деталь в том, что в процедуре предложения кандидатуры на должность сити-менеджера большую роль начинает играть краевая администрация. И вот тут надо уже договариваться даже не с депутатами. Это уже вторично. А надо договориться с краевой, чтобы она предложила и одобрила ту кандидатуру, которая ее устраивает. И вот тут… Ладно, у Рыболовлева сейчас выстроены отношения с Чиркуновым, да. Давайте представим ситуацию, что, например, Олега Анатольевича назначают министром федерального правительства, и возникает другая фигура во главе региона. совсем другой расклад. Поэтому уходит Рыболовлев от рисков таким образом. Пусть даже не он. Он, может быть, даже и не в курсе. А уходят те, кто решает вопросы в Березниках, защищает его интересы. Абсолютно правильное решение.

Ведущий: То есть, в данном случае, резюмирую, то, что вы говорили, что в данном случае для Березников это фактор снижения политического риска. А что касается в целом ситуации, то схема всенародных выборов, она муниципалитетам позволяет этим самым сохранять определенную самостоятельность и независимость от краевой администрации. Так получается?

Д.Т.: Да.

Ведущий: Продолжаем «Большую тройку». И новость, которая только что прозвучала от Романа Попова, о том, что Юрий Горлов решил подать в суд на Илью Шулькина, безусловно, дает нам не только шанс, а просто необходимость в оставшиеся 10 минут обсудить эту тему. Итак, начальник ГУВД по Пермскому краю генерал-лейтенант милиции Юрий Горлов намерен в судебном порядке решать конфликт с вице-спикером краевого парламентом Ильей Шулькиным. Кто не знает, уважаемые радиослушатели, на прошлой неделе на пленарном заседании Зак.Собрания Илья Шулькин выступил с содокладом или с сообщением, как его можно назвать, в котором подверг деятельность ГУВД Прикамья и лично Юрия Горлова достаточно серьезной критике. Давайте, коллеги, сначала ваши комментарии и оценки ситуации. А по второму кругу прогнозы. Давайте сначала с комментариев. Сергей Ильин, как ты оцениваешь этот конфликт вообще?

С.И.: Я оцениваю абсолютно нормально. То есть, это ситуация, на мой взгляд, с изучением состояния дел в правоохранительной системе, она назрела давно. Последние события в Москве с этим майоров Евсюковым, да, они только должны были заставить всех, в принципе, во всех регионах заняться этой проблемой. Потому что уровень доверия к милиции он крайне низок. Я просто сталкиваюсь там на выборах с людьми. Вижу отношение к милиции. Поэтому в принципе уровень работы и уровень преступности, тот, который у ас в регионе есть, он давно стоял, такие вопросы. И, слава богу, что у нас на прошлой неделе прозвучал этот доклад, прозвучали те общеизвестные проблемы. И было обращено вообще внимание на них. Сейчас ситуация должна разрешиться тем, что разбором всех этих проблем, я считаю.

Ведущий: Разбором проблем.

С.И.: Да.

Ведущий: Насколько я понимаю, простите, коллеги, да, но пока ситуация она фактически сведена к личностному конфликту.

С.И.: Я так не считаю.

Ведущий: Смотрите. Мы говорим о том, что вчера была публикация в «Коммерсанте», где говорилось о том, что выступление Шулькина носит эмоциональный характер в связи с проблемами его отца с правоохранительными органами. Сегодня мы имеем, вот только что новость о том, что Юрий Горлов подает на Илью Шулькина в суд. Фактически мы свели эту ситуацию к личностному конфликту. Или не так? Дмитрий Торбеев.

Д.Т.: Ну, сегодня еще да, действительно так. Потому что, ну, опять же работа журналистов – поиск, кому выгодно. Вот сначала говорили, что это выгодно Чиркунову, потом говорили, что это выгодно самому Шулькину, потому что у него с папой такое случилось. На самом деле я думаю, что здесь что-то среднее. А в целом же, да, я согласен с Сергеем, что называется, накипело. Потому что люди во власти, в исполнительной, в законодательной по факту не имеют возможности как-то кардинально влиять на ГУВД. Но при этом несут определенную ответственность.

Ведущий: Александр Лобов, можешь, есть у тебя, ты-то сам как оцениваешь эту ситуацию? Может быть, несколько со стороны, не из журналистского корпуса.

А.Л.: Со стороны оцениваю ситуацию совершено нормально. Очень жалко, что это не произошло раньше. Поскольку факты, которые были оглашены Ильей Шулькиным…

Ведущий: Ну, они достаточно известные.

А.Л.: Достаточно известные. Их много. Но никогда не поднимались раньше. Сейчас интересно, до чего это дойдет. Поскольку, если в результате судебного заседания окажется, что иск будет отклонен, это означает, что все факты, действительно, являются фактами.

Ведущий: И фактическое признание ответственности Юрия Горлова за те события, которые происходили в Прикамье, так что ли?

А.Л.: Не совсем, наверно, признание ответственности. Поскольку личную ответственность он, скорее всего, не несет за это.

Ведущий: Служебную.

С.И.: Ну, это, по сути, будет признание правоты Шулькина. То есть, я будь на месте советников Горлова, я бы никогда ему не посоветовал ему подавать в такой ситуации в суд. Именно в такой интерпретации.

Ведущий: Почему? Нет доверия судебной системе?

С.И.: Нет, я имею в виду то, что правильно…

Ведущий: Александр сказал.

С.И.: Да, правильно абсолютно. То есть, сейчас по сути, если иск будет отклонен, это по сути будет признано, что Шулькин прав. И все факты, которые изложены, они достоверны и имеют под собой основание. Тогда, соответственно, выводы какие и какие действия должен сделать будет начальник ГУВД.

Ведущий: Понятно. Хорошо, коллеги, давайте вот, если абстрагироваться от самого суда и от возможных его результатов, последний, пожалуй, вопрос, как вам кажется, в какую сторону и куда будет двигаться вот вся эта история? Та личностные конфликты, судебные конфликты, какие-то, может быть, рабочие процессы, может, какие-то движения, я не знаю, политические. Куда?

Д.Т.: Вот, если бы, быть может, не было этого иска, да, может быть, все бы закончилось ничем. То есть, пошумели, покричали, поразмахивали, там, палками, да, и забыли, как это бывало довольно часто. Сейчас, если эта ситуация имеет продолжение, я думаю, она будет продолжаться довольно долго. Потому что проверить все эти факты, а суд это будет должен сделать, процесс довольно длительный.

С.И.: Я тоже считаю, ситуация только началась. То есть, брошен, возможно, пробный камень. От него пошли круги. Все, сейчас начинается драматургия этой истории.

Ведущий: Драматургия драматургией. У меня на самом деле вопрос-то о другом. Возможно ли на сегодняшний день перевод этой ситуации, ну, что ли, как бы это сказать, в рабочее, что ли, русло, да? То есть, для того, чтобы из конфликта вырос… появились бы некие реальные дела. То есть, либо, я не знаю, там, постоянно действующая комиссия при ГУВД с участием депутатов. Постоянно действующая комиссия при парламенте с участием представителей силовиков. Какие-то полномочия, так сказать, для общества контроля и реагирования на ситуацию в силовых органах. Какие-то варианты из этого могут родиться, на ваш взгляд?

А.Л.: Если бы один из таких вариантов родился, это было бы благо, поскольку очевидно, что последнее время органы власти и ГУВД находятся, ну, несколько, как бы, разобщены между собой, да. Поэтому, если бы между ними появилась связка, какой-то комитет, в котором можно было бы обсуждать тем и другим интересные проблемы…

Ведущий: Обсуждать бессмысленно. Нужны полномочия, Саша.

А.Л.: Ну, я и говорю, если бы такая комиссия появилась, было бы хорошо. Но я в это не верю.

С.И.: Я считаю в спорах рождается истина. Поэтому вот эта ситуация она полезна. Что-то, какая-то комиссия, наверняка, появится. Я не исключаю, что Шулькин в нее войдет, там, со временем и будет ее возглавлять. Это так, ради шутки я сейчас сказал. Но она недалека от правды.

Ведущий: Политические перспективы могут быть любые.

Д.Т.: Я очень слабо верю в то, что эта комиссия будет создана и в то, что она будет эффективна. Потому что для этого нужно будет придавать ей определенные полномочия…

Ведущий: Да.

Д.Т.: …что сделать довольно сложно, да. Это надо, наверно, выходить на уровень федеральный.

Ведущий: Почему? То есть, ты хочешь сказать, что неких внутренних договоренностей пусть даже…

Д.Т.: Внутренние договоренности всегда можно нарушить.

Ведущий: Я понимаю. Я понимаю, что есть федеральное законодательство, есть проблемы. Но ты же прекрасно понимаешь, что внутри всегда можно договориться, если на то есть добрая воля всех заинтересованных сторон.

С.И.: Я, может быть, резюме бы под эту дискуссию подвел. У нас существует прекрасный закон о милиции. Прекрасный закон о законодательном собрании и об организации органов власти в крае. Вот надо исполнять вот эти законы. И все будет отлично. Вот я так считаю.

Ведущий: Замечательное резюме всей программе «Большая тройка». Оно, главное, не оригинальное, но по сути своей, безусловно, верное, насчет того, что, господа, давайте исполнять законы. Это была «Большая тройка». Дмитрий Торбеев, Сергей Ильин. Александр Лобов, Олег Русских. Всем спасибо. Ну, и не переключайтесь. На «Эхе» будет также интересно.


Обсуждение
25552
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.