Верхний баннер
06:28 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 20 августа 2009

Проблемы поступления в первый класс.

Проблемы поступления в первый класс.

Роман Попов: Доброе утро, друзья. Продолжается «Разворот» на Пермском «Эхе». У микрофонов Роман Попов, Евгения Романова. Женя, доброе утро.

Евгения Романова: Доброе утро всем.

Р.П.: Сергей Слободин работает за звукорежиссерским пультом. Представлю наших сегодняшних гостей. Татьяна Ежова, начальник управления содержанием и технологиями департамента образования администрации Перми. Татьяна Федоровна, доброе утро.

Татьяна Ежова: Доброе утро.

Р.П.: Никита Райдер, юрист. Никита, здравствуйте.

Никита Райдер: Здравствуйте.

Р.П.: Ну, и поговорим мы с вами сегодня о поступлении в первый класс. Первое сентября не за горами. Соответственно, школы уже подготовились к этому празднику. Соответственно, ряд школ какие-то находятся еще в состоянии ремонта. Нам об этом говорил Игорь Николаевич Шубин не так давно в программе «Публичные люди». Ну, и он тогда же сказал, что, в принципе, все первоклассники, все ученики у нас обеспечены учебными заведениями. На всякий случай, Татьяна Федоровна, это так?

Т.Е.: Это так. Все дети 1 сентября приступят к занятиям.

Р.П.: Соответственно, если и были какие-то технические проблемы, то они сейчас уже к 1 сентября решены, слава богу.

Т.Е.: Безусловно.

Р.П.: Очень хорошо. Давайте вернемся к теме первоклассников. Интересует вот какой вопрос в первую очередь. Итак, у нас есть ребенок, который по возрасту должен идти в первый класс. В какую школу он может идти?

Т.Е.: Прежде всего, следует знать школу, которая определена по микрорайону проживания. Это определено и нормативными документами, это, по сути, по жизни очень удобно для ребенка первоклассника. Не только потому, что это вход в школу. Это, во-первых, среда, в которой он всегда общается на улице, во дворе. И поэтому мы своим приказом закрепили за каждым образовательным учреждением наши жилые дома, так называемые, микрорайоны, для поступления детей в школу по месту жительства.

Р.П.: Я правильно понимаю, что, соответственно, каждый родитель вот у себя в администрации в районной, еще где-то вот эту школу может спокойно вычислить?

Т.Е.: Спокойно узнать.

Р.П.: То есть, достаточно позвонить, назвать адрес, и ему скажут, в какую школу можно идти по месту жительства. А если ребенок, ну, скажем… ребенок-то, наверно, ему все равно по большей части. Если родители не хотят в школу по месту жительства, а хотят, ну, вот в какую-то другую школу, может быть, которую сами заканчивали? Может быть, где учителя, как они считают, получше. Может быть, где уклон какой-нибудь есть. Тогда что делать?

Т.Е.: Действительно, такие школы в городе тоже есть. Они, в основном, имеют, действительно, статус углубленного изучения. Либо лицей, либо гимназия. Они освобождены от этого микрорайона. Как раз ровно потому, что потребность в них, интерес к ним есть у людей, проживающих далеко за пределами микрорайона данного образовательного учреждения. И такого микрорайона у этих образовательных учреждений, действительно, нет.

Р.П.: То есть, и, соответственно, каждый родитель имеет право, ну, если он, конечно, проживает в Перми, имеет право двигать вообще-то в любую школу?

Т.Е.: В принципе, да.

Р.П.: И как быть в ситуации, когда желающих много, а мест мало?

Т.Е.: Знаете, это тема, которая нас вечно беспокоит. Такой вечный вопрос. Потому что, действительно, на сегодняшний день, как раз, вот эти школы, о которых я только что сказала, имеют столько желающих, что принять они просто-напросто не могут. Это ведь накапливается годами. Сегодня учились родители, завтра – дети, послезавтра, условно, внуки. И таким образом это превращается уже в такую семейственность, а у этих семей есть еще свои родственники и знакомые. И, действительно, уже в этом году в ряде школ количество желающих было, как в хорошем университете, по 10 человек на место в первом классе. Потому, это, действительно, вопрос.

Р.П.: А как с этим справляться? Е..Р.: Школе надо как-то выбирать. И есть какие-то механизмы выбора – тесты, собеседования, они существуют.

Т.Е.: Знаете, вот в этой ситуации мы, в принципе, давно и сами задумываемся и предлагаем, и Людмила Анатольевна Гаджиева, наш начальник департамента обращалась к общественности с тем, чтобы мы вообще оценили, какой же здесь выход есть из сложившейся ситуации. Потому что мы в такие ножны попадаем, да, когда есть законы, которые, действительно, сегодня говорят о том, что можно отказать ребенку только при отсутствии свободных мест. Но при этом, когда этих детей, грубо говоря, на 100 пятьсот, то четыреста в любом случае будут недовольны. И эти четыреста всегда будут считать, что они должны были быть первыми. И что их ребенок самый успешный. И именно он, а ни кто-то иной, должен обучаться в этом образовательном учреждении.

Е.Р.: Скажите, наверняка, каждый год после мая, когда вывешиваются списки, май, июнь, если я не путаю, есть, наверняка, заявления в департамент образования о том, что - почему не взяли нашего ребенка?

Т.Е.: Есть, конечно.

Р.П.: И я правильно понимаю, что в такой ситуации единственным законным выходом является принцип – кто успел, тот и съел?

Т.Е.: В принципе, конечно. Но не то, что единственный выход. Это, в принципе, нормативная база, да, это нормативное требование по… отказ может быть только при отсутствии свободных мест. Другой разговор, что, уже применительно к этому году, мы в любом случае идет по пути того, чтобы эти образовательные учреждения все равно в первую очередь брали детей из близлежащих районов, микрорайонов. Потому что вот так, по сути, в городе Перми сложилось, что в центральном районе, если посмотреть улицу Сибирскую, улицу Комсомольский проспект, в центре несколько учреждений, которые как раз микрорайон не имеют. И тем временем соседние школы просто задыхаются от набора детей первоклассников. Так у нас случилось в этом году по новой дамбе, вот по Революции. Там огромное строительство развернулось. И в гимназию 33 на апрель месяц набиралось 10 классов первых. Что, ну, никак не может быть, потому что в первую смену нужно обучать не только первых. Нужно обучать и пятые, и девятые, одиннадцатые. И нам пришлось обращаться к соседним образовательным учреждениям, как раз, не имеющим такого микрорайона с тем, чтобы приоритет в этом году отдали детям, проживающим на этой территории.

Р.П.: А у вас есть возможность как-то повлиять вот на эти учреждения? Или это все исключительно на уровне таких вот человеческих взаимоотношений с директором?

Т.Е.: Наверно, это все-таки на уровне человеческих отношений, но это на уровне все-таки отношений учредителей образовательных учреждений. Я бы так это все-таки назвала. Потому что можно где-то обязать приказом, а где-то люди просто входят в ситуацию, собираются рабочей группой руководители образовательных учреждений близлежащих, смотрят, как ситуацию можно разрешить. Безусловно, в пользу детей. И в пользу того, чтоб всем было доступно образование. И вот это будет самый, и есть самый лучший вариант, когда люди понимают, руководители понимают, и договариваются уже, собственно говоря, без нашего вот управленческого какого-то решения.

Р.П.: Итак, подытожим. У нас существуют школы, за которыми не закреплены микрорайоны. У этих школ есть огромный конкурс. Прерогатива поступления есть у тех, кто живет поблизости, правильно. Ну, и, соответственно, у тех, кто успел первыми подать заявление.

Т.Е.: Да.

Р.П.: Давайте к истории Никиты. Никита Райдер, юрист. Пришел к нам в эту студию сегодня в «Разворот» с своей историей, с историей поступления ребенка своей знакомой, насколько я понимаю.

Н.Р.: Да.

Р.П.: Никита, давайте вкратце, вам слово.

Н.Р.: Вкратце. В апреле месяце мама решила поступить девочку в первый класс.

Р.П.: Очень хорошая формулировка. Она мне нравится. То есть, согласитесь, по большей части, так оно и бывает. Мама решила девочку поступить.

Е.Р.: Девочка рядом живет со школой 22?

Н.Р.: Как раз на Революции.

Р.П.: Итак, речь идет о школе 22.

Е.Р.: Были ли там… вы учились там, воскресная школа?

Н.Р.: Девочка училась в воскресной школе. По итогам воскресной школы я не буду утверждать было проведено тестирование. На оглашении результатов тестирования я тоже присутствовал. И собственными ушами слышал сообщения женщины, которая проводила это все и рассказывала о результатах, что они повлияют на решение о рекомендации зачисления ребенка в первый класс. Ну, в принципе, ничего такого.

Е.Р.: В итоге, когда прошел, так называемый, тест и вывесили списки, вас в списках не было, правильно, девочки не было в списках?

Н.Р.: Да, девочки не было.

Е.Р.: Вы знали свой балл. Сколько было баллов по тестированию?

Н.Р.: 93. Я не думаю, что это принципиально.

Е.Р.: Вы не узнавали, Никита, много это, мало? Сколько баллов у тех, кто прошел?

Н.Р.: На тот момент не узнавали. И даже это было неинтересно, потому что не было цели любой ценой поступить в 22-ю или какую-то другую школу.

Е.Р.: Но расстроились все равно.

Н.Р.: Вероятно, да.

Р.П.: Итак, было обучение в воскресной школе. Было некоторое испытание после этой воскресной школы. Это, наверно, нормально. Соответственно, был получен какой-то балл. И на словах было сказано, что, возможно, вот этот результат повлияет на поступление. Вы подавали документы в 22-ю школу, и потом не увидели себя в списках. Что было дальше? Дальше вы пошли в другую школу?

Н.Р.: Дальше… Я расскажу еще немножечко об этом. Заявление, которое было подано, оно было подано 24, по-моему, апреля или 28. Было зарегистрировано за номером 39.

Р.П.: Это принципиально?

Н.Р.: Это принципиально. Почему? Потому что в нормативных актах не существует, да, как такового прядка, вот, чтобы, знаете, по шагам, как это в ряде других отраслей бывает. Есть только рекомендация некая от министерства образования, где указано, что зачисление в первый класс осуществляется, как правило, по мере поступления заявлений. То есть, заявление приняли, номер 1, номер 2, номер 3, номер 75. Насколько мне известно, в 22-ю школу допускается до 75 учеников набирать. То есть, номер 39, так или иначе, он где-то посерединке этих 75.

Р.П.: Что было дальше?

Н.Р.: Дальше. То есть, в списках не было. Нет, нет, все, нет вопросов. Я уже через своих знакомых, то есть, я общаюсь достаточно с многим количеством людей, я узнал, что у моих знакомых мальчик, у которого по результатам тестирования было 88 баллов, он был зачислен. При этом, номер заявления, откровенно говоря, я его не знаю. Но на тот момент с теми, с кем мы общались в частной беседе, они говорили, что, ну, есть некие критерии, вот они вроде бы как бы были, но от ответа от прямого уходили. То есть, никто в прямую не говорил, да, говорил правду. Никто в прямую не говорил, что есть некое собеседование, тестирование, от которого это зависело.

Е.Р.: Вам стало просто обидно. У вас было 93 балла. А вы узнали, что прошел мальчик 88 баллов. Вы пошли в школу. Что вам сказали в школе?

Н.Р.: Значит, сначала мы пошли в школу. Попросили рассказать, что же, собственно, какие же были критерии? То есть, поначалу вопрос именно так ставился. Нам ответили – где ж вы были? Почему вы не пришли раньше на конфликтную комиссию? Ну, это, действительно, правда, мы не приходили. Потому что, ну, как бы, поступили, не поступили – ладно. То есть, свет клином не сошелся. Узнали об этом мальчике значительно позже. Мы пришли и сказали – так, ради бога, нам не нужна ваша конфликтная комиссия, мы не собираемся, там, любыми путями поступать, созывать… Просто расскажите критерии, просто, обычные и понятные. У нас и номер заявления 39-й, и баллов 93. То есть, вы скажете, что принимали там 95, или есть иные критерии какие-то, все, вопрос будет снят. От ответа все уходили. Ну, и мы, просто-напросто, были вынуждены обратиться уже, что называется, за поиском правды в департамент образования и в прокуратуру с аналогичным заявлением.

Р.П.: Какой ход, собственно говоря, вашему заявлению был дан в департаменте и какой в прокуратуре?

Н.Р.: Вот тут самое интересное. То есть, из департамента нам пришел ответ, в котором указано. Существует положение в школе 22 о приеме в первый класс. В нем указано, что зачисление производится на основании результатов какого-то психолого-социологического… я не помню точно, собеседования. То есть, понятно, да, что под этим термином может скрываться все, что угодно, потому что он просто не раскрыт в положении. И департамент указал, что вам было отказано на основании того, что была нехватка мест. Было рассмотрено 182 заявления.

Е.Р.: В общем, попросту говоря, нет свободных мест.

Н.Р.: Да, то есть, была некая ссылочка на положение. Но ответ был такой, что вам отказ был на основании нехватки свободных мест.

Р.П.: То есть, собственно говоря, вот об этом нам и Татьяна Федоровна в начале нашего разговора говорила о том, что есть два критерия. Первый – это вот место жительства - поблизости, да. Второй – это наличие свободных мест. Соответственно, если по первому вы как-то подходили, то по второму – ну, просто пролетели.

Н.Р.: Ну, по правде говоря, все-таки местом жительства, ну, не закреплена территория. Все, о чем мы можем сейчас говорить, это некие устные рекомендации или витающие в воздухе какие-то принципы, которые вот в этом году были.

Р.П.: Что вам сказали в прокуратуре?

Н.Р.: В прокуратуре сказали, ответили, что была проведена поверка. Было установлено, что положение о приеме в первый класс не соответствует требованиям законодательства и устава школы, нарушает право на образование. На это положение был вынесен протест. И, соответственно…

Е.Р.: Прокуратура зафиксировала нарушение, все верно, да?

Н.Р.: Прокуратура зафиксировала нарушение, и направила директору акт об устранении данного нарушения.

Е.Р.: Что дальше? Что намерены дальше делать? И у меня сразу вопрос. Вы вот такими методами и способами хотите, чтобы вот ребенок знакомой все-таки поступил в 33-ю, чтобы он там был?

Р.П.: В 22-ю.

Е.Р.: Да, в 22-ю, извините.

Н.Р.: Собственно, после того, как мы уже были вынуждены обратиться в департамент и в прокуратуру с заявлениями, вопрос о поступлении, он уже, знаете, отходит на второй план. Потому что и до этого-то цели не было любой ценой в 22-ю попасть. Но сейчас просто хочется разобраться, потому что…

Е.Р.: Справедливости просто хочется в этом смысле.

Н.Р.: Справедливости ли? Просто понять для себя, собственно, что произошло. Как мне в аналогичных ситуациях поступать, если у меня будут спрашивать знакомые? То есть, что произошло?

Р.П.: Спасибо. У нас есть небольшой отрывок из интервью с Ольгой Бушуевой. Это на тот момент директор школы № 22.

Е.Р.: Но, как мы узнали, буквально 17 числа уже не директор школы 22.

Р.П.: И Ольга Бушуева нам немножко рассказал о поступлении, в принципе, детей в первый класс.

СЮЖЕТ В ЗАПИСИ. Ольга Бушуева: Положение, которое я уже прошу много лет, четко разработать, положение о приеме в первый класс лингвистических школ. Понимаете, почему? Потому что школы с углубленным изучением языка язык должен изучаться как можно раньше. То есть, если по программам общеобразовательным со второго класса, там, 2 часа, он должен изучаться с первого класса. И, причем, по углубленной программе, а не просто так. Ну, к сожалению, вот у нас это все с начальной школы язык углубленный убрали. Но, желающих изучать французский язык, и учиться в нашей школе, огромное количество. У нас было 232 заявления на 75 мест. В этом году нам дали дома микрорайона. Это, знаете, на Революции ввели четыре дома новых. И там 61-я и 33-я школа не справлялась. Поэтому нам дали список детей, которых мы должны посмотреть, и в соответствии с законом об образовании, а там написано, что «с учетом места жительства», понимаете, дали нам, чтобы мы по возможности вот этих ребят принимали. Значит, мы сделали таким образом. Посмотрели, кто в подготовительную нашу школу ходил. И, в обще-то говоря, подавляющее большинство ходили в подготовительную школу. Кроме того, дальше мы таким образом, как обычно. У нас есть положение разработанное. Но, единственное, что не удовлетворило проверяющих, одна женщина на нас тут жалобу подала, единственная за все годы. Дело в том, что у нас школа лингвистическая. Поэтому тех ребят, которые не учились в нашей подготовительной школе, нам обязательно нужно было проверить на лингвистические возможности. Это фонетические и дефекты речи. Потому что французский язык он очень капризный в плане дефектов речи. Кроме грассирующего «р» ничего нельзя. И, во-вторых, в начальной школе, в особенности, первый, второй класс, дети изучают язык на слух. А если у ребенка его нет, то, сами понимаете, мы его сразу ставим в условия не успешности. Поэтому вот мы проводим вот такое собеседование. Тестов у нас никаких нет. Никаких. Тот, кто ходил в подготовительную школу, мы смотрели итоги работ подготовительной школы. Комиссия специальная с советом школы. И смотрели итоги контрольных работ в подготовительной школе. Принимали их во внимание в первую очередь. Там же у нас баллов-то нет. А там они ставят кружочки синенькие, красненькие, зелененькие. И вот считали, сколько красненьких, сколько синеньких, сколько зелененьких и смотря по каким направлениям. Понимаете. Если это, предположим, направление вот такого плана подготовки к школе, то есть, лингвистического плана, то, конечно, мы в первую очередь таких детишек стали принимать. В обязательном порядке подготовительная школа проводит консультации по контрольным работам. Разбирает все контрольные работы индивидуально с каждым родителем. Поэтому у нас жалоб никогда не было. Вот первый раз, вот женщина предъявила к нам жалобу. Но ситуация следующая. Когда были вывешены списочки детей, которых мы рекомендуем принять в первый класс, та комиссия рекомендует принять в первый класс, она себя в списках не нашла. Но рядом висело объявление, что по всем интересующим вопросам обращаться в конфликтную комиссию, написано каких, какого числа и во сколько. Она не пришла. Она пришла к нам 11 июня, когда уже прошли все родительские собрания, когда родители уже распределили всех по классам вместе с нами, когда началась закупка учебников, формы и так далее. И потом комиссия уже не работала, мы ее не могли принять. Ну, что это за разговор-то такой? Так же тоже нельзя быть таким недисциплинированным. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА.

Р.П.: Вот, собственно говоря…

Е.Р.: Эмоциональный ответ Ольги Васильевны.

Р.П.: Да, точка зрения Ольги Васильевны Бушуевой.

Е.Р.: Как раз вы были единственным, знакомая вот ваша, кто подал заявление на 22-ю школу. Это впервые за всю работу, кстати. И надо сказать, что директор тоже там работала около 20, 30 лет. То есть, опыт большой. Никита, что скажете, прослушав?

Н.Р.: Что скажу. То, что я услышал, собственно, я об этом уже сказал.

Е.Р.: Ничего нового, да, для вас не было?

Н.Р.: Ничего нового. Ну, и, собственно, то, что я сказал, ну, было подтверждено.

Р.П.: Смотрите, что мы сейчас зафиксировали, да. Татьяна Федоровна, Никита, Женя. Мы видим следующую ситуацию, при которой сначала нам Татьяна Федоровна сказала, что есть проблема. Есть школы, в которые ломится огромное количество народа. Есть проблема, связанная, прежде всего, с тем, что этим школам очень сложно выбирать людей. Это первый пункт. Второй пункт, о котором говорил Никита. Что, не смотря на порядковый номер заявления, не смотря на какой-то высокий балл после воскресной школы, после вот этого тестирования, человек в школу не поступает. Соответственно, школы вводят, я насколько понимаю, школы вводят какие-то свои внутренние критерии поступления. Причем, по этим критериям не всегда все понятно. Потому что Ольга Васильевна Бушуева нам точно также сказала, что они не разработаны и не утверждены. И мы сейчас находимся в ситуации, когда в городе Перми есть огромное количество школ, в которые ломится огромное количество детей, родителей, если быть более точным. И непонятно, по какому принципу эти школы, не нарушая законодательство, и в то же время, пытаясь сохранить свой собственный профиль, свое собственное углубленное направление, да, какое-то определенное…

Е.Р.: Должны выбирать родителей.

Р.П.: Должны выбирать родителей и должны выбирать детей.

Е.Р.: Детей, да.

Р.П.: Ольга Бушуева рассказала нам, что существует определенная проблема сейчас для лингвистических школ, она говорила. А я бы добавил, что для любых специализированных школ эта проблема существует. Не выработаны критерии приема детей в подобного рода школы. Татьяна Федоровна нам сообщила о том, что пока таких действенных законных критериев есть только два. Это место жительства, желательно, чтоб было рядом, и это приоритет вот по подаче заявления. Проще говоря, кто успел, тот и съел. Но сейчас при всех сложившихся обстоятельствах у нас получается абсолютное непонимание вопроса – как же решить проблему? Как решить проблему поступления первоклассника, маленького, маленького человечка, решить проблему поступления в первый класс той школы, в которую вы хотите.

Е.Р.: Высказывайте свое мнение. Вы выслушали эту историю, что вы думаете, кто прав, кто виноват. Вот такие две правды на самом деле. Сложно понять, что же в итоге.

Р.П.: И, соответственно, какие пути решения могут быть. Давайте также по очереди. Татьяна Федоровна, вот сейчас реально выработать какие-то критерии для специализированных школ, не нарушая закон при этом?

Т.Е.: Для этого нужны просто очень резкие движения. Это, например, действительно, сделать микрорайоны для этих школ. И закрыть тему навсегда. Это будет тоже неверно, потому что мы ограничиваем доступ другим детям, может быть, даже более успешным, нежели эти вот близлежащих домов, для такого образования.

Р.П.: То есть, в принципе, есть такой шаг. Давайте мы вообще специализации, вот эти гимназии, лицеи и престижность мы просто не берем во внимание. Все школы в равных условиях. Все дети поступают в школы по месту жительства. То есть, вариант такой существует и рассматривается. Никита, какие мысли по этому поводу?

Н.Р.: Возможен только один вариант. Изменение федерального законодательства. Давайте сделаем по месту жительства. Но все равно дети, например… в 22-й, ладно, там хватит. То есть, по месту жительства все поступят. Но есть районы, где там, например, по месту жительства их не хватит. И все равно будут какие-то желающие извне. Потому только федеральное законодательство может исправить эту ситуацию и навести порядок раз и навсегда.

Е.Р.: А что в федеральном законодательстве вас не устраивает лично? Какая статья? Что там?

Н.Р.: Сейчас же у нас в первый класс запрещено проводить…

Е.Р.: Экзамены, тестирование. Но, так или иначе, они проходят.

Н.Р.: Да, но есть некие специализированные школы. И если уж мы хотим пойти по пути специализированных школ, давайте изменим федеральное законодательство. Давайте сделаем специализированные школы, там, с первого класса. Ну, если уж это необходимо настолько. Ну, тогда изменяйте. Если мы решаем убрать специализации, то давайте их убирать. И жестко контролировать, чтобы этого не проходило. Но это тоже нереально.

Т.Е.: Можно я вот свой взгляд на федеральное законодательство, о котором сейчас заговорили. Дело в том, что, действительно, в законодательстве федеральном написано о том, что не может быть конкурсного набора, может быть микрорайон. Но при этом написана одна фраза – учредитель имеет право определить порядок набора. Но, когда мы начинаем определять порядок набора, нас теми же самыми ограничениями, о которых мы выше говорили, снова останавливают. И таким образом получается наш замкнутый круг. Мы бы хотели, у нас на сегодняшний день есть разные варианты. Но мы опять возвращаемся либо к микрорайону, либо к отсутствию мест.

Н.Р.: Есть еще один момент. Федеральное законодательство, когда говорит о порядке набора, насколько я понимаю, порядок набора – это то, когда подавать заявление, в каком порядке, в какой кабинет и иные. Иных там не содержится, исходя из буквального толкования всего закона об образовании и положении.

Т.Е.: Как раз это все прописано. И про это и не надо говорить. Там все написано – когда, что нужно подать и сколько. Об этом разговор не идет. Вопрос-то как раз идет об ??????????(неразборчиво) случаях, когда мы вынуждены из четырехсот, или из трехсот, как говорит Ольга Васильевна, да, выбрать 75. Вот тогда проблема, как это поступить.

Р.П.: А если, например, отменить специализацию только в начальных школах? Ну, вот, например, так. Программу начальных школ для всех полностью школ города сделать одинаковой, вот для всех полностью. Запретить углубленное изучение математики, английского, французского, немецкого, для всех. Для того, чтобы по выходу из начальных школ уже была возможность смотреть на тех, кто чуть успешнее прошел эту программу начальной школы, да, там, написали ЕМТ. Они же пишут после третьего или четвертого класса – единый муниципальный тест. Кто чуть успешнее по баллам, может подать документы вот сюда, вот, на вторую ступень, кто чуть менее успешный, может остаться в школе по месту жительства. И так далее. Может быть, это выход?

Т.Е.: Нормально. Это тоже один из вариантов. Я вот начала говорить, о том, что если один, ну, понятно, что, когда есть один, то есть и другой, да. Это другой вариант, действительно. Когда можно лишить эти школы первой ступени. Далее все родители знают, что за время обучения в начальной школе ученик должен набрать некий портфолио свой при добровольном участии в различных конкурсах, которые сейчас через Интернет проводятся огромное количество, через участие в наших олимпиадах и конкурсах на уровне региона, на уровне города. И таким образом, предъявляя уже свою успешность на уровне обучения первой ступени, предъявить ее на вторую ступень. Но здесь опять жаль наши образовательные учреждения, которые-то как раз, особенно, лингвистические, да, они-то говорят о том, что…

Е.Р.: Вырастить ребенка с первого класса.

Т.Е.: … мы должны ребенка вырастить с первого класса. Его надо в языковую среду погружать как можно раньше.

Р.П.: По ICQ сейчас пишут об этом же. Язык учить, чем раньше, тем лучше. Виталий пишет, что учился в 7-й школе. Английский был со второго класса. Вижу разницу даже с теми, кто его учил с 4-го класса, - пишет нам Виталий.

Т.Е.: Вот это ограничение второго варианта. То есть, ограничение есть в каждом варианте. Это, в данном случае, действительно второй.

Р.П.: Слушаем вас. Доброе утро.

Слушатель: Здравствуйте. Максим Борисович.

Р.П.: Да, Максим Борисович, вот, пожалуйста, вы представьтесь полностью, чтоб было понятно.

Слушатель: Да, здравствуйте, Татьяна Федоровна. Татьяна Федоровна, надеюсь, меня узнала. Председатель управляющего совета МОУ «Средняя образовательная школа с углубленным изучением немецкого языка города Перми № 12». Значит, как раз один из выходов я вижу в том, что департамент образования по рекомендации главы города в этом году создает усилиями лингвистических школ города структурные подразделения в отдаленных районах города Перми. Что это значит? Это значит, что для того, чтобы услуга изучения языка на том уровне, на каком он преподается в ведущих лингвистических школах города была доступна всем, в том числе, и детям отдаленных районов, на базе отдаленных школ кустовым методом создается некое структурное подразделение. Таким образом, по полной методике ведущей школы в отдаленной школе преподается язык местным детям. И они имеют возможность пользоваться полной методикой ведущей школы. Если эти дети в течение нескольких лет обучения по данной методике проявляют какие-то способности к языку для дальнейшего его изучения, на старшее звено школы, то есть, 10-й, 11-й класс им предлагается перейти в метрополию, то есть, в ведущую школу. Применительно к 12-й школе это непосредственно в тот класс, который готовится на немецкий языковой диплом, так называемый ????????(неразборчиво) диплом. Но надо сразу сказать, что для родителей эта услуга является дополнительной, то есть, платной.

Т.Е.: Пока бесплатной.

Е.Р.: Спасибо, что позвонили.

Т.Е.: Это уже третий вариант. Отлично. Максим Борисович меня дополнил.

Н.Р.: Очень сложно как-то.

Р.П.: Нет, почему? Вариант для лингвистических школ приемлем, безусловно. Я с вами соглашусь. Хорошо. Но мы же берем проблемы выше, и, что называется, шире. У нас же есть, допустим, школы с углубленным изучением математики. И я не буду сейчас приводить примеры. Что, тоже делать кустовым методом в отдаленных районах?

Е.Р.: А почему нет?

Р.П.: У нас есть школы, допустим, которые без углубленного изучения какого-то отдельного предмета. Но, тем не менее, это просто гимназии. Это просто гимназии. Допустим, я беру ту же самую гимназию номер 4. Скажите мне профиль гимназии № 4. Это краеведческая гимназия. Дак что, нам сейчас кустовым методом оттуда специалистов направлять в Орджоникидзевский район, чтобы они краеведению учили? А как выявить способности ребенка к краеведению? В данном случае. Если к лингвистике это еще реально. Тоже вариант. И тоже вопрос.

Т.Е.: Ну, это еще раз подчеркивает, что вариантов может быть несколько. Один, он не будет действовать на территории всего города Перми.

Н.Р.: Можно я все-таки еще? Вот, поскольку департамент образования тоже представлен в студии, я все-таки хочу спросить. Вот потому что вопрос так и не озвучен. Вот в сложившейся ситуации конкретного ребенка. Раз вот мы пришли сегодня по этой теме, вот, исходя из того, что сейчас есть, как вы прокомментируете? То есть, нарушено право, не нарушено? И вот что делать?

Т.Е.: Ну, я уже сразу сказала о том, что при поступлении, если отказывают половине или более 200 детям, то, действительно, обиженных будет много. И хотелось бы пользоваться случаем и сказать о том, что мы, действительно, первый раз разбираем случай по 22-й школе. Ольга Васильевна тут права. Потому что школа умела находить выход из положения внутри образовательного учреждения. И очень жаль, что сегодня вот звучит школа именно в таком ракурсе. Применительно к 22-й школе и этому случаю. Мы разбирались. На сегодняшний день школа приняла по нашей просьбе, по нашему решению 59 детей из микрорайона. Это как раз то, о чем я говорила. И в связи с этим 59 плюс 39 – это и есть вот тот предельный уровень приема детей, который, действительно, реально в школе был.

Е.Р.: То есть, приоритет отдавался детям из микрорайона.

Т.Е.: Именно так.

Е.Р.: Возможно, тот мальчик, у которого было 88 баллов, он просто…

Т.Е.: Он и был из микрорайона, вполне может быть. А может быть, то количество мест, которое оставалось для набора, то количество мест, и, действительно, было сегодня отдано на тех детей, которые реально в воскресной школе, они показали какие-то вот, ну, успешные результаты, такие, что школу заприметили. При этом, я все-таки подчеркну, вот работа комиссии, о которой говорила Ольга Васильевна в школе, это как раз тот способ нахождения вот выхода из конфликтной ситуации. Вот такая школьная служба примирения, да, у нас есть среди детей. И в данном случае здесь. Поэтому, конечно, воспользоваться надо было. И даже сейчас еще не поздно, потому что приказ по школе будет издан 30 августа.

Е.Р.: Ну, смотрите, когда есть не просто вот баллы, да, а еще есть и комиссия, согласитесь, возможна какая-то коррупция. Я никого ничего не хочу обвинять. Но вот это слово – оно возможно, при том, что вот сказали Никите – просто опоздали, надо было прийти пораньше, была бы комиссия лингвистическая, понимаете.

Т.Е.: Ну, она и работала в школе.

Р.П.: Нет, это конфликтная.

Т.Е.: Конфликтная, конечно.

Р.П.: Понятно. Друзья, у нас закончилось время. Я надеюсь, что наши слушатели почерпнули из сегодняшнего утреннего разговора достаточно много полезного. Всем, кто поступает в первый класс или уже поступил, я желаю удачи - и родителям, и детям, безусловно.

Е.Р.: Мы будем следить за историей Никиты, как он будет бороться с федеральным законом, и чем история эта закончится. Это очень интересно. Может, прецедент опять будет в Пермском крае. И.Е.: А нам очень интересны предложения, которые поступят.


Обсуждение
64678
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.