Верхний баннер
05:15 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 26 августа 2009

«На нейтральной полосе». Начало нового учебного года.

«На нейтральной полосе». Начало нового учебного года.

Ведущий: День добрый, друзья. Это программа «На нейтральной полосе». У микрофона Роман Попов. Антон Мелехин за звукорежиссерским пультом. И сегодня у нас в гостях Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми. Людмила Анатольевна, день добрый. Людмила Гаджиева: День добрый.

Ведущий: Ну, абсолютно понятно, что говорить мы будем о подготовке, об итогах, что ли, о подготовке к первому сентября. Если вот говорить о всем спектре проблем, который вам пришлось решать за последнее время, первое сентября не за горами, в процентном соотношении сколько уже успели выполнить и что еще осталось?

Л.Г.: На самом деле выполнено главное. Мы обеспечили в этом году стопроцентную приемку школ к учебному году. Такое впервые в истории пермского образования. Причем, надо сказать, что качественно школы серьезно изменились. И в этом могут убедиться и родители, и дети. И внутри состояние школ, и благоустройство территории. Наверно, это самое главное достижение директорского корпуса в первую очередь, ну, и, безусловно, департамента образования.

Ведущий: Я правильно понимаю, что у нас даже школы, которые ремонтируются, будут принимать детей первого сентября?

Л.Г.: Нет, не совсем так. 13 школ, которые сегодня находятся на капитальном ремонте, и эти школы закрыты, эти школы 1 сентября не откроются. И дети будут размещены пока в других образовательных учреждениях. А вот все остальные школы, они уже отремонтировались, и ждут детей. Что касается этих тринадцати школ, часть из них откроется до 15 октября, где завершатся ремонтные работы. Часть из них – это 3-я, 49-я, 6-я, они откроются 1 января 2010 года. Ну, вот, примерно так.

Ведущий: Я так понимаю, что в этом году беспрецедентно абсолютно Госпожарнадзор принял 100 процентов школ.

Л.Г.: Да. И, на самом деле, это, с одной стороны, действительно приятная неожиданность. А, с другой стороны, это результат нашей с ними кропотливой работы. Почему? Потому что получить подпись Госпожнадзора, да и Роспотребнадзора – это, действительно, ну, огромных серьезных затрат требует. И финансовых, и организационных. Мы смонтировали все локальные системы автоматической пожарной сигнализации абсолютно в каждом учреждении, убрали масляную краску с пути эвакуации, убрали решетки, ну, и так далее, и так далее. Мы в этом году даже стали делать такую, скажем так, трудоемкую работу, как пути эвакуации, которые не были предусмотрены ранее проектами. Школы даже это уже выполнили. Поэтому, конечно, я считаю, что это все же запланированный результат.

Ведущий: С какими-то трудностями сталкивались в процессе, может быть, непредвиденными или еще что-то? Или все прошло по маслу?

Л.Г.: Знаете, наверно, впервые, опять же, за прошлые…за все годы все прошло достаточно планомерно. Не было неожиданностей. Ну, там одно образовательное учреждение, которое допустило, что называется, ошибку. Во время приемки не был открыт там путь эвакуации. Ну, это, скорее всего, исключение из правил, чем практика. А с чем мы столкнулись как типичные? Это вовремя подрядные организации не закончили работы. Ну, например, где-то в туалетах, где-то в коридорах, там, до конца не завершили работы на момент приемки. Поэтому приходилось приемной комиссии выходить еще раз на этот объект. Но, тем не менее, в наши сроки, с 20 июля по 20 августа, мы со всеми 127 школами уложились. Это самое главное.

Ведущий: Школа, это не только учебное заведение, это еще и школьные дворы, и подъезды, и парковки, и светофоры, и так далее. Как-то этот вопрос был с вами проработан, ну, вот в сотрудничестве с сопутствующими ведомствами?

Л.Г.: Да, на самом деле очень тесно работает каждая школа с администрацией территориальной. И вот эти, так называемые, межквартальные проезды, там, подходы подчищает, где-то изыскивают средства на асфальтирование, на благоустройство участков. То есть, все равно стараемся здесь смотреть в комплексе, не замыкаемся только в рамках своего образовательного учреждения. На будущий учебный год вот появилась у меня такая идея, очень простая, но не очень легко выполнимая – это заняться благоустройством, именно серьезным благоустройством дворов школ и детских садов. То есть, не просто подмести и покрасить бордюрчики, а вот именно привести в такой, знаете, в современный такой, европейский вид, я бы сказала.

Ведущий: Ржавые рукоходы убрать, да? Новые поставить.

Л.Г.: Зеленую приятную красивую травку, красивые цветочки посадить. Но, я думаю, что этим мы займемся уже как раз весной в рамках подготовки к следующему учебному году.

Ведущий: Давайте немножко по цифрам. Что у нас сокольниками, с педагогами? В этом году у нас больше народу в школы поступает, меньше? Как по отношению к прошлым?

Л.Г.: Чуть больше становится первоклассников. В этом году 10 с половиной тысяч первоклассников приходит за парту. Ну, обычно, это было порядка там 9 с половиной тысяч, 10 тысяч. Сейчас это количество увеличивается. Ну, это понятно. Потому что стала постепенно, но четко увеличиваться и рождаемость.

Ведущий: Что с педагогами? Хватает педсостава?

Л.Г.: На самом деле, хватает. Есть, конечно, где-то, наверняка, случаи, когда какого-то преподавателя нет. Но это такой, скажем так, совершенно рабочий момент, с которым справляется каждый руководитель. А так вот, чтобы системно мы испытывали недостатки по какой-то одной специальности, такого нет.

Ведущий: Сразу следующий момент. Взаимодействие какое-то проводили с директорами школ на предмет нововведений, которые в этом году появятся?

Л.Г.: Да. Самое главное событие, которое затрагивает нашу отрасль, это августовские совещания. Вчера мы провели свое первое совещание, первый день. Была пленарная часть. Было мое выступление, скажем так, системообразующее, где мы ставили задачи на ближайший учебный год. Сегодня и завтра будут проходить работы секций, в которых участвуют и сами руководители и заведующие детских садов, и воспитатели, учителя. Вот это главное, наверно, такое августовское мероприятие. Ну, а дальше с сентября начинаются наши традиционные процедуры. Это тарификация, то есть, формирование учебных планов, дети входят в учебный процесс и так далее.

Ведущий: Давайте еще раз проговорим, какие нововведения ждут как родителей, так детей, так и педагогов у нас в этом учебном году. С чем впервые придется столкнуться? И что было запланировано ранее?

Л.Г.: Я, наверно, начну с нашего проекта, который мы запустили в прошлом году. Проект «Международное образование» мы называем. В нем участвуют 6 школ города Перми. Это 7-я, 9-я, лицей 10, это школы участники краевого проекта «Международный бакалавриат». И пермские школы это 12-я, 22-я, лицей 10-й, которые достаточно давно уже реализуют систему билингвального образования. В чем особенности этого года? Мы отработали идею. И с 1 октября должны открыться структурные подразделения этих иностранных школ в разных территориях города – Кировском, Мотовилихинском, Индустриальном, Дзержинском. Все это сделано с очень простой и, на наш взгляд, понятной целью. Мы должны приблизить образовательную услугу, такую специфическую услугу, к жителям. Понятно, что в 12-ю и в 22-ю школу не каждый сможет попасть. А вот попасть в их структурное подразделение да. Причем, недалеко от своего места жительства. Наверно, это было бы интересно и заманчиво. Я надеюсь, что эта услуга будет востребована. И мы расширим ее. Вот это то, что в содержании образования для нас и новое, но и в то же самое время продолжение прошлого года.

Ведущий: А можно на понимание? Это будут какие-то дополнительные занятия с детьми? Или это будут отдельные спецклассы в рамках обычного школьного расписания?

Л.Г.: Нет, это будут отдельные дополнительные занятия с детьми. Ну, то есть, там, скажем, во вторую половину дня. Для тех, кто заявился, для тех, кто пожелал.

Ведущий: Углубленное изучение иностранного языка, или математики, и так далее, и так далее?

Л.Г.: Да. Ну, там все равно получается специализированный предмет это иностранный язык. Ну, наверняка, там не только английский, еще какие-то сопутствующие предметы школы предложат. Потому что сидеть только на одном иностранном языке, ну, наверно, для ребенка это будет не очень интересно. Второе направление, которое затронет, я, по крайней мере, так планирую, весь город – это электронные дневники и журналы. Ну, достаточно известная тема. О ней уже много говорится. Если в прошлом году у нас очень серьезно вошли в этот краевой проект 10 школ города Перми, 77 в той или иной степени в нем поучаствовали, то в течение весны и летнего периода мы проводили тщательную работу, в первую очередь, конечно, с административным персоналом и педагогическим персоналом, чтобы с 1 сентября каждая школа города Перми включилась в этот проект, в той или иной степени.

Ведущий: Я знаю, что на протяжении уже нескольких лет, например, некоторые школы ведут подобного рода проекты самостоятельно. Ну, например, та же самая 145-я, да. А сейчас это будет на какой-то единой платформе, по единым правилам введенная система?

Л.Г.: Да. Как раз эти правила уже заданы нам министерством образования. А нам остается лишь включиться в эти правила, в их вот эту программную оболочку. Те школы, как вот вы называете, особо специфические, ну, не самоцель всех их, что называется, силовым образом загнать в эту систему. Сложился свой опыт. Не вопрос. Пусть он будет. Но таких школ не мало. То есть, наоборот, таких школ единицы. А как раз большинство школ, которые пока в этой системе не работали. Поэтому сейчас мы запланировали на ближайший вот этот учебный год не просто, что называется, убедить войти в эту систему электронных дневников. 15 школ, которые самые результативные, где больше всего этих электронных дневников и журналов, где больше всего посещаемость родителей, где очень активно работают педагоги в этой системе, вот эти 15 самых лидирующих школ мы планируем на условиях софинансирования обеспечить электронными учительскими. То есть, это поддержка от бюджета. Далее, мы планируем две школы, пока не готова, не будут называть их номера, сейчас мы обсуждаем, две школы, которые самые, опять же, передовые в области внедрения информационных технологий, планируем оборудовать по полной программе, что называется, мы их так назвали для себя - электронными школами. Чтобы у них там был и локальные, значит, сети все, обеспеченный выход в Интернет практически там с любого места. Ну, то есть, материальную базу этих школ мы хотим привести в такое в серьезное состояние, чтобы эти две школы были как образцы для подражания. Ну, а дальше, надеемся, что это будет стимулировать, что называется, и другие школы в этом направлении активно работать.

Ведущий: Все это нововведения, все вот эти вот инновации, они за чей счет осуществляются?

Л.Г.: Мы запланировали… Бюджет пока, мы понимаем, еще не принят города Перми. Тем не менее, в рамках формирования бюджета мы небольшие суммы, там, до 10 миллионов на эти две идеи заложили. Надеюсь, что, когда бюджет будет утвержден, все это сохранится в силе. Но для меня принципиально, что не просто школа должна получить дополнительные к нормативно-подушевому финансированию средства, а должна на условиях софинансирования изыскать опять же свои резервы из фонда материального обеспечения. И на каких-то условиях софинансирования уже тогда мы будем вот эти школы оборудовать программными продуктами.

Ведущий: То есть, часть затрат ляжет на плечи попечительских советов, учредительных советов и так далее?

Л.Г.: Нет, не правильно. Значит, еще раз. Часть средств пойдет из фонда материального обеспечения школы, то есть, из бюджета школы, вот так правильнее сказать, да, чтоб понятно было всем. Часть средств идет из бюджета школы, а часть идет дополнительно из бюджета города.

Ведущий: Понятно. Я прочитаю вопрос Виталия. Он как раз имеет непосредственное отношение к этой теме. Про электронные дневники Виталий просит рассказать чуть подробнее. Как регистрироваться, как обеспечивается защита от несанкционированного доступа к чужим дневникам. «Мне, как разведенному отцу, было бы особенно интересно получать информацию об оценках сына напрямую».

Л.Г.: Спасибо за интересный вопрос. Защиту, конечно, обеспечивает сам программный продукт, который разрабатывали специалисты. Я, наверно, более так технически грамотно и не отвечу. А то, что касается, как получить доступ туда, каждое образовательное учреждение выдает родителю через ребенка или на родительском собрании свой логин и пароль. То есть, у каждого есть свой индивидуальный доступ. То есть, нужно обладать этим доступом. И тогда есть возможность посещать, ну, через выход через Интернет.

Ведущий: В Перми система повсеместна? Она коснется всех школ, в том числе, и в отдаленных районах.

Л.Г.: Да.

Ведущий: Эта система вводится разово? То есть, в октябре уже родители заходят и смотрят? Или это в течение года обкатывается?

Л.Г.: Значит, мы готовимся к старту с 1 сентября. Уже с 1 сентября мы сделаем доступный рейтинг, доступный для всех, в первую очередь, образовательных учреждений, родителей. Рейтинг, что называется, включенности наших школ в этот проект. И мы можем сразу посмотреть, зайдя на этот рейтинг, посмотрев этот рейтинг увидеть, в какой школе сколько дневников уже на сегодняшний день оборудовано. Поэтому с 1 сентября мы уже начинаем этот проект активно. И не планируем его растягивать на весь год.

Ведущий: Для родителей это ударит по кошельку?

Л.Г.: Нет.

Ведущий: Нет, это бесплатно.

Л.Г.: Нет. Это абсолютно бесплатно.

Ведущий: Дальше. Есть несколько вопросов, которые не касаются вот непосредственно инноваций. Тут про уроки труда спрашивают. Давайте мы их отложим. Я вот сейчас хотел бы вас, Людмила Анатольевна, обратить к газете «Новости Прикамья». Краевая газета. И вот здесь в рубрике «Скандалы» материал называется «Из другого теста». «Прокуратура считает тестирование школьников Перми незаконным. Надзорный орган оспорил проведение в городских школах единого муниципального тестирования учащихся 4-х и 7-х классов. Обратившись в суд, прокуратура указывает, что вопреки требованиям закона, приказ не был опубликован. При его издании департамент образования превысил полномочия»… И так далее, и так далее, и так далее. Прокомментируйте вот эту ситуацию. Немножко непонятно, в чем претензии прокуратуры к ЕМТ.

Л.Г.: Речь, действительно, идет об едином муниципальном тесте. Основа этого противоречия заключается в том, что на законодательном уровне закреплены полномочия по оценке качества образования, а) за субъектом и б) за образовательным учреждением. То есть, в чистом виде такие полномочия за муниципалитетом в законодательной базе Российской Федерации не прописаны. Вместе с тем в положении о департаменте образования, которое утверждено решением нашей Пермской городской Думы, за нами закреплено право проводит вот такое единое муниципальное тестирование. Ну, и, если уже уйти от формальностей, мы понимаем, что, если не управлять качеством образования на муниципальном уровне, это, значит, в принципе не владеть ситуацией по каждой школе. Это не есть правильно. И пока не было на уровне региона вот таких тестов, которые нам были нужны на промежуточных этапах обучения, то есть, в первом классе, в пятом классе, в седьмом классе, город выступил с инициативой проведения таких сплошных тестирований. Мы понимаем, и тогда понимали, и сейчас понимаем, что это очень актуально, опять же, в рамках подготовки к единому государственному экзамену, который ждет ребенка в 11-м классе. Не совсем соглашусь здесь с заметкой, где говорится о том, что инспекция опротестовала наш ЕМТ. Мы в рамках конструктивных договоренностей, соглашений поняли, что если этим будет заниматься инспекция, а инспекция по надзору в сфере образования этим уже займется со следующего учебного года, и именно по тем параллелям, которые, собственно, нам и нужны, тогда нам просто нет никакого здравого смысла заводить параллельно свое тестирование. Мы с удовольствием используем результаты этого единого регионального тестирования. Оно будет проводиться опять же в тех же классах, которые нам и были нужны. То, что касается требований прокуратуры, конечно, мы здесь не со всем с ними соглашаемся. И отстаиваем свои позиции, свое право.

Ведущий: То есть, я так понимаю, что претензии такие, бюрократически-формальные по большому счету.

Л.Г.: Я считаю, что да. Они больше лежат, действительно, в такой формальной плоскости, чем в содержательной. Когда смотришь на семью, которая по результатам единого муниципального теста выбрала школу для себя, другую школу, которую она хотела, и смотришь глаза этих мам и детей, то, ну, конечно, начинаешь рассуждать по- другому.

Ведущий: Ну, когда смотришь в глаза мам, это одно. А когда в глаза детей – это несколько другой момент. Вот тут в этой же заметке указывается, что вот психологи, дескать, напоминают, что это большой стресс-фактор для учащихся 4-х и 7-х классов.

Л.Г.: Да. Но только мы понимаем, что этот стресс рано или поздно будет в 11-м классе. И поэтому с точки зрения здравого смысла, да, лучше планомерно готовиться в условиях тестовых технологий. А это, поверьте, очень непросто ребенку и взрослому писать тест. Чем ждать, когда в 11-м классе к тебе придет невзначай ЕГЭ.

Ведущий: Закрывая тему тестов и проверок, еще раз проговорим. При поступлении в первый класс у нас никаких тестов не существует?

Л.Г.: На самом деле, их не должно существовать. Но точно также я не буду делать вид. Что как будто этого в природе не существует. Каждая школа все равно проводит у себя собеседование с ребенком. Где-то это индивидуальное собеседование, где-то групповое. Ну, то есть, каждая школа выбирает свою модель. Ну и на основании этих тестов они каким-то образом формируют классные коллективы, выстраивают индивидуальные траектории под каждого ребенка. Точно также напомню, что по закону об образовании в любом случае мы должны ориентироваться на него. И каждая семья имеет право выбрать, по сути, любое образовательное учреждение города.

Ведущий: Мы тут давеча у нас в прямом эфире разбирали вопрос, а что же тогда делать с повальным конкурсом в так называемые «элитные» школы?

Л.Г.: Да, очень серьезная проблема. Как раз проблема, которая на настоящий момент, она не решена. С трудом представляется, как ее можно решить. Потому что ситуация, когда желающих в одну школу больше, чем мест, она всегда приводит вот к этой некоторой конкурсной основе.

Ведущий: И любое частное решение этой проблемы сопряжено с нарушением закона в той или иной степени.

Л.Г.: Да. Ну, я точно также убеждена, что, если кто-то из родителей захочет опротестовать там решение, и отстоять свое право в суде, я думаю, что право все же будет на их стороне. Хотя включить какие-то серьезные механизмы на уровне города, регулирующие набор в эти статусные школы, мы сразу опять же приводим к ситуации конкурса, против чего как раз и выступает прокуратура. То есть, если ничего не делать, получается та ситуация, как сейчас. Если включать какие-то механизмы регулирования на уровне города, мы получаем конкурсную ситуацию.

Ведущий: То есть, получается, можно закрыть глаза, и сделать вид, что ничего не происходит, вроде как, все и так понимают, что на самом деле есть. А можно попытаться решить эту ситуацию. Но тогда мы упремся в тупик, потому что на уровне города ее просто не решить.

Л.Г.: Да. Потому что это получается, действительно, это конкурс. А конкурс быть не может при наборе.

Ведущий: Проблема в федеральном законодательстве или на уровне региона можно попробовать справиться?

Л.Г.: Я думаю, что все равно любую проблему можно решить. И нужно договариваться, конечно, опять же в рамках правового поля с надзорными органами. Иначе, просто мы в тупик придем.

Ведущий: Людмила Анатольевна, заметили, что не такой уж большой ажиотаж? Вот еще месяцок назад, допустим, вопросы валом валились. Сейчас уже, видимо, все утряслось. Уже все, кто, что хотел выяснить, уже выяснили. Уже все решили. И, тем не менее, давайте, вот вопросы, которые сейчас пришли, я задам. Итак. «Добрый день. На уроки труда ученик должен принести десять полотен по металлу, стальной уголок, защитные очки, зубило, деревянную заготовку диаметром 80 на 500 миллиметров 10 штук, доски, толщина 25 на 40 на 150 на 500 миллиметров 1- штук. Материал липа, осина, ель. Школа № 14, восьмой класс. Прокомментируйте, пожалуйста. Спасибо». Пишет Дмитрий.

Л.Г.: Поскольку, идя сюда, я уже успела зайти на сайт и посмотреть этот вопрос, то уже связалась с руководителем этого образовательного учреждения. И сейчас готова ответить. Точно на уроки труда это ничего нести не надо. А то, что запрашивают, это запрашивают на кружок. Кружок для детей бесплатный. Но, поскольку дети делают на этом кружке поделки для себя, то они приносят свой материал.

Ведущий: Дальше. Все я увидел. Здесь дальше идет ответ директора школы. Хорошо. На ICQ вопрос. «Нет ли предпосылок к тому, что наша власть передумает выдавать компенсации тем, чьи дети не посещают детские сады, если количество будет возрастать? Число получателей в июле 29561 человек. В 2008-м году компенсацию получало только около 5 тысяч родителей. Если дальше такими темпами дело пойдет?» Ну, не знаю, откуда цифры взяты.

Л.Г.: Да, непонятно, откуда цифры. По крайней мере, точно они не по Перми. На сегодняшний день вообще вопрос о том, чтобы прекратить выплату компенсаций, не рассматривается. Более того, в трехгодичном бюджете все суммы сейчас заложены. И в крае, насколько я знаю, и в городе Перми. Поэтому тревоги здесь быть не должно.

Ведущий: То есть, компенсации будут. Дальше уже решайте самостоятельно.

Л.Г.: Ну, а дальше уже, действительно, опять же, пусть мама, папа выбирают, куда эти деньги ей принести.

Ведущий: Итак, у нас электронные дневники, у нас есть «Международное образование», у нас есть, там, целый ряд проектов. И мы, наверно, не проговорили еще вкратце только один момент. У нас есть новая система оплаты труда учителей. Давайте еще раз об этом в двух словах. «Российская газета» у нас сегодня публикует даже небольшую сетку, по которой можно примерно прикинуть заработную плату учителя. Давайте в двух словах и вы сейчас прокомментируете этот момент.

Л.Г.: Ну, давайте. Значит, традиционная система оплаты труда, которая существовала в отрасли образования, она завязана была не на результат, а на процесс. То есть, взял больше часов, больше зарплату получил. Понятно, что это не есть правильно. И ситуацию надо было менять. Поэтому с 1 января 2010-го года не только в отрасли образования, но и в других отраслях социальной сферы – культуры, физкультуры, здравоохранения, и так далее, насколько я знаю, планируется введение новых систем оплаты труда. То есть, уже за январь наши учителя и воспитатели должны получить заработную плату по-новому. Что значит по-новому? Я сейчас постараюсь кратко в четырех порядка… четыре, пять идей, которые отражают суть этой новой системы оплаты труда. Во-первых, будет выделяться две части в структуре заработной платы любого работника. Это базовая часть и стимулирующая часть. Далее. Мы накладываем ряд ограничений. То есть, 70 процентов всего фонда оплаты труда должно пойти на педагогический процесс, на педагогических работников. 30 процентов - на административный персонал. Следующее ограничение. 70 процентов идет на базовую часть, 30 процентов – на стимулирующую, которая будет зависеть от результатов труда. Ну, а сейчас, наверно, самая главная особенность, особенность города Перми. Она заключается в том, что базовая часть заработной платы учителя будет зависеть от количества учеников в классе. А заработная плата воспитателя будет зависеть от количества детей в группе в каждый конкретный месяц. Мы уверены, что такой подход все-таки будет способствовать тому, что каждый учитель и каждый воспитатель будет трепетно относиться абсолютно к каждому ребенку в классе это или в группе. Но, поскольку, всегда этот вопрос был и остается самым тревожным, вопрос, связанный с заработной платой, в течение сентября месяца мы спланировали выходы в каждое образовательное учреждение. И каждый учитель сможет задать вопрос непосредственно работнику департамента образования по своей заработной плате. А уже сейчас можно зайти на сайт управленческий департамента образования и посмотреть это новое положение.

Ведущий: Ехидный вопрос по ICQ пришел сразу же, пока вы говорили. «Не вернемся ли мы к комплектованию классов по 40 человек?».

Л.Г.: Есть ограничение сверху. Ограничение, которое задает нам федерация. Это Роспотребнадзор фиксирует предельное количество детей в классе 25 человек, в детском саду в группе, там, 20 человек, в ясельной группе 15 человек. Свыше нормы нам просто никто не позволит комплектовать детей.

Ведущий: То есть, в данном случае есть максимум. Больше этого максимума набирать нельзя.

Л.Г.: Да. Ну, есть какие-то, конечно, разумные пределы, там, 25, 26, 27 человек. На мой взгляд, это не есть критично. Но сорок, это такого в принципе быть не может. Да у нас и классов таких нет, детей просто некуда будет посадить.

Ведущий: У нас есть телефонный звонок.

Слушатель: Добрый день, здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Один вопрос. Вот вы знаете, что у вас в школах есть, так называемые, коррекционные потоки, во всех, кроме элиты, где дети в пятом классе не пишут изложение. Они не могут писать. По сути, это дети с заторможенным развитием. Это следствие политики. Вот вы намерены ситуацию менять? И почему прокуратура не реагирует? Практически, ведь это дети, которые не способны усваивать программу. Вы их довели до такой ситуации.

Ведущий: Понятно, спасибо вам, Алексей Борисович. Итак.

Л.Г.: Спасибо за вопрос. Я отвечу на вопрос. А потом возьму еще чуть шире. В классах, специальных коррекционных классах, которые, действительно, есть в ряде образовательных учреждений, это на добровольной основе написание этого теста. Если я правильно поняла вопрос. Но, как правило, школы, они всегда хотят поучаствовать в этом тестировании с тем, чтобы оценить по независимой шкале качество образования. Причем, я еще раз подчеркну, по результатам этого теста никаких управленческих решений, особенно, в отношении этих детей, не принимается. Но хотелось бы зацепить чуть шире. И сказать, что вот в текущем учебном году, в предстоящем, мы хотим, что называется, прокачать, начать прокачивать еще одно очень важное направление, которое называется таким новым словом - «инклюзивное образование». Ну, а если обычным языком сказать, то мы должны задуматься о том, а как же у нас чувствуют себя в нашей среде дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Таких детей гораздо меньше. И всегда, как правило, вопросы, связанные с их обучением, уходят на второй план. Вот как раз с этого года мы ходим, во-первых, для начала проанализировать ситуацию. А что это за дети, сколько таких детей, а в каких услугах они нуждаются, кто предоставляет такие услуги, а достаточен ли спектр этих услуг, удовлетворены ли родители качеством обучения, качеством образования. То есть, вот начиная от дошколки и в школьном возрасте вот этот вопрос мы взяли для особой работы в новом учебном году.

Ведущий: Смотрите, Алексей Борисович нам сказал ведь не только том, что дети в коррекционных классах вынуждены писать эти тесты. Он сказал еще том, что они изложение написать не могут. То есть, речь идет о том, что у нас в школах числятся дети, которые фактически там не проходят надлежащего обучения. По разным причинам. Я таким образом перекладываю вопрос Алексея Борисовича только из-за того, что несколько раз с аналогичной ситуацией я сталкивался, когда в классе с обычными детьми находится один, может быть, два человека, два ребенка, которые, ну, по всем показателям не должны здесь находиться. Потому что они не тянут эту программу. Потому что фактически они должны обучаться в специальных учебных заведениях.

Л.Г.: Вот как раз здесь я с вами категорически не соглашусь. Принципиально неверно, когда мы считаем, что дети, которые имеют какие-то особенности в умственном развитии, физическом развитии, они должны учиться в специализированных классах. Нет. По той простой причине, что когда-то школа закончится, и эти ребята выйдут в обычную нормальную жизнь. И они должны изначально сами уметь общаться, что называется, со здоровыми людьми. И здоровые люди должны точно также научиться общаться вот с такими особенными ребятами. Вот как раз в этом-то и заключается идея инклюзивного образования, когда создаются все условия для того, чтобы вот такой необычный ребенок учился с обычными людьми. А сейчас, к сожалению, ну, во-первых, условия не созданы для обучения. Не только в Перми. Вообще это проблема всей страны. Посмотрите, где у нас инвалиды? Где у нас инвалид гуляет? Да нигде он не гуляет. То есть, они дома все сидят. Нет условий. А в развитых странах мы смотрим, как они чувствуют себя успешно. Дети дауны приходят в аквапарки и спокойно отдыхают, и никто на них пальцем не показывает. У нас этого нет. И это неправильно.

Ведущий: У нас любой коллектив класса, в данном случае, это вполне себе сложившийся коллектив, да, такая открытая, незамкнутая, неравновесная система. Любой коллектив делится по иерархии очень быстро в России. И в любом коллективе есть люди, которые в этой иерархии находятся на низшей ступеньке. В школе особенно. Так же, как и в рами, так же, как, наверно, в тюрьме и так далее. В школе особенно, потому что там дети это особо остро чувствуют. Инклюзивное обучение у нас не приведет к тому, что мы низшую ступеньку автоматически заполняем нездоровыми?

Л.Г.: На самом деле, это не должно такого быть. Никто не говорит о том, что это вопрос, который так легко и быстро можно менять. Изменить сознание людей, которое формировалось годами, это наша, что называется, такая российская ментальность, очень сложно. Поэтому риски, о которых вы говорите, они могут быть. Их надо видеть. Но их нужно видеть. И уметь предотвращать. И когда я говорю, что необходимо создание условий, я понимаю это создание не только материальных условий. Сделал пандус, и инвалид заехал. Нет. Скорее, это создание вот именно условий, связанных с принятием. С приятием этих людей в коллективах. И не только вот в классных коллективах. Но в обычных коллективах взрослых людей. Ведь, согласитесь, и мы еще порой до конца не готовы принимать около себя человека, который имеет какие-то отклонения. Он кажется нам каким-то особенным. И он как будто не должен с нами находиться. На самом деле то не так. И этот вопрос, который, ну, давным-давно уже, что называется, пора заняться. Мы решили заняться с детей.

Ведущий: Решили начать с детей. Экспериментальная площадка в школах.

Л.Г.: Только это не эксперимент. А обычная работа.

Ведущий: Ну, вы же сами сказали, что у нас взрослые еще к этому не готовы. А как детей-то учить? Кто будет учить детей, если сам учитель не готов к этому зачастую?

Л.Г.: Я считаю, Роман, что это должно быть у нас тема отдельного разговора. Я думаю, что, может быть, через пару-тройку месяцев, наверно, мы готовы будем уже даже с какой-то статистикой выходить к вам снова.

Ведущий: Ну, что ж, на этом тему закроем. Людмила Анатольевна, вот вам цифры. В Адыгее русский язык по ЕГЭ сдали 118 процентов выпускников. В Туве – 109. В Вологодской области – 117. Ну, чуть побольше. В Чукотском автономном округе – 194 процента выпускников. В Нижегородской области математику сдали 109 процентов выпускников. В Ивановской – 105, в Калмыкии – 108. В Пермском крае – 100 процентов или больше сдали ЕГЭ?

Л.Г.: Я думаю, что уж в Пермском крае точно за 100 процентов никто не вышел. Понятно, что смешные данные. Это говорит, в первую очередь о том, что территории не отработали механизм и проведение процедуры ЕГЭ и механизм сдачи отчета. Поэтому вот мы имеем такую интересную статистику. Вообще, кстати, я не знаю, откуда вы взяли данные…

Ведущий: Я скажу. Данные лежат на Top rbk.ru. Спокойно можете заходить, смотреть. Росбизнесконсалтиг их публикует в рубрике «Общество».

Л.Г.: Мы ждем, когда появится официальная статистика, чтобы сравнить результаты Перми с другими территориями. Министерство образования Российской Федерации обещает это сделать после 1 сентября. Поскольку, я так понимаю, тоже они видно несколько были шокированы полученными результатами. Долго разбираются. Но, что мы сделали. Поскольку все равно интересно сравнить себя с крупными городами миллионниками, мы тщательно обзвонили все крупные города – Самара, Челябинск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород. И сравнили свои результаты. Вот интересно посмотреть. По математике нас обгоняет Самара. Вообще, Самара явный лидер и по русскому языку. Причем, серьезный лидер. Челябинск нас обогнал по математике. Мы третьи. Ну, а по русскому языку, по-моему, мы вторые. То есть, вот из этих пяти, шести городов, которые мы обзвонили. Вот такая интересная статистика. Но так же нужно отметить, что город Пермь, в сравнении с территориями края, не занимает лидирующих позиций, что для нас есть не очень, скажем так, хороший результат.

Ведущий: Нет, подождите, секунду. Вы же не хотите сказать, Людмила Анатольевна, что у нас, прости, господи, в Карагае, в Барде и Куеде…

Л.Г.: В Суксунском районе

Ведущий: …в Суксунском районе русский язык знают лучше, чем в Перми?

Л.Г.: Ну, я не даю никаких оценочных выводов. Я говорю вам статистику. Суксунский район и по русскому, и по математике занимает первое место в рейтинге территорий Пермского края.

Ведущий: То есть, вот у меня сейчас ребенок еще только-только в детский сад собирается. Соответственно, в школу мне лучше в Суксунский район переехать, да, чтобы он поступил?

Л.Г.: Похоже, похоже, да. Почему? Потому что сейчас, Поскольку мы все поступаем по результатам ЕГЭ, похоже, лучше будет учиться в Суксуне.

Ведущий: То есть, там лучше подготовят?

Л.Г.: Ну, а если серьезно, то, конечно, сейчас мы результаты по ЕГЭ взяли опять же, что называется, на особый контроль. Во-первых, мы планируем съездить в Самару в течение года, посмотреть, что у них там такого особенного, интересного есть, какие методики, технологии и так далее. Ну, я думаю, что и очень плотно надеемся пообщаться со школами Пермского края, посмотреть, поизучать опыт. Поэтому статистика вот подстегивает к таким управленческим решениям.

Ведущий: И последний, наверно, вопрос, который нас заставит еще раз вернуться к разговору о новой системе оплаты труда. «Моя мама работает в школе. Им вчера на педсовете сказали, что в этом году урежут зарплату на 7 процентов с ноября. Чем это продиктовано?» - спрашивает Нина.

Л.Г.: Ну, вот как раз в рамках введения новой системы оплаты труда, собственно, вот таких слухов я и боюсь. Во-первых, еще раз, фонд оплаты труда учреждений не уменьшится в следующем году календарном. Поэтому заработную плату учитель меньше не получит, если он не изменил серьезно свою учебную нагрузку. Это принципиальное условие.

Ведущий: Ну, почему же? Если мы говорим о Перми, то вы, безусловно, правы. А если пришел нам, допустим, из района или, не дай бог, из области, в таком случае статистика несколько меняется. Потому что они не выполняют полную нагрузку по классам.

Л.Г.: Кстати, да, я здесь не берусь отвечать за другие территории Пермского края. По Перми абсолютно точно говорю, что, если нагрузка не изменилась, то могут быть колебания, действительно, связанные с количеством детей в классе. Вот это может быть. Но оно не может быть таким существенным.

Ведущий: Напоследок идут уже вопросы. «Как будет распределяться стимулирующая часть? Отчего это будет зависеть?» И так далее, и так далее, и так далее. Как будто бы все проснулись только к концу нашего эфира. Людмила Анатольевна, вам огромное спасибо. Давайте так. Завтра вот у нас после 13 часов Николай Яковлевич Карпушин, если ничего не сорвется, министр образования Пермского края. Все эти вопросы, которые вот вы сейчас нам пишите, предлагаю адресовать ему. Ну, если вдруг что-то сорвется… Нет, вот главный редактор пишет – ничего не сорвется. Завтра у нас Николай Карпушин будет в эфире. Ну, и прекрасно. Вот он на все эти ваши вопросы и ответит. А у нас в гостях на «Нейтральной полосе» была Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми. Я так думаю, что больше у нас не будет эфирной возможности в этом году поздравить вас с 1 сентября. Поэтому с наступающим Днем знаний я вас поздравляю, Людмила Анатольевна. Вас и всех ваших коллег. Ну, и, конечно, всех, кто имеет отношение к этому замечательному и прекрасному празднику, который уже не за горами.

Л.Г.: Спасибо.


Обсуждение
43056
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.