Верхний баннер
14:12 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 25 октября 2009

«Овертайм». Факультет физической культуры Пермского Государственного педагогического университета.

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Это «Овертайм». И у микрофонов, традиционно, Андрей Поляков, Роман Попов. Андрей, добрый день.,

Андрей Поляков: Добрый день. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

Ведущий: Немножко пробежимся по основным спортивным событиям минувшего уикенда. Тут у нас и 0:0 «Амкар»-«Томь», и новый тренер в «Звезде-2005». Наконец-то, надо сказать. И поговорим о том, что сегодня «молотобойцы» вечером встречаются с одним из принципиальных соперников. Затем, перейдем к разговору с нашими гостями. Давайте гостей представим. Сегодня у нас в гостях Светлана Байгулова, зам.декана по учебной работе факультета физической культуры Пермского Государственного педагогического университета. Светлана Петровна, здравствуйте.

Светлана Байгулова: Здравствуйте.

Ведущий: И Александр Тихонов, профессор кафедры легкой атлетики и спортивных игр, ну, собственно, того же факультета, того же вуза. Александр Михайлович, добрый день.

Александр Тихонов: Добрый день.

Ведущий: К разговору с вами мы перейдем чуть-чуть попозже. А сейчас небольшой телефонный звонок. У нас на связи должен быть Станислав Харитонов, спортивный директор футбольного клуба «Звезда-2005». Все дело в том, что в спортивном клубе «Звезда-2005» появилась новая кадровая перестановка. У трехкратных чемпионок России, наконец-то, объявился главный тренер. И им стал Шек Борковски. Это выходец из Польши. Американский специалист. Он играл в 80-м в польском и американских клубах. В Соединенных Штатах начал тренерскую карьеру. Последнее время он возглавлял футбольный клуб «Индиана». Он говорит на английском, польском. Понимает, читает по-русски, испански. Женат. Отец четырех дочерей.

А.П.: Вот так вот, да. Это полкоманды, в принципе, да.

Ведущий: А ты заметил, что вот, что у Григоряна, что у Шека Борковски в семействе женщин намного больше, чем мужчин. И тот, и другой наставники футбольного клуба «Звезда-2005». Не выходит с нами на связь Станислав Харитонов. Ну, что поделать. В любом случае завтра по этому поводу вечером будет пресс-конференция. И я думаю, что в новостях спорта в программе «Овертайм» я рассажу более подробно о новом наставнике, поделюсь ощущениями от знакомства. Дальше продолжаем футбольную тему. «Амкар»-«Томь» - 0:0. Процитировать еще раз господина Генича, который комментировал этот поединок?

А.П.: Я думаю, не помешает.

Ведущий: «Игра была равна, играли две команды» - вот именно так он сказал про этот поединок «Амкара» и «Томи». Ну, изгаляться можно сколько угодно. Самое главное, что красно-черным не удалось добиться трех очков. Наоборот, два очка потеряны. И сейчас «Амкар» на 13-м месте турнирной таблицы чемпионата России. 28 очков. По-прежнему отставание от зоны вылета 4 очка. Вернее, так, преимущество, да. 4 очка. У «Кубани» 24, у «Химок» - 10. «Химки» потерял и шанс остаться в элитном дивизионе российского футбола. Они отправляются в первый дивизион.

А.П.: У «Кубани», я думаю, тоже маловато шансов сейчас.

Ведущий: Ну, я бы не стал сейчас так уверенно говорить. Потому что все-таки есть и «Спартак» (Нальчик) с 26-ю очками, есть «Амкар» с 28-ю. Я надеюсь, что красно-черные останутся в премьер-лиге. Более того, похоже, этому сейчас ничто уже не угрожает.

А.П.: Ничего не мешает, да. Я думаю, что 13-е место это как раз вот именно по этому сезону. Это то место, которое «Амкар» должен занять. Я думаю, 13-е и будет.

Ведущий: К сожалению, да. Не смотря на то, что у нас впереди еще «Ростов» - 31 очко. А матч с Ростовом нам еще предстоит. И нам тут уже пишут по ICQ: «Давайте болеть за футбольный клуб «Москва», ибо им нужно еще сыграть с «Кубанью» и Нальчиком. Давайте болеть за футбольный клуб «Москва». В прекрасной манере они тут давеча обыграли ЦСКА.

А.П.: Да, на всякий случай нам.

Ведущий: Со счетом 3:1. И, не смотря на то, что красно-синие упорно всех уверяли, что они будут бороться за золото, а Божович говорил, что он просто будет в каждой игре стараться выиграть, так вот потихонечку «Москва» на четвертом месте, а Центральный Спортивный Клуб Армии на пятом. Лидерство по-прежнему в турнирной таблице держит «Рубин». На одно очко от него отстает «Спартак». Я думаю, что сейчас в концовке чемпионата каждый матч, фактически, финальный, каждый матч золотой у этих двух команд. Будем смотреть. Если «Рубин» осечется, то красно-белые станут чемпионами России. Если же «Рубин» не осечется, ну, что ж, будем поздравлять казанцев. Ну, и последнее, что хотелось бы отметить. Сегодня и завтра в19 часов в УДС «Молот» «Молот-Прикамье» играет с «Нефтяником» из Альметьевска. Я думаю, что игра получится довольно-таки интересной. Это один из принципиальных соперников для «молотобойцев». Терять очки нам ни в коем случае нельзя, если хотим держаться на уровне лидеров. Приходите смотреть и поддерживать «Молот». Ну, все, с новостями спорта так короткой строкой мы покончили. Еще раз представлю гостей. Светлана Байгулова, зам.декана по учебной работе факультета физкультуры Пермского Государственного педагогического университета. И Александр Тихонов, профессор кафедры легкой атлетики и спортивных игр. И первый вопрос. Не так давно вы отмечали юбилей. Факультет отмечал юбилей. Об этом можно чуть более подробно.

А.П.: С чем мы, собственно, и хотим вас поздравить, кстати говоря.

С.Б.: Спасибо. Наш факультет неделю назад отметил свой 60-летний юбилей. Это был очень большой праздник для всех преподавателей. Для всех выпускников, студентов нашего факультета. Ну, если коротко, об истории возникновения нашего факультета, то в сентябре 1949 года Пермский Государственный педагогический университет набрал свой первый набор на новую специальность – учитель физической культуры. Создание факультета явилось необходимостью. Вот в послевоенный 1949-й год необходимо было готовить кадры в области физической культуры и спорта, учителей физической культуры для общеобразовательных школ. Необходимо было организовывать научно-исследовательскую деятельность в этой области, оптимизировать тренировочный процесс для тренеров и спортсменов Пермской области. За 60 лет наш факультет выпустил около 5 тысяч специалистов в области физической культуры и спорта. И мы продолжаем по-прежнему ежегодно набирать студентов. Конкурс на наш факультет по-прежнему есть, несмотря на тяжелые времена. На нашем факультете существует 5 кафедр основных, на которых работает очень сильный преподавательский состав. За последние годы, поскольку возникла необходимость развивать факультет, помимо специальности учитель физической культуры, мы открыли еще две специальности на нашем факультете. Это адаптивная физическая культура и социально-культурный сервис и туризм.

А.П.: Понятно. Тут в связи с этим вопрос. Я нисколько не сомневаюсь, и сам на себе испытал качество преподавания. Я действительно считаю, что на факультете очень сильный преподавательский состав. Как известно, я сам закончил этот факультет с удовольствием.

Ведущий: С отличием?

А.П.: Ну, чуть-чуть мне, кстати говоря, не хватило. У меня одна четверка лишняя. Рома, это серьезно.

Ведущий: Без отличия, но с удовольствием. И здесь возникает такой вопрос. Вроде бы готовит факультет специалистов, да, ну, наверно, хороших специалистов. То есть, судя по тем людям, которых я вот, допустим, знаю, выпускников факультета, это, действительно, ребята, которые как-то с огоньком учились, были какие-то идеи, были какие-то мысли, были перспективы дальше работать. Почему, на ваш взгляд, сейчас люди не остаются в отрасли? То есть, получив хорошее, крепкое образование, да, высшее, не секрет ведь, что очень много в различных видах спорта очень много специалистов, которые, в принципе, имеется в виду тренеров, у которых просто нет специального образования. Они там работают. Нормальные, подготовленные специалисты в отрасли не остаются. Вот это вопрос к обоим гостям. Почему так?

С.Б.: Сказать, что не остаются, совсем нельзя. Мы провели статистические исследования среди выпускников нашего факультета. По заочному отделению 70 процентов выпускников работает в сфере физической культуры и спорта. Большинство из них в общеобразовательных школах. По дневному отделению цифра не радует. Это 32 процента всего выпускников. Но, тем не менее, они есть. Остальные 70 выбирают работу и подбирают себе работу вне сферы физической культуры и спорта, к сожалению.

Ведущий: Светлана Петровна, я правильно понимаю, то есть, когда человек становится волей судеб учителем физкультуры, он идет к вам учиться заочно, да?

А.П.: Вот отсюда и цифра 70 процентов, да, получается.

Ведущий: Да. А когда он сначала идет к вам на факультет, он потом по каким-то причинам в профессии не остается.

С.Б.: Ну, те студенты, которые учатся заочно, они работали до обучения на факультете и после обучения работают по своей специальности. Потому что у них необходимость получать высшее образование сейчас в школе. Иначе они не смогут просто там работать. Как и тренеры, о которых сейчас мы говорили. Они обязаны получать высшее образование. У нас на заочное отделение идет очень много тренеров в возрасте, которых жизнь поставила перед необходимостью это образование получать. Что касается дневного отделения. Мы чувствуем, что другие времена наступили не только тогда, когда они уже закончили институт и ушли в никуда, в другие профессии, в другие специальности. Мы это ощущаем и во время их учебы в институте. Студенты стали достаточно много работать. Ну, жизнь, видимо, такая. У нас много студентов, которые обучаются на внебюджетной основе. Поэтому, чтобы платить за обучение, приходится работать. Такой замкнутый круг. Студенты наши, видимо, перспективы работы в школе пока не видят. Вот на данный момент.

А.П.: В школе это один аспект. У нас же есть еще…они же все становятся тренерами. Они же представляют какой-то вид. Каждый из них представляет какой-то вид спорта. И здесь, Рома, это то, о чем мы всегда говорим, здесь получается так, что вот спортивные федерации не только не могут удержать не только спортсменов, но еще и хороших тренеров, получается. Они их никак не могут заинтересовать. Нечем. Получается так. Вот, я думаю, что это одна из главных причин.

С.Б.: Ну, мы, наверное, говорим о зарплате специалистов.

А.П.: Естественно. Это в первую очередь.

С.Б.: Поэтому в наших школах не хватает специалистов, не хватает учителей физической культуры, не смотря на то, что мы выпускаем их достаточно. Наших выпускников, наверное, встретить чаще можно в центрах оздоровительных, в фитнес-центрах, где все-таки как-то можно заработать на своей специальности.

Ведущий: Александр Михайлович, у меня вот к вам вопрос. Я не первый год в спортивной журналистике. И не первый год вот представители самых различных видов спорта, зачастую от тренеров со стажем большим я слышу фразы, что-то типа «измельчали ребята», «приходят в секцию, подтягиваться не умеют». Мне интересно, вы ежегодно смотрите на студентов, которые в плане физкультуры должны быть уж лучшие из лучших.

А.П.: Которые умеют подтягиваться.

Ведущий: Измельчал студент?

А.Т.: Студент чисто антропологически, может, и не измельчал. Они такие же высокие, на вид крепкие. А то, что вы говорите, подтянуться или пробежаться, вот тут на самом деле проблемы. И когда я, допустим, начинаю только с первым курсом заниматься, я им предлагаю выполнить упражнения, которые входили в школьную программу, элементарные. Высокий старт, высокий старт с опорой на руку, они это делать не могут.

Ведущий: Не умеют?

А.Т.: Они это никогда не делали. И когда я спрашиваю, чем вы занимались на уроке физкультуры, потому что это программа школьная, они школьную программу не знают. Мы бегали или мы играли. Ладно, давай играть. Начинаем играть. По потолкам с мячом обращаются, ну, как помягче сказать… никак.

А.П.: Ручку у мяча ищут. Это, кстати, то, к чему приведет школьный сертификат, кстати говоря.

А.Т.: И это, между прочим, да, это, ну, как сказать, это ребята, можно сказать, продвинутые в физкультуре, которые в физкультуре, можно сказать, никакие. Может быть, они обладают какими-то качествами, которые дают им возможность выступать в своем виде спорта, но вот элементарных движений из школьной программы они не знают.

Ведущий: То есть, с «королевой спорта» не дружат в данном случае?

А.Т.: Нет.

А.П.: Вот здесь, в связи с этим, раз уж мы перешли к науке уже, Александр Михайлович тут вопрос. И мы с вами его обсуждали не так давно. Есть некие две идеи в воспитании школьников. То есть, одна это, как бы, традиционная школьная программа. И другая идея – это, так называемая, спортизация процесса. Вот можно ли нашим радиослушателям, ну, и нам в том числе, объяснить, в чем состоят две идеи? И какая все-таки из них лучше?

А.Т.: Ну, традиционно, можно сказать, какая? Это формирование навыка и развитие двигательных качеств, это то, что мы всегда называли физическим воспитанием. О физической культуре, в общем-то, речь не шла. Хотя все учебники у нас посвящены именно физической культуре. То, что касается спортизированной физкультуры, то тут, конечно, и положительные, и отрицательные стороны имеются. Положительные какие? Детям дают возможность три раза в неделю по два часа, причем, таких, астрономических, заниматься спортом. Это как раз то время. То есть, для того, чтобы развить какие-то двигательные качества, или, допустим, влиять на свой собственный организм в направлении оздоровления, то вот эти 6 часов в неделю, они нужны. У нас традиционный урок физкультуры это 2 часа в неделю, где-то делается третий час в неделю за счет часов…

А.П.: Каких-то других часов?

А.Т.: Да.

Ведущий: Я быстренько добавлю, что на прошлой неделе президент Дмитрий Анатольевич Медведев вполне основательно дал задание министру спорта проработать вопрос о введении третьего, обязательного часа физкультуры. Этот вопрос, насколько я понимаю, будет разрабатываться вместе с министерством образования, естественно. И я так думаю, что приказ президента будет выполнен.

А.Т.: Тут дело-то в том, что… как вам сказать. Я еще не отметил отрицательные стороны спортизации. И плюс вот этот вопрос. Давайте отрицательные моменты спортизированной физкультуры. Это, во-первых, не урок, это тренировка. А у нас все-таки в расписании написано урок физической культуры. Даже если бы это и будет спортизированная физкультура, то они тоже говорят – урок спортивной культуры. Но это тоже урок. Дело-то в том, что тренировка и урок – это разные вещи.

А.П.: Абсолютно разные процессы.

А.Т.: Но до тех пор, пока нам министерство не скажет, что это не урок, мы уроком заниматься будем. И получается так, что мы занимаемся уроком, который и не нужен. Понимаете. Дело-то в том, что спортизированная физкультура – это одно. Мы занимаемся уроком. И в этом отношении очень так это близко, ну… это никуда не идет.

Ведущий: Подождите секунду. А давайте сразу поясним разницу между уроком и тренировкой. Вот принципиальная разница в чем? В том, что на уроке теоретическая база дается, а на тренировке нет? Или как?

А.Т.: Ну, грубо говоря, да. Урок – это что, это какая-то часть науки, или искусства, или производства, которое выделяется для изучения в школе. Тренировка – это развитие качеств для того, чтобы достичь спортивный результат. То есть, цели разные.

А.П.: Процессы разные, биохимические процессы абсолютно разные. А.ТТ. И опять-таки, то, что они делают в организационном плане и переводят, допустим, на обязательное. Мне не нравится тоже обязательное. Все дети не хотят заниматься спортом. И мы, как бы, их обязываем этим спортом заниматься. Кому-то нравится играть на скрипке. Пусть он играет на скрипке в это время.

А.П.: Но свои два урока, три физкультуры он должен все равно получить, правильно?

А.Т.: А это обязательно. То, что касается урока физкультуры, это обязательно. Так же, как математика, литература и остальные предметы.

А.П.: Потому что, если вспомнить школьную программу, там же она состоит из разделов. Там, гимнастика, спортивные игры, лыжи, допустим, легкая атлетика. То есть, в принципе, вот та идея все-таки гармонично развитой личности, она все равно должна присутствовать. Ну, я старой, как бы, закалки, да, получается. Но я все равно это поддерживаю идею. Я вообще считаю, что советская система физвоспитания она была самая, самая такая эффективная.

А.Т.: Понимаете, дело-то в том, что я не соглашусь с этим. Система была эффективной. Медики уже, и медики, и физиологи говорят, что за два часа, а не два часа. Два по 45. За полтора часа развить все это невозможно. В принципе, невозможно. А у нас была такая субкультура. Она называлась дворовая. Мы развивались, если вы помните, вот я это хорошо помню, мы развивались во дворах.

А.П.: По месту жительства, там были клубы.

А.Т.: Плюс два урока физкультуры. И основное-то было именно во дворе. Мы играли в футбол, в хоккей, в чего только мы не играли. В казаков-разбойников. А это очень развивает двигательные качества. Особенно, казаки-разбойники. И когда сосед смотрел на меня в окно, говорит – Сашка, ты, когда бежишь от казаков, у тебя ног не видно. А потому что поймают.

А.П.: Выдернут.

А.Т.: А сейчас я не вижу, чтобы детки играли во дворах.

Ведущий: Это «Овертайм». Программу представляет бильярд-клуб «Вавилон». «Вавилон» - это все виды бильярда, обслуживание соревнований, предоставление судейской комиссии. Адрес: Ленина, 38д. С 1 по 31 ноября бильярд-клуб «Вавилон» объявляет акцию. С 9 до 12 утра любому игроку предоставляется скидка 15 процентов. Заказать бильярдный стол вы можете по телефону 212-05-48.

А.П.: Представляешь, в 9 часов пришел, а там уже очередь стоит с 9 утра.

Ведущий: Это, я считаю, что это прекрасно. Бильярд великолепный вид спорта и отдыха. Мы продолжаем. Вот сейчас у меня такой вопрос. Светлана Петровна, скажите честно, вот студенты, для чего приходят на факультет физкультуры? Вот этот вопрос меня всегда интересовал. Ведь очень мало, насколько я понимаю, очень мало людей, которые приходят на факультет физкультуры с четкой мыслью – я выйду, буду учителем физкультуры. Для чего?

С.Б..: Категорий несколько студентов обучаются на нашем факультете. И цели поступления на факультет, конечно же, разные. Есть категория студентов, которая считает, что учиться на факультете и параллельно заниматься спортом это очень удобно. Одновременно можно достичь успехов в спорте и получить высшее образование. Это достаточно большая категория.

Ведущий: Условно обозначим ее словом «спортсмены».

С.Б..: Спортсмены.

Ведущий: Александр Михайлович, с ними проще?

А.Т.: Со спортсменами и проще, и сложнее. Потому что они очень часто бывают на соревнованиях, на сборах.

А.П.: Ну, двоечники они, короче говоря, да.

А.Т.: Пронимаете, дело-то в том, что спортсмены, они тоже разные бывают. Есть спортсмены, которые могут сочетать два вида деятельности – учебную и спортивную. Такие тоже есть. Но их, наверно, процентов, так, грубо говоря, процентов 30, которым дается легко и спорт, и учеба. С ними проблем нет. Проблемы с теми, кто основной акцент делает на спортивных выступлениях, и на учебу смотрят сквозь пальцы.

Ведущий: Светлана Петровна, давайте к другой категории.

С.Б.: Следующая категория. Это как раз те студенты, которые получают образование с целью работать в образовательной школе учителем физической культуры. Или в сфере спорта и физической культуры.

А.П.: По специальности, короче говоря.

С.Б.: По специальности. Есть такая категория. Это радует.

Ведущий: Александр Михайлович, а с ними как?

А.Т.: С ними легче всего. Потому что это люди, которые идут в нашу сферу. И нам есть, что им дать.

А.П.: Причем, они осмысленно идут в вашу сферу, да?

А.Т.: Да.

Ведущий: Андрей, признайся, ты к какой категории относился?

А.П.: Я относился… Слушай, я с шестого класса мечтал стать тренером, между прочим. И я потом им стал, в конечном итоге.

Ведущий: Тренеров во вторую категорию отправляем?

С.Б.: Да, смело.

Ведущий: Хорошо. Эту категорию мы назовем так – сознательные учителя. Дальше.

С.Б.: Еще две категории, которые нравятся мне меньше. Это, во-первых, не уйти в армию. Поступить куда угодно. Получить отсрочку.

Ведущий: Таких много?

С.Б.: Ну, есть среди ребят, среди юношей, есть у нас процент таких.

А.П.: Почему-то бытует мнение, что вот этот факультет один из самых простых, проходных, что называется.

Ведущий: Хотя, насколько я понимаю, что даже для поступления на физвоз, да, как это было принято раньше говорить, сейчас как-то по-другому ведь говорят, нет? Или так и говорят – физвоз?

С.Б.: Факультет физической культуры.

Ведущий: Так вот, даже для поступления, насколько я помню, нужно пройти довольно не хилый экзамен, в том числе, и по той же самой физкультуре.

А.П.: Даже, хотя бы, да.

Ведущий: И, по-моему, не так много народу его с налету проходят. А те, кто проходят, к этому готовятся специально. Александр Михайлович, я прав?

А.Т.: Да.

Ведущий: И, тем не менее, сохраняется категория людей, которые идут только потому, чтобы не идти в армию. Как с ними?

А.Т.: С ними тяжело. Потому что они… цели нет. Цели нет, значит, куда плыть? Это люди, которые используют любой момент, чтобы не прийти на занятия. Ну, естественно, отдача с ними, ну, сложно. То есть, человек, который не хочет учиться, заставлять его, вот, допустим, для меня это очень тяжело. И с ними работать вот только из-за этого. Не нравится мне заставлять людей делать какую-то работу.

А.П.: Которую они, в принципе, сами должны хотеть делать, если они пришли учиться, правильно?

А.Т.: Да, да.

Ведущий: Светлана Петровна, продолжаем. Есть еще одна категория, которая вам тоже не очень нравится?

С.Б.: Это студенты, которые не определились окончательно в выборе, и просто решили попробовать. Решили попробовать, имея определенный уровень физического развития, сочтя для себя возможным поступить на наш факультет. Они на него пришли и поступили. Ну, хорошо, если они поняли за время обучения, что это им подходит. Ну, с которыми не получилось, они попросту уходят, покидают факультет.

А.П.: Ну, либо доучиваются, наверно, для корочек, просто, и все, для диплома. С.т.: Может быть.

Ведущий: Тут, я понимаю, неопределенная абсолютно категория. Из них, как и в первую можно перейти, и во вторую, так, собственно, говоря, остаться там в таком же полуподвешенном состоянии. И с ними, наверно, тоже не очень легко. По крайней мере, с кем-то легко, с кем-то не очень.

А.Т.: Ну, с ними, знаете, с ними полегче. Потому что их еще можно куда-то определить, чем-то заинтересовать, перетянуть к себе. Вот в этом отношении полегче.

Ведущий: Скажите, а вот такая категориальность студентов, она была всегда, или это веяние последнего времени?

С.Б.: Всегда, на мой взгляд.

Ведущий: Всегда. И вне зависимости, там, от советского времени, постсоветского и так далее. То есть, так было всегда.

А.П.: Еще один вопрос. Если говорит о науке, вообще, в принципе. Существуют определенные какие-то исследования, да, кто-то ставит какие-то эксперименты, кто-то защищается, кто-то какие-то продукты выдает. То есть, факультет выдает определенный продукт в научном смысле. Вот какова связь вот тех людей, кто, ну, собственно говоря, факультета с реальностью? То есть, удается ли что-то внедрить в отрасли?

А.Т.: Ну, я бы сказал так, что это проблема… это общероссийская проблема. Она и в документах поднимается. У нас очень слабая связь на всех уровнях. Это не только физическая культура. Наука, практика, производство. Вот три таких вот сферы, где связь очень такая слабая. То есть, мы делаем исследования. У нас ведь тоже наука, как вам сказать. Один из интереса работает, другой работает для того, чтобы получить степень.

А.П.: Третий, чтоб в армию не уйти, да.

А.Т.: Да, потому что три года аспирантуры, плюс бронь кандидату наук. То есть, в этом отношении мне тоже…

Ведущий: А степень педагогических наук имеется в виду, да?

А.Т.: Да.

Ведущий: Кандидат педагогических наук, там или доктор.

А.Т.: И вот в этом отношении, ну, кто-то может зациклиться, ему нравится заниматься наукой, и он ею занимается. Кто-то, допустим, хочет внедрить это в практику. И тут, в общем-то, тоже сложности. Сложности с внедрением в практику. Вот мы столкнулись с такой проблемой. Потому что мы все-таки хотим сделать изучение физкультуры как учебного предмета, не теряя его двигательного компонента. У нас такие разработки есть. Но они ведь в школе не применяются.

А.П.: Слушайте, а не подходим ли мы здесь к вопросу о том, что существует, допустим, какая-то группа людей, какая-то категория, да, которая продукт создает. И не говорим ли мы о том, что должна существовать некая другая категория людей…

Ведущий: Которая этот продукт продвигает.

А.П.: …которая это продвигает?

А.Т.: Это обязательно. Да.

Ведущий: Другое дело, что этой другой группы людей, этих менеджеров сейчас нет.

А.Т.: У нас нету.

А.П.: А где их взять? Вот чтобы эту проблему решить, где их взять? Их нужно подготовить? Или их нужно где-то найти? Вот как быть?

Ведущий: Ведь не секрет, что простой банальный пример. У нас в Перми несколько лет назад, допустим, в ту же самую футбольную команду «Амкар» пришел тренер Рашид Рахимов. Он пришел с западными наработками из области вот футбольного мастерства и футбольных тренировок. Исключительно западных. На первой пресс-конференции, я прекрасно это помню, он нас, журналистов, буквально шокировал какими-то терминами, какими-то выводами. Фактически он говорил о чем. Он говорил о том, что сейчас футбол – это целая наука, сопряженная с технологиями, еще с чем-то, и так далее, и так далее, и так далее. И если эту науку не знать, то хорошим тренером не быть. Нужно фактически просто перейти на новую ступень. Я так понимаю, что в Пермском Государственном педуниверситете на факультете физкультуры наверняка есть немало научных разработок, которые можно внедрять как в спорте каком-то практическом, да, вот, и внедрять отдельно федерациям и тренерам, так и в школе. А вопрос, кто это будет делать, до сих пор не решен. Потому что производство, простите, практика у нас отдельно, а обучение у нас отдельно.

А.П.: И где должно все-таки щелкнуть, да, чтобы это все заработало? То есть, кто-то, может быть, что-то должен подписать, да? Или кто-то должен сказать – вот будет так. На каком уровне это стопорится?

А.Т.: Ну, вот, вы знаете, тут вот у меня был такой момент. Мы собирали учителей, мы проводили курсы повышения квалификации. Мы все-таки хотели, чтобы физкультура преподавалась именно как учебный предмет. Причем, учебный предмет в системах, развивающих технологии. И собирали учителей, которые работают именно в этих школах. И когда мы с ними провели 72 часа, то есть, мы показали, как можно развивать мышление на уроках физкультуры, да, двигаясь при этом, как формировать понятия не в лекционном режиме, а в двигательном режиме. И, когда они прослушали, то сказали – знаете, Александр Михайлович, все это, конечно, интересно, но мы так работать не будем.

Ведущий: Именно поэтому, когда, собственно, в конце 90-х годов я менял одну школу на другую, там абсолютно личные причины для этого были, но, когда я пришел, допустим, в школу-гимназию № 92 к замечательному преподавателю физкультуры, кстати, Аде Алексеевне, за что ей огромное спасибо, я думаю, что все, кто ее знают, сейчас к моим словам присоединятся, оказалось, что я не умею кувыркаться, я не умею бегать. Я ничего не умею. Почему? Потому что перед этим в школе, не буду ее называть, у нас урок физкультуры проходил так. Пацанов выгоняли на футбольное поле в любое время года. Им давали футбольный мяч и говорили – играйте. Все. Больше ничего.

А.П.: И, наверно, тортики еще покупали вам.

Ведущий: Нет, тортики не покупали.

А.Т.: Дело-то в том что, я к чему это вот, о внедрении. И тогда я пришел к выводу, что через учителей, вот эти технологии…

А.П.: Не внедрить, да.

А.Т.: …они не пройдут. Потому что, опять-таки, для того, чтобы получить нормальную заработную плату, учитель набирает кучу часов. А набирать. Ну, понимаете, ну, 54 часа. Я видел учителя живого, который в неделю ведет.

А.П.: Еще живым оставался после этого.

А.Т.: Ну, это что? Это поток. И, конечно, чисто физически провести 54 часа в неделю невозможно. И, конечно, я его понимаю. Он отдает мяч, и они пинают футбол. А он в это время отдыхает. Может, собирается с силами для следующего урока.

А.П.: Ну, то есть, получается, внедрять-то это все нужно все равно через верх.

А.Т.: Через верх. Только через верх.

А.П.: А это выход, кстати говоря, на целевые программы. И вот здесь получается следующий вопрос. Ваш факультет готов разработать и написать целевую программу развития физической культуры и спорта на территории Пермского края?

Ведущий: Для того, чтобы ее потом официально…

А.П.: Для того, чтобы ее принять и внедрить.

А.Т.: Ну, дело-то в том, что, я так думаю, что квалификация наших педагогов это… возможно.

А.П.: Позволяет.

А.Т.: Позволяет, да. Но к нам с этим никто не обращается.

А.П.: А, может быть, самим обратиться? Может быть, инициативу какую-то проявить?

А.Т.: То есть, девиз такой – встань, скотина, иди, работай.

А.П.: Ну, на самом деле, непонятно здесь, почему те люди, которые отвечают за представление вот этой вот программы и внедрение, собственно говоря, да, обращаются куда угодно, только не к профессионально подготовленным кадрам для этого всего? И в конченом итоге мы имеем результатом абсолютно проваленную программу сейчас.

Ведущий: И мы имеем результатом еще, смотри. Вот у нас есть одно из семи важных дел губернатора, да. Оно напрямую касается спорта. Это строительство вот этих ФОКов. Но я, хоть убей, не понимаю. Строительство этих ФОКов – оно лежит в рамках тенденции, которая заложена определенным программным документом и послужит развитию физкультуры и спорта на территории Прикамья на протяжении нескольких лет? Или это личная инициатива Олега Анатольевича Чиркунова, которая не лежит ни в какой тенденции? Тогда я не понимаю, а где это, собственно, программа?

А.Т.: Не, ну там же было… критерии оценки работы губернатора. И одна из них – это наличие спортивных сооружений. И вот они и строят.

А.П.: Ну, хорошо. Но, тем не менее, вот как раз это важное дело, оно вошло в программу, да. Но дальше-то ведь ничего нет. То есть, там, куда смотрели опять же разработчики, да.

Ведущий: Еще раз. Я могу вот прямо сейчас вспомнить или посмотреть у нас по архиву, время еще есть. Цифры тех средств, которые были затрачены - внимание – на конкурс по разработке проекта нового краеведческого музея. Я могу специально посмотреть. То есть, те самые деньги, которые были полностью реализованы, полностью потрачены, полностью освоены, да. И в результате этот конкурс был признан не состоявшимся. Помним эту историю. Потому как все победившие проекты оказалось, что они, ну, несколько выбились за рамки техзадания. То есть, взяли деньги, хлопнули деньги, все. Там десятки миллионов рублей. Речь идет об этом. Я не знаю, вот в компетенции ли вашей сейчас ответить на вопрос, сколько вам потребуется для разработки такой программы? Но я скромно думаю, что не десятки миллионов рублей. Что несколько меньше у вас бы ушло на это.

А.Т.: Ну, я думаю, меньше. Хотя хотелось бы больше.

Ведущий: И в связи с этим мы возвращаемся снова к вопросу. Когда у нас власти декларируют определенные стремления, да, там, развивать физкультуру, развивать спорт, они с чего должны начать?

А.П.: Все-таки с обращения к профессионалам, я думаю, да?

А.Т.: Ну, я тоже так думаю.

А.П.: К обращению к науке все-таки.

Ведущий: То есть, рано или поздно к вам ведь должны обратиться? К вам, как к специалистам. Ну, в конце концов, развивая прикамский спорт, ну, не в Голландии же нам искать спецов.

А.П.: Ну, конечно. И не один человек должен эту программу на коленке рисовать, правильно? То есть, это какой-то творческий коллектив, научная группа какая-то, да, которая привлекает, вплоть до каких-то специалистов извне, там, вплоть до экономистов, там, еще кого-то, правильно?

А.Т.: Ну, любую программу пишут сейчас коллективы авторов. Один автор и одна программа – я таких уже не встречаю.

Ведущий: А наработки есть уже вот какие-то? Ведь, наверняка, для себя уже что-то придумывали?

А.Т.: Дело-то в том, что у нас есть наработки. Допустим, у меня наработки в своей области, у кого-то в другой области, у кого-то в третьей. Понимаете, для того, чтобы делать такую программу целевую, здесь нужен опять-таки коллектив. Потому что, я могу работать и давать материал вот в одном направлении, кто-то будет в другом.

А.П.: Ну, и, наверно, какой-то координатор должен еще существовать.

А.Т.: Кто-то отбором занимается, у кого-то по отбору материал, у кого-то по тренировкам, у кого-то еще там какие-то. И здесь-то возможен какой-то результат. Общий результат.

А.П.: В связи с этим, Светлана Петровна, к вам вопрос. Насколько факультет, вот руководство, менеджмент факультета, насколько заинтересован в участии специалистов факультета вот в подобных вещах? Потому что это ведь не одна программа должна быть разработана. Там же масса всевозможных технических заданий может быть и в рамках там развития отдельных федераций и всего прочего.

Ведущий: И вопрос не праздный. Потому что, когда подобного рода вещи в других сферах у нас придумывались и разрабатывались, почему мы так часто любим привлекать «варягов»? Потому что, зачастую, наши абсолютно инертны.

А.П.: Да.

С.Б.: Сейчас речь идет о наших кадрах, да?

Ведущий: Конечно.

С.Б.: Ну, у нас, мы уже говорили, коллектив достаточно сильный. Коллектив со своими традициями. Но у нас есть проблемы. Проблемы, во-первых, в том, что очень много на факультете преподавателей, кадров, которые работают уже 30, и 40 даже лет. И, в общем, это люди, которые, в принципе, на пенсии и дорабатывают свой срок.

А.П.: Тут, надо искать перспективных студентов, да еще?

С.Б.: Дальше. У нас есть молодежь. Но она еще, наверное, вот осуществлять такие задачи сложные не готова. А вот именно среднее поколение, которое, наверное, было бы здесь наиболее активным, здесь у нас провал. В 90-е годы произошел. Вот это были те годы, когда в высшем образовании у нас народ, в основном, уходил, не приходил сюда. Потому что очень низкие были зарплаты. Но тут объективные обстоятельства. И вот эти годы, ни как-то провалились. У нас очень мало кандидатов наук, которые вот в это время защитились бы, докторов. Поэтому вот сейчас мы имеем дефицит вот этого возраста в нашей науке, в методике, в преподавании. И вот это усложняет задачу. Хотя она, наверное, решаема. У нас есть молодежь. Молодежь надо подтягивать. И у нас есть, кому работать с молодежью.

А.П.: То есть, все-таки, руководство факультета заинтересовано в этом, да…

С.Б.: Конечно, конечно.

А.П.: …чтобы специалисты все-таки работали именно, как специалисты…

С.Б.: От этого зависит и развитие нашего факультета в дальнейшем.

А.П.: И отрасли в целом.

С.Б.: Отрасли в целом.

Ведущий: И на этом, друзья, я с вами прощаюсь, и говорю всем огромное спасибо. Это была программа «Овертайм». Светлана Петровна, спасибо вам. Алексей Михайлович, спасибо вам. Андрей, на спорт надо смотреть, я знаю.

А.П.: На спорт надо смотреть обязательно, друзья.

Ведущий: Программу представлял бильярд-клуб «Вавилон». «Вавилон» - это все виды бильярда, обслуживание соревнований, предоставление судейской комиссии. Адрес: Ленина, 38д. С 1 по 31 ноября бильярд-клуб «Вавилон» объявляет акцию. С 9 до 12 утра любому игроку скидка 15 процентов. Заказать бильярдный стол вы можете по телефону 212-05-48.


Обсуждение
29488
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.