Верхний баннер
21:25 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 21 февраля 2010

Нужно ли патриотическое воспитание сегодня?

Ведущий: Добрый день. У микрофона Анастасия Сечина. Мы начинаем наш дневной эфир. За звукорежиссерским пультом работает Антон Мелехин. Сегодня наш дневной эфир будет посвящен патриотическому воспитанию. Об этом мы говорим с Иреком Шигабутдиновым, заместитель председателя правления Пермской краевой общественной организации «Союз ветеранов Афганистана». Добрый день.

Ирек Шигабутдинов: Здравствуйте.

Ведущий: И также наш второй гость. Это Андрей Ховрин, заместитель председателя Союза десантников России по военно-патриотическому воспитанию. Андрей, добрый день.

Андрей Ховрин: Здравствуйте.

Ведущий: Вот сразу же первый вопрос. Я просто прочитаю его. Он пришел по ICQ. И спрашивают у меня. «А почему о патриотическом воспитании вы позвали разговаривать людей, которые, так или иначе, связаны вот с какими-то военными вещами?» То есть, зам.председателя по военно-патриотическому воспитанию здесь у нас Союза ветеранов Афганистана. Можете ли вы за меня на этот вопрос ответить? Можете ли вы сказать, что вы готовы говорить не только о военно-патриотическом воспитании, но и в принципе о патриотическом?

И.Ш.: Общественная организация «Союз ветеранов Афганистана», наверное, как никто другой, выполняет задачи по патриотическому воспитанию.

Ведущий: Не только по военно-патриотическому?

И.Ш.: Конечно. Не только по военно. Ведь те же победы наших спортсменов, пока малочисленные на Олимпиаде, это ж тоже патриотическое воспитание. Если люди сходили в кино «Кандагар» посмотреть, это ж тоже патриотическое воспитание. Если они встали на стадионе «Молот», например, под гимн Российской Федерации – это тоже патриотическое воспитание. И это не значит, что это должны проповедовать только мужчины, например. Ведь, если женщина выиграла в Олимпийских играх, это тоже патриотическое воспитание.

Ведущий: Да. Но тут вопрос звучит – а вы, какое отношение имеете к патриотическому воспитанию, в смысле, не только военно-патриотическому, а патриотическому в целом?

И.Ш.: Ветераны Афганистана в свое время 10 лет отслужили в боевых условиях. С честью вернулись. И просто само то, что они существуют, вот, например, особенно это касается маленьких деревень, поселков. Ребята-школьники, наблюдая за ветераном, они делают вывод, насколько этот человек в свое время отслужил и сейчас достойно несет, так сказать, титул этого человека, патриота, и берет с него пример. Я думаю, Андрей со мной согласен.

Ведущий: Андрей, что скажете?

А.Х.: Я хочу сказать, что вот патриотизм в моем понятии и военный патриотизм, оно, так или иначе, все равно связано друг с другом.

Ведущий: Насколько плотно связано?

А.Х.: Плотно. Смотрим с вами фильмы «1612 год», «1812 год» из истории России. Или же вот современные фильмы, то мы видим, что все наши ребята должны быть обучены и военному делу. И патриотическое - это любовь к Родине, она как раз заключается в том, что мы должны знать историю своей страны, своей Отчизны. Вот это вместе мы даем детям возможность воспитания, военно-патриотического воспитания молодежи.

Ведущий: То есть, у вас воспитание патриотизма неразрывно связано с военно-патриотическим воспитанием? Без слова «военный» этого не может существовать?

И.Ш.: Дело в том, что, наверно, все-таки образ героя военного наиболее близок к понятию патриот. Например, вот часто бываю в школах. Можно подумать, что дети думают, что, вообще, Брюс Уиллис весь мир победил. Он защищает мир. А на самом деле, когда спрашиваешь ребят, например, кто такой Алексей Маресьев? Вы знаете, что дети сейчас в школе совершенно не знают, кто это такой. А ведь это герой Великой Отечественной войны, который был сбит. Он с помощью парашюта приземлился на землю. Сломал себе ноги и полз, обморозив ноги, несколько суток.

Ведущий: Ну, я думаю, наши слушатели знают, кто такой Маресьев.

И.Ш.: И, наверно, этот подвиг наиболее ярок, нежели что-то другое.

Ведущий: Ну, вот смотрите. Процитирую статью из «Русского вестника». «О патриотическом воспитании» она называется. «История нашего государства – история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма в петровские времена становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях Румянцева, Суворова, Кутузова, Нахимова и так далее». Но далее в другой статье говорится о патриотическом воспитании сегодня. И здесь уже говорится о том, что сегодня «патриотизм оказывается вплетен в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и забыты и отброшены массовым сознанием военные, «парадные», фасадные формы патриотизма». Насколько вот вы согласны с этим?

И.Ш.: Я согласен, что «парадные» и фасадные формы патриотизма, они совершенно ни к чему не приведут.

Ведущий: А то, что патриотизм стал более личным, то, что он воспринимается, как категория какая-то интимная, а не публичная.

И.Ш.: Ну, я согласен с этим. Ведь патриотизм не обязательно, там, еще раз повторяю, военное воспитание. Ведь тот же уроженец какого-нибудь городка маленького, например, Губаха, да, мы назовем так, я оттуда родом, вот, всегда, если, например, будет проходить турнир, например, по баскетболу, да, в городе Перми, естественно, человек , уроженец этого города, будет болеть за этих ребят. Не потому, что кто-то служил там, в армии, ну, его знакомые, еще что-то, нет. Просто это родина его малая. И, естественно, перед ним, перед его глазами будет понятие патриотизма – это воспоминание о той своей малой родине, которую он очень любит. Это, действительно, так.

А.Х.: Вот хотел бы еще добавить. Сегодня в России направлена серьезная работа с молодежью. Все знают, что разрабатываются и внедряются новые программы в образование, в культуре, в спорте. Отводятся важные направления и по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовки к службе в рядах армии российской и флота. В министерстве образования, я знаю, что ставится вопрос о введении в учебных наведениях такой забытой дисциплины, как начальное военная подготовка. Ставится вопрос на уровне Государственной думы. В Советском Союзе это же было. И все с удовольствием ходили на начальную военную подготовку.

Ведущий: С удовольствием ли? И все ли?

А.Х.: Ну, мы помним это с Иреком. И ряд регионов России уже начинают, причем, факультативные занятия по этим дисциплинам, применяя современные технологии. И интерактивное проекционное оборудование, обучающие различные программы. И с 2008-х годов в учебных заведениях начали внедрять все эти технологии. И дети наши проявляют интерес, приходят уже вот в эти вновь открытые секции, факультативные занятия. Военно-патриотические клубы при школах открываются. Они с удовольствием лучше придут к нам заниматься тем же стрелковым делом, уроки выживания. Девочки ходят к нам на различные уроки культуры. Вот это работа. Причем, она не военная. А военно-прикладная культурная работа.

И.Ш.: А насчет начальной военной подготовки я хочу сказать. Дело в том, что я 8 лет преподавал этот предмет в городе Губаха. 80-е-начало 90-х годов. Я хочу сказать, что ребята ходили с удовольствием на этот урок, и, в том числе, девочки. Но это все всегда зависит от педагога. Я не знаю, не буду себя хвалить, но неплохо получалось. И я знаю таких педагогов и сейчас. Например, есть такой Леонид Тихонов в городе Чайковском. Военно-спортивный клуб «Десантник». Вы знаете, к нему ходят куча ребят и девчат. И занимаются и парашютной подготовкой, и стрелковой подготовкой. Им это очень нравится. Буквально на днях проходил слет юных патриотов в Усть-Качке. Представляете, туда люди съехались, если мы говорим о размерах, с запада – с Белоруссии, на юге из Чечни. Это школьники. И Андрей там работал несколько дней. Он там продвигал свое стрелковое оборудование. И вот он меня туда притащил с ночевкой. Я хочу вам сказать. 500 с лишним человек, молодых солдат, имеется в виду, ребят-школьников. Когда меня туда завезли, я думал, что-то случилось. Очень громко играла музыка. Ди-джеи работали на сцене. Это было часов 10 вечера. И 500 ребят танцевали. И они ко мне подходили, мы разговаривали, меня представили там. И я видел их счастливые глаза оттого, что они съехались сюда со всей страны, и они занимаются любимым делом.

Ведущий: Ну, конечно, у них есть возможность пообщаться, в том числе, со сверстниками. Но я на самом деле просто не могу понять, почему все-таки преимущество… Вы уже попробовали сказать, что образ героя военного, он наиболее полно отвечает вот некому образу патриота. Но я не могу понять, почему все-таки преимущественно у нас именно с военной подготовкой, с военными действиями, войной связывается понятие патриотизма? Возможно, вы знаете вот о таком парадоксе, который критики патриотизма отмечают. Они говорят, я опять же процитирую. «Если патриотизм добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны. Но именно за добродетель они убивают друг друга». Вот как вы прокомментируете эту ситуацию?

И.Ш.: Понятно, что военный патриотизм связан с военными действиями. То есть, искусство воевать, ну, грубо говоря, убивать друг друга. Совершенно верно вы сказали. Здесь я объяснить ничего не могу. Каждый защищает свою страну. И каждый делает, в общем-то, нехорошее откровенно дело. Но, вы знаете… Как вам объяснить? Вот даже во время войны бывали перемирия.

Ведущий: Объясните мне, как женщине.

И.Ш.: Как женщине? Ух. Вот сейчас мои знакомые слушают и думают, как объяснить, как женщине?

А.Х.: Вот наша Россия, я думаю, что Иреку буду помогать, ведь смотрите. Из истории. Мы никогда ни на кого не нападали. Мы всегда, в принципе, защищались, да. Но достойно защищались.

Ведущий: Ну, можно вспомнить походы завоевательные.

И.Ш.: Но если бы мы не были патриотами своей Родины, то я думаю, что многие бы мы войны просто бы проиграли. Патриотизм, он заключается именно в том, что не просто мы должны знать историю прошлого или настоящего, и рассказывать это. Это однозначно. Вот это и есть патриотизм. Я думаю, что немногие у нас в крае знают историю даже города Перми, уж не говоря о Пермской области, о Пермском крае. Да, это часть патриотизма. Но почему именно военно-патриотическая? Потому что, во-первых, никто не отменял законов о службе в армии. Мы обязаны, как старшее поколение, передавать опыт свой, обучать молодежь. Вот это все равно взаимосвязано. Патриотизм о истории нашей, прошлой истории, Настоящей истории.

Ведущий: Патриотизм, как знание истории, патриотизм, как готовность жертвовать своими интересами ради интересов своей страны.

А.Х.: А если я буду знать своих героев, да, в лицо, и знать историю страны, и будет у меня, как у молодого человека гордость, чувство патриотизма выработано, то тогда я, естественно, что пойду в бой с гордостью за свою страну. Но надо же ее уметь защищать.

И.Ш.: И вы только что говорили, что каждая страна воюющая имеет свою степень патриотизма. Но ведь какая-то же из сторон первая начинает эту войну. Если мы вспоминаем Великую Отечественную войну…

Ведущий: Ну, солдат, он действует по приказу.

И.Ш.: Ну, надо сказать, что действует по приказу. Но, когда ты идешь с чувством того, что ты защищаешь, и защищаешь честь своей родины, а не совершаешь агрессию, это несколько другие моменты. Я не думаю, что тех, кого направляют именно завоевывать, есть большое чувство патриотизма.

Ведущий: Как вы считаете, вот какой бы вы процент назвали вот сейчас население страны, представим в процентном соотношении, как вы считаете, какой процент является патриотами, по вашему определению?

И.Ш.: Я думаю, 50 на 50.

Ведущий: А Андрей?

А.Х.: Я соглашусь с Иреком.

Ведущий: 50 на 50.

И.Ш.: Да. Потому что прошли у нас с вами сложные 90-е годы. Выросло совершенно новое поколение, которое в своей речи употребляет очень много английских каких-то слов. И, наоборот.

Ведущий: А те, кто предпочитает такие слова, каким-то ???????? (неразборчиво)…

И.Ш.: Дело не в том. Даже язык-то изменился за это время. Половина населения так говорит.

Ведущий: Конечно.

И.Ш.: И есть поколение, которое выросло в Советском Союзе.

Ведущий: Ну, вот, как вы считаете, есть ли такое явление, как нехватка патриотизма, недостаток патриотизма сейчас у нас?

И.Ш.: Я думаю, что такого… Это для каждого человека свое, понимаете. И думаю, что такого явления нет. Человек либо патриот, либо не патриот. Мы уже говорили – 50 на 50. то есть, естественно, есть недостаток. А у кого-то есть и избыток его.

Ведущий: Ну, в частности, я вот приведу некоторые высказывания участников дискуссии, посвященной патриотизму. Одна из многочисленных дискуссий, прошедших в нашей столице. Люди, которые говорили о том, что есть недостаток патриотизма, они заявляют примерно следующее. Воспринимают позицию действия государства по отношению к себе, как несправедливое, и поэтому считают себя свободными от обязательства испытывать любовь к этому государству. За что мне его любить, если со мной так? Вот эта проблема ведь сейчас существует.

И.Ш.: Во-первых, понятие государства и Родины – это совершенно разные вещи. И мы с вами уже на своем веку видели, как изменилось у нас государство. Было одно, стало другое. И политика-то этого государства менялась уже неоднократно. Поэтому человек, рожденный в России, не обязательно должен быть… может быть патриотом своей Родины, но не патриотом своего государства. Ведь государство иногда тоже не сильно-то выручает наших людей. Например, в 90-х годах… Вот фильм прошел «Кандагар». Летчики, семь человек из Татарстанской авиакомпании попали в плен. И вот мы сегодня наблюдаем фильм, в общем-то, вполне правдивый. Конечно, с какими-то художественными излишествами. Но, на самом-то деле, государство-то ведь ничего не сделало для того, чтобы они улетели оттуда. Это просто была их затея, их хитрость. И они ее выполнили, угнали этот самолет. И вернулись на Родину. Ведь не государство же их вытащило. То есть, они патриоты чего? Государства или Родины? Наверно, Родины больше.

Ведущий: Да. Но смотрите, государство нам навязывает определенные обязанности. Та же служба в армии. И мы считаем службу в армии составляющей патриотизма. То есть, если ты патриот, ты должен пойти в армию. Правильно я понимаю вашу позицию?

И.Ш.: Совершенно верно.

Ведущий: Но это обязанность, навязанная мне государством. И она не обеспечивает нашим молодым людям нормальные условия служения. Так почему я должен выполнять эту обязанность, если Родина моя, государство мое свои обязанности по отношению ко мне не выполняет?

И.Ш.: Ну, государство, во-первых, много, что нам предлагает делать. И по поводу армии. Вот я очень часто бываю в школе, и мне этот вопрос задают. И я всегда отвечаю так. Рано или поздно мужчине наступит 18 лет. Настанет 18 лет. И к этому моменту человек должен определиться, что он и кто он. Либо он идет учиться, либо он занимается большим спортом. И в таком случае, мое личное мнение, если человек занимается спортом, он, естественно, не должен служить, а чувство патриотизма свое выражать в этих результатах очень высоких. Как была история в ЦСКА. Баскетболист Воронцевич, такой известный баскетболист молодой. Его вдруг решили забрать в армию. Хотя он здесь больше пользы принесет. Если человек учится, мы считаем, что он тоже должен доучиться до конца.

Ведущий: А если человек отучился, после этого он высококлассный специалист, он может на своем рабочем месте…

И.Ш.: Ну, здесь я свою точку зрения выскажу. Я согласен с вами. Я считаю, что он не должен служить в армию надо идти в18, максимум, 19 лет. Только тогда ты будешь очень… такой момент обучаемости очень хороший. Научиться подчиняться, по-хорошему подчиняться, тоже нужно уметь в жизни. И, если наступает такой момент, если ты ничего, извини, не делаешь, не пошел учиться, не занимаешься спортом, ну, в конце концов, здоровье тебе позволяет, есть еще ребята больные, то, естественно, надо, наверное, все-таки отслужить. Потому что опыт показывает, что те, кто ни тем, ни тем, ни третьим не занимались, в общем-то, ничего так в жизни и не стали делать. И они являются просто бездельниками.

А.Х.: Вы знаете, вот на тот предыдущий вопрос, сколько, вот я подумал, значит, процентов 50 на 50. Мне, наверно, последние годы очень везет. Потому что я занимаюсь в большей степени с молодежью. Причем, с молодежью всей России. Вот только что Ирек рассказал. А я был преподавателем три дня в лицее милиции. 530 детей приехало. И вот как раз у меня не было вот в течение всех этих дней такого ощущения, что у нас нет патриотов. Я смотрел в глаза и ребят из Грозного. Они грозно на нас немножко смотрели, потому что в суровых условиях дети воспитаны. Это приехали ребята, которые выиграли, причем, в одном из положений из Севастополя. Там, Украина, Беларусь, и, понимаете, Туркменистан.

Ведущий: Но никто не говорит, что их нет. Говорится о недостатке.

А.Х.: Я почему говорю, что у меня-то ощущение такое, что, раз я работаю именно с этой молодежью, то, может быть, даже не 50, а больше патриотов родины России, СНГ. Вот в каждой свое республике свои патриоты есть. И у нас, и у меня, в том числе, родилась гордость на сегодняшний день, посетив такие мероприятия в 2009-10-м году, что есть гордость за наших детей, что есть подрастающее поколение, которое встанет на защиту Родины, не дай бог, что случись с нами. И поэтому я бы хотел сказать, что у нас сегодня не только Минобразование. У нас есть депутаты, которые поддерживают, ряд депутатов и городской думы, и Законодательного собрания, которые принимают активное участие в целевых программах по развитию образования, помогают технологические новинки внедрять в учебные заведения.

Ведущий: Андрей, целевые программы – это все такие общие слова. Вот, если мы хотим говорить о конкретике, то давайте не будем упоминать эти слова «целевая программа». Я знаю, что скрывается очень часто за этими словами.

А.Х.: Хорошо. Конкретно, можно я скажу? Тогда перейду на личность определенную. Все прекрасно знают. В крае у нас Кульпин Игорь Владимирович. Он является и депутатом пермской городской думы, и является председателем краевой общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана». Лично он принял участие и выделил деньги на покупку оборудования в 118-ю школу, в 47-ю школу, в 48-ю. и на этом оборудовании сегодня дети работают и играют с удовольствием.

Ведущий: Частный вклад конкретного человека не означает государственной позиции. Вот вы мне скажите, нужно или не нужно сегодня уделять больше внимания патриотическому воспитанию?

И.Ш.: Здесь ответ однозначен. Конечно, нужно.

Ведущий: То есть, его все-таки недостаточно. Ну, и сейчас этот вопрос к нашим слушателям. Я хочу, чтобы у нас пошло голосование по этому поводу. Как вы считаете, нужно или не нужно сегодня больше внимания уделять патриотическому воспитанию молодежи? 261-88-67 – это телефон для тех, кто считает, что нужно уделять больше внимания. 261-64-00 – нет, не нужно. Голосование идет. У меня, кстати, есть результат опроса ВЦИОМ на эту тему. Но я его озвучивать пока не будут, потому что подожду результатов нашего небольшого, конечно же, голосования. У нас возможности далеко не такие, как у ВЦИОМа, и, конечно же, даже не такие, как у наших федеральных коллег. Просто пропускная способность голосовалки невелика.

Ведущий: Мы продолжаем. Вот теперь все-таки обозначьте, в чем оно заключается патриотическое воспитание? Без разных слов про целевые программы только. В чем оно должно заключаться?

И.Ш.: Оно заключается, знаете, в чем? Вот, вообще, патриотическому воспитанию не может научить какой-то конкретный учитель. Я в прошлом г оду был в Барде. Было совещание учителей. И вот там муссировалось о том, что нужно выделить кого-то из коллектива, должен специальный человек, ответственный за патриотическое воспитание. Так вот я хочу вам сказать. Ведь неизвестно, кого назначит директор. И, может быть, смотря на этого, учителя ведь тоже, как и все, мы совершенно разные люди, и, может быть, на этого человека с этой должностью смотря, люди вообще не станут никакими патриотами. Есть ведь и такие люди. Или, например, в городе Губаха в школе № 20 есть такой учитель Анатолий Яковлевич Ачимов. Он всю жизнь в спорте, всю жизнь работает в этой школе. И вы знаете, у него по рейтингам самый высокий рейтинг в школе. Он очень спокойный, как дедушка, он такой ходит, и всех любит. И к нему каждый день выпускника в феврале приходит больше всего народа к нему. И благодаря ему, они являются патриотами своей школы, своего города. Так таких людей очень много.

Ведущий: Ну, так патриотическое воспитание – это, вообще, государственная задача?

И.Ш.: Это, во-первых, задача родителей.

Ведущий: То есть, это все-таки больше частная задача?

И.Ш.: Да, это задача родителей. Я хочу сказать по своей семье. Мои дети, я считаю, патриоты. Потому что они видят вот мое общение. Как-то был у меня день рождения с большой, очень большой компанией. И находился там мой сын со своими друзьями-баскетболистами. И ему предоставили слово - скажи-ка что-нибудь отцу. И он сказал такую вещь – я очень завидую тебе, папа, потому что у тебя такие друзья. Потому что вокруг были, ну, и афганцы, не только… у меня друзья ведь не только афганцы. Есть много различных людей, совершенно разных людей.

Ведущий: Чтобы патриотическое воспитание шло из семьи, нужно, чтобы в семье присутствовало ощущение патриотизма. А туда-то его каким образом поместить?

И.Ш.: Ну, а это уже никак ничем не вылечить. Диагноз окончательный. Если человек не понимает в этом, и не хочет воспринимать свою страну, как Родину, это же бесполезно уже. Как мы только что говорили. В школе не назначишь человека, который отвечает за патриотическое…

Ведущий: То есть, и с этим ничего не сделать? Вот вы говорите – нужно уделять больше внимания патриотическому воспитанию. А как его тогда уделять-то? То есть, если это должно идти из семьи, то тогда получается, что нужно работать с семьей, следуя вашей логике. Нет, я неправа?

И.Ш.: В частности, и с семьей.

Ведущий: А как?

И.Ш.: Так это очень много различных аспектов. Не знаю, как научить папу или маму. Вот е знаю, честно говорю. Знаю, как самому научить своего сына, свою дочь, прекрасно знаю. Как чужих, не знаю.

А.Х.: Я считаю, что, добавив к словам Ирека, я думаю, что здесь не только должна принимать участие семья в патриотическом воспитании детей. Но и наше образование, школы. Дети пришли в первый класс, потом они там уже 11-й класс заканчивают. Это же тоже. Это в большей степени они проводят времени, ну, 50 процентов времени в школах, в учебных заведениях. И от нас, от преподавателей зависит очень многое в воспитании. Вспомните советские времена, когда мы говорили – «честное пионерское», «держусь за красное». Когда мы были пионерами, у нас был фанатизм, патриотизм какой-то свой. Понимаете.

Ведущий: Я не была.

А.Х.: И патриотизм заключается, возможно, в том, что, когда мы смотрим сейчас с вами Олимпиаду, и видим наш флаг. Вот, гордость, как мы болеем все, вот, сейчас прибежит наш… А какая гордость появляется у всех, когда вдруг поднимается флаг и гимн России, хоть его и многие не знают, как петь. Но мы же гордимся, что это наши. Вот это патриотизм. Это тоже одно из составляющих. А военный патриотизм, или еще какой-либо. То есть, здесь просто я хочу сказать, что нужна общая концепция здорового образа жизни вестись. Это и здоровье, и какая-то военная тематика. В образовании, возможно, необходимо менять что-то. И духовное воспитание. Вот это все вместе и есть патриотизм.

И.Ш.: Вот скажу о семье. Вот, например, есть сейчас семьи… например, 23 февраля, праздник, да, наступает завтра. В семье решается вопрос – пойдемте все вместе поздравим дедушку. Он участник войны. Поздравили. Папа. Папа у нас служил в армии, десантник. Поздравим с Днем десантника. Тебя, сынок, поздравим тоже. Но ты не пойдешь в армию. Там нечего делать. В двух случаях мы проявили чувство патриотизма. Наши отец и дедушка защищали Родину. А ты не будешь защищать Родину. И это сейчас присутствует кругом абсолютно.

Ведущий: Ну, почему «не будешь»? Почему «не будешь»? Будешь на другом рубеже. А что, вот работать первоклассным врачом, это ведь тоже свой вклад.

И.Ш.: Мы об этом говорили. Если он пойдет учиться и станет им, это, действительно, здорово.

Ведущий: Если Родина позовет, то, конечно, если мы, не дай бог, окажемся в такой ситуации, я думаю, что многие пойдут защищать ее. Но армия тут ни причем.

И.Ш.: Дело в том, что армия - это, наверно, единственное, серьезное мужское испытание в жизни. Некоторые думают – вот женился, вот это испытание. Неправда. Армия – это настоящее испытание. Мы с вами любим смотреть различные экшн фильмы, и прочее, прочее. И видим там, как тот же «Крепкий орешек», пойдем на них там, да. Или там «Кандагар», «9-я рота». Ведь, когда был фильм «9-я рота», в тот год, если вы помните, были «Ночной» и «Дневной дозор», и «9-я рота». Больше всех собрала «9-я» рота, по-моему, тогда денежек. Но вот самое интересное, что, если сейчас предложить кому-то смотреть «Ночной» и «Дневной дозор», вряд ли, кто будет его смотреть. А «9-ю роту» будут смотреть вечно. Это фильм на века.

Ведущий: Я останавливаю голосование. Вы знаете, у нас результаты нашего небольшого экспресс-опроса, они расходятся с теми результатами, которые были у ВЦИОМа. В результате опроса ВЦИОМа большинство респондентов – 89 процентов – заявили, что нужно уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи. 5 процентов заявили, что не нужно. 6 процентов затруднились ответить. В нашем случае 27,6 сказали, что нужно и 72,4 процента сказали - нет, не нужно. То есть, примерно, 30 на 70. Так округлим.

И.Ш.: Очень жаль.

Ведущий: И вот сейчас, давайте мы послушаем тех людей, которые принимали участие в этом голосовании. Интересна позиция и та, и другая. И те, кто сказал, что нужно уделять больше внимания, и те, кто сказали, что не нужно уделять. Расшифруйте, пожалуйста, вашу позицию. Вот вы ее дали краткую – голосование. А теперь расшифруйте ее, позвонив. По этому телефону – 261-88-67. Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Леонид. Можно мне поговорить с вашими десантниками?

Ведущий: Ну, я просто надеюсь, что это будет разговор по теме эфира.

Слушатель: Совершенно верно. Только. Пожалуйста, выслушайте меня. Патриотизм у нас будет только тогда, когда будет наша власть. О каком патриотизме вы говорите? Для быдла? В нашей стране процветает коррупция, жиреют олигархи, власти обобрали народ. Патриотов шельмуют, как экстремистов. ОМОН разгоняет ветеранов на улицах Москвы. Пусть власть покажет пример патриотизма. Вопросы ко мне. О каком патриотизме можно говорить, когда политический строй в России гниет?

Ведущий: Спасибо, Леонид.

И.Ш.: Я хочу ответить. Я рассуждаю на тему, как обычный солдат советский. Вот и все. И не собираюсь абсолютно говорить на тему власти и прочих этих вариантов всех. Как солдат. Я как оценивал я патриотизм, когда служил, честно воевал, так и оцениваю. И я считаю, что это делать нужно. И не надо ссылаться на решение властей, разгон ОМОНовцев, и прочее, прочее. Те же ОМОНовцы наши пермские в количестве 46 человек в свое время погибли в Чечне.

Ведущий: Смотрите, тут еще пишут по ICQ. «Патриотизм - это взаимная любовь власти и народа. Если власть ненавидит народ, патриотизма в стране не будет». Я ведь зачитывала сегодня тоже такие точки зрения. Я сейчас думаю, предполагаю, что это такая распространенная позиция.

И.Ш.: Я не знаю, любит ли наша власть народ. Не знаю, совершенно. Я могу о некоторых факторах сказать в отношении власти нашей. Вот у нас медаль такая была выпущена в прошлом году. «20 лет вывода войск из Афганистана». Я хочу сказать, в области, в основном покупали, извиняюсь, конечно, но медали закупались. Потому что их изготавливает завод. Там, в Губахе, например, «Метафракс» оплатил. Где-то - городское начальство, где-то - районное. В целом, в область, к сожалению, ничего не было закуплено, кроме города Перми адресно. Это, извиняюсь, конечно, наш мэр Игорь Николаевич Шубин поступил совершенно правильно. И обеспечил всех афганцев города Перми этими медалями. Вот, пожалуйста, отношение власти.

Ведущий: Ну, это частная ситуация. Мы же видим много других примеров отношения власти, в том числе, к нашим пенсионерам. Я не буду сейчас вспоминать бесчисленное их множество.

И.Ш.: Мне, вообще, кажется, что у нас, особенно, верхняя власть, она живет на Марсе где-то.

Ведущий: Ну, вы мне скажите, то есть, вы считаете, что патриотизм возможен, независимо от того, как к своему народу относится его правители? Вы считаете, что он реально возможен?

А.Х.: Мы можем обучать и молодежь все-таки доступными методами, ненавязчивыми методами приучать их к патриотизму.

И.Ш.: Нет, здесь, Андрей, говорится об отношениях власти и народа.

А.Х.: А к власти, я хочу сказать, что товарищ, который даже вот критиковал, да, мы все критикуем что-то. Каждые четыре года, когда идут выборы, мы критикуем. Но, хочу сказать, что буквально в ноябре месяце я был в Москве. Был Союз десантников со всей России. Из 40 городов России приезжали ребята. Да, это, как раз, те самые ветераны, которые десантники. Но они работают все с молодежью. И патриотизм на сегодняшний день четко присутствует. Я вижу это, как мы сейчас, познакомившись с 40 городами, мы перезваниваемся в течение месяца с каждым регионом. Это и Казань, и Башкирия, и любые города. Понимаете. Идет работа. И дети к нам с удовольствием идут. Значит, на вша вопрос. Мы не будем зависеть только от того, что, принимает какие решения, там, Госдума, и все. Патриотизм от нас идет. От тех, кто… от старших товарищей.

Ведущий: То есть, возможно, вы укладываетесь в формулу одной песни нашего рок-исполнителя – «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Добрый день.

Слушатель: Здравствуйте. Добрый день. Бессонов Алексей Борисович. Вы знаете, проблема в системе двойных стандартов. Вот в Израиле все обязаны служить в армии, даже девочки. У нас политики и их дети не служат. Вот как в психушке лежал, чтобы откатить от армии.

Ведущий: Спасибо. Проблема в двойных стандартах. Что вы скажете по этому поводу?

И.Ш.: Ну, двойные стандарты существуют. Я не могу сказать, что у всех начальников высших детине служат. Есть примеры, как раз, наоборот. Вот, единственное, я хочу о каких стандартах сказать. Неправильный набор в армию. То есть, состояние здоровья, и прочее, прочее. То есть, я не знаю, каким образом некоторые могут ухитряться призывники по несколько лет сидеть дома, и к ним не придет повестка совершенно. И как больной парень со второй группой инвалидности доказывает. Я сейчас рассказываю о своем сыне. Это была просто история страшнейшая, когда парня смотрели профессора Казани, один из самых ??????? (неразборчиво) профессоров, неврологи сейчас меня поймут. Есть такой Иваничев в городе Казани. Он пишет учебники по мануальной терапии. И профессор Шутов в городе Перми, самый авторитетный профессор, который выдает диагнозы…

Ведущий: То есть, есть перекос?

И.Ш.: …очень серьезные, да. И когда врач в военкомате молодой говорит – нет такого профессора Шутова, нет такого профессора Иваничева. Ну, и что, что вы мне бумажку принесли с его диагнозом. Может быть, вы ему денег дали? Я говорю - знаете, такие люди, как Шутов и Иваничев денег не берут. Это светила науки нашей. Вот это есть перекосы двойных стандартов. Непонятно, кого забирают.

Ведущий: Понятно. Но вот вы ведь не отрицаете, вообще, наличие, в том числе, в нашей системе современной армии большого количества проблем. Но, видимо, ваша позиция в том, что Родину надо любить со всеми ее проблемами.

И.Ш.: Совершенно верно.

Ведущий: Добрый день.

Слушатель: Добрый день. Александр Сергеевич меня зовут. Я хотел бы обратиться к вашим собеседникам вот, с каким вопросом. Есть такое понятие «мотивационный тип». И патриотически он, мотивационный тип, он абсолютно не чувствителен к материальной составляющей. То есть, деньги не являются для него стимулом. Как можно развивать патриотизм в обществе, где очень четко сформулировано – деньги самое главное? Денежный успех – самый главный. И патриотизм за деньги. Даже на Олимпиаде, посмотрите, за первое, второе и третье место. Там не за Родину бьются.

Ведущий: Спасибо.

И.Ш.: Здесь я совершенно согласен в какой-то мере. Потому что, вы заметили, у нас сейчас победы спортивные стали очень редки. И, в основном, все добивалось в прошлые годы с помощью тех спортсменов, советские спортсмены, которые воспитывались в спортивных школах. Была определенная система. И они, в общем-то, были воспитаны, как патриоты своей Родины. Первое место для них не обладание 100 тысячами долларов.

Ведущий: Но вот вопрос. Как развивать патриотизм в стране, где культ наличности?

И.Ш.: Ну, я не знаю, почему в Америке культ наличности. Однако, они даже, когда «человек-паук», извиняюсь, пробегает по крыше в фильме, он пробегает почему-то мимо развернутого американского флага.

Ведущий: Ну, вот на этот вопрос, может быть, стоит поискать ответ.

А.Х.: Вот как мы тогда с вами зададим вопрос этим ребятам, которые, вот мы рассказывали, 530 человек приехали из других регионов. Они при мне жили в палатках при 30-градусном морозе. И кушали на ветру, понимаете. Их никто не заставлял туда приходить. У них патриотизм уже развит. Мы не можем внедрить всю систему для всех. Нет такого стандарта, как вы говорите, что в Израиле там все обязаны. Даже, если часть детей будет патриотически воспитана правильно, то я считаю, что мы выполнили свою миссию, те, кто должен этим заниматься.

Ведущий: Ну, вот вопрос с сайта. Его необходимо задать, поскольку он был задан заранее. «Как вы считаете, - спрашивает человек, представившийся журналистом, - насколько оправдана критика военно-патриотических клубов, как современная официально разрешенная форма воспитания нацистов и националистов? Примеров, когда именно из стен подобных заведений выходили преступные организации и группировки, множество».

И.Ш.: В Перми и Пермском крае таких примеров нет. Вы знаете, у нас на эту тему можно рассуждать сколько угодно. Мы сейчас смотрим фильм с вами, «Школа» идет в прайм-тайм, как говорится. Вы, извините, конечно, я сам в школе работал, у меня жена работает в школе. Мои дети, один школу закончил, другая дочка у меня учится. И вы знаете, я в большинстве случаев слышу, что это полная чушь все то, что там показывают. Вот и все. Если бы все были такие школы, как показывают, то, конечно, у нас просто целыми рядами бы фашисты выходили, наверно, из школы. Но на самом деле, у нас больше хороших детей. И мы это видим прекрасно.

Ведущий: То есть, вы считаете, что критика не…

И.Ш.: Нет.

Ведущий: Случаи есть, но нельзя это сказать…

И.Ш.: Это как исключение. Потому что, господи, вот недавно показывали, там, в каком-то институте кто-то преподавал. Оказывается, он был человек нетрадиционной ориентации, и детей воспитывал по-своему. Но это же один из миллиона человек.

Ведущий: Мы уже заканчиваем этот наш эфир. И все-таки завтра праздник – 23 февраля. Скажите, Ирек, вы как считаете, и Андрей, это сейчас уже праздник всех мужчин? Или это все-таки праздник защитника Отечества?

А.Х.: Ну, я думаю, что все-таки мы, встаем, когда утром, и папа поздравляет своего папу, и наши дети поздравляют, и мы маленьких детишек, поэтому это праздник всех мужчин. Ну, в первую очередь, всегда те, кто служил. С Днем Защитника всех мужчин России!

И.Ш.: Защитник Отечества не только тот, кто служил. Но мы уже говорили. Например, спортсмен, который не служил. Все мужчины, которые совершают мужские поступки, которые честно, добросовестно воспитывают своих детей. Хотелось бы от имени ветеранов Афганистана поздравить всех с праздником завтрашним – Днем Защитника Отечества. Хочу сказать также большие слова благодарности ветеранам Великой Отечественной войны. В этом году у нас 65 лет Победы в Великой Отечественной войне. И мы все свои мероприятия, которые будем в этом году проводить, это волейбольные турниры различные, мероприятии памятные, баскетбольные, футбольные, мы хотим посвятить этой дате. Ветераны, мы вас очень любим. Мы преклоняемся перед вашим подвигом. И мы росли на таких примерах, как Алексей Маресьев, а никак не на примерах Брюса Уиллиса, например. Спасибо вам большое. Всех вам благ. И мы дарим редакции «Эха Москвы», «Эхо Перми» наш календарь и вымпел. У нас там такие лица все веселые, хорошие. Где-то грустные, где-то веселые. Всем счастья, добра и здоровья.

Ведущий: Спасибо вам большое. На этом эфир заканчиваем.


Обсуждение
56156
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.