Верхний баннер
05:26 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 03 марта 2010

Почему дети-сироты вынуждены добиваться жилья через суды? Эфир 4-го марта.

Ведущий: Евгения Романова у микрофона. Звукорежиссер Сергей Слободин. Начинаем наш прямой эфир на «Эхе». Сегодня тема программы – проблема получения жилья у детей-сирот, жилищный вопрос детей-сирот. В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях. По крайней мере, так вот диктует закон. Увы, на деле это не всегда так. О причинах мы разговариваем сегодня с Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае Павлом Миковым. Здравствуйте, Павел Владимирович.

Павел Миков: Добрый день, Евгения.

Ведущий: Вы у нас частый гость. И это очень приятно. Руководителем социально-правового проекта «Дети сироты: жилищный вопрос» Сергеем Скамьяновым. Здравствуйте, Сергей.

Сергей Скамьянов: Здравствуйте.

Ведущий: И у нас есть воспитанница детского дома из Кудымкара Яна Базуева, которая давно уже закончила детский дом. Здравствуйте, Яна.

Яна Базуева: Добрый день.

Ведущий: Яна у нас будет как героиня сегодня, рассказывать о том, как она добивалась своей квартиры. Сейчас у нее есть уже свое жилье. И, в общем, это нелегкий путь. Вашу историю чуть позже мы огласим. А пока, Павел, расскажите, насколько сейчас это актуальный вопрос, вот жилищный вопрос? Как он решается? И какие нарушения, прежде всего, фиксируются? П.В.: Проблема, которую мы сегодня с вами обсуждаем, действительно, чрезвычайно остра. Вот наряду со всеми остальными дополнительными гарантиями, которые у нас есть у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, гарантия по внеочередному обеспечению жилым помещение, ее исполнение стоит наиболее остро. По заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации во всех субъектах России были проведены соответствующие проверки по обеспечению жильем детей-сирот, а также лиц из их числа. И Генеральная прокуратура Российской Федерации ситуацию с предоставлением жилья вне очереди детям-сиротам в Пермском крае оценила, как критическую. Я эту оценку поддерживаю. И в своем прошлогоднем докладе по этой проблеме высказывал свои опасения и тревоги по поводу реализации этого права, права ребенка-сироты на получение жилья. На сегодняшний день в крае в очереди на внеочередное, как это ни странно, да, получение жилья стоит более 9 тысяч детей-сирот. Из них остро нуждающиеся, то есть, они уже достигли 18 лет и старше, которые выпустились…

Ведущий: Им попросту вообще негде жить, ни у родственников, нигде, да. П.В.: Совершенно верно. И выпустились из образовательных учреждений 2388 детей. Средняя продолжительность ожидания получения жилья в Пермском крае составляет 10-15 лет в зависимости от территории. Таким образом, по сути дела в лучшем случае ребенок, который был до 18 лет поставлен на очередь, фактически сможет получить свое жилье только лишь спустя, ну, при достижении 30-35 лет. Что происходит с ним в этот период, как он обустроен, кто ему помогает, где он живет, абсолютно непонятно, и никого, по сути дела, на сегодняшний день не волнует. Кроме того, почему такая сложная ситуация, на мой взгляд? Это еще связано с недостаточностью финансирования решения этой проблемы. Если говорить сегодня о ликвидации всей потребности, которая существует в Пермском крае, то необходимо выделить, как минимум, 3 с половиной миллиарда рублей для того, чтобы решить проблему одномоментно. В то же самое время из краевого бюджета в 2009-м и нынешнем году, в 2010-м, предполагается выделить только лишь 91 миллион рублей, что составляет, как вы видите, мизерную часть от реальной потребности. И на эти деньги на 90 миллионов рублей возможно обеспечить жильем только примерно 300 ребят. Таким образом, темпы решения этой проблемы из-за недостаточности финансирования очень медленные, и, более того, еще и сокращаются. К сожалению, край очень мало получает денег из федерального бюджета. То есть, на наш 91 миллион краевой мы получили из федерального бюджета в 2008-м году 16 миллионов рублей, в 2009-м году – 24 миллиона рублей. И в этом году предполагается, что только же мы получим. Таким образом, даже при этой незначительной сумме с федерального бюджета проблема так же не может быть решена.

Ведущий: 24 миллиона рублей это тоже хватит на несколько сот ребят…

П.М.: Десятков.

Ведущий: Несколько десятков, да, действительно. Но не как, как вы озвучивали цифры, 2338 человек. Яна, хочется перейти к вашей истории. Немножко расскажите о том, как… в 16 лет вы выпустились, правильно. Все выпускаются в 16 лет из детского дома. Вы были в Кудымкаре. А дальше каковы были ваши действия? Где вы жили? Расскажите.

Я.Б.: В 16 лет закончила, пошла учиться. Три года проучилась в лицее. Еще в техникум поступила.

Ведущий: Там дали жилье вам, дали общежитие?

Я.Б.: Да, дали общежитие в лицее, в техникуме тоже дали общежитие. Потом из техникума ушла, поехала в Пермь поступать. И в администрацию зашла, сказали, что, так как поставили на учет, должны выделить какое-то, хотя бы временное, жилье для того, чтобы проживать.

Ведущий: Часто вы были в администрации?

Я.Б.: Ну, ездила в год, наверно, раза три. Ездила, проверяла очередь. Она как-то особо не двигалась, что меня очень огорчало. Ну, и все, когда полностью перебралась уже в Пермь, это 20 лет мне было, и начала уже ходить в администрацию почаще. Но опять никаких результатов не давало. И друзья посоветовали просто уже судиться.

Ведущий: А помнили номер очереди, вот когда вы ходили? Вот вам было 20, вы были…

Я.Б.: Нет, помню какие-то последние. Это было 95-я. Это длилось на протяжении 4-х лет.

Ведущий: То есть, все время вот где-то вот…

Я.Б.: Да, вот 93-я, 95-я. Вот как-то вот так. Потом уже где-то на 70-ю перекинулось. Ну, и все, там уже дальше не двигалось.

П.М.: Ну, то есть, если бы вы не обратились в суд, то реально через пять лет вы все равно бы продвинулись и получили на самом деле жилье. Но жить, насколько я понимаю, вам было негде. И вы, по-моему, жили в социальной гостинице.

Я.Б.: Да, в социальной гостинице. Да, администрация, вот мне сказали подойти, и, в общем-то, да, там я жила.

Ведущий: А кто помог юридически вообще, как бы, вам? Надо же знать, куда ходить, что писать, к кому ходить, чтобы подавать заявление в суд.

Я.Б.: Ну, вот, куда только не ходили. Потом нам посоветовали сходить к Павлу Владимировичу, за что огромное спасибо ему, как-то что-то вот помог.

Ведущий: Прямо писали заявление сами, Павел Владимирович?

Я.Б.: Да, вместе сидели, писали, диктовали.

Ведущий: Понятно. И далее, когда получили квартиру, как, вообще, довольны?

Я.Б.: Да, конечно, очень довольна. Накануне Нового года уже вот дали ключи. Документы уже почти все оформила. Осталась вот только приватизация. Даже прописалась уже туда.

Ведущий: То есть, прошло 10 лет с 16 лет?

Я.Б.: Да, со дня ожидания всего этого. То есть, вот два года усилий, то есть, судились, ходили.

Ведущий: Своих одноклассников вы знаете, кто-то… такие же пробивные одноклассники, с таким же характером пробивным?

Я.Б.: Знаю, вот девчонка у нас в Верещагино живет. Ей дали частный дом. По-моему, даже с землей. Ну, то есть, с огородом каким-то. Она тоже вот очень рада.

Ведущий: Она рада. Ну, в общем, неплохо тоже, действительно, что-то посадить, там, картофель и так далее. А другие? Вас сколько было в классе?

Я.Б.: Было человек, наверно, 25. Точно уже не помню, 23. Из них общаемся с тремя людьми. Больше нигде никто ничего не делает. По крайней мере, я об этом не знаю.

Ведущий: Павел Владимирович, как вы это объясните, что ребята, они очень не активные? И как-то даже – ну, нет и нет квартиры, ну стою я 90-й в очереди и ладно. Кто-нибудь сообщит когда-нибудь, когда буду первый, второй.

П.М.: Это распространенная ситуация на самом деле. Поскольку, несколько раз обратившись в те или иные органы власти и получив отрицательные ответы, руки у таких детей очень быстро опускаются. Поэтому здесь у Яны, нашей сегодняшней гостьи, просто, видимо, сильный характер. И поставленную цель добиться благополучия жизни, то, что государство гарантировало, она путем вот таких терний двухгодичных, судебных тяжб, тем не менее, добилась. Большинство же воспитанников, выпускников детских домов очень быстро, столкнувшись один раз с проблемой, и не получив помощи, не получив реального какого-то… реальной поддержки…

Ведущий: Пообщавшись с нашими чиновниками, когда это очень сложно.

П.М.: Да. Разуверяются в государстве, разуверяются, что этого можно добиться. И каким-то образом успокаиваются. И занимают такую пассивную позицию. Либо же находят другой казенный дом. Этот казенный дом уже тюрьма.

Ведущий: Прервемся на звонок. Представьтесь, как вас зовут. И ваш вопрос.

Слушатель: Здравствуйте. У меня, конечно, вопрос, я не знаю, может и не по делу. Из детдомов дают квартиры. А как попали эти дети в детский дом? Из какой квартиры? Это что, теперь положение из детдома дети выходят и им отдельную квартиру дают? Или как это вот?

П.М.: Спасибо за вопрос. На самом деле, не совсем верно, действительно. Во-первых, не всех выпускников детских домов государство обязано обеспечить квартирой. Квартиры предоставляются только тем выпускникам детских домов, которые до поступления в детский дом не имели закрепленного жилого помещения. То есть, они либо утратили, либо у них вообще не было, и прочее. Так вот, если говорить, условно говоря, о реалиях нашей жизни, то в крае почти 20 тысяч детей-сирот, а нуждаются в жилье за счет государства вот почти половина, около десяти тысяч. У остальных детей имеется закрепленное жилое помещение. И в случае выпуска из детского дома или выпуска из приемной семьи, они должны ехать в ту квартиру или в тот дом, который был за ними закреплен. При этом здесь тоже есть очень серьезная проблема. Даже если за ребенком жилье закреплено, тем не менее, мы часто сталкиваемся с случаями, когда сохранность закрепленного жилого помещения для детей-сирот не обеспечивается. И на время пребывания ребенка в детском доме или в приемной семье их жилье приходит в негодное, ветхое, аварийное состояние, накапливаются долги по коммунальным услугам и прочее. И вот, к сожалению, за период 2007-2009-го года более 140 детей в результате того, что не была обеспечена сохранность жилого помещения, они утратили свое закрепленное помещение. А получить уже жилье именно по этой гарантии, как дети-сироты, вне очереди они не могут. Поскольку законодательством, еще раз повторю, предполагается предоставление жилья за счет средств государства только детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не имевших закрепленного жилого помещения.

Ведущий: А как теряется сохранность? Вот вы говорите – потерялась сохранность. Что случается с квартирой? Какие примеры?

П.М.: Законные представители или опекуны, да, там, обязаны, это либо опекун, либо приемный родитель, либо директор детского дома, обязаны обеспечить сохранность этого жилого помещения. То есть, что делается. Например, законный представитель может временно, пока ребенку нет 18 лет, сдать это помещение в аренду с согласия органов опеки и попечительства.

Ведущий: Сдавать квартиру.

П.М.: Сдать в аренду, да, сдавать квартиру. И тогда жильцы-арендаторы обеспечивают эту сохранность. Но обязательно каждые, как минимум, полгода должны составляться акты о сохранности жилого помещения. И ответственность за сохранность жилого помещения, не только несут, по сути дела, законные представители, но и органы местного самоуправления того поселения, городского или сельского, где находится это закрепленное жилое помещение.

Ведущий: А вот вы сказали – теряется куда-то квартира. Мне непонятно, что опекуны не добросовестные, куда-то их продают или что? Какие могут быть случаи негативные? Куда они деваются квартиры, закрепленные за ребятами?

С.С.: Я бы хотел добавить. Такая ситуация есть. Бывает часто, что, например, по бумагам за ребенком закреплено какое-то жилье. А вот не так давно вот наш участник проекта, по сути, тоже выходил проверять это жилье. Кстати, оно расположено здесь недалеко на улице Технической. И в итоге вот по документам закреплено жилье, и вроде получается, что там никто не должен жить. А он приходит к двери, звонит, никто не открывает. Он, естественно, обратился к соседям. А соседи говорят о том, что родственники вот ребенка, который находится в детском доме, они его сдают. И получается, что сдают, а кто там живет, и насколько там …

Ведущий: И вообще, как зайти в квартиру?

С.С.: Да, как зайти. И даже в каком состоянии, неизвестно. Ну, вот это один из многих вариантов, какие бывают. А если, например, ребенок… за них закреплено жилье в сельском поселении, то, сами понимаете, оно может либо разваливаться, либо там просто могут собираться…

П.М.: Поджечь.

С.С.: Да, поджечь. То есть, бывают самые различные случаи.

П.М.: Причиной утраты жилого закрепленного помещения самые разнообразные. Поскольку, как правило, это закрепленное жилое помещение, в нем ранее также проживали другие родственники. Например, родители этого ребенка. Хоть они лишены родительских прав, ребенок, например, помещен в детский дом или в приемную семью, тем не менее, они продолжают там проживать, в этом помещении. У них накапливаются долги по коммунальным услугам. Они не смотрят, и превращают свое жилье в ужасающее состояние, где проживать фактически невозможно. То есть, причин очень много, на самом деле, для утраты жилого помещения.

Ведущий: Вот вы говорились перед звонком, Павел, что многие опускают руки, сталкиваясь с чиновниками, бюрократией и попадают… в общем, имеют судимость и попадают в тюрьму. Когда пару лет назад вот на эту проблему снимала сюжет, и общалась и с директорами детских домов, и, в общем, с экспертами специалистами, очень расхожий стереотип, что дети из детских домов попадают в тюрьмы. То есть, вот прямо чуть ли не 50 процентов. Яна, подтвердите, правда это, неправда?

Я.Б.: Нет, абсолютно.

Ведущий: Не согласитесь с этим?

Я.Б.: Нет, не согласна. Бред полнейший, это неправда. Все зависит от людей, от самого человека.

Ведущий: То есть, как из обычных школ могут выйти преступники, так и из интернатов?

Я.Б.: Сколько угодно таких. Так же, как и родители.

Ведущий: Павел, у вас есть какая-то такая статистика?

П.М.: На самом деле, есть некое такое расхожее мнение, которое ни на чем абсолютно не основано. И реальные данные, которые мы имеем на сегодняшний день, например, они говорят совсем о другом. Если возьмем пермскую воспитательную колонию, где у нас содержатся несовершеннолетние правонарушители, совершившие преступление. Так вот, на сегодняшний день из 130 воспитанников 20 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Из этих двадцати – половина это воспитанники детских домов. Остальные – это дети-сироты, которые находились под опекой. То есть, с точки зрения даже вот этой конкретной колонии, получается, что из 130-ти 110 – это дети родительские, дети, которые воспитывались с одним или двумя родителями. И, причем, не всегда, кстати говоря, дети из неблагополучных семей. И общаясь, вот буквально в понедельник я ездил в воспитательную колонию, общался с детьми, я вижу, что многие дети из очень вполне благополучных семей. Но невнимание родителей привело к тому, что они оказались в местах лишения свободы. Поэтому стереотип, миф такой, условно говоря, в общественном сознании, что все дети-сироты – это преступники, и они после выпуска из детского дома, как правило, уходят в тюрьму, он существует. Но реалии, еще раз повторю…

Ведущий: Не подтверждены.

П.М.: … не подтверждены.

Ведущий: У нас есть звонок. Здравствуйте. Как вас зовут? Ваш вопрос.

Слушатель: Добрый день. Андрей. Город Пермь. У мен, скорее всего, не вопрос, а вот еще одна проблема. Утрата жилья, понятно, как бы, из-за чего она может произойти. И причин того много. Проблема заключается в следующем. Когда ребенок возвращается в жилое помещение, пусть даже оно сохранено, то он приходит-то куда? Оттуда, откуда его забрали.

П.М.: Да.

Слушатель: Где находились до этого его родители, которые лишены родительских прав. И, я так понимаю, до сих пор ведут аморальный образ жизни. Да даже наличие жилого помещения, в которое, может, вернется, прав-то этого ребенка не защищает никаким образом. То есть, он попадет туда, откуда его забрали. И это помещение, оно, по идее, ну, никак не подходит для него, если это, как бы, действительно хороший, воспитанный ребенок, который вернулся. Что он получит в этом жилом помещении?

Ведущий: Спасибо, Андрей.

П.М.: Совершенно верно. Такие обращения в мой адрес тоже были. И они есть, на самом деле, когда формально по закону помещение жилое закреплено, но фактически реально проживать в этом закрепленном помещении выпускник детского дома не может, поскольку там живут его родители или другие родственники, которые ведут асоциальный образ жизни. И понимая, что, если он там останется жить, он ничего хорошего в этой жизни не увидит, как минимум. Они вынуждены, условно говоря, искать другие варианты своего жизнеустройства, решения жилищной проблемы. Но по закону таким детям, к сожалению, не полагается, действительно, предоставление жилого помещения. Только на общих основаниях, на условиях договора социального найма, и длинные, длинные очереди, которые есть в каждом муниципалитете. Их могут взять на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, но уже на общих основаниях так же, как других граждан, не применяя вот эту льготную категорию, как дети-сироты.

С.С.: Я бы еще хотел добавить, что все-таки вот образовательные учреждения, то есть, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они знакомы с этой ситуацией. На мой взгляд, они должны готовить и готовят. То есть, вот на примере вот тех учреждений, там, Оханский детский дом, детский дом № 3, то есть, я вижу, что уже идет непосредственная работа вот с такими проблемными детьми, вот именно с такой ситуацией. И педагоги, и социальные педагоги, юристы они предлагают решить это достаточно по-разному. То есть, либо просто готовить человека морально к тому, что вот у тебя родители находятся в тяжелом состоянии, ну, там, ну, там, допустим, употребляют алкоголь, так не повторяй их пример.

Ведущий: Сергей, вам слово, как студенту ПГПУ, 4-го курса. Вы делаете, насколько я понимаю, у вас такой разработан проект с детьми-сиротами. Вот, пожалуйста, подробнее.

С.С.: Итак, как студенты 4-го курса, мы реализуем социально-правовой проект. Почему именно мы и почему вот именно на 4-м курсе? Потому что, я, во-первых, учусь на отделении педагогической юриспруденции и основными направлениями, которой являются ювенальная юстиция и образовательное право. И вот в рамках направления ювенальной юстиции мы вот решили организовать вот наш социально-правовой проект.

Ведущий: Его цель в том, чтобы образовать и рассказывать больше ребятам из детских домов о том, что у них есть такое право, жилищное право, как добиться. Чтобы они были просто юридически подкованы. Правильно я понимаю?

С.С.: Да. Именно вот с этого… мы когда думали над этим проектом… То есть, вот у нас в группе есть девочка сирота, она вот именно нам и предложила. То есть, она говорит вот… У нее все-таки есть жилье, у нее двухкомнатная квартира в Перми. Она говорит – мне было очень сложно в первое время. Вот умерли родители. Ей было 16 лет. Было очень сложно вот адаптироваться. То есть, вот уметь просто фактически, ну, элементарно…

Ведущий: Начать жизнь с ноля.

С.С.: Да. Как заплатить, допустим, к примеру, те же…

Ведущий: Квартплату.

С.С.: Да, ту же квартплату. Как, что, куда обращаться, она была просто в растерянности. И вот она предложила вот эту тему. И мы, конечно, всей группой ее поддержали. И изначально мы планировали провести, по сути, своего рода курс занятий, курс тренингов, в которых предполагалось раскрыть некоторые основные правовые истины в сфере жилья для детей-сирот. И мы наши занятия проводим на двух базовых для нас учреждениях. Это детский дом № 3 в Закамске и Оханский детский дом. То есть, читаем для них лекции, ознакамливаем с самыми основными теоретическими знаниями. Ну, готовим их к тому, чтобы они смогли стать полноценными участниками жилищных отношений. Но на этом наш проект не ограничивается. В дальнейшем мы планируем перейти на индивидуальное юридическое консультирование. И по сути уже сейчас в детском доме № 3 мы четверых детей взяли, помогаем им решать уже конкретные проблемы. Одной девочке уже помогли стать… Она стоит на очереди, как и все вот, в том числе, как Яна. Но у нее очень скоро намечается 18-летие, ей надо где-то жить. И мы поставили ее на очередь в маневренный фонд. И, в общем, благодаря нам, в ближайшее время… ну, не только, конечно, нам, мы немного приложили, но мы все-таки постарались. И благодаря, в том числе, благодаря нам, она должна получить жилье из маневренного фонда. А если коснуться Оханска, то мы достаточно активно взаимодействуем с Оханским детским домом.

Ведущий: У меня вопрос сразу. Почему Оханск? Почему так далеко-то в Оханск поехали помогать?

С.С.: Ну, нам советовали наши руководители проекта не ограничиваться городом Пермью. Потому что в городе Перми достаточно много правозащитных организаций. И они достаточно часто и активно, вот Павел Владимирович не даст соврать, они активно помогают. А вот тем детским домам, которые расположены за пределами города Перми, и, чем дальше, тем, как говорится, у них достаточно проблематичные ситуации. Ну, естественно, к ним тоже приезжают правозащитники. Но чтобы вот так конкретно заниматься ими, ими занимаются очень мало, так сказать, желающих…

Ведущий: Вообще как, отклик-то от ребят вы чувствуете, что вот вы нужны? Вот приехали в Оханск. Насколько вас внимательно слушают? Посещают ли ваши лекции?

С.С.: Ну, мы, во-первых, проводим наши лекции вне рамках, так сказать, школьной программы. То есть, заставлять мы их не можем. Они приходят в основном, сами. Ну, естественно, социальный педагог предварительно объявляет, что вот приедут студенты, будут рассказывать вам про жилищные вопросы, пожалуйста, соберитесь. Ну, вот конкретно, если рассматривать Оханск, то там достаточно немного. То есть, максимальный сбор, проводили уже три раза, максимальный сбор был 10 человек. Для нас это очень удобно

Ведущий: Что спрашивают? Вот что их интересует?

С.С.: Ну, первые лекции у нас были вводные. Они вот спрашивали, для чего мы все это. А если конкретно по нашей теме, то есть, спрашивают вот… не далее, как во вторник девочка подошла и спросила – вот меня даже на очередь не поставили, вот вы мне поможете встать на очередь?

Ведущий: Павел Владимирович, кстати, а как вот, кто ставит на очереди? Кто должен?

П.М.: Это тоже одна из проблем не обеспечение права на жилье, несвоевременная постановка на учет сирот, которые нуждаются в жилом помещении. Обязанность собрать документы и поставить, условно говоря, на учет возлагается, если ребенок в детском доме живет, на директора детского дома, если он живет в приемной семье, или под опекой находится, на приемного родителя или опекуна, С набором и пакетом документов законные представители должны обратиться в жилищные отделы местных администраций, где проживает ребенок и написать соответствующее заявление. И дальше в течение месяца жилищные отделы рассматривают эти документы и принимают решение о постановке на учет либо об отказе постановки на учет. При этом письменно сообщается в любом случае, какое принято решение.

Ведущий: Согласитесь, Яна, что если нет самой инициативы от ребенка, никто ничего, в общем, делать и не будет. Нет? Вот у меня такое мнение складывается.

С.С.: В подтверждение ваших слов, как раз, хотел опять-таки привести пример Оханска. То есть, вот опять-таки во вторник, с девочкой говорили, девочке через две недели 18 лет. Я ее спрашиваю - у тебя есть закрепленное жилье? Она говорит – нет. Я говорю – ну, а как ты?

Ведущий: В очередь встала?

С.С.: Нет, она говорит – нет, я в очередь не встала. Я говорю – а куда ты пойдешь жить? Она говорит – я пойду жить к брату. Так я говорю - ты лучше тогда на очередь встань и также живи в детском доме. Это разрешается, поскольку она учится только в 8-м классе.

Ведущий: Она не хочет или что?

С.С.: Так вот я вот так и не понял. То ли она не хочет, то ли она стесняется. Ну, девочка замкнутая такая достаточно, сложная ситуация. Если она захочет, конечно, мы ей поможем. И встать.

Ведущий? Ну, странно, что человек в 8-м классе и еще не поставлен на учет.

П.М.: Конечно. Это вопрос уже к директору Оханского детского дома тогда. Ну, ладно, я разберусь в этой ситуации.

Ведущий: У нас есть звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Это Бессонов Алексей Борисович. Вот вы все правильно говорите. Только маленький нюансик. Этим домом занимается прокурор из 4-й ???????? (неразборчиво) и федеральный закон о прокуратуре. А нам, краю, нужно и федеральный принимать новый закон о детях-сиротах. И федеральный закон и краевой. ??????????? (неразборчиво) служебном соответствии. Потому что это его прямая обязанность.

Ведущий: Поняла вас. Алексей Борисович.

П.М.: В чем не могу не согласиться с радиослушателем в том, что действующие законы, как федеральный, так и краевой о дополнительных гарантиях реализации прав детей-сирот, действительно, сегодня нуждается в улучшении…

Ведущий: В реформировании.

П.М.: В реформировании. Необходимо вносить туда изменения. И, в частности, вот, например, по такой проблеме, как оплата коммунальных услуг детям, которые проживают в детском доме или в приемной семье в закрепленном жилом помещении. Поскольку к 18 годам накапливается такая сумма огромная задолженности, что, когда ребенок в 18 лет выходит, и он должен туда въехать в это жилье, ему тут же выставляют этот счет. И он вынужден там сталкиваться с проблемой, когда 100-150 тысяч рублей он должен откуда-то взять и заплатить. Иначе появляется право выселить его из этого помещения. Вот вам, пожалуйста, да, проблема. Есть и другие вещи, связанные, например, с организацией отдыха и оздоровления детей, вообще, в целом по нормативам содержания и воспитания детей-сирот. То есть, в принципе, действительно, радиослушатель прав, что существующие законы о детях сиротах требуют изменения и доработки.

Ведущий: У нас есть еще один звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Юрий меня зовут. Вопрос такой. У меня сестра воспитывает ребенка своей погибшей дочери, как бы под опекой она находится. И вот, знаете, вопрос такой. Даже они живут в квартире, как бы, и эта воспитуемая, она имеет долю в квартире. Вот эти коммунальные услуги, возможно оплачивать из той пенсии, которую получает ребенок? Дело в том, что они вот живут, я бы не сказал, что… далеко даже не богато. И я вот последнее время наблюдаю за ними, что ну все эти пенсии, которые получает ребенок, допустим, уж они не тратятся никуда ни направо, ни налево. Но даже эти деньги им не дают использовать.

П.М.: То есть, ваша сестра обращалась в органы опеки и попечительства с заявлением, да? И ей было отказано?

Слушатель: Ну, да, в общем-то, да.

П.М.: Во-первых, это несколько неправомерно. Поскольку, на самом деле, законодательством не предусмотрено дополнительной компенсации по оплате коммунальных услуг для детей сирот. Поэтому из иных источников, которые получает ребенок опекаемый, по разрешению органов опеки и попечительства возможно оплачивать. Тем более, что будет оплачиваться только доля этого ребенка, а не в целом коммунальные услуги за квартиру, в которой проживают и иные граждане. Я думаю, что надо повторно обратиться в органе опеки и попечительства того района, где вы живете. И к договору об опеке будет подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым средства из пенсии опекаемой могут быть направлены на оплату жилищно-коммунальных услуг, но только за то, что начисляется именно на этого ребенка, на самого ребенка, но не других членов семьи.

Ведущий: Мы подводим итоги темы - проблемы жилищного вопроса детей-сирот. Павел Владимирович, я насколько понимаю, вам тема особенно близка. Потому что вы тоже выпускник детского дома. Вы помните, вот как было, было мытарство вот это вот по судам, по очередям? Как вы получили свое жилье?

П.М.: Конечно. Два года судился. В итоге я приобрел себе жилье, квартиру в Перми.

Ведущий: Вам кто-то помогал, консультировал? Не было ведь тогда уполномоченного по правам ребенка.

П.М.: Ну, в принципе, мне достаточно было своих правовых знаний. И не было, скажем так, необходимости нанимать адвоката или защитника, и прочее. Потому что я уже представлял, какова процедура, насколько это сложно. И, условно говоря, психологически готов к тому, что это будет непросто, был. Хотя с момента постановки на учет и до приобретения жилья прошло семь лет. Два из них – это судебный процесс, который вот так долго длился и потом не просто еще исполнялся.

Ведущий: Согласитесь, это какой-то унизительный процесс, вот это вот хождение, выспрашивание того, что должно быть.

Я.Б.: Ну, да. Должны дать, а ты, как бы, сам ходишь и что-то просишь. Ну, несколько, да, неприятно.

Ведущий: Как отвечают чиновники, как они себя ведут, насколько ласково, не знаю, разговаривают?

Я.Б.: Ну, всяко было.

С.С.: Хотел добавить, рад, что принимают иногда. Бывает тяжело, на самом деле, к ним попасть на прием. То есть, говорят - давайте мы вашу заявку примем, мы ее просмотрим…

Ведущий: Давайте завтра приходите.

С.С.: Да, приходите позже. Но не все. То есть, надо оговориться. То есть, вот я уже в ?????????? (неразборчиво) как-то тоже хожу. Некоторые достаточно активно откликаются, и говорят, что мы вам, ну, чем сможем, тем поможем. Прямо иногда на месте решают. Но такое, конечно, не часто.

Ведущий: Павел Владимирович, ваше отношение вот к этому проекту, к Сергею, его проекту и руководителю социально-правового проекта «Дети сироты: жилищный вопрос»?

П.М.: Мне кажется, это очень важный проект, который задумали студенты педагогического университета. И в одном из мероприятий этого проекта я их буду поддерживать. Сейчас мы совместно с этой проектной группой готовим брошюру специальную по защите жилищных прав детей-сирот. И в апреле планируем ее издать. И всем выпускникам, их в год у нас примерно 450 в Пермском крае, выпускников детских домов или выпускников из приемных семей, мы обязательно эту брошюру будут раздавать, чтобы они знали и понимали, каким образом они могут защитить и реализовать свое право на жилище. В том числе, к сожалению, в судебном порядке. Это сегодня становится наиболее реальным шансом получения жилья для детей-сирот. Вот в 2009-м году у нас только лишь одна прокуратура 148 заявлений в суд подготовила в защиту жилищных прав детей-сирот. И все 148 исковых заявлений судами были удовлетворены. То есть, дети получили в судебном порядке жилье. В этом году уже за два месяца 2010-го года в судах Пермского края находится 121 исковое заявление детей-сирот, которым положено получить жилье. И вот, к сожалению, вот этот сложный судебный путь стал единственным на сегодняшний день возможным для того, чтобы ребенок мог… не долго стоять 10-15 лет стоять в очереди, а получить жилье, которое не предполагается, да, что оно будет получено в очередном порядке. Статья 57 Жилищного Кодекса однозначно она говорит о том, что вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение.

Ведущий: И все-таки причины в том, что очень много детей-сирот выпускается, очереди большие, причины в том, что строится мало?

П.М.: Первое, это, действительно, у нас в крае очень много детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения – это раз. И второе - недостаточно, я бы сказал, просто, преступно недостаточно финансирование решения этой проблемы. Поскольку вот, еще раз говорю, тех средств, это 91 миллион, которые предполагается в этом году снова выделить из краевого бюджета, будет достаточно, чтобы обеспечить жильем только 300 детей.

Ведущий: Яна, я так поняла, даже не просто квартиру дали, а просто комнату вам дали, да?

Я.Б.: Да.

Ведущий: И это самая распространенная сейчас схема выдачи. То есть, даже не однокомнатную квартиру. И есть факты, когда есть трехкомнатная квартира, и несколько туда ребят заселяют, Тоже, в чем минус вот, Яна?

Я.Б.: Ну, минус в том, что это опять же, как коммунальная создается, и тоже общежитие. Что абсолютно неудобно. Уже с возрастом хочется свою семью, отдельные какие-то квартиры. Потому что всю жизнь живешь в общежитии, и опять же…

Ведущий: Ну, соседка у вас, она спокойная? Хорошая?

Я.Б.: Соседка, к счастью, попалась хорошая, спокойная. Слава богу.

С.С.: Вот я хотел бы пример привести. В рамках нашего проекта я интересуюсь подобными проектами, ну, и деятельностью, по этим вопросам в других регионах. Вот, в частности, в Магадане администрация, она выделила детям-сиротам целый дом, полностью. Двухэтажный, небольшой.

П.М.: И создали новый детский дом с большими проблемами.

Ведущий: Конечно.

С.С.: Да. Именно эту проблему я хотел поднять. Получается, они из одного детского дома переходят в другой. Да, он их собственный, но их отношения между собой, даже отношения с окружающим миром нисколько не изменяются. Они остаются такими же пассивными. Ну, и, как бы, это очень отрицательный пример. Я думаю, у нас в Пермском крае такого не будет. Потому что, на самом деле, дети вроде имеют свое жилье, а управлять им, как-то вот развиваться…

Ведущий: Ну, я тоже, когда снимала сюжет, тоже говорили, что ребята как-то вот кучкуются все. Вот дали одному квартиру, и они там по пять, по шесть человек живут. Вот такие были примеры. Яна, у вас было стремление быстрее, как бы, отдельно, убежать от всех?

Я.Б.: Да, я в течение трех дней быстренько переехала в свою квартиру. И сейчас очень рада. Ну, пусть это метры, но они уже свои.

Ведущий: То есть, это стереотип, что такая дружба, что люди стремятся, и ребята все там вместе жить, и не могут друг без друга уже потом?

Я.Б.: Ну, нет, нет, нет. Хочется отдельно. Хочется отдельно семью свою, детей.

П.М.: Нет. На самом деле любой человек, конечно, желает, прежде всего, создать свою семью, жить отдельно, иметь свое жилье, крышу над головой. И меня, конечно, ситуация эта сегодня тревожит, когда мы создаем новые коммуналки. И, по сути дела, детей загоняем в новые условия, ну, условно говоря, нового детского дома. Поскольку предоставляется, действительно, как правило, либо комнаты в коммунальных квартирах, либо комнаты в общежитиях. А в сельской местности иногда даже порой бывает так, что приобретается жилье, не пригодное для проживания или ниже установленных социальных норм. Причины этому я уже называл. Это недостаточность финансирования и средств, которые выделяются из краевого бюджета для приобретения и строительства жилья для детей-сирот.

Ведущий: Павел Владимирович, если кто-то нас сейчас слышит, воспитанники детского дома, которые не добивались своего права, как связаться с вами, какие-то контакты.

П.М.: 237-53-60. И, пожалуйста, каждый вторник и четверг с 10 до 13 вы можете подойти на личный прием по адресу город Пермь, улица Куйбышева, 8.

Ведущий: Ну, и не только по этой проблеме, да. Широкий спектр.

П.М.: Естественно.

Ведущий: У нас сегодня был Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков. Спасибо, что были с нами.

П.М.: Спасибо.

Ведущий: Руководитель социально-правового проекта «Дети сироты: жилищный вопрос» Сергей Скамьянов.

С.С.: Спасибо большое.

Ведущий: И Яна Базуева, воспитанница детского дома. Оставайтесь на «Эхе». До свидания.


Обсуждение
20756
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.