Верхний баннер
09:26 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 15 марта 2010

Нарушение прав потребителей в банковской сфере.

Ведущий: Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Меня зовут Роман Попов. Антон Мелехин для вас работает за звукорежиссерским пультом. И сегодня мы поговорим про всемирный день защиты прав потребителя. И поговорим про защиту прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг. Представлю сегодняшнего эксперта. У нас в гостях зам.начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Наталья Мущинкина. Наталья, здравствуйте.

Наталья Мущинкина: Добрый день.

Ведущий: Ну и первый вопрос у меня следующий. Защита прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг это, вообще, востребованная нынче какая-то проблема, задача что ли? У нас действительно нужно защищать людей? У нас действительно предприятия, которые оказывают финансовые услуги, люди, которые эти финансовые услуги получают, они по разные стороны баррикад находятся?

Н.М.: Дело в том, что защита прав потребителей финансовых услуг определена Роспотребнадзором как одно из основных направлений деятельности на 2010-й год, как было и в 2009-м году также. Связано это с тем, что у нас развивается пока что рынок потребительского кредитования. И не все механизмы четко отлажены. Не все, скажем так, кредитные организации и потребители, зная свои права и обязанности, четко их соблюдают. В связи с чем очень большое количество жалоб и обращений, по крайней мере, в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю и в Роспотребнадзоры по субъектам также именно связаны с нарушением прав заемщиков по потребительским кредитам.

Ведущий: Я вот помню, была такая проблема, связанная с тем, что банки на бумажках писали одно, а в уме подразумевали совершенно другое. Люди оказывались практически у «разбитого корыта», взяв какой-нибудь банальный кредит. И проблема достигла даже своего апогея в тот момент, когда там уже, по-моему, первые лица государства вынуждены были стучать кулаком по столу и требовать изменения условий, либерализации банков и так далее. Скажите, вот с тех пор, когда вот вроде, казалось бы, на верхах все должно было быть решено, что-то лучше стало?

Н.М.: Действительно, в 2008-м году уже на законодательном уровне было вменено в обязанности банков раскрывать перед заемщиком полную стоимость кредита. То есть, если раньше банком декларировалась одна процентная ставка по кредиту, то по договору взималось еще несколько видов комиссий, и фактически полная стоимость кредита, она отличалась от процентной ставки, которая декларировалась банком изначально. Сейчас такая ситуация… ее искоренили. Банки обязаны доводить полную стоимость кредита. И, в том числе, выдавать заемщику график платежей, в котором указано, когда, в какие сроки и какую полную сумму кредита человек выплатит банку.

Ведущий: То есть, теперь, кажется, что никаких проблем уже быть не должно во взаимоотношениях потребителя услуг и банка, как поставщика услуг. Но, тем не менее, я так понимаю, что жалобы к вам продолжаются. И какие-то проблемы вы вынуждены регулярно решать.

Н.М.: Да, действительно, жалобы продолжаются. Но это связано… если раньше до 2008-го года жалобы поступали именно на не доведение полной достоверной информации, то сейчас жалобы сменили свой характер. И, по крайней мере, вот, к примеру, летом прошлого года было очень большое количество жалоб, связанных с тем, что банки предпринимали попытки по повышению процентной ставки по кредиту, мотивируя это кризисом, там, еще какими-то вопросами. Ну, по мнению Роспотребнадзора, данные действия банка незаконны. Роспотребнадзором был подан иск в защиту неопределенного круга лиц в отношении одного из банков, который на территории Пермского края эту политику, видимо, более массивно проводил. И эти действия банка конкретно вот этого были признаны судом незаконными. То есть, было признано незаконным действие банков по включению в договоры кредитные условий об одностороннем изменении со стороны банка процентов, а также были признаны незаконными действия банков по уже непосредственно самому этому увеличению процентов.

Ведущий: Наталья, вот смотрите, до сих пор мне непонятен следующий момент. Вот, казалось бы, банк все прописывает в документах, в этих самых кредитных договорах. Все полностью, все до мелочей. Ведь, если он этого не сделает, то, в таком случае, он, так или иначе, нарушит закон. И, кажется, что достаточно просто все прочитать от «А» до «Я», включая то, что мелким шрифтом, включая то, что там, где нужно, лупу подключить. Все. Нужно просто прочитать, и тогда, исходя из договора, будет понятно – собираются вас обмануть или нет. В чем еще может быть проблема? Мне всегда казалось, что только в невнимательности людей.

Н.М.: В том числе. Но, даже если потребитель прочитает полностью кредитный договор, это не значит, что… значит, он его подпишет, он со всем согласится, и это не значит, что нарушение прав заемщика не допускается. Потребитель у нас, согласно закона «О защите прав потребителей», не обязан обладать специальными знаниями в определенных областях, в том числе, и в оказании, допустим, тех же финансовых услуг. И, в принципе, одним из очень распространенных нарушений со стороны банков это является именно включение в кредитные договоры условий, которые ущемляют права потребителей по сравнению с правилами, которые установлены законодательством. Человек, не зная законодательства, не зная своих прав, он подписывает этот договор. Но, даже подписание и согласие с этими условиями, не означает, что банк закона не нарушает.

Ведущий: То есть, вот у нас, как в магазинах, висят огромное количество сводов там каких-нибудь памяток, инструкций от Роспотребнадзора, в том числе, так и в банках их нужно все повесить? То есть, сначала прочтите, узнайте все о своих правах, а потом идите заключать договор?

Н.М.: Дело в том, что в банках вы в обязательной форме должны доводиться информацией именно об оказываемых услугах. О тарифах, о примерных правилах и условиях при заключении кредитных договоров. А вот эта сфера потребительского кредитования, она регулируется множеством законов. Это и закон «О защите прав потребителей», это и закон «О банках и банковской деятельности», это и Гражданский Кодекс, это еще какие-то подзаконные множество актов, которые, в принципе, обычный человек знать не обязан. И для этого существуем мы, чтобы в случаях каких-то спорных ситуаций мы могли посмотреть, подсказать, проконсультировать.

Ведущий: А у вас силы-то есть для того, чтобы помочь? Вот к нам приходят антимонопольщики, рассказывают, допустим, о том, как они тут пальчиком пригрозили нефтяникам, как тут пригрозили газовикам. А у нас потом вал сообщений по ICQ и звонков на тему того, кого вы посадили, а кого вы наказали, а какое вы реальное действие тут несете? А у вас-то есть такие полномочия во взаимоотношениях с банками? Вы можете кому-нибудь не просто пальчиком, а так, чтобы – о, и за шкварничек взять?

Н.М.: Дело в том, что в полномочия Роспотребнадзора, как надзорного органа, входит рассмотрение заявлений граждан, так и проведение плановых проверок. И по результатам вот этих вот наших действий мы можем, во-первых, привлекать кредитные организации к административной ответственности, во-вторых, выдавать им предписания об устранении нарушений, в-третьих, выходить в суд в защиту неопределенного круга лиц о признании тех или иных действий банков незаконными. Ну, и, в-четвертых, тоже в судебном порядке ставить вопрос о прекращении действий той или иной организации. Но это, конечно, в случае грубейших нарушений законодательства. Суд уже принимает такое решение. То есть, вот это наши основные функции.

Ведущий: Уже есть положительные примеры, когда борьба с тем или иным нарушением, с тем или иным банком закончилась вашей победой?

Н.М.: Конечно, да. Вот очень яркий пример. Это осенью прошлого года высший Арбитражный суд Российской Федерации поддержал нашу позицию о привлечении к административной ответственности Сбербанка России именно за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей. Условие это состояло в том, что с заемщиков взималась комиссия за открытие и ведение ссудного счета, что, в принципе, по нашему мнению, и нас уже поддержал суд высшей арбитражной инстанции, это незаконно.

Ведущий: Вера Ивановна пишет, что делать в том случае, если банк просто ставит в известность об изменении процентной ставки? И приводит пример. Две кредитные карточки «Русского стандарта». Изначально, когда их получала, до кризиса по ним было 24 процента. Когда случился кризис по почте пришли извещения, что по одной карточке увеличена процентная ставка до 36, по другой – до 42-х процентов. Что делать в таком случае? Куда идти и жаловаться? Как отстаивать свои права? Вопрос, пришедший к нам на сайт.

Н.М.: В данном случае, включив в договор условие о том, что банк имеет право в одностороннем порядке повышать процентную ставку, банк нарушил законодательство о защите прав потребителей, в частности, статью 16-ю, которая говорит о недопустимости включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, чем совершил административное правонарушение. Но дело в том, что по делам о защите прав потребителей срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год. В том случае, если к моменту заключения договора уже прошло более 1 года, привлечь к ответственности Роспотребнадзор данный банк не сможет. Тем не менее, у заемщика есть право отстаивать свои права в судебном порядке и признавать данные условия договора об одностороннем изменении процентной ставки ничтожными.

Ведущий: И суд встанет на сторону заемщика?

Н.М.: Этого я не могу сказать. Там, в принципе, как уже стороны докажут те обстоятельства, на которые они будут ссылаться. Я могу сказать, что эти подобные дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Вот по нашей административной практике, значит, по обжалованию наших постановлений занимаются рассмотрением суды арбитражные. И арбитражные суды тоже в данной позиции нас поддерживают.

Ведущий: «Что может ваша организация, - вопрос от Александра, - если люди уже доведены до предела? Уже заложников захватывают. Может, проще проверять регулярно финансовые пирамиды, нежели искать деньги, неизвестно, где и у кого?»

Н.М.: В том случае, если вот такие действия предпринимаются по отношению к заемщикам, то это уже вопросы правоохранительных органов. Вопросы финансовых пирамид тоже, к сожалению, не наша прерогатива. То есть, у нас легальные законные сделки. Все то, что в обход закона, все то, что противоречит действующему уголовному законодательству, в компетенцию Роспотребнадзора не входит.

Ведущий: «Какие полномочия у коллекторских фирм? Имеют ли они право выбивать долги по кредиту, используя, например, психологическое давление на родственников?»

Н.М.: В любом случае, взыскание просроченной задолженности, если таковая имела место, должно быть в рамках закона. И, как вот выразился здесь потребитель, «выбивание», оно недопустимо.

Ведущий: Но, тем не менее, деятельность коллекторских фирм, она имеет место, она прописана в законе и так далее. Пусть работают. Главное, по закону. «Взял два года назад ипотеку в «Камабанке», - пишет Дмитрий. – Полгода назад закладную выкупила ИЖК. Процент пока не повышали. А могут ли?»

Н.М.: В одностороннем порядке изменять условия договора с потребителями недопустимо.

Ведущий: Так, вот именно для этого и выкупили, чтоб не повышать? Вот это вопрос. А ИЖК госструктура. Выкупили для того, чтоб не повышать?

Н.М.: Этого я не могу сказать.

Ведущий: От Михаила. «Имеют ли право банки начислять текущие проценты на договор после смерти заемщика?»

Н.М.: Вообще, по общим правилам смертью должника обязательства прекращаются. Но здесь нужно читать условия кредитного договора. Было ли страхование жизни заемщика, были ли поручители, есть ли правопреемники, то бишь, наследники. В данном случае можно подойти в управление Роспотребнадзора и получить необходимую консультацию по документам, которые есть.

Ведущий: Сейчас уже будем слушать ваши звонки, друзья. Алло. День добрый.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Алексей, город Пермь. Скажите, пожалуйста, вот вы рассматриваете жалобу, с указанием фамилии, прочее, прочее, прочее, но анонимную? Спасибо.

Ведущий: Спасибо вам. Жалобу анонимку рассмотрите?

Н.М.: Согласно закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации обращение гражданина должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес проживания, а также подпись лица, обратившегося. И, соответственно, вправе потребитель приложить также документы все, подтверждающие доводы его жалобы. Анонимные обращения не рассматриваются.

Ведущий: К превеликому сожалению обращающихся. Что еще приходит к нам по ICQ. «По разговору становится понятно, что у Роспотребнадзора нет почти никаких полномочий. Все дела так и так идут в суд. Какой смысл в вашей организации?»

Н.М.: Поскольку мы являемся надзорным органом, основной целью нашей организации является именно проведение надзорных мероприятий. В любом случае, какие-то имущественные споры, споры о заключении, либо не заключении договора, или признании отдельных его условий недействительными, это юрисдикция суда. Ни один госорган не имеет право в принудительном порядке решить имущественный спор между организациями.

Ведущий: День добрый. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Солнцева Надежда. Город Пермь. Скажите, пожалуйста, я взяла в ноябре кредит на покупку квартиры. Подскажите, как вернуть комиссию, взятую банком, Сбербанком, за ведение ссудного счета. Спасибо.

Н.М.: Это происходит таким образом. Сначала вы обращаетесь с письменной претензией в банк. В том случае, если ваши требования не будут удовлетворены в добровольном порядке, вы уже обращаетесь с требованием о признании условия договора о взимании комиссии в суд общей юрисдикции. Также вы можете обратиться в управление Роспотребнадзора по Пермскому краю для привлечения банка к административной ответственности. И административная практика управления будет дополнительным доказательством при вашем обращении в суд.

Ведущий: А у вас нет какой-нибудь странички в Интернете, например, на которой был бы вывешен список банков и предлагаемых услуг, к которым точно можно обращаться? Ну, так вот штамп – «проверено».

Н.М.: Нет, такого списка нету. На сайте Управления Роспотребнадзора фиксируются все наши результаты надзорной деятельности. Можно посмотреть, какие организации мы проверяли, какие нарушения выявлены.

Ведущий: Ну, вот, нет, на сайте Роспотребнадзора можно увидеть только тех, кого уже наказали. То есть, кого, там, например, лучше не обращаться, еще что-нибудь. А вот так вот, чтобы для граждан, да. Вот нужен ипотечный кредит. Заходишь на сайт Роспотребнадзора. А там – опа, вот вся информация вот по этим банкам, проверено, нормально, все договоренности, все хорошо, все выполняется в срок.

Н.М.: Могу сказать, что проверки Роспотребнадзора осуществляются только в соответствии с планом надзорных мероприятий, либо по жалобам граждан. Каких-либо других проверок, их не происходит. Все результаты вот этих проверок, которые я назвала, они у нас на сайте есть. Можно с ними ознакомиться.

Ведущий: «В чем заключаются надзорные мероприятия? Что вы конкретно делаете, кроме привлечения к административной ответственности?» - спрашивает Александр.

Н.М.: При установлении нарушения прав потребителей, кроме привлечения к административной ответственности, мы можем выдать предписание об устранении нарушений. А также обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, если будет установлено, что данные нарушения допускаются в отношении большого числа потребителей.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. Борис Николаевич. Я вот по рекомендации вашей женщины, которая у вас находится…

Ведущий: Наталья Мущинкина у нас в гостях, зам.начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора.

Слушатель: Да, имея на руках постановление высшего Арбитражного суда от ноября месяца прошлого года, обратился в Дзержинское отделение Сбербанка по поводу вот этого обслуживания ссудного… открытия и обслуживания ссудного счета. Меня банк заверил так. Если вы хотите попасть в черный список, то подавайте в суд. А если подавать в суд, в какой суд? В мировой суд, мировому судье, или в район тот, где находится Дзержинский банк. Или по месту жительства.

Ведущий: Понятно. Спасибо. Вот и угрозы пошли. Хотите попасть в черный список, идите в суд.

Слушатель: Да, да.

Н.М.: Ну, подобные угрозы, конечно же, они высказываются банком с той целью, чтоб потребители никуда не шли. В любом случае вы имеете право отстаивать свои права. По поводу подсудности спора. Если у вас в договоре прописано условие о том, что вы обязаны обращаться в суд по месту нахождения банка, это условие также ущемляет ваши права по сравнению с правилами, установленными законом о защите прав потребителей, согласно которого иски о защите прав потребителей по выбору истца, то есть, если пойдете в суд вы, то вы будете являться истцом, то вы имеете право выбрать, куда вы будете обращаться – по своему месту жительства, по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения договора.

Ведущий: Ну, и давайте уже, справедливости ради, добавим, что, скорее всего, наш слушатель не совсем верно понял слова менеджера банка. Конечно же, никто ему не угрожал. Ну, ладно. Мы продолжим. «Правомерно ли условие банка не прописывать в квартиру никого, кроме заемщика и созаемщиков? Могут ли попросить вернуть кредит?» - от Дмитрия вопрос.

Н.М.: Дело в том, что, поскольку квартира является вашей собственностью, хоть и находится в залоге у банка, вашей собственностью вы имеете право распоряжаться по своему усмотрению.

Ведущий: Хотите – вписывайте, хотите - не вписывайте. Алло.

Слушатель: Дернов Антон. Город Пермь. У меня вот следующий вопрос. Я пользуюсь кредитной карточкой. Вот там идут два платежа. По процентам и за снятие с карточки. Является ли правомерным то, что с меня берут вот за снятие денег с карточки? Или это должно входить в проценты как за обслуживание ссудного счета, грубо говоря?

Н.М.: Дело в том, что обслуживание ссудного счета это является, ну, скажем так, здесь отношение к этому не имеет. Дело в том, что проценты за пользование кредитами, вы платите именно за пользование самими денежными средствами. Если прописаны еще какие-то дополнительные комиссии без оказания дополнительных услуг, то это, конечно же, противоречит закону. В вашем случае без рассмотрения условий договора, который с вами банк заключил, сказать, правомерно это или нет, не представляется возможным. Нужно смотреть договор в целом.

Ведущий: Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Ахметшина Лидия Васильевна. Вот у меня счет в сберегательном банке. И есть договор со сберегательным банком. И там сейчас комиссии и услуги, месячные услуги превышены в несколько раз, в 10 раз. Если я раньше платила 150 рублей до 2008-го года, сейчас они подняли ставки до 1800 рублей. Это услуга месячная. И комиссии у них высокие. Говорят, что тут службой УФАС была проведена работа, и были суды. Снизятся ли вот эти ставки? У меня, например, обороты по банку очень маленькие. И тогда с меня брали меньше. Что мне теперь опять вкладывать деньги и бежать в другой банк? И искать другие банки, которые берут меньше?

Ведущий: Понятно. Спасибо. Давайте продолжим. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Добрый день. Максим. Вы знаете, во-первых, мнение. Очень много вопросов вашей гостье поступает об одностороннем изменении банками процентной ставки. И она говорит об этом, понятно, опирается на действующее законодательство, как об ущемлении прав потребителей. Это странно. Потому что человек подписывает кредитный договор, приходит к соглашению с банком о делегировании банку права изменения процентной ставки. Человек видит этот пункт договора, и подписывает его. Поэтому здесь, наверно, такая презумпция виновности банков, она есть несовершенство в нашем законодательстве.

Ведущий: Конечно. Спасибо Максим, что вы развеяли этот миф.

Слушатель: А второй вопрос. Приходится ли сталкиваться вашей гостье в своей профессиональной деятельности со случаями потребительского экстремизма? Ну, есть такое юридическое понятие - злоупотребление правом. Скажем, в моей юридической практике был случай, когда человек несколько раз совершенно сознательно портил двигатель своего автомобиля, путем отключения датчика температуры, (двигатель перегревался и заклинивал), требуя от автосалона замены машины полностью. Так вот бывают ли такие случаи в деятельности подразделения?

Ведущий: Понятно. Спасибо вам. Вот банки, конечно, плохие, нехорошие. Их все ругают. А бывает так, что вот есть потребители такие ушлые, что просто не справиться?

Н.М.: Ну, в моей практике, конечно, случаев потребительского экстремизма не наблюдалось. Я только могу сказать за те, допустим, жалобы, обращения, которые рассматривались мной. Да, были какие-то случаи невнимательного отношения к условиям договора, не воспользовались правом, не ознакомились, не прочитали, подписали, за голову схватились. Но так, чтобы специально каким-то образом нарушать обязательства по договору для того, чтоб потом что-то как-то где-то с банка получить, нет, с таким я не встречалась.

Ведущий: Давайте к вопросам по ICQ перейдем. Такой нюанс. Зарплатная карта, далее называется банк. За каждый просмотр суммы, оставшейся на карте, в банкоматах этого банка берется комиссия в размере семи рублей. Насколько это соответствует банковской практике и нормам закона? Вопрос от Михаила.

Н.М.: Ну, еще раз повторюсь, согласно закона «О банках и банковской деятельности», комиссии за определенные операции устанавливаются банками самостоятельно по соглашению с клиентом. Но здесь вопрос в том, оказана ли какая-то банковская услуга? Вообще, кроме банковских услуг за плату возможно оказание банками каких-то консультационных и информационных услуг сопутствующих. Поэтому, в связи с этим, скорее всего, в данном случае комиссия взимается обоснованно.

Ведущий: Семь рублей за просмотр – это вполне обоснованно.

Н.М.: Ну, по поводу размера, конечно, ничего не могу сказать. А по поводу того, что расценить это как информационную какую-то услугу, в принципе, возможно.

Ведущий: Тут философствует Александр. Ваш вопрос я не задаю, потому что на него можно очень долго отвечать. А вот от Дмитрия интересно. Слышали ли вы о черных списках, Наталья? Как их посмотреть? – второй подпункт вопроса. И ваши советы, как туда не попадать.

Н.М.: Совет, как туда не попадать, это добросовестно исполнять условия кредитного договора. По поводу того, что они, вообще, есть в наличии, об этом я не знаю, и как их посмотреть, соответственно, тоже. Есть у нас бюро кредитных условий. Но оно составляется исключительно на основании исполнения заемщиками своих обязательств. То есть, исполняете добросовестно – у вас хорошая кредитная история, не исполняете, соответственно, плохая.

Ведущий: Понятно. В принципе, все ясно. Дмитрий вас благодарит. Алло. Здравствуйте.

Слушатель: Меня зовут Владимир. Вот у меня к Наталье вопрос. Я подписал тоже предоставление кредита мне с банком Сбербанком. Кредитор открывает ссудный счет. За выдачу кредита заемщик уплачивает кредитору единовременный платеж, тариф в скобках. Значит, за выдачу денег просят уплатить деньги. Как Наталья смотрит на это?

Н.М.: По нашему мнению, данное условие также ущемляет права потребителей, поскольку фактически, согласно требованиям законодательства, за пользование кредитными средствами заемщик обязан уплатить процент. А, согласно статьи 5 закона «О банках и банковской деятельности», размещение привлеченных во вклады денежных средств, в том числе, и в кредиты, должно осуществляться банками от своего имени и за свой счет. В связи с чем, взимать комиссию за выдачу кредита также незаконно, как, к примеру, заведение ссудного счета.

Ведущий: Скажите, а у вас никогда не было в планах, вот у вашего подразделения, может быть, выпуска некой брошюры, что нужно знать человеку, когда он хочет взять кредит?

Н.М.: Данные брошюры неоднократно разрабатывались как информационные письма Роспотребнадзора, так и… памятки заемщиков по потребительскому кредиту разрабатывались, к примеру, Центробанком. То есть, они, в том числе, находятся и на нашем сайте в сети Интернет. То есть, с ними можно ознакомиться. Также и с результатами нашей надзорной деятельности. То есть, в том числе, там есть и судебные решения по банкам, где есть примерные, допустим, условия договоров кредитных, которые ущемляют права потребителей. То есть, можно будет ознакомиться, и применительно к своей ситуации посмотреть – нарушаются ли ваши права.

Ведущий: Алло.

Слушатель: Меня Геннадий зовут. Мой вопрос вот таков. Вот по поводу банков опять. Вот сейчас эти, потерянные деньги когда-то, их сейчас восстанавливают в трехкратном размере. А когда бабушки приходят туда, вот вы, говорят, вот третий раз будете получать. Несовпадение со словами президента и на самом деле, что делает Сбербанк. Тут вот как быть-то? Вот у меня такой вопрос.

Н.М.: В данном случае, скорее всего, речь идет о том, что как госструктура, когда, допустим, в 90-х годах Сбербанк России обанкротился, я так понимаю. Ну, в данном случае вопрос стоит, скорее всего, задать Главному управлению Центрального банка по Пермскому краю здесь у нас. Поэтому, скорее всего, это они вам на э тот вопрос ответят. Поскольку все-таки вот эти отношения законодательством о защите прав потребителей, они не регулируются.

Ведущий: Еще один вопрос по Сбербанку. Вам, видимо, придется уже повторить то, что говорилось полчаса назад. «Занимались ли вы защитой клиентов Сбербанка? Или они вне досягаемости? (имеется в виду Сбербанк). Ведь плата за выдачу кредитов, в частности, в них не отменялась никогда».

Н.М.: У нас административная практика ведется, в том числе, и в отношении Сбербанка, и до высшего Арбитражного суда, повторюсь, мы уже дошли по делу об обжаловании нашего постановления. Сейчас в данном случае в нашем производстве находятся три дела об административных правонарушениях в отношении Сбербанка также.

Ведущий: То есть, в принципе, для вас нет разницы, с кем вести диалог, дискуссию и полемику, да?

Н.М.: А такой же коммерческий банк, как и все остальные.

Ведущий: Понятно. Здравствуйте. Алло.

Слушатель: Алло. Здравствуйте. Валерий. Пермь. Я вот по поводу повышения ставки кредита банком. Конкретно КМБ банк. Это банк содействия малым предпринимателям. Они увеличили ставку. Если я раньше брал кредит у них под 18 процентов, они увеличили его до 22. Правильно ли это? И как с этим бороться?

Ведущий: Понятно. Спасибо вам за вопрос.

Н.М.: Значит, здесь стоит обратить внимание… если вы берете кредит, как потребитель, то есть, как физическое лицо, для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то здесь работает правило статьи 310-й Гражданского кодекса. То есть, что односторонние изменения условий не допускаются. В том же случае, если вы предприниматель или юридическое лицо, и берете кредит для предпринимательской деятельности, то, если в вашем договоре предусмотрена возможность увеличения процентной ставки со стороны банка, то здесь все законно.

Ведущий: То есть, что называется, читайте договор.

Н.М.: Все верно.

Ведущий: 15 марта - всемирный день защиты прав потребителей. У вас праздник сегодня профессиональный?

Н.М.: Да, получается так.

Ведущий: Наталья, я вас поздравляю с праздником. Я думаю, что наши слушатели присоединятся к этому. Итак, 15 марта, всемирный день защиты прав потребителей. У нас сегодня в гостях была зам.начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Наталья Мущинкина. С праздником не только вас, но и всех ваших коллег. Говорили мы о защите прав потребителей в сфере оказании я финансовых услуг. И последний у меня к вам вопрос. Кто-то не успел, кто-то не дозвонился, не достучался. Как с вами связаться?

Н.М.: Можно подходить в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю – Куйбышева, 50. Приемные часы у нас с 10 до 12 каждый день. Также можно обратиться по телефону 239-35-53. Или подойти в консультационный центр по адресу Куйбышева, 50а.

Ведущий: Ну, что ж, прекрасно. Вы в свою очередь приходите к нам в гости, дорогу не забывайте. Сами видите, накал присутствует. И вопросов к вам очень много.


Обсуждение
22540
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.