Верхний баннер
09:34 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 14 июля 2010

Александр Болонкин на «Эхе Перми».

Александр Болонкин на «Эхе Перми».

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Это пермское «Эхо». У микрофона Роман Попов. Антон Мелехин для вас трудится за звукорежиссерским пультом. И представлю сегодняшнего гостя. У нас в эфире Александр Болонкин, советско-американский ученый, доктор технических наук, профессор. Александр Александрович, здравствуйте.

Александр Болонкин: Здравствуйте.

Ведущий: Александр Александрович, вот, если позволите, я начну с небольшой биографической справки, потому что мне почему-то кажется, что некоторым нашим слушателям было бы неплохо пояснить. Итак. Доктор технических наук, профессор, специалист в области авиации, космонавтики, математики и компьютерной техники. Выпускник Пермского авиационного техникума имени Швецова, Казанского авиационного института, Киевского университета, аспирант Московского авиационного института, соответственно, кандидат наук, доктор наук. В МГУ, да? Вернее, в МАИ докторскую защищали?

А.Б.: Докторскую я защищал в Ленинградском политехническом институте.

Ведущий: Все понятно. Работали в самолетостроительном ОКБ Антонова, ракетном ОКБ Глушко, преподавали в МАИ, МАТИ, МВТУ. В 1972 Александр Александрович был арестован за распространение произведений Сахарова и Солженицына. 15 лет лагерей и ссылки. Затем 87-й год, выезд за границу. И уже начинается ваша штатовская карьера. В Штатах Александр Болонкин преподавал в американских университетах, работал старшим научным сотрудником в НАСА, в научных лабораториях ВВС США. Стал автором более 170 научных трудов и 17 запатентованных изобретений. Семнадцати?

А.Б.: Да. И еще в настоящее время патентуется, наверно, около пяти или семи, вот так вот.

Ведущий: В области космонавтики предложил и разработал теорию кабельного запуска космических кораблей и спутников, гиперзвукового космического пускателя, кинетического анти-гравитатора, многоотражательных двигателей, кинетических космических башен, электростатического паруса, прямоточных космических двигателей, тросовой авиации. И вот у меня дальше стоит - «и так далее».

А.Б.: Да. Более 170 научных трудов и книг.

Ведущий: Член Совета Директоров Международного Космического Агентства, Председатель секции Космических Полётов, участник целого ряда Международных Форумов и Общеамериканских конференций, Президент Международной Ассоциации бывших советских политзаключённых и жертв коммунистического режима. Ну, и помимо прочего, в марте этого года один из, не авторов, наверно, все-таки, один из подписантов обращения российской оппозиции «Путин должен уйти». Все верно? Вот такой человек у нас в гостях. И времени 23 минуты на все про все. Я не знаю, о чем вас спрашивать, правда. Потому что… вот вы в 15 часов будете у нас в Политехе, в ПГТУ, общаться, я так понимаю, будете и с преподавательским корпусом, наверно, со студентами, тоже, да.

А.Б.: Ну, это как они организуют.

Ведущий: Там уж как получится. И там вас завалят огромным количеством вопросов по вашему, собственно, профилю. Так как я бесконечный дилетант в области науки, то я буду задавать дилетантские вопросы. Александр Александрович, скажите, я правильно понимаю, что у нас противостояние Советский Союз – Штаты не превратилось в противостояние Россия – Штаты в области космических научных открытий?

А.Б.: Да, совершенно верно. После того, как развалился Советский Союз, и прекратилось интенсивное финансирование космической и авиационной промышленности, оборонной промышленности, собственно говоря, наша космическая промышленность застыла на уровне вот года, когда развалился Советский Союз. Я имею в виду наша российская космическая промышленность.

Ведущий: У нас в России существуют ли какие-нибудь технические, научные разработки, которые могут быть сопоставимы со штатовскими, или китайскими, или, может быть, даже опережать?

А.Б.: Ну, я, собственно говоря, знаю одну такую разработку. Когда я работал у Глушко начальником отдела надежности ракетных двигателей, то мы создали двигатели, которые по своим характеристикам не только сопоставимы, но даже и несколько выше американских ракетных двигателей. Американцы даже закупили некоторое количество этих двигателей. Вот это единственная область. То, что касается остальных областей, то там, ну, значительное отставание.

Ведущий: Если мы будем говорить о космической теории, уж простите меня за дилетантскую формулировку, то есть, о той части космической науки, которая не применима прямо сегодня на практике. Как обстоят дела вот с теоретическим направлением в России и в Штатах?

А.Б.: Ну, это небо и земля. В том плане, что в России фактически после развала Союза теоретические исследования фактически прекратились, потому что стало очень трудно с публикациями, потому что ученые попали в трудное материальное положение, потому что очень многие стали уезжать на запад. В той же Америке сейчас работают десятки тысяч бывших советских специалистов. И поэтому Россия… если раньше по теоретическим исследованиям она как-то была сопоставима с Соединенными Штатами, то, к сожалению, в настоящее время она отстает ужасно.

Ведущий: Скажите, вот, когда вы говорите «отстает ужасно», вы имеете в виду какой-то солидный провал, который можно еще там, не знаю, каким-то образом преодолеть, догнать? Или вы имеете в виду настолько кардинальное отставание, которое уже непреодолимо при, вот я не знаю, условно, при нашей жизни?

А.Б.: Видите, это отставание, действительно, очень кардинальное. Чтобы его преодолеть нужно ни год, ни два, ни пять, и, может быть, даже, ни десять лет. Нужны очень большие финансовые вливания. Нужно большое изменение отношения к ученым, потому что… Вот смотрите. Российские ученые даже боятся сотрудничать с американскими учеными. Они боятся того, что ну… новое, у вас там не КГБ, сейчас ФСБ…

Ведущий: ФСБ, да.

А.Б.: Да, обвинит их в шпионаже. Хотя… ну, нечего красть в России сейчас по космосу, по вопросам науки, практически нечего. И поэтому вот эти фабрикации дел, около десятка ученых российских посадили, якобы, за шпионаж, сказывается страшно отрицательно и на самих российских ученых, и на имидже России среди мирового научного сообщества.

Ведущий: Александр Александрович, скажите, а если говорить о противостоянии стран в области космической науки, и о России, которая из этого противостояния, получается, стала отодвинута за скобки, осталась ли борьба кого-то с кем-то? С кем враждуют Штаты? Хорошо, соперничают. С кем соперничают Штаты?

А.Б.: Штаты сейчас соперничают с Китаем. Китай выдвинул очень амбициозную программу высадки китайца на Луну, чем одно время даже испугал американцев. Они тоже стали думать о том, что, если Китай хочет еще на Луну, не слетать ли нам еще один раз на Луну. Ну, в настоящее время они посчитали, что это очень будет дорого, это не стоит. И НАСА решило сосредоточиться на исследовании просто других планет. То есть, не вступать в эту новую космическую гонку уже с Китаем.

Ведущий: Скажите, мне всегда это было интересно, я понимаю принципиальность первого полета в космос, я понимаю принципиальность первого шага человека по Луне. Принципиальность я понимаю. Скажите, а вот научная составляющая какая-то, инновационная составляющая в этом поступке, в этом желании китайцев есть?

А.Б.: Я думаю, что очень маленькая. Это чисто политическое решение. Чисто решение показать, что Китай является великой космической державой.

Ведущий: «Браво вашему гостю», - пишет Евгений. – Как бывший инженер подтверждаю, в России нечего красть из интеллектуальных разработок». Кстати, у нас очень часто в последнее время говорят про инновационные взрывы, про приток мозгов, про создание новых центров. Вы про Сколково слышали?

А.Б.: Да, да, безусловно.

Ведущий: Оцените.

А.Б.: Ну, очень бы хотелось, чтобы это не была какая-то новая пропагандистская кампания, чисто пропагандистская, потому что не так просто сейчас восстановить то в науке, в российской науке, что было потеряно. И нужны очень большие усилия, и большие финансовые влияния. А самое главное – нужно изменить отношение к ученым и к научным исследованиям, те, что еще сохранились в России с советских времен.

Ведущий: Изменить отношение – это как? Денег дать?

А.Б.: Видите, как… Изменить, я имею в виду следующее, что те же российские ученые, они боятся, в общем-то, особо сотрудничать, боятся того, что их, ну, новое КГБ, какое у вас тут существует, оно обвинит их в краже российских секретов. Хотя красть я считаю, что здесь нечего. И поэтому и они боятся. И это охлаждает и иностранных ученых как-то сотрудничать с российскими учеными, вот эта боязнь. Ну, будем надеяться, что все-таки новое российское руководство как-то преодолеет старые советские комплексы, и будет относиться к ученым и к их сотрудничеству так, как это принято в международном сообществе между развитыми странами.

Ведущий: 261-88-67 – телефон прямого эфира. 404582017 – наше эфирное ICQ. Ну, что, друзья, я вас просто прошу формулировать вопросы более четко и кратко. Времени-то мало. Здравствуйте, алло.

Слушатель: Бессонов. Четко формулирую. Уважаемый профессор, вы совершенно правы. Но почему в 90-е годы, когда Ельцин рушил науку, вы молчали?

Ведущий: Спасибо. Почему вы молчали в 90-е годы?

А.Б.: В 90-е годы я сидел в тюрьме, как политзаключенный.

Ведущий: В 90-е?

А.Б.: Нет. Я в 88-м уехал. Я уже был в Соединенных Штатах.

Ведущий: И уже активно работали там?

А.Б.: Да, безусловно.

Ведущий: В Пермь вы приехали, кстати, по приглашению ПГТУ? Тут спрашивают по ICQ.

А.Б.: Меня, да, пригласил советник председателя правительства Чиркунова Анастасия Тюрина приехать и выступить здесь, ну, повидать и посмотреть, что у вас делается в этом плане.

Ведущий: В авиатехникум уже заглянули?

А.Б.: В авиатехникум – нет, только около, потому что там сейчас никого нет.

Ведущий: Планируете зайти в гости?

А.Б.: К сожалению, у меня осталось всего два дня. Наверно, не смогу. У меня вот сегодня встреча в политехническом университете, завтра в классическом университете, а послезавтра я должен уже уезжать в Москву.

Ведущий: Добрый день. Алло.

Слушатель: Здравствуйте. У меня вот вопрос тоже такой по космонавтике. Скажите, пожалуйста, вы хорошо разбираетесь, поскольку вас так представили. Почему вот 70-е-80-е годы, до перестройки, когда много денег давали на космос, Советский Союз не запускал автоматические аппараты к дальним планетам? Ведь американцы очень много этого сделали, и очень большую славу на этом поимели.

Ведущий: Спасибо.

А.Б.: Дело в том, что советское руководство расценивало любой полет с чисто пропагандистской и политической точки зрения. Их, собственно говоря, наука не интересовала. Их интересовало, чтобы быть первыми в областях, которые имеют большой политический эффект. Первыми - спутник, первыми запустить человека в космос, первым быть выход в открытое космическое пространство, первая чтоб женщина-космонавт. То есть, то, что имеет огромный политический, пропагандистский резонанс. А наука… Это для них было, как до лампочки.

Ведущий: Константин спрашивает: «Стоит ли не отличнику в учебе идти в науку? Как вы учились?»

А.Б.: Я был круглым отличником, начиная с 4-го класса. Ну, стоит ли идти в науку? Это зависит от отношения правительства к науке в своей стране. Если оно активно поддерживает науку, и активно содействует развитию, то, конечно, стоит идти. Это очень интересная область и очень перспективная. Я считаю, что весь прогресс человечества сейчас ускоряется, и весь он будет зависеть от науки. Поэтому, если вы хотите принести, действительно, большую пользу для своего народа, для человечества, имеете для этого упорство и способности, то лучше всего идти в науку. Но, правда, я скажу, что судьба ученых часто, она требует такого гигантского напряжения, и такой отрешенности, порой, от обычной житейской жизни, что она не легка. Даже если он и хорошо обеспечен.

Ведущий: «Когда появляются деньги, заканчивается чистая наука». Так ли это?

А.Б.: Да я бы не сказал, что это так. Видите, даже те вот богачи-миллиардеры в Америке, которые стали, заработали огромные миллионы и миллиарды, они начинают заниматься благотворительностью, и довольно широко, по сравнению с российскими. Российские, вообще, еще, по-моему, к этому не приучены. Но, к сожалению, поскольку они не понимают в науке, то они это жертвуют голодным в Африке, на лечение СПИДа, и прочих таких вещей. Хотя я считаю, что если бы они эти деньги вкладывали в развитие науки, то это для человечества было бы в десятки, в сотни раз более полезно, потому что новые ???????? (неразборчиво), они бы стали приходить и быстрее, они коренным бы образом меняли всю нашу жизнь.

Ведущий: Вам задают абсолютно некорректный вопрос, но я его озвучу. «Сколько зарабатывает американский ученый в вашей области?» А я бы попросил еще сопоставить примерно уровень жизни американского ученого и уровень жизни его коллеги из России.

А.Б.: Ну, я могу сказать, что заработки очень разные в Америке. Я просто назову то, что получают в Америке, а вы сопоставьте уже сами с российскими своими заработками. В общем, если человек только что кончил университет и ассистентом работает, то его заработок может быть порядка 60, 70, 80 тысяч в год, долларов, конечно. Ну, а то, что касается профессоров, то он может иметь и 100 тысяч, и 120 тысяч, а есть и под 200 тысяч, которые получают. Но этот заработок в значительной мере зависит от его научной деятельности, от его научной разработки. Если он сделает такую разработку и запатентует, которая пойдет… широкое применение найдет, то он может заработать и значительно больше.

Ведущий: Реально ли при смене правительственного курса, при смене отношения к науке в России просто переманивать к нам в страну ученых?

А.Б.: Это реально, вполне реально. Так как китайцы, например, даже своих китайских ученых, ну, студенты приезжают, учатся, и не хотят уезжать из Америки, начинают работать в Америке. Чтобы заманить их обратно они устанавливают им американские зарплаты. И идут на это. И десятки тысяч своих бывших соотечественников они привлекли обратно в Китай. Я думаю, что и Россия, ну, я не говорю, там, чисто об американских заработках, чтобы были. Но если были бы такие заработки, которые позволяли прилично жить, иметь квартиру и так далее, ну, жить нормально, то, наверно бы, многие наши ученые, многие наши инженеры, те, что уехали, они бы могли вернуться с американским опытом, и быть полезными для России. Очень даже полезными.

Ведущий: Вернемся к космосу. Скажите, в каких направлениях сейчас движется космическая наука? Ну, вот так, чтоб было понятно для людей не сведущих. Куда смотрят учены?

А.Б.: Ну, видите, сейчас очень много говорят о полете на Марс. Я хотя и сам работаю в космической области, и, как бы, заинтересован в этом, но я могу сказать одно, что это, в общем, чисто политическое решение. Мы знаем, что на Марсе пустыни, камни, и ничего такого, чтобы коренным образом изменило нашу жизнь, и двинуло вперед, ну, жизнь на Земле, там нет. Поэтому тратить такие гигантские средства, это очень большие средства. Это не то, что полет на Луну. Это в десятки, может быть, даже сотни раз дороже. С моей точки зрения пока преждевременно. И я бы сказал нам больше сосредоточиться надо на новых методах космического запуска и космического полета. Я, например… вот четыре года тому назад была опубликована моя книга – «Безракетные полеты в космос», где я предлагаю около десятка и, может быть, полутора десятков новых способов, которые в десятки раз дешевле, безракетных полетов, и которые позволят и в космос летать, и коренным образом изменить человеческую жизнь.

Ведущий: Скажите, а вы фантастикой увлекаетесь?

А.Б.: Ой, очень в свое время. А сейчас я выдвигаю такие проекты, которые для обычных слушателей, для обычных читателей звучат совершенно фантастически, совершенно невероятно. И которые, действительно, я уже в возрасте, может, мне осталось жить немного, мне хочется оставить эти идеи, которые изменят человеческую жизнь. Ну, начиная, например, от бессмертия человека и кончая тем, что, вот, допустим, Сибирь и ваш холодный район преобразовать в субтропики, цветущий сад, где будет вечное лето.

Ведущий: То есть, вы еще и климатолог немножко.

А.Б.: Ну, изменение окружающей среды, будем так говорить. Климатолог, да.

Ведущий: Вас спрашивают, я не знаю, что это за слово. Вас спрашивают про некие фракталы. Что это?

А.Б.: Про что?

Ведущий: Фракталы. Вот что написали, я то и прочитал.

А.Б.: Ну, я не очень представляю, что он имел в виду. Может быть, я уже забыл русский язык.

Ведущий: Я тоже не представляю, я поэтому и не комментирую. Давайте вернемся к фантастике. Вот скажите, у вас любимый фантаст кто был?

А.Б.: Ну, любимым моим фантастом в свое время были братья Стругацкие. Жюль Верн был.

Ведущий: Скажите, вот из братьев Стругацких вот что-то сбудется? Вот, не знаю, в ближайшие лет 50?

А.Б.: Ну, не знаю, как насчет братьев Стругацких, но вы хорошо знаете из того, что предсказывал Жюль Верн, очень многое сбылось.

Ведущий: Да и Беляев тоже неплохо предсказывал в свое время.

А.Б.: Да, да, да. И появились подводные лодки, которые совершают кругосветные путешествия, и появились летательные аппараты, способные совершать кругосветные путешествия. Единственное, в чем он ошибся, но это чисто техническая ошибка, он, поскольку не знал, и я помню, у него было произведение «Из пушки на Луну». Что это, действительно, для человека неосуществимо. Хотя, в принципе, допустим, летательные аппараты, выдерживающие очень большие ускорения, можно забрасывать не только на луну, в космос, и даже на другие планеты. И я, в частности, это разрабатываю в своей книге «Безракетные полеты в космос», которую читатели могут найти в Интернете.

Ведущий: Ну, что же, Александр Александрович, вы меня простите. Во-первых, у нас уже сейчас будут федеральные новости. Во-вторых, мы толком и не поговорили, потому что за 25 минут это сделать сложно. В-третьих, я благодарю вас за то, что вы вообще нашли время и пришли к нам в гости. Через полчаса Александр Болонкин, я так понимаю, уже будет у нас в Пермском государственном техническом университете. В 15 часов у вас встреча. Александр Болонкин ненадолго заглянул в гости к пермскому «Эху». Советско-американский ученый, доктор технических наук, профессор, специалист в области авиации и космонавтики, математики и компьютерной техники, а как мы уже теперь поняли, еще немножечко фантаст, климатолог и просто хороший человек. Спасибо вам.

А.Б.: Самые наилучшие пожелания всем моим землякам пермякам.


Обсуждение
102129
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.