Верхний баннер
12:59 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 29 июля 2010

Сергей Старостин и Андрей Котов на «Эхе Перми».

Ведущий: Это «Эхо Перми». Мы начинаем наш прямой эфир. У микрофона Евгения Романова. Впервые в Перми вчера на одной сцене дали концерт Сергей Старостин, известный собиратель и исполнитель аутентичного фольклора, участник многих фестивалей «Камва» и Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Также лидер группы «Аукцион» Леонид Федоров и легендарный контрабасист Владимир Волков с философско-музыкальным проектом «Душеполезные песни на каждый день». Сегодня у нас в студии Сергей Старостин. Здравствуйте.

Сергей Старостин: Здравствуйте.

Ведущий: И Андрей Котов. Здравствуйте.

Андрей Котов: Здравствуйте.

Ведущий: Поговорим мы сегодня и о русском фольклоре, как он жив, как он перевоплощается в веке 21-м, и о музыке. Андрей Николаевич, чтоб познакомились слушатели, кто знает, кто не знает, как начинался ваш путь музыканта? Прямо вот родились музыкантом? Как вот вы чувствуете? Бывает, что, знаете, люди заканчивают какой-нибудь авиастроительный, а потом в 30 начинают петь, музыку писать.

А.К.: Ну, да, родился музыкантом, могу сказать. Ну, могу сказать, что когда мне было 3 года, меня мама клала под рояль или на рояль, потому что она три раза в неделю занималась в оперном, в оперной студии, два раза в неделю занималась в эстрадном оркестре. То есть, девать меня было некуда, и она меня куда-то откладывала с собой. И я в результате все это впитывал собой. К шести годам я знал наизусть «Евгения Онегина» и «Пиковую даму», а также все песни Арно Бабаджаняна, слушал группу «Битлз», и так далее, и так далее.

Ведущий: Битломаном были.

А.К.: Нет, битломаном не был. Мне в шесть лет не нравились «Битлз». Я предпочитал Чайковского, Бородина, как-то вот в эту сторону.

Ведущий: То есть, там в шесть лет, в семь лет – мама, включи мне Чайковского.

А.К.: А зачем? Я сам пел. Мне не нужно было включать. Я просто пел. А потом хор, оркестр, музыкальное училище, институт. В 78-м году попал в ансамбль Покровского, проработал с Покровским практически до 98-го года. С 98-го года он мне сказал: «Хватит тебе сидеть. Давай иди, делай свой ансамбль». И я собрал ансамбль «Сирин». Вот уже 20 лет руковожу ансамблем «Сирин». Занимаюсь древней русской духовной музыкой, духовными стихами. Вообще традиции духовного пения и осмысление духовной музыки, скажем так. Не современной и не музыки 19-го века. А меня интересует как раз именно древняя культура и связь духовной музыки и традиционной культуры. Вот и все.

Ведущий: Сергей Николаевич, у вас родители тоже были музыканты? Как-то отношение имели к музыке?

С.С.: Ну, отец, скорее, если говорить про него, то он имел отношение к музыке, но к деревенской. Он очень был музыкально одарен, хотя это не было его профессией.

Ведущий: Он собирал фольклор, нет?

С.С.: Нет, они ничего не собирал.

Ведущий: Просто пел.

С.С.: Да, он просто был выходцем из деревни, работал он на железной дороге. А вот все то лучшее, что в деревне он приобрел, включая, так сказать, вот эту музыкальную какую-то составляющую, то вот с ним жило. У него был прекрасный голос, он играл на гармошке. Бабушка у меня тоже деревенская, тоже пела и помнила песни. И все это каким-то образом на меня повлияло.

Ведущий: Края какие? Родина-то где ваша?

С.С.: Моя родина поселок Одинцово Московской области. Это где я родился. А вот родители мои выходцы из Тульской и Тамбовской.

Ведущий: А то, что вот вы родились в Подмосковье, как-то отражается на музыке? Я так понимаю, что фольклор набирали вы с экспедиций, и ездили. Вам больше какой край, вот где вы больше полюбили бабушек с песнями?

С.С.: Ой, даже не могу сказать. Я просто могу признаться в любви всем людям, которые со мной поделились своим багажом, музыкальной своей мудростью, потому что не могу выделить среди них. Они все настолько уникальные, те, которые мне встречались. В основном я говорю, конечно, о мастерах. Потому что много просто хороших людей, помнящих, там, поющих, и так далее. Но есть мастера, которые не часто тебе встречаются на пути. Вот они встречались в разных областях. Это и Смоленская, и Тверская, и Курская, и Орловская, и Белгородская, конечно же.

Ведущий: Ну, прежде всего, какой был толчок ездить в экспедиции фольклорные? Я знаю, насколько… вот у нас есть ПГУ, есть филфак, им нужно, как отработка на историческом факультете археология, им нужно съездить где-то покопать, так у филологов нужно съездить и вот музыку собирать. Кто-то съездил и забыл, а у кого-то это на всю жизнь осталось.

С.С.: Ну, импульс, видимо, почва моя вот какая-то человеческая, да, она была готова к принятию вот того зерна, потому что то, что было бабушкой и отцом в меня вложено, причем, не каким-то специальным образом, а естественным, просто мы жили вместе, и в одной среде варились. И я все это слышал. И в праздниках принимал участие, и слышал эту гармошку, и слышал припевки и какие-то народные песни. И почва моя была готова. И хотя я занимался потом академической музыкой долгие-долгие годы, когда ситуация свела меня впервые с фольклорной экспедицией, то есть, я поехал в фольклорную экспедицию за песнями без всякого какого-то умысла, без всякого даже сопоставления, что это может быть вот примерно то же, что давали мне мои родители. Но просто одно дело, когда это в искусственной среде городской, а другое дело, когда это вот у себя, да, вот в той естественной деревенской среде, где оно должно жить. Вот когда я поехал и услышал это впервые на Рязанской земле, у меня что-то какое-то произошло переключение в сознании. Я понял, что это вот то, чем мне, наверно, хотелось бы заниматься.

Ведущий: Андрей Николаевич, а я подумала, почему в деревне русские так много пели? Вообще, такие музыкальные люди-то были. Не все талантливые рождались, не все музыкантами рождались. Как ни спросишь бабушку какую-нибудь, так она поет. И замечательно поет.

А.К.: Так это нормально. Ведь дело в том, что пение, сам процесс пения, что такое пение? Это национальное общение людей, вообще говоря. И умение петь – это умение эмоционально себя открывать для другого человека. Независимо… то есть, есть в деревне люди, которые поют просто, есть в деревне люди, которые поют сложно. Это уже зависит от уровня человеческой организации. Но традиция, певческая традиция, именно совместного переживания, она, собственно, и определяет песню в деревне. Вот для нас песня это некий авторский текст, который нужно выучить, выучить мелодию, не ошибиться в словах, и так далее. В деревне песня - это вот люди собрались вместе, вот какие эти люди есть, какое у них сегодня состояние, какое у них сегодня желание, чего они хотят – все это они выражают в песне. А тексты и мелодии песни передаются из поколения в поколение. И для них важно не столько текст, хотя он, конечно, важен, сколько как прожить эту песня сейчас. И она каждый раз бывает новая. Там нет понятия импровизации, не дай бог. Там есть понятие проживания. Так же, как в жизни ничего не повторяется. Каждое мгновение проживается. В пении оно проживается каждым человеком. И этим, собственно, отличается аутентичный исполнитель от любого очень хорошего имитатора, потому что любой человек, выучивающий бабушкину песню, изображающий, как это там тонко поется, пока он не сделал этот текст своим, он все равно имитатор. А эта бабушка или дедушка, или просто любой человек, выходит, он поет так, как он сейчас живет. И ему совершенно абсолютно все равно, чем это является для других.

Ведущий: Бабушки и дедушки, которые поют в деревнях, как они воспринимают таких, «варягов», что ли, иногородних, приезжих? Вот они с радостью делятся?

С.С.: Да делятся, конечно.

А.К.: Они очень щедрые люди. Невероятно щедрые.

С.С.: А потом, они понимают, что, в принципе, это духовное здоровье. И, вообще, когда человек поет, он не может плохо думать. Это ведь очень связанные вещи, понимаете. Сразу как-то пространство очищается.

Ведущий: Только о хорошем думает.

С.С.: Несмотря на всякие, так сказать, самые страшные сюжеты, которые могут встречаться в песнях, неважно совершенно. Они несут в себе все равно свет. Они несут в себе очень сильное жизненное такое начало. И вообще, пульсацию. Человек здоровеет, когда он поет. Это даже сами старики отмечают. Уже все, уже все болит, отваливается, ноги уже не движутся. Стоит только вот встретиться, попеть… Ох, боже мой. Сами признаются, прямо ожил, прямо, как будто вот там 5-10 лет сбросил. Попел, вот оздоровился.

Ведущий: Сейчас исполняли песню Сергей Старостин, известный собиратель, исполнитель аутентичного фольклора и Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Они сегодня у нас в гостях. Они приехали на «Камву». Вчера выступали с проектом «Душеполезные песни на каждый день». Это песня про Ивана, я так для себя ее назвала. Вчера она была, или она из другого проекта?

С.С.: Нет, ее не было. Не то, чтобы из другого… просто другой вариант был этой песни. Это другой был вариант песни, которую мы поем вдвоем.

Ведущий: Я понимаю, что глупо спрашивать поэтов, о чем стихи, и в то же время, о чем эта песня? Когда слушаешь, вот я слушаю музыку, я пытаюсь осмысленно не думать. То есть, я ухожу так на волны музыки. И теперь я спрашиваю – о чем же песня?

С.С.: Ну, о чем? Ну, обычная песня-переживание. Куда ты отъезжаешь от меня, дорогой мой друг? На кого ты меня оставляешь? С кем я буду зиму зимовать, с кем я буду лето красное встречать? Встрень-ка, дорогая, одна. Погуляй в моем саду без меня. Ну, вот. Как бы, будь готова к разлуке. Переживи все эти, и, может быть, так сказать, когда-то, если ты останешься на той же волне, может быть, мы когда-нибудь встретимся снова и будем вместе.

Ведущий: В русской народной музыке есть темы, которых не касались? Вот так подумать, то касаются всех событий в жизни – свадьбы, похорон.

А.К.: Я могу сказать. В фольклоре вы не найдете ни одной песни о смысле жизни. Зачем я живу? Знаете, как у нас вот…

Ведущий: Что делать?

А.К.: …в литературе. Что делать? Кто виноват? Вот таких вопросов нет.

Ведущий: Почему, вроде бы, да?

А.К.: Ну, потому что все ясно.

С.С.: Смысл-то всегда был от рождения, он был понятен смысл этой жизни. И он, как бы, наследовался этот смысл. К нему что-то еще прибавлялось. Но что о нем было рассуждать? Есть предначертанный путь, есть начало, есть конец, есть, как бы, канонические какие-то вещи в жизни человека, которые он должен пройти этапно. А всякие аномалии…

Ведущий: Просто живи, смиренно живи.

С.С.: Живи, да. Просто живи. А че, какой смысл искать? Мудрствовать? Мудрствование никогда никого не приводило ни к чему хорошему.

Ведущий: Однако, вот «Душеполезные песни на каждый день» смотришь по названию песен, о смерти, в основном, о смерти, грустные песни.

С.С.: Да почему они грустные? Это надо поменять отношение просто.

Ведущий: Ну, хорошо, там, духовные стихи. Когда говоришь «духовные стихи» - о, ну, это о смысле жизни, о ценностях.

С.С.: Да не о смысле это жизни, не во всех.

А.К.: Ну, в общем, нет, ну, о смысле тоже. Почто живешь, человече? Вообще, говоря, что такое духовные стихи? Мы совершенно… действительно, нас пугает название «духовные стихи». Но это такой филологический термин, на самом деле. Это песня, песни, в которых существует Господь, в которых существует бог. В той или иной форме это либо диалог с ним, либо рассуждение о жизни и смерти, либо рассуждение о грехе, либо рассуждение о рае, рассказ о святых, рассказ об отношении к жизни через то, что мир создан богом. То есть, это не обязательно какой-то вот такой назидательный прямой текст. Они, действительно, очень разные. И этот жанр, существовал… очень был распространен, естественно, потому что, ну, для страны, где все люди верили, это было нормально. А с другой стороны, духовные стихи – это невероятно интимный жанр, потому что, ну, мы с вами можем поговорить о любви, мы можем с вами обсуждать даже какие-то интимные подробности личной жизни. Но очень редко человек говорит о … с другим человеком начинает обсуждать свои грехи, например. Или начинает говорить о том, как он боится смерти по-настоящему, или, вообще, что будет за гробом, и так далее. Это очень внутренняя тема для человека. Так вот, духовные стихи - это песни, которые, так или иначе, обращаются к этим темам в каждом человеке.

С.С.: Можно даже проиллюстрировать. Я не люблю, правда, это слово. Можно спеть, к примеру, «Кукушечку», которая… как раз там все ясно, все так открыто, и очевидно… Вот, собственно говоря, когда человек снимает с себя вот эту вот маску все… ну, как сказать, всемогущества, да, он не всемогущ человек.

Ведущий: Песчинка.

С.С.: Он песчинка в этом океане, да. Но с Богом он силен. Вот собственно об этом. Вот только там, у Бога он может найти это утешение душе, потому что ничего, опять же, как бы, если обращаться к этому проекту, там есть такой духовный стих «Грешный человече», обращаться, то ничего человеку, по сути, не надо. Ведь остается когда он… встает он перед своим, так сказать, уходом, ни золото он с собой не унесет, ни золотые одежды, ему ничего не надо, понимаете. Он должен просто уйти с чистой душой. И. соответственно, вся жизнь, которая… человеческая, она как-то и должна проходить соответственно, наверно, с этим представлением. Другое дело, что мы не можем. Ну, конечно, мы искушаемся, мы погружаемся в самые разные, так сказать, ситуации жизненные. Жизнь от нас требует, потому что она вот вся сегодня активная.

Ведущий: Продолжаем наш музыкальный эфир. Сегодня у нас в гостях Сергей Старостин, исполнитель и собиратель фольклора, Андрей Котов, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Объединились они в работе над проектом «Душеполезные песни на каждый день». Самое удивительное для мены было, когда я читала об этом проекте, что к вам присоединился лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров. Не иначе, как Гаркуша, называемый, воспринимался всегда исполнитель рок музыки, все поклонники, любители. А тут, на тебе, народная музыка, духовная музыка. Как это случилось, когда вот вы встретились? Или вы сто лет были знакомы, и это было неожиданно, только со стороны кажется…

А.К.: Со стороны кажется. Во-первых, мы друг друга знаем очень много лет, друг друга любим и следим за творчеством друг друга. Сережу сколько я знаю, с 80-го года, наверно?

С.С.: Ну, да, ну, мы, в общем, варимся где-то там в одном котле примерно. Просто так не происходило. Должно было прийти время определенное, когда вот возникла эта идея. Андрей предложил объединить нас вместе. И, в общем, каждый внес что-то свое в программу. И Леня тоже нашел свое там определенное место.

Ведущий: То есть, он всегда пел народную музыку.

С.С.: Он никогда не пел народную…

А.К.: Никогда он не пел народные песни. Дело в том, что, кто знает Леню Федорова, во-первых, знает, что он потрясающий композитор-мелодист. У него кроме «АукцЫона», он каждый год выпускает по одному, по два диска, вместе, кстати, вот с Володей Волковым с песнями на стихи Хлебникова, на стихи Введенского, на стихи, естественно, Озерского. У него потрясающее поэтическое чутье. Невероятно тонкая поэзия слова. Я считаю, что он один и лучших совершенно невероятных певцов в этом плане.

Ведущий: Удивительно, что после вот после того проекта, концерта он не пошел куда-нибудь на квартиру, и не устроил для пермских ребят, которые были бы счастливы…

А.К.: Были бы счастливы, да.

Ведущий: У нас есть звонок в студию. Здравствуйте. Вы в эфире. Как вас зовут? И ваш вопрос.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Вы знаете, прекрасная музыка и очень хорошая группа. Я вам хочу сказать, что от нас специально умышленно скрывают русскую культуру. И нам нужен не музей современного искусства, а музей русской духовной музыки.

Ведущий: Спасибо, Алексей Борисович. Так неожиданно.

С.С.: Действительно, такой музей русской духовной музыки или даже не музей, а нормальные площадки, нормальные проекты должны звучать в Перми. И я думаю, что с современным искусством в Перми, ну, так, слегка произошел…

Ведущий: Переборщили?

С.С..: На мой взгляд, да, перегиб такой. Я думаю, что воспринимать пермских жителей, как аборигенов, которые ничего вообще ничего не понимают, и везти сюда под видом современного искусства всякий хлам, ну, как-то это уж не очень красиво, как мне кажется.

Ведущий: Должно быть и то, и то, вы считаете. А вообще, вот можно сравнить эту «Камву» и «Камву» прошлых лет? Настроение. Вот сейчас, говорят, слухи о том, что «Камва» закрывается, хотя никаких причин, ничего не называется, и, вообще, как бы, тему не мусольте, говорят лишний раз журналистам, секреты это. Хотя, опять же, вчера на пресс-конференции кто-то проговорился, что называется. Сергей, ваше отношение.

С.С.: Мое отношение к фестивалю очень трепетное. Я несколько раз был на этом фестивале. И я вижу, что у фестиваля есть совершенно свой путь, у организаторов есть свое видение, выстраивание, вообще, концепция есть, что бывает редко. Часто фестивали просто собирают каких-то исполнителей без идеи, без концепции. Здесь есть глубокая концепция, соединение вот этого, не то, чтобы даже старого, а традиционного и современных каких-то тенденций, которые опираются на корневые какие-то источники, будь то музыка, будь то прикладное искусство, совершенно неважно. Важно то, что традиция находит свое продолжение и, вообще, свое место в душах и сердцах тех креативных людей, которых еще достаточно, слава богу, много. И вот «Камва» для меня является примером фестиваля со своим, каким-то особым лицом. И было бы очень обидно и жалко, если бы вдруг он прервал свою такую деятельность, потому что я вижу, каждый год фестиваль прибавляет и по организации, и по тому, что здесь происходит.

Ведущий: И по зрителям.

С.С.: И по зрителям, да. Он просто набирает обороты, как бы вот… Не знаю, мне будет крайне обидно, если это произойдет.

Ведущий: Ведь всегда с каждым годом кажется, что будет нового. Вроде бы их не так много групп, да, которые поют этнику. Ну, мне так кажется. Может, у меня вот узкий совершенно… Опять что-то новенькое в этом году. Вот привезли грузин, которые живут за границей. Этно-джаз грузинский. Сегодня, кстати, в 7 вечера в оперном театре. Дорогие пермяки, приходите. Мне кажется, будет зажигательно.

С.С.: «The Shin», да. Ну, грузины, вообще очень хорошие музыканты, прежде всего.

Ведущий: «Хуун-Хуур-Ту», известные музыканты…

С.С.: Мировые звезды.

Ведущий: Мировые звезды. Горловое пение. И много, много. И каждый раз что-то новое. Это бесконечный процесс? Все время будут такие группы бесконечные? И они всегда будут появляться на «Камве»? Ну, хотелось бы верить.

С.С.: Ну, а зачем сомневаться, во-первых, в этом? А, во-вторых, зачем задаваться таким вопросом? Ну, идет жизнь определенная, и формируется отношение к культуре. И фестиваль как раз способствует формированию среды. И, опять же, в свою очередь появление на свет вот таких вот составов групп, проектов, и так далее. Фестиваль является в хорошем смысле провокатором этого движения.

Ведущий: Да, и в этом смысле приходишь и смотришь, сколько придет, интересно это людям Перми. Вот вчера была на концерте. Да, действительно, зал переполнен. Перед этим был ваш концерт, в 7 вечера.

С.С.: Да, полный зал был.

Ведущий: Полный зал. Есть желание. Молодежь, в основном? В основном, люди в возрасте? Кто они, слушатели?

С.С.: Разные люди приходят, и молодежь, в том числе. И мне радостно, что молодежь подходит и потом делится, и с такими светлыми глазами подходит. И как-то трогательно все это видеть. И не то, чтобы мы занимаемся совершенно никому не нужным, не актуальным искусством. Поэтому вот всякая профанация или махание флажками по поводу современного искусства, я считаю, что это вообще не ???????? (неразборчиво). Дело в том, что мы тоже занимаемся и делаем современное…

Ведущий: Вы так говорите, как будто они вас выживают.

С.С.: …современное искусство. Но на самом деле, есть такая проблема, да. То есть, подмена. Есть проблема подмены.

Ведущий: То есть, ощущение в будущем, что в Перми будет или этника, или современное искусство…

С.С.: Этника – это такое же современное искусство. Я не знаю, насколько наш проект не смотрится, не читается, как старомодный проект. Это абсолютно актуальный, современный музыкальный проект, потому говорить о современном искусстве нельзя в одном только ключе, в одном направлении. Мы тоже являемся современным искусством. Если нам будут перекрывать дорогу, мы тоже будем за это бороться.

Ведущий: Андрей Николаевич, какие у вас ощущения вчера от концерта, от «Камвы». И я так понимаю, вы в Перми-то впервые.

А.К.: Ну, я, собственно, на «Камве» первый раз. А в Перми я был последний раз 25 лет назад, еще когда работал в ансамбле Покровского, тогда я там часто бывал. И у меня самые теплые отношения к Перми, как с совершенно потрясающей культурой городу вообще, с традицией, с историей, со всем. Я всегда очень любил Пермь. ????????? (неразборчиво). Однако на «Камву» попал вообще первый раз. Очень хорошее ощущение от людей, которые вообще принимали, от того, какая атмосфера вот внутри фестиваля. Это всегда очень важно. Ну, кого-то мы знаем, кого-то мы не знаем из исполнителей. Но мы приезжаем и понимаем, что мы находимся в одном очень нужном месте и делаем одно очень нужное дело. Публика очень хорошая была, очень теплая, очень внимательная, очень чуткая. Понимаете, когда идет концерт, я-то вообще всю жизнь пою в акустическом режиме, очень редко… вот только с этим проектом, когда мы используем какой-то микрофон и так далее, потому что мы с «Сирином» поем в акустическом режиме. А когда поешь с микрофоном, тогда какое-то время ты находишься немножко сам в себе, потому что ложная акустическая среда создана. И вот где-то минут через 15, 20 от начала концерта ты начинаешь только вот понимать, что что-то происходит. Происходит что-то или не происходит что-то? Вот вчера что-то стало происходить, и мы получили удовольствие. Ведь мы этот концерт поем четыре раза в год. Вот я посчитал специально. У нас как по сезонам.

Ведущий: По городам России?

А.К.: Нет.

Ведущий: В Москве.

А.К.: В Москве, в Питере. Вот последний концерт мы давали в городе Электроугли например, куда нас пригласили два молодых священника, собрали свой приход, и мы для них давали замечательный концерт.

Ведущий: Да, кстати, у меня тоже был вопрос. Может быть, больше популярен этот был проект у священников?

С.С.: Да нет.

А.К.: Нет, ни в коем случае. Вообще, когда мы начали петь эту программу, мы вообще, первое, что мы делали, мы стали ее петь по ночным московским клубам, на абсолютно не готовую публику. Просто, ну, представляете себе, клуб прокуренный…

Ведущий: Не представляю.

А.К.: На клубную аудиторию, ночью…

С.С.: Ну, представьте себе, что это прекрасно было.

А.К.: Прекрасные люди, неожиданно достаточно, сначала не врубались, что происходит.

Ведущий: Шок был, наверно…

С.С.: Да. А потом, ведь если ты делаешь что-то настоящее, и ты делаешь это правильно, человек тебя обязательно поймет. Или, если ему не понравится, он встанет и уйдет, или он останется слушать. Не бывало никогда равнодушных людей. И это работало. Работало и работает сейчас. Я говорю, это абсолютно актуальное, современное актуальное искусство. Мы не занимаемся этнографией, мы не занимаемся воспроизведением некоего древнего материала. Мы поем песни. Это наши песни.

Ведущий: Да. Причем, я так понимаю, вы собираете с фольклорной экспедицией какую-то музыку, тексты, но при этом пишите и сами.

С.С.: Ну, да, естественно.

Ведущий: Вот пока шли новости, рассуждали о том, насколько востребована, насколько современна этническая музыка. Все равно мне кажется, это для какой-то узкой кучки людей. Те, кто интересуется, те, кто ездил в экспедиции, когда, так или иначе, кто-то соприкоснулся и полюбил ее, и она так редко звучит на радио, она редко звучит по телевизору. Что вот мы знаем? Мы вот слышим «Ой, мороз, мороз», женщины в кокошниках, это такой стереотип, согласитесь, он так вот навязан.

С.С.: Ну, что. А чем лучше массовое? Вот мы всегда… всегда главный упрек - ну, что, это вот для небольшой кучки. Да, пускай это будет для небольшой кучки людей. Ну, я этим людям на самом деле завидую даже по большому счету, потому что то, что производится для масс сегодня и продается в супермаркетах, в том числе, и в музыкальных супермаркетах, вот эта жвачка, вот эта вот химия, я не думаю, что она приносит больше радости и здоровья. Просто люди привыкают к потреблению такого продукта, но сомнительного качества, поэтому я не считаю, что то, что делается для масс, то хорошо. И я считаю, что хорошего, достойного искусства, опять же, достойны, извините за тавтологию, избранные люди. Пускай будет так. Я соглашусь. Хотя в глубине души думаю, что то, что было создано народом, а народ все-таки у нас представлял значительные максы, да, большую часть населения, то проверено было временем, и то является и остается на сегодняшний день самым актуальным. А уж каким образом сейчас вот этот расклад существует на современном, так сказать, поле, что ли, то есть, что перетягивает на свою сторону, так называемое современное искусство, современный продукт, который предоставляется во множестве, или традиционная культура, опять же, мы, как Андрей уже говорил, мы не являемся проводниками этнографии собственно.

Ведущий: Казалось бы, вот логично. Почему нет? Как раз берете стихи и музыку оттуда, привносите ее больше в народ, где бабушки и дедушки из деревень никогда не дойдут. Но только вот деревня Кукушка у нас уж очень популярна была.

С.С.: Женя, вы понимаете, дело ведь совершенно не в том, что мы берем там деревенские тексты или тексты духовных стихов. Мы отбираем и поем те песни, которые актуальны для нас по своему содержанию, по тому, о чем в них поется, и по тому, что мы хотим рассказать Нам абсолютно неважно, вообще, к какому жанру эта песня принадлежит по большому счету.

Ведущий: Хорошо. Последний, наверно, вопрос. Какую миссию мы видите вот в своем деле? Ну, то есть, в чем смысл, в чем видите свой путь? Ну, миссия. Вот слово, оно все выражает.

С.С.: Я не буду говорить за Андрюшу. Я вижу свою миссию в спасении своей собственной души, поэтому то, что мне важно для меня, то, что для меня актуально, то я и делаю. И это мне, слава богу, каким-то образом позволяет выжить и сохранять себя. Если это еще кому-то помогает, я только рад.

А.К.: Ну, что я могу сказать. Серафим Саровский сказал: «Обрети дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Пой так, чтобы радовать. И если ты умеешь радовать, если ты умеешь по-настоящему что-то проживать, то ты заставляешь проживать вместе с тобой и человека. И человек проживает, впитывает и делает эту мысль своей. И она ему помогает жить. Вот и все.

С.С.: Ну, а радость не надо воспринимать, как смех, который у нас в программах юмористических. Здесь радость имеет какие-то очень глубокие корни и свет.


Обсуждение
69497
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.