Верхний баннер
13:55 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 04 августа 2010

Чем обернется кудымкарский прецедент?

Чем обернется кудымкарский прецедент?

Ведущий: Дневной эфир на «Эхе». В студии Олег Русских. Тема сегодняшнего разговора – ситуация, которая возникла в Кудымкаре. Надеюсь, все слушатели знают о том, что на днях 7 депутатов Кудымкарской городской Думы сложили с себя депутатские полномочия. Сделали они это, как написали в открытом письме, с целью не допустить отмены прямых выборов главы Кудымкара. Своей отставкой, коллективной отставкой эти депутаты фактически заблокировали деятельность Кудымкарской Думы, и, насколько я понимаю, по федеральному законодательству и по местному теперь Дума не может функционировать и не вправе принимать какие бы то ни было решения. Вот обо всей этой ситуации, об ее оценках, комментариях, прогнозах мы разговариваем сегодня в прямом эфире с Константином Сулимовым, политологом, членом Общественной палаты Прикамья. Добрый день, Костя.

Константин Сулимов: Добрый день.

Ведущий: Константин, давайте сначала… Оценок действий кудымкарских депутатов достаточно много. От - это благородные люди-герои до – это сумасшедшие. Вы, как политолог, вот политическая оценка того, что произошло, сформулируйте, пожалуйста.

К.С.: Нет. Кто-то из них, по-моему, даже сказал, мы прибегли к допустимому способу политической борьбы.

Ведущий: Это правда.

К.С.: Я думаю, что ровным счетом вот с политической точки зрения истолковать можно вот именно так. Они прибегли к тому способу борьбы, который сочли возможным. Он вполне там в правовых рамках существует. Они имеют право сложить с себя полномочия. Они решили таким образом достичь каких-то целей. Вопрос, каких целей, это другой вопрос. Почему, мотивы, цели – это вот можно по-разному об этом говорить. Но то, что это вполне нормальный способ борьбы, да, конечно.

Ведущий: Это корректно? В практике политической парламентской борьбы не только в России. В России это не очень распространено. В других странах подобные вещи пользуются?

К.С.: Это совершенно классическая вещь. Вот абсолютно классическая вещь. Ну, более классическая вещь, это, пожалуй, выход из коалиции правящей. Просто там две партии в коалиции, одна выходит, если не согласна с политикой. Коалиция разваливается. Вотум недоверия правительству. Роспуск парламента. Новые выборы. То есть вот она классическая схема. Здесь чуть-чуть по-другому, но логика абсолютно та же. В практике европейской политической это просто ну, там, двухвековая, как минимум, история именно такого рода действий.

Ведущий: Вместе с тем, говорят о том, что в современной российской истории таких прецедентов немного.

К.С.: Немного.

Ведущий: Есть они такие, бывали такие случаи, ну, во всяком случае, в последние десятилетия?

К.С.: Нет, они, конечно, бывали. Но вот именно, пожалуй, на уровне муниципалитетов, на уровне регионов я, пожалуй, вот так вот не припомню. Но, наверняка, бывали какие-то такие случаи. Понятно, почему это редкость. Именно потому, что у нас не достаточно вот этой коалиционной политической деятельности партийной. Она все-таки, мягко говоря, не очень развита в силу разных причин и в силу того, что партии не очень сильны и, наоборот, на некоторых уровнях там только одна партия присутствует, поэтому какой смысл там выходить. Там никакой коалиции, собственно, нет, поэтому коалиционная политика в парламентах у нас хромает на все ноги. Поэтому используются другие способы, когда группа депутатов… ну, вот мы имеем этот случай сейчас. Они просто напросто взяли и попытались лишить полномочий, точнее говоря…

Ведущий: Ну, они парализовали работу.

К.С.: Не факт. Тут все чуть-чуть сложнее, конечно.

Ведущий: Тогда растолковывайте детали, если все чуть-чуть сложнее.

К.С.: Устав самого Кудымкара я не посмотрел, просто у меня не было такой возможности. Но по закону 131-му «Об общих принципах организации местного самоуправления», который там главный закон в этой сфере, представительный орган местного самоуправления работоспособен при условии не менее 50 человек состава.

Ведущий: 50 процентов?

К.С.: Да, 50 процентов. То есть, в Уставе можно установить другую цифру, но не менее. Едва ли там установлено более. Другое дело, что для решения отдельных вопросов, как, например, внесение поправок в Устав, требуется иное – квалифицированное большинство. Поэтому парализовать работу Думы в целом, думаю, что нет. То есть, если семь… Ну, правда, там еще один какой-то, кто…

Ведущий: Там Лосев, на самом деле.

К.С.: Да.

Ведущий: Там человек переходил на работу в администрацию, и сложил с себя полномочия чуть-чуть раньше.

К.С.: Да, в начале июля.

Ведущий: Да, да, да. Отсюда и возникли разночтения в сообщениях средств массовой информации - семь, восемь, да.

К.С.: Где-то даже пять я встречал. То есть, в любом случае, там больше половины пока осталось. Что это означает? Ну, вот зависит от того, какая норма в самом уставе.

Ведущий: Хорошо. Другой вариант. Это событие вот пока без продолжения. Как вы его можете оценить с точки зрения влияния на политическую ситуацию в регионе и вне региона? Я вам сейчас поясню. Дело в том, что у нас 1 декабря юбилей.

К.С.: Да.

Ведущий: Пять лет вновь созданного субъекта федерации, то есть, Пермского края.

К.С.: Будем праздновать.

Ведущий: Имеем подарок. В виде, в той или иной степени, возможно распущенной Кудымкарской городской Думы. В виде, совершенно точно, демарша, который может быть расценен как бунт. И даже, я уверяю, могут приплести к этому какие-нибудь сепаратистские настроения.

К.С.: Ну, я не думаю.

Ведущий: Нет?

К.С.: То есть, понятно, что в заявлении, там, насколько я помню, они написали, что не исполняются те обязательства, там еще что-то. Или в заявлении этого не было, раньше это звучало. Наверно, такой подтекст и существует. Но я почти уверен в том, что резонанса, выходящего за пределы края, здесь не будет.

Ведущий: Почему?

К.С.: Таких случаев много по стране просто. То есть, проблемы с представительными органами муниципалитетов - это вот просто там специалисты знают, как их на самом деле… ну, их там много, много, много, ну, понятно, что считать там в каком-то количестве случаев, там, муниципалитетов у нас 20 с лишним тысяч, то он не может собраться, то кворум не получается, то там не могут избрать главу из состава депутатов. Таких случаев… Они есть. Специалистам они известны. И все. Больше никому.

Ведущий: И, собственно, все.

К.С.: Да, конечно. Поэтому за пределы края это в резонанс едва ли будет входить в какой бы то ни было. Более того, край, конечно, попытается всеми силами ситуацию…

Ведущий: Замазать, ужать.

К.С.: …смикшировать.

Ведущий: Нет, ну, вот «УралПолит.Ru» разразилось заголовком «Пермский край подал сигнал политической нестабильности». Вы согласны с этим?

К.С.: Нет. Я не думаю, что это так. Вот когда, например, ну, то есть, если брать не ту же форму, но та же тема, екатеринбургская Дума, Дума города Екатеринбурга, отказалась решать этот вопрос, там было голосование по изменению порядка, то есть, по внесению изменений в Устав. Екатеринбург ну, при всем уважении к Кудымкару, все-таки город другого масштаба…

Ведущий: ???????? (неразборчиво) покрупнее.

К.С.: …и другого влияния, да. Ну, и что?

Ведущий: Ну, понимаете, ситуация другая. В Екатеринбурге, насколько я понимаю, екатеринбургская городская Дума, продемонстрировала свое собственное отношение к инициативам губернатора.

К.С.: Ну, да.

Ведущий: И таким образом их совершенно спокойно выразила. При этом, там, как вы понимаете, никто заявление на стол не кидал, мандатами не швырялся, и работу парализовать не пытался. Кстати, нам вот тут пишут по ICQ. Пишет Евгений, я не знаю, откуда он знает. Он говорит о том, что в Кудымкаре для того, чтобы Дума продолжала работу, требуется две трети списочного, как бы…

К.С.: Возможно, такая норма в Уставе есть.

Ведущий: ...функционирующих депутатов.

К.С.: Вполне возможно.

Ведущий: Действительно, мы, я прошу прощения, мы не смотрели Устав Кудымкара, действительно, не получилось. Если это так, то тогда разговоры о том, что работа Думы парализована целиком, они имеют под собой основание.

К.С.: Просто вот, смотри, какая ситуация. В Екатеринбурге, они совершенно отчетливо, не все, часть, выразили отношение к инициативе губернатора. Здесь губернатор, краевые власти в этом заявлении, в их интервью, которые они давали, то, что в прессу просочилось, ничего про это нет. Там все стрелы направлены только в сторону местной администрацию.

Ведущий: Да, конечно.

К.С.: Администрации города Кудымкара. То есть, у них и претензии.

Ведущий: Нет, районы еще есть. Есть еще районные администрации. Есть администрация Кудымкара.

К.С.: Они просто не связаны между собой совсем.

 

Ведущий: Я понимаю. Есть стрелы в министра.

К.С.: Да. Но в любом случае это такие… То есть, потолок их претензий оказался не очень высок, скажем так.

Ведущий: Ну, собственно, может, это и правильно.

К.С.: Я не знаю, правильно ли это. А я бы развернул. То есть, вот ты там по поводу резонанса, по поводу политической нестабильности. Не думаю, что будет нестабильность вот в том смысле, который вот ты вкладываешь.

Ведущий: Это не я. Это средства массовой информации.

К.С.: Хорошо. Я бы сказал, что это, конечно, очень хороший знак в другом смысле, хороший знак, на мой взгляд. Совершенно точно хороший. Когда кто-то из них, по-моему, сказал, что вот те, кто подали в отставку, сложили с себя полномочия, это не те, кто, там, поднимальщики рук. Значит, есть не только поднимальщики рук.

Ведущий: Да.

К.С.: Это хорошо. Это правильно. Вот это правильно. То, что подали пример, утерли Перми нос, не утерли Перми нос…

Ведущий: Да, ну… Это уже вопрос, как журналисты назовут, знаете ли.

К.С.: Нет, это их слова, как я понимаю по поводу «утерли нос». Но то, что возможность политических действий, которые, там не под стройными знаменами, но некого осмысленного действия, которые люди сами выбирают, сохраняются? Сохраняются. И это хорошо.

Ведущий: Вот смотрите. Спрашивает нас радиослушатель. «Скажите, насколько это связано с политикой региональной администрации в отношении Коми-округа? Не является ли это выражением того, что Коми-округ в экономическом плане, здесь в кавычки взято, «загибается»?

К.С.: Ну, прямой связи я думаю, все-таки нет. Понятно, ее и не может быть. Ясно, что у этих депутатов есть какие-то вполне отчетливые цели. Их несложно интерпретировать. По крайней мере, вот в рамках там ближайшей перспективы. То есть, понятно, что перевыборы в этот самый представительный орган, Думу Кудымкара, они вскоре все равно бы состоялись. И люди просто, действительно, получают нормальный совершенно ресурс для того, чтобы снова попасть в эту самую Думу. Я думаю, что большинство из них, возможно, все, будут избираться заново.

Ведущий: И вернутся туда?

К.С.: Конечно. То есть, почти наверняка. То же самое, как многие эксперты говорят в Перми, что совершенно четко и правильно будет разыграна карта против действующих депутатов Пермской городской Думы, которые голосовали за отмену.

Ведущий: Конечно.

К.С.: То же самое будет и там. И в этом смысле у них совершенно есть конкретные собственные интересы. Это нормально. Я не представляю политику без собственных интересов. А вот связано ли это с… Ну, что значит «загибается»?

Ведущий: Вот я сейчас в продолжение задам вопрос про то, что говорили. Пишет нам Игорь. Спрашивает: «Выходит, что эти семь депутатов не являются выразителями интересов части народа, а все это лишь грызня элит».

К.С.: Почему не являются? Если народ потом за них проголосует и переизберет…

Ведущий: Значит, являются.

К.С.: Конечно.

Ведущий: А если не проголосует и не изберет, значит, не является.

К.С.: Ну, понятно, что вот такая оценка сложная. Просто, я не знаю. Полагаю, что там примерно такой же показатель по количеству людей просто в лоб спросить – вы за прямые выборы мэра или не за прямые выборы мэра, люди почти наверняка, те же 80 процентов населения Кудымкара скажут - да, за прямые. Ведущий: В первую очередь, я за деньги, скажет, наверно, население Кудымкара, или нет?

К.С.: Ну, знаете ли, это вопрос приоритетов.

Ведущий: Вот в Кудымкаре что в приоритете?

К.С.: Не знаю.

Ведущий: Деньги или выборы мэра?

К.С.: Я сомневаюсь, что население Кудымкара сильно отличается от населения Перми в этом отношении.

Ведущий: Оно беднее. Причем, намного беднее.

К.С.: Скажите это людям из бюджетного сектора или там не только из бюджетного, которые в Перми получают 5 тысяч рублей.

Ведущий: На самом деле, Костя, скажу, потому что там люди из бюджетного сектора, а их там мало, они там богатые, все остальные беднее.

Ведущий: Мы обсуждаем разнообразные политико-экономические, социальные аспекты ситуации, которая возникла в Кудымкаре пару дней назад, когда 7 депутатов Кудымкарской городской Думы отказались от собственных мандатов, протестуя против возможной отмены прямых выборов мэра Кудымкара. И насколько я понимаю пока по раскладу, видимо, на ближайшее время они своего, вроде бы, добиваются.

К.С.: Возможно.

Ведущий: Возможно. Да, мы говорим «возможно», потому что полностью ситуация нам неизвестна, мы, к сожалению, не знаем механизм…

К.С.: Но там есть еще просто судебная перспектива. По уверениям они или кто-либо еще подал в краевой суд. А в соответствии с законом суд краевой именно имеет возможность решить о том, что в нынешнем состоянии Дума городская не дееспособна. И в таком случае ее распустить.

Ведущий: Понимаете, там разницы-то, собственно, никакой. То есть, если этих семи, восьми депутатов хватает для того, чтобы парализовать работу, то есть, Дума не дееспособная до марта месяца, там будут довыборы в эти округа. То есть, вполне возможно, что эти люди снова туда взберутся.

К.С.: Нет, это просто разные вещи все-таки. Или довыборы, или роспуск Думы.

Ведущий: А есть, да, есть второй вариант, который серьезнее – роспуск Думы. Я пока вот процитирую, опять же. Есть много достаточно средств массовой информации, которые описали ситуацию. Есть много высказываний. И очень мало при этом прогнозов на действия региональной власти. Сама региональная власть… никто ничего пока не сказал.

К.С.: Ну, Новичков, по-моему, где-то…

Ведущий: Новичков обмолвился, сказав о том, что, на его взгляд, депутаты поспешили. Это все равно, что ничего не сказать.

К.С.: Ну, почему? Понятно, что… он сказал, да, что они поспешили, с кондачка, там, и так далее, и, возможно, передумают. Я полагаю, что они сделают многое для того, чтобы они передумали.

Ведущий: Это понятно. То есть, сейчас будет глобальный большой политический торг.

К.С.: Нет.

Ведущий: Нет? Маленький…

К.С.: Не глобальный большой политический торг. Это совершенно индивидуальный конкретный и с каждым разговор.

Ведущий: Политический торг.

К.С.: Когда-то он будет в виде торга, когда-то он будет в другой форме. Но разговоры, разумеется, будут.

Ведущий: Константин, а могут депутаты обратно забрать свои заявления?

К.С.: Вот вопрос, конечно, интересный. Зависит от того, в какой стадии дело. Потому что, если я правильно их понял, то есть, там прозвучало, что они направили и в избирательную комиссию, и официально. Но в самой избирательной комиссии говорят, что они ничего не получали.

Ведущий: Это говорят в нашей избирательной комиссии. Они ж направить-то должны были туда к себе.

К.С.: Ну, то есть, вот детали вот непонятны до конца.

Ведущий: А, то есть, непонятно даже, до какой стадии дошел процесс.

К.С.: Да, до какой стадии он дошел, соответственно.

Ведущий: То есть, на самом деле мы завтра, в пятницу, в понедельник можем узнать о том, что на самом деле ни только хотели подать, но не подали.

К.С.: Более того, если очень захочется ситуацию повернуть в обратную сторону, так ведь можно сделать так, что процесс, как бы, он еще и не начался.

Ведущий: То есть? Ну, то есть, сказать сказали, а ??????? (неразборчиво) слов, нет.

К.С.: Не донесли.

Ведущий: Не донесли заявление.

К.С.: Например. На самом деле будет зависеть, конечно, от… То есть, я надеюсь, что эти люди, эти депутаты 7 человек понимали, на что они идут, понимали серьезность своего шага. Он, действительно, серьезен на уровне региона, безусловно. Понимали, что с ними, как это называется, будут «работать» в кавычках. И имеют решимость дойти до какого-то предела. Другое дело, что всегда можно предположить, что часть из них, например, ни в коем случае не говорю, что так и есть, говорю, что это возможный вариант там на опыте других случаев. На этот шаг можно было пойти, чтоб как раз включиться в политический торг.

Ведущий: Ну, конечно. То есть, сам торг мог быть целью?

К.С.: Да.

Ведущий: Спрашивают, можно ли задавать Константину вопросы про ситуацию с пермскими выборами, про действия коалиции «За прямые пермские выборы? Конечно, можно задавать Константину эти вопросы. Давайте начнем с вопроса по Кудымкару. Спрашивают тебя: «Может ли эта ситуация быть проецирована и повторена в других территориях региона?»

К.С.: Да, вполне.

Ведущий: Может ли она стать прецедентной?

К.С.: Вполне допускаю. То есть, ситуация хороша именно тем, что она просто напросто… ????????? (неразборчиво) политической стабильности, нестабильности. Край не рухнет.

Ведущий: Я понимаю.

К.С.: От того, что кто либо там подаст в отставку. Но то, что это пример, то, что на самом деле такой ход возможен, да, это хорошо, это правильно. Посмотрим, как будут с этим справляться.

Ведущий: Слушайте, может быть, как-то надо депутатам показывать различные методы парламентской, внутрипарламентской политической борьбы?

К.С.: Нет. Вопрос ведь вот в чем. Означает ли это, что роспуск Думы или там ее что-либо серьезно ухудшит в жизни людей, нет, конечно.

Ведущий: Да нет.

К.С.: Нет, конечно. То есть, это никак практически на людях не скажется. Это никак не изменит их повседневное существование. Более того, вот если там по поводу мотивов, там, правильно, неправильно и так далее, людям надо учиться пользоваться тем, что депутаты что-то делают. Пользоваться. Вот, оказывается, в Кудымкаре есть депутаты там, которые могут решиться на вот такой, вполне себе достаточно радикальный шаг.

Ведущий: А каким можно пользоваться этим?

К.С.: Значит, эти депутаты вполне могут, там… им можно предъявлять претензии, их можно там просить, требовать, программа какая-то. То есть, можно пытаться сделать так, чтоб они вот уже, выдвигаясь на новых выборах, там были бы более привязаны к какому-то, не знаю, к округу своему, к избирателям своим совместно с другими. Любое обострение борьбы внутри и между вот политической элиты, политических элит, политического класса всегда дает возможность тем, кто от них зависит, и наоборот, пользоваться этим. Здесь же зависимость обоюдная. Этот политический класс зависит от избирателей, и точно так же, как избиратель зависит от них.

Ведущий: Понятно. То есть, мы имеем на самом деле некое новое количество, там, с одной стороны, новые методы борьбы внутри самих парламентов, с другой стороны некий пример для того, чтобы избиратели этим пользовались. Так что ли?

К.С.: Конечно. Просто людям давно пора понять, и они понимают, я полагаю, это в значительной степени, что, ну, да, конечно, депутаты сами по себе, да. Да, мы их избрали. Но у них есть собственные интересы, они что-то собственное делают, да. Это нормально.

Ведущий: Подожди. Хорошо. Давай по-другому. Вы, обращаюсь, говоря «вы», к Константину Сулимову как к члену коалиции «За прямые пермские выборы», вы будете использовать эту историю каким-то образом, не знаю, как рычаг, как пример, как прецедент?

К.С.: Конечно, как-нибудь мы постараемся ее использовать. Просто там от имени коалиции сейчас говорить не буду, потому что это не обсуждалось. Но вот то, что оказывается и в Пермском крае возможно добиваться целей ????????? (неразборчиво) общей струей, то это очень хороший пример. Можно будет использовать каким-нибудь образом.

Ведущий: А каким?

К.С.: Не знаю пока. У нас есть телефонный звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Василий Николаевич. Во-первых, молодцы кудымкарские депутаты. Они выразили протест не только своему мэру города, и в целом краевым властям, потому что вот это начинание безвыборной инициатива происходит от губернатора нашего Чиркунова. Основным виновником является сейчас он, потому что с объединением округа положение экономическое гораздо ухудшилось. Во много раз. Он там ничем не занимается, никаким развитием. Да и не только в Коми-округе. Он в целом по всей территории.

Ведущий: Спасибо. Мы все-таки говорим про Кудымкар.

К.С.: Он сейчас там летает, пожары тушит.

Ведущий: Да. Пожары важнее, чем мелкое политическое действо. Вот смотри, Костя, это я уж перекладываю на другой опыт, как немного, оказывается, нужно для того, чтобы заработать серьезную электоральную популярность.

К.С.: Почему немного? Вполне себе много.

Ведущий: Вполне себе нормальную смелость.

К.С.: Ну, да. То есть, вполне можно понять, что они в общем и целом поставили под вопрос собственное политическое будущее.

Ведущий: Я просто хочу сказать, что большинство депутатов, которые у нас есть сейчас в Законодательном собрании, в городских думах разных поселений, в большинстве своем себя делали во времена оные, 90-е, когда личная смелость требовалась достаточно часто. Понимаешь? И на самом деле, может быть я неправ, еще немного, и там у себя этих депутатов некоторое, правда, время будут воспринимать как героев.

К.С.: Возможно.

Ведущий: Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Николай. Вот Константин Сулимов очень правильно подметил, что кудымкарские депутаты кое-кому утерли нос. Вот это очень правильно.

Ведущий: Это не господин Сулимов подметил. Это подметили, в данном случае будем справедливы. Это подметили до него. А господин Сулимов просто вовремя процитировал. И далее что?

Слушатель: Ну, вот, дальше, значит, если будет развиваться по этому сценарию события, то депутаты очень и очень четко показали, что они на самом деле, что они представляют собой.

Ведущий: Нет, понимаете, я вот тут читаю сообщение по ICQ, спасибо огромное, и пишет, судя по нику, барышня. Барышня пишет, что ей вернули веру.

К.С.: В депутатов?

Ведущий: Да. Оказывается, они могут, оказывается, они могут влиять, понимаешь. То есть, барышня-то была полностью уверена в том, что любые представительские органы в последнее время это сборище андроидов. А вот ей кудымкарские мужики вернули веру в политические возможности.

К.С.: Кстати, я просто хочу по поводу того, что сам сказал ты там две минуты назад, по поводу смелости. Депутаты индивидуально многие смелы вполне люди, я полагаю.

Ведущий: Да.

К.С.: И в Перми, и в Кудымкаре, и так далее. Но дело немножко в другом. Дело в отсутствии практики, прецедента, привычки к публичной политической деятельности. Потому что решение вопросов, ну, то, что называется, кулуарно, через переговоры разного рода, торг, там, и так далее, и тому подобное, это такая околопубличная политическая деятельность. А вот эти решились. Вполне возможно они просто не увидели другого выхода, может быть, на публичную политическую деятельность. Чем больше таких примеров будет, тем будет лучше. И, собственно говоря, доверие к депутату будет повышаться. Другое дело, что оно обязательно потом снова упадет. Им потребуется новое политическое публичное действие, чтоб оно снова поднялось.

Ведущий: Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Здравствуйте. Бессонов Алексей Борисович. Вот сегодня ситуация – это начало конца «Единой России». Вот вспомните, как ???????? (неразборчиво) КПСС. ???????????? (неразборчиво).

Ведущий: Спасибо. Главное мы услышали, Алексей Борисович. Главный тезис, что это начало конца «Единой России». Константин, конец начала, начало конца, что это?

К.С.: «Единой России»? Ну, это еще один звоночек. Этих звонков ведь было очень много. Они знают об этих звонках. Они предпринимают серьезные усилия к выборам следующего года. Они там целую программу, и так далее, и тому подобное. То есть, ясно, что они обеспокоены. Людей новых вербуют, в смысле, в центральном аппарате для идеологической работы, в том числе. Это все есть, это видно. То есть, они понимают, что у них серьезные проблемы. Станет ли это началом конца? Все дело в том, что не все от них зависит. Зависит, в том числе, от первых лиц государства, которые, сами понимаете, в специфическом отношении к этой «Единой России» находятся.

Ведущий: Мне нравится слово «специфическое».

К.С.: Ну, специфическое. Новый вариант там имею в виду, что можно быть лидером партии, но не быть членом партии.

Ведущий: Да. Мне очень нравится такая позиция, понимаете. Можно быть мозгом партии, не будучи ее членом. То есть, это очень удачно, мне кажется. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Тут вот другой аспект. Все-таки вот этот поступок, он в каком-то смысле героический…

Ведущий: Ой, ну, уж так-то… Слушайте, ну, понимаете, ну, они все-таки не на дот, не со связкой гранат под танк-то, ну.

Слушатель: Нет, нет, я вам объясню. Зарплата депутатов очень высокая. И многие люди лезут в депутаты ради одного - ради, в общем-то, «бабок» и депутатской неприкосновенности, чтобы защитить свой бизнес. И вот так в открытую встать и уйти - это все-таки, я считаю, поступок.

К.С.: Вы знаете, какая у них зарплата?

Слушатель: Какая?

К.С.: Так вот я спрашиваю.

Слушатель: Ну, вот интересно, какая. Ну, не знаю.

Ведущий: Ну, а вы говорите, что высокая.

К.С.: Все дело в том, что там 20 человек в этой Думе по закону не более 10 процентов имеют право получать зарплату на постоянной основе. То есть, не более 2 человек из этой Думы. Не факт, что из тех отставленных кто-нибудь из них получал зарплату.

Слушатель: Второе – депутатская неприкосновенность.

Ведущий: Да нет у нас депутатской неприкосновенности. Ну, она есть, но на самом деле она снимается. И вон там несколько дел по депутатам Заксобрания это показывает.

Слушатель: И, тем не менее, все-таки статус депутата и статус рядового гражданина резко отличаются.

Ведущий: Ну, конечно.

Слушатель: Если рядовой гражданин пишет заявление в милицию, допустим, что данный человек принадлежит к УПГ, ему дают отписку. Мне известен пример, не буду фамилию называть. Если такое заявление пишет человек, арестовывают и сажают.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, вы пермский, не кудымкарский?

Слушатель: Ну, я генетически на 25 процентов, в общем-то, как и большинство пермяков…

Ведущий: Я не об этом на самом деле. Я, скорее, о месте проживания.

Слушатель: Я пермский, но в Кудымкаре я был.

Ведущий: Просто там ведь вы еще представьте себе ситуацию немножко другую. Там ведь это очень маленький город. Я имею в виду, что там элиты они все значительнее будут теснее, нежели даже у нас здесь. Это здесь-то говорят, что вся Пермь спит под одним одеялом. Может быть, не слишком это, но точно, все друг друга знают даже в Перми. А уж там-то.

Слушатель: Нет, я вам объясню. Ситуация вот в чем. Во-первых, они не русские, как бы, все-таки. Это представители финно-угорской группы, то есть, родственники венгров и финнов. У них вот это в каком-то смысле очень хорошо. События в Кондопоге – это отрицательное, как бы, влияние, но люди показали, что они не свиньи в Кондопоге. И тут то же самое. Тут политическая Кондопога. Людям хотели навязать какое-то мнение не конституционное. Они просто встали и ушли.

Ведущий: Спасибо огромное. Вы просто таки придали нашему диалогу новый импульс, я бы сказал, потому что националистического аспекта, да еще с точки зрения финно-угорской угрозы. Я смотрю на Константина, он тоже не предполагал.

К.С.: Не стал бы сюда это привлекать, хотя, на самом деле, если уж о Коми-округе… Вот если Коми таким образом хотят там заявить, проявить себя и свое, то, ради бога, потому что это, на мой взгляд, совершенно не страшно. Другое дело, что я, например, ничего не знаю по поводу национальности тех депутатов, которые отставились. Фамилии там в основном русские. Но это….

Ведущий: Ни о чем не говорит. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Это Тебелев Максим, Пермская городская Дума.

Ведущий: Да, Максим, здравствуйте. Очень рады вас слышать.

Слушатель: Сегодня с большим удовольствием послушал ваш прямой эфир. И, честно говоря, с таким особым весельем сегодня все происходит. Особенно мне нравится нотка героизации, там, «семеро смелых»…

Ведущий: Да, да, да, «великолепная семерка».

Слушатель: Учитывая, что вы сегодня пытаетесь аналитику именно этого факта провести, очень хотел послушать ответ на вопрос. Почему, если люди так уверены в себе, почему им было просто не проголосовать против? Ну, вы же сравниваете с Екатеринбургом. Там Дума не проголосовала, не стала слагать с себя полномочия. Почему-то этот вопрос вот как-то вот он так игнорируется всеми. То есть, все сразу уходят в тему героев. Если парни так уверены в себе, они, в общем-то, вполне могли не проголосовать, и никаких изменений в Устав не свершилось.

Ведущий: Хороший вопрос. Спасибо, Максим, огромное.

Слушатель: Мое мнение, что нам надо искать другую подоплеку просто. Спасибо.

Ведущий: Спасибо.

К.С.: Совершенно справедливый, конечно, вопрос, потому как там предысторию-то мы не затронули. Там же еще с весны все это тянется.

Ведущий: Да.

К.С.: И там были разные голосования, и разные какие-то данные я вижу. То ли там 13 человек проголосовало, кто говорит 15 человек проголосовало.

Ведущий: Есть там определенная хитрость, да.

К.С.: Если вот эти семь, то они, конечно, могли проголосовать просто против. Понятно совершенно. Другое дело, что в письме своем они вот на этот вопрос вот части ответили, потому что там претензии не только по поводу поправок в Устав. Там претензии по поводу влиятельности представительного органа. По поводу парламентского контроля, по поводу там расходования средств, еще чего-то. То есть, в принципе они эту тему немножко обыграли. Но совершенно согласен, что подоплека может быть и другая. Дело не в этом. ?????????(неразборчиво) подоплеку депутатов. Они могут думать поэтому все, что хотят. Ясно совершенно, что они совершили акт, действие, публичное действие, которое вот само по себе ценно. Просто ценно. Оно так редко в России, тем более, в Пермском крае. Поэтому, ребята… правильно они поступили. Другое дело, что они не герои, конечно, на самом деле.

Ведущий: Ну, конечно, не герои. У меня-то еще другая есть версия вот этой истории, почему именно так. Я могу себе представить, почему можно было предложить именно такой вариант событий, потому что одно голосование, второе голосование, третье голосование…

К.С.: Типа, сколько можем?

Ведущий: Ну, кто-то ломается, знаешь. А история такая, она, в общем… тут меньше путей для отступления.

К.С.: Но вот, что интересно. Звонок действующего депутата Пермской городской Думы, который проголосовал ??????? (неразборчиво) То есть, что это? Это интересно?

Ведущий: Это реакция. Это опыт. Это хочется понять…

К.С.: Тема волнует, держит до сих пор.

Ведущий: Нет, но нас призывает Максим Тебелев искать подоплеку совершенно разумно. При этом, мне кажется, что у многих пермских депутатов, не буду говорить конкретные фамилии, там, Максим, не Максим, и другие, у кого-то может даже возникнуть нотка зависти.

К.С.: Это было бы очень хорошо.

Ведущий: Да.

К.С.: Это было бы замечательно.

Ведущий: Другое дело, что если уж использовать терминологию Максима, говорить там о семерке героев, и заканчивая эфир, что, конечно, здесь, в Перми значительно больше шансов из «великолепной семерки» превратиться в «семь самураев». В Кудымкаре удержаться в статусе семерки героической все-таки несколько проще. Да и в статусе депутатов они, может быть, заинтересованы не так сильно. Ну, давайте, в любом случае, будем следить за развитием событий. Посмотрим, как это будет развиваться.

К.С.: Маленькая буквально штучка. Мотивы не всегда, точнее говоря, вот есть мотивы, а то, что мы видим…

Ведущий: Они важны.

К.С.: Мотивы важны. Но они не всегда важнее того, что мы видим. В данной ситуации мотивы менее важные, то есть, подоплека, чем то, что мы реально увидели.

Ведущий: Так считает Константин Сулимов, наш сегодняшний гость, политолог и член Общественной палаты. Мы разбирали ситуацию в Кудымкаре. Благодарим всех, кто принял участие в нашем разговоре. Не переключайтесь. Дальше будет также интересно.


Обсуждение
45648
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.