Верхний баннер
15:09 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 31 января 2012

Консерваторский факультет ПГИИК

Ведущий: Здравствуйте, друзья. Продолжается прямой эфир на 91,2 FM. Меня зовут Роман Попов. Антон Мелехин для вас работает за звукорежиссерским пультом. И несколько в несвойственной роли я сегодня нахожусь, постольку поскольку ближайшие 40 минут буду говорить о той сфере общественной жизни, о которой обычно говорит у нас в эфире Нина Соловей. Представлю гостей. Евгений Анатольевич Малянов, ректор Пермского государственного института искусства и культуры. Евгений Анатольевич, здравствуйте.

 


Евгений Малянов: Добрый день.

 


Ведущий: Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская, проректор непрерывного художественного образования. Все правильно?..

 


Людмила Дробышева-Разумовская: ???????? (неразборчиво).

 


Ведущий: …этого самого вуза. Ну, и, конечно, говорим мы сегодня о создании консерваторского факультета. Так получилось, что вы об этом официально объявили буквально на днях. В СМИ, если не изменяет память, вчера появились сообщения на лентах информагентств, в газетах, на различных сайтах. Ну, и, соответственно, мы вас не могли не пригласить сегодня. Поэтому для начала, консерваторский факультет, что это такое? Вот в двух словах для тех, кто, как и я, не очень хорошо разбирается в теме.

 


Е.М.: Я начну. Людмила Ивановна, я думаю, поучаствует в этом тоже. Прежде всего, должен сказать, что идея факультета, как-то обособлено, так сказать, выделяющего высшее музыкальное образование, подготовку профессиональных музыкантов, она не является сиюминутной. Она обсуждалась и раньше. И тенденции последнего времени сделали вот эту идею еще более актуальной. Фактически мы уже более полутора десятков лет ведем подготовку профессиональных музыкантов по, как мы говорим, консерваторским программам. То есть по тем же программам, по которым осуществляется подготовка в консерваториях. И в этом смысле мы делаем более явной, более прозрачной, более целенаправленной, собственно, ту работу, которой занимаемся уже много лет. И создание консерваторского факультета - это и развитие непрерывного музыкального образования в Пермском крае, не только в нашем субъекте федерации, и стремление еще более плотно и тесно взаимодействовать именно с консерваторским сообществом в рамках одного из факультетов. Ну, и, конечно, это необходимая, так сказать, платформа, необходимый базис для дальнейшего развития в целом, повторю, подготовки профессиональных музыкантов вот в нашем вузе.

 


Ведущий: То есть, проще говоря, консерваторский факультет – это отдельный факультет вуза, в котором готовят музыкантов по высшему стандарту.

 


Е.М.: Совершенно верно.

 


Ведущий: Людмила Ивановна, в таком случае, давайте вопрос вам. Я правильно понимаю, что консерваторская программа, консерваторские стандарты в институте искусства и культуры, в общем, работают уже далеко не первый год? И Евгений Анатольевич сказал, что вот уже полтора десятка лет. То есть получается, что образование консерваторского факультета это не более, чем закрепление де-юре то, что вот уже де-факто существует?

 


Л.Д.-Р.: Совершенно верно. Факультет искусств существует в Пермском государственном институте искусства и культуры с 91-го года. И ознаменовался он открытием актерского отделения, актерской специальности. Но уже в 93-м году были открыты две консерваторские специальности – вокальное искусство и исполнительство на народных инструментах, инструментальное исполнительство. Это самое начало.

 


Ведущий: Я вас сразу быстро перебью. А если не консерваторские, то какие? Вот может быть вокальная специальность, но не консерваторская?

 


Е.М.: Может быть, в рамках любительского искусства, руководители художественных коллективов народного творчества, собственно, то, что у нас и до сего времени представлено на художественно-педагогическом факультете.

 


Л.Д.-Р.: Но там не искусство, Евгений Анатольевич. Там предмет, который изучается. Там квалификация не выдается исполнителя.

 


Е.М.: Да, да. Там выпускаются руководители коллективов…

 


Л.Д.-Р.: Оперного певца, и так далее.

 


Е.М.: …и хоровых коллективов любительских, в частности, народное пение, народные хоры. Это руководители хореографических коллективов. Это руководитель любительского театра, и так далее.

 


Л.Д.-Р.: Ну, я понимаю, почему такой вопрос задан. Вот когда мы получаем диплом, в нем написано: специальность, код ее этой специальности, допустим «инструментальное исполнительство» или «вокальное искусство», и квалификации, которые присваиваются выпускнику. Так вот квалификации, которые присваиваются нашему выпускнику по вот этим самым консерваторским специальностям, они идентичны той записи, которая идет в дипломе любой консерватории… ну, Советского Союза тогда, а теперь России. Вот об этом идет речь. Название вуза может быть только различное.

 


Ведущий: Полтора десятка лет вы выпускали музыкантов на уровне российских консерваторий…

 


Л.Д.-Р.: Да, да.

 


Ведущий: …на уровне консерваторских стандартов. Зачем вам сейчас в 2012-м году вдруг резко понадобилось объявлять, что, нет, это консерваторский факультет?

 


Л.Д.-Р.: Рассказываю, объясняю. Я начала с этого. Тогда были только две специальности. Можно очень долго рассказывать, как Зинаида Егоровна Воробьева, первый ректор нашего института, вместе с Еленой Васильевной Опариной, первым деканом факультета искусств, и Владимиром Ивановичем Детковым, это зав.кафедрой народных инструментов, отстаивали в учебно-методическом объединении в Москве по музыкальному образованию необходимость и говорили обоснованиях, на которых мы могли бы в городе Перми в нашем институте открыть вот эти специальности, потому что это давалось с большим трудом. И сумев, так сказать, убедить и министерство культуры Российской Федерации, и вот учебно-методическое объединение, эти специальности были открыты, именно благодаря тому, что лучшие кадры в сфере искусства, тогда деятели искусства того времени были привлечены для работы на этот факультет. Это начало. Далее процесс пошел. 98-й год. По заказу министерства культуры Пермского края и пермского нашего театра знаменитого оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, была начата подготовка специалистов – исполнителей на духовых инструментах. И вот тогда мы, сначала на уровне бакалавриата, бакалаврских программ, уже тогда о них стали говорить, об этих программах, и, собственно, они появились, тогда мы спектр специальностей тех самых консерваторских дополнили остальными специальностями. И так шло накопление. То есть появились духовики, исполнители на струнных и оркестровых инструментах, появились пианисты, появились музыковеды, появились дирижеры академического хора. Сначала на уровне бакалавриата. В 2002-м был набор осуществлен на эти специальности. Даже целевой. Там, по-моему, Евгений Анатольевич, у нас соглашение было…

 


Е.М.: Да.

 


Л.Д.-Р.: …с театром, целевое, так сказать, целевое обучение, вот по духовикам, в частности.

 


Е.М.: При поддержке министерства культуры тогда, да.

 


Л.Д.-Р.: При поддержке министерства культуры Пермского края, при финансировании, потому что необходимость была вот в таких кадрах. Оркестр, действительно, очень нуждался в духовиках тогда. И далее, 2002-й год, знаковый, в общем-то, год для вуза, когда весь спектр этих специальностей, уже консерваторских, абсолютно всех, которые присутствуют в любой консерватории, был лицензирован, была получена лицензия на специалитет. То есть в то время это был высший уровень, так сказать, образования…

 


Ведущий: До 2002-го года вы выпускали, получается, людей с уровнем бакалавра консерватории?

 


Л.Д.-Р.: Там получилось не так. Нет, специалитет по народным инструментам и по вокальному искусству был в 93-м году открыт. И там все было в порядке. Но в 98-м году к этому стали относиться, вообще в России с открытием новых коммерческих вузов, мы знаем о этом, да, когда они стали появляться, к открытию специальностей вот в региональных таких учебных заведениях, как тогда слово было модное - где-то на периферии или в провинции, да, относились очень осторожно. Был очень тяжелый разговор. Вот Евгений Анатольевич присутствовал тогда в УМО, когда мы отстаивали также эти позиции. И поэтому тогда это было на уровне бакалавров. Но как только бакалавры стали подходить через три года к тому, что им надо выпускаться, мы не могли позволить, чтоб они выпустились у нас именно, как бакалавры. Тогда бакалавриат был трехгодичный, в отличие теперешнего четырехгодичного. И мы отлицензировали. И они сразу же перешли на специалитет. Мы не выпустили практически ни одного бакалавра. Они у нас все были специалистами.

 


Е.М.: Я хочу, Роман, только дополнить, что фактически за все это время мы создали необходимые условия не только, открыв весь спектр практически, который есть сегодня в консерваториях по направлениям подготовки и специальностям, но и, сформировав определенную базу, которая требуется для подготовки специалистов, которые все время требуют совершенствования, но, тем не менее, необходимая база есть. И самое главное, мы, так сказать, воспитали, сформировали, развили свои кадры, которые, начиная тогда еще специалистами, которые пришли из ведущих коллективов художественных…

 


Л.Д.-Р.: И консерваторий страны выпускники приехали для работы.

 


Е.М.: …да, из консерваторий страны выпускники. Уже своей последующей работой, своим опытом, своими учебно-методическими разработками, и, самое главное, выпускниками своими доказали, что это вполне консерваторский уровень, и, самое главное, это подтверждают руководители государственных аттестационных комиссий, которые каждый год присутствуют на наших выпускных государственных экзаменах.

 


Ведущий: Чем консерваторский факультет отличается от консерватории? Кроме масштаба.

 


Е.М.: Прежде всего, надо говорить о том, что, как любой факультет в составе высшего учебного заведения, это, конечно, прежде всего, масштабы, это структура, являющаяся одной из тех, которые есть в учебном заведении. Но это, в то же время, и основа, которая позволяет развиться этой структуре, может быть, в нечто большее. Я приоткрою еще такой вот момент, что в соответствии с современными новыми уже аккредитационными требованиями к вузам художественного направления, появляется возможность иметь консерватории в составе академии, например. И поскольку у нас есть практически все основания по параметрам, я имею в виду, которые вот существуют сейчас в новых аккредитационных показателях, претендовать на этот статус. И мы, безусловно, будем на это…

 


Ведущий: На статус академии?

 


Е.М.: На статус академии, да. То в его составе вполне может быть и такое подразделение, и достаточно автономное, как консерватория. Естественно, первым шагом является к этому факультет.

 


Ведущий: Я на секундочку тоже, для того, чтоб уточнить. Академия от института чем отличается принципиально?

 


Е.М.: Там есть различия в требованиях, опять же, вот аккредитационных показателях, которые ставят определенную планку для научно-педагогического коллектива, для объема концертной деятельности, для качественных показателей и выпускников, в том числе, и, так сказать, их профессиональной судьбы. И издательской деятельности, и там…

 


Л.Д.-Р.: Защита кандидатских и докторских диссертаций…

 


Е.М.: …защита кандидатских и докторских диссертаций.

 


Е.М.: . …публикации, грантовая деятельность.

 


Е.М.: И так далее. То есть целый ряд показателей существует.

 


Ведущий: То есть, опять же, есть Пермский государственный институт искусства и культуры, в рамках которого сначала осуществлялась подготовка музыкантов по консерваторским стандартам, потом появился консерваторский факультет, потом набирается постепенно база, в том числе, и научная для того, чтобы этот институт уже можно было признавать, там условно, академией. Подаются документы. У нас появляется академия искусства, как-то так.

 


Л.Д.-Р.: В структуре которой…

 


Ведущий: В структуре которой будет существовать…

 


Е.М.: Академия искусства и культуры, в структуре которой может существовать консерватория, как полноценное структурное подразделение в рамках вуза.

 


Л.Д.-Р.: Причем, в России опыт такой есть.

 


Ведущий: То есть это такое последовательное развитие вуза, да?

 


Е.М.: Совершенно верно.

 


Л.Д.-Р.: Эволюционное.

 


Ведущий: Сразу следующий момент. В 93-м году вы запустили первые…

 


Л.Д.-Р.: Две специальности.

 


Ведущий: …первые две специальности. Сейчас 12-й, то есть 15 лет прошло до появления консерваторского факультета. По вашим прикидкам, сколько должно пройти при таком же последовательном поступенчатом развитии до появления вот академии, консерватории? Вот для реализации глобальных…

 


Е.М.: С этим гораздо проще, потому что, если есть определенные показатели, которым мы соответствуем, а мы, действительно, многим из них уже соответствуем, то присвоение, так сказать, статуса и, скажем, появление академии в составе вуза, это более быстрый процесс, нежели о чем мы говорили – и создание базы, и повышение квалификации кадров, и связи с родственными учреждениями.

 


Ведущий: Не уходите от ответа, Евгений Анатольевич. Сколько лет должно пройти для реализации глобальных планов?

 


Е.М.: Опять, какие планы имеем в виду?

 


Ведущий: Появление академии, консерватории.

 


Е.М.: Консерватория в составе академии - это может быть дело одного года – полутора лет. Это вот, если говорить об этом. В лучшем случае, может быть, в течение года. Если мы говорим о том, что это может стать основной для выделения учебного заведения самостоятельно, как и было в истории высшего образования в Прикамье, когда из факультетов классического университета появились другие вузы, то это вопрос, так сказать, который требует решения на разных уровнях. И поддержка региона, безусловно, и еще более такое… активная поддержка со стороны учредителей министерства культуры Российской Федерации, и так далее. То есть это вот так вот нельзя сказать, что через два года мы можем консерваторию, что называется, родить в Перми еще дополнительно к вузу искусства и культуры.

 


Ведущий: Вот сейчас мы на этом тему пока в сторонку отложим, потому что сейчас меня интересует следующий вопрос. Народ пишет по ICQ. Они уже требуют от вас прямых ответов. Следующая история. Она выглядит следующим образом. Итак, Высшая школа экономики, попытка, идеи, планы создания отдельной консерватории вне рамок Пермского государственного института искусства и культуры, то, что декларировала или хотела декларировать у нас министерство культуры. Как эта история выглядит на текущий момент? То есть, что вам о ней известно?

 


Е.М.: Вот первое, как раз, нам о ней ничего неизвестно, потому что эти планы с нами не обсуждаются, создание такого учебного заведения, как консерватория, на каких условиях, где. Мы знаем разные, так сказать, сюжеты. И сельскохозяйственная академия учебная, были и другие, или могут появиться другие. В частности, ну, об этом тоже стало недавно известно, что в рамках Высшей школы экономики, пермского филиала. Ну, это трудно пока комментировать в силу экстравагантности самой идеи, может быть. Пока сложно сказать, как это будет. Тем более, при наличии, так сказать, федерального учреждения высшего, которое готовит кадры по консерваторским программам.

 


Ведущий: Людмила Ивановна, объективно, вот вы говорили, что пример поступенчатого развития есть, да, объективно существуют в России примеры создания консерватории с нуля?

 


Л.Д.-Р.: Естественно. Начиная с наших головных вузов, с нуля. А как по-другому?

 


Ведущий: А как это делается? Вот вы обрисовали, что вы запускаете сначала специальность, и потом они развиваются, новые, лицензирование, мясорубка там, вы пытаетесь что-то отстоять, потом это вырастает в факультет. И я это понимаю. А с нуля-то как?

 


Е.М.: Я хочу сказать, что… вот хотела сказать Людмила Ивановна, очевидно, что, конечно, консерватории появлялись сами, как типы учебных заведений, они когда-то появлялись впервые, безусловно. Но это не чисто российское изобретение. Но они, как правило, опирались на сложившуюся базу среднего профессионального образования, определенного уровня подготовки. Понимаете? То есть, надо говорить о том, что вообще консерватории – это не разовый, не моментальный проект. Это должно пройти десятки лет для того, чтобы говорить о том, что консерватория состоялась. Я не так давно был, в частности, в Таджикистане, где из вуза искусства национального, вуза культуры и искусства выделилась национальная консерватория. И после 7 лет у них еще масса проблем. И не хватает специалистов там, и так далее. И не весь спектр подготовки, не по всем дисциплинам. Поэтому хочу сказать, что это длительный процесс, и его надо готовить и поступательно, и последовательно, целенаправленно, я бы сказал. Не методом, так сказать, десанта.

 


Л.Д.-Р.: Вот как раз, если говорить о целенаправленности в подготовке… в развитии, так сказать, нашего кадрового потенциала, здесь огромный просто, так сказать, идет мощный очень рост этого кадрового потенциала. Я просто вот так посчитала. Сейчас на данный момент, я вспоминаю, как мы открывались, имея только доцентов на своих специальностях, и то в должностях доцентов, не имеющих ученых званий, и что сейчас мы имеем. 8 процессоров. В ближайшее время еще трое у нас получат ученое звание профессоров. 27 доцентов, имеющих ученые ВАКовские звания, речь идет именно об этих званиях. 17 преподавателей имеют почетные звания Народных артистов, Заслуженных деятелей искусств, Заслуженных артистов России, Заслуженных работников культуры. Из этого количества преподавателей 21 - лауреат Международных, всероссийских конкурсов. 5 кандидатов наук, или педагогических или искусствоведения, и 2 доктора искусствоведения. Кстати, один из них впервые в Пермском крае. Помните, у нас Петрусева Надежда Андреевна…

 


Е.М.: Да, она была первая.

 


Л.Д.-Р.: …как музыковед, именно по музыковедению…

 


Е.М.: Собственно, они в Перми исчерпывающий перечень докторов…

 


Л.Д.-Р.:… это прорыв был, всё, вот эти два музыковеда у нас, доктора искусствоведения. Петрусева Надежда Андреевна и Зубарева Наталья Борисовна. Поэтому у нас есть все основания для того, чтобы называться так, как мы называемся. Понимаете? Именно вот по научному потенциалу. Далее идет требования, аккредитационные требования, аттестационные. Сейчас уже аккредитационные, мы уже говорили о них. Материальная база. Это рояли, это пианино, это другие инструменты музыкальные. Безусловно, не все у нас пока вот идеально в этом смысле. Но мы работаем в этом направлении, мы работаем с федеральным министерством, мы работаем по программе «Культура России».

 


Е.М.: Кстати, в консерваториях тоже не все идеально.

 


Л.Д.-Р.: Тоже неидеально. Я сама выпускница консерватории. Если, например, там каждое утро для того, чтобы профессор мог начать занятие с 9 утра, настройщик с 6 до 9 тянул струны, чтобы только вот это вот… подсобрать этот инструмент, который разбивался тут же на третьем часу работы. Это общая проблема. Но сейчас с этим есть, во всяком случае, какая-то системная работа ведется, перспектива есть.

 


Ведущий: Ну, а теперь самый главный вопрос, который был задан нам по ICQ. «Какую роль в создании консерваторского факультета сыграло желание краевых властей открыть консерваторию в Перми с нуля?» Проще говоря, желание властей, продекларированное желание вот этих новых культурных политиков выступило катализатором вашего решения или нет?

 


Е.М.: Я уже говорил, начал с этого, Роман, что много причин было для того, чтобы вот именно принять такое решение.

 


Ведущий: Да, много было причин, и посылок сформировалась огромная база. Катализатором выступило?

 


Е.М.: Я хочу продолжить. И, конечно, это ведь предложение фактически можно расценивать и как наше деловое предложение региональной администрации. Если мы хотим по государственному подойти к развитию консерваторского высшего образования по подготовке музыкантов в Пермском крае, то для этого есть все условия. Для этого нужна воля и политическая, в том числе, для того, чтобы соединить усилия, и федеральный ресурс, кстати говоря, и региональный, для того, чтобы эта идея была благополучно реализована. Мы готовы к этому. И создание консерваторского факультета, как раз, это хорошее предложение, как мне кажется, для объединения усилий.

 


Ведущий: То есть в данном случае вы уловили посыл… уловили желание создать учебное заведение, да, предложили со своей стороны. Слушайте, но вы же не первый раз уже предлагаете со своей стороны, Евгений Анатольевич, что бы то ни было, нашим новым культурным политикам и властям. Я помню и ваш проект культурный, и круглые столы, обсуждения. Не первый раз. Такое ощущение, что у нас краевые власти в сфере культурной политики выбрали в отношении института культуры самую простую тактику. Вас просто не замечают.

 


Е.М.: Нас трудно не замечать, потому что у нас есть свой ресурс, который мы реализуем. И в данном случае, если, например, когда мы дискутировали по поводу региональной культурной политики, концепции, мы излагали свое видение, и, конечно, мы не могли ее собственным ресурсом осуществлять. В данном случае, говоря о проекте, так сказать, о котором мы говорим, и о решении создания консерваторского факультета, мы вполне можем реализовать его сами. Хотя, еще раз говорю, эффективность результатов была бы выше, если бы усилия были объединены.

 


Ведущий: Еще один вопрос, Людмила Ивановна. Он пришел по ICQ. Я думаю, что мы с него начнем следующую часть нашего эфира. Вас очень просят рассказать о выпускниках.

 


Ведущий: Мы продолжаем, друзья. Людмила Ивановна, я понял, что я тут слишком быстро прервал историю ваших взаимоотношений с министерством культуры. Давайте-ка продолжим. Потом про выпускников.

 


Л.Д.-Р.: Вы знаете, мы очень активно работаем с министерством культуры Пермского края именно в проведении очень значимых, вот в системе непрерывного художественного образования, проектов. Это, прежде всего, международные проекты. Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Прикамье», который… в общем-то, его история с 96-го года идет. И он сначала был региональным, затем он был всероссийским. Теперь уже мы в 12-м году будем проводить третий международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Прикамье-2012». Софинансирование всегда. Ни разу нам министерство края не отказало в этом, понимая значимость такого рода событий. Далее. Международная ассамблея искусств. В 7-м году мы о ней заявили. Формат был совершенно грандиозный. И мы очень надеемся, что мы продолжим этот проект также совместно с министерством культуры Пермского края. Далее. Поддерживается четвертый сезон подряд краевой, уже теперь краевой, теперь уже рейтинговый проект, абонемент «Творчество молодых родному городу и краю». Я говорю только вот об этих творческих проектах. Еще различного рода конференции, которые, так или иначе, связаны, научные конференции, которые связаны с искусством, с музыкальным искусством. Понимаете? Трудно сказать, что мы ??????? (неразборчиво).

 


Ведущий: Я с радостью признаю, что моя точка зрения оказалась ошибочной.

 


Л.Д.-Р.: Категоричная очень.

 


Ведущий: Что министерство культуры работает с вузом. Тогда у меня встречный вопрос. Тогда почему эта история с созданием консерватории началась не с вас, и где-то вообще в другой стороне? Ведь мы же проговорили это в эфире. Вы не знаете ничего о проектах, с вами их не обсуждали?

 


Е.М.: Роман, вопрос, как бы, немножко не к нам, потому что сложно на него отвечать. Конечно, можно было и нужно было проговорить. Конечно, мы обсуждали с теми, кто, скажем так, обсуждает эти проекты с руководством нашего культурного министерства, регионального, я имею в виду. Мы встречались. Мы излагали свою точку зрения. Но все равно у нас нет согласованного видения вот этого вопроса. Очевидно, вот такой вопрос хорошо бы задать нашему министерству культуры, Борису Леонидовичу. Конечно, мы готовы, мы открыты для сотрудничества. И все, что касается, я не устаю повторять, взвешенного государственного подхода, так сказать, с использованием федерального ресурса, местных ресурсов, объединения этих усилий, это только находит понимание с нашей стороны.

 


Л.Д.-Р.: Можно, Евгений Анатольевич, я тогда продолжу. Я рискну предположить, что мы, вот вуз искусства и культуры, все-таки, выстраивая систему непрерывного художественного образования в крае, надеется и уже, собственно, это делает, и уже создал вот такой консерваторский факультет, и в дальнейшем консерваторию, так сказать, имея в виду перед собой идеал вот этой самой системы российской, за которой к нам приезжают за опытом. Понимаете? То есть вот недавняя конференция. Приезжал из Германии господин ???????? (неразборчиво). Он просто говорил о том, что у нас уникальная система воспитания музыкантов. И это отечественная система, вот это уникальная система, о которой сейчас говорится на уровне правительства. Мы знаем эти последние постановления. И концепция по развитию культуры и искусства до 15-го года. И теперь новый проект концепции пришел по поддержке одаренных детей. Она вся направлена на сохранение и развитие этой системы. Понимаете, мы говорим вот об этом, о сохранении этого традиционного и его развитии, и совершенствовании. И когда к нам приезжают за опытом, такого опыта в Европе нет, и он открыто об этом говорил. Он выступал с докладом на конференции. Понимаете, мы это услышали. Нас это, во-первых, радует, что это понимание есть. Я думаю, что, может быть, речь идет о каком-то другом типе учебного заведения. Но это опять вопрос не к нам.

 


Ведущий: Теперь выпускники. Сейчас дословно прочитаю: «Показатель любого вуза, творческого особенно, это выпускники, Как минимум, чтобы они остались в профессии. Лучше, чтоб они добились значимых результатов. Чем, точнее, кем может похвастаться факультет искусств на сегодняшний день?» Ну, я продолжу. Соответственно, вот те самые специальности, которые войдут в консерваторский факультет.

 


Л.Д.-Р.: Ну, самая, так сказать, длительная история, если можно об этом вообще говорить, когда 15 лет, да, ну, 17, да, с 3-го года считать, это длительная история развития вообще консерватории, вообще любого вуза. И, тем не менее, первыми были вокалисты и народники. И вот я с них хочу начать. Действительно, у вокалистов, с них, наверное, вот хотелось бы сказать, есть очень интересные результаты. 25 процентов труппы Пермского театра оперы и балета - это выпускники нашего института, кафедры сольного пения. Среди них известные в городе и ведущие, наверно, солисты, которые востребованы и новыми музыкантами, которые к нам пришли. Мы знаем о них.

 


Е.М.: : Я думаю, и фамилии персонально…

 


Л.Д.-Р.: Персонально. Это Наталья Буклага, это Лариса Кель, это Эдуард Морозов, это, к сожалению, безвременно ушедший наш выпускник Павел Брагин, и так далее, и так далее. Работали еще те, которые…

 


Е.М.: И Наталья Князева.

 


Л.Д.-Р.: Наталья Князева, да. Работали те, которые уехали в другие театры. И о них тоже можно сказать. Иван Ардышев, лауреат премии «Белла Воче», в Ижевске солист ведущий. Светлана Мерзлова, которая также работает ведущей солисткой одного из театров России. Теперь вот ближайшие, так сказать, наши успехи, недавние совсем. Это лауреат первой премии конкурса Максаковой Олеся Мезенцева, которая сейчас работает в Пермской краевой филармонии, готовится к гастрольной поездке в Вену. Далее. Можно, наверно, назвать Перменову Викторию, которая является солисткой

Санкт-Петербургской оперы, и у нее, собственно, состоялось уже турне по Японии. Она в свое время завоевала вторую премию, первая не присуждалась, попрошу обратить на это внимание, конкурса имени Галины Вишневской в 2010-м году. Лариса Поминова, также в Санкт-Петербургскую оперу приглашена, выпускница также нашей кафедры сольного пения. Анна Носкова находится в турне по Калифорнии в настоящий момент, и работает в театре Сац в Москве. Я могла бы очень говорить. Кирпичева Наталья, она лауреат конкурса в Италии, первую премию получила там, и так далее. Народники. Остались в Пермском крае и работают успешно, и концертируют. Александр Попов, заслуженный артист России. Дмитрий Пономарев, наша, так сказать, звезда в жанре аккордеона. Я думаю, что многие слушатели его знают.

 


Е.М.: Еще продолжающий обучение, кстати говоря.

 


Л.Д.-Р.: Да. И в аспирантуре… в ассисентуре стажировки учится, он еще не закончил ее, но выпускник нашего вуза. Максим Расторгуев, домрист.

 


Е.М.: Солист филармонии пермской.

 


Л.Д.-Р.: Солист филармонии пермской. И так далее. В составе квартета «Каравай» есть наш выпускник. Я могла бы много об этом говорить. Ну, и, наконец, совсем молодые специальности. Это вот духовые инструменты, струнные оркестровые, пианисты. Вот о них несколько слов. Губернский оркестр под руководством Тверетинова. 30 процентов – это наши выпускники.

 


Е.М.: Духовые.

 


Л.Д.-Р.: Это духовые инструменты. В составе оркестра под руководством Валерия Игнатьевича Платонова, сейчас он, собственно, является профессором нашего института, также работают и скрипачи, и виолончелисты, выпускники института. У пианистов… ну, в этом смысле, наверно, можно назвать такой звездочкой нашей, выпускник – это Виталий Коваленко. Несмотря на то, что он работает в джазовом жанре, безусловно, основательную пианистическую подготовку он получил у нас. Я вспоминаю его выступления на государственных экзаменах. Когда он играл «Симфонические этюды» Шумана, и Вера Борисовна Носина из академии Гнесиных, профессор, известный очень профессор в стране, она очень высоко оценивала его выступление и выступления… с ним заканчивали, кстати, очень сильные тоже выпускницы, который продолжает концертировать… и в классическом жанре. И работает в высшей школе. Оставлены на кафедре специального фортепиано молодые преподаватели. Виталий, кстати, уже получил премию городскую имени Немтина. И сейчас вот его очень поддерживает наше министерство. И он заявился на грант, на проект один «Музыка в джазе».

 


Е.М.: Кстати, мы будем реализовывать проект совместно с ним - «Классика в джазе».

 


Л.Д.-Р.: Поддерживаем выпускников. Ну, вот, наверно, таким образом.

 


Ведущий: То есть, получается, что у вас есть преподаватели. У вас есть опыт. У вас есть база. У вас есть имена, инфраструктура. В общем, у вас в реальности есть все для того, чтобы открывать ту же самую консерваторию. Только вы ее называете консерваторским факультетом в силу, там, не знаю… в силу специфики документации - оформления, лицензирования и всего остального?

 


Л.Д.-Р.: Вы знаете, вот я всегда говорю - не надо бежать впереди, так сказать, паровоза, когда, вы понимаете, мы начали с двух специальностей. Сейчас, я просто озвучу, это все специальности консерваторские. Их семь. Уровень специалитета. Уже семь. И плюс еще шесть направлений бакалавриата. То есть вот сейчас закончено, так сказать, на данный момент формирование всего спектра специальностей. Мы апробировали уже выпуски, так сказать, и наши выпускники востребованы, и работают и в крае, и в стране. В России работают, и успешно работают. И мы о них еще услышим. Это только начало. Я еще раз повторяю, нам только, буквально вот… ну, если во 2-м году мы получили эту основную лицензию уже.

 


Е.М.: Еще одно принципиальное замечание, Роман. Тот, кто внимательно следит за развитием консерваторий, наверняка обратил внимание на то, что в спектре специальностей и направлений подготовки консерваторий появляются несвойственные ранее специальности. В том числе, актерское искусство, например, у некоторых даже хореография, звукорежиссура и так далее. То есть вполне очевидный ???????(неразборчиво) к расширению направлений подготовки, которые, собственно, уже есть часто в вузах искусства и культуры. То есть происходит некоторое, так сказать, движение друг другу. Так вот наш вуз еще имеет одно преимущество. Имея вот такие уже специальности, которые не требуют создания с ноля, как это часто бывает в консерваториях, и в этом плане мы оказываемся в предпочтительном положении, так сказать, имея возможность более широкого спектра подготовки в рамках одного учебного заведения.

 


Ведущий: Оптимистично и радужно.

 


Л.Д.-Р.: Это не просто.

 


Ведущий: Я прекрасно понимаю. Удачи, что называется. Удачного вам первого консерваторского факультетного набора. Мне кажется, это очень важно.

 


Е.М.: Спасибо. Да, безусловно.

 


Ведущий: И с нетерпением жду вас в этой студии уже в ближайшие год-полтора с рассказом о том, как вы вдруг из института стали делать академию. Мне кажется, вполне…

 


Е.М.: Не вдруг, а как раз последовательно.

 


Ведущий: Да, последовательно, конечно. Сразу следующий шаг. Евгений Малянов, ректор Пермского государственного института искусства и культуры, Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская, проректор по непрерывному художественному образованию этого вуза были у нас в гостях. Говорили о консерваторском факультете, который первый набор будет делать уже этим летом.


Обсуждение
2668
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.