Верхний баннер
18:10 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 20 сентября 2012

Льготы в здравоохранении

Теги: здоровье

Ведущий: Добрый день. У микрофона Юлия Хлобыст. За звукорежиссерским пультом Антон Мелехин. В эфире наша «Радиоприемная», проводимая  совместно с пермским региональным отделением Фонда социального страхования. Сегодня в нашей «Радиоприемной» мы  решили взять две достаточно емкие темы.  Не знаю, насколько у нас получится осветить все, но поскольку «Радиоприемная» не прекращает свою работу, то, что получится осветить, то получится. И я представляю гостей нашей студии, представителей  регионального Фонда социального страхования, которые будут отвечать на ваши вопросы. Это заместитель управляющего Пермским региональным отделением Фонда Наталия Котельникова.  Добрый день, Наталия Леонидовна.

Наталия Котельникова: Здравствуйте. 

Ведущий: И начальник отдела санаторно-курортного лечения Юлия Прохур. Добрый день, Юлия Александровна.

Юлия Прохур: Добрый день.

Ведущий: Я хочу обратиться к нашим слушателям. Несмотря на то, что  у нас будут две темы – это тема обеспечения  инвалидов техническими средствами реабилитации и обеспечение санаторно-курортными путевками определенного  круга лиц, неких льготных категорий, каких, мы выясним дальше, я думаю, что, если нас слушают люди молодые и здоровые, я думаю, что все равно  не стоит переключаться с нашей волны. Ну, просто потому, что    среди возможно  близкого  вашего окружения есть люди, которым эта информация будет необходима,  будет нужна. И вы вот здесь как никто другой, может, поможете донести до нее. Давайте начнем с темы, которая касается людей с  ограниченными возможностями и, соответственно,  обеспечения их средствами  технической реабилитации. Наталия Леонидовна, давайте очертим или дадим понятие, что такое средства технической реабилитации, что к ним  относится, и кто имеет право на получение таких средств.

Н.К.:  Юля,  я вас  немножко поправлю: технические средства реабилитации. Отделение Фонда по поручению  правительства Российской Федерации с 2005-го года как раз и занимается тем, что закупает необходимые  технические средства реабилитации  льготной категории граждан: инвалидам по общему заболеванию. На сегодняшний  день у нас более менее сложилась ситуация стабильная. И мы можем говорить о том, что ассигнования  из федерального бюджета,  которые к нам поступают на этот вид деятельности, поступают  достаточно равномерно, и мы можем говорить о том, что к концу текущего года те, кто обратился к нам по 30  ноября, будут обеспечены  необходимыми средствами реабилитации.

Ведущий:  Это вот такой срок существует ежегодно – 30 ноября?  До 30 ноября подаешь заявку, возможно,  обеспечивают тебя вот таким техническим средством на следующий год.

Н.К.: Не совсем так. Дело в том, что  те, кто к нам обращается в декабре, мы  просто физически не можем охватить их  теми закупками и государственными контрактами, которые ?????? (неразборчиво)   ранее.

Ведущий: То есть времени  не хватает уже до конца года.

Н.К.: Конечно же, да, потому что сама процедура закупки,   она на сегодняшний день предусмотрена законодательством и  длится около месяца. То есть мы определенный размещаем заказ, проводится  электронный аукцион, по итогам которого определяется победитель, кто хочет  нам поставлять  и  может те или иные средства реабилитации, заключается  государственный контракт, и все это в определенные сроки, которые установлены законом. И поэтому, если мы сейчас начнем проводить  процедуры закупки, октябрь месяц,  это значит, что в конце октября – в начале ноября мы заключим  необходимые контракты, и будем  обеспечивать тех, кто подал заявки ранее.  Люди, которые обращаются к нам в декабре месяце, то, конечно же, сразу  в первом квартале следующего года, заранее проведя процедуру закупки в декабре,   мы будем работать именно с ними. Поэтому и ориентируем: по ноябрь это наша задача на сегодняшний  день.

Ведущий: Собрать заявки, по сути дела.

Н.К.:  Собрать заявки, да, и не только собрать, но и максимально все...

Ведущий: Удовлетворить.

Н.К.: ...удовлетворить, конечно же, да.

Ведущий: Что касается самих технических средств  реабилитации. Что это такое, что входит в их перечень?

Н.К.:  Существует перечень, утвержденный опять же на уровне  правительства Российской Федерации.  В  нем  такие средства, я их перечислю не полностью, но, тем не менее, сориентирую. Это протезы,  то есть именно этими изделиями мы обеспечиваем бесплатно  за счет средств федерального бюджета тех, кто в них нуждается, протезно-ортопедические изделия, слуховые  аппараты, кресла-коляски,  подгузники, пеленки, специальные устройства для тех граждан, которые   плохо видят, плохо слышат и другие.   Всего по перечню достаточно много таких средств. Надо отметить, что еще один  документ, очень важный, который должен  принести нам заявитель, это  программа реабилитации, индивидуальная программа реабилитации инвалида, потому что в системе Фонда социального страхования нет специалистов со специальным образованием, которые  определяют, кому, что положено. И вот в этом случае, прежде всего,  гражданин обращается  через местную  поликлинику в органы МСЭ, это медико-социально-экспертные комиссии, и уже специалисты этих комиссий определяют, кто, в чем  нуждается, составляя программу реабилитации. Это вот тот документ, который мы в своей части должны исполнить. Поэтому, если к нам  обращается гражданин с программой реабилитации,  у него в программе  могут быть прописаны несколько средств реабилитации. Всеми ими мы должны обеспечить.

Ведущий: Вы сейчас озвучили, по сути дела, механизм. То есть человек с ограниченными возможностями  не просто   идет напрямую в Фонд социального страхования и говорит «мне необходимо то-то»,  и пишет  заявление,  он идет сначала в свою поликлинику, в учреждение здравоохранения, которое направляет его...

Н.К.:  Да,  он проходит определенных врачей, сдает  необходимые анализы, составляется посыльный лист в органы МСЭ – медико-социальную экспертизу, и уже там как раз специалисты, врачи-реабилитологи, оформляя эту программу, определяют, в   чем он нуждается.  Раз уж мы заговорили об обращении, то вот на сегодняшний день  можно озвучить следующие цифры. К нам в этом году обратилось 23 с половиной тысячи человек. И, учитывая,  что в программе реабилитации может быть несколько средств реабилитации, в этих заявках у нас  содержится 50 тысяч  заявок.

Ведущий: Наименований.

Н.К.:  Наименований, да, которыми нам нужно обеспечить граждан.  Цифра достаточно большая, потому что, если говорить о начале этой деятельности, к нам намного меньше обращалось граждан, и мы вот с помощью, в том числе, и таких передач, пытаемся  привлечь внимание в том плане, что  есть такое право по законодательству, и оно должно быть реализовано. Мы все идем к тому, чтобы  люди с ограниченными возможностями  как можно комфортней чувствовали  себя в нашем обществе.

Ведущий: Я бы хотела понять, как все-таки составляются списки технических средств  реабилитации для людей, которым  необходимы эти технические средства. То есть  они оставляются на основании порядка? Либо уже из каких-то других органов к вам поступает? Ну, например, инвалиды же  тоже находятся на учете в учреждениях здравоохранения, еще где-то, еще как-то. 

Н.К.: Получается, что перечень видов средств, он  определен, вот именно эти средства в перечне  закупаются бесплатно для граждан.  Гражданин обращается в Фонд социального страхования. Его заявка принимается и  заносится в базу данных. То есть информацию имеем только мы о количестве обратившихся и  тех средств, которые необходимо закупить. Безусловно, органы МСЭ  тоже обладают этой информацией. И как раз мы сейчас ей и обмениваемся. И имеем очень интересную информацию. У нас  есть количество людей, которые обратились в МСЭ, и которым составлена программа реабилитации, и количество тех, кто пришел к нам.  Так вот, как ни странно, практически в два раза эта цифра меньше,  то есть до нас все нуждающиеся не доходят. И здесь два варианта, на мой взгляд.   Либо вписанные в программу реабилитации  средства не так уж и нужны тем, кто по закону имеет право   на получение  бесплатное, либо  есть  какое-то препятствие для того, чтобы своевременно  к нам гражданин дошел.  Хотя заявки принимаются не только в городе Перми по определенному адресу: улица Седова, 22,  но и на территории  районов края у нас   есть уполномоченные, которые только принимают документы и передают к нам в региональное отделение, не рассматривая их, потому что таких полномочий  на территории  края нет, вернее, в районах области. Поэтому, подводя итог, на вопрос: гражданин сначала обращается в органы МСЭ, получает эту программу    реабилитации,  затем обращается в Фонд социального страхования. И мы формируем эту базу  заявок, по которой и работаем.

Ведущий: Что касается территории края, тоже очень важный вопрос, потому что,  понятно, что у нас все учреждения, все основные базы  расположены в Перми.  Но, тем не менее, вот вы сейчас сказали, что в территориях тоже есть  какие-то некие отделения, где  можно подать заявку, потому что, тем более, человеку  с ограниченными возможностями   доехать до Перми, и тут еще непонятно, часы приема, где и как, в общем, определенные сложности.

Н.К.: Вы знаете, Фонд социального страхования выполняет очень много  задач и  функций. И понятно, что у нас  на территории районов края представители  присутствуют. У них есть свои обязательства по  сбору отчетности ????? (неразборчиво) и так далее,  это другие направления. И поэтому, пользуясь вот этой системой разветвленности, так скажем, и присутствия представителей в каждом районе края, мы и предлагаем  на сегодняшний день гражданам обращаться  в эти представительства и оставлять документы.  То есть заявление, программу реабилитации, которые перенаправляются к нам в региональное отделение уже, и мы работаем с этой заявкой.

Ведущий:  То есть ездить совсем не нужно?

Н.К.: Конечно.  Это по желанию гражданина: либо он   хочет лично прийти на прием и сдать документы, пожалуйста, поскольку существует  еще и много вопросов у гражданина: когда я получу эти средства реабилитации, какие и так далее, либо к нам  по почте  отправить соответствующее заявление, либо   третий вариант, который мы сейчас проговариваем,  представит  документы  нашему представителю.

Ведущий: Где можно ознакомиться с перечнем тех территориальных отделений, чтобы   понимать,  где есть такая возможность, где? 

Н.К.:  Во-первых, у отделения  Фонда социального страхования есть свой сайт, на котором эта информация присутствует, а на сайт можно выйти, набрав  наше название – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования.  И сейчас я в эфире скажу телефон, по которому можно уточнить, например, если я проживаю в Чернушке, куда,  по какому адресу мне  можно подойти и сдать соответствующие документы. Телефон: 241-28-60.

Ведущий:  То есть, независимо от того, в какой территории края вы живете, вы можете позвонить  по этому телефону и спросить, есть ли у меня в Чернушке, в Березниках, в Ныробе и так далее, есть ли такое отделение. 

Н.К.:  Более того,  я сейчас назвала телефон  горячей линии.  По этому телефону можно задавать любые вопросы, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации.

Ведущий:  Говорим мы сегодня в основном пока о технических средствах реабилитации. Вот вы сказали, что не все люди с ограниченными возможностями, прошедшие медико-социальную экспертизу,  доходят с этими документами до вас, и предположили, что, вероятно, либо не так  нужно вот это  оборудование реабилитационное, либо, как предполагаю я, может быть,   людей не устраивает качество.  Вот теперь хотелось бы поговорить о качестве того, что вы предлагаете вашим клиентам.

Н.К.: Если мы будем говорить о качестве, допустим,  еще несколько лет назад, когда мы  начали заниматься  этим направлением деятельности,  то, конечно  же, цель   была обеспечить всех  нуждающихся теми или иными средствами реабилитации, то есть закупить необходимое количество и раздать.  Конечно же, мы учились, составляя те же технические задания   конкурсных процедур.  На сегодняшний день могу сказать следующее, что вопрос качества – это первоочередная наша задача. Мы уже о количестве не говорим.   Это наша обязанность.  Так вот, что сделано в этом направлении на сегодняшний день. Повторюсь, что все средства закупаются на конкурсной основе, определяется поставщик-победитель  этих процедур, с ним заключается государственный контракт.  По условиям контракта должны быть поставлены изделия  определенного качества,  количества, с определенными техническими функциональными характеристиками. И вот нововведение текущего года: поставщик поставляет товар  на территорию края. И до того, как он будет передан нуждающемуся гражданину,  отмечу, что по месту жительства  должен быть он доставлен, совместно с  общественной организацией инвалидов,  представителем этой  организации, мы  принимаем товар. То есть  выезжаем на склад поставщика и сопоставляем тот товар, который мы хотели закупить, его характеристики, с тем, который пришел. Если  по какому-то основанию,  неважно,  одно, два, три,  он не соответствует заявленным требованиям,  такой товар мы не принимаем, составляем соответствующий акт.  И получается, что ставится барьер  некачественному товару,  некачественным изделиям. И уже гражданам такой товар  поставщик не повезет. А раньше было немножко по-другому. Мы могли  реагировать только на жалобы, поступающие к нам в отделение, на качество того товара,   который получили.  Действительно, эти  жалобы рассматривались. Также были у нас судебные процессы  с недобросовестными поставщиками. Но, тем не менее, согласитесь, что  либо на  этапе поставки товара  в регион этот барьер ставится некачественной продукции, либо мы уже реагируем по факту  случившегося, что это произошло. И я думаю, что  нам хорошую, большую помощь  оказывает в этом плане  общественная  организация инвалидов. 

Ведущий:  Безусловно, контроль, вот как вы говорите, с вашей стороны на выходе того продукта, который пришел, это правильно.  Но  тогда вопрос. Не берусь за все технические  средства  реабилитации  говорить просто потому, что  не знаю. Ну, например, вот  видела и слышала отзывы  людей о тех же слуховых аппаратах.  На их примере можно сказать, что   люди, которые  пользовались отечественными  слуховыми аппаратами,  отечественного производителя, конечно, у них  нареканий к ним было больше,  чем, например, к препаратам  зарубежных производителей. По каким критериям происходит    система  отбора этих средств технической реабилитации? Может быть, у вас есть какие-то  границы. Понятно, что деньги,  которые   поступают к вам бюджетные, они   не безразмерны, поэтому, скорее всего, есть какие-то барьеры, какие-то потолки на закупку тех или иных изделий.  Какие это барьеры?

Н.К.: В начале этого пути, в начале этой деятельности, конечно же, мы пытались сами разобраться, получали необходимые консультации у тех, кто производил эти изделия. Чуть позже Фонд социального страхования  разработал рекомендации по  составлению технических заданий  к контрактам, то есть прописал  нам  примерные вот эти границы и характеристики  качества товара. На сегодняшний день, если брать пример, который вы озвучили,    слуховые аппараты, мы тесно контактируем с Центром сурдологии Пермского края, и учитывая, что,  как правило, этот центр является    соисполнителем  по контрактам, то есть работает с гражданами,  подбирает им  необходимые слуховые аппараты,  нам с периодичностью раз в полгода главный сурдолог края дает необходимые параметры и востребованность теми или иными изделиями.    Например, понятно, что на сегодняшний день мы имеем возможность обеспечивать   цифровыми слуховыми аппаратами, то есть это более высокое качество и так далее. И дополнительную  информацию для формирования заданий технических мы получаем, в том числе, от узкого специалиста, который работает, во-первых, с теми, кто обращается, подбирая  необходимые слуховые аппараты, и ориентируется вообще и на рынке, в том числе, по новинкам,  и по потребности тех, кто    в них нуждается.

Ведущий:  Наверно, это касается не только  слуховых аппаратов. Это уж я  в качестве примера  привела.  То есть  вот такая система работы, я подозреваю, что у вас по всем видам изделий  происходит.

Н.К.:  Примерно так, да. Например, если говорить  о тростях,  которые мы также закупаем и в большом количестве,  то здесь не трудно  на этом рынке сориентироваться и нам самим.  То есть, какая трость будет   наиболее востребована, то есть несколько типов, размеров, она уже по высоте того, кто пользуется, меняет свою  длину, и так далее, с устройством противоскольжения.  Где-то мы сами ориентируемся.  Но где необходимы специальные познания, конечно же, мы  обращаемся к этим специалистам.

Ведущий: Поскольку вы работаете и с российскими, и  с зарубежными производителями,  хотелось бы понимать, вообще, качество российских технических средств реабилитации, оно выросло за последнее время?  

Н.К.:  Я думаю, да. Более того,  законодательство предусматривает и определенные преимущества  к тем поставщикам, которые предлагают  товар российского происхождения.  Даже в законодательстве эта норма  присутствует, тем самым  привлекаются такие поставщики на наш аукцион. Но надо сказать, что все-таки, наверно, как и в других  областях и сферах, пока, мы даже если речь будем вести  о тех же креслах-колясках,  кресла-коляски «ОТТО-БОКК» германской фирмы, они  более качественные.  Поэтому мы стремимся. И, пожалуйста, участвовать могут у нас, как вы правильно заметили, изготовители и  производители, поставщики как   российские, так и зарубежные. 

Ведущий: Наталия Леонидовна, скажите,  можно ли получить компенсацию за  вот эти технические средства реабилитации?  То есть можно ли взять деньгами, грубо говоря?

Н.К.:  Вы знаете, некоторые  государственные услуги или льготы, действительно, можно  выбирать либо в натуральном виде, либо в качестве денежной компенсации. Что касается  рассматриваемого вопроса, ситуация следующая.  Мы обеспечиваем  граждан  техническими средствами реабилитации двумя способами. Первый – это в рамках заключаемых государственных контрактов, когда после заключения этого контракта мы выдаем направление на получение  того или иного средства реабилитации.  Второй же способ – да, через компенсацию. Но здесь   нужно обратить внимание наших слушателей на то, что  компенсация выплачивается в размере стоимости  средства, закупленного по контракту. Приведу пример. Купить можно ту же  кресло-коляску  или слуховой аппарат за 20 тысяч рублей.  Но,  закупая это средство по электронному аукциону,  у нас стоимость его, допустим,  15  тысяч рублей. Выплатим мы 15 тысяч рублей. А вот эта разница свыше уже относится  на расходы самого  получателя.  Раньше было чуть по-другому.  До февраля 11-го  года мы полностью стопроцентно компенсировали затраты.

Ведущий:  Я думаю, что с темой технических средств  реабилитации мы на сегодня  закончим.

Н.К.: Еще раз озвучу,  во-первых,  сайт регионального отделения. Вы можете  нас найти по нашему названию.  Телефон горячей линии: по техническим средствам  реабилитации – 241-28-60, а телефон горячей линии по будущей  нашей теме сан.-кур.лечение – 290-28-13.

Ведущий: У нас остается немного времени, но, тем не менее, мы с Юлией Александровной Прохур хотя  бы начнем  эту тему, чтобы  уже к следующей программе,  которая через две недели  пойдет у нас в эфире, очередная «Радиоприемная», уже, может быть, и слушатели наши были более  готовы, и   готовили свои вопросы.  Юлия Александровна,  давайте очертим сначала круг льготников, которые имеют право на санаторно-курортное лечение. 
 
Ю.П.: Путевки за счет средств федерального бюджета мы выделяем гражданам, получателям  набора социальных услуг. Это 10 категорий граждан. Основную долю составляют, прежде всего, инвалиды  по общему заболеванию,  дети-инвалиды, лица, пострадавшие от радиационных воздействий, ветераны боевых действий, инвалиды войны, и оставшиеся категории. Но я хочу сразу здесь сказать, что ситуация с финансированием в данном направлении иная, чем в обеспечении техническими средствами реабилитации. И в этой ситуации мы не имеем финансовой возможности, исходя из объема выделенных средств, выполнить  свои обязательства пред всеми обратившимися категориями  граждан. 

Ведущий: Перед всеми  и сразу, наверно, да?

Ю.П.:  Ситуация здесь, действительно, серьезная.   На сегодня мы путевки выделяем тем, кто  обратился еще в 4-м квартале 2010-го года.

Ведущий:  То есть такова очередь?

Ю.П.: Да. Имеет место очередность.

Ведущий: Есть ли какие-то приоритеты в этой очереди?  Вот вы сказали, что  право на получение путевок таких имеют 10  категорий каких-то. Часть из них вы перечислили. Среди этих категорий, они все равноправны между собой?

Ю.П.: Действующее законодательство ни для одной из  категорий преимущественного права в обеспечении путевкой в рамках  набора социальных услуг  не имеет. При этом, хочу обратить внимание, что  инвалидам 1 группы, детям-инвалидам выделяется  вторая путевка для сопровождающего лица.  То есть количество путевок еще больше  требуется, чем число поступивших заявлений от граждан.

Ведущий:  То есть очередь  объясняется тем, что недостаточно пока финансирование выделяется  из федерального бюджета, и, соответственно, у нас скапливается  такое количество очередников.  Что касается монетизации этой льготы. Мы, конечно, уже имеем печальный опыт,  когда у нас многие льготы монетизируются, и, собственно говоря, люди   отчасти не довольны тем, что была льгота, ее перевели в какие-то  денежки, и, получается, что этого мало, и того нет. Что касается санаторно-курортного лечения. Можно ли получить опять же, как уже Наталия  Леонидовна  отвечала на этот вопрос, можно ли перевести эту льготу в денежный эквивалент? И если да, то сколько это будет средств?

Ю.П.:  За неполучение путевки гражданину  не выплачивается компенсация, если он, допустим, самостоятельно поехал на курорт.  Но у гражданина льготной категории изначально  есть право выбора: получать социальную услугу  в натуральной форме либо    в денежном выражении. И до 1 октября текущего года ежегодно он имеет  право  сделать свой выбор в пользу получения набора социальных услуг, часть из которых включает санаторно-курортное лечение  в натуральной форме либо  в денежном выражении. Стоимость этой услуги  94 рубля 83 копейки в месяц. В связи с этим и складывается очередность  на получение санаторно-курортного лечения, что финансирование  этой социальной услуги  значительно ниже, чем стоимость путевки.

Ведущий: А что касается вот когда человек, допустим, имеет право, получил льготную путевку, но при этом приходит и говорит: «Слушайте, можно я не поеду в санаторий, дайте лучше деньгами».  Вот сколько в этом случае он получит компенсацию?

Ю.П.: Региональное отделение  Фонда, территориальные органы Фонда  денежную компенсацию не выплачивают.

Ведущий:  То есть однозначно никакой денежной компенсации по санаторно-курортному лечению, его быть не может. 

Ю.П.:  Нет. Здесь законодательство иное,  отличное от обеспечения техническими средствами реабилитации.

Н.К.: Могу подключиться и сказать, что Юлия Александровна озвучила ту сумму, сколько стоит услуга  в месяц,  если ее получать в денежном выражении. Если мы говорим о том, что гражданин пришел до 1 октября  в пенсионный фонд, и  обозначает свое желание отказаться от услуги, то тогда он получит  за часть набора  в виде санаторно-курортного лечения чуть более тысячи рублей.  То есть компенсация за год составит чуть более тысячи рублей.  Либо он обращается к нам, не отказываясь от набора соц.услуг, и в том числе,  в этой части, и в ожидании очереди, о которой мы сегодня уже говорили, может получить путевку, стоимость которой 18-20 тысяч рублей. И вот по  нехитрым подсчетам мы можем  сделать вывод, что все-таки  выгоднее    не отказываться.

Ведущий: Да,  делайте сами выводы, что  же все-таки лучше: поехать поправить свое здоровье за счет   государства, либо получить чуть более тысячи,  которая  разойдется моментально, можно сказать. Я благодарю наших гостей  за участие. Скажу только, что в следующей нашей программе мы будем  говорить как раз о санаторно-курортном лечении. Мы более подробно разберем эту тему.  И, может быть,  еще какую-то  тему к ней же  подключим.  Так что следите за нашими программами, за нашим сайтом. До встречи через две недели. Спасибо всем.  До свидания.


Обсуждение
1224
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.