Верхний баннер
15:04 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 05 октября 2012

Как предпочитает учить детей лауреат конкурса "Учитель года"?

Теги: дети

Ю.БОБРОВ: Вот с такой отбивочки сегодня…

Е.РОМАНОВА: Несерьезной.

Ю.БОБРОВ: Называется пятничный «Разворот», и потому, что День учителя, и потому, что лауреат всероссийского конкурса лучших учителей этого года…

Е.РОМАНОВА: Сегодня в студии «Эха».

Ю.БОБРОВ: И потому что Ирина Баскевич. Ирина, здравствуйте.

И.БАСКЕВИЧ: Добрый день.

Е.РОМАНОВА: Учитель географии, школа №7.

Ю.БОБРОВ: Первая моя ассоциация, Ирина, с этой песней. Мы ведь угадали?

ИИ (смеется): Наверное, да, Красная Шапочка в Стране чудес, Ирина Баскевич на конкурсе «Учитель года».

Е.РОМАНОВА: Впервые там были?

И.БАСКЕВИЧ: На российском да.

Е.РОМАНОВА: На каком еще были?

И.БАСКЕВИЧ: Два раза участвовала в городском, в этом году стала победителем городского и прошла в региональный тур, где в общем-то тоже удалось победить.

Е.РОМАНОВА: Я знаю, что учителя разделяются на тех, кто участвует в этих конкурсах и кто категорически не участвует. Какая внутренняя мотивация, почему шли?

И.БАСКЕВИЧ: Четыре года подряд уже ребята, с которыми я работаю, ездят на всероссийские конкурсы, конференции, и они вообще становятся всероссийскими победителями, занимают первые места. Мне хотелось внутренне и внешне соответствовать уровню моих учеников, поэтому и пошла на конкурс.

Е.РОМАНОВА: Чтобы гордились.

И.БАСКЕВИЧ: Наверное, чтобы соответствовать все-таки. А второй момент – такие конкурсы дают возможность сопоставить свой опыт с опытом других коллег, увидеть инновации в действии, обучаться и развиваться.

Ю.БОБРОВ: Что ж, Ирина, с праздником вас, сегодня ваш день. Вдвойне, наверное, приятно приехать с такими лаврами. На самом деле у нас половина студии – это сейчас сидят учителя. Здесь у нас сейчас Ирина Климова.

Е.РОМАНОВА: Пресс-секретарь департамента образования администрации Перми.

И.КЛИМОВА: Добрый день, всех с праздником!

Е.РОМАНОВА: Светлана Валерьевна Малинина, директор Исследовательского центра системы развития образования.

С.МАЛИНИНА: Здравствуйте.

Ю.БОБРОВ: Давай сразу обрисуем. Светлана Малинина во всей истории с участием наших учителей в конкурсе была капитаном команды поддержки. Что приходилось делать?

С.МАЛИНИНА: Знаете, оказалось, имея рядом такого таланта, как Ирина Баскевич, все таланты у нас обнаруживались просто неизвестно откуда. Потому что за все время, что мы были с ней на конкурсе, нам пришлось делать абсолютно немыслимые вещи.

Е.РОМАНОВА: Например?

С.МАЛИНИНА: Мы приехали практически с готовым уроком. Но человек, критически к себе относящийся, как относится к себе Ирина – ей все время все не нравилось. Поэтому мы урок переделывали буквально за последние 15 минут до звонка, потому что идеи приходили, приходили…

Е.РОМАНОВА: Это нормально, как мы с тобой к «Развороту» готовимся.

Ю.БОБРОВ: Вся жизнь так, да.

С.МАЛИНИНА: Нам приходилось решать вопросы хозяйственные, косметические, мы были одновременно визажистами, подбирали платья, в которых она пойдет сегодня, как она будет лучше смотреться у родителей, в чем она пойдет к президенту, начиная от всех мелочей, потому что мы понимаем, что имидж конкурсантки – это очень многое.

Ю.БОБРОВ: Светлана, скажите, а там еще муж декабристки сидит (смеются). Он в студию просто не влез, но так понимаю, тоже сопровождал Ирину, был на конкурсе, нет?

С.МАЛИНИНА: Он был на третьем конкурсе по счету, потому что он сопровождал Ирину и на первом городском конкурсе, и на краевом конкурсе, и здесь вместе с нами в Москве. Это наша правая рука, и если бы его не было, мы бы, наверное, ощущали себя в чем-то в пустоте. Все, что касалось технических деталей – например, когда нужно было сделать небольшие геологические исследования, которые, как нам казалось, пригодятся на уроке, чтобы мы могли исследовать морское дно, все это технически воплотил Марат. Если нам надо было проткнуть вязальными спицами земной шар, чтобы определить, будет потепление или похолодание, всю техническую деталь тоже делал Марат.

Ю.БОБРОВ: То есть вы его валерьянкой не отпаивали, наоборот, это было…

С.МАЛИНИНА: Нет, он как раз очень удачно вписался в этот момент. Он учил вместе с Ириной слова, участвовал в виде экспериментов в виде родителя, учителя, мужа и отвечал на любые наши вопросы.

Ю.БОБРОВ: К Ирине Климовой, дайте оценку своей работе, пермским педагогам.

И.КЛИМОВА: Я хочу сказать, что на самом деле день очень приятный праздничный, Международный день учителя, его празднуют более чем в 100 странах мира. И на самом деле, мне кажется, это правильно, потому что у всех нас были хорошие учителя в жизни. Самое главное, что когда мы вырастаем, становимся учителями для кого-то. Поэтому, мне кажется, это праздник, к которому причастны все жители планеты Земля. Во-вторых, я очень рада, что в три часа ночи прилетела Ирина Александровна Баскевич, прямо с корабля на бал. Мое мнение – я почитала обзоры, статьи, интервью с победителями этого конкурса, и мое мнение осталось прежним. Я считаю, что Ирина Александровна Баскевич – это лучший учитель из 77 претендентов на «Хрустального пеликана». Мне очень понравились сегодня рассказы Светланы Валерьевной Малининой. Расскажите, Светлана Валерьевна про очень красивый жест Ирины Александровны Баскевич на конкурсе. Я знаю, что, мне опять же Светлана рассказывала, Ирина, что все подходили, благодарили ее за уроки. И не случайно после того, как назвали пятерку лидеров, жюри сказало «мы хотим специальный приз», много-много перечислили, за что, выдать Ирине Александровне Баскевич, и все зааплодировали, подошли, сказали: «Для нас вообще парадокс, Ирина Александровна, что вы не попали в пятерку, что вы не стали победителем этого конкурса».

Ю.БОБРОВ: Приз зрительских симпатий однозначно сорван.

И.КЛИМОВА: Приз зрительских симпатий – это наш однозначно! Светлана Валерьевна вообще переживала, говорила «боже мой, если сейчас Ирина победит, это ж Перми на следующий год принимать всероссийский конкурс!»

С.МАЛИНИНА: А мысль такая была, потому что, видя других конкурсантов, как выступает наш собственный конкурсант, мы были уверены, что место в пятерке наше, и переживали, как бы не пришлось делать конкурс в Перми.

Ю.БОБРОВ: А у нас еще вокзал не отремонтирован, аэропорт, господи, дороги чинить… (смеются) Сделали бы Басаргину головной боли.

С.МАЛИНИНА: А вообще вы знаете, самый главный приз – это «Хрустальный пеликан». Его дают только тем, кто вошел в пятерку, и главным победителям. А Ирина привезла с собой коробку, но не конфет, а хрусталя, который они добывали вместе с ребятами. Это маленькие чистые-чистые кристаллы, в которых все эмоции были заложены изначально. И когда Ирине дали слово, она со сцены предложила всем, кто не получил «Хрустального пеликана», получить кусочек хрусталя от себя, от Пермского края…

Е.РОМАНОВА: Красивая история.

С.МАЛИНИНА: …в виде вот этой замены, очень красиво было.

Е.РОМАНОВА: А где недра хрусталя-то? Расскажите.

И.БАСКЕВИЧ: На Северном Урале был собран этот хрусталь, часть из Горнозаводского района, из наших экспедиций была привезена. Дело в том, что каждый конкурсант, который участвовал во всероссийском конкурсе, был достоин выйти и в «пятнашку», и в пятерку. Но где-то не сложились обстоятельства, где-то переволновался, обстоятельства сыграли роль не в пользу конкурсанта. Зато какие люди, насколько творчески они настроены, дружественны, открыты – я считаю, что «Хрустального пеликана» заслуживает каждый из них.

Е.РОМАНОВА: Конкурс – это всегда лотерея, однозначно. Вы говорите, проводили урок. А это что за группа была, с какими учениками? Где обычно в таких конкурсах проводятся уроки?

И.БАСКЕВИЧ: Вообще заранее учителей собирают на семинар, где обсуждаются некоторые организационные моменты. Учитель волен выбрать параллель, в которой он будет давать урок. Если учитель – предметник в нескольких областях, то он может выбрать один из предметов, который может представлять. География, 7-й класс…

Ю.БОБРОВ: Алгебра-география, русский-литература…

И.БАСКЕВИЧ: География на английском могла быть, потому что я работаю в школе международного бакалавриата.

Е.РОМАНОВА: Какой выбрали вы вариант, что у вас было конкретно?

И.БАСКЕВИЧ: Я выбрала то, что больше всего люблю сама – это физическая география, 7-й класс. Урок был по журналу, тему мы не выбирали, она объявлялась непосредственно по приезду на конкурс, хотя можно было прочитать примерно, но, тем не менее, всегда есть какие-то нюансы, вводные уроки и прочее. Поэтому тема не совпала.

Е.РОМАНОВА: Это была обыкновенная школа в Москве, семиклассники?

И.БАСКЕВИЧ: В Липецке, конкурс проводился в Липецке. 12-я гимназия, которая приняла нас достойнейшим образом.

Е.РОМАНОВА: Эксперименты над ними проводили все учителя? Сколько их было?

И.БАСКЕВИЧ: 77 уроков.

Ю.БОБРОВ: Повезло ребятам. Слушай, идешь в школу, и непонятно, кто у тебя сейчас будет вести урок, непонятно, какую он там изюминку заложит, а ведь заложит, муж проткнет Землю спицей…

Е.РОМАНОВА: Перед незнакомыми учениками выступать волнительно?

И.БАСКЕВИЧ: Нет не страшно, интересно. Просто контакт возникает практически сразу. Дают 5 минут на общение, и точки соприкосновения находятся сразу.

И.КЛИМОВА: Расскажите немножко 5 минут об уроке, Ирина Александровна.

И.БАСКЕВИЧ: Я представляла урок-конструктор, это для всероссийского урока необычное явление. Все-таки учителя, которые готовят конкурсные уроки, предпочитают придерживаться какой-то определенной технологии, то есть это урок с заранее известным результатом. У меня урок складывался по ходу урока, он мог пойти по трем сценариям, и это зависело от того, что выберут дети. Я сначала сканирую область их первичных представлений и работаю с тем, что им будет наиболее интересно. Это требует, конечно, более серьезной подготовки от учителя в плане раздаточного материала и прочего, но мой урок мог пойти по трем сценариям. Либо мы могли работать с воздушными массами, что и было сделано – дети катали шары, которые символизировали экваториальные, воздушные, умеренные массы. Либо можно было изучать характеристики климатических поясов, либо можно было рисовать схему на доске. Ребята выбрали воздушные массы, и в конце урока у нас появился географический чемодан, который вначале не открывался, но когда дети его открыли, точнее, я им предъявила его, то они без труда угадали, что там находится липецкая умеренная воздушная масса.

Е.РОМАНОВА: Когда говорят про учителя географии, сразу ассоциация с Алексеем Ивановым, «Географ глобус пропил», скоро будет фильм.

Ю.БОБРОВ: С учительской зарплатой. Это мы говорим о том, чего мы еще не видели, чего многие из нас не увидят…

Е.РОМАНОВА: И, вспоминая роман, любовь к природе прививал у ребят, несмотря ни на что, водил их на сплавы. Вы так же водите ребят, хрусталь-то вы как искали? Это у вас норма – ваших учеников из 7-й школы вывозить куда-то?

И.БАСКЕВИЧ: Знаете, просто на уроках, когда работают дети с областью собственного интереса, отвечают на собственные вопросы, увлеченность растет в геометрической прогрессии. И это уже выходит за рамки урока, вообще учебной деятельности. Поэтому за четыре года у нас произошла 21 экспедиция, мы объездили, наверное, половину территории Пермского края.

Е.РОМАНОВА: Притом что дети потом будут английским заниматься или, не знаю, в МГУ поступать. Это не совсем, что географы, правда?

И.БАСКЕВИЧ: А это совершенно неважно, потому что здесь главное – увлеченность. Если человек почувствовал, что значит искры высекать, отвечая на свой вопрос, то он это состояние сохранит и будет искать его в любой другой отрасли деятельности.

Ю.БОБРОВ: Вы бы сейчас видели, кивают, расплываются в улыбках коллеги.

И.КЛИМОВА: А мне просто хочется своих коллег пригласить поучаствовать так же в экспедиции, экспедиция проходит, в том числе, летом. Пожалуйста, с детьми…

Е.РОМАНОВА: Я обожаю экспедиции, сплавы, возьмите меня, пожалуйста.

И.КЛИМОВА: Приглашаю Евгению Романову, пусть ребенок намоет золото маме, раухтопаз найдет.

Ю.БОБРОВ: Побольше, побольше найдет.

С.МАЛИНИНА: Я думаю, вам придется встать в очередь, потому что после всероссийского конкурса желающих добавится из разных уголков страны в эту огромную экспедицию, будет очень и очень много.

И.КЛИМОВА: Просто экспедиция станет больше, все хорошо.

Ю.БОБРОВ: У департамента образования новая функция появится теперь.

Е.РОМАНОВА: Золото буду искать Юра. Завидуешь мне?

Ю.БОБРОВ: Так что же… Скажите, пожалуйста, с каким настроением педагогическое сообщество встречает сегодняшний день? Ирина, давайте к вам.

Е.РОМАНОВА: Пафосно, пафосно начал Юрий.

Ю.БОБРОВ: О каких проблемах смогли забыть в преддверии этого дня? Что решено? Какие перспективы нас ждут?

И.КЛИМОВА: Это моя личная точка зрения, я вообще считаю, что в работе учителя самое главное – это его ученик. И мы понимаем, что какие бы гаджеты, навороты в школе не были, это все на втором уровне. И зарплата учителя, как бы мы ее ни обсуждали, ни оценивали, велика она или маленькая…

Ю.БОБРОВ: Маленькая такая, хорошенькая.

И.КЛИМОВА: …что она сейчас средняя у нас, средняя зарплата равняется средней в экономике города.

Е.РОМАНОВА: Сколько? Интересно просто.

И.КЛИМОВА: 17400, если мне не изменяет память. Это средняя зарплата школьных учителей города Перми.

Ю.БОБРОВ: Обыкновенных. Учитель обыкновенный, вид такой есть.

И.КЛИМОВА: Средняя, мы называем среднюю зарплату. При этом мы знаем, что есть учителя, у которых есть и 30, и 40 тысяч зарплаты, и мы считаем, что действительно есть люди достойные такой зарплаты, которые работают. Мне понравилось, вчера на приеме Виктор Федорович Басаргин пошутил на эту тему. Он сказал – мало что я сейчас смотрю на вас, на учителей, вы полдня работаете, полдня проверяете то, что было сделано, плюс готовитесь к следующему уроку, еще ведь надо самосовершенствоваться. Я, говорит, иногда с внуками сижу до часу ночи, делаю задачку, она не получается – говорю «ладно, спроси завтра учителя, как она решается» (смеется). Я думаю, всем, у кого есть дети, это состояние знакомо, программы меняются, и это правильно, что наша школа меняется. Хотелось бы мне, чтобы она менялась, может быть, быстрее. Но все равно, самое главное в школе, я считаю – это ученик и учитель. И когда будет этот тандем – ученик, у которого горят глаза, которому интересно с ребенком, и он умеет этот исследовательский запал, эту энергию передать детям… Правильно Ирина Александровна говорит, сначала они задают вопрос простой, и мы за этим вопросом ведем экспедицию, пишут проект, побеждают с этим проектом на научно-исследовательской конференции, получают премию президента. А потом эти же дети приходят и говорят, что Ирина Александровна, мы увидели объявление на «Эхо Перми» или где они там увидели, про Алису Петунину, а давайте такой же проект сделаем, поддержим, пусть это социальный будет проект. И это дети, которые 6-й, 7-й класс, понимаете? Личность вырастает. И благодаря таким учителям, я считаю, как Ирина Александровна, наше пермское образование живет и является одним из самых лучших образований в России.

Ю.БОБРОВ: Спасибо, с одной стороны, Ирина, что не заняли первое место…

Е.РОМАНОВА: Что не будет у нас всероссийского конкурса в Перми.

Ю.БОБРОВ: Когда чемпионат бокса был, денег не хватало, фасады домов красили с одной стороны, дороги, четко просчитали маршрут, асфальтировали в этих местах. Как-то тоже маленько было не по себе – уж готовиться так готовиться, не готовиться так… Сейчас коллеги будут приставать: «Как это было, как ощущалось?» Что будете советовать?

Е.РОМАНОВА: Участвовать, не участвовать? Очарованы конкурсом?

Ю.БОБРОВ: Ставить себе цель – победить? Бусы не бусы, вазу, хрусталь, но победить надо?

И.БАСКЕВИЧ: Я думаю, что в любом случае участвовать, потому что то, в каком ты состоянии живешь во время конкурса, неважно, городской, региональный, российский, во-первых, это такой всплеск сил, эмоциональный подъем. Во-вторых, всегда интересно работать с ребятами своей школы, но когда ты выходишь к другим детям, то очень важно сопоставить, их-то это заинтересует? Поняли, не поняли? Всегда есть возможность встретить коллег, которые делают что-то интересное, что тебя привлекает. Знаете, нам всем выдали удостоверения о повышении квалификации, не настолько, наверное, эта бумага важна, хотя для аттестации и прочего тоже можно как маленький меркантильный момент использовать. Но то, какую квалификацию мы получили в ходе этого конкурса, увидев инновационный опыт из разных регионов, это дорогого стоит. Я была удивлена, что о наших инновационных проектах наслышаны участники во многих регионах. Я не переставала отвечать на вопросы своих коллег, которые подходили и спрашивали: «А вы знаете, мы в Интернете читали, у вас там более 80% школ в Перми перешли на «автономку», что это дает?»

Ю.БОБРОВ: «Автономка», подушевое – мы были первые, ЕГЭ мы первые вводили.

И.КЛИМОВА: «А как это у вас, Wi-Fi в школах?»

И.БАСКЕВИЧ: Да, вот об этом как-то люди наслышаны. О том, что английский второй школьный язык – учителя английского языка приходят и говорят «вот, мы только сейчас будем эти ГОСы реализовывать, там стандарты второго поколения, а у вас это уже идет, дети TOEFL сдают.

И.КЛИМОВА: IELTS,

И.БАСКЕВИЧ: Да, IELTS как альтернатива TOEFL.

Ю.БОБРОВ: В общем, международный стандартизированный экзамен английского языка. А когда, вот стоит у меня сейчас эта проблема, младшая в первом, средняя в «подготовишке», выбираешь себе педагога, заходишь в школу… И я так по-старому еще вспоминаю свою школу, КМН, КПН высшей категории, первой категории, стандартные учительские регалии. А с другой стороны, допустим, победитель олимпиады, соревнования школьного, я не знаю. Как это соотносится, что популярнее, что моднее? Что родителям выбирать, на что ориентироваться – состязательное…

И.КЛИМОВА: Я думаю, что родителям нужно ориентироваться как при выборе школы, так и при выбре учителя, если это в родительских силах, прежде всего на ребенка, что нужно этому ребенку. Потому что не факт, что то, что родитель считает нужным, подойдет ребенку. Могу привести конкретный пример – у моей подруги, сама работает в высшей школе, а ребенок был очень маленьким, она писала диссертацию, естественно, ребенок исправлял речевые ошибки воспитателей. И когда психолог, они пытались поступить в одну из статусных школ города Перми, на что им мягко психолог сказал: «Вы знаете, вашему ребенку не подойдет школа по 32-35 детей в классе, все амбициозные, все лидеры, поднимают руки. А вы настолько много отдали вашему ребенку сил в дошкольном возрасте, вы настолько его развили, что ему хочется индивидуального общения. Если его среди 32 детей не будут замечать какое-то время, он может потухнуть и погаснуть, а «началка» - это основа всего». Поэтому мы вам рекомендуем либо частное образование, сказала психолог, либо найти малокомплектную школу. Тогда они еще были, это было 8-9 лет назад. И они нашли малокомплектную школу, там в параллели был 1 класс, в классе было 20 человек, они находились в школе с утра до вечера, у них, кроме учителя, была еще воспитатель, и были счастливы.

Е.РОМАНОВА: А что касается «потухнуть и погаснуть» - бывают ситуации, когда пропустил, что-то не понял, накладывается как снежный ком? Дети не боятся подойти и спросить, и нет ли дополнительных уроков? И кто это, только он или родитель должен подтягивать? В Финляндии есть такой эксперимент – учитель, а рядом есть человек, который проверяет, как кто понял. По таким моментам нам еще стремиться и стремиться. Не боятся дети об этом рассказать сами?

И.БАСКЕВИЧ: Я здесь могу только на свой личный опыт опираться. Нет, не боятся. У нас общение с детьми выходит за рамки школьного помещения, они могут мне вечером в социальных сетях написать: «Ирина Александровна, расскажите еще раз…»

Е.РОМАНОВА: Или «что задано, я не записал»?

И.БАСКЕВИЧ: Да, и поэтому по скайпу мы тут же начинаем.

Ю.БОБРОВ: Да, мой младший брат школу закончил, тут же общался в «контакте» со своей классной, это было потрясающе. Друзья, сегодня вечером, когда вы будете видеть группы веселых, хохочущих, может быть, чуть-чуть раскрасневшихся женщин, знайте – это пермские педагоги, поцелуйте, поздравьте их, добегите до ближайшего цветочного киоска, они замечательные. И поздравьте, конечно, своих.

Е.РОМАНОВА: Спасибо, что были с нами, до свидания.


Обсуждение
2728
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.