Верхний баннер
23:15 | ПЯТНИЦА | 26 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.01 € 98.72

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

11:05, 15 ноября 2012

Методы борьбы фонда соцстраха с неплательщиками

Теги: ФСС

Всем добрый день. У микрофона – Юлия Хлобыст, за звукорежиссерским пультом – Сергей Слободин. В эфире - «Радиоприемная», которая выходит при поддержке регионального Фонда социального страхования. Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования своевременно и в полном объеме – это прямая обязанность работодателя, закрепленная законодательно. Однако платежная дисциплина в России хромает до сих пор. Кто страдает от неплательщиков и как с этим бороться говорим сегодня с заместителем начальника отдела администрирования страховых взносов Фонда Татьяной Побегайловой. Добрый день, Татьяна Валерьевна.

 

Татьяна Побегайлова: Добрый день.

 

Когда раздумывала над нашей темой, поймала себя на мысли, что, возможно, так устроено сознание среднестатистического россиянина. Когда нам говорят о каких-то обязательных платежах, будь то уплата в Фонд социального страхования либо какие-то налоговые платежи, либо даже штрафы, у нас возникает чувство отторжения. Думаю, что в отличие от среднестатистического американца, немца или другого гражданина, проживающего на западе. С одной стороны, такая реакция понятна: невысокий уровень жизни, постоянная латание дыр в семейном бюджете, а тут еще нужно отдавать свои кровные. С другой стороны, на западе платежная культура формировалась десятилетиями. На ваш взгляд, с чем все-таки связано у нас такое отношение к платежам? Невысокий уровень жизни? Либо все-таки отсутствие грамотной информационной политики?

 

Татьяна Побегайлова: Все-таки мы работаем с должниками, пытаемся выяснить у них причины, почему они не платят либо задерживают платежи. Сегодня очень модно списывать все на экономический кризис.

 

Это да, это точно.

 

Татьяна Побегайлова: Основная масса наших должников при озвучивании проблем, говорит, что у них тяжелое финансовое состояние в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране в целом.

 

А это так было начиная с 2008-го года?

 

Татьяна Побегайлова: Да, и продолжается до сих пор. Причем, как только у таких организаций на горизонте начинает маячить перспектива ревизорской проверки либо проверки счетной палаты, то сразу находятся и возможности, и средства…

 

И экономического кризиса никакого нет.

 

Татьяна Побегайлова: Как не бывало, да. Очень интересно складывается работа с такими организациями.

Плюс еще одна причина. Сегодня некоторые организации прямо нам заявляют, что, знаете: платить вам пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка гораздо проще, дешевле и выгоднее, чем уплачивать проценты по кредитам банковским. То есть они прямо об этом говорят, что лучше мы будем вам платить пени, которые вы насчитываете за задержку платежей, чем будем брать кредит, чтобы своевременно все оплатить.

 

То есть здесь получается такая не очень хорошая ситуация, когда, видимо, само законодательство способствует...

 

Татьяна Побегайлова: Да. Либо не те ставки по пени в нашем случае, либо, может быть, как-то стоит развивать бизнес и для них устанавливать более низкие процентные ставки в банках. Два варианта.

 

Если продолжать говорить о причинах неуплаты страховых взносов. Сейчас же очень много можно платить через почту и посредством Интернета, может быть, какое-то неудобство испытывают плательщики, может быть, какие-то каналы вы им не организовали?

 

Татьяна Побегайлова: На мой взгляд, причина еще в том, что у нас очень много людей, которые занимаются бухгалтерским учетом и при этом безграмотны в данном вопросе. То есть большая масса, особенно в предприятиях малого бизнеса, бухгалтеров без специального образования, опыта и, что самое страшное, без желания разбираться в вопросах и в тонкостях профессии. Человек, который сдает отчетность, должен знать порядок заполнения формы. А он задает элементарные вопросы, которые грамотный бухгалтер задавать не должен. И когда человеку говоришь, что вы знаете, у нас есть порядок заполнения отчетности, вы его прочтите, он говорит: «Мне некогда этими заниматься».

 

Давайте сразу же: у вас есть порядок заполнения отчетности. Это вывешено, наверняка, на вашем сайте.

 

Татьяна Побегайлова: Да, безусловно.

 

Плюс, насколько я знаю, и мы об этом говорили, у вас открыт многофункциональный центр «Единое окно». Там тоже могут оказывать консультации такого рода.

 

Татьяна Побегайлова: Совершенно верно.

 

То есть вот уже два канала.

 

Татьяна Побегайлова: И плюс консультации у нас.

 

Плюс к вам в Фонд можно обращаться. То есть, если у кого-то по уплате страховых взносов возникают вопросы, то, соответственно, прямая дорога в Фонд социального страхования, в пермское региональное отделение.

 

Татьяна Побегайлова: Да, конечно.

 

Что касается информационной политики. Еще какие каналы есть, где люди могут посмотреть: когда, в какие сроки, какую отчетность?

 

Татьяна Побегайлова: Во-первых, при регистрации каждого страхователя, страхователю выдается пакет документов, в котором прописывается, какая отчетность, в каком размере уплачиваются взносы и в каких сроках. Все это прописано. Во-вторых, они всегда, действительно, могут обратиться с вопросами, если чего-то не знают, на сайте, помимо информационной доски, есть телефоны горячей линии, по которым они могут звонить. Никогда не отказываем в консультации, разъясняем, помогаем, чем можем.

 

Вот все-таки уплата страховых взносов – это право или обязанность?

 

Татьяна Побегайлова: Безусловно, это обязанность, которая предусмотрена действующим законодательством. И за несвоевременную уплату предусмотрены санкции этим же законодательством. Ведь от полноты и своевременности перечисления взносов напрямую зависит финансовая устойчивость Фонда. Что такое взносы по своей сути? Это средства, за счет которых происходит выплата пособий по обязательному социальному страхованию, которые гарантированы государством. И, соответственно, на сегодня в нашем регионе сложилась такая ситуация, что наше отделение региональное уже не может собственными силами справиться с выплатой пособий. Нам приходится обращаться в резервный федеральный фонд за выделением средств на финансирование расходов.

 

То есть схема сама похожа на обычные страховые схемы, когда ты платишь определенную сумму за то, чтобы при наступлении страхового случая тебе была выплачена страховка?

 

Татьяна Побегайлова: Да, конечно.

 

То же самое и здесь. Ниоткуда выплаты на «страховые случаи», будем так их называть, не возьмутся, за исключением резервного фонда, к помощи которого вы можете прибегать. И правильно ли я поняла, что сегодня в Фонде социального страхования ситуация с собираемостью платежей вызывает опасения у сотрудников Фонда?

 

Татьяна Побегайлова: Не совсем. Собираемость, в принципе, у нас на сегодня неплохая, но при этом, во-первых, большую брешь в нашем бюджете проделали изменения, которые были внесены в федеральный закон. То есть с 1 января текущего года часть страхователей перешли на уплату пониженного тарифа.

 

Это совершенно законно.

 

Татьяна Побегайлова: Да, конечно. Данная группа страхователей либо не уплачивает нам взносы совсем, то есть применяет тариф в размере ноль процентов, либо уплачивает их по более низкой ставке. Но при этом они, как и все остальные работодатели и их застрахованные люди, имеют полное право на получение всех пособий, которые гарантированы государством. За счет этого складывается несколько такая ситуация в бюджете Фонда...

 

А между тем, бюджет уже рассчитывал на эти средства, я правильно понимаю?

 

Татьяна Побегайлова: Нет, в бюджет заложен дефицит определенный с учетом того, что часть страхователей не будет уплачивать нам взносы, но при этом они будут обращаться за возмещением расходов. Безусловно, это планировалось.

Плюс, конечно, это, может быть, не основная причина дефицита бюджета, но все-таки и она играет свою роль – наличие просроченной задолженности по обязательному социальному страхованию. У нас на сегодня с начала года за 9 месяцев в фонд поступило страховых взносов чуть более 1 миллиарда рублей. При этом выплаты на счета страхователей, живых денег, составили около 1,4 миллиарда рублей. То есть 400 миллионов – это уже сверх того, что мы получили в качестве взносов.

 

Если говорить о соотношении цифр, можно сделать вывод, что, по сути дела, уплата страховых взносов в Фонд социального страхования, на самом деле является небольшой суммой для предприятия или застрахованных граждан по сравнению с тем, что Фонд выплачивает по страховым случаям?

 

Татьяна Побегайлова: Сейчас многие организации с вами не согласятся, потому что есть такие организации, которые не обращаются за возмещением расходов.

 

То есть там сотрудники не болеют, не уходят в декретный отпуск, или они просто не обращаются?

 

Татьяна Побегайлова: Я не могу сказать причин, по которым они не обращаются, либо у них, действительно, всего перечисленного нет, либо, может быть, это неграмотный бухгалтер, который не знает, как это сделать. Но самые большие выплаты на сегодняшний день - это все-таки больничный по беременности и родам и выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. А есть много организаций, в которых работают одни мужчины, соответственно...

 

Ну да, а отцы у нас, как правило, предпочитают не брать больничный или отпуск по уходу...

 

Татьяна Побегайлова: Больничный ему и не оплатят, это же по беременности и родам, он физически не может его взять.

 

Нет, я имею в виду больничный с ребенком.

 

Татьяна Побегайлова: Такие случаи тоже бывают, но нечасто.

 

Какая сегодня сформировалась сумма задолженности по страховым взносам? И как Фонд социального страхования, его региональное отделение пытается решать эти вопросы? Как вы работаете с должниками? И, вообще, что грозит должникам? Может быть, вы назовете каких-то крупнейших нарушителей вашего и нашего, кстати, спокойствия.

 

Татьяна Побегайлова: На сегодняшний день по итогам 9 месяцев у нас сложилась не очень радужная картина с задолженностью. На 1 октября по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний просроченная задолженность составляет почти 128 миллионов рублей и по временной нетрудоспособности 75 миллионов рублей. Хочется сказать, что по несчастному случаю мы более-менее взяли под контроль, у нас произошло снижение задолженности просроченной на 5 миллионов рублей по сравнению с первым полугодием этого года. По временной нетрудоспособности ситуация, к сожалению, не такая хорошая.

 

То есть еще хуже?

 

Татьяна Побегайлова: Как еще хуже? Она просто хуже. Если по несчастным случаям нам удалось снизить сумму просроченной задолженности, то по временной нетрудоспособности она выросла. Выросла значительно: на 5 с половиной миллионов. Но при этом, в прошлом году с начала года 9 месяцев наша просроченная задолженность по этому виду страхования увеличилась в три с половиной раза. В этом году нам удалось снизить темп, и с начала года к 1 октября в 1,2 раза она увеличилась. То есть это существенное снижение, чем мы гордимся.

 

Кто является основными неплательщиками, можете назвать их? Страна должать знать своих «героев»?

 

Татьяна Побегайлова: Да, конечно. Думаю, что названия данных организаций вам сможет назвать каждый второй сотрудник нашего отделения, по крайней мере, нашего отдела точно. В список крупнейших должников перед Фондом входят 76 организаций-должников, но при этом 50 из них - это организации, которые находятся в той или иной процедуре банкротства. Причем, доля их просроченной задолженности в общем объеме составляет большой процент. По временной нетрудоспособности 25 процентов, по несчастным случаям это порядка 40 процентов. Это долги, которые мы, прямо скажем, вряд ли когда сможем взыскать.

 

И таких предприятий от общего количества - две третьих.

 

Татьяна Побегайлова: Я сейчас только про крупнейших должников говорю. Я перечислю тех, у кого суммарная сумма задолженности по обоим видам страхования превысила 1 миллион рублей. И причем, это происходит из квартала в квартал. Это живые организации, которые осуществляют свою деятельность, которые сдают отчетность, и при этом иногда еще обращаются к нам за финансированием. То есть они имеют задолженность по одному виду страхования перед нами, а по второму имеют задолженность за нами.

 

И при этом вы им не можете отказать в финансировании.

 

Татьяна Побегайлова: Мы не можем отказать, да, потому что законодательно это не предусмотрено. Это у нас общество с ограниченной ответственностью «Спец-М». Они должники по обоим видам страхования. «Элиз», ООО «УралСервисСтрой», ООО «Кунгурский машзавод», ООО «Уралгорнефтемаш», ОАО «Пермтрансжелезобетон», филиал дочернего открытого акционерного общества «Спецгазавтотранс». Вот это крупнейшие должники в нашем регионе.

 

О дальнейшей работе с неплательщиками хотела бы я поговорить. Как воздействует вы на неплательщиков, которые годами не уплачивают страховые взносы?

 

Татьяна Побегайлова: Во-первых, это весь комплекс мер, предусмотренный девствующим законодательством. То есть направление требований об уплате недоимки и начисленных на нее пени, это выставление инкассовых поручений на списание с расчетных счетов должников суммы задолженности, передача документов на взыскание за счет иного имущества в службу судебных приставов. То есть это то, что предусмотрено законом.

 

А как часто вы доходите до таких крайних мер, как то - взыскание за счет остального имущества?

 

Татьяна Побегайлова: Очень часто.

 

Это эффективная мера? Сначала, я так понимаю, есть решение суда, да?

 

Татьяна Побегайлова: Нет, нет. По решению суда у нас на сегодняшний день взыскивается либо с бюджета получателей, либо с физических лиц по несчастному случаю. То есть по временной нетрудоспособности предусмотрена одинаковая процедура для всех, решения суда для этого не нужно. Достаточно решения территориального органа Фонда на взыскание денежных средств.

 

То есть, есть решение территориального органа Фонда о взыскании денежных средств, вы идете с этим решением?..

 

Татьяна Побегайлова: Если у нас имеется информация о расчетных счетах должника, то, соответственно, изначально мы выносим решение. В случае, если не было исполнено в добровольном порядке, то мы выносим решение о взыскании в бесспорном порядке с расчетного счета. И на основании этого решения направляем инкассовые поручения на списание денежных средств в банк. Очень эффективный метод. Особенно его эффективность повысилась у нас после заключения соглашения с Западно-уральским отделением Сбербанка России. И мы перешли с ними на электронный документооборот. Соответственно, сокращается процедура по времени, по срокам осуществления, и инкассовые поручения не теряются по дороге, на почте, эффективность повысилась.

 

То есть, в принципе, все методы, прописанные законодательно, вы применяете, и они на самом деле достаточно эффективны.

 

Татьяна Побегайлова: Менее эффективно взыскание за счет иного имущества, потому что зачастую приставы по той или иной причине не могут найти должника. Но, правда, тут у нас был организован совместный рейд со службой судебным приставов. Мы выезжали к нашему злостному неплательщику «Горнефтемаш», после чего они погасили задолженность в полном объеме. То есть сейчас один из таких нетрадиционных методов мы планируем дальше развивать.

 

Слушайте, а причины? Когда вы выехали к этому злостному неплательщику, все-таки почему люди не платят страховые взносы?

 

Татьяна Побегайлова: Я думаю, что в первую очередь очень важную роль играет слабая законодательная база. Тот же «Горнефтемаш», когда у них возникает задолженность перед налоговыми органами, налоговые органы имеют больше прав при взыскании долгов. Понятно, что там и суммы другие. Но при этом налоговая может наложить арест на расчетные счета. У нас такого права нет. Также налоговая сама представляет свои интересы в делах о банкротстве, то есть она сама может инициировать процедуру банкротства в отношении должника. У нас таких прав тоже нет. То есть наши интересы представляет та же налоговая. И когда в отношении этой же самой организации «Горнефтемаш» налоговая подала документы на инициацию процедуры банкротства, организация погасила перед ними всю задолженность. Перед нами она не стала ее гасить.

 

Такая вот человеческая психология. Опять же не будем забывать о том, что от уплаты страховых взносов все-таки зависит и выплата по тем самым страховым случаям. Это беременность и роды, это нетрудоспособность и так далее. А что касается добросовестных плательщиков. Вот их вы как-то поощряете? Мне кажется, их же, наверное, гораздо больше, чем недобросовестных.

 

Татьяна Побегайлова: Безусловно, есть и добросовестные плательщики, которые не допускают таких ситуаций. И мы начали проводить, так сказать, психологическое поощрение...

 

Поддержка моральная.

 

Татьяна Побегайлова: Да. Был создан совместный проект с одним из таких плательщиков. Была выпущена детская книжка сказок, ролик информационный про данного страхователя.


Обсуждение
1477
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.