Верхний баннер
11:02 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

14:00, 26 ноября 2012

Будущее ПГИИК. Цензура в Березниках. Итоги выборов в Краснокамске.

В Дневном развороте обсуждаем будущее пермского института искусств и культуры. О своих опасениях и надеждах рассказывает Елена Березина, 1-й проректор вуза по научной работе.
Во второй части говорим об истории запрета показа документального фильма о березниковских провалах.
В заключении эфира своими впечатлениями от выборов в Краснокамске делится политолог Олег Подвинцев.

 

Юрий Бобров: Общественность тревожится, начинаются выступления. Руководители библиотек, культурных подразделений пишут письма министру культуры с требованием не допустить этого. Вот теперь мы по порядку разберем, Елена Михайловна, что за критерии, еще раз напомним слушателям, как так получилось, что вас поставили рядом с Бауманкой. Одними граблями, у которых всего было 5 зубиков, вас померили, сказали, что вы неэффективны.

 

Елена Березина: В четверг стало известно о том, что наш вуз по результатам мониторинга всей системы высшего профессионального образования представлен к особой номинации – реорганизации, так называемый список №3.

 

Юрий Бобров: Сперва стали известны результаты этого всероссийского смотра-конкурса-тестирования. Большой список неэффективных, из них три вуза в Пермском крае – физкультурный в Чайковском, педагогический, еще 10 филиалов. Затем три варианта развития событий – дать денег, закрыть…

 

Елена Березина: Дать денег, реорганизовать или ликвидировать, это одна из форм реорганизации, вынести за пределы всех списков как специфические вузы, деятельность которых не может быть измерена вот этими пятью критериями.

 

Евгения Романова: А что за критерии? Давайте подробнее.

 

Елена Березина: Это объемы финансирования научно-исследовательской работы, средний балл ЕГЭ абитуриентов, наличие достаточного количества и качества инфраструктуры, метров квадратных на одного студента, объемы общего финансирования вуза, это все включает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава.

 

Евгения Романова: А самый важный пункт – это объемы финансирования?

 

Елена Березина: Для вузов искусства и культуры, конечно, это объемы финансирования научно-исследовательской работы. Именно это вызвало дискуссию наших вузов, различного рода комментарии, поскольку у нас есть и общая гуманитарная составляющая, и творческая составляющая. Есть такое особое понятие, как творческая монография, публично представленная, зафиксированная на аудио- и видеоносителях. Например, концертная программа солиста-исполнителя не менее, чем в двух отделениях, режиссерско-театральная постановка даже одного спектакля и так далее. Все это не учитывалось в мониторинге.

 

Юрий Бобров: То есть когда это делают физики, медики, у студентов есть рефераты, доклады, у аспиранта есть докторские, кандидатские научные работы, у историков есть какие-то исследования. Как в этом смысле сравнить артиста, танцора, певца, я не понимаю. Что там доказывать, что открывать? Концерт – это тоже такая форма…

 

Елена Березина: Скажем так, форма отчетности для вузов искусства и культуры. Что поразительно, министерство образования Российской Федерации в критериях государственной аккредитации это всегда учитывает. Например, люди, становящиеся лауреатами международных, всероссийских творческих конкурсов или заслуженные артисты Российской Федерации в наших показателях приравниваются к людям, имеющим ученые степени и звания. У нас в вузе все в этом смысле хорошо. Повторюсь, не случайно министерство образования Российской Федерации своим решением подтвердило наш статус академии.

 

Юрий Бобров: По баллам ЕГЭ? Опять же, если я иду заниматься балетом, какие ЕГЭ, что в школе я могу такое сдать?

 

Елена Березина: Конечно, для художественно-творческих специальностей это настоящая проблема. Мы имеем право как творческий вуз принимать по результатам собеседований, творческих экзаменов, там так же 100-балльная шкала, но это в мониторинге, между прочим, не было принято во внимание. По другим гуманитарно ориентированным направлениям у нас неплохой балл ЕГЭ, и мы пороговые значения преодолеваем.

 

Юрий Бобров: Условно говоря, все Рудольфы Нуриевы и прочие Монсерат Кабалье своим низким баллом ЕГЭ тоже влияли на всех тех культурологов…

 

Елена Березина: Он просто не учитывался, этот балл за творческие экзамены.

 

Юрий Бобров: Это вам минусом было в итоге. Что у вас с помещениями, ядерными томографами и прочими компьютерами?

 

Елена Березина: Ядерные томографы не считаем, а с помещениями, мы признаем, реальная проблема. Опять же с учетом специфики вузов искусства и культуры на каждого студента должно быть не менее 11 квадратных метров, у нас порядка 9. Это объективный показатель, потому что в течение последних 20 лет государство, а мы государственный вуз, не выполняло своих обязательств. Уже более 20 лет в самом центре города стоит наш недострой, учебный театр.

 

Юрий Бобров: А у вас потолки высокие. Там только пол мерился?

 

Елена Березина: Высота потолков, к сожалению, не учитывалась.

 

Евгения Романова: В обидный список неэффективных вузов какие вузы страны еще попали?

 

Елена Березина: Целый ряд, 15 творческих вузов. Что еще интересно, мы сейчас это анализируем, 13 из них были выведены из этого списка буквально в течение 1-2 дней благодаря многочисленным протестам творческой интеллигенции, поскольку имеют специфику, о которой мы выше говорили. 3 вуза остались – это Арктический институт искусств, театральный институт в Екатеринбурге и Пермский государственный институт искусства и культуры.

 

Юрий Бобров: Женя, почему ты не улыбнулась, когда услышала название про Арктический?

 

Евгения Романова: Я думаю, кто там учится.

 

Елена Березина: Это замечательный вуз. У них акцент на национальное искусство, ему всего 12 лет.

 

Юрий Бобров: И 13 может не быть.

 

Елена Березина: Мы, кстати, бывали у них на научно-практических конференциях, наши преподаватели летали в Арктику.

 

Евгения Романова: Бывает, что в крупных городах даже несколько культурных вузов?

 

Елена Березина: Это повсеместно. Например, в Челябинске три вуза, в Екатеринбурге два вуза, в Казани два и еще филиал ВГИК и так далее.

 

Евгения Романова: Возникают вопросы, почему бы там, грубо говоря, не сократить?

 

Елена Березина: При этом нет вузов ни в Кирове, ни в Удмуртии. Мы всегда активно работали более 30 лет на наши регионы.

 

Евгения Романова: В 1975 году открыт вуз. Кто его открывал, как это все было?

 

Елена Березина: Это была инициатива руководителей города Перми, поскольку город набирал прекрасные культурные обороты, знаковые театры, много появилось самодеятельных замечательных творческих коллективов. Пермская область вышла с инициативой в министерство культуры Российской Федерации с просьбой об открытии вуза, и те дали положительный ответ. Вуз создавался благодаря особым усилиям государства и огромной поддержке Пермской области, которая, к сожалению, закончилась в 1991 году. Мы даже были вынуждены организовать акцию «Спаси и сохрани Alma Mater!», потому что наш памятник федерального значения был в ужасном состоянии, на нем не было крыши.

 

Юрий Бобров: Наш памятник, то бишь главный корпус.

 

Елена Березина: Тогда нам помог «Пермгазсервис», сейчас уже эта организация реструктуризирована, но это те люди, которые основали фонд «Белая гора». Это был единственный уникальный случай.

 

Юрий Бобров: «Спасите Alma Mater» - лозунг, по-моему, снова стал актуальным. Итак, студенты вышли с шариками, это была довольно милая акция, но не было здесь еще пока душевного надрыва. Вышли к стенам родного вуза, я бы сравнил эту акцию с перекуром, между парами выбежал на 5 минут… Пока еще не радикально все.

 

Евгения Романова: Улицу не перекрывают.

 

Елена Березина: Действительно, акция носила символический характер. Это реальная инициатива студентов. Сегодня настроения другие, обстановка накаляется, потому что нет объективной и официальной информации. Нет министерства культуры, образования, это все слухи, и мы черпаем их из Интернет-пространства.

 

Юрий Бобров: Мы помним тот комментарий ректора института культуры, когда были озвучены критерии – посмотрите, даже лучший, первейший, старейший вуз Санкт-Петербурга попал в этот список, вроде ничего страшного, разберутся. Разобрались, 13 исключили, но институт культуры остался.

 

Елена Березина: Более того, еще два исключили, это все сегодня присутствует в онлайн-трансляции министерства образования Российской Федерации. Заместитель министра культуры Российской Федерации господин Ивлиев сказал буквально следующее – я прошу вывести из списка неэффективных два вуза, Арктический и театральный институт Екатеринбурга, поскольку с этими субъектами Российской Федерации были проведены переговоры, и мы получили гарантии значительных финансовых вложений в инфраструктуру вузов. Я точно знаю, что Арктика пообещала построить общежитие за счет средств субъекта Российской Федерации.

 

Евгения Романова: Какие у нас должны быть вложения? Кто их должен сделать, чтобы мы ушли из этого списка?

 

Юрий Бобров: Что, теперь министерство, государство скидывает ответственность, и теперь Викторы Федоровичи Басаргины должны говорить – мы тут напряжем все наши ЛУКОЙЛы и «Газсервисы»…

 

Елена Березина: Не могу сказать, что скидывает, но, наверное, это какая-то разумная позиция – распределять ответственность. Если регион заинтересован в судьбе вуза, то он может каким-то образом помогать, масса примеров. Мы единственный вуз искусства и культуры, который не имеет своего учебного театра. Тюмень не так далеко от нас, 8 часов на поезде, за три года вложила в вуз 1 миллиард рублей. У них 7 учебных корпусов при таком же контингенте студентов.

 

Евгения Романова: А писали властям-то края?

 

Елена Березина: Конечно, не единожды обращались. Но надо сказать, что разные ситуации, изменения руководства и так далее, последние два года ситуация была совсем сложная в отношениях с нашей губернией, поскольку профессорско-преподавательский коллектив выступил с критикой и консерватории, и культурного проекта в целом. После этого последствия не заставили себя ожидать. Это массовая атака с целью дискредитации качества образования и преподавателей в средствах массовой информации на разных уровнях. Это обращение Минкультуры Российской Федерации с просьбой передать вуз на региональный бюджет. Это попытки дважды сорвать выборы ректоров и так далее.

 

Юрий Бобров: Вот тут уточню. Это попытки обращений в вуз Минкульт России с просьбой передать институт на региональный уровень, чтобы здесь его в объятиях можно было «подзадушить»?

 

Елена Березина: Задушить или нет, но придать, может быть, какой-то другой… Это можно прогнозировать.

 

Юрий Бобров: Закавычили все слова. А сейчас поезд уехал, команды сменились, а шлейф дискредитации остался, вы хотите сказать?

 

Елена Березина: Я еще раз хочу подтвердить мою ранее высказанную идею, что мы, к сожалению, живем ощущениями, поскольку не имеем официальной ситуации. Но сам факт того, что единственный вуз культуры и искусства представлен к реорганизации, а при этом существует ведь официальная статистика Минкультуры Российской Федерации, качественный состав профессорско-преподавательского состава, это ученые звания и степени, профессура, доцентура и так далее плюс еще показатель количества внебюджетных студентов, мы из 30 вузов на 12 месте. Причем в этой тридцатке вузов и те, кто благополучно прошел порог эффективности. Почему при принятии решений даже в форме рекомендаций не учитывается динамика развития вуза, это удивительно. Поэтому нам пока остается только искать какие-то объяснения.

 

Юрий Бобров: Когда силами обстоятельств здесь оказалась миграция Мариинского театра и появился пермский балет, это не времена Коноплева, тут поправьте меня, меня еще не было, 1975 год… Я так понимаю, что огромными финансовыми усилиями сюда были заманены, затащены длинными рублями, квартирами, соцгарантиями…

 

Елена Березина: Перспективой работы. Здесь были приглашены интересные люди из Москвы и Питера с прекрасным образованием.

 

Евгения Романова: Как история с Бояковым, когда он уехал в Пермь и говорил: «А где еще? Я из сытой Москвы еду поднимать театр в Перми, что может быть еще интереснее».

 

Юрий Бобров: Я точно так же видел музыкантов Musica Aeterna, они приехали сюда на огромную зарплату и понимают, что здесь они вырастут. В Москве, может быть, потерялись бы. То есть были сделаны определенные вложения. Никогда не поедут сюда, давайте очень грубо скажу, окультуривать местную, извините меня, территорию выпускники Екатеринбурга, Тюмени и Казани. Если есть талант, они уедут в Москву, если много таланта, уедут за границу. Если его меньше, останутся у себя. Они не поедут по горизонту, у нас не ездят горизонтально. Ведь мы останемся с наивысшей точкой культурных достижений – с чем? Колледж культуры, музыкальный колледж…

 

Елена Березина: К сожалению, да. Я уверена, что не поедут. У нас всегда очень много запросов на выпускников из Удмуртии, наши ребята почему туда едут? Им предоставляют жилье и какую-то интересную перспективную работу.

 

Евгения Романова: По ICQ спрашивают: «Что же будет с институтом культуры, я так и не понял». Распишите варианты, положительный вариант, если то-то нас поддержит так-то, и самый негативный, мы останемся совсем без института культуры? Что такое реорганизация?

 

Елена Березина: Сегодня все мы устремлены к решению вопроса: первое – оставить вуз как самостоятельный субъект образовательной деятельности.

 

Юрий Бобров: Если вас сделают филиалом? Есть уже такие слухи. Михаил Касимов, отличнейший пост в livejournal.com, прошел по всей ситуации и сделал прогноз, что если мы позволим институту культуры стать филиалом какого-то московского, то затем ему обрежут финансирование, сократят функционал, а затем закроют и продадут здание.

 

Елена Березина: Наши прогнозы абсолютно совпадают. Есть такие предложения, например, опять замминистра культуры Российской Федерации Ивлиева, которые опять до нас официально не доведены, что предлагается пермский институт сделать филиалом Московского государственного университета культуры и искусства. Мы понимаем, поскольку имели и сами свой филиал в Кирове, что это сокращение контрольных цифр приема, то есть бюджетных мест, сокращение направлений подготовки, штатного персонала, снижение финансирования. Что еще более важно, объемы внебюджетных средств, которые приносят пермские жители, будут перенаправляться в Москву.

 

Евгения Романова: А может быть, не министру культуры стоит писать, а Басаргину быстрее для какой-то поддержки?

 

Елена Березина: Как мне кажется, мы написали уже достаточное количество писем во все органы власти, в том числе и Пермского края. Надеемся, что будут конкретные ответы.

 

Юрий Бобров: Елена Михайловна, мы все не первый год живем в нашей замечательной стране и понимаем, что если вуз вылетел из списка, где ему могли отрезать все по самое не хочу, в том числе и с ликвидацией его как такового, видимо, это были его выпускники, лоббировавшие интересы родных вузов. Очевидно, таких выпускников не было у пермского вуза, которые в Москве бы навставляли всем замминистра.

 

Евгения Романова: Есть новость, Владимир Гутенев: «К оценке уровня подготовки выпускников вуза должен быть привлечен работодатель». Пресс-конференция была на днях, тема – эффективность деятельности высших учебных заведений в РИА «Новости», в Госдуме. Он сказал, безусловно, должна быть оценка работодателя.

 

Елена Березина: Мы с ним согласны. Если сегодня взглянуть на наш сайт института, то некоторые высказывания наших работодателей, с которыми мы сотрудничаем, пишут положительные отзывы, что у нас особые профессии, мы работаем адресно.

 

Евгения Романова: Самое массовое, куда идут? В театры, ТЮЗ, кукольный?

 

Елена Березина: Если говорить о театральном направлении, то, конечно, и театр «У моста», наш прекрасный выпускник Сергей Павлович Федотов тоже очень хорошо отзывается о вузе. Все театральные коллективы и самодеятельные, кстати, тоже, нашими студентами обеспечены. Если говорить о библиотекарях, я просто хочу обратить внимание, что более 80% наших выпускников устраиваются по профессии.

 

Юрий Бобров: Что теперь может делать пермская общественность, элиты, в том числе и выпускники, просто радеющие? Какие варианты сейчас возможны?

 

Елена Березина: Помочь губернатору Пермского края принять конкретное решение о дополнительном финансировании вуза. Например, решить вопрос смены нашего недостроя на конкретное здание, в котором бы могли обучать наших студентов.

 

Юрий Бобров: И закрыть, таким образом, один из критериев, вылететь из этой злосчастной таблицы неэффективных вузов.

 

Елена Березина: Да, а за качество мы боремся и так. Но я еще хочу обратить внимание, после всех наших культурных революций в Перми может не остаться ни одного следа. Яблоко поржавеет…

 

Юрий Бобров: А потом, когда-нибудь откапывая, кроме пермского, будет найден культурный период на территории губернии. Елена Михайловна Березина, первый проректор академии культуры была у нас в гостях.


Обсуждение
2299
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.