Верхний баннер
12:29 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 12 декабря 2012

Развитие ребенка через игры

Теги: досуг, дети

Игра, естественно, это процесс, который всегда, или почти всегда связан, если не с игрушками, то с какими-то предметами обязательно, поэтому именно эти предметы станут частью нашего обсуждения. Но прежде все-таки поясните для наших радиослушателей, «Центр развития одаренности» - это что? Чем конкретно вы занимаетесь?

 

Павел Шевченко: Мы создали наш центр 7 лет тому назад. У истоков стояли педагоги, психологи, которые работали с одаренными детьми, с талантливыми детьми. У нас в Перми, как вы понимаете, есть много образовательных учреждений, в которых учатся одаренные дети. Мы сотрудничаем с такими образовательными учреждениями. Вышли уже и за пределы Пермского края, работаем сейчас со всей Россией. Нам интересен процесс детской одаренности, нам интересно, как можно стимулировать одаренность, как можно ее развить.

 

То есть, есть, например, кружок рисования или музыкальный кружок, детский хор, всё, что угодно, и есть «Центр развития одаренности», в чем ваше различие?

 

Павел Шевченко: Что можно сделать с одаренными детьми? Во-первых, одаренного ребенка нужно найти, выявить. Одаренному ребенку нужна поддержка, педагогическая, в первую очередь. И одаренному ребенку нужна результативность, потому что, если ребенок что-то делает, но на выходе нет никаких результатов, для ребенка это неинтересно. То есть результат – это как неотъемлемая часть игры. У нас, к сожалению, очень часто обходится без какой-то либо из этих составных частей. В Пермском крае очень-очень сейчас, к сожалению, всё плохо с диагностикой одаренности. Это касается академической одаренности.

 

Диагностика – как заболевание какое-то.

 

Павел Шевченко: Давайте скажем – выявление, чтоб было понятно. С выявлением одаренных детей всё плохо. Мы работаем в основном с академически одаренными детьми. Это те учащиеся, которые успешны в том или ином школьном или предмете дополнительного образования. К примеру, экономика, которая не входит у нас в основной школьный курс. Как у нас выявляются в школах такие дети? Учитель по своему опыту выбирает из класса или из параллели двух-трех детей, которые, на ее взгляд, успешны, условно говоря, в биологии. Дальше эти дети идут на Олимпиаду, защищают честь школы на Олимпиадах. Что мы имеем? Очень есть интересное определение одаренных детей. Одаренный ребенок – это тот, кого считает таковым учитель или эксперт, работающий с одаренными детьми. Это нормально. Одно из определений одаренного ребенка. Здесь у нас диагностика, по сути дела, сведена на самый простой уровень, то есть не участвуют здесь ни психологи, ни какие-то другие специалисты. То есть выявление одаренных детей у нас очень слабо поставлено. Педагогическая поддержка тоже далеко не во всех образовательных учреждениях есть. И, по сути дела, только результативность.

 

Павел Александрович, а у меня сразу вопрос по поводу одаренных детей, как у мамы двухлетнего карапуза. Разве не все дети одаренные?

 

Павел Шевченко: Вы смотрели фильм «Азазель»? Или читали книгу Бориса Акунина?

 

Нет.

 

Павел Шевченко: Я вот всем привожу на этом примере. Там образовательное учреждение присутствует под названием эстернат. Это интернат для детей-сирот, созданный леди Эстер, баронессой. Естественно, учреждение вымышленное. Так вот там берут сирот, и у каждого из них находят какой-то талант. Кто-то сведущ в математике, кто-то в физике, кто-то красиво рисует, а кто-то умеет подражать голосам животных, птиц и так далее. То есть у каждого находится какой-то талант, пусть даже ему в данный момент нет применения. Так вот все-таки данные современные науки не подтверждают это. Одаренность – качество не редкое, но все-таки присутствует, к сожалению, не у всех детей.

 

То есть, что называется, если бог макушку поцеловал, то оно есть?

 

Павел Шевченко: Задатки есть у каждого, а дальше с ними надо работать.

 

То есть все-таки задатки есть у каждого, а дальше зависит от того, что с этим происходит, да?

 

Павел Шевченко: Те или иные задатки, безусловно, есть у всех детей. Мы можем сказать, допустим, что у этого ребенка есть задатки быть военным, у этого ребенка есть задатки быть конструктором, у этого ребенка есть задатки быть модельером, а дальше уже, как с ними работать.

 

Ваша-то задача, как Центра, вы на каком этапе находите этих детей?

 

Павел Шевченко: Мы работаем со школами, мы работаем с муниципалитетами, мы работаем в последнее время с министерством образования Пермского края. Наш интерес – это, во-первых, диагностика таких детей. Для того, чтобы ребята могли развиваться, надо найти, с кем работать.

 

Как?

 

Павел Шевченко: Есть различные методики, различные методы. Во-первых, это методы опроса, методы опроса с педагогами, как я уже сказал. Есть психологические методики. Современное есть представление об одаренности, так называемая трехкольцевая модель американского психолога Рензулли. Одаренность – это, во-первых, успех в том или ином виде деятельности, знания, умения. Во-вторых, это креативность. И, в-третьих, это интерес к этому виду деятельности. То есть если все это вместе сходится, ребенок одаренный. Но психологи считают, что надо работать с ребенком, даже если у него присутствует хотя бы один из этих трех аспектов.

 

Мне не нравится ни слово «выявление», ни слово «диагностика», хочется какое-то другое слово.

 

Павел Шевченко: Поиск.

 

А с родителями вы работаете?

 

Павел Шевченко: Мы работаем с родителями. Но, к сожалению, у нас далеко не все родители готовы к взаимодействию с ними. У нас есть замечательные родители, у нас много таких родителей, которые прекрасно понимают, что в ребенка нужно вкладывать. Необязательно деньги, правда? Душу. Но есть родители, которые считают: вот я не педагог, поэтому увольте меня, я вам отдаю своего ребенка, вы с ним что-нибудь сделайте. Поэтому мы г готовы к работе с родителями. Нам очень нравится, когда родители идут нам навстречу. Естественно, в городах, в том числе, в Перми, с родителями работать легче, а вот в сельских территориях работать с родителями значительно сложнее.

 

Я думаю, что это понятно и объяснимо вполне. Если вы работаете с родителями, возможно, вы объясняете родителям, как нужно не упустить момент. Что должен делать любой родитель, правильный родитель, мудрый родитель?

 

Павел Шевченко: Есть замечательная притча, я не помню, из какой страны она, когда к мудрецу пришла женщина и говорит: «У меня родился ребенок, мне надо с ним заниматься. Что мне надо делать?» Мудрец спрашивает: «А когда у тебя родился ребенок?» «Только что».

 

Поздно.

 

Павел Шевченко: «Ты опоздала на 9 месяцев». Мы готовы подсказать родителям, что нужно делать с ребенком. У нас есть все для этого необходимые знания, умения. И, естественно, когда к нам приходят родители, ми родители вместе с детьми, мы ведем с ними разговор, и мы подсказываем, мы ищем в ребенке то зерно, что заложено от природы, и подсказываем, что можно.

 

Достаточно просто наблюдать здесь?

 

Павел Шевченко: Основной метод для диагностики каких-то первичных способностей, задатков детей дошкольного возраста главный метод - это наблюдение, причем, наблюдение за игрой. Конечно, такие дети не могут ни  заполнять какие-то диагностические карты, ни проходить тесты. Есть тесты для дошкольников на компьютере, они веселые достаточно, забавные. Но дети двух-трех лет и этого не могут. Поэтому наблюдение за игрой – это основной метод. А дальше надо прекрасно понимать, что есть возраст, где у всех детей развиваются творческие способности. То есть возраст, в котором большинство детей этого возраста хорошо рисуют. Относительно хорошо.

 

С удовольствием.

 

Павел Шевченко: С удовольствием, да, и поэтому родители могут сказать: наверно, у меня ребенок будет художником. Проходит какое-то время, и ребенок начинает проявлять актерские таланты. А есть способности, которые проявляются достаточно поздно. Самый простой пример – способность к математике. То есть все способности просыпаются в определенном каком-то возрасте. Плюс-минус у всех детей математические способности можно диагностировать не раньше, чем в 10 лет.

 

То есть, если мой сын в два года обожал барабанить на всем, на чем можно было барабанить, это ж не значит, что он будет великим барабанщиком.

 

Павел Шевченко: Безусловно. Но даже в таком возрасте можно посмотреть, насколько он хорошо понимает ритмический рисунок, и насколько он понимает ритм.

 

Следующий пункт в вашем списке, который вы обозначили, то есть вы сказали «поиск», а дальше вы сказали «поддержка». Что это? В чем заключается?

 

Павел Шевченко: Давайте будем говорить о том, что с одаренными детьми у нас работают в основном либо в школах, либо в учреждениях дополнительного образования, то, что мы раньше называли дома и дворцы творчества, художественные школы, либо дом, родители. Соответственно, для того, чтоб это делать, нужно знать, как это делать. Это непросто. Ну вот, допустим, я простой родитель. Нужно знать, что делать с ребенком. Для этого нужны какие-то методические материалы, причем, понятные не учителю с педагогическим образованием, а понятные для родителей. И, соответственно, нам нужно найти такие материалы, нам нужно предоставить их родителям, чтоб они были готовы по ним заниматься. То же самое учителя. К сожалению, работать с одаренными у нас в вузах не учат. У нас есть педагогические вузы, у нас есть учреждения среднего профессионального образования, выпускающие педагогов, но работать с одаренными детьми, это особая категория, там не учат, поэтому учителей необходимо доучивать. И это можно делать вместе с министерством образования, вместе с районными, городскими управлениями образования. И вот здесь мы тоже готовы и берем на себя достаточно большую часть работы, особенно в плане психологической поддержки.

 

Материалы для родителей – это что?

 

Павел Шевченко: Это разные вещи.

 

Это технологии, или это какие-то конкретные вещи?

 

Павел Шевченко: Есть и технологии, есть и абстрактные вещи. Вы знаете, я в последнее время очень много ищу для себя, покупаю американской литературы, там вот эти технологии работы с родителями тиражируются в больших количествах. Книги. «Мой ребенок одаренный. Что мне делать?» Такого уровня книга. Там ничего заумного нет. Эта книга для обычного родителя, для среднестатистического американца, которому вдруг показалось, что его ребенок одаренный. Он покупает эту книгу и читает, что делать можно, что делать нужно и что делать нельзя ни в коем случае. Я, кстати, летом читал одну очень интересную книжку. Там написано примерно следующее (это к вопросу о родителях одаренных детей). Очень часто бывает такая ситуация, когда ребенок приходит в первый класс школы, и родитель подходит к психологу школьному и говорит: «Вы знаете, мне кажется, мой ребенок одаренный. Вы не могли бы с ним позаниматься, подиагностировать его дополнительно, позаниматься?» На что психолог говорит: «Вы знаете, во-первых, я очень занят, потому что у меня дети как бы с другого конца интеллектуальной ??????? (неразборчиво), которые требуют повышенного внимания» А, во-вторых, вы ведь вообще не специалист. Вы уверены, что ваш ребенок одаренный?» У меня мама директор школы. Я ей это процитировал. Она говорит: «Да, правильно все написано, хорошо». Я говорю: «Только это американская книжка». То есть ситуация во всех странах одинаковая. К чему я веду? В России такие книги «Мой ребенок одаренный. Что делать?» тоже пользуются большой популярностью. К сожалению, пока их у нас нет. Поэтому вынуждены часть материалов переводить, часть писать сами. Конечно, книга – это достаточно серьезный труд, и здесь должны работать психологи высокого уровня, которые в России есть.

 

Мы сейчас говорим о каких-то брошюрах, да...

 

Павел Шевченко: Да.

 

...о каких-то таких материалах именно, которые можно прочитать, а дальше применить. Мой-то вопрос касался еще каких-то непосредственных вещей, материалов, с которыми уже дальше можно работать. Тема программы – развитие талантов через игру, какая игра обходится без игрушек. Про игрушки вообще последнее время много говорится, о том, какая должна быть игрушка, какая подходит сюда, какая туда. Много разных предметов, которые призваны что-то там развить чуть ли не с пеленок, чуть ли не с младенческого возраста. В своей работе вы что используете из этих предметов материального мира?

 

Павел Шевченко: В принципе, дети устроены так, что любой предмет они могут использовать для игры.

 

Конечно

.

Павел Шевченко: Но лучше это пусть будет предмет, специально предназначенный для игры, чем... папин бумажник, к примеру.

 

Папин-то бумажник интересней, по секрету.

 

Павел Шевченко: Папин бумажник, может быть, и интересней. Но если у ребенка есть почти такой же бумажник, но только предназначенный для игры, он будет с ним играть.

 

С мобильными телефонными молотками не работают.

 

Павел Шевченко: Да, это правда. Год назад в Перми открылся магазин развивающих игр «БУБО». Нам очень нравится ассортимент, представленный в этом магазине именно потому, что там представлены товары, предназначенные как раз для такого рода игр с детьми. Те товары, которые там представлены, не копируют то, что есть в других пермских магазинах, но они очень интересны именно для детей с повышенными познавательными потребностями.

 

Давайте разберемся. Сеть магазинов «БУБО», как мы с вами обсудили до эфира, это сейчас партнер Центра развития одаренности, да?

 

Павел Шевченко: Да, именно так.

 

А магазинов, которые содержат в себе название «магазин развивающих игр», «магазин развивающих игрушек», их ведь много. Их ведь сейчас очень много.

 

Павел Шевченко: Их, правда, много. И там представлены достаточно интересные товары, и, к сожалению, в большинстве таких магазинов, конечно, не во всех, но в большинстве, нет игр и игрушек для детей, старше 7 лет.

 

Это уже школьник.

 

Павел Шевченко: Это школьник. А очень часто у родителей возникает вопрос: а что мне подарить ребенку 10-12 лет, который очень увлечен наблюдениями за животными, но у нас уже дома есть собака, кошка, а ребенку все это интересно, и хочется еще что-то подарить такое, чему бы он удивился, и чтобы он в дальнейшем использовал для игр, а, может быть, это пригодилось бы и во взрослом возрасте? И тогда возникает у родителей вопрос: что делать? В магазине «БУБО» представлены очень интересные наборы для таких детей, для наблюдения за животными. Самый простой пример: муравейник на столе.

 

С живыми муравьями?

 

Павел Шевченко: Безусловно. Это небольшие сферы диаметром сантиметров 8, установлен на подставке. Такая красивая подставка, напоминает структуру атома чем-то,  соединенные они трубочками. Вся эта сфера есть в наборе. Мы загружаем туда с улицы немножко чернозему, немножко песка можно загрузить, что есть под рукой, веточки, иголочки, шишечки, и несколько муравьев тут же прямо с газона. Сфера герметично закрывается. И дальше есть большая и красивая инструкция. Во-первых, кто такие муравьи, как они живут, где они обитают, какие бывают разновидности, чем их кормить.

 

Ребенок будет видеть жизнь вот этого муравьиного сообщества в разрезе, получается.

 

Павел Шевченко: Не просто будет видеть, а будет видеть то, что скрыто обычно от глаз, потому что часть этих сфер прозрачна, это для муравьев день, или надземная часть муравейника. А часть из сфер прозрачные, но красные. Это подземная часть муравейника. Муравьи не видят красный цвет. То есть мы можем видеть через прозрачные красные сферы то, что в муравейнике происходит под землей. Как он развивается, как муравьи строят норы, как организовано муравьиное сообщество. Очень гуманное домашнее животное. Мы понаблюдали, сделали какие-то наблюдения, сделали выводы. Но, в конце концов, поиграли, надоело, муравьев отпустили обратно в природу.

 

Они нормально адаптируются?

 

Павел Шевченко: Безусловно.

 

Это потрясающе. Еще какие-нибудь можете подобные примеры привести?

 

Павел Шевченко: Для юных биологов, пожалуйста, их очень много. Набор для наблюдения за насекомыми. Там представлены различные баночки, увеличительные стекла, захваты. Понимаете, можно посмотреть на жука сверху, можно посмотреть на жука снизу. Но как мы обычно смотрим на лапки жука? Мы его переворачиваем и смотрим, как он двигается. Это ведь неестественное для него положение. Специальная ловушка, где система зеркал таким образом, что мы смотрим: жук находится в своем нормальном положении, брюшком книзу, а мы видим, как у него двигаются лапки. Плюс в наборе книжечка, где рассказывается, для чего предназначена каждая деталь в этом наборе, плюс опыты, какие можно провести. Причем, настолько все продумано, что обязательно правила техники безопасности, и вплоть до таких предостережений: «не держите насекомого в коробочке дольше полутора-двух часов, иначе он может задохнуться из-за недостатка воздуха». То есть воспитывают у ребенка бережное гуманное отношение к живым существам.

 

Мне кажется, что все это интересно не только детям, у которых по счастливому стечению обстоятельств и мудрому подходу родителей тяга к исследовательской работе к школьному возрасту не убита. Понятно, что это всё им безумно интересно, но это и взрослым интересно. Они вместе с детьми учиться могут.

 

Павел Шевченко: А вы знаете, как интересно было? Несколько раз я видел такую ситуацию. Заходит в магазин молодая семейная пара. Выбирают что-то для малыша своего, маленького – год, два, три. Мама оглядывается и уверенно идет к полкам, где представлены товары для детей годовалых. А папа видит витрину с исследовательскими наборами, и как зомби топ, топ, топ, и долго стоит, изучает. Я говорю: «Вот еще один из нас, не доигравший».

 

Я вспоминаю себя. Наблюдение за погодой, дневники – было. Головастиков в банке выращивали.

 

Павел Шевченко: Семечки, наверно, тоже растили, смотрели, что, как было.

 

Кристаллики соли на ниточке, вот что-то такое всплывает в памяти. В воскресенье у нас в эфире в рамках детской программы «Радиожурнал «Вездепрыг» был юный археолог, который очень увлечен динозаврами. Ничего не интересует – ни спайдермены, ни бэтманы, динозавры.

 

Павел Шевченко: Есть такие ребята. И для них тоже есть в этом магазине свои товары. Для того, чтоб проводить раскопки, надо знать, что археолог или палеонтолог в данном случае - это человек, который до определенного момента может поработать лопатой, а дальше лопату откладываем в сторону...

 

Кисточку берем.

 

Павел Шевченко: ...берем в руки кисточку и тихонечко совочечком, кисточкой разгребаем. Конечно, сложно такие вещи на самом деле сделать большого размера . Вот представьте кирпичик, внутри которого есть косточка. Она достаточно крепкая, но в то же время ее можно повредить. Поэтому в наборе представлен такой своего рода небольшой молоточек, небольшое долото, которым можно до определенного момента дойти, а дальше кисточка, совочек, и мы аккуратно извлекаем из большого куска кирпича косточки или скелетики динозавров...

 

Естественно, еще не зная, что там, в конце концов, извлечем.

 

Павел Шевченко: ...не зная, что там точно внутри.

 

По-моему, химичить любят все дети. Романтика химии и того, что там может получиться в результате смешения разных веществ, мне кажется, всех привлекает в определенном возрасте. Но, с другой стороны, рисковое занятие, там свои опасности.

 

Павел Шевченко: Вот я сам химик по образованию. Поэтому могу сказать следующее, что если ребенка в 8 классе привести на урок химии и начать писать перед ним на доске заумные формулы, никогда ребенок химию не полюбит. Он никогда не станет химиком. А вот если перед тем, как рисовать формулы, показать пару, тройку, четверку, пятерку красивых опытов, где или что-то горит, или что-то взрывается, или что-то во что-то цветное превращается, вот тогда ребенок заинтересуется.

 

Визуализировать, пощупать, чтобы сам сделал. Ну тогда ребенок придет потом в школу, и я помню, что у нас было на уроках биологии. Совершенно точно у ребенка, который через какие-то практические вещи уже познал определенные предметы, будет отторжение к теоретизированному подходу в школе.

 

Павел Шевченко: Это неправда. Нормальный подход – что-то сделать, а потом объяснить. Это подход первых естествоиспытателей.

 

Мы будем продолжать говорить про те вещи, которые есть в сети магазинов «БУБО». Понятно, что то, что есть в этих магазинах, это то, чем могут пользоваться родители. Они приходят, они покупают, подарок или для своего собственного ребенка, как-то еще. Раз это партнер «Центра развития одаренности» вы. получается, тоже пользуетесь этим всем в своей работе, да?

 

Павел Шевченко: Да, безусловно.

 

Как это присутствует в вашей работе?

 

Павел Шевченко: К примеру, каждый год мы проводим профильные лагеря для школьников, и очень много из того ассортимента, что представлено в сети магазинов «БУБО», мы используем для наших летних профильных лагерей. Мы с вами говорили о химии. Мне очень хочется продолжить, потому что я сам химик. Во-первых, очень многие родители считают, что химия - это опасно, и никогда мой ребенок не будет химичить на кухне. Я всем привожу в пример, показываю набор, который называется «Какие вещества можно тушить водой». Название опасное? Опасное. Прямо на коробке инструкция. Инструкция такая: налейте в чашечку, которая прилагается в наборе, 3 миллилитра ацетона. 3 миллилитра, почувствуйте количество. Закройте плотно банку, отнесите ее в другой конец комнаты. Чашку поставьте на негорючую подложку. Чувствуете, как техника безопасности проработана? Даже если 3 миллилитра разольются, в конце концов, их всегда можно потушить. В наборе есть пакетике с песком. Приготовьте песок. И вот все так прописано.

 

Все очень серьезно.

 

Павел Шевченко: Очень серьезно. Там работают профессиональные химики высокого уровня. Те вещества, которые есть в наборе, практически никогда ими нельзя отравиться, если не есть их ложками или горстями. Мы говорим:  химия в основном для мальчиков, да, многие родители думаю.

 

Для мальчиков. Я вот вроде девочка, но...

 

Павел Шевченко: А для девочек есть парфюмерная лаборатория, или как сделать шипучую бомбочку для ванны. И вот я смотрю на вещества, которые входят в состав этого набора: питьевая сода, желатин, глицерин, лимонная кислота, то есть такие вещества, которые обычные. Но надо знать, что с ними делать. И когда из всего этого вдруг девочка получает... ух ты, оказывается, это то, что в магазине продают, оказывается, можно сделать своими руками. Или, допустим, как сделать крем для лица или маску.

 

Мыло, помада.

 

Павел Шевченко: Мыло, помада, все это есть. И все это безопасно, и все это химически чисто, все это для ребенка пригодно. Очень многие родители делают эти опыты вместе со своим ребенком. Я, как педагог, могу сказать, что это очень правильно и очень хорошо, когда семья объединена таким делом, когда ребенок видит, что родители тоже заинтересованы этим, и когда родители и дети вместе объединены.

 

Химия, физика... биологию мы уже упомянули. Биология, химия, физика – те предметы, которыми чаще всего отбивают всякий интерес в школе, мои воспоминания. Да, не повезло с учителями, возможно, в какой-то момент, не спорю. Но, тем не менее, физика, что по этому поводу есть?

 

Павел Шевченко: Тоже, понимаете, если что-то вначале сделать руками, а потом попытаться это описать, это путь первых естествоиспытателей. И вот когда что-то ребенок делает руками и смотрит на это, это одно. Когда мы сразу начинаем с формул – это совсем другое. Вот в магазине среди прочего есть набор исследовательский, большой, красивый, дорогой правда, набор, который называется «Язык дельфинов». Чем общаются дельфины друг с другом?

 

Ультразвук.

 

Павел Шевченко: Ультразвуком. В наборе генератор ультразвука, естественно, компактный, безопасный генератор, и масса инструментов оборудования и брошюра, что можно делать с ультразвуком: как наблюдать фигуры ?????? (неразборчиво), как можно наблюдать дифракционную картину, как можно наблюдать распространение ультразвуковых волн и так далее. Порядка 80 опытов с этим генератором. Интересен такой набор ребенку в возрасте, допустим, 12-13 лет, 14?

 

Я думаю, да.

 

Павел Шевченко: Я думаю тоже, что будет интересен. А для маленьких есть наборы по механике. То есть и упругость тела, и что-то связанное с измерением плотности и так далее, и так далее. Есть электронные конструкторы. Конструктор на магнитах, но каждый магнитик представляет собой либо сопротивление, либо конденсатор, либо маленький двигатель, либо лампочку, либо диод, либо светодиод. Собираем, и вдруг эта схема работает. И ребенок понимает, что, оказывается, радиоприемник у нас есть, так его, оказывается, можно собрать, вот он как собирается, по такому принципу. Это не просто черный ящик. И это очень важно для того, чтобы ребенок вырос и захотел сам делать такие вещи. Он понимает, что то, что казалось сложным, вдруг оказывается простым. Мы начали с радиоприемника, а потом переходим к микросхемам, и дальше, и дальше.

 

А теоретическая часть там дается?

 

Павел Шевченко: Безусловно.

 

Понятно, что он это собрал, он понял, что это работает. Ну а теперь объяснение.

Это увидел, он.

 

Павел Шевченко: Есть среди прочих набор, который называется «Водяная ракета». Такая ракета длиной сантиметров 80, плюс подставка, плюс насос ножной. Ракета на две трети заполняется водой, создается в оставшейся части избыточное давление, отпускается спусковая кнопка, и ракета улетает на 100 метров. Игрушка. А теперь, что делает эту игрушку нормальным исследовательским набором. Брошюра, в которой рассказывается об истории ракетостроения, об истории космонавтики, и большая на шесть страниц статья господина Чивилева, члена жюри всероссийской олимпиады по физике, расчет дальности и высоты полета ракеты с формулами, с выкладками.

 

Но написана языком, который поймет ребенок в соответствующем возрасте.

 

Павел Шевченко: Маркировка на этой ракете 14+. Статья для журнала «Квант», то есть как раз для такого возраста.

 

А те вещи, которые, понятно, сейчас вызывают безумный интерес у всех детей, которые, естественно, соответствуют духу времени, роботы, программирование, компьютеры. С этим что? Кстати, по-моему, в школах уже в экспериментальном режиме начинают предмет «Робототехника» вводить.

 

Павел Шевченко: «Робототехника» во многих школах уже вводится. Это либо лего, «Майндстормс» серия, либо «Fisher Technic», который у нас, к сожалению, меньше развит в России, а это тоже достаточно интересная линейка. И тоже в магазине присутствует лего, а «Fisher Technic» скоро появится. Это то, на чем, действительно, можно отточить навыки взаимодействия с такими ?????? (неразборчиво), понять, по каким законам вообще роботы работают, почему они делают то, а не другое. Начинать можно с малого. И вот это как раз оно.

 

Что касается роботов, что касается работы с компьютерными какими-то средами, то какие здесь есть возможности?

 

Павел Шевченко: Возможностей много. Я бы хотел даже не столько на роботах остановиться, сколько на технике. Самое простое возьмем, даже чуть-чуть до роботов: модели железных дорог. Казалось бы, ну что там, модель железных дорог: нажинаем кнопку, поезд двигается.

 

Паровоз пошел.

 

Павел Шевченко: Но это когда простые кольцевые, вот кольцо и на ней один поезд. А если два поезда, а если три поезда?

 

Как организовать их движение.

 

Павел Шевченко: А если есть стрелка, а если есть переезд? А как сделать так... сейчас цифровые схемы управления такими поездами, и, соответственно, можно организовать движение поездов так, чтобы они двигались друг за другом в определенном режиме, подъезжали к станции, отъезжали от станции. Это тоже программирование.

 

Пример с поездами понятен. Если пример все-таки с роботом, то это программирование определенных действий робота?

 

Павел Шевченко: Это программирование определенных действий робота. Допустим, он едет по белому полю, и его камера направлена вниз. Как только он натыкается на черную линейку, он поворачивает, начинает двигаться вдоль нее. Как только он доезжает до большой точки, он выстреливает желтый шарик. И так далее.

 

Эти правила задаются, да?

 

Павел Шевченко: Эти правила задаются тем человеком, который программирует робота.

 

Вот все-таки чего нет в таких игрушках, так это употребление потребностей детей с гуманитарными талантами. Стихи писать или тяга к иностранным языкам, это уже другие сферы. А вот интерес исследовательский, естествоиспытательский, он здесь.

 

Павел Шевченко: Исследовательское поведение – это нормальное поведение для любого ребенка.

 

Даже гуманитария?

 

Павел Шевченко: Даже гуманитария. К сожалению, очень часто оно убивается. Но вот сейчас с введением новых стандартов в школе есть интерес и у детей, и у родителей, и у педагогов в школе к развитию такого исследовательского поведения. И поэтому к нам очень часто приходят учителя, очень часто приходят родители, и говорят: вот вы знаете, мы сами не понимает, что можно сделать, но говорят, что в магазине «БУБО» можно купить этот товар, где все будет написано. Да, действительно, можно купить, и можно прямо из коробки собрать то, что будет приносить какое-то удовлетворение исследователю.

 

Вы не первый человек, от которого я слышу похвалу в адрес новых стандартов, о том, что, да, понятно, еще нужно работать с учителями, еще предстоит много сделать, но это продекларировано, это огромный шаг вперед.

 

Павел Шевченко: Безусловно, потому что исследовательская деятельность во многих странах мира введена в программу. Сейчас она есть и в программе образования российского. У нас много школ, которые уже работали в данном направлении, но вот сейчас это должны будут делать все.

 

Я зашла в Интернет для того, чтоб посмотреть адрес магазина, о котором мы так много говорили, мы говорим о том, что это сеть, но адрес я нашла один.

 

Павел Шевченко: Год назад был открыт первый магазин на Советской Армии, 51 в экспериментальном режиме. Создателю магазина надо было посмотреть, будет ли вообще пользоваться товар спросом. Это обычный спальный район Декабристов, поэтому посетители там просто жители одного района. И народ приезжать сейчас стал со всего города, и поэтом было принято решение открыть новый большой магазин. Он будет располагаться на Революции, 21. Это жилой комплекс «Виктория». Открытие магазина 20 декабря. К Новому году как раз, чтоб можно было там приобрести то, чем можно удивить ребенка.

 

Ох, наплыв будет у вас вот в эти оставшиеся десять дней, подозреваю.

 

Павел Шевченко: Но поверьте, что помимо того, что в магазине будет представлен интересный товар, его оформление также не оставит равнодушным. Рекомендую просто зайти с детьми и убедиться, что дети там тоже найдут, чем заняться.

Знаете, когда все это рассказывали, я вспоминаю музей «NEMO», который мне посчастливилось посетить в Амстердаме, я не знаю, знаете ли вы, что это такое. Это несколько этажей, где ребенок вот именно свою исследовательскую страсть может реализовывать здесь и сейчас. Он может сделать дамбу, посмотреть, как она работает, сам, посмотреть, как ее смоет водой, он может увидеть наглядно, как работает телефонная связь. Масса, масса, масса интересных вещей. Получается то, что сейчас есть у нас в Перми, но это такой мини-вариант.

 

Павел Шевченко: У нашего Центра есть много разных задумок, и среди них создание такого интерактивного музея. Уже есть в Перми люди, которые готовы нам помогать.

 

Среди них наш звукорежиссер.

 

Павел Шевченко: Нас пока просто на все не хватает.

 

Ну и отлично. Будем ждать.


Обсуждение
2307
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.