Верхний баннер
10:41 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 11 марта 2013

Фестиваль "СловоNova". "Венецианский купец" в Театре-Театре. Премьеры в ТЮЗе. Новые выставки и концерты.

В Театре-Театре репетируют «Венецианского купца» Шекспира. В театре оперы и балета начинаются гастроли «Киев модерн балета». Кроме того, Театр юного зрителя пополнился новым названием - «Теперь ты снова бог». Пермские музеи и галереи на этой неделе открывают новые экспозиции. Об этом мы сегодня поговорим в рамках программы «Событийный ряд»,но начнем с события, которое не так давно было снова возвращено и в медиасферу, в число тех фестивалей, которые снова обсуждают. Речь идет о четвертом открытом уральском поэтическом фестивале «СловоNova». Куратор фестиваля, профессор кафедры новейшей литературы Пермского государственного гуманитарного педагогического университета Марина Абашева – гость нашей студии.

 

Марина Абашева: Здравствуйте.

 

Надо сказать, что «СловоNova», начиная с осени и зимы – то явление, которое довольно часто обсуждали. Приятная неожиданность была для меня в том, что огромное количество и СМИ, и в социальных сетях людей с недовольством обсуждали то, что, возможно, этот фестиваль закроется. Казалось бы, поэзия считается искусством элитарным, для очень узкого круга образованных людей, близким к каким-то эстетическим переживаниям. И вдруг не будет поэтического фестиваля, и народ, в общем-то, возмутился. К счастью, это возмущение было услышано. С чем это связано?

 

Марина Абашева: Значит, поэзия нужна всем. Это замечательно, что люди проявили такой интерес, который я тоже видела. Ко мне многие обращались, когда же будет «СловоNova». Вот отвечаю тем, кому не успела. Теперь «СловоNova» будет в непосредственной близости к Всемирному дню поэзии, весной, а именно с 29 по 31 марта. Мы всех зовем на фестиваль, который сохранил то же самое привлекательное и странное, казалось бы, название, «СловоNova».

 

В этом году фестиваль снова будет ориентирован на популяризацию и знакомство с современной поэзией?

 

Марина Абашева: Безусловно, только современная понимается немножко по-другому. Фестиваль в этот раз делается гораздо более открытым, что сказалось в его названии – открытый уральский фестиваль поэзии, тогда как раньше мы говорили, что он пермский. Он перерос прежние рамки. По факту, по своей природе, которую он наработал, он стал открытым, потому что и был таковым в прошлые три раза. Приезжали и из Москвы, из Петербурга поэты, но также и с Урала, и профессора, которые участвовали в лекциях, студенты из Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила. Всегда уральская линия поэзии у нас была представлена, теперь она будет представлена тоже. Поэтому фестиваль уже стал открытым уральским, теперь он только обрел вот это самое чудесное название. Конечно, он имеет и некоторые отличия от прежних.

 

Например? Кроме того, что все на новых площадках будет проходить?

 

Да, вы знаете, он обрел даже некоторую респектабельность, потому что это площадки другого характера. Это площадки, которые пермяками любимы. Поэтому мы полагаем, что интерес к фестивалю даже возрастет. Это Органный зал, где будет открытие и закрытие. Это театр оперы и балета, где, открою некоторые секреты, будет спектакль, будут играть музыканты Курентзиса, а «Music Aeterna» – очень полюбившийся коллектив пермякам. Это, наконец, художественная галерея, где будет так называемый pre-party. Там мы будем начинать.

 

«Музей советского наива» я еще видела в списке.

 

Марина Абашева: Да, это тоже особая программа, потому что в «Музее советского наива», где представлена наивная живопись, будет представлена и наивная поэзия. И в смысле архива, это Ксения Некрасова, очень такая удивительная поэтессе середины прошедшего века, и сегодняшний поэт, живущий в селе Моховое, который будет в обстановке наивной живописи читать свои стихи. Собственно, и отбор имен, текстов, людей на этот фестиваль тоже отчасти другой. Да, мы по-прежнему ориентированы на новую поэзию. Но фестиваль становится меньше, скажем так, артхаусно-андеграундным, а больше открытым широкой публике. Причем акцент на всех поколениях, у нас была такая идея – пригласить старших. Не со всеми получилось, кто нездоров или как-то, но у нас будут замечательные люди и имена. У нас будет Юрий Кублановский, Сергей Гандлевский, сейчас  должен выйти его трехтомник. У нас будут и более молодого поколения лидеры. Мы ведь стараемся ротировать, менять приезжающих людей, кумир лирический, романтический герой - Дмитрий Воденников. По-прежнему люди будут сражаться в слэме. Собственно, что осталось и что держит каркас этого фестиваля, это его по-прежнему жесткая структура.

 

Вы уже назвали среди участников «Music Aeterna», это - музыканты. Я знаю, что будет видеопоэзия, спектакли... То есть все-таки в данном случае поэзия как основа для создания какого-то синтетического продукта?

 

Марина Абашева: Безусловно! Мы представляем поэзию, которая живет в разных средах и на гранях, границах. По-прежнему у нас структура устроена таким образом. Утром мы всегда изучали поэзию, у нас были эксклюзивные лекции. Сейчас у нас более диалогическая форма. В Пермском государственном гуманитарном педагогическом университете будет проходить семинар, который носит название «Поэт и место». Эту плаценту, связывающую художника с местом, где он родился, будут изучать ученые. И уральские приедут из Екатеринбурга, и не только. У нас приедет и такой культуролог, Ешкилев с Украины, Игорь Сид, основатель крымского клуба и теоретик геопоэтики. Ученые будут утром первые два дня разговаривать о поэзии. Далее, у нас есть интервью с приехавшими гостями, с каждым из поэтов, где можно личность понять. Следом мы среди дня будем тоже, это новая площадка для нас, мы ее обживаем, это «Арт-резиденция». В «Арт-резиденции» у нас будут так называемые лаборатории, как делать литературу. Не в том смысле, что мы научим, как ее писать.

 

Как рифмы складывать…

 

Марина Абашева: Нет, конечно. Как делать литературу в смысле социального института. Приедут культуртрегеры, которые достигли многого в своем деле. Скажем, тот же Виталий Кальпиди, который сделал не только антологию уральской поэзии в трех томах, но и энциклопедию уральской поэтической школы. Это энциклопедическое издание будет представлено, но не только. И он, и другие культуртрегеры из Челябинска, других журналов, этого крымского клуба, из Перми представят свой собственный опыт взбивания культурной среды. Как сделать журнал, у нас ведь тоже есть литературный журнал «Вещь», как привлечь авторов, где взять деньги, как выстроить культурную политику – об этом будут люди разговаривать. Мы надеемся привлекать, поскольку всегда много студентов, новых будущих культуртрегеров в свои ряды.

 

Марина Петровна, те события, которые будут происходить, конечно, найдут отклик у людей, чья жизнь связана с поэзией. Либо они ее изучают, либо пишут, либо читают, сочиняют. Есть ведь и те молодые люди, для которых поэзия – это школьная программа, стишки про несчастную школьную любовь. Куда вы бы посоветовали им прийти, чтобы они не испугались первого раза?

 

Марина Абашева: Дальше они пугаться не будут. Вся вторая половина дня в этом смысле более легкая и доступная, потому что дальше будут просто читки поэтов, которых можно прийти и слушать. Нет, поэзия не нужна для самих поэтов, поэзия нужна для людей, мы в этом убеждены. Может быть, на закрытии целый митинг поэтический будет про это. Зачем нужна поэзия – она всем нужна. Ранним вечером будут читки поэтов проходить в общедоступных библиотеках - в доме Смышляева, Пушкинской, Горьковской… А вечером, как всегда, у нас будут проходить поэтические спектакли, чрезвычайно интересные в этом году. И еще, как всегда, клубы музыкальные, куда у нас приезжают совершенно специальные люди, любимые в Перми. «Мегаполис», все любят и знают Олега Нестерова, Пахом, такой эксклюзивный. Вечером у нас будет слэм, состязание поэтов, которые любят смотреть все, соревновательность, как футбол. Просто с азартом соревнуются поэты, кто кого перечитает. Эта вечерняя клубная программа для молодежи, а спектакли, в которых будут задействована поэзия Беллы Ахмадулиной, Егора Летова, звезды Интернета Сидерос, спектакли рассчитаны вполне даже себе на театралов.

 

А кто будет читать?

 

Марина Абашева: Я вам называла ряд поэтов, которые будут читать.

 

А Ахмадулину, например?

 

Марина Абашева: Вот увидите конкретно в спектакле. Кстати, у нас так интересно открываться будет весь фестиваль спектаклем «Двенадцать». Будут уже читать поэты, которые приедут на фестиваль.

 

Это спектакль «Политеатра»?

 

Марина Абашева: Да, отчасти так. Но там будут совсем другие поэты, чем в «Политеатре», это не привозится готовый спектакль. Кстати сказать, приезжает еще и Вениамин Смехов, любимый в городе, который тоже будет читать. Не только поэтическое чтение, очень специфическое, но артистическое будет тоже представлено. В общем, этот фестиваль будет фестивалем для людей, для широких масс. Знаете, как у Гандлевского: «Чтобы липа к платформе вплотную, обязательно, чтобы сирень, от которой неделю-другую ежегодно мозги набекрень, и Вселенная всенепременно по дороге с попойки домой раскрывается тайной мгновенной над садовой иной головой». Мне кажется, что тайна Вселенной ближе всего постигается через поэзию, никак иначе. Мне кажется, что эти мгновения поэзии с 29 по 31 марта мы постараемся в изобилии пермякам предъявить.

 

Марина Петровна, бытовой, но все-таки необходимый вопрос. Вход на мероприятия будет свободный?

 

Марина Абашева: На большую часть мероприятий вход будет действительно свободный. Билеты только на поэтические спектакли и музыкальные клубы, поскольку там просто существуют билеты за вход туда. Они будут с 18 марта распространяться на всех площадках фестиваля, о которых я говорила.

 

Программу можно будет найти на сайте фестиваля?

 

Марина Абашева: Адрес сайта slovonova.ru. Программа там будет выложена в ближайшие дни, сайт заработает. Кроме того, есть такие сюрпризы в различных заведениях города, где просто молодежь будет тусоваться, пить кофе, будут проходить розыгрыши билетов, где можно будет эти билеты получить бесплатно. Так что откройте глаза и смотрите вокруг.

 

 

Продолжаем программу. И сейчас я бы хотела вам рассказать о тех событиях, которые случатся уже на этой неделе. Во-первых, в пермском театре оперы и балета 14, 15 и 16 марта можно будет увидеть спектакли театра Раду Поклитару «Киев модерн-балет». Пермякам творчество этой танцевальной труппы известно. Будут показаны балеты - «Палата №6», «Андеграунд», «Дождь», «Bolero» Мориса Равеля. Подробности вы можете найти на афише и на сайте театра оперы и балета.

 

Кроме того, любителей музыки и особенно поклонников творчества оркестра русских народных инструментов пермской филармонии приглашаю 17 марта в Органный концертный зал. Этот оркестр, хоть и называется оркестром русских народных инструментов, в своей новой программе решил обратиться к творчеству классиков, а не только к фольклору и народной музыке. Я думаю, что программа будет любопытная. Произведения Вивальди, Сарасате, Чайковского и других композиторов, не только классиков, как выясняется из афиши этого концерта, но и современных композиторов из разных стран мира.

 

Конечно, приглашают в свои залы и наши галереи. В Центральном выставочном зале с 12 марта по 10 апреля будет работать проект «Global Art Community». Опирается он на молодых художников с хорошей академической подготовкой, зарекомендовавших себя как талантливые, перспективные, работоспособные авторы. Об этом говорят организаторы выставки. Здесь можно будет увидеть серию работ и молодых пермских художников, их взгляд на жизнь, их возможность выразить свое видение через творчество. Пожалуйста, приходите, это Центральный выставочный зал.

 

Наконец, Пермская художественная галерея продолжает серию выставочных проектов, открывая фонды. У нас, как известно, галерее уже 90 лет, так вот, фонды 90-летней работы. На сей раз, галерея предоставляет пермскому зрителю малоизвестное собрание оригинальной графики XX – начала XXI века, где лидируют акварель и пастель. Ваша покорная слуга имела счастье однажды посетить «святая святых», это  - фонды галереи. Мы с коллегой готовили материал, были в фондах, как раз в том отделе, где хранится графика. Это, конечно, удивительные вещи, которые нет возможности выставлять постоянно и в связи с тем, что недостаточно площадей. Но это те самые шедевры графики, акварели, пастели, одна из самых объемных и значительных коллекций в собрании галереи. Она насчитывает более 5 тысяч произведений искусства, поэтому обязательно приходите на новую выставку. Называется она «От века до века» и оправдывается временем создания произведений – от начала XX до начала XXI века. Кроме графики, там будет представлена скульптура, фарфор, включенный в экспозицию, которые, по мнению организаторов, подчеркнут стилистическую общность искусства этого времени.

 

Еще одно замечательное событие подготовила библиотека имени Пушкина, она готовится отметить 185-летие Дмитрия Смышляева. 13 марта в библиотеке имени Пушкина, мы привыкли называть ее Домом Смышляева, состоится программа «Жизнь человека». «Жизнь, сердце бьющая могучею волной», так будет и выставка называться. Здесь же будет презентован пятый выпуск Смышляевского сборника, краеведческого альманаха, составленного из новейших исследований, документов, библиографий по истории, культуре Перми. Музыкальная программа, о которой я уже говорила – это концерт пианиста Вячеслава Ронжина, недавнего выпускника московской консерватории, и что приятно, ранее воспитанника пермской музыкальной школы №3. Прозвучат сочинения Шопена, Сергея Прокофьева, вероятно, будут какие-то поэтические выступления.

 

Продолжая тему, связанную с грядущими премьерами, во-первых, в Театре юного зрителя в эти дни идет репетиция спектакля «Большая советская энциклопедия». В конце этой недели будет уже представлена премьера в постановке Михаила Скоморохова. А ваша покорная слуга в минувшие выходные побывала на премьерном показе спектакля «Теперь ты снова бог», режиссер Артем Баскаков. Неделю назад Артем приходил в нашу студию, рассказывал о том, что они готовят. Знаете, готова просто пожать руку Артему, что я и сделала, собственно, на премьере. Действительно, в репертуаре Театра юного зрителя появился очень хороший спектакль, очень искренний, настоящий, с блистательными, на мой взгляд, актерскими работами Надежды Кайсиной и Ивана Гапонова. Я помню, когда открывался театр «Сцена-Молот», одной из премьер был спектакль «Собиратель пуль» с  Донатасом Грудовичем. После этого спектакля я была свидетелем такой встречи, к артисту подошел сам Михаил Юрьевич Скоморохов, народный артист, наш мэтр, к молодому артисту в фойе, пожал ему руку со словами: «я хочу вам пожать руку, я давно не видел такого подлинного актерского существования». Это как раз тот сложный момент, который очень нелегко преодолевается в театрах с традициями, академическим искусством, когда вдруг появляется произведение современной драматургии, и совершенно не происходит того самого эффекта настоящего, реального театра. Здесь как раз с подлинным актерским существованием все в порядке было. И очень подробной режиссерской работой поразил лично меня этот спектакль. Он играется в фойе театра, и, конечно, билеты уже на первые четыре показа проданы. Но, тем не менее, рекомендую обязательно посетить очень хороший, очень интересный спектакль, тем более что сегодня существует большой дефицит пьес для 13-14-летних. Театр юного зрителя в этом году пошел на такой эксперимент, провели школу молодой режиссуры, где отбирали как раз эти пьесы для этого возраста. Впереди нас ждет еще в апреле второй спектакль из лаборатории молодой режиссуры.

 

«Театр-Театр» готовит новые премьеры, спектакли. Одно из названий – «Венецианский купец» Вильяма Шекспира, комедия. Именно так обозначил жанр драматург. Мы поговорим сегодня с режиссером спектакля, гость нашей студии – Роман Самгин.

 

Роман Самгин: Здравствуйте.

 

У вас огромный список и режиссерских работ, не только в кино, но, безусловно, большая часть – это театральные работы. Какой режиссер не любит обращаться к Шекспиру? Но очень часто, и это касается, конечно, Перми, Шекспир для нас – это «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир». «Венецианский купец» - это название, к которому (может быть, я не права, поправьте) нечасто обращаются и столичные театры. Вы сами выбрали это название либо руководство театра обратилось к вам: « Роман Савельевич, а возьмите-ка…»

 

Роман Самгин: История была такова. Я выбрал это сам, разумеется. Какое-то время назад и подключился к этой пьесе, понял, что ее можно сделать, как-то она меня коснулась. Я понял, про что она может сегодня быть. Когда я предлагал руководству театра, когда они мне позвонили с предложением что-то сделать в Перми, я предложил на выбор несколько названий, в том числе «Венецианский купец». Я предлагал им и всякие веселые пьесы, коммерческие, но, на мое удивление…

 

Они сказали: «У нас это есть»?

 

Роман Самгин: Нет, они сказали: «У нас этого нет, но мы позиционируем себя как театр ищущий, театр экспериментальный, театр, который выполняет, прежде всего, не развлекательную функцию, а функцию просветительскую…»

 

В том числе обращаясь к названиям, которые не «замылены».

 

Роман Самгин: И сказали: «Вот, давай «Венецианский купец», нам очень нравится». Для меня это было неожиданно, но я с удовольствием. Редко, когда люди так говорят: «Давай «Венецианского купца». Это действительно редко ставящаяся вещь, очень трудная, но, тем не менее, чрезвычайно любопытная.

 

А редко ставится, потому что персонажами и сюжетами перенасыщено действие?

 

Роман Самгин: Она редко ставящаяся, потому что над ней нужно очень много работы. Она такая, не та вещь, которую просто возьмешь и поставишь. Прочитаешь, проведешь застольный период, как мы до эфира говорили – нет, она требует отчаянного сочинительства, пересочинительства, какой-то такой большой работы.

 

В самом названии уже заложено, что там одним из главных действующих лиц является купец, а это  - какие-то деньги, то, что связано с финансовыми историями. В этом и есть сравнение с нашей действительностью?

 

Роман Самгин: Там деньги, все равно, постольку-поскольку. Там сравнение с нашей действительностью другое – речь идет у автора, что мы все друг друга невероятно раздражаем, что мы по своей природе генетически, биологически не толерантны.

 

То есть все-таки религиозные мотивы, которые тоже есть в этой пьесе…

 

Роман Самгин: Даже не религиозные, тут даже не религия. Допустим, если славян могут раздражать таджики, которые убирают на улицах, им кажется, что их слишком много, и они забирают их деньги, зарплату, которую бы они получали. Жителей Перми могут раздражать люди, которые приезжают из Пермского края.

 

У нас по-другому сейчас. Кто не из глубинки приезжает, а оттуда из Москвы. Даже появилось такое понятие – «варяги».

 

Роман Самгин: Это связано с тем, что даже если просто человек другой, если он по-другому немножко думает, одевается. Если это геи, то их раздражают натуралы, они говорят «мы будем устраивать гей-парады», а других раздражают геи, они говорят «зачем же вы устраиваете ваши гей-парады?» И так далее. Нам, чтобы оставаться людьми, очень надо себя сдерживать, свою природу.

 

Но ведь эта пьеса тоже, по сути, не примиряет и не дает какого-то совета или выхода, как нам с этим жить.

 

Роман Самгин: Тут совета не может быть по этому поводу.

 

Хорошо, способа. Либо нам просто смириться, что нам всегда не нравится что-то другое в людях, и мы раздражаемся?

 

Роман Самгин: Нет ответа на этот вопрос. Шекспир поэтому и гений, и поэтому эта пьеса все равно время от времени привлекает внимание людей, которые хотят ей заниматься. Тут, как во всякой пьесе хорошей, есть неразрешимый вопрос. Человек просто чувствует нашу природу, сообщает нам о ней, тут уже мы сами должны решить. Каждый для себя должен сделать вывод. Как сказал замечательный американский писатель Стейнбек, если ты хочешь, интернационалист ли ты и толерантен ли ты, пусть твоя дочь выйдет замуж за негра и приведет его в дом. Это вопрос наш каждому к себе, и каждый должен ответить сам на него.

 

Что касается жанра, в частности, этой пьесы – есть у нас знаменитый «Вишневый сад», жанр которого определен Чеховым как комедия. Здесь «Венецианский купец», где тоже у автора стоит определение жанра - комедия. Но, в общем-то, там не так много веселого.

 

Роман Самгин: Да, комедия эта та еще. Но стоит комедия, с формальной точки зрения, что такое комедия? Та, где все заканчивается хорошо. Трагедия – та, где все заканчивается ужасно.

 

Все умерли.

 

Роман Самгин: С точки зрения того, что тут никто не умирает, тут комедия.

 

Кусок мяса Антонио не вырезали.

 

Роман Самгин: Тут комедия еще и потому, что все равно Шекспир на это взирает с какой-то дистанции, с некоторой мудрой художественной высоты. Он как бы на нас и себя смотрит чуть-чуть… Для него это все равно – мы вот такие, давайте посмотрим, какие мы, и немножко по этому поводу улыбнемся.

 

Можно сказать - вот вы к этому так серьезно относитесь, все это и друг друга ненавидите, а на самом деле это  - смешно?

 

Роман Самгин: Да, на самом деле смешно в итоге. Это все вместе и смешно, и жутковато, как все в нашей жизни, перемешано.

 

Я понимаю, что сегодня глупо спрашивать режиссера о спектакле, который только-только начал рождаться, трудно предположить, что будет. Но все равно ведь есть уже эскизы, художественное решение спектакля. Нас ждет классическая шекспировская постановка?

 

Роман Самгин: На самом деле, если бы сегодня сделать классическую шекспировскую постановку, это был бы настоящий авангард и вызов всем добрым силам. Но на это не хватает смелости, и поэтому это не классическая шекспировская постановка. По сценографии это такой.… В эстетике такого, не знаю, не треша, но образ мегаполиса, каковым написана Венеция в этой пьесе, основанного на такой американской наружной уличной рекламе 1950-1960-х годов. Художницы, мои молодые соавторы, ученицы Дмитрия Анатольевича Крымова придумали очень такую интересную, на мой взгляд, декорацию.

 

Классика нас здесь не поджидает. Что касается распределения актерского, это ведь тоже очень важный момент? Как Вы выбирали актеров?

 

Роман Самгин: Мне показался очень интересный артист, первый раз вообще его видел, в Перми не бывал, Миша Чуднов показался очень интересным актером.

 

Он всем кажется очень интересным, да. И не кажется, а таким и является.

 

Роман Самгин: Безусловно. Очень одаренный, мощный, талантливый.

 

Он Шейлок?

 

Шейлок. Антонио – тоже замечательный актер, недавно приехавший в Пермь, это Олег Шапков.

 

В «Анне Карениной» он играет.

 

Роман Самгин: У него был замечательный свой театр «Zоопарк» в Нижнем Новгороде. И вообще с удовольствием работаем. Порция – Аня Сырчикова, талантливая актриса.

 

В общем, вы выбрали цвет труппы, хотя труппа довольно сложная в том смысле, что разнообразная, но одаренная.

 

Роман Самгин: Меня и старшие актеры очень радуют. Радует Гинзбург Владимир Феликсович, которому мы придумали там роль. Радует меня Аникеева Лидия Александровна. В общем, есть радости актерские.

 

Роман Савельевич, дай бог, чтобы к премьере эти радости и очарования у вас остались, и мы увидим спектакль. Тогда уже, когда увидим, сможем более детально его обсудить. Спасибо вам большое, а пока - только творческой работы.

 

А обзор событий недели и программу для вас подготовила обозреватель культуры Нина Соловей. Живите интересно!

 

 

 


Обсуждение
1899
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.