Верхний баннер
22:26 | СУББОТА | 27 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:00, 18 марта 2013

Вернисаж "Bell-Ё", премьеры "Сцены-Молот" и оперного, фестиваль японского кино и напутствия пермским театрам на "Золотой маске"

Добрый день, дамы и господа, в студии ведущая Нина Соловей, за пультом звукорежиссера Мария Зуева. Прежде, чем начнем нашу программу, позвольте зачитать небольшое сообщение. Я просто хочу его сделать во избежание распространения слухов и разного рода толков, которые, к сожалению, часто сопровождают какие-то трагические события. Вашему вниманию обращение от пресс-службы Пермского театра оперы и балета. «В субботу, 16 марта, в Пермском театре оперы и балета произошел несчастный случай, в результате которого и.о. главного режиссера Ольга Эннс упала в оркестровую яму, получив травму головы. На данный момент Ольга Александровна находится в больнице в тяжелом состоянии. Врачи делают все возможное для его улучшения. Театр находится в постоянном контакте с администрацией больницы и родственниками режиссера и может заверить, что Ольге Эннс оказывается вся необходимая помощь. Но мы надеемся на поддержку пермяков в случае, если Ольге Александровне понадобится помощь в части приобретения дорогостоящих лекарств либо вызова дополнительных специалистов».

Конечно, от себя хочется выразить надежду и уповать все-таки на милость, что с Ольгой все будет хорошо. Она действительно очень талантливый человек и интересный режиссер, красивый человек. Автор постановок, которые идут сегодня в театре. Несмотря на свой достаточно молодой возраст по части режиссуры, Ольга уже имеет внушительный список  постановок. Пожелаем Оле выздоровления.

 

А сейчас к новостям, о которых сегодня поговорим в рамках программы «Событийный ряд». Театр-Театр и пермская опера отправляются на «Золотую маску», при этом обе труппы готовят еще и новые премьеры. В «Сцене-Молот» два спектакля молодых драматургов и режиссеров. В театре имени Чайковского к выпуску готовят «Дуэнью» Прокофьева. Филармония на этой неделе приглашает на концерты Третьего международного фестиваля Дениса Мацуева, а «Пермская синематека» ждет всех нас в «Премьере» на показы «Фестиваля японского кино».

 

Начнем, конечно, с музыкального события. Третий международный фестиваль Дениса Мацуева, который организует пермская филармония, в этом году посвящен 140-летию со дня рождения выдающегося композитора, пианиста Сергея Рахманинова. Программа первого концерта 21 марта составлена из сочинений этого композитора. Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова исполнит концерт №2 для фортепиано с оркестром и «Симфонические танцы». Дирижер - Гинтарас Ринкявичус, солист - Денис Мацуев. Ведущий концертов –Святослав Бэлза. Хочется обратить ваше внимание, что вновь филармония один из своих концертов фестиваля организует за пределами Перми, на этот раз повезло Березникам. Программа та же, что и на концерте-открытии, тот же оркестр, дирижер, за фортепиано Максим Могилевский, потомственный петербуржский музыкант в 4 поколении, победитель многочисленных конкурсов пианистов и лауреатов международных наград. Итак, Березники, ДК имени Ленина, 22 марта в 18 часов слушают музыку великого Рахманинова. Подробности о концертах этого фестиваля вы можете узнать на сайте пермской филармонии и, безусловно, на афишах.

 

Кроме того, 22 марта «Сцена-Молот» представляет две премьеры. Первая – «У нас все хорошо», спектакль Семена Серзина по пьесе Дороты Масловской, и спектакль «Фронтовичка» Дмитрия Туркова по пьесе Анны Батуриной. Эти спектакли были выбраны  к постановке по итогам лаборатории молодой режиссуры, прошедшей в театре в конце января: молодые режиссеры и драматурги совместно поставили эскизы четырёх спектаклей и провели несколько читок.  В результате к постановке были выбраны сразу две работы, прозвучавшие наиболее убедительно. Продюсер «Сцены-Молот», продюсер этой экспериментальной площадки Театра-Театра Олег Кленин на минувшей неделе побывал в рамках «Дневного разворота» в нашей студии. Я представляю вашему вниманию фрагмент беседы, которую провели Анастасия Сечина и Игорь Лазарев.

 

Олег Кленин: Каждый театр выстраивает свою репертуарную политику. Вот пермский Театр-Театр – у него есть основная сцена, замечательная, с каким-то богатым, интересным репертуаром. Уже скоро, в апреле-мае грядут две большие премьеры. «Сцена-Молот» - это пространство, в котором можно хулиганить. Взять пьесу, которая никогда в жизни бы не шла на большой сцене, необычную, новую, свежую, вчера написанную, над которой нельзя долго думать, надо брать и ставить. Это приглашение молодых режиссеров, которые еще либо студенты, либо выпустились совсем недавно. Театр рискует, вот и есть такой формат. Это художественный риск, эксперимент, зона расширения и приращения театра. Те два названия, которые в итоге вышли к финалу, не просто так появились с потолка. Мы провели лабораторию в январе, пригласили четырех режиссеров и двух драматургов. Они показали работы, и две работы показались нам замечательными не только нам, профессионалам, руководству театра, но и зрителям. Зрители голосовали, причем голосование было неожиданным. Первая возможность – оставить как есть эскиз, а это спектакли, которые делали режиссеры за 5 дней. Понимаете, такой эксперимент-черновик. Вторая возможность – улучшить, продолжить работу. И третья – забыть как страшный сон. Две работы – зрители настаивали, чтобы они были продолжены, причем одна из них идет в очень необычном пространстве, в котором вы, простые нормальные зрители, еще не были. Это декорационный цех театра, огромные технологические помещения. Там будет показан спектакль «Фронтовичка».

 

Анастасия Сечина: Это как раз премьера?

 

Олег Кленин: Будут две премьеры в один день. Мы решили пойти на такое, чтобы показать двух совершенно разных режиссеров, совершенно разные пьесы. И по эстетике, и по способам будут просто две противоположные эстетические вселенные. Два спектакля, которые вышли из лаборатории, это один спектакль «Фронтовичка» по пьесе молодой екатеринбургской драматургессы Анны Батуриной. Этот спектакль ставит Дмитрий Турков, молодой режиссер, он еще студент режиссерского отделения Щукинского училища из Москвы. Художник – тоже молодой парень из Новосибирска Евгений Лемешонок. Это будет как раз то, что в декорационном цеху. К сожалению, там очень мало зрителей помещается, всего 50-70 мест. Кто успеет купить билеты, тот попал. И вторая работа, которая будет показана в этот же день – это польская пьеса совсем молодого драматурга Дороты Масловской. Говорят, что в 16 лет она опубликовала свой первый роман. Я не читал, но верю. Пьеса называется «У нас все хорошо», это очень странная пьеса. Когда ее читаешь, непонятно, как это ставить. Она такая, на грани абсурда и очень грустной иронии. Три поколения, которые говорят о Варшаве, Польше, жизни, семье. И вдруг мы увидели на лаборатории какую-то очень трогательную и щемящую историю. Мы решили эту работу продолжить. Эту пьесу ставит петербургский молодой режиссер Семен Серзин. Он из «новой волны», со своими однокурсниками организовал театр в Петербурге, называется «Этюд театр», и к этому привлечено внимание и Петербурга, и Москвы, они много показывают, ездят, у них такая репутация. Мы решили этого молодого режиссера заполучить сейчас, в самом начале его примечательной карьеры.

 

Напомню, что премьеры новых спектаклей «Сцены-Молот» состоятся 22 марта.

 

 

На этой неделе в Перми пройдет фестиваль японского кино. Событие, которое традиционно проводится в Перми раз в два года при участии посольства Японии. В этом году оно встроено в так называемый «Японский квартал» - цикл мероприятий, посвященных визуальной культуре этой страны. Центральной частью кинофестиваля станет предоставленная посольством программа фильмов «Благодарность и возрождение», посвященная восстановлению Японии после цунами и того страшного землетрясения 2011 года. Посольская программа включает 7 фильмов, 4 игровых и 3 документальных, рассказывающих о жизни простых людей, оказавшихся в зоне бедствия, о мужественном преодолении ими последствий разрушительной стихии. Как это было и прежде, на фильмы, предоставленные к показу посольством Японии, для зрителей будет организован, что радует, бесплатный вход. Даты проведения фестиваля совпали с традиционным для Японии празднованием дней весеннего равноденствия. Согласно буддистскому верованию, в эти дни солнце достигает светлой стороны мира, именуемой Хиган. Из-за того, что темная и светлая части суток оказываются равными, взаимодействие между этим и иным мирами происходит особенно активно. Поэтому в неделю равноденствия обычно вспоминают умерших, посещают могилы предков. Кроме того, в эти дни мир перерождается, по верованиям, после чего зацветает сакура и наступает весна. В праздник Хиган «Пермская синематека» предоставляет зрителям две клубные программы. «Трилистник Хиган» – это три легендарных фильма из коллекции «Пермкино», «Легенда о Нараяме» Имамуры, «Дерсу Узала» Куросавы, а также снимавшийся в Перми фильм «Под северным сиянием». И ретроспективу «Нагиса Осима: человек из Киото». Выдающийся режиссер, представитель великой эпохи послевоенного японского кино, к сожалению, ушел из жизни не так давно, 15 января 2013 года. Краткая ретроспектива фильмов Осима представляет и ранний период его творчества, отмеченный влиянием французской «новой волны», и переход к традиционной стилистике. В рамках ретроспективы будут показаны картины, созданные режиссером в сотрудничестве с европейскими представителями. Одна из них – знаменитая «Империя чувств», что была признана первым великим эротическим фильмом в истории кино. Итак, открытие фестиваля японского кино пройдет 20 марта в 18-30 в киноцентре «Премьер», это Пионерская, 17 для тех, кто вдруг не знает по какой-то причине. Познакомиться с расписанием всех показов, напомню, что вход на них свободный, можно на сайте permcinema.ru.

 

Возвращаясь к театральным событиям, во-первых, хочу зачитать сообщение, которое пришло нам по ICQ. Пишет нам Дмитрий: «Несмотря на случившееся в театре оперы и балета, в воскресенье на «Оперном экстриме» царила замечательная теплая обстановка, всем спасибо за работу для зрителей». Дмитрий, спасибо вам. Я думаю, что работники театра услышали и им действительно в этот день непросто было, но, тем не менее, тот ежегодный праздник, который они устраивают для зрителей, когда пускают в святая святых - в закулисье своих зрителей, когда проводят для зрителей мастер-классы, когда проводят для зрителей специальные акции, обычно это происходит накануне Дня театра. Вчера такой большой праздник, который, как всегда, проходит с переаншлагом, состоялся в театре оперы и балета, и признан, конечно, исключительно радовать своих зрителей и просвещать.

 

Между тем, пермский театр оперы и балета в эти дни репетирует новый спектакль. Самая жизнерадостная опера Сергея Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»). Переодевания, слежки, жаркие споры, торжество светлых чувств молодых влюбленных у алтаря. Режиссер этого спектакля – Андреас Жагарс (Латвийская национальная опера). Он переместил действие оперы из XVIII века в 1970-е годы, в Испанию.  очнувшуюся от эпохи франкизма, где рука об руку идут культурная и сексуальная революции. В качестве одного из источников своего вдохновения Жагарс называет, например, фильмы Педро Альмодовара. Отсюда в опере колоритные мужчины, живописные дамы, облаченные в откровенные наряды. Действие разыгрывается в морском порту среди раскрашенных в сочные цвета портовых конвейеров. В ходе спектакля они раскрываются, превращаясь в комнаты. Этот ход должен позволить одновременно показать, что происходит в разных пространствах. И вашему вниманию я сейчас представляю короткое интервью с господином Жагарсом, в котором он делится своими мыслями и по поводу сочинения Прокофьева, в том числе.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ

Андреас Жагарс: Видно, что его личная жизнь, его цена, состояние повлияло тоже на (неразборчиво) в опере, иногда стилистика, и «буффо», ирония, и комедия исчезает в некоторые моменты. И мы старались как-то музыку, которая приводит совсем другие ассоциации, как ее тоже сценическим действием, актерской игрой солистов привести в общую стилистику «буффо» и этой комедии. Специально зрителя готовить, думать, зритель поймет, не поймет, загадки интеллектуальные ставить… В этом произведении и оригинале пьесы «Дуэнья» Шеридана нет никаких интеллектуальных глубин. Если думать, какое время найти, чтобы не потерять испанский дух. В то же время хотелось сделать Дуэнью, главную героиню, не такой усатой кикиморой, которая кривляется и низким голосом что-то поет, страшная такая, не хотелось издеваться над солисткой. Я думал о женщине, главной героине - как сделать из нее живую, сделать здоровый характер. Дуэнью, которая, может быть, большинство своей жизни не жила для себя, а для других, ее, может быть, положение, финансовые нужды, отношение к семье, где она начала как молодая работать, привели к тому, что она в принципе прожила свою жизнь, если мы думаем, что эта Дуэнье около 45-50, то жизнь она прожила для других людей, не для себя. И вот она, наконец-то, решила, что сейчас будет жить для себя. Я вот так для себя это придумал, так и старался. Думаю – где же не потерять Испанию, в каком переводе Испании было, чтобы опять мы не утонули в кучах исторических костюмов и фальшивой манерности. Очень часто, когда мы надеваем исторические костюмы и определяем период, начинается такое ненужное кривляние, притворство на сцене, «мольеризм» такой. Я всегда стараюсь избегать этого. Я понял, что это 1970-е годы, после того, как лопнул режим Франко, очень много процессов в искусстве. Художественная сцена, и до этого были великие художники в Испании. Но вот в 1970-е года был такой взрыв киноискусства, много писателей и художников театра. На этом фоне эстетики вырос и великий режиссер Альмодовар. Я очень много вдохновлялся от его искусства. Художник по костюмам Кристина Пастернак с таким наслаждением купалась в этих мягких красках и силуэтах 1970-х годов. Я очень рад за те костюмы, которые удалось уже сшить и увидеть на солистах, это так помогает солистам сразу. Они создают комическую буффо-грань, которая присутствует и в фильмах Альмодовара, и в произведении «Обручение в монастыре». Костюмы очень много помогают солистам. Да, и герои зажили в 1970-е года, и не было даже противоречий в тексте. Карета – ну, кареты, в наши дни тоже говорят про лимузин «карета подана». Ничего не мешало нам, мы не меняли текст, конечно, в оригинале, всегда нужно относиться с уважением к композитору, нельзя менять текст. Так ничего не мешает зрителю понять, прочитать. Я думаю, что в России, в Перми зритель вообще знаком с эстетикой произведений Альмодовара. Думаю, что испанский дух, но на русском языке, произведение великого композитора – это такая интересная комбинация, и зритель прочтет, надеюсь, получит наслаждение.

Во-первых, я ставил себе задачу, чтобы твоему созданному как режиссеру сценическому образу и твоей интерпретации поверили сами солисты. Это очень важно, чтобы солист верил переносу времени или места, которое ты как режиссер выбрал. Важно, чтобы солисты верили, тогда они заживут и станут живые и правдивые на сцене. Тогда и зритель сможет поверить.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА

Я благодарю за предоставление записи интервью с невероятно занятым человеком - режиссером Андреасом Жагарсом, пресс-службу театра оперы и балета. Напомню, что премьерные показы оперы «Дуэнья» состоятся 28, 29, 30 и 31 марта. Начало спектаклей, как всегда, в 19 часов. Музыкальный руководитель – дирижер Валерий Платонов. Участвует в этой опере почти вся труппа театра, Большой симфонический оркестр, артисты оркестра и хора Musica Aeterna, даже артисты балета пермской труппы.

 

Кроме того, в эти дни, буквально вчера артисты балета уже отправились в Москву. Спектакли «Свадебка» и «В сторону Дягилева» номинированы в этом году на театральную премию «Золотая маска», будут показаны на сцене театра «Новая опера» в Москве. Пермский театр оперы и балета, я напомню, в этом году стал рекордсменом по количеству претендентов на эту национальную российскую премию. У нас 17 номинаций. Фестиваль «Золотая маска» стартовал уже 28 января. В течение января-апреля на сценах московских театров и проходят все эти спектакли, которые претендуют на премии. Уже мы показали «Cosi fan tutti» и «Медея-материал», теперь пожелаем удачи пермскому театру оперы и балета, достойно показать замечательные спектакли «Свадебка» и «В сторону Дягилева».

 

Также отправляется на «Золотую маску» накануне Международного дня театра Пермский академический Театр-Театр со своим мюзиклом «Алые паруса». Он будет выступать 26 марта на сцене Малого театра в Москве в рамках национальной премии «Золотая маска». У нас здесь три номинации. Лучшая работа режиссера - Борис Мильграм, лучшая женская роль - Ирина Максимкина, и лучшая работа художника - Виктор Шилькрот. Ваша покорная слуга вчера имела счастье освежить впечатление, потому что я видела премьеру ровно год назад. Накануне 8 марта были первые показы этого спектакля, и видела я его в другом составе. Вчера ходила в театр, посмотрела и была, конечно, не удивлена, потому что знала, что спектакль пользуется большой популярностью у пермяков в том числе. Но, тем не менее, всегда как-то радостно, когда театр наполнен зрителями, очень много было молодежи, негде, в прямом смылсе, яблоку упасть. В финале спектакля зрители встают, как будто бы это премьера, а так обычно принято на премьере, но и спустя год зрители встают, аплодируют и это, конечно, очень приятно.

Безусловно, за год спектакль вырос технически. Уже он работает, как хорошая машина, а жанр мюзикла, все-таки, подразумевает довольно серьезную работу, в том числе и техническую. Я говорю сейчас не только о том, как мастерски двигается все, что придумал с оформлением господин Шилькрот, но и существование актерское в том числе. Мне, честно говоря, вчера не очень хватило энергии, драйва, но я уверена, что в Москве, во-первых, будет другая публика, во-вторых, сработает эффект соревнования творческого. Думаю, артисты в Москве возьмут свое и покажут, как у нас умеют петь Дунаевского, как у нас умеют ставить современные спектакли и что нашу постановку неплохо отличает от других постановок этого же произведения. Даже если посмотреть в интернете, можно найти отрывки из спектаклей по мюзиклу господина Дунаевского, но, на мой пусть очень субъективный взгляд, наш спектакль - довольно современный, динамичный. Дай бог, чтобы пермские артисты показали этот уровень и в Москве. Посчитала нужным и достойным включить финальный кусочек для тех, кто еще не был на «Алых парусах». Послушаем финальный кусочек и тем самым пожелаем нашим артистам и режиссерам хоть одну «Золотую маску» да привезти, а лучше, конечно, везти все три – и за лучшую работу режиссера, и за лучшую женскую роль, и за работу художника. Отрывок из спектакля «Алые паруса».

 

ЗАПИСЬ фрагмента спектакля.

 

Будем надеяться, что не менее бурные аплодисменты прозвучат и в Москве для артистов пермского Театра-Театра. Продолжая возвышенную на возвышенном тоне, заданном отрывком из мюзикла сообщу радостную новость. Прекрасное известие, которое опубликовано на сайте «Нового компаньона». «Игорь Гладнев, и.о. министра культуры, советует артистам кудымкарской драмы готовиться к открытию. Большой «десант» высших правительственных чиновников не так давно побывал в Кудымкаре, чтобы разобраться с проблемами, мешающими завершить строительство здания Коми-Пермяцкого театра драмы им. Максима Горького. Должен он быть сдан непременно в этом, 2013 году.»

 

 

От театральных событий переходим к событиям выставочной жизни нашего города. Галерея «Марис-Арт» готовит выставку. Что это будет за выставка и почему она могла бы быть приурочена к 8 марта, нам расскажет арт-директор «Марис-Арт» Вадим Зубков. Добрый день, Вадим Викторович.

 

Вадим Зубков: Добрый день, Нина. Новая выставка у нас действительно весенняя, посвящена женщинам и красоте, несмотря на погоду за окном, выставка будет радостная, светлая и очень красивая, потому что главные участники выставки – это женщины.

 

Женщины как главные участники - художники или работы – это им посвящение?

 

Вадим Зубков: И как художники. Потому что очень много работ, выполненных художницами. Причем это в основном даже не пермские авторы, а московские, питерские. Много работ мужчин-художников, в которых они воспевают женскую красоту. Но этот проект интересен тем, что это совместный проект Пермского краевого музея и галереи «Марис-Арт». Коллекция краевого музея, как известно, насчитывает огромное число, полмиллиона экспонатов у них, и среди них есть потрясающий раздел белья. У нас, поэтому и выставка называется «Bell-Ё», родилась такая идиома. То, в чем сейчас ходят на награждение «Оскара», в этом раньше люди отправлялись ко сну. Кружева, вышивки безумные, ткани и совмещение этих редких экспонатов из коллекции музея и работ более чем 20 художников, которые представляют в принципе всю страну, будут представлять этот ряд.

 

Когда точно откроется выставка и как долго можно будет с «Bell-Ём» познакомиться?

 

Выставка открывается на следующей неделе, ровно через неделю, в понедельник 25 числа, и продлится месяц.

 

Спасибо за приглашение, обязательно придем. Это был Вадим Зубков, арт-директор галереи «Марис-Арт».

 

Мне остается пожелать Вам интересной жизни. Обзор событий для Вас подготовила обозреватель культуры Нина Соловей. Помогали мне звукорежиссеры Антон Мелехин и Мария Зуева.


Обсуждение
1811
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.