Вернисаж "Bell-Ё", премьеры "Сцены-Молот" и оперного, фестиваль японского кино и напутствия пермским театрам на "Золотой маске"
?xml:namespace>
Конечно, от себя хочется выразить надежду и уповать все-таки на милость, что с Ольгой все будет хорошо. Она действительно очень талантливый человек и интересный режиссер, красивый человек. Автор постановок, которые идут сегодня в театре. Несмотря на свой достаточно молодой возраст по части режиссуры, Ольга уже имеет внушительный список постановок. Пожелаем Оле выздоровления.
А сейчас к новостям, о которых сегодня поговорим в рамках программы «Событийный ряд». Театр-Театр и пермская опера отправляются на «Золотую маску», при этом обе труппы готовят еще и новые премьеры. В «Сцене-Молот» два спектакля молодых драматургов и режиссеров. В театре имени Чайковского к выпуску готовят «Дуэнью» Прокофьева. Филармония на этой неделе приглашает на концерты Третьего международного фестиваля Дениса Мацуева, а «Пермская синематека» ждет всех нас в «Премьере» на показы «Фестиваля японского кино».
Кроме того, 22 марта «Сцена-Молот» представляет две премьеры. Первая – «У нас все хорошо», спектакль Семена Серзина по пьесе Дороты Масловской, и спектакль «Фронтовичка» Дмитрия Туркова по пьесе Анны Батуриной. Эти спектакли были выбраны к постановке по итогам лаборатории молодой режиссуры, прошедшей в театре в конце января: молодые режиссеры и драматурги совместно поставили эскизы четырёх спектаклей и провели несколько читок. В результате к постановке были выбраны сразу две работы, прозвучавшие наиболее убедительно. Продюсер «Сцены-Молот», продюсер этой экспериментальной площадки Театра-Театра Олег Кленин на минувшей неделе побывал в рамках «Дневного разворота» в нашей студии. Я представляю вашему вниманию фрагмент беседы, которую провели Анастасия Сечина и Игорь Лазарев.
Олег Кленин: Каждый театр выстраивает свою репертуарную политику. Вот пермский Театр-Театр – у него есть основная сцена, замечательная, с каким-то богатым, интересным репертуаром. Уже скоро, в апреле-мае грядут две большие премьеры. «Сцена-Молот» - это пространство, в котором можно хулиганить. Взять пьесу, которая никогда в жизни бы не шла на большой сцене, необычную, новую, свежую, вчера написанную, над которой нельзя долго думать, надо брать и ставить. Это приглашение молодых режиссеров, которые еще либо студенты, либо выпустились совсем недавно. Театр рискует, вот и есть такой формат. Это художественный риск, эксперимент, зона расширения и приращения театра. Те два названия, которые в итоге вышли к финалу, не просто так появились с потолка. Мы провели лабораторию в январе, пригласили четырех режиссеров и двух драматургов. Они показали работы, и две работы показались нам замечательными не только нам, профессионалам, руководству театра, но и зрителям. Зрители голосовали, причем голосование было неожиданным. Первая возможность – оставить как есть эскиз, а это спектакли, которые делали режиссеры за 5 дней. Понимаете, такой эксперимент-черновик. Вторая возможность – улучшить, продолжить работу. И третья – забыть как страшный сон. Две работы – зрители настаивали, чтобы они были продолжены, причем одна из них идет в очень необычном пространстве, в котором вы, простые нормальные зрители, еще не были. Это декорационный цех театра, огромные технологические помещения. Там будет показан спектакль «Фронтовичка».
Анастасия Сечина: Это как раз премьера?
Напомню, что премьеры новых спектаклей «Сцены-Молот» состоятся 22 марта.
На этой неделе в Перми пройдет фестиваль японского кино. Событие, которое традиционно проводится в Перми раз в два года при участии посольства Японии. В этом году оно встроено в так называемый «Японский квартал» - цикл мероприятий, посвященных визуальной культуре этой страны. Центральной частью кинофестиваля станет предоставленная посольством программа фильмов «Благодарность и возрождение», посвященная восстановлению Японии после цунами и того страшного землетрясения 2011 года. Посольская программа включает 7 фильмов, 4 игровых и 3 документальных, рассказывающих о жизни простых людей, оказавшихся в зоне бедствия, о мужественном преодолении ими последствий разрушительной стихии. Как это было и прежде, на фильмы, предоставленные к показу посольством Японии, для зрителей будет организован, что радует, бесплатный вход. Даты проведения фестиваля совпали с традиционным для Японии празднованием дней весеннего равноденствия. Согласно буддистскому верованию, в эти дни солнце достигает светлой стороны мира, именуемой Хиган. Из-за того, что темная и светлая части суток оказываются равными, взаимодействие между этим и иным мирами происходит особенно активно. Поэтому в неделю равноденствия обычно вспоминают умерших, посещают могилы предков. Кроме того, в эти дни мир перерождается, по верованиям, после чего зацветает сакура и наступает весна. В праздник Хиган «Пермская синематека» предоставляет зрителям две клубные программы. «Трилистник Хиган» – это три легендарных фильма из коллекции «Пермкино», «Легенда о Нараяме» Имамуры, «Дерсу Узала» Куросавы, а также снимавшийся в Перми фильм «Под северным сиянием». И ретроспективу «Нагиса Осима: человек из Киото». Выдающийся режиссер, представитель великой эпохи послевоенного японского кино, к сожалению, ушел из жизни не так давно, 15 января 2013 года. Краткая ретроспектива фильмов Осима представляет и ранний период его творчества, отмеченный влиянием французской «новой волны», и переход к традиционной стилистике. В рамках ретроспективы будут показаны картины, созданные режиссером в сотрудничестве с европейскими представителями. Одна из них – знаменитая «Империя чувств», что была признана первым великим эротическим фильмом в истории кино. Итак, открытие фестиваля японского кино пройдет 20 марта в 18-30 в киноцентре «Премьер», это Пионерская, 17 для тех, кто вдруг не знает по какой-то причине. Познакомиться с расписанием всех показов, напомню, что вход на них свободный, можно на сайте permcinema.ru.
Возвращаясь к театральным событиям, во-первых, хочу зачитать сообщение, которое пришло нам по ICQ. Пишет нам Дмитрий: «Несмотря на случившееся в театре оперы и балета, в воскресенье на «Оперном экстриме» царила замечательная теплая обстановка, всем спасибо за работу для зрителей». Дмитрий, спасибо вам. Я думаю, что работники театра услышали и им действительно в этот день непросто было, но, тем не менее, тот ежегодный праздник, который они устраивают для зрителей, когда пускают в святая святых - в закулисье своих зрителей, когда проводят для зрителей мастер-классы, когда проводят для зрителей специальные акции, обычно это происходит накануне Дня театра. Вчера такой большой праздник, который, как всегда, проходит с переаншлагом, состоялся в театре оперы и балета, и признан, конечно, исключительно радовать своих зрителей и просвещать.
Между тем, пермский театр оперы и балета в эти дни репетирует новый спектакль. Самая жизнерадостная опера Сергея Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»). Переодевания, слежки, жаркие споры, торжество светлых чувств молодых влюбленных у алтаря. Режиссер этого спектакля – Андреас Жагарс (Латвийская национальная опера). Он переместил действие оперы из XVIII века в 1970-е годы, в Испанию. очнувшуюся от эпохи франкизма, где рука об руку идут культурная и сексуальная революции. В качестве одного из источников своего вдохновения Жагарс называет, например, фильмы Педро Альмодовара. Отсюда в опере колоритные мужчины, живописные дамы, облаченные в откровенные наряды. Действие разыгрывается в морском порту среди раскрашенных в сочные цвета портовых конвейеров. В ходе спектакля они раскрываются, превращаясь в комнаты. Этот ход должен позволить одновременно показать, что происходит в разных пространствах. И вашему вниманию я сейчас представляю короткое интервью с господином Жагарсом, в котором он делится своими мыслями и по поводу сочинения Прокофьева, в том числе.
ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ
Во-первых, я ставил себе задачу, чтобы твоему созданному как режиссеру сценическому образу и твоей интерпретации поверили сами солисты. Это очень важно, чтобы солист верил переносу времени или места, которое ты как режиссер выбрал. Важно, чтобы солисты верили, тогда они заживут и станут живые и правдивые на сцене. Тогда и зритель сможет поверить.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭФИРА
Я благодарю за предоставление записи интервью с невероятно занятым человеком - режиссером Андреасом Жагарсом, пресс-службу театра оперы и балета. Напомню, что премьерные показы оперы «Дуэнья» состоятся 28, 29, 30 и 31 марта. Начало спектаклей, как всегда, в 19 часов. Музыкальный руководитель – дирижер Валерий Платонов. Участвует в этой опере почти вся труппа театра, Большой симфонический оркестр, артисты оркестра и хора Musica Aeterna, даже артисты балета пермской труппы.
Кроме того, в эти дни, буквально вчера артисты балета уже отправились в Москву. Спектакли «Свадебка» и «В сторону Дягилева» номинированы в этом году на театральную премию «Золотая маска», будут показаны на сцене театра «Новая опера» в Москве. Пермский театр оперы и балета, я напомню, в этом году стал рекордсменом по количеству претендентов на эту национальную российскую премию. У нас 17 номинаций. Фестиваль «Золотая маска» стартовал уже 28 января. В течение января-апреля на сценах московских театров и проходят все эти спектакли, которые претендуют на премии. Уже мы показали «Cosi fan tutti» и «Медея-материал», теперь пожелаем удачи пермскому театру оперы и балета, достойно показать замечательные спектакли «Свадебка» и «В сторону Дягилева».
Также отправляется на «Золотую маску» накануне Международного дня театра Пермский академический Театр-Театр со своим мюзиклом «Алые паруса». Он будет выступать 26 марта на сцене Малого театра в Москве в рамках национальной премии «Золотая маска». У нас здесь три номинации. Лучшая работа режиссера - Борис Мильграм, лучшая женская роль - Ирина Максимкина, и лучшая работа художника - Виктор Шилькрот. Ваша покорная слуга вчера имела счастье освежить впечатление, потому что я видела премьеру ровно год назад. Накануне 8 марта были первые показы этого спектакля, и видела я его в другом составе. Вчера ходила в театр, посмотрела и была, конечно, не удивлена, потому что знала, что спектакль пользуется большой популярностью у пермяков в том числе. Но, тем не менее, всегда как-то радостно, когда театр наполнен зрителями, очень много было молодежи, негде, в прямом смылсе, яблоку упасть. В финале спектакля зрители встают, как будто бы это премьера, а так обычно принято на премьере, но и спустя год зрители встают, аплодируют и это, конечно, очень приятно.
Безусловно, за год спектакль вырос технически. Уже он работает, как хорошая машина, а жанр мюзикла, все-таки, подразумевает довольно серьезную работу, в том числе и техническую. Я говорю сейчас не только о том, как мастерски двигается все, что придумал с оформлением господин Шилькрот, но и существование актерское в том числе. Мне, честно говоря, вчера не очень хватило энергии, драйва, но я уверена, что в Москве, во-первых, будет другая публика, во-вторых, сработает эффект соревнования творческого. Думаю, артисты в Москве возьмут свое и покажут, как у нас умеют петь Дунаевского, как у нас умеют ставить современные спектакли и что нашу постановку неплохо отличает от других постановок этого же произведения. Даже если посмотреть в интернете, можно найти отрывки из спектаклей по мюзиклу господина Дунаевского, но, на мой пусть очень субъективный взгляд, наш спектакль - довольно современный, динамичный. Дай бог, чтобы пермские артисты показали этот уровень и в Москве. Посчитала нужным и достойным включить финальный кусочек для тех, кто еще не был на «Алых парусах». Послушаем финальный кусочек и тем самым пожелаем нашим артистам и режиссерам хоть одну «Золотую маску» да привезти, а лучше, конечно, везти все три – и за лучшую работу режиссера, и за лучшую женскую роль, и за работу художника. Отрывок из спектакля «Алые паруса».
ЗАПИСЬ фрагмента спектакля.
Будем надеяться, что не менее бурные аплодисменты прозвучат и в Москве для артистов пермского Театра-Театра. Продолжая возвышенную на возвышенном тоне, заданном отрывком из мюзикла сообщу радостную новость. Прекрасное известие, которое опубликовано на сайте «Нового компаньона». «Игорь Гладнев, и.о. министра культуры, советует артистам кудымкарской драмы готовиться к открытию. Большой «десант» высших правительственных чиновников не так давно побывал в Кудымкаре, чтобы разобраться с проблемами, мешающими завершить строительство здания Коми-Пермяцкого театра драмы им. Максима Горького. Должен он быть сдан непременно в этом, 2013 году.»
От театральных событий переходим к событиям выставочной жизни нашего города. Галерея «Марис-Арт» готовит выставку. Что это будет за выставка и почему она могла бы быть приурочена к 8 марта, нам расскажет арт-директор «Марис-Арт» Вадим Зубков. Добрый день, Вадим Викторович.
Вадим Зубков: Добрый день, Нина. Новая выставка у нас действительно весенняя, посвящена женщинам и красоте, несмотря на погоду за окном, выставка будет радостная, светлая и очень красивая, потому что главные участники выставки – это женщины.
Женщины как главные участники - художники или работы – это им посвящение?
Вадим Зубков: И как художники. Потому что очень много работ, выполненных художницами. Причем это в основном даже не пермские авторы, а московские, питерские. Много работ мужчин-художников, в которых они воспевают женскую красоту. Но этот проект интересен тем, что это совместный проект Пермского краевого музея и галереи «Марис-Арт». Коллекция краевого музея, как известно, насчитывает огромное число, полмиллиона экспонатов у них, и среди них есть потрясающий раздел белья. У нас, поэтому и выставка называется «Bell-Ё», родилась такая идиома. То, в чем сейчас ходят на награждение «Оскара», в этом раньше люди отправлялись ко сну. Кружева, вышивки безумные, ткани и совмещение этих редких экспонатов из коллекции музея и работ более чем 20 художников, которые представляют в принципе всю страну, будут представлять этот ряд.
Когда точно откроется выставка и как долго можно будет с «Bell-Ём» познакомиться?
Выставка открывается на следующей неделе, ровно через неделю, в понедельник 25 числа, и продлится месяц.
Спасибо за приглашение, обязательно придем. Это был Вадим Зубков, арт-директор галереи «Марис-Арт».
Мне остается пожелать Вам интересной жизни. Обзор событий для Вас подготовила обозреватель культуры Нина Соловей. Помогали мне звукорежиссеры Антон Мелехин и Мария Зуева.