Верхний баннер
11:44 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:00, 27 мая 2013

Антон Батагов о "Дягилевском фестивале"-2013

Нина Соловей: Я рада приветствовать в этой студии нашего долгожданного гостя - композитор, музыкант, пианист, резидент Дягилевского фестиваля Антон Батагов. Насколько мне известно, в течение последних, по крайней мере, 15 лет вы, несмотря на свою популярность и большую известность и востребованность, мало концертируете. То есть нет гастрольных туров, нет множества афишных концертов. Однако для Перми, у меня сложилось, по крайней мере, впечатление, вы сделали исключение. И, в частности, даже на этом фестивале вы уже выступаете как резидент, и, как минимум, есть три концерта, где вы принимаете  активное участие. Это правда, что вы сделали исключение? В чем причина?

 

Антон Батагов: Насчет того, что я за последние годы 15 лет играл мало, это не то, что мало, а вот я 12 лет вообще не выступал совсем. То есть с 97-го по 2009-й год…

 

Нина Соловей: Я еще преувеличиваю, да?

 

Антон Батагов: Просто в какой-то момент я решил перестать играть концерты, и работал только исключительно в студии все это время, и, честно говоря, я думал, что я вообще никогда больше не буду выступать. Понимаете, не я первый, не я последний. Глен Гульд в свое время тоже перестал выступать. Между прочим, даже «Битлз», когда они записали «Сержанта Пеппера», они же после этого концертов больше не делали, потому что они поняли, что живьем нельзя сделать то, что можно сделать в студии.

 

Нина Соловей: То есть это не разочарование публикой?

 

Антон Батагов: Нет-нет-нет, просто хотелось сделать какие-то вещи бескомпромиссные. Но потом, это было в 9-м году, я понял, что мне все-таки снова хочется выступать. И первый концерт после, так сказать, этого моратория, что ли, произошел в Америке. И потом Теодор Курентзис пригласил меня сначала в Новосибирск, и потом в Пермь. Я год назад здесь был на фестивале, мне очень-очень понравилось. И теперь он меня еще раз пригласил, и вот я снова здесь, и, действительно, понимаете, какая-то особенная здесь атмосфера, какие-то такие замечательные слушатели. Потому что в крупных городах, таких как, Москва и Нью-Йорк, где последнее время в основном живу, там столько много всего происходит, и люди настолько уже ко всему привыкли, и относятся ко всему как-то потребительски. И ощущение вот этой энергии, электричества, которое ощущается от слушателей, когда ты играешь на сцене, оно какое-то там уже… нету его.

 

Нина Соловей: То есть нет потребности что-то новое услышать, попробовать что-то другое, хочется привычного все время?

 

Антон Батагов: Понимаете, как. Там все идет по такому разряду такого фаст-фуда, что ли. Что бы там ни было, как бы это ни было интересно, ново, впечатляюще – раз, скушали, побежали дальше. Все набегу, все как-то очень так вот мимолетно. И того переживания, в общем, ради которого музыка-то собственно и существует, его люди уже не испытывают. Они просто разучились. А здесь, я вот второй раз здесь играю, и в прошлом году было три выступления, вчера был один концерт, будет еще сегодня и завтра, я чувствую, что просто это состояние зала, вот это такой интерактивный процесс между человеком, который на сцене, и людьми, которые в зале, он именно другой – он очень живой, и очень чуткий.

 

Нина Соловей: В связи с этим у меня вопрос, меня всегда интересовало. Когда говорят, например, драматические артисты или певцы «я слышу зал», то я понимаю – вот они стоят лицом к залу, они видят глаза зрителей, они видят реакцию. Когда говорит это пианист, мне лично не очень понятно, потому что мне кажется, что любой музыкант, играющий на инструменте, что он весь в инструменте, он весь в музыке, и занят только этим процессом. Или это какое-то необъяснимое ощущение? Как вы слышите зал? Кроме того, что тишина стоит или нет...

 

Антон Батагов: Физически, да, пианист сидит, как бы, боком к публике. Дело не в этом. Необязательно смотреть в зал. Все это, естественно, чувствуется. Мне всегда нравится, когда в зале полная темнота. Вот вчера в зале была абсолютно полная темнота, и только маленькие светильники на рояле. Так что я бы все равно никого не увидел, если б я смотрел в зал. Дело не в том, что тишина. Кстати, вчера не было ни единого звонка мобильного телефона, вот за весь двухчасовой концерт, и это достижение. Потому что, извините, в Москве, по-моему, такого не бывает. Это же – «Ой, да, я тебе сейчас перезвоню, подожди, я на концерте, сейчас выйду». И это все вслух. Дело не в том, что это тишина. Бывают какие-то интересные такие процессы, например, когда звучит какая-то музыка, которая не простая, не очевидная, вот то, что я люблю играть, она не сложная по музыкальному языку, она просто медитативная, сосредоточенная, и она требует от человека какого-то…

 

Нина Соловей: Отключения?

 

Антон Батагов: …отключения от внешнего мира, и, наоборот, внутри начинают происходить какие-то процессы изменения в сознании. Бывают интересные вещи, когда вдруг зал начинает кашлять. Это совершенно естественно, потому что вдруг человек начинает, ну как будто, знаете, какая-то процедура такого очищения, что ли, происходит, даже на физическом уровне, как будто сваливаются какие-то накопившиеся слои какого-то беспокойства. Ну вот много, чего. И вчера это тоже было. Я помню, год назад я играл двухчасовую программу Баха. Вот это было, а в какой-то момент наступает тишина полная. Вчера тоже было также.

 

Нина Соловей: Мне больше всего интересен концерт, который состоится завтра, связанный с именем всеми нами любимого, обожаемого Сергея Рахманинова. Завтра в Органном зале состоится, на мой взгляд, уникальный вечер, и в одном из отделений этого вечера прозвучит сочинение «Избранные письма Сергея Рахманинова», где вы выступаете как композитор и исполнитель. Несколько слов об истории создания сочинения. Я понимаю, что вы недавно дали большое интервью «Афише», но я намеренно не стала читать фрагменты, касаемые этого произведения, чтоб вы мне лично рассказали и нашим слушателям...

 

Антон Батагов: Это произведение состоит из 10 пьес, это идет больше часа. Вообще, завтра концерт будет очень длинный, всех предупреждаю. Это вот такая история, что… вообще мне всегда интересны какие-то стилистические путешествия между разными эпохами. Мы, действительно, живем в такое пост-постмодернистское время, когда один стиль, как бы, просвечивает сквозь другой, и мы все время на этой «машине времени» путешествуем. Я осенью побывал на могиле Рахманинова, это недалеко от Нью-Йорка, и вы знаете, как-то, что-то во мне так срезонировало, понимаете, действительно, это величайший русский музыкант, композитор, пианист, который уехал после большевистского переворота и жил в Америке, путешествовал по всему миру, играл. Это был какой-то удивительный совершенно человек, очень русский, очень глубокий, очень порядочный. И его музыка… понятно, что все пианисты играют Рахманинова, это все совершенно очевидно, стала общим местом. Но мне всегда интересно извлечь из того, что, казалось бы, всем давно уже понятно, какую-то еще… вот какое-то внутреннее измерение, может быть, не очень очевидное,. И мне пришла в голову такая неожиданная идея, что Рахманинов пишет письма композиторам, которые придут после него, причем, именно не авангардистам, а людям, которые сочиняли и сочиняют такую музыку, которая по языку проще, но это совершенно не значит, что она проще по какому-то внутреннему своему состоянию и вот этому сообщению, которое эта музыка несет, это минималисты и это некоторые великие рок-музыканты. Вот у меня там присутствуют в качестве двух адресатов Питер Гэбриэл и Брайан Ино, и такие композиторы, как Филип Гласс, Владимир Мартынов, Людовико Эайнауди. То есть это та музыка, которая, как это ни странно, она вдруг в какие-то моменты начинает резонировать с музыкой Рахманинова. То есть, казалось бы, Рахманинов совершенно никогда не был авангардистом, он , наоборот, был таким вот в хорошем смысле, старомодным. И тогда, в начале 20-го века очень многим казалось, что всё, старой музыки больше нет, вообще, старого мира больше нет. Ну че там, 20-й век, машины, электричество и так далее. А Рахманинов писал вот какую-то очень сокровенную и очень настоящую, глубокую, с колоссальным трагическим размахом русскую музыку.

 

Нина Соловей: О чем он сообщает в эти письмах?

Антон Батагов: Он сообщает о том, что в этом сумасшедшем мире, который сейчас в наше время на много-много порядков более сумасшедший, чем он был во времена Рахманинова, он сообщает о чем-то очень личном, с одной стороны, о чем-то очень таком несуетном, неспешном, и при этом о чем-то таком, что вот не личное на уровне каких-то очевидных переживаний. Понимаете, то, что всех людей объединяет. В общем-то, все как-то предельно просто. Всё в музыке можно выразить на уровне каких-то нескольких аккордов и каких-то простых мелодических линий, но за этим личным вырастает что-то надличностное, что для каждого свое, очень сокровенное. Для кого-то это может быть какая-то религиозная сфера переживаний, для кого-то нет, но это именно ощущение человека, с одной стороны, очень одинокого, который оказывается просто перед лицом смерти, и это не в какой-то момент, а, в общем, он всю жизнь живет и готовится к этому моменту. И выясняется, что за этим моментом нет не то, что ничего страшного, а просто это какой-то совершенно открытый переход в то состояние, когда между людьми нет границы, нет границы между странами, между музыкальными стилями. Это очень мощное какое-то переживание, которое, мне кажется, через музыку очень как-то просто и без лишний концепций передается.

 

Нина Соловей: Правильно ли я понимаю, что вы, как резидент, участвовали и в создании, вообще в собирании музыкальной программы? И во втором отделении завтра прозвучит тоже любопытное...

 

Антон Батагов: Да, там другая переписка, это переписка двух минималистов – Мартынова и Пелециса. В роли Пелециса будет выступать удивительная пианистка Полина Осетинская, а Мартынов будет собственно играть сам за себя. И мы с Теодором тоже обсуждали это сочинение. Много будет замечательного. Вообще, фестиваль, конечно, уникальный и по составу, и по программе. Так что приходите.

 

Нина Соловей: Пропускать нельзя.

 

Антон Батагов: Приходите, пожалуйста.


Обсуждение
1475
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.