Верхний баннер
19:28 | СУББОТА | 04 МАЯ 2024

$ 91.69 € 98.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:05, 27 мая 2013

Премьера балета "Ромео и Джульетта", фестиваль "Владимир Спиваков приглашает..." и концерт Севары.

 Большое количество событий происходит в эти дни в нашем городе, много что случится в грядущем июне, о этом я, Нина Соловей, расскажу вам в этой программе. Начнем мы с события, которое случилось сегодня. А именно сегодня, 27 мая, в России отмечается профессиональный праздник библиотекарей, День библиотек или День билиотекаря. Выбор даты празднования не случаен. Именно в этот день в 1795 году основали первую общедоступную государственную библиотеку в России. Императорская публичная библиотека по указу императрицы всея Руси Екатерины II была позже переименована в Российскую национальную библиотеку. Однако история создания самих библиотек идет гораздо глубже. Говорят, что первое подобие библиотеки люди создали задолго до того, как научились изготовлять бумагу и печатать на ней тексты. Считается, что первая библиотека на Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Киеве при Софийском соборе. Интересен тот факт, что до XX века библиотекарями работали преимущественно мужчины, и только потом этой профессией стали заниматься женщины.

Немного цифр о библиотеках Пермского края. Если верить официальным источникам, то в Пермском крае функционирует 1820 библиотек всех систем и ведомств. Из них 646 общедоступных. Кроме того, библиотечные услуги предоставляют в 40 структурных подразделениях и 140 структурных подразделений культурно-досуговых учреждений. Муниципальные библиотеки края входят в состав 165 библиотечных учреждений. Из них 133  бюджетных, 26 – казённых, 6 – автономных. Всего компьютеризировано 353 муниципальных библиотеки, пока это 55 %, и имеют доступ в Интернет 31 % всех библиотек.

Я же с удовольствием поздравляю не только тех, кто ходит в библиотеки и любит библиотеки, но и тех, кто работает в библиотеках. Вопреки расхожему мнению, что Интернет убьет книгу, никого он, конечно, не убьет, тем более что есть ряд книг, особенно старинных изданий, которые могут храниться только в своем первозданном виде. И есть такая необъяснимая атмосфера в некоторых библиотеках, ради которых многие туда приходят. Сегодня, это касается всех библиотек, это не только место для хранения книг, где абонемент, где вам выдают книги, где вы можете найти интересующую вас книгу. Но это и место, где вы можете встретиться с любимыми писателями, послушать музыку, познакомиться с творчеством художников. В общем, еще раз мои сердечные поздравления с Днем библиотекаря! Любите книги, читайте книги, ходите в библиотеки!

 

А сейчас мы переходим к еще одному интересному событию. С 7 по 11 июня в нашем городе пройдет 4-й фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» Наверняка вы видели в городе большое количество и афиш, и рекламных носителей. С 2010 года наш город стал первым из российских городов, где масштабный музыкальный форум обрел постоянную прописку. Пермская краевая филармония в рамках «Всеросийских филармонических сезонов» при поддержке министерства культуры Российской Федерации и краевого министерства культуры представляет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» Пермяков ждет пять незабываемых вечеров с национальным филармоническим оркестром России, который отмечает в этом году свое 10-летие, его художественным руководителем, выдающимся музыкантом, народным артистом Владимиром Спиваковым. Накануне у меня состоялся разговор с Галиной Юрьевной Кокоулиной, директором филармонии и она рассказала о том, что нас ждет на этом фестивале, чем удивят в этом году музыканты пермяков, будет ли вновь один из дней фестиваля проходить в формате open-air, как это было в прошлом году. Предлагаю вашему вниманию  запись нашей беседы.

 

ИНТЕРВЬЮ В ЗАПИСИ.

 

- Здравствуйте, Галина Юрьевна!

- Добрый день.

- Это стало хорошей традицией: вместе с началом лета в город приходит большой музыкальный праздник. Начинается фестиваль Владимира Спивакова и его коллектива – Национального филармонического оркестра России. Но сегодня кажется, что так было всегда…

- Да, нас радует, что преданных фанатов творчества Владимира Теодоровича и его коллег-музыкантов в Перми и в Пермском крае становится все больше. Уникальные фестивали Маэстро проходили с 2001 года исключительно в Москве, вовлекая в концертную жизнь столицы крупнейших иностранных исполнителей и молодые таланты России, а также во французском городе Кольмар - ежегодный фестиваль проводится с 1989 года. И вот с 2010 года Пермь стала первым из российских городов, в котором масштабный музыкальный форум обрел постоянную прописку. Это стало возможным благодаря нашему участию в федеральном проекте «Всероссийские филармонические сезоны», который поддерживается министерством культуры России.

- Чем будут наполнены пять фестивальных дней?

- Я очень рада за пермскую публику, которая увидит и услышит таких именитых музыкантов: их гастрольные графики расписаны на несколько лет вперед.

Бесспорная звезда второго дня фестиваля – обладатель первой премии самого престижного Бельгийского конкурса имени королевы Елизаветы, блистательный, стремительный, виртуозный скрипач Вадим Репин. Музыкант играет более 100 концертов в год в разных странах и очень редко выступает в России. Заполучить его в Пермь мы смогли только усилиями Маэстро Спивакова. В единственном концерте русского Паганини и его старинного Гварнери прозвучат редко звучащий Концерт для скрипки с оркестром немецкого композитора Макса Бруха.

- Репин – не единственное звездное имя в фестивальной афише?

- Конечно, нет. К примеру, имя Николая Луганского хорошо знакомо пермским любителям фортепианной музыки: кроме участия в программах абонементного цикла «Волшебные звуки рояля», музыкант выступал по нашему приглашению с Российским Национальным оркестром под управлением Гинтараса Ринкявичуса. В этом сезоне один из самых «романтических героев» современной фортепианной игры, ярчайший пианист, лауреат международных конкурсов им. Баха и Рахманинова, победитель Международного конкурса им. Чайковского, один из лучших исполнителей сочинений великого композитора, народный артист России будет закрывать фестивальную программу. На заключительном вечере 11 июня в Большом зале филармонии Луганский вместе с Национальным филармоническим оркестром России исполнит первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского.

- Один из обязательных пунктов фестиваля – открытие и представление публике Маэстро молодых, но уже перспективных исполнителей, лауреатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова…

- И эту традицию мы, безусловно, поддерживаем и развиваем. Участники четверного дня фестиваля – как раз стипендиаты фонда. Солист Московской филармонии Филипп Копачевский, который несмотря на свой юный возраст, уже является лауреатом самых престижных международных конкурсов пианистов. Его концерты проходят в Великобритании, Германии, США, Японии, Голландии и других странах. Он исполнит Концерт для фортепиано с оркестром № 12 Ля мажор Моцарта. 

В программе прозвучит так же первый концерт Сен-Санса для виолончели с оркестром. Партию виолончели исполнит талантливая Анастасия Кобекина. Несмотря на молодой возраст (Анастасии сейчас 21 год), она уже лауреат нескольких российских и международных конкурсов, ее часто приглашают выступить вместе с известными российскими и зарубежными оркестрами, критики прочат молодой виолончелистке звездное будущее. При этом исполнительница уже второй год играет на виолончели итальянского мастера, подаренной ей Маэстро Спиваковым.

- Еще одна замечательная традиция фестиваля – выезды в территории края. Куда на сей раз отправится музыкальный десант?

- За 4 года виртуозное искусство мирового исполнительского уровня смогли оценить жители Перми, Березников, Соликамска, Суксуна, Кишерти, поселков Звездный и Лобаново, села Березовка. В этом году географию фестиваля пополнит Краснокамск, который будет принимать Маэстро и Национальный филармонический оркестр России.

- В прошлом году только и разговоров было о беспрецедентном оперном гала-концерте на открытом воздухе на закрытии фестиваля. Многие даже назвали этот концерт главным событием «Белых ночей». Нет мыслей повторить столь удачный эксперимент?

- Да, мы готовим уникальный подарок всем жителям Перми и гостям города в рамках фестиваля «Белые ночи– оперный open-air, который откроет Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…». В гала на главной сцене фестивального городка примут участие ведущие солисты лучших московских театров: солистка Большого театра России, лауреат международных конкурсов Венера Гимадиева (сопрано), солист Московского театра «Новая опера», приглашенный солист Большого театра России Василий Ладюк (баритон), лауреат международных конкурсов, обладатель гранта Национального филармонического оркестра России Алексей Неклюдов (тенор).

И в конце хочу добавить, что благодаря фестивалю «Владимир Спиваков приглашает…» пермская публика открыла для себя немало имён состоявшихся и восходящих звёзд, никогда ранее не выступавших в нашем городе. За 4 года своего существования музыкальный форум стал ярким, значимым событием в культурной жизни региона. При этом опыт Перми и краевой филармонии оказался настолько успешным, что его активно перенимают и в других городах: фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» уверенно шагает по стране, ежегодно расширяя географию регионов.

-         До встречи на фестивале?

-         Да, до встречи! Фестиваль пройдет с 7 по 11 июня.

 

 

Я добавлю, что пермская филармония этим летом проведет еще два фестиваля, это уже не считая фестиваля Владимира Спивакова. Это «Поющее поле Прикамья» и также пройдет фестиваль «Движение». Подробности и программу как фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», так и этих фестивалей вы можете найти на сайте пермской филармонии.

 

А сейчас переходим к другому фестивалю, он в эти дни уже идет, вошел в силу. VII Дягилевский фестиваль открылся в минувшую субботу российской премьерой балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Самая печальная повесть на свете благодаря незабываемой музыке Сергея Прокофьева получила около сотни балетных интерпретаций. Две из них стали каноническими – советского хореографа Леонида Лавровского (Ленинградский академический театр им. Кирова) и британского классика Кеннета Макмиллана (Королевский театр, Ковент-Гарден). В 1965 году на премьере в Лондоне на сцене блистали Ромео - Рудольф Нуреев, и Джульетта - Марго Фонтейн. Публика вызывала их на поклон 43 раза, аплодисменты гремели почти 40 минут. Труппа Пермского балета первой среди российских танцевальных компаний представляет шедевр. Англичане, говорят, гордятся им не меньше, чем русские — «Лебединым озером».

 

Итак, в субботу мы увидели премьеру. Ваша покорная слуга побывала на генеральной репетиции в пятницу. Тогда танцевали главные партии Наталья Моисеева и Сергей Мершин. А накануне премьеры состоялась пресс-конференция, которая была посвящена Дягилевскому фестивалю. На этой пресс-конференции присутствовала и вдова Макмиллана г-жа Дебора Макмиллан, а также постановщики балета «Ромео и Джульетта». Я же хочу представить фрагмент пресс-конференции, где Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы пермской оперы, рассказывает о постановке и том, почему так важна эта премьера, как благотворно она может повлиять на репертуарную политику театра оперы и балета.

 

Алексей Мирошниченко: Впервые трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» увидела балетную сцену в 1940 году, когда Леонид Лавровский поставил в кировском театре этот спектакль. Конечно же, эта постановка, тем более, что там с либретто самого Прокофьева, и Радлова и так далее, там четыре автора – очень правильное, крепко сколоченное либретто. Вообще структура этого спектакля оказала влияние на все последующие постановки, как классические, так и современные, этого балета. Конечно, и Кеннет Макмиллан видел спектакль, и он оказал на него определенное влияние. Но почему мы остановились с Теодором именно на спектакле Кеннета Макмиллана? Как мы вчера говорили с Деборой, этот спектакль Кеннет сделал, это маленький городок, это война кланов. Ромео и Джульетта – это живые молодые люди. У Лавровского эти персонажи какие-то надземные, слишком идеализированные. Надо вспомнить, какое это было время. И спектакль такой громоздкий, неживой. Плюс ко всему он более танцевальный, практически всегда танцуют, почти нет пантомимы. С одной стороны, хореография и современная, и в то же время академическая, классическая, очень подходящая для развития труппы. Артистам есть что делать, тем более что на английскую хореографию оказала влияние русская. Английский балет очень молодой, возник только в 1945 году, но дал огромные плоды, впитал в себя лучшие традиции русского и мирового балета.

Что очень важно сказать – мы не только дополняем. Я много раз говорил, что основные направления художественной политики балета – это сохранение и поддержание классического репертуара на должном уровне, современные постановки, авторская хореография, за этот участок работы отвечаю я, и пополнение классического репертуара. Здесь надо сделать очень правильный выбор. Мы не только возвращаем в афишу название это замечательное «Ромео и Джульетта», замечательную музыку. Мы не только танцуем великолепную хореографию, и я сейчас представлю всех участников этой постановки. Мы еще интегрируемся в мировое балетное пространство уже с классическим спектаклем.  Вы раньше говорили, что мы танцуем Форсайта, танцуем Килерова, европейскую хореографию, «Видеть музыку», мы интегрируемся этим в мировое балетное пространство. Нет, именно версия Кеннета Макмиллана наиболее популярна в мире. Людей не обманешь, они любят жизненное, то, что живет, не просто какой-то символ. Эта версия очень популярна. То есть мы, пополняя классический репертуар, интегрируемся в мировое пространство.

 

Как я уже говорила, на премьере присутствовала госпожа Макмиллан, вдова хореографа. Она тоже была на этом брифинге. Вашему вниманию несколько слов от Деборы Макмиллан.

 

Дебора Макмиллан: Добрый день, я очень рада быть здесь, и очень рада тому, что появилась такая перспектива поставить этот спектакль. Каким-то образом, у меня даже есть странное чувство, что Кеннет возвращается домой. Основательница Королевского балета Нинетт де Валуа изначально была в труппе Дягилева, из этого вырастила прекрасную хореографию, эксклюзивное отношение к дизайну, качество музыки. Поэтому это все было очень важно для Кеннета, он на этом воспитывался и рос. Я невероятно счастлива, что Мауру и Адет согласились приехать сюда, сделать дизайн этой версии. Мы делали аналогичное в Ла Скала, в Милане. Но тут абсолютно другая сцена, и это абсолютно новая постановка для этой труппы. Я надеюсь, что вам понравится, я абсолютно счастлива, что это случается на Дягилевском фестивале.

 

Продолжаем нашу программу, говорим мы о недавно прошедшей премьере балета «Ромео и Джульетта». Прочту ряд высказываний, которые появились в блогосфере, пермских СМИ. Думаю, что федеральные журналисты, профессиональные балетные критики выскажутся уже буквально на этой неделе. Я же обращусь с профессионалам пермского журналистского сообщества. Вышел материал на сайте permnew, Татьяна Чернова, вот ее первые впечатления: «У многих пермяков в памяти другой спектакль про Ромео и Джульетту композитора Сергея Прокофьева в постановке легендарного российского балетмейстера Николая Боярчикова. Тогда успех был просто оглушительный. Тот спектакль просуществовал на сцене почти 20 лет, радуя зрителей и давая танцовщикам нескольких поколений возможность прикоснуться к великому сюжету с прекрасной музыкой и интересной хореографией. Не стоит детально сравнивать эти два балета - вкусы меняются, как меняются и задачи, стоящие перед труппой. Сегодня театр работает не столько для публики, сколько для участия в международных фестивалях с целью получения престижных премий. Это все, конечно, тоже важно, но главное в театре все таки его величество Зритель». Вот еще несколько цитат: «В новой версии балета как-то стерлась, несколько потускнела борьба двух кланов - Монтекки и Капулетти. А ведь она, собственно, и составляет драматургию спектакля. Проблема власти актуальна во все времена и нынешнее - не исключение. Но эта сторона шекспировской драмы прошла мимо хореографа, ярко выраженного противостояния в спектакле нет, скорее, оно показано как-то невнятно и практически не влияет на ход событий. Зато акцент сделан на внешние эффекты. Сцены уличных драк красивы, динамичны. Но чего-то все же не хватает... Быть может, мешает толпа (имеются в виду артисты кордебалета)? А куда, скажите на милость, деваться танцовщикам, если половину сцены занимает громоздкая лестница, ведущая в никуда? Пространство нашего театра явно не рассчитано на такую массивную сценографию (художник-постановщик Мауро Карози). Серые ступени и серый цвет зданий буквально давят, создавая унылый фон. Тяжелы и неудобны костюмы. Некоторые из них буквально волочатся по пятам (художник по костюмам Одетте Николетте). Понятно, что создатели спектакля найдут свои доводы, ссылаясь на исторические подробности и итальянский дизайн - художники-постановщики и авторы костюмов исключительно европейцы. В тяжелых громоздких нарядах актерам попросту трудно двигаться, не то что танцевать. Впрочем, хореография уличных сцен (народных танцев) преднамеренно упрощена, точней сказать - примитивна. Очевидно, была рассчитана на европейский кордебалет, но пермский-то способен на большее... В наших спектаклях кордебалет не просто присутствует, а создает образ спектакля!»

Это фрагменты материала Татьяны Черновой. А теперь «Российская газета», пермская страница. Вот что пишет автор Инесса Суворова: «В балете используется более чем 300 костюмов. Из них 29 шились в Италии. Да и сами художники-постановщики пермского спектакля - Мауро Карози и Одетте Николетти - родом из Италии. Костюмы действительно достойны особого внимания. Местами забываешь, что это балетный спектакль, а не оперный: настолько величественны и приближены к средневековой реальности платья и головные уборы. Удивительно, но при этом они не мешают видеть грациозность и изящества балетных па. Декорации создают удивительную иллюзию полного погружения в атмосферу небольшого итальянского городка, где, собственно, и происходит действо. Премьерный показ был встречен пермской публикой очень тепло. Цветы и аплодисменты, поздравления, слова признательности и восхищения - Пермский театр оперы и балета занес в свою историю успеха еще одну выдающуюся российскую премьеру. Впечатления от спектакля, действительно самые светлые, несмотря на известный всем конец. Никакого схематизма, все весьма явно и максимально приближено к жизни».

 

Я, конечно, не могу обойти вниманием и блогосферу. На страничке Дягилевского фестиваля «Вконтакте» в основном все в  комплиментарных тонах: «Нравится все, понравилась постановка, игра актеров завораживает! Поневоле с удовольствием погружаешься в тот мир, ту эпоху. Костюмы, декорации и музыка – все гармонично, красочно, сложено. Я очень рада, что балет «Ромео и Джульетта» возродился и порадовал жителей, всем спасибо!» В твиттере тоже отметились наши известные блогеры. Например, Надежда Агишева написала сразу после премьеры: «Самым крутым был Меркуцио, Александр Таранов». Анастасия Казакова: «Ромео и Джульетта» в постановке сэра Макмиллана – однозначно лучший балет в моей жизни, три с половиной часа смотрела на одном дыхании».

 

Ну, и в ЖЖ, egorbp.livejournal.com: «В Вероне, как и в Перми, в эти дни полная луна. И клянусь её переменчивостью, балет удался. Если в первом акте порой казалось, продолжается генеральная репетиция, то более кровавые второй и третий были уже частью полноценной премьеры. Велика в рождении здесь и сейчас нового хита пермской балетной труппы роль оркестра MusicAeterna и Теодора Курентзиса. Прокофьев был сыгран сильно и стильно, хотя, как мне кажется, и без наполнения музыки курентзисовской индивидуальностью. Главной же героиней, как по распределению ролей, так и по явленному дарованию, стала Наталья Домрачева (Джульетта). Балерине удалось за время спектакля пройти драматичное перерождение из девочки с куклой в смертельно влюблённую девушку. Довольно хороши были и Иван Порошин (Тибальд), и Руслан Савденов (Ромео), хотя их бы для интереса я ролями поменял...».

 

Другие отзывы вы также можете найти в блогосфере, будем следить за тем, что пишут балетные критики. Думаю, блогосфера еще не раз откликнется. Я лишь добавлю, что три раза в июне будет представлен этот спектакль снова и будущий сезон откроется балетом «Ромео и Джульетта». Я думаю, что этот спектакль ждет долгая жизнь в репертуаре нашего театра.

 

А сейчас хочется мне рассказать об еще одном событии, которое случилось вчера. В Большом зале филармонии состоялся концерт замечательной певицы, исполнительницы традиционной узбекской музыки, рок-музыки, поп-музыки Севары. Я думаю, что многие из вас, я в том числе, узнали о ней благодаря проекту «Голос» на Первом канале. К сожалению, она не победила, но, конечно, проект открыл нам удивительную певицу, которая давно поет и концертирует. Вчера мне очень приятно было видеть полный зал, был переаншлаг в филармонии, в Большом зале. Севара пела песни из французского шансона, рок-музыку, некоторые композиции в стиле клубной музыки. И, что самое прекрасное, она, привлекая на свой концерт людей, которые знают ее песни…Например, знаменитую «Там нет меня», популяризирует искусство своей родины. Она пела и узбекские песни. Она пела на своем родном языке, и это вызвало большое приятие публики. Я извиняюсь за качество записи, но хочу завершить программу «Событийный ряд» именно одной из песен, которую вчера исполнила Севара.

 

В записи фрагмент выступление Севары.

 

Программу «Событийный ряд» сегодня подготовили звукорежиссер Антон Мелехин и обозреватель культуры Нина Соловей.

 


Обсуждение
1815
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.