Верхний баннер
11:38 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:04, 14 июня 2013

Угроза клещей в 2013 году

Евгения Романова: Говорим сегодня о том, какова ситуация с пострадавшими от клещей, какие особо опасные территории в городе, что с этим делать, как борется «Роспотребнадзор». В гостях у нас главный эпидемиолог управления здравоохранения Перми Владислав Васильевич Семериков. Итак, клещи. К этому моменту, к этому дню сколько укушено в городе, в крае?

 

Владислав Семериков: Всего уже обратилось с присасыванием клещей на территории Пермского края 8987 человек, из них на территории города Перми в наши три лаборатории обратилось порядка 5 тысяч лиц. Если мы сравниваем аналогичный период прошлого года, это процентов на 40 меньше. Однако надо сказать, что в этом году эпидсезон ведет себя совершенно по-другому, чем в прошлом году. Это связано с тем, что в прошлом году были совершенно другие климатические условия, и была уже жаркая температура. Первые присасывания клеща в прошлом году были уже зарегистрированы 11 апреля. В этом году значительно позднее. Первый укус мы зарегистрировали в конце апреля. И сейчас я хочу обратить внимание, что июнь месяц – это самое опасное время для клещей, потому что мы видим, что погодные условия еще точно не сформировались, вот эти снижающие температуры, сегодня было утром плюс 9, днем – плюс 14, это благоприятные условия. И этот факт еще раз подтверждает, что сегодня максимальное количество обратившихся мы видим из дачных массивов. Наиболее опасные участки: Алёшиха – 11 процентов обратившихся, Жебреи – 18 процентов, поселок Янычи и дачные массивы – 13 процентов. Кроме того, как и в прошлом году, это микрорайон Лядов – 10 процентов. И, как всегда, это Гайва – более 3 процентов. Это наиболее опасные зоны, которые дают нам наибольшее количество обратившихся. При этом на сегодняшний день у нас уже установлено такое заболевание, как клещевой энцефалит. Если по краю 17 человек это все взрослые, уже точно установлен диагноз, то среди детей пока не зарегистрировано ни одного случая. А клещевым боррелиозом зарегистрировано уже 49 пострадавших, заболевание выставлено, у семи – это дети до 14 лет. Но радует единственный момент нас, как медицинских работников: если мы сравним количество обратившихся, привитых в этом году, то мы увидим, что ровно в два с половиной раза меньше обратилось привитых в этом году. Это говорит о том, что иммунизация у нас продолжается.

 

Евгения Романова: Вот вы назвали район один из самых популярных Жебреи, у меня дача в Жебреях. Не ездить в лес? Что делать летом в такую погоду? Лучше лишний раз не выбираться в лес? Я не делала прививку.

 

Владислав Семериков: Если вы не привиты, то лучше, конечно, избегать сегодня выхода в лесной массив. Но надо сказать, что мы находимся, и черта города, мы все находимся в природном очаге, поэтому здесь обязательно провести иммунизацию, потому что вакцинопрофилактика сегодня научно доказана и подтверждена специалистами управления «Роспотребнадзора». И надо сказать, что от года к году мы видим, что количество обратившихся увеличивается. Но при этом я хотел бы обратить внимание наших радиослушателей, что уже 4-й год мы прививаем круглогодично. Если ранее мы прививали в какие-то сезоны года, и говорили, что наиболее опасный период это все-таки в летний период, мы говорим, что не прививаться в этот период, потому что это связано с выходом в лес, то сейчас мы прививаем круглогодично. При этом мы рекомендуем после прививки, сделанной в летний период, в течение двух недель все-таки ограничить посещение леса. Затем уже мы видим, что идет формирование иммунитета. А раз формирование иммунитета уже идет, поэтому это условие – гарантия, что человек не заболеет.

 

Евгения Романова: В городе если я буду гулять между кустами, я могу подцепить

клеща?

 

Игорь Лазарев: Потому что дачные массивы – это понятно, это всегда самая распространенная территория. Как быть с лесопарками с теми же самыми, скверами?

 

Владислав Семериков: У нас два ведомства городской администрации сегодня провели, так называемые, акарицидные и противоклещевые обработки, и план выполнен на 174 процента.

 

Евгения Романова: Но они не могли обработать каждый куст.

 

Владислав Семериков: Почему 174, потому что есть повторные обработки. Мы видим, что сегодня на Северном кладбище и в ряде кооперативов, которые делали заявки, после обработки идет высокая активность клещей, и там проводятся повторные обработки. Однако надо сказать, что сегодня есть городская черта, которая опасна. И мы сегодня выявляем такие зоны. Это Балатовский парк, где 8 процентов обратившихся также с присасыванием клеща отмечают. Но мы сегодня обрабатываем те территории, это дорожки только, сама парковая зона не обрабатывается. Поэтому мы рекомендуем, есть асфальтовые дорожки, пожалуйста, гуляйте, эта зона обработана. А непосредственно леса, конечно, не обрабатываются. Обрабатывается только зона отдыха, поэтому гулять только в установленных местах. Однако в зоне отдыха как Горьковский сад здесь у нас обратившихся нет, потому что все эти зоны обработаны, они абсолютно чистые. Сейчас открываются оздоровительные лагеря, оздоровительные лагеря все подлежат обработке, и заезд детей не разрешается, и мы не допускаем… при наличии заключения, что там клещей нет.

 

Евгения Романова: Если вдруг, такое случается, ребенка укусит в детском лагере, какой-то штраф, какую-то моральную компенсацию с руководства лагеря я могу потребовать?

 

Владислав Семериков: Да, потому что в действующих санитарно-эпидемиологических правилах это оговорено, как обязательное условие…

 

Евгения Романова: Безопасность.

 

Владислав Семериков: Да. Руководители сегодня все информированы и знают, что они создают безопасность для детей, которые находятся на этой точно ограниченной территории, и несут, прежде всего, ответственность за здоровье детей.

 

Игорь Лазарев: Не был такого, что сдвигались сроки, например, по заезду детей из-за обработки?

 

Владислав Семериков: Были. Но пока все идет нормально.

 

Евгения Романова: Давайте немножко такую инструкцию: если вдруг, не дай бог, вас укусил клещ, что делать? Что нельзя делать, что нужно делать?

 

Владислав Семериков: Прежде всего, надо обратиться в наши медицинские организации, у нас все информированы, и наши медицинские учреждения готовы. Прежде всего, нужно обратиться в специализированную лабораторию по исследованию клещей, которые снимают этого клеща, исследуют на вирус клещевого энцефалита и борреллиоза. Такие лаборатории существуют. Это Лебедева, 26, Сысольская, 4 в Кировском районе для жителей города Перми и лаборатория инфекционной больницы - Восстания, 39. Мы работаем с 8 утра до 8 вечера. Практически, вы видите, 12-часовой рабочий день. В субботние, воскресные дни, в праздничные дни мы работаем с 9 утра до 9 часов вечера.

 

Евгения Романова: Ребенка одной моей знакомой недавно укусил клещ, это был выходной день, она долго искала эти лаборатории, нашла только в Закамске. С Крохалевки до Закамска, это не очень удобный был момент. Она работает одна в выходные, поэтому?

 

Владислав Семериков: Нет, работают три лаборатории. Где информацию можно получить. Информацию дает наша скорая медицинская помощь. То есть надо набрать номер скорой неотложной помощи, и мы готовы всегда сказать, куда можно обратиться к врачу, и что делать с клещом.

 

Евгения Романова: «03»?

 

Владислав Семериков: «03». Кроме того, все травмпункты. Ведь лица с присасыванием клеща относятся к пострадавшим от укуса. Все с укусами животных, в том числе, и клещей, официально регистрируются на территории города Перми и Пермского края. Травмпункты работают круглосуточно, поэтому можно обратиться в ночное время в травмпункт, приехать туда, и помощь будет оказана. И утром по достижению времени открытия лаборатории можно будет доставить клеща в указанную лабораторию.

 

Евгения Романова: Продолжая историю, как моя знакомая в выходной день столкнулась с ситуацией, когда укусил в лесу клещ ребенка. Приехала в Закамск, клеща сняли, выяснили, что он энцефалитный. Это быстро узнают, сразу?

 

Владислав Семериков: Да, это мы можем сказать буквально через 4-6 часов.

 

Евгения Романова: То есть позвони туда, скажут ответ.

 

Владислав Семериков: При условии, если клещ будет сдан в лабораторию до 12 часов. Если тот, кто утром сдает до 12 часов, обычно через 4 часа мы уде даем ответ по телефону.

 

Евгения Романова: Есть ли какой-то риск, что проходит много времени, и что-то за это время может случиться в организме, а ты не знаешь, энцефалитный он или нет?

 

Владислав Семериков: Дело в том, что клещ несет на себе более 20 различных заболеваний, различных возбудителей, из которых наиболее опасный все-таки считается вирус клещевого энцефалита. Это вирусное заболевание, которое отягчает наклонность хронизации. Это поражение спинного мозга и возможные хронические формы инфекций. И конечно опасным все-таки считается энцефалит. Поэтому лучше при клещевом энцефалите, если есть подозрение, а первыми сигнальными признаками клещевого энцефалита является упорная высокая температура, критерий которой 38 с половиной градусов и выше. Поэтому надо сразу же обратиться к врачу при наличии анамнеза присасывания клеща.

 

Евгения Романова: Если это выходной день, к кому можно обратиться?

 

Владислав Семериков: Можно обратиться в «Скорую помощь», мы можем проконсультировать – это Пушкина, 96, приемное отделение.

 

Евгения Романова: Работаете в выходной.

 

Владислав Семериков: Наша больница работает круглосуточно. Однако у нас есть, мы не можем об этом не говорить, у нас есть случаи, когда пациенты более 3-х дней, более 5, более 7 дней, имея высокую температуру, не обращаются за медицинской помощью. Находятся на своих любимых дачных участках и не могут выехать на территорию города Перми.

 

Евгения Романова: Только высокая температура может стать, как бы… активно пойти к врачу? А если у тебя нет температуры, можно дома посидеть.

 

Владислав Семериков: Да. В прошлом году у нас было зарегистрировано 2 летальных исхода от клещевого энцефалита у дачников, которые любят свои участки, которые принимали жаропонижающие средства, которые снимают с себя несколько клещей. Это лица старше 50-летнего возраста, и все думали, что это все обойдется и пройдет. При наличии даже, зная о том, что существуют сегодня меры профилактики – это вакцинация. А при боррелиозе ситуация совершенно иная. Здесь в месте укуса образуется характерная эритема, которая позволяет вовремя обратиться за медицинской помощью.

 

Евгения Романова: Покраснение.

 

Владислав Семериков: Покраснение. Но это покраснение тоже чрезвычайно опасно. Оно опасно тем, что возможны осложнения при боррелиозе – это спирохета. Она дает, как правило, хроническое поражение суставов и сердечнососудистой системы. Поэтому с этим заболеванием, которое протекает достаточно легко, вроде бы покраснение, но которое в дальнейшем может закончиться хроническим поражением суставов, сердечнососудистой. 

 

Евгения Романова: А есть такие цифры в Пермском крае, кому, увы, не повезло, и кто заболел серьезными заболеваниями?

 

Владислав Семериков: Такие цифры существуют. Эти пациенты у нас длительно наблюдаются. Сегодня существует такой центр клещевых инфекций, который находится на территории Пушкина, 96 в краевой клинической инфекционной больнице. И этих пациентов мы, к сожалению, пожизненно наблюдаем.

 

Евгения Романова: Неизлечимая болезнь.

 

Владислав Семериков: Да. Эти пациенты спокойно продолжают жить, они не имеют инвалидности, но, к сожалению, они имеют такую хроническую патологию. Я хотел бы обратить внимание, что привитого человека мы считаем в том случае, если сделано 2 вакцинирующие прививки с интервалом месяц или шесть месяцев, а затем сделано дополнительное бустер-введение или вакцинирующая прививка ровно через год. Вот этот человек, который получил три прививки, он считается привитой.

 

Игорь Лазарев: То есть человек, который пришел летом, не считается.

 

Владислав Семериков: Конечно. Если сделано только одно введение, это начата вакцинация. Но вакцинальный цикл мы считаем законченным в том случае, если он получил три полных прививки.

 

Евгения Романова: Тогда он стопроцентно защищен?

 

Владислав Семериков: Тогда он защищен. Последующие проводятся ревакцинирующие прививки ровно через три года. И считается, что если человек сделал в течение жизни хотя бы 8 таких дополнительных ревакцинирующих прививок, то он не заболеет никогда. Равные через 3 года.

 

Евгения Романова: Игорь, у тебя были прививки хоть раз от клеща?

 

Игорь Лазарев: На протяжении пары лет было, а потом как-то перестал.

 

Евгения Романова: Потому что ты в лес ходил часто, путешествовал?

 

Игорь Лазарев: Да, именно потому, что я тогда часто посещал лесные массивы, тогда и в походы ходил.

 

Евгения Романова: То есть, если у вас нет прививки, осторожно отправляться на сплавы куда-то, в лесные массивы в течение лета.

 

Владислав Семериков: В этих случаях мы, конечно, рекомендуем иммунизацию. У нас есть работники леса, которые непосредственно связаны профессионально, они все прививаются. В том числе, и вся сфера, которая связана в железнодорожной системе.

 

Игорь Лазарев: Когда вы ждете пиковый момент по количеству?

 

Владислав Семериков: Пиковый момент мы ждем весь июнь, середина. Это как раз вот настоящее время. И июль-август, там уже количество обратившихся значительно меньше, чем в мае и июне. Однако, в октябре тоже бывает бабье лето, прекрасные погодные условия, и в этот период, надо сказать, и в этом году мы тоже прогнозируем, что как раз пик клещевой активности будет, такой эпидсезон будет более продолжительный. Если ранее, вы сами понимаете, июль-август были  жаркие месяцы, то в сентябре-октябре уже мало обратившихся, и практически, как мы говорим, клещи «сгорают» уже в природе. Сейчас есть все условия для того, чтобы сохранить их биологическую активность. Поэтому в сентябре, в октябре мы будем ждать снова новой второй волны, которая будет связана тоже с посещением леса. Это появлением грибов.

 

Евгения Романова: Если нет прививки, а в лес хочется, и на дачу хочется, какие меры профилактики, как защитить себя можно? Репелленты.

 

Владислав Семериков: Кроме иммунизации, есть еще репелленты. Это специальные отпугивающие средства, их достаточно много. Они сегодня продаются в сети хозяйственных магазинов. Но надо понимать, что используя репелленты, мы должны будем обрабатывать не себя лично, а будем обрабатывать одежду.

 

Евгения Романова: И часто.

 

Владислав Семериков: Да, часто, в которой будем посещать лес. Надо сказать, что сегодня есть и специальная одежда, которая рекомендована управлением «Роспотребназора» и специалистами. Она должна быть яркой окраски для того, чтобы мы увидели на этой яркой окраске опасных клещей, и могли вовремя их удалить с помощью репеллентов.

 

Евгения Романова: И не забывайте, что руками их снимать с одежды не стоит.

 

Владислав Семериков: Да. Дело в том, что у нас имеются случаи клещевого энцефалита, когда вроде бы непосредственного соприкосновения с клещом не было, но клещи быстро, как мы говорим, присасываются в таких местах, где более мягкая сосудистая стенка и клетчатка, и потом быстро уходят


Обсуждение
2746
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.