Верхний баннер
19:15 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.13 € 98.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 07 августа 2013

Говорим о работе пермского бизнес-инкубатора, а так же о том, как правильно начать бизнес в Перми

Итак, бизнес-инкубатор работает уже 2 года, день рождения у вас в сентябре.

Да, 5 сентября.

Говорим сегодня о работе бизнес-инкубатора. А так же о том, сложно ли начать бизнес в Перми.  Главная ли проблема найти деньги, инвестора. Может быть главное, не умереть за 5 лет бизнеса. Что можно считать самым главным итогом за 2 года работы?

Самым главным итогом я считаю количество людей, которые пришли к нам в инкубатор, чтобы получить консультацию или посетить мероприятия инкубатора, это семинары, истории успеха и так далее. Это более 7 000 человек. Я считаю, что это главное достижение, потому что наша основная задача охватить людей, пропагандировать предпринимательство, помогать им создавать бизнес. Чем большее количество людей нас посетит, тем больше для них вероятность создать бизнес.

Из этого числа есть ведь те, кто задержались, остались. Это какая цифра?

Это более 20 проектов, которые являются у нас резидентами, с имущественной поддержкой, они находятся прямо у нас в инкубаторе. Из них зарегистрировано процентов 60. Многие не зарегистрированы. Вообще, мы выступаем как инкубатор и как коворкинг, к нам можно прийти работать над своим проектом. К нам зачастую приходят люди, например, они создают интернет-магазин. Им надо место, где поработать 2 недели, а потом проводить встречи. Мы предоставляем им эту возможность. Встречи проводят у нас в переговорке. Работают у нас. У нас есть такое помещение, отгороженное перегородками. Если там места не хватает, то мы садим всех в большой зал. Они там дружно сидят и общаются.

Не была в бизнес-инкубаторе. Как это выглядит? Большое ли здание, сколько мест, офисов?

 У нас не здание, у нас отдельный вход во дворце молодежи. Петропавловская, 185, бывший дворец Дзержинского. 170 квадратов, у нас 2 больших зала для мероприятий. Один на лето мы переоборудовали для того, чтобы там находились резиденты и мы. У нас все мероприятия начинаются с 18:30.  А днем там могут находиться резиденты. Благодаря этому мы максимально эффективно используем. У нас есть переговорка, где могут находиться резиденты. У нас есть специальное большое помещение для резидентов, отгороженное перегородками. Есть у нас кабинет, где сидит персонал, где мы работаем, и мини-кухня.

Сколько сотрудников в бизнес-инкубаторе?

6 человек.

Всего?

На самом деле, на западе в бизнес-инкубаторах работают 2, 3, 4 человека. Даже в инкубаторах, которые крупнее нас. Это нормальная практика, что мало людей. У нас такое количество человек, потому что есть особенности с бухгалтерией. У нас бухгалтер в штате. Потому что у нас счета не в коммерческих банках, как у муниципального учреждения. Во-вторых, у нас люди занимаются другими проектами, связанными с администрацией города. Когда человек работает у нас, мы даем ему развиваться не только как сотруднику инкубатора, но он выбирает для себя новую сферу. Например, промышленное предпринимательство. Вот у нас девушка работает, она занимается рабой с промышленностью. Мы не только инкубатор, мы еще консультационный центр. Мы не можем смело себя называть единым окном для бизнеса, но если у предпринимателя возникают вопросы, связанные с  администрацией, то ему оптимальнее всего обращаться к нам. Потому что у нас ближе это расстояние между администрацией города и администрацией края, чем у любого другого консультационного центра. Поэтому мы можем выступать окном для бизнеса. За это у нас тоже ответственный один человек. Чтобы вы понимали, эти люди, которые у нас работают, каждый у нас занимается отдельным проектом. Мы внедряем проектное управление, фанаты этого дела. 

Опишите, кто приходит в бизнес-инкубатор?

Чаще всего это молодежь. Возраст от 23 до 25 лет. Мужского пола, как ни странно.  

Вроде бы, как раз понятно.

Наверное. Я обратил недавно внимание, что у нас все учредители мужского пола. А сотрудники мужского и женского пола. Резидентов девушек нет. Так вот удивительно. Хотя девушки, на мой взгляд, не менее активны, ответственны. Я знаю много девушек-предпринимателей, которые успешны. Просто они видимо не приходят к нам в инкубатор. На самом деле приходят люди разных возрастов. Приходят и школьники, и люди пенсионного возраста.

Если говорить об основной цели бизнес-инкубатора, что должно стать итогом работы?

Итог работы – это создание малых предприятий и увеличение рабочих мест. Это наша миссия. Это развитие предпринимательства в городе. Наши оперативные цели на год измеряются количеством семинаров. Точнее, количеством человек, которые посетили семинары, консультации. И вообще проходимость инкубатора. Когда мы начинали работать, для меня лично, основным целевым показателем был – не менее 150 человек в неделю. Потому что я понимаю, что  для успешного запуска проекта необходима некая критическая масса людей. Существует воронка, как воронка продаж. Если к вам приходят 150 человек, из них 5 хотят стать резидентами, 1 становится. Если эту воронку увеличить до 300 человек, то низ воронки тоже увеличится. И проходимость станет больше, и резидентов станет больше. Таким образом, мы добились того, что у нас все помещения для резидентов сейчас кончились.  Они сидят в общем зале, но они все равно этому радуются.

Как вы думаете, какие основные стереотипы у такого лидера, бизнесмена. Он чувствует, что есть силы, но боится по каким-то причинам начать?

Думаю, 2 основных проблемы видят люди. Первая – это юридические и бухгалтерские вопросы.

Например, у меня нет специального юридического образования, что мне делать, как мне зарегистрировать ИП.

Да, вы не знаете ИП или ООО выбрать. Какое налогообложение выбрать, сколько налогов платить. Вы даже когда просчитываете на неком бытовом уровне свой бизнес-проект, что-то покупать, что-то продавать, пока вы не узнаете, сколько налогов платить, вы даже не сможете точно посчитать, какую прибыль вы будете получать.  Это многих людей останавливает. Второй момент – это деньги. Для запуска большинства бизнесов нужны деньги, не у всех они имеются. Где получить эти деньги, где найти частного инвестора, взять кредит в банке или на государственную поддержку претендовать. Не все это понимают, хотя информация есть в интернете. Но она там не систематизирована. Вы можете про все прочитать, про то, где другие нашли деньги, про то, какие программы существуют, но чтобы все это в голове систематизировать, нужно некоторое время. Я сам первые 2 месяца в голове все систематизировал, общался с частными инвесторами, с банками, с администрацией города и края. Где-то через 2 месяца пришло понимание, а потом я еще пообщался с предпринимателями, которые запустились вообще без денег. Теперь мне кажется, что я понимаю.

Это возможно, запуститься вообще без денег?

Да возможно.

Пример какой-то, может, от друзей?

Мы помогали студентам, второе лето уже, запустить свой бизнес летом в центре города на эспланаде.

Кафе?

Нет. Мы не очень пропагандируем общепит. Потому что это студенты, им надо что-то более простое. У меня один знакомый предприниматель он рассказывал, что студентом мороженное на Перми первой продавал. Мы им советуем найти что-то простое. Начать с этого. Потом у вас будет опыт предпринимательской деятельности, вы сможете сделать выбор. Успешный пример, один парень купал эти ходули, Jollyjumper называются, такие прыгающие, они стоили 40 000 рублей. Он их за первый же месяц на эспланаде отбил. Тут проявилось отличие предпринимателя от наёмных работников. У него были 2 наемных работника. Они тоже студенты. Они учили людей, проводили инструктажи. Он поехал на Селигер. И сказал, давайте, я вам оставляю эти ходули, а мне за их аренду платите 30 000 в месяц. История закончилась тем, что они так сделали. Но они могли бы купить ходули за 40 000 и так же зарабатывать. Это отличие предпринимателя от не предпринимателя. Он вернулся. За лето он их окупил в 2 раза. Следующим летом, не помню, чем он занимался, он из Осы сам, уже там чем-то занимался. Такие вещи мы всегда пропагандируем среди студентов. Потому что пока ты студент, у тебя есть время попробовать сделать, а потом у тебя уже будет опыт.

А вы, Ринат, тоже предприниматель?

Нет. Я был раньше предпринимателем, но сейчас мой трудовой договор запрещает мне заниматься предпринимательской деятельностью.

Все свои силы вкладываете в бизнес-инкубатор.

Да.

Если корректно спросить, сколько вам лет?

26, скоро будет 27.

Что касаемо бизнеса, со скольки лет ваша личная история?

Думал и начинал с 18. А занимался с 20.

Правильно понимаю, что студенты, которые учатся на экономическом факультете, такие зарождающиеся бизнесмены. Они изначально хотят этим заниматься.

Возможно, но я учился на химическом.

Но вы преподаете на экономическом. Вы чувствуете это?

Это не зависит от факультета. Очень много успешных предпринимателей успешных выпускники технических факультетов политеха.

Это зависит от характера? Рисковый человек, авантюрный.

Да. Есть основные качества рисковость, умение брать не себя ответственность. Если человек обладает этими качествами, то он предприниматель. Определить по глазам сложно, но если немного поговорить с человеком, то можно определить.

У всех, наверное, возникают иногда мысли – вот она, свободная ниша. Мы вот с подругой задумываемся, почему на Крохолевке нет кафе. Многие хотели бы полениться и позавтракать. Огромный район.

А я вам скажу, почему там нет кафе. Потому что в спальных районах редко кафе бывают успешными. 

Да, там были когда-то  блины или пицца. Но они выживают год. Ну, почему?

Потому что психология человека, который живет в спальном районе – я и так живу в спальном районе, мне надо выбираться в центр. В центре и кафе, и кинотеатры, и погулять.

А можно как-то сломать этот стереотип, когда-нибудь будут кафе в спальных районах или это ни к чему?

Мы редко занимаемся такими вот анализами. Мы чаще всего говорим, открываться в центре – это выгодно, открывайтесь в центре. Если вы хотите ломать систему, мы вам тоже можем посоветовать, но начать надо с простого. Если уже опытный предприниматель хочет открыть в спальном районе, мы его уже ничему не научим. А если вы без опыта, нет смысла в какие-то сложные вещи ввязываться. Я считаю, что надо начинать с простого. Не всегда, конечно.

Приведите пример, когда человек торговал мороженым, а потом что, сове предприятие открыл?

Да. Он, еще учась в университете, торговал мороженым, а потом стал совладельцем трех компаний. Еще один пример. Мой знакомый сейчас совладелец кафе «Бархат», рестораны «Горький», «Соль». Он начинал с того, что в 16 лет играл ди-джеем на вечеринках, лет в 18 они организовывали эти вечеринки, потом открыли свой первый ночной клуб и кафе. Не так, что он сразу стал совладельцем трех заведений.

А фамилию нельзя назвать?

Можно. Алексей Нежданов.

Мне кажется, что такие примеры зажигают. Самые крупные IT-компании в Перми, например, «Прогноз» тоже начинали, не с мороженого, конечно…

Они на кафедре у нас начинали, разрабатывали системы математического моделирования в экономике. Затем они создали малое инновационное предприятие. Затем они развились уже в крупную международную компанию. Думаю, для молодёжи интереснее примеры Xsolla, Альтернатива. Это пермские компании, в них работает до 200 человек. Они работают на глобальном рынке. У  Xsolla офисы в Перми, Москве, Нью-Йорке. У Альтернативы  с ее игрушкой «Танки» по всему миру.

Самое удивительное, что касается Альтернативы, почему ребята до сих пор живут в Перми и остаются в Перми. Ведь они могут уехать куда-нибудь на Мальту, тоже всех перевезти. Но они остаются в Перми. Это загадка номер один. Может, вы знаете ответ?

Я ответ не знаю, надо спрашивать у них, но могу предположить, что им нравится город.

Согласитесь, что те, кто занимаются бизнесом в России и в Перми, боятся быть богатыми. У меня ощущение, что люди боятся быть богатыми, что у них украдут идею, рейдерские захваты и так далее.

Расскажу историю. Был такой список, публиковали пермские СМИ «Список золотой молодежи», и «Список самых богатых людей». Один мой знакомый сказал, что знает людей, которые платят за то, чтобы не попасть в этот список СМИ.

То есть, есть такие компании, которые хотят оставаться в тени?

Да. Есть такие. Есть такие, которые хотят быть в тени. Не хотят публичности своих доходов. Есть такие, которым это безразлично. Есть такие, которые наоборот занимаются рекламой, PR.

Хочу еще раз уточнить, можно ли запустить проект без денег. Помните ли такую историю?

Да. Можно. Ребята, студенты, у нас в инкубаторе они были резинитами. Они создали сервис по ремонту iPhone. Когда это стало популярно. Это было года 2 – 3 назад. Они просто принимали телефоны, отдавали техникам, те их ремонтировали. Потом сами немножко научились ремонтировать. 1,5 года они этим занимались, сейчас они продали свой бизнес. Это был сайт, который они хорошо продвинули. Сейчас, если вы набираете в интернете «ремонт телефонов Пермь», он выходит в первой тройке. Они его продали крупному сервису. Думают сейчас, чем еще заняться. Они в это не вложили ни копейки.

Правильно понимаю, наличие странички «В контакте», ремонт чего-нибудь…

Это вы очень утрировано. На самом деле надо гораздо глубже в это погрузиться, чтобы люди видели, что вы серьезная организация. Желательно, чтобы сайт в поиске был вверху, в топе. Желательно, чтобы вы сами выглядели и разговаривали как предприниматель.

Это не сложно.

Смотря кому. Я знаю многих людей, которым это сложно. К нам приходят инноваторы с изобретениями, ученые, им сложно общаться с людьми.

Такие все в себе, интроверты.

Социофобы, я бы даже сказал.

Надо рядом такого разговорчивого пиарщика.

Да. Но они боятся их подпускать. Потому что они социофобы.

Боятся, что идею украдут.

Да. Это очень распространенный страх. Я часто у людей на тренингах спрашиваю, как вы думаете, сколько стоит идея. Мне так кажется, что идея ничего не стоит. Многие смотрели фильм «Социальная сеть». Идей сейчас лежит куча. До Fasebook был  Myspace. Но у  Fasebook все получилось.

Давайте назовем адреса и телефоны. Вдруг еще кто-то не знает про бизнес-инкубатор в Перми.

Петропавловская, 185. Это дворец Молодежи. У нас там отдельный вход, висит табличка. Телефон 209-58-38. Проще все нас найти в интернете. Забив в поисковике Пермский городской бизнес-инкубатор. Мы всегда выходим первой ссылкой.

С какими проектами чаще всего приходят к вам?

Чаще всего к нам приходят с проектами из сферы услуг. И с IT-проектами.

Сфера услуг это кафе?

Нет

Ремонт?

Да. Это ремонт, электрика. Предоставление услуг, что требует минимального количества первоначальных денег.

Часто приходят с бредовыми идеями?

Наверное, 10 – 20% идей бредовые. Этих людей мы стараемся мягко передвинуть в сторону большей актуальности. Чтобы идея стала интересной и актуальной.

Вы сказали, что люди боятся делиться своими идеями.

Да. Они думают, что их идеи украдут. И сделают вместо них. Но на самом деле, это вообще не проблема. Потому что вы можете посмотреть, куча идей в интернете, на улице, в книгах, можно съездить в другой город, в Москву, посмотреть. Например, к нам лавочки с рекламой пришли как? Один мой знакомый съездил в Москву или в Нижний Новгород, он говорит, знаешь, там такая классная штука есть – на лавках реклама. Можно ставить их бесплатно. Как социальный проект, а за рекламу брать деньги. Потом он и другие предприниматели начали ставить эти лавочки с рекламой. Но почему-то  эта штука в Перми не пошла.

А почему? Есть особый менталитет города? Что-то пойдет в Челябинске и Питере, но не пойдет в Перми?

Есть. Я уверен в этом. В этом менталитете Пермь и Челябинск очень отличаются от Питера.  Если в Питере есть кафе, где прямо на улице стоят столики, то в Перми я буквально год назад увидел, что кафе поставило свои столики на улице. Ни какой-то оформленный летник, а просто столики.

Вспоминаем все «Арбузный сахар». В закуточке, столики на улице.

Да. Оно тоже появилось не так давно. Поэтому, менталитет есть. Тут надо немножко подумать головой. Посмотреть, что может пойти у нас, что может не пойти.

Что касается проектов, которые вышли от вас. Я так понимаю, что вы не можете под своим крылом резидентов хранить долго?

Да. Максимальный срок у нас год.

Потом вы говорите, давайте, ищите помещение?

Да. Потом становится понятно, либо они дальше арендуют себе офис, нормально работают, либо проект был такой, что он не смог зарабатывать на офис.

Есть статистика? Выжили сколько?

Порядка 50% выживают.

Об успешных. Названия, чем занимаются, с чего начали. К чему пришли?

Ребята, после политеха студенты пришли и решили сделать интернет-магазин по продаже стройматериалов. Когда они от нас уезжали через год, они уже продавали стройматериалы «Алекс-фитнесу» это крупная федеральная сеть.

Зайти в магазин, там куча стройматериалов. Зачем надо было интернет магазин делать?

Это удобно. К вам приходит человек, который делает ремонт. Заходит с вами на сайт, вы с ним выбираете, такие обои, таки плинтусы, вы это все выбираете, в интернете заказываете, а он заходит под своим логином и паролем, и ему агентские деньги тоже приходят. Поэтому и ремонтнику интересно с вами работать, и цены у них были как на крупных оптовых базах. У них не было офиса, у них был интернет-магазин.  Поэтому получалось, что выигрывали и ремонтники, и люди, которым делают ремонт, и они смогли заработать. Сейчас у нас сидят ребята, они еще находятся у нас, они делают виртуальный гид по музеям.

Гид по пермским музеям?

Они подключают музей, если музей подписывает с ними договор. Они выпускают мобильное приложение, вы его скачиваете, наводите на картину, вам пишут, кто автор, историческая справка. То есть, некая интеграция реального и виртуального мира. Сейчас модно. Ребята делали сайты, назывались сначала «Нано-сайт», потом «Интернет-меню». Сейчас они тоже снимают офис. Веб-дизайнерская студия. Сейчас они работают уже с другими странами. Что еще рассказать. Таких, у которых очень много денег заработано, наверное, пока нет. Есть успешные в своем кругу. Мы очень много работаем со студентами. Они занимаются чем-то год – два, потом они перестают, дальше думают, стоит этим заниматься или нет.

Были проекты, которые вышли на федеральный уровень? Началось все хорошо, а потом уехали куда-то за границу, например?

Были компании, где ребята, студенты фармакадемии, сделали мазь для животных, анестетик, на основе разработок фармакадемии. Руководитель этого проекта уехал в Австралию и не вернулся. Переманили у нас такого молодого ученого. Такое тоже бывает.
 
Инвесторы приходят к вам?

Инвесторы приходят. Но последнее время даже такой новый интересный тренд, приходят инвесторы с деньгами и с идеей. И они ищут людей, которые будут все это реализовывать. Есть такое интересное выражение «капитал пляшет под дудку таланта» из одной книги.  Раньше это было мало заметно. Сейчас видно, что есть много денег, но нет интересных идей. Но чтобы инвестор дал вам денег, необходимо иметь опыт. Потому что если вас спрашивают, хотите вы открыть производство или ресторан, что вы сделали – университет закончил, а потом еще поработал немножко дворником. Конечно, вам денег не дадут. Поэтому, я говорю, начинать надо с простого. Второе – иметь конкурентное преимущество. Желательно устойчивое. Потому что, например, вы открываете булочную на улице, а через дорогу от вас другая булочная, причем, например, сетевая. И вас она выдавит с рынка. А инвестор рискует своими деньгами. Чтобы понять, даст вам инвестор денег или нет, представьте, что вы сами инвестор, и перед вами вы стоите, вы бы доверили этому человеку деньги, которого вы видите первый раз, который так вам рассказал о своем проекте.

Идеи должны быть оформлены. Бизнес-план?

Бизнес-план, по сути, не обязателен. Инвестор так понимает – интересная идея или нет. Вы должны грамотно ее презентовать, рассказать какие у вас конкурентные преимущества, устойчивые конкурентные преимущества. И тогда все получится.

А проще деньги искать у частного лица или идти к государству, к банку?

Инвестор часто задает вопрос, почему вы не возьмете кредит в банке? Один предприниматель мне сказал так, банку же отдавать надо. Перед тем, как к нам люди обращаются в поисках инвестора, мы проводим некий первичный отбор сами внутри себя. Первичные вопросы, устойчивое конкурентное преимущество, почему вы не берете кредит в банке. В банке имеет смысл брать кредит, есть у вас есть залог, если вы на 100% уверены.  Имеет смысл обращаться к инвестору, если вы приходите в узко специфичную сферу и у вас профильный инвестор. Например, если вы занимаетесь IT и кто-то из топ-менеджеров крупных компаний вас инвестирует. Это выгодно и интересно, потому что он помогает не только деньгами, но еще вы получаете партнера.

Инвестору какая выгода? Как они договариваются, через 5 лет ты заработаешь столько-то и отдашь столько-то мне?

Разные бывают инвесторы. Последнее время становятся все более модными договоры опциона. Вы, боясь потерять контроль над компанией, я молодой инноватор, прихожу к вам, к инвестору, говорю, хочу 80% компании, а вам 20%, но вы мне даете 5 миллионов сейчас. Вы мне говорите, так не пойдет, давай наоборот. И у тебя есть опцион. Возможность через 3 года выкупить за 8 миллионов 60% компании. Я верну контроль над компанией, и вы как инвестор заработаете больше 30 – 40%. Большинство инвесторов не интересует долгое вхождение в бизнес, их интересует получить норму доходности выше банковской.

Планы развития.

Мы конкретно о планах не любим рассказывать. Любим рассказывать о результатах. Могу рассказать, что на этот год есть план по расширению. У нас появятся новые площадки. Мы будем больше сосредотачиваться на промышленном предпринимательстве. То есть, не сфера услуг, а производство. Будем так же продолжать работать с инвесторами, инноваторами, сводить их, чтобы человек с идеей смог получить доступ к негам.

 

 

 


Обсуждение
2501
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.