Верхний баннер
05:15 | | 28 АПРЕЛЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 18 августа 2013

Обзор выставок и новости театров. Уникальный аттракцион в пермском цирке

Добрый день, дамы и господа, в студии ведущая Нина Соловей, за пультом звукорежиссера Мария Зуева. Собственно говоря, пора и честь знать, и заканчивать с летними отпусками, они завершаются и у артистов театров, и у музыкантов, и у работников музеев. С каждым днем появляется все больше поводов и событий, чтобы нам обсудить их в прямом эфире, чтобы мне познакомить вас с ними более подробно, чтобы  пригласить в эту студию интересных людей, участников культурных событий. Будем надеяться, что этот сезон станет не менее насыщенным, чем прежний, хочется чаще говорить и слышать о том, что событие состоялось, а не о том, что оно отменилось по каким-то, не дай бог, финансовым или политическим причинам.

А сейчас я готова представить вам небольшую афишу  музеев, галерей, что работают уже в эти дни, то, что вы можете посетить на этой неделе. А чуть позже вас, конечно, ждет и анонс театральных событий. С вашего позволения, начну с афиши галереи «Марис-Арт». Здесь открылась на минувшей неделе новая экспозиция, которая так и называется «Вещь». В экспозиции представлены произведения современных художников и предметы музейных фондов, составляющие как бы «натюрморт» - подлинники первой половины XIX-начала XX веков. «Как бы», как говорят искусствоведы, оттого, что антикварный фарфор и металл здесь – «лишь отправная точка для рефлексии о вещах». Художники Алексей Балмасов, Константин Николаев, Иван Борисов, Рейната Шевякова, Михаил Павлюкевич, Наталья Корчемкина, Инна Рогова, Андрей Побережник, Вячеслав Коротаев, Анатолий Френкель – те самые художники, которые часто выставляются в галерее «Марис-Арт», любимые галеристами и ценимые зрителем. Они представляют свои работы, которые вы уже видели и оценивали на других вернисажах. Очень любопытная выставка, поэтому прогуляйтесь в галерею «Марис-Арт», которая находится недалеко от художественной галереи.

Продолжает работу последние дни выставка в Доме художника «Волшебство и величие прикамских рек». Она будет работать до 22 августа. Выставка посвящена, как понятно из названия, природе Прикамья, величию водных массивов нашего края. В ней принимают участие художники из разных городов и поселков Пермского края – всего более сотни работ, выполненных в разных видах искусства, в разных жанрах и техниках. Пейзажи, изображающие большие и малые реки Прикамья, на редкость разнообразны. Здесь и масштабные панорамы, и камерные уголки прекрасной уральской природы. Особенно часто изображается главная водная артерия края – наша могучая, красивая и широкая Кама. Также можно увидеть пейзажи с видами Чусовой, Вишеры, Койвы, которые, по словам искусствоведов и тех, кто уже посещал выставку, словно овевают свежестью и прохладой. Сходите в Дом художника, вход туда всегда бесплатный.

Любопытная выставка работает до 1 сентября в залах художественной галереи. Кроме того, что там работают и постоянные экспозиции, это выставка современной японской гравюры Хироаки Миямы. Выставка называется «Гэндзи Моногатари», это иллюстрации к самому популярному роману в Японии Повесть о Гэндзи. Эту повесть до сих пор читают в Японии, раньше постоянно переписывали, каждая семья хотела иметь свой собственный экземпляр. Читатели наслаждались изысканностью формы, правдивостью, глубиной смысла. Художник представляет свои иллюстрации. Думаю, многим интересна эта техника, особенно тем, кто увлекается искусством и культурой Японии, кто любит книжную гравюру, в том числе.

А если мы перейдем к новостям художественных выставок, в выходные работала и наверняка еще работает выставка в Арт-резиденции, посвящена она небезызвестному Instagram. Ваша покорная слуга еще не была на этой выставке, поэтому не могу пока сказать свое мнение. Но сходите обязательно, я думаю, что молодежи будет любопытно, кто каждый день делает так называемые «луки» со своих гаджетов, телефонов, представляют свои кадры, как видят мир так называемые инстаграмщики.

Кроме того, опять же в Арт-резиденции на этой неделе состоится замечательное событие. 22 августа галерея приглашает на вернисаж современной голландской фотографии «Натюрморт». Она представляет зрителям разные формы современного натюрморта, покажет путь, пройденный фотографией как самостоятельным видом искусства, и должна передать господствующую в независимой фотографии атмосферу. Тут не просто обзор работ молодых голландских фотографов, целью выставки также является обозначение важности появления новых талантов в фотоискусстве в течение последнего десятилетия. Ее работы представляет Фотомузей Амстердама. По словам организаторов, это некий вызов молодому поколению фотографов, предлагая им создавать новые, необычные интерпретации классических тем. Действительно, есть искусство фотографии, а понятие «натюрморт» как жанр искусства для нас больше связан с классикой, с чем-то академическим. Как натюрморт может быть проявлен у фотографов – добро пожаловать, 22 августа, пермская Арт-резиденция, Монастырская, 95а. Открытие состоится в 18-30, думаю, с 22 августа можно будет посетить эту выставку.

Продолжают свою работу выставки в музее современного искусства. В конце августа там открывается новая экспозиция, о ней я вам расскажу ровно через неделю. Продолжают работу, и это радует, все филиалы краеведческого музея. Гости нашего города, кто до сентября у нас гостит или по каким-то причинам уже вернулся в город, но не знает, куда деть свое желание постичь новое, отправляйтесь, пожалуйста, в пермские музеи, в галерею 25/17, в краеведческий музей.

Пришла пора рассказать о театральных событиях. С анонсом я вас, конечно, познакомлю. Но для начала очень интересное объявление, которое будет любопытно для родителей, в том числе. Пермский дом актера, если помните, открылся в минувшем сезоне по весне, находится он на улице Ленина, презентует детскую театральную студию для самых маленьких. Создатели назвали ее «Театральная азбука». Это возможность для ваших детей познакомиться с театральной жизнью по буквам, узнать в легкой игровой форме, что такое актерское мастерство, грим, пластика и речь. Детишки будут играть, общаться, мастерить, изображать животных, делать кукольные спектакли своими руками. Всё это, конечно, будет связано с его величеством Театром во всём его многообразии и множестве оттенков. Занятия будут проходить, что очень важно для родителей, в маленьких группах по 10 человек. Конечно, это  позволит заниматься с каждым ребенком лично. Каждую неделю 2 дня на 2 часа ваше юное дарование будет погружаться в атмосферу творчества и игры. А через 3 месяца, конечно, народных артистов выпустить не обещают, но в любом случае будет представлена финальная детская постановка, в которой у каждого ребенка будет своя роль. Идёт набор в 2 группы, первая 3-4 года, вторая 5-6 лет. Собрание состоится 15 сентября в 18:00. На сайте Пермского отделения СТД России вы можете найти более полную информацию, или зайдите в Дом актера, он находится в самом центре нашего города.

Не за горами уже театральный сезон, более того, именно сегодня пермский театр «У моста» открывает свой. Так случается уже не первый год, самый работоспособный театр в нашем городе, они всех позже уходят в отпуск и всех раньше открывают сезон. В этом году, кстати, театру ни много ни мало 25 лет. Открывают сезон премьерой минувшего, спектаклем «На дне», я думаю, еще посмотрели не так много зрителей этот спектакль.

Что касается Театра юного зрителя, то вчера там состоялся сбор труппы, это так называемая первая встреча коллектива после отпуска. Конечно, она была посвящена творческим планам театра на новый, 50-й сезон. И этот предюбилейный год, конечно, будет насыщенным и напряженным. Первыми героями, которые выйдут на ТЮЗовскую сцену, 17 сентября откроется сезон, станут персонажи мольеровского «Мещанина во дворянстве». Это первая премьера сезона. Постановку осуществляет режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Юрьевич Зимин. К осенним школьным каникулам режиссер Дмитрий Заболотских выпустит сказку «Клочки по закоулочкам». Пьеса Григория Остера по мотивам народных сказок повествует о приключениях зайца и лисы, обитателей ледяной и лубяной избушек. Наконец, художественный руководитель ТЮЗа Михаил Скоморохов приступает к репетициям классических русских водевилей. Это известная пьеса Соллогуба «Беда от нежного сердца» и «Петербургский ростовщик» Некрасова. Во второй половине сезона афиша детских и подростковых спектаклей пополнится еще двумя названиями. Молодой режиссер Глеб Черепанов должен осуществить постановку спектакля «У ковчега в восемь» заявку на этот спектакль он сделал на творческой лаборатории «Разговор на равных». Если вы помните, был в прошлом году замечательный проект у театра. А один из спектаклей, который победил в этом проекте, «Теперь ты снова Бог», режиссер Артем Баскаков, имел довольно большой успех у зрителей. Видимо, в связи с этим Артем Баскаков снова выбирает пьесу для ребят, чтобы предложить ее театру.Одним словом, новый сезон Театра юного зрителя обещает быть наполненным и интересным.

Не менее интересным обещает быть сезон Театра-Театра, оперного театра, но о них я расскажу позже, потому что пришла пора поговорить о еще одном замечательном искусстве. В то время, как пермские театры отдыхали, особенно театры, которые всегда детской аудитории, пермский цирк работал почти все лето. Здесь не умолкал детский смех, и в преддверии начала учебного года под занавес отпускной поры можно посетить замечательное представление с участием акробатов, клоунов, жонглеров и гимнастов, медведей, которые любят проехаться верхом, между прочим, на буйволах, а не как мы привыкли, на велосипедах. Именно этот аттракцион является гвоздем цирковой программы, которая сейчас идет в нашем городе. Я рада приветствовать в  студии лауреата фестиваля циркового искусства в Варшаве, артиста компании «Росгосцирк», художественного руководителя аттракциона «Медведи на буйволах», дрессировщика Серго Самхарадзе.

Серго Самхарадзе: Добрый день.

Первый вопрос, прежде чем мы поговорим об этом замечательном аттракционе, который лично я уже видела в минувшую субботу. Правда ли, что вы родились в Перми?

Серго Самхарадзе: Да, на самом деле это так. Очень давно мои родители были на гастролях в Перми, вот я и появился в вашем прекрасном городе.

С тех пор еще у нас бывали? Или это первый приезд?

Серго Самхарадзе: Нет, не первый приезд, это второй. Я был последний раз в 2005 году на гастролях у вас, и вот сейчас.

Вы уже показали ряд представлений, впереди еще представления вашего номера, и этого аттракциона, и всего циркового шоу. Как, на ваш взгляд, воспринимают пермские зрители, и готовы ли вы были к такой реакции? Когда есть успешный аттракцион, мы выходим – «ну, сейчас будут аплодировать…»

Серго Самхарадзе: Конечно, нельзя сказать, что в каждом городе зритель одинаково, у нас по стране 42 капитальных цирка, и везде зрители разные. Даже выпустить какой-то новый трюк, нет гарантий, что он пройдет на аплодисментах, а уж не на каких-то громких овациях. Я хочу сказать, мне очень приятно в этом городе представления, и когда на эпилоге мы стоим, очень хорошо зрители, громко и долго держат на аплодисментах. После Москвы, успешных гастролей на Цветном бульваре ваш, можно сказать, второй цирк, который меня так горячо и сердечно приветствует.

Давайте немножко поговорим о самом аттракционе. Я понимаю, вы знаете о нем больше всех нас, для вас многое само собой является. Тем не менее, простите за глупый вопрос, но когда и кому в голову пришла идея медведей усадить и отправить в путешествие по арене на буйволах, которые славятся своим непростым и упрямым характером? Сама идея?

Серго Самхарадзе: Эта идея, конечно, появилась очень давно, родилась она у моих родителей. Мой отец начал свою карьеру воздушным гимнастом, потом, когда уже создал самостоятельный номер акробатом, не просто с подкидными досками, а как-то хотелось с участием животных. У нас много акробатов в компании, которые с медведями работают, еще с лошадьми, верблюдами. Вообще за идею было взять буйволов, это большие быки, которые водятся в южных странах. Для России это было новое животное, экзотика. На этой базе был создан номер «Акробаты на буйволах», недолго просуществовал, 10 лет. После этого была создана идея просто смешанной группы животных. Медведей тогда еще не было, и разговора не было. Я просто немножко углубляюсь – эти большие, неповоротливые буйволы, когда я увидел их первый раз, мне было 7 лет, родители с ними репетировали с утра и до вечера. Помню, когда меня мама утром провожала в школу, она уходила на репетицию, и вечером я с родителями репетировал с этими буйволами.

А правильно я понимаю, что до этого буйволов на арену никто не выводил?

Серго Самхарадзе: Нет, это первый, можно сказать, дрессировщик. Это принадлежит моему папе, начинателю с этими буйволами, в 1977 году он взял их в основу и выпустил номер «Акробаты на буйволах». Таскали такую повозку, называлась арба, вообще номер был сделан в грузинском плане. В Грузии есть буйволы, их держат, наверное, как силу, как коров, только более крупных.

Да, у меня ребенок и сказал: «Так это же коровы!» Нет, говорю, не коровы.

Серго Самхарадзе: Это сверху кажется коровой. Когда к ним близко подойти воочию на вытянутую руку, это уже далеко не корова. Во-первых, крупные рога, масса больше и все-все остальное. Кроме того, они такие своенравные, хотят – работают, не хотят – не работают. Они признают одного хозяина. Можно к каждому подойти, допустим… Есть у нас один коварный буйвол, к которому и мне не всегда можно подойти. Можно покормить, потрогать, поговорить с ним, но работать он будет только с одним дрессировщиком. Такое специфичное животное. После того, как уже была смешанная группа животных, были куланы, это дикие ослы. Осел, ишачок такой, но выше ростом, у него песочный окрас, характерная полоса по всей спине, водятся они тоже в Китае, Казахстане. У меня папа хотел взять всех таких неординарных животных, которые, считали дрессировщики, что они не поддаются дрессуре. Мой отец решил опровергнуть. Мы с папой, мне было 17 лет, вдвоем все это запустили. Спустя время в 1993 году случайно, подробно сейчас не буду рассказывать, появились медвежата. Их привезли в сочинский цирк, троих медвежат, у администратора спросили: «Нужны ли медвежата?» Он сказал: «Ну, сейчас спрошу у дрессировщиков». Я был в гостинице, папа в цирке, он их взял, и когда я пришел в цирк, сказал: «У меня для тебя сюрприз есть». Какой? Тогда мне хотелось в 23 года купить какой-то быстрый автомобиль и на нем быстро ездить. Он говорит: «Нет, не очень быстрый, как ты хочешь, сюрприз – заходи, посмотришь». И вот эти три медвежонка.

Но эти медвежата никак не знали, что окажутся верхом на буйволах...

Серго Самхарадзе: Они даже не знали, что такое цирк. Вообще я всю жизнь боялся медведей и не понимал, как дрессировщики работают с этими страшными животными без всяких клеток и намордников. Я видел их когти, и мне это казалось сверх человеческих возможностей. Когда привезли этих маленьких медвежат, я сначала к ним как к маленьким быстро привык. Но они же растут, у них появляются зубы и когти, характер, а о том, чтобы посадить их на буйвола, и речи не было. Я уж думал, пусть они хоть кувырочек, кульбитик делали, так называемый стандартный набор трюков. В общем, я репетировал-репетировал, родители мне говорят: «Серго, это то, что ты сейчас хочешь показать?»

«Это все делают», да?

Серго Самхарадзе: Да, «ты думаешь, тебе будут аплодировать, кричать «Бис, браво»? И в итоге я говорю: «А они будут делать эти трюки в манеже, и вокруг будут стоять буйволы». «Нет, - сказали мне взрослые, мои предки, - надо посадить медведей на буйволов». Я говорю: «А защита, а все остальное?» Ну, понемножку-понемножку, мы их сажали без панцирей, если зритель обратил внимание, нет защитных доспехов у буйволов на спине. Потом надо было что-то придумывать, чтобы кто-то куда-то перепрыгивал, трюки делал.

Сколько лет рождался этот аттракцион?

Серго Самхарадзе: Вы знаете, он все время рождается. В процессе всей работы своей жизни сегодня один трюк добавляю, другой убрать… Я смотрю, что идет лучше, что сегодня для зрителя интереснее. Некоторые смотрят на всю эту дрессуру, несмотря на сложность трюка, думают – сейчас этот трюк должен пройти с огромным успехом. А иной раз зритель смотрит, ему достаточно, чтобы показали медведя сегодня. В Европе больше практикуют не дрессуру, а показ животных, можно сказать, передвижной зооцирк. В России более профессиональные дрессировщики, отдают свой профессионализм тому, что мы сегодня не какой-то набор узких специалистов. Российские дрессировщики более широкого профиля.

То есть вам приходится думать по сути каждый день - «чем будем удивлять».

Серго Самхарадзе: Да, потому что сейчас конкуренция, как и везде. Работать одной всю жизнь – все равно же мы крутимся, как говорится.

А есть опасность в погоне, чтобы удивить, что-то новое придумать, навредить животному?

Серго Самхарадзе: Нет, здесь надо брать из того, что максимально и возможно ли. Как говорят артисты, нельзя сделать стойку на ушах. Медведь практически – взять, сколько у вас было программ в цирке с медведями…

Конечно, это символ нашего края.

Серго Самхарадзе: Я знаю, хочу вам сказать, что это разностороннее животное в цирке. Оно где только не каталось, и на велосипеде, и на мотоцикле, и на лошадях, где только медведь не участвовал – в акробатике, гимнастике, везде.

А вот еще такой вопрос – совместимость буйволов и медведей? Есть ли у них какие-то пары? На этом буйволе медведь не стоит, например.

Серго Самхарадзе: Да, мы вроде бы смотрим, зритель и дрессировщик, переставить предметы, может быть, так иной раз думаем. Ничего подобного. Я как-то на репетиции попытался, у нас в составе буйволов есть старый, молодые и очень маленький. Ему будет два года.

Мы, зрители, не разбираемся, для нас все они - большие животные.

Серго Самхарадзе: Вы пока его не видели, он пока не участвует в представлении, надо его подготовить. Я не могу выпустить полудикое или не ручное животное, это будет неправильно. Он уже почти готов. Так вот, решили старшую группу буйволов сегодня не репетировать, а этих же медведей пересадить на молодых. Вроде бы ничего такого, все то же самое. А этот медведь делает трюк на молодых буйволах, перепрыгивает со спины на спину. Вышли пять буйволов, и вроде бы этой кавалькадой, так этот медведь смотрит – подо мной не тот буйвол, надо же делать тот трюк, который практически в самом конце…

Что за импровизация?

Серго Самхарадзе: Да, смотрит – не пойму, надо делать тот трюк, который в конце, но почему-то сидят другие медведи, еще и собаки… Смотрит на меня, на буйвола – не пойму, что случилось? Вроде бы мелочь, но животные тоже знают, где какой буйвол, на каком оно делает такой-то трюк.

Эти трюки мы еще можем увидеть в пермском цирке, пока вы у нас гостите и работаете. Последний вопрос – насколько мне известно, вы ведь пришли к дрессуре не сразу?

Серго Самхарадзе: Да, вначале я думал, что буду музыкантом. Я учился в школе, в двух школах, мы переезжали из города в город. Раньше были не такие частые гастроли, по два месяца, все наши цирковые артисты и дети переезжают вместе с родителями, я учился в музыкальной и общеобразовательной школах, думал, что все-таки буду музыкантом. Как-то хорошо у меня по музыке в школе было. Родители говорили: «Серго, может быть, потом в цирк? В цирк всегда успеешь». Ну, вот успел, уже 28 лет я…

Любите животных, и это взаимно?

Серго Самхарадзе: Если бы я не любил, то бы не работал. С ними прежде всего, помимо любви, надо быть и немножко психологом. Есть моменты, когда надо смотреть не то, что тебе хочется, а надо быть с ними в какой-то одной идиллии. Сейчас у меня маленькие медвежата, одному 6 месяцев, другому пять с половиной. Они маленькие, у меня в конце в антракте выходят со зрителем знакомиться. Они выходят с такой маленькой соской, я их с соски кормлю соком, печеньки… Вроде бы все зрители приходят, спрашивают – они с маленьких азов начинают общение, такая дрессура, знакомство с публикой.

Пусть наша публика приносит вам еще больше аплодисментов, а животным будет комфортно. Я уже сделала вам комплимент во время новостей, что очень приятно видеть ухоженных животных, с одной стороны, буйволы дикие, с другой, такие гладенькие. Спасибо большое, Серго Самхарадзе был гостем нашей программы.

 

Театр-Театр открывает свой 87-й сезон очень скоро, 6 сентября, премьерой пластического спектакля «Шинель» Ирины Ткаченко по одноименной повести Николая Гоголя. По сообщению пресс-службы театра, постановка – это некая презентация собственной балетной труппы театра, что бывает довольно редко среди драматических театров. Наш Театр-Театр поет, есть свой оркестр, теперь и балетная труппа. А на экспериментальной площадке «Сцена-Молот» 7 сентября состоится премьера спектакля Александра Сазонова «Риверсайд-драйв» по пьесе культового режиссера Вуди Алена. Спектакль начинается как интеллектуальная комедия, потом должен отклониться в мелодраму, и в конце нас ждет психоделический триллер и детектив. Третья премьера сентября – кабаре «Восемь женщин» Бориса Мильграма по пьесе Робера Тома. В команде постановщиков известные театральному миру имена Андрей Усачев, Михаил Бартенев, Виктор Шилькрот. На сцене только женщины, ведущие актрисы Театра-Театра. Кроме того, в сентябре можно будет посмотреть и премьеры прошедшего сезона, «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова, «Венецианский купец», «У нас все хорошо» по пьесе Дороты Масловской. В общем, будем ждать открытия Театра-Театра.

А в оперном полным ходом идут репетиции новой оперы, спектакль «Королева индейцев» Генри Перселла, новая версия театрального режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса. Этот спектакль рожден благодаря сотрудничеству пермского театра оперы и балета, Королевского театра из Мадрида и Английской национальной оперы. Премьера назначена на 25-26-27-28-29 сентября. А открытие сезона будет совмещено еще и с показом недавней премьеры, балета «Ромео и Джульетта». Судите сами, театральная и культурная жизнь набирает обороты. Программу для вас провела Нина Соловей, до встречи в театрах, музеях, филармонии и пермском цирке.


Обсуждение
2198
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.