Верхний баннер
02:52 | ВТОРНИК | 07 МАЯ 2024

$ 91.31 € 98.47

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 11 сентября 2013

Дмитрий Заболотских: Театр кукол - недооценённый ресурс!

Теги: театр

22 сентября открывается сезон в Театре кукол. Первым спектаклем сезона станет «Маугли». В ближайшие три месяца театр планирует представить зрителю три премьеры: «Шинель» и ещё две постановки под Новый год, названия которых пока держатся в секрете.

 

Тактические цели театра – подготовить эти спектакли, а стратегические – стать более открытым театром и привлечь новую, взрослую аудиторию. «Театр кукол – это недооценённый ресурс», - считает и.о. художественного руководителя театра Дмитрий Заболотских.

 

 

 

 

 

 

Посвящение мастеру

 

- Пермский театр кукол свой 77 сезон 22 сентября откроет показом спектакля «Маугли». Посвящен он будет памяти ушедшего этим летом худрука и режиссера театра Игоря Нисоновича Тернавского. Почему выбор пал именно на этот спектакль? «Маугли» - не единственная постановка мастера.

 

Сцена из спектакля "Маугли"

 

- Конечно. Но так сложилось, что именно «Маугли» пройдет на сцене нашего театра уже в трехсотый раз. И надо сказать, что у нас довольно много спектаклей-долгожителей. Например, спектакль, тоже поставленный Игорем Нисоновичем - «Удивительные, страшные, занимательные приключения на дорогах». В этом году он пройдет в 750 раз. То есть, вдумайтесь, если каждый день играть спектакль, то нужно более двух лет, чтоб сыграть столько. И мы, конечно, начинаем этот сезон с «Маугли», потому что это один из любимых спектаклей Игоря Нисоновича, какое-то время он играл в нем роль Акеллы.

 

- Если я не ошибаюсь, это один из первых спектаклей, которые он поставил, когда пришел в театр кукол художественным руководителем?

 

- Да.  И вот с тех пор спектакль идет. Идет с успехом. Мы хотели бы начать сезон с этого спектакля, чтобы еще раз вспомнить об этом человеке, режиссере, нашем друге, Игоре Нисоновиче. О человеке, который очень важный и значительный вклад внес не только в сам театр, но в культуру и стилистику города. Потому что он был очень ярким и харизматическим человеком, к мнению которого прислушивались, с которым всегда было интересно, который очень нестандартно мыслил.

 

- В репертуаре театра значительное место занимал «Король Лир», в котором он играл заглавную роль. И сюда точно никого другого нельзя ввести…

 

- Конечно «Король Лир» держался на харизме и особом взгляде Игоря Нисоновича. Он поставил этот спектакль и играл в нем. В сложных монологах Лира, когда уже король сходит с ума, начинает говорить речи вполне себе безумные, он находил свой особый смысл. И даже в этом безумии у него продолжался разговор со зрителем. И я не знаю, кто бы мог здесь его заменить, потому что он очень большой личный человеческий вклад внес в эту роль. В плане понимания образа.

 

 

 

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели»

 

- Мечта Тернавского поставить и сыграть трагедию Шекспира сбылась. Другая мечта - спектакль «Шинель», который он не успел выпустить, не случилась. Пока. Нужно отдать должное и поблагодарить Вас, вне зависимости от результата, что «Шинель» не исчезла из планов театра…

 

- Мы считаем, что должны выпустить этот спектакль. С одной стороны в память об Игоре Нисоновиче, с другой стороны это очень интересная работа, к которой он по большому счету не успел приступить. Он приступил на стадии замысла, но к воплощению этого замысла болезнь ему уже не позволила обратиться. И, будет очень жаль, если такой замысел погибнет.

 

Игорь Тернавский показывает эскизы "Шинели". Фото с сайта prm.ru

 

- Но ведь тема произведения Гоголя, эскизы декораций и кукол, которые были готовы, о многом говорят. Все равно в них прослеживается то, что зацепило Тернавского.

 

- Да. И здесь у меня есть некое созвучие с замыслом, хоть я и не был глубоко в него посвящен.

 

- Но вы же знали этого человека и то, чем он так болел.

 

- Ну да. Я знал его энергию, его отношение к миру, его человеческие взгляды. И здесь возникает резонанс, который позволил мне тоже за этот замысел взяться. Возможно, очень по-своему и со своей точки зрения. Но я понимаю для себя тему этого спектакля как тему человеческого достоинства. Тему любви, которой достоин каждый человек, вне зависимости от  того, во что он одет. Это же гениальная гоголевская метафора. Шинель, пальто по сути дела, одежда.  С одной стороны она является фактором выживания в гоголевском Петербурге. Там промозгло, дуют ветра, метут метели. Человек, не имеющий достойного пальто, может погибнуть. С другой стороны, это знак статуса. Чиновничий мундир. Сейчас эта тема тоже очень актуальная. Сейчас столько статусных вещей. Весь имидж, весь PR...

 

Дмитрий Заболотских: "Я понимаю для себя тему "Шинели" как тему человеческого достоинства. Надеюсь, что наш спектакль позволит, в том числе, учителям литературы, взглянуть на привычный школьный материал с другой стороны". 

- Машина, как и часы должна быть определенной марки. Это сегодня тоже «шинели».

 

- Они все вроде на 4 колесах, но иметь не статусный автомобиль, для некоторых людей огромная проблема. На это людьми тратятся большие деньги. Если задать себе вопрос - действительно ли автомобиль за 4 миллиона во столько раз лучше, чем тот, который за миллион? В 4 раза лучше? На самом деле нет. Но он посылает знак о том, что владелец его заплатил такие деньги. Тут уже чистый статус. А человек достоин любви вне зависимости от того, во что он одет, вне зависимости от того на чем едет….

 

- Пусть даже не любви, но человеческого уважения достоин каждый.

 

- Его достоинство связано с его внутренним миром. И не связано с шинелью. В этом гениальность гоголевской метафоры, который рассказал  про миропонимание через простое пальто. Мне кажется, это очень кукольная история.

 

- В этом тоже есть замысел, что исполнители - куклы?

 

- Да. Рассказана история может быть на кукле и на реквизите - на шинели. В нашем театре сама шинель будет играть как кукла, как отдельное лицо. Если вчитаться, мы понимаем, что история очень современна, хотя наш спектакль происходит в Петербурге гоголевской поры.

 

 

 

Театр кукол – место первой встречи с искусством

 

- Театр кукол в своем репертуаре нацелен больше на детей. А это, наверняка, будет взрослая история?

 

- Здесь  мы тоже хотим расширить чуть-чуть нашу аудиторию. Стандартная, типичная аудитория театра кукол - это дошкольник. Мы  - театр первого спектакля. Традиционно, даже человек может быть не театралом, он может сам не ходить в театр, но повести ребенка в театр кукол, и надо еще сказать, в цирк, вот это  - святое. Это сделают практически все родители маленьких детей. Дальше ребенок подрастает. Скажем, младшие школьники тоже наши  зрители. Но класса с пятого, шестого, считается, что мы уже подросли и театр кукол - для малышей. А на самом деле, кукольное искусство не имеет возраста. Это искусство, я его прочувствовал как метафорический жанр, недооцененный ресурс. Ведь это единственный театр, где артиста изготавливают специально для роли. Где мы имеем возможность вылепить ему лицо. Не воспользоваться тем, что мы имеем у артиста в драматическом театре, а сделать специальное лицо. Надо сказать, что художник спектакля «Шинель» Алла Ганиодская - замечательный скульптор и благодаря этому она может делать психологические портреты. Куклы для спектакля «Шинель»  - это «артисты», которые могут нести всю сложную психологию, что населяет мир повести.

 

Дмитрий Заболотских: "Кукольное искусство не имеет возраста. Я его прочувствовал как метафорический жанр, недооцененный ресурс. Ведь Театр кукол - это единственный театр, где артиста изготавливают специально для роли".  

 

«Шинель» это произведение из школьной программы. Его проходят в старших классах. И мы адресуем это не только взрослым, но и тем школьникам, которые будут изучать это произведение. Я надеюсь, что наш спектакль позволит, в том числе, учителям литературы, взглянуть на такой привычный школьный материал с другой стороны. Показать его в кукольном театре. Мы здесь не покидаем детской аудитории в этом спектакле. Плюс – придут дети с родителями.

 

 - Что еще намерен в этом сезоне театр представить маленьким зрителям?

 

 - Событие, которое мы не можем пропустить – это Новый гол. У нас будет две новогодних премьеры. Я пока не хочу озвучивать названия, думаю, мы поговорим об этом позже, ближе к премьере. Скажу, что это - детская классика. Мы надеемся, что оба спектакля останутся в репертуаре. Хотя в них будет все то, что обычно бывает в нашем театре в эту пору -  елка, праздничное представление, Дед Мороз, подарки, игры в фойе. Мы проведем хорошие новогодние праздники.

 

- Внутри всего будет сказка, которая в дальнейшем сможет жить без привязки к Новому году?

 

- Да, это будут две любимые истории. Одна из них современная. Вторая - классическая.

 

 

 

Будущее театра кукол

 

- Игорь Нисонович в последние годы практиковал приглашение в театр режиссеров со стороны. Особенно не боялся давать в работу спектакли молодым режиссерам. Будете ли вы продолжать эту тенденцию?

- У нас есть планы эту тенденцию продолжить и театр в еще большей степени открыть. Думаю, мы должны больше участвовать в фестивалях. Мы должны ездить и приглашать к себе. Нужно искать молодых и интересных кукольных режиссеров. Это в планах есть. Пока просто получается так, что жизнь до нового года очень плотная и напряженная. Три новых спектакля надо выпустить. Один из них «Шинель», о котором я рассказывал. И два новогодних, которые тоже без всякой скидки спектакли для репертуара. Это очень большая работа. И техническая. Театр кукол основан на реквизите. Это большая нагрузка на цеха, на художников. Создание всего материала, который позволяет дальше уже с ним репетировать. Пока задача тактическая. Выпустить эти спектакли на должном уровне. Стратегические задачи есть. Они связаны с тем, чтобы делать театр более открытым.  С тем, чтобы приглашать к нам, с тем, чтобы ездить самим. Чтобы включиться в театральную жизнь города.

 

- Разрушить стереотип, что театра кукол – это театр для малышей?

 

- Я бы не употреблял здесь слово разрушить. Я бы употребил слово – присоединить. Присоединить к театру взрослых. Не дай бог разрушить театр кукол, как театр для малышей. Потому что это  - наш основной брэнд. Качественный детский спектакль – это очень важная задача. В этом случае, я понимаю роль художественного руководителя как роль садовника, а театр  - дерево. Оно растет. Но растет своими силами. Нужно такую создать среду, чтобы дерево росло. В этом смысле, если сильно стрижешь, может засохнуть, если оставляешь без внимания – потеряет форму. Создать такую среду, в которой это дерево будет, а мы ведь говорим еще и о детском театре, это некая доброта, та интонация, с которой мы разговариваем с ребенком, с любимым ребенком, она должна в театре присутствовать.

 

Дмитрий Заболотских: "Я понимаю роль художественного руководителя как роль садовника, а театр - дерево".  

 

- Сегодня очень модно отдавать часть времени театра, часть площадок театра под эксперименты.  Есть ли у вас такое желание, такие задумки?

 

- Мне кажется куклы – это большая площадка для экспериментов. Потому что любой кукольный спектакль – это эксперимент. Потому что «Шинель» в куклах – это эксперимент. В этом смысле есть идеи, есть некий репертуарный портфель, который можно ставить  в театре кукол. Например - фантастика. Все фантастические романы. Возраст, в котором мы это читаем, это старшие классы. Все притчи. Все истории, которые связаны  с нестандартным прочтением.

 

- А есть режиссеры, которые готовы сегодня работать в кукольном театре?

 

- Если бы я знал эти имена точно, я бы немедленно их пригласил. Тут необходима работа по выявлению этих имен. По знакомству с молодежью. Возможно за пределами нашего города.

 

 


Обсуждение
1792
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.