Верхний баннер
22:02 | ПОНЕДЕЛЬНИК | 06 МАЯ 2024

$ 91.31 € 98.47

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 16 сентября 2013

Игорь Шубин – о сенаторской работе, оптимальной модели управления городом и инвестиционной привлекательности Перми

Игорь Шубин теперь редкий гость «Эха Перми». И не потому, что плохо зовем. Действительному члену Совета Федерации порой просто некогда. Вот и в этот раз - без прямого эфира. Потому что только полтора часа, и не тогда, когда выходит программа…  Но мы понимаем – сенатор одной ногой в Москве, другой в Перми, а порой где-то ещё, уж куда забросит служебная надобность.

 

Читайте в интервью, где побывал Игорь Шубин минувшим летом, какой видит оптимальную модель управления муниципальными образованиями и что думает об инвестиционной привлекательности родного ему города.

 

Ранее мы уже размещали фрагмент этого интервью, посвящённый позиции Игоря Шубина в отношении конфликта вокруг аэропорта.

 

 

Про сенаторскую работу

 

- Игорь Николаевич, в преддверии старта очередного парламентского сезона, в двух словах, чем вы лично завершили сезон предыдущий?

 

- Мы закончили работу в июле месяце. Закончили заседанием, которое проходило в Санкт-Петербурге, в Таврическом дворце. Где выступал и ген.прокурор, на повестке была тема о некоммерческих организациях. Также был принят целый ряд законодательных актов, которые позволяли развернуть в полном объеме работу по подготовке и принятию бюджета. Ну а уже после самого пленарного заседания мне было предложение от имени комитета Совета побывать в Астрахани. Напомню, наш председатель Матвиенко Валентина Ивановна, вместе с председателем Госдумы Нарышкиным, создали Российский совет законодателей, куда входят представители всех уровней законодательной власти. Он разбит на комиссии. Комиссию по бюджету возглавляет глава астраханской областной Думы. Он проводил заседание. Вот меня туда и пригласили от имени комитета по бюджету.

 

- Как формируются все эти органы? Это перетасовка регионов. Руководителей законодательных ветвей власти на местах? Или это учет интересов тех или иных законодателей или политиков?

 

- Безусловно, все комиссии возглавляют представители регионов. В комиссии входят представители регионов. Чиновники там не работают. Их только приглашают, как экспертов для выступления, для доклада, для информации и так далее. В самом совете работают представители регионов самых разных уровней. В данном случае, совет решил руководство комиссии по бюджету отдать председателю думы Астраханской области. Меня они пригласили, чтобы я сделал сообщение по межбюджетным отношениям. После выступления была дискуссия, потом дебаты, потом рекомендации, которые направлены в Совет Федерации, в правительство, в Государственную Думу.

 

Игорь Шубин: «Указом президента от 7 мая должна быть повышена заработная плата в бюджетной сфере. Cегодня очевидно: у регионов не хватает собственного финансового ресурса для решения этой задачи». 

 

 

- И что за рекомендации?

 

- Главная тема была, все-таки, это выполнение поручения, указа президента от 7 мая, где речь шла о повышении заработной платы в бюджетной сфере, обеспечении регионов дошкольными учреждениями. Весь социальный пакет достаточно большой по объему. И что на сегодняшний день очевидно, по прошествии года - у регионов не хватает собственного финансового ресурса для решения этих задач в кратчайшие сроки. Так как эту задачу поставил президент. Поэтому, речь идет о том, чтобы сегодня помочь регионам деньгами из федерального бюджета. И эти задачи решаются. Буквально перед каникулами мы из 100 миллиардов, которые определены в федеральном бюджете, 60 миллиардов уже распределили по регионам. 

 

- И сколько получило Прикамье?

 

- Пермь получила деньги на повышение заработной платы и строительство дошкольных учреждений. На дошкольные учреждения, если не изменяет память, была выделена сумма близкая к 800 миллионам. Это целевые деньги, которые пойдут только на строительство детских садов, создания новых мест в них.

 

- Бюджет края дефицитный. Этими федеральными выплатами мы закрываем соответствующие строки расходов? И занести их в качестве дополнительной точки напряжения бюджета нельзя, так?

 

- Это отдельная тема. Они входят в состав консолидированного бюджета, но собственный бюджет, это отдельная тема. Кроме того, осталось еще 40 миллиардов, которые, думаю, я как член комиссии трехсторонней, в которую входят представители Совета Федерации, Думы и правительства. На следующей неделе мы соберемся. Предложение было такое – прежде, чем распределять эти 40 миллиардов, сделать понятное и прозрачное положение о методике их распределения. Потому что такого положения до недавнего времени не существовало. Минфин сам готовил положение о распределение, непонятно из чего исходя. Мы их попросили внести внятность и прозрачность. Чтобы эта методика была понятна и нам, как представителям Федерального Собрания, и, безусловно, территориям. Чтобы они могли подготовиться и дать соответствующие материалы для расчётов. Минфин обещал, что летом разберется и внимательно рассмотрит все предложения и просьбы регионов, я надеюсь, что в начале октября, эти деньги будут распределены. И успеть освоить их нужно в этом году.

 

- Есть ли надежды, что в этих 40 миллиардах будет кусочек, который получит Пермский край?

 

- Конечно, обязательно. Мы очень крупный регион. Но что будет содержаться в нашем запросе, сказать пока не могу. В каждом регионе ситуация разная. В зависимости от того, какие заявки, какие приоритеты поставил регион перед минфином.

 

- Вы не знаете, на какие цели в Прикамье эти деньги попросят?

 

- Совершенно точно могу назвать 2 позиции. Это повышение заработной платы номер один. И продолжение темы обеспечения дошкольными учреждениями. Что касается начала сентября, я буквально в пятницу прилетел из Якутии, было так же поручение руководства поучаствовать в заседании международной ассамблеи крупных городов стран СНГ. Есть такая ассоциация, которую в свое время возглавлял Лужков. Она создана в 1998 году, ей уже 15 лет. Туда входит, в том, числе и Пермь, уже давно. Организация живет на собственные взносы. Там собираются мэры городов. Сначала там были только мэры крупных городов. Теперь могут присутствовать и представители городов небольших. Поскольку это реальная площадка для обмена муниципальными практиками. Ассамблея издает вестник. Где как раз излагается огромное количество проблем и путей их решений в разных территориях.

 

- О чем речь? От градостроительства до бюджетирования?…

 

- Все, что хотите. Экология, ЖКХ, тарифы, неплатежи. Так далее. Я в свое время принимал активное участие, будучи главой города Перми, во всех этих ассамблеях. Вот они меня пригласили как сенатора. СВ этом году на конференции собралось 18 мэров городов, не считая участия республиканских образований. Молодцы, они начал грамотно использовать эту площадку. Проходило заседание в доме правительства Якутии. Насколько актуально это. Всего 2 дня длилось мероприятие. Первый день конференция, второй день круглые столы. Видимо, само время продиктовало тему, она называлась так «Совместные усилия власти и бизнеса по реконструкции городской инфраструктуры». Тема такая всеобъемлющая.

 

 

Про инвестиционную привлекательность

 

- Летом присутствовал на мероприятии, которое проходило в Перми, вы были его участником. Формирование инвестиционно-привлекательной среды.  Говорили, конечно, не о городе Перми, а о Прикамье в целом. Но Пермь является флагманом развития экономики как региональный центр. В этой связи, расскажите о тех практиках, которые сегодня обсуждаются руководителями муниципальных образований различных регионов. Мы отстаем или обгоняем? Чем-то можем похвастаться или нам еще только предстоит набраться опыта, прежде чем выступать с чем-то, заслуживающим внимания?

 

- Я хочу сказать, что, как вы выразились, Пермь находится в тренде. Я там выступал на круглых столах. Например, одна из тем была, борьба с неплательщиками за ЖКХ. Как быть?  А в Перми и в Пермском крае сегодня наработан опыт выселения злостных неплательщиков из жилого фонда. И этим опытом можно делиться…

 

- Выселять на улицу?..

 

- Разные есть решения суда. Есть маневренный фонд. Тем не менее, сама подобная практика есть не во всех регионах. В Перми такая практика есть. Многим было это интересно узнать. Я дал адреса наших глав территорий, где такая практика имела местоь, с кем можно пообщаться, что получается, что не получается. В свою очередь, в той же Якутии, есть своя практика и очень оригинальная. Там, поскольку мы понимаем, что прокуратура стоит на страже защиты граждан, и это правильно, нельзя отключать в отопительный сезон тепло и воду, но можно отключить электроэнергию. И они это делают.

 

- Ты сидишь в тепле, но без электричества.

 

- Да. Различные есть подходы в этой части. Очень много в этот раз я заметил принимали участие, приезжали мэры, замы мэров, привозили с собой представителей управляющих компаний. Их ведь все время критикуют, ругают…

 

- Наверное, потому, что они этого заслуживают? Факты Перми говорят об этой.

 

 - Наверное, да. Но здесь было наоборот, им была предоставлена площадка, чтобы и их выслушали. У них тоже есть проблемы. Почему возникают те или иные катаклизмы. Была дана возможность показать свою позицию - что им мешает быть добросовестной управляющей компанией, чтобы не было судебных исков, и так далее.

 

 - Злоупотреблений не было со стороны самих же управляющих компаний.

 

- Это я имел в виду. Потому что, так получилось, что пока что они голоса не имеют. В одни ворота все. В то же время, они хозяйствующий субъект. Многие управляющие компании многих муниципалитетов обременены жильем, которое является аварийным. Оно, может быть, формально не признано таковым, потому что его надо расселять тогда. Но оно аварийное по сути, по факту. Его эксплуатация требует совершено других затрат, нежели нормальное жилье в хорошем состоянии. Здесь город Пермь можно привести в пример, поскольку совершенно недавно, не в мою бытность, но при новом руководстве города, как я знаю из прессы, создана управляющая муниципальная компания, которая управляющие компании освободила от этого нерентабельного жилищного фонда. Его сконцентрировала у себя.

 

Игорь Шубин: «Создание муниципальной УК, управляющей аварийным жильем - это правильное направление развития»

 

- Это ведь только попытки. Ее только собираются учредить?

 

- Тем не менее. Само движение правильное. Потому что, если мы хотим, чтобы у нас управляющие компании были добросовестными, надо создать для этого условия. Потому что это, на самом деле, тоже бизнес. Почему это и отдали в частные руки. Чтобы жителям благоустроенных домов не пришлось платить за другие дома, за других жителей. Вывели это жилье в отдельную компанию. У нее, в чем преимущество. В заседании конференции принимал участие заместитель фонда ЖКХ российского. Он поддержал эту идею. При таких условиях появляется совершенно прозрачная программа по сносу ветхого и аварийного жилья. То есть, в руках муниципалитета сосредоточены все эти не самые лучшие дома, жилой фонд, который они в состоянии в своих же интересах выводить из эксплуатации, используя механизм фонда ЖХК.

 

- Прикамье пошло еще дальше. У нас по инициативе краевого министерства создаётся, единая организация, которая будет консолидировать средства, собираемые с жителей на ремонты. Грубо говоря, все жильцы благоустроенных и неблагоустроенных домов будут собирать эти средства в одну кучу. В зависимости от заявок, необходимостей, будут эти деньги перераспределяться.

 

- Вот видите, мы с вами и убедились, что Перми есть, чем похвастаться. Пусть пока не все параметры реализованы, но сам путь, само направление верное.

 

 - Идем дальше. Одна из ключевых тем, которую обсуждают в последнее время – дефицит бюджета. Ваше мнение по поводу того, как складывается ситуация. Много ходило споров, слухов, краевым властям приходилось убеждать парламентариев в том, что дефицит, это не так страшно.

 

- Хочу вам сказать следующее, сегодня из 83 субъектов без дефицитный бюджет имеют порядка 6 субъектов. Все остальные дефицитные.

 

Игорь Шубин: «Сегодня у регионов полномочий гораздо больше, чем они способны закрыть своими финансовыми возможностями».

 

- Но ведь это плохо! 6 субъектов кормят всю остальную страну. А ведь мы в состояние обеспечить себя сами, и так было десятилетиями. Что случилось?

 

- Вопрос касается темы, которой мы заканчивали работу предыдущей сессии Совета Федерации - межбюджетные отношения. Вопрос актуальный во все времени. Он был актуален в советское время, и сейчас актуален. Это распределение полномочий между регионами и центром. И соответственно, обеспечение финансированием этих полномочий этот вопрос актуален до сегодняшнего дня. Мы к нему возвращаемся каждую сессию, каждые выборы, каждый год, но до конца у себя в России не можем его завершить. Поскольку, очевидно, что наличие полномочий не соответствует финансовому ресурсу. Сегодня у регионов полномочий гораздо больше, чем они способны выполнить, закрыть своими финансовыми возможностями. Надо как можно быстрее завершить тему разграничения полномочий. Закрепить за регионами доходы и не менять правила игры хотя бы какое-то время. Чтобы регионы могли выстраивать долгосрочную финансовую стратегию. Тогда все будет на своих местах. На сегодняшний день регионы не должны нести на себе выпадающие доходы, по льготам, которые принимает Совет Федерации.  Пример, о чем много говорили, когда наши военные, целый ряд других министерств или ведомств, газовики, нефтяники, были освобождены от земельного налога. А это налог региональный и муниципальный.

 

- В нашем случае терял бюджет края и Перми.

 

- Совершенно верно. Самое главное, что никто из федерального бюджета не собирался его компенсировать. Вы налоги сокращаете, тогда компенсируйте. Сбалансируйте нам бюджет. Этого же не было никогда. В этом году было принято решение о том, чтобы земельную льготу ликвидировать. Надо все эти вопросы закончить и в категоричной форме. Чтобы центр больше не принимал решение по льготированию в ущерб средств, собираемых в регионах. Должно быть табу наложено на это дело. Когда вопросы разграничения полномочий будут четко решены, тогда вышестоящий законодательный субъект не будет больше принимать решения о выпадающих доходах нижестоящего бюджета. И вот тогда  все будет на своих местах.

 

 

Про систему управления городом

 

- Давайте о Перми. При вас появилось разграничение сити-менеджер, мэр. Вы первый мэр Перми. Это я спрашиваю в свете последних тенденций - выборы, Екатеринбург, Москва. Сегодняшний политический облик Перми экспертами оценивается как достаточно вялый. Нет у нас ярких личностей, способных принимать конструктивные решения, нет у нас сегодня взвешенной и сбалансированной политики с точки зрения градостроительства. Нет у нас ярких, четких понятных правил игры общения с потенциальными инвесторами. При этом мы видимо огромные прорехи в строительстве, проблемы в финансовой части могут нас накрыть в ближайшее время, потому что бюджет Перми может стать дефицитным. Конфликт, который сейчас, слава богу, исчерпан, между сити-менеджером и Городской Думой. Как вы прокомментируете все, что сейчас происходит в Перми со стороны? Взгляд со стороны.

 

- Может быть, не комментировать то, что сегодня происходит. Может быть, надо сказать, что надо сделать, чтобы этого не было?

 

- А разве это не комментарий?

 

- (Смеется). Да. Я уже высказывался на эту тему в разных СМИ, повторюсь. В России полностью завершился эксперимент в соответствии со 131 законом о местном самоуправлении. О том, какая форма должна быть избрана, какая форма наиболее эффективна по управлению городами. Сейчас есть три вида управления – как сейчас в Москве. Когда мэр является начальником в городе, несет всю ответственность за городское хозяйство. Он обладает всеми полномочиями, необходимыми для решения различных вопросов. Вторая та, которую попробовали при мне. Когда мэр избирается всенародно, но не имеет всех полномочий. Когда параллельно с мэром есть сити-менеджер. Когда полномочия каким-то образом распределяются между этими должностями. Ну и третья, когда при сити-менеджере мэр избран из числа депутатов.

 

- Де-факто он является руководителем городской Думы.

 

- Да. Но при этом во-первых, неудовольствие населения, потому что они не участвуют в выборах мэра. И это недовольство справедливо. В городе та ситуация, вы сейчас о ней красноречиво рассказали, я не буду повторяться.  Вот три примера, мы их прожили, поэкспериментировали. Теперь я, например, четко понимаю, что первый вариант, и тот, который уже был в Перми - самый оптимальный, во всяком случае, для крупных городов.

 

Игорь Шубин: «Мы в Перми всё, что сейчас делается в Москве, начинали делать ещё 6 лет назад. Это - борьба с излишней рекламой, избавление от киосков и всевозможных лавок, выделенные полосы, парковочные места, реконструкция парков и скверов».

 

- Мэр, всенародно избранный, является обладателем  всей полноты власти и всей полноты ответственности за все, происходящее в городе?

 

- Совершенно верно. Пример Москва. Мне, например, очень обидно, поскольку я много времени сейчас провожу в Москве, я там работаю, и вижу, как Москва меняется. Мы в Перми, все, что сейчас делается в Москве, начинали делать еще 6 лет назад. Это борьба с излишней рекламой, избавление от киосков, несанкционированных всевозможных лавок и так далее. Выделенные полосы, парковочные места. Реконструкция парков и скверов. Это все «Светлый город». Это все мы начинали делать 6 лет назад.

 

- Собственно, результатом этой работы стал мастерплан?

 

- И мастерплан, и реконструкция улиц города, парков и скверов. Сегодня в Перми мы видим, что это идет не теми темпами, которые можно было бы обеспечить, имей достаточную власть, как в Москве. Мне приходилось это разбирать с сити-менеджером, его командой, и прочее. В результате, на сегодняшний день мы видим, какими темпами двигается Собянин. Мне обидно, что мы в Перми все могли иметь 6 лет назад. А сегодня не только не продолжаются многие дела, но они порой сворачиваются. Не хочу критиковать, но отмечу, что они не ярко выражены. А в Москве это четко. Собянин сказал - сделал. Сказал – сделал. Потому что у него есть для этого ресурс. При этом есть московская Городская Дума, которая прекрасно с ним взаимодействует. У них нет особых конфликтов. Они спорят при принятии бюджета, по другим вопросам. Но, тем не менее, в городе есть человек, который обладает властью и ответственностью.

 

- Сенатор Игорь Шубин за единоначалие в муниципальных образованиях?

 

- Да.

 

- Помимо того, что городское хозяйство это скверы, парки, это все-таки еще и инвестиции. Это, в первую очередь, малые предприятия, это крупные инвестиции в строительство, это частный бизнес. Взаимодействие сегодняшних властей Перми и частного бизнеса оно, на ваш взгляд, оптимально? Оно способно привести к чему-то такому, чтобы это назвали чем-то, как говорят сегодня «екатеринбургский прорыв»? С Пермью такое возможно?

 

- Да.

 

- Необходимые условия, кратко.

 

- Мы с вами только что их обсудили. В городе должен быть хозяин! Раз. Во-вторых, что нужно бизнесу? Бизнесу нужна стабильность. Бизнесу нужны понятные правила игры. Понятный хозяин, с кем иметь дело в городе. Должен быть человек, который определяет политику в городе, который принимает решения, и его решения исполняются. Тот, с кем можно входить в длительные контакты, с кем можно выстраивать стратегию своего бизнеса, инвестиционную политику. Собственно говоря, все.

 

- Рецепт прост.

 

- Да. Нужен хозяин в городе. Нужны ворота города – это аэропорт. И все. Бизнес сюда придет. Он поверит. Как сегодня можно говорить, выстраивать какую-то стратегию, когда стратегия города разработана еще нами, до 30-о года принята Думой городской в первом чтении в 2010 году, до сих пор не принята во втором? Ну, какой бизнесмен сунется в этот город? Когда непонятно, что с властью творится, нет стратегии… Непонятно, генплан хорош или плох. Одни ругают, другие хвалят. А бизнес, это штука рисковая. Вот, ребята, разберитесь с этим со всем. Пусть будет понятный устав, понятный глава, лидер, стратегию примите. И мы к вам приедем с деньгами!


Обсуждение
1054
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.