Верхний баннер
16:13 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:35, 26 сентября 2013

Игорь Машуков: "Нам важно изменить мышление людей. Чтобы они почувствовали грань между музыкой и шумом"

Композиторы и исполнители современной музыки в седьмой раз съедутся со всего мира в Пермь, чтобы сыграть и оценить новые сочинения. 30 сентября в Перми начнется VII международный фестиваль современной музыки, который в прошлом году обрел свое название - «Sound 59».

О программе форума и его «изюминках» рассказал композитор, художественный руководитель фестиваля и председатель пермского отделения «Союза композиторов России» Игорь Машуков.

 

 

 

- Судя по всему, опыт прошлых шести фестивалей вас воодушевил. И вы вновь готовы выйти на сцены пермских концертных залов для популяризации музыки, понять которую, мне кажется, способны лишь очень искушенные или профессиональные музыканты и слушатели.

 

- На самом деле, фестиваль предназначен для того, чтобы люди немножко иначе взглянули на музыку, как на вид искусства. Чтобы они почувствовали грань между музыкой и шумом, между музыкой классической и современной, чтобы их мышление стало немножечко креативным, более спонтанным, более независимым. Вот вы сказали, что фестиваль для профессионалов. Отнюдь нет. Как раз профессионалы с большим трудом воспринимают современную музыку, чем дети, скажем, чем просто технари, к примеру, ее хорошо слышит молодежь. У меня много знакомых, которые ждут этого фестиваля, они не профессиональные музыканты, они пока просто студенты.

 

- Хорошо, слушатели, которые не воспринимают музыку лишь как фон...

 

- Да. Можно сказать, просвещённые слушатели. Думаю, что этот фестиваль очень необходим. Потому что Россия сегодня нуждается в ярких, интересных, молодых и не совсем молодых музыкантах. Нам очень важно изменить мышление людей, сделать его более ярким, более независимым.

 

 

Современная - это еще и пермская музыка

 

- А как сегодня живет и развивается современная музыка в России? Потому что, когда устраивают в Перми, в том числе, концерты современной музыки, то, как правило, одни и те же ансамбли, одни и те же имена. Например - знаменитый МАСМ. Складывается впечатление, что узок круг исполнителей.

 

- Круг достаточно узок, но не на столько. На каждый фестиваль к нам приезжает иностранные коллективы.

 

- Про иностранцев мы еще поговорим. А что про Россию?

 

- Про Россию могу сказать, что вот Московский ансамбль современной музыки

 

"Не нужно думать, что современную музыку играют только московские артисты. Пермские музыканты достойно играют современную музыку".

 

- Это  - флагман.

 

- Да! Но в этом фестивале примет участие еще и Камерный хор краевой филармонии под руководством Владислава Новика. Примут участие солисты оркестра театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского под руководством главного дирижера Валерия Игнатьевича Платонова. Примут участие солисты краевой филармонии, театра оперы и балета, музыканты города Перми. Не нужно думать, что современную музыку играют только московские артисты. Пермские музыканты достойно играют современную музыку. Но вот в этом диалоге музыкантов России, пермских, зарубежных, в этом и идея фестиваля. В этом и интерес.

 

- А то, что они будут исполнять, они сами выбирали? Или вы им предлагали? Говорили ли - давайте пермских композиторов сыграем?

 

-  Давайте сыграем пермских композиторов в первую очередь! Все, что у нас есть самое хорошее, нужно сыграть. Потому что фестиваль этот необычный. Он посвящен двадцатилетию нашей пермской организации, союза композиторов России. Потому мы собрались союзом и решили - что же у нас есть лучшего, что мы можем исполнить. И получилось целых два концерта. Концерт хоровой музыки и концерт камерной инструментальной музыки.

 

- То есть, будет настоящая презентация пермской композиторской школы?

 

- Даже не презентация, а подведение итогов двадцатилетнего развития. Это лучшие произведения, которые уже апробированы. Но согласитесь, музыка пермяков не так часто звучит. Поэтому, мы все делаем, чтобы она звучала часто. И наш фестиваль предназначен для продвижения пермских композиторов.

 

"В диалоге сверхнизких частот и частот обычных для современной музыки состоится интереснейший концерт «Стравинский остается»".

 

- Для того, чтобы мы сравнили на каком мы уровне находимся, где мы находимся по отношению к мировому музыкальному сообществу, участвуют и международные гости из за рубежа, да?

 

- Я бы не сказал, что это для сравнения. Потому что у нас и свои музыканты, и своя эстетика. И мы никогда не сравниваем, кто лучше, кто хуже. Нам просто интересно, где еще, как играют современную музыку. И к нам приезжает интереснейший коллектив из Швейцарии "Контра-трио". В составе контрабас-флейта, а ее никогда нигде не видели в России. Контрабас-саксофон,  это так же уникальнейший инструмент, сделанный для этого коллектива, и туба. И вот это сверхнизкое звучание ансамбля оно будет соединяться одновременно с музыкантами, которые приедут из Москвы. И вот в этой диалоге, музыкантов Швейцарии и музыкантов Москвы, в диалоге сверхнизких частот и частот обычных для современной музыки, в этих двух плоскостях состоится интереснейший, на мой взгляд, концерт. А называется он «Стравинский остается». Почему остается, потому что всегда, кто не приезжает в Пермь, я всем говорю, Пермь – это Дягилев. Дягилев имел двух творческих сыновей, Стравинского и Прокофьева. Будьте добры, нам камерного Стравинского и Прокофьева, мы это любим, мы это ждем, это наше родное. Поэтому они играют Стравинского. А композиторы России и Швейцарии написали такие своеобразные парафразы, связанные с «Историей солдата» Игоря Федоровича Стравинского. Это очень интересно, на самом деле. 

 

 

Оптимистичный аккорд

 

- Где будут проходить эти встречи с современной музыкой?

 

- Мне очень приятно сказать, что уже седьмой фестиваль мы проводим совместно с пермской краевой филармонией. Три концерта пройдут в органном зале. А открытие фестиваля состоится в пермском музыкальном колледже. И еще один концерт придёт в таком андеграундном пространстве. В этом концерте будет звучать музыка совсем молодых композиторов из 10 разных стран мира. Из России, Ирана, Аргентины, Испании, Литвы, Нидерландов, Словакии и так далее. Это еще и молодые ребята, которые сейчас в Чайковском заканчивают  свои партитуры. Московские артисты их разучат. Сыграют в Чайковском. В Перми у нас на фестивале, а потом в Москве в филармонии. Так вот этот концерт пройдет в Доме народного творчества. Если там закрыть сцену занавесом и поставить станки, то возникает потрясающее андеграундное пространство. То, что надо молодым ребятам. Потому что у них сейчас эпоха бури и натиска. Они все хотят попробовать, как ребенок, который забежал в лавку и видит сладости, они и эту конфетку хочет схватить, и этот пряник. Из них вырастают очень достойные композиторы. Которые,  очень достойно представляют Россию на международном уровне. Я сейчас не хочу называть имена, чтобы не раздражать никого. Но 4 – 5 человек уже плотно вписались в международное пространство. Это те ребята, с которыми мы плотно работаем, которые у нас принимают участие в Академии композиторов в городе Чайковском.

 

Московский ансамбль современной музыки в пермском Органном зале 

 

- А предполагает ли ваш фестиваль встречи, какие-то мастер-классы? Или это только концертная программа?

 

- У нас будет встреча с молодым композитором Сашей Хубеевым, он выпускник пермского музыкального колледжа. У нас так же в рамках фестиваля состоится научно-практическая конференция, двухдневная. Мы ее проводим совместно с пермским гуманитарно-педагогическим университетом. В конференции примут участие композиторы из Франции, с Кипра, из Нидерландов, России.

 

-  А чему она будет посвящена? Что будет предметом спора, изучения?

 

- Как обычно, проблемы современной музыки. Композиторы с Кипра, например, подготовили такой специальный фильм, они будут рассказывать о своей родной музыке. Какая там современная музыка на Кипре. Это очень интересно.

 

"Музыка развивалась несколько сотен лет, осваивая обертоновый звукоряд, осваивая все более далекие звуки этого звукоряда. Сейчас композиторы этот звукоряд до конца освоили. И что будет дальше, никто не знает".

 

 - Какие существуют сегодня проблемы современной музыки? Я предполагаю, что одна из них – это низкая востребованность у театров, у академических оркестров? Или нет? Композиторы мечтают быть сыгранными, исполненными при жизни, а не после нее....

 

- Одна из проблем композиторских в том, что музыка развивалась несколько сотен лет, осваивая обертоновый звукоряд. Осваивая все более далекие звуки обертонового звукоряда. Вот любой звук состоит из обертонов. И вот, композиторы двигались. А сейчас они этот обертоновый звукоряд до конца освоили. И что будет дальше, никто не знает. И тот кризис, допустим, привлечение слушателей на концерты, и так далее, все это связано с внутренней объективной реальностью. Мы, может быть, не всегда это осознаем, но это на самом деле так. Ученые говорят, что это так, на самом деле. Я могу похвастаться, когда к нам приезжают гости, например из Франции, они рассказали всем своим друзьям, и в посольстве рассказали, это невероятно, как в Перми любят современную музыку. 400 человек собираются и слушают. Мы стараемся, чтобы была публика, чтобы была аудитория, чтобы наш фестиваль был востребован!

 


Обсуждение
2207
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.