Верхний баннер
16:20 | СУББОТА | 18 МАЯ 2024

$ 90.99 € 98.78

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 22 октября 2013

"Делать кино для тех, кто не хочет включать мозги, мне неинтересно" - Андрей Смирнов

В рамках осенней программы «Пилорама 2013» 22 октября открылась кинопрограмма гражданского проекта. В соответствии с форматом летнего форума, все показы сопровождаются дискуссиями и встречами с авторами фильма.

Октябрьская кинопрограмма началась с представления документального сериала «Свобода по-русски». Многосерийный фильм об истории русского парламентаризма в Перми представил художественный руководитель кинопроекта, актер, сценарист, режиссер, народный артист России Андрей Смирнов. Также в рамках «Пилорамы» пройдет показ его художественной ленты «Жила-была одна баба».

В день открытия своего цикла встреч с пермяками режиссер побывал в эфире «Эха».

 

Андрей Смирнов в студии "Эха Перми" 

 

 

- Предлагаю наш разговор начать с многосерийной документальной ленты «Свобода по-русски». Эта работа с успехом показана на фестивалях, но не допущена к трансляции в эфире федеральных телеканалов. Что это за сериал, что вошло туда?

 

- Это 10 телевизионных серий по 26 минут. Фильм, сделанный к столетию первого русского парламента в 2006 году. Открылась царская первая дума, первый парламент, в 20-х числах, в апреле 1906 года. Мне казалось, вполне уместным и своевременным сделать по этому поводу работу, которая бы рассказала подробно нашему зрителю о том, что это такое и как родился русский парламент. В какой мере связана сегодняшняя дума с традициями той думы, что такое верховный совет Сталина.

 

Картину сделали 3 режиссера. Ирина Бессарабова, очень талантливый документалист. Она сама, вообще-то, работала в Саратове, давно уже в Москве. И двое моих бывших студентов, окончивших лет 10 назад высшие режиссерские курсы, Александр Гурьянов и Слава Падалко. Падалко сделал 4 фильма, Бессарабова и Гурьянов сделали по 3 фильма. Каждый фильм имеет свой сюжет и отдельное название. Все они вместе связаны посвящением годовщине российского парламента. И музыкой Шостаковича, которая там используется.

 

Во всех этих сериях, кроме одной, всё рассказывает ведущий. Это замечательный певец, поэт, бард, гражданин Юрий Шевчук. Я считаю, что он как раз был находкой. Идея была моя.

 

Художественный руководитель проекта... Там 3 замечательных сценариста. Известный драматург Александр Гельман и ещё два прекрасных сценариста, которые делали много хороших документальных картин, Эдуард Дубровский и Виктор Листов. Так что компания была, с одной стороны, опытная, с другой стороны, молодая, темпераментная, я имею в виду режиссуру.

 

- Ваша цель? Средствами кино проанализировать историю парламентаризма? Кому фильм адресован?

 

- Он адресован широкому кругу зрителей. Фильм просветительский, я бы сказал. Не только интервью парламентариев, российских членов государственной думы того созыва, сейчас уже многие из них перестали быть членами парламента. Там есть также интервью и с парламентариями Швеции, Испании, Исландии. Куски нашей истории сопоставляются с тем, что делалась вообще в мире. Там мы далеко заходим. Там Новгород Великий и его вече. Там история нескольких царей наших, куски английской истории, возникновение нашего парламента в широком контексте европейской истории. Я был уверен, что у нас этот сериал оторвут с руками.

 

- Вот вы мой вопрос и предвосхитили. Читала отзывы об этом фильме. Никакого намека на крамолу я не вижу. В чем же опасность? Почему непонимание ценности фильма у телевизионщиков?

 

- Если бы мы собирались делать фильм острый, скандальный, мы бы пошли по совсем другому пути. Мы как раз договорились о том, что фильм будет просветительский. Там масса информации, которой не знает широкий зритель. Она касается не только исландского парламента или связей Новгородского вече с альтингом викингов. Также не знают подробностей царствования государя-освободителя Александра II, они там есть. История террора и всех покушений на него. История Новочеркасского восстания  63-о года. Там очень широкий спектр информации.

 

Я был уверен, что у нас этот сериал ("Свобода по-русски" - прим.ред.) оторвут с руками. К моему удивлению ни один федеральный канал не только не взял, а прямо отпихивался от этого.  

 

- И даже телеканал «Культура» не заинтересовался этим?

 

- К моему удивлению ни один федеральный канал не только не взял, а прямо отпихивался от этого. Не пожелал. Картина была выпущена на DVD, и довольно хорошо продавалась, для этого жанра. Было продано более 3 тысяч экземпляров, что для документальной картины очень хорошо. И только в прошлом году небольшой кабельный канал «Совершено секретно» (по-моему, он уже не существует) купил у нас права за небольшие деньги и в течение недели показывал все серии.

 

- Кроме этой работы вы привезли ленту «Жила-была одна баба»…

 

- Это последняя моя картина, ей уже тоже 2 года. «Жила-была одна баба». На нее я потратил полжизни. Я бросил режиссуру в 1979 году после фильма «Верой и правдой». Фильм этот очень редко, но шел по телевизору. У меня были большие проблемы с цензурой. Вообще, я сделал всего 4 картины. В том числе «Белорусский вокзал», «Осень». Первая самостоятельная называлась «Ангел». Ни одна из этих картин не вышла на экран такой, какой она была задумана. Каждый раз цензура вырезала что-то. Мне уже было под 40 лет. Мне надоело это дело, и я завязал с режиссурой почти на 30 лет.

 

Я, естественно, работал в той же области. Стал переучивать себя на сценариста, стал писать сценарии. Пьесу написал, она шла, кстати, неподалёку отсюда, в Челябинске был очень приличный спектакль по этой пьесе. Она называлась «Родненькие мои». Потом стал сниматься как артист. В основном, зарабатывал на хлеб как артист. Ставил в театре спектакли. Поставил один спектакль на сцене МХАТа в 1993 году, а другой в 1997 на сцене парижской Комеди-Франсез. Занимался, преподавал... Но режиссурой не занимался. Когда замаячила отмена цензуры, тогда я решил, что самое время сделать фильм о тамбовском восстании 20-21 годов - конец гражданской войны. Война почти кончилась, но страшные страницы русской деревни остались. И то, как большевики кровью и террором подчиняли ее себе.

 

- Вы начали снимать фильм и говорите, что замаячила отмена цензуры. Если сегодня оценивать: это была иллюзия все-таки?

 

- Нет. В этом фильме я отвечаю за каждый кадр, никакая цензура его не коснулась. Министром культуры в ту пору был Михаил Швыдкой. Министерство культуры высоко оценило сценарий. Выделило деньги, которые составили примерно треть той суммы, которая ушла на фильм.

 

- Судя по тому, что по федеральному каналу его показывали, то и результат всех устроил?

 

- Да, его показывали по Первому каналу в 2011 году. Остальные деньги были частные. Фильм стоил больше 6 миллионов долларов. Это для нашего кинематографа значительная сумма. И накануне вручения премии «Ники» 7 апреля 2012 года, картина была показана на Первом канале в программе Александра Гордона «Закрытый показ». Потом была дискуссия. Это поздняя программа, в три часа ночи, но, к моему удивлению, дискуссия была, там были цифры очень хорошие. То есть, по России масса народа не легла спать, а смотрела эту дискуссию.

 

Я не лезу в интернет, не слушаю радио, не включаю телевизор, кроме как, если идет футбол. И воюю в основном с младшим сыном и с женой, которые, заходя в интернет, прибегают сообщать мне новости. Потому что после того, как я слышу эти новости, я не могу работать. У меня начинается трясучка. Так что, извините… Да, конечно, мы живем в «совке».

 

- Владимир у нас на связи, добрый день

 

Слушатель: Андрей Сергеевич, вот вы говорили о временах советских, вы хорошо «совка» хватили, по-брежневски. Не кажется ли вам, что у нас сейчас возвращается «совок», но в более гнусном варианте. Скажем так, путинско-чекистский. Каково ваше мнение как человека культурного, много знающего, опытного?

 

- Знаете, скажу честно, я уже старый, мне скучно отвечать на ваш вопрос. Хотя я понимаю всю справедливость его постановки. Я пытаюсь сочинять новые сценарии, стараюсь оградить себя от всякой информации. Я не лезу в интернет, не слушаю радио, не включаю телевизор, кроме как, если идет футбол. И воюю в основном с младшим сыном и с женой, которые, заходя в интернет, прибегают сообщать мне новости. Потому что после того, как я слышу эти новости, я не могу работать. У меня начинается трясучка. Так что, извините… Да, конечно, мы живем в «совке».

 

- Надежда Николаевна, добрый день.

 

Слушатель: Добрый день, Андрей Сергеевич и Нина Викторовна. Я 1945 года рождения, вся сознательная жизнь прошла при том еще строе. Помните фильм Звягинцева «Елена»? Вы с ним номинировались в одно время на что-то. Ваш фильм мне тогда не удалось посмотреть, внук потом через интернет показал. И сердце сжалось такой страшной болью... Казалось, что все уже непоправимо. Непоправимо все. Ладно мне, ещё 2 года проживу, 70 будет... Внук рядом сидел: «Как тебе эта тягомотина?» Мне страшнее вдвойне стало. Может быть, их на фильма, более комплементарных воспитывать? А не на «Сталинграде»? Хотя бы предысторию? И будьте добры, что с фильмом Звягинцева «Елена», если вы в курсе? Уходит это поколение наше и ваше. Спасибо.

 

- Знаете, у вас целая туча вопросов в одном... Уходит наше поколение, но к Звягинцеву это никак не относится. Он режиссер молодого поколения. Он в самом соку. Ему 40 с небольшим. Его фильм «Елена» имел очень хорошую судьбу. Я не знаю, сколько народу его посмотрело в прокате, но он был на целом ряде фестивалей. Он был и в Америке, и в Европе, в отличие от моего фильма «Жила-была одна баба».

 

Андрей Смирнов на встрече со зрителями в кино-центре "Премьер"

 

Что касается воспитания зрителей... А что вы ко мне обращаетесь? Я при чем? Я свидетель того, что сегодня - попкорновый зритель. Аудитория кинотеатров с 13 до 25-26 лет на 80% - это девушки с попкорном и с Coca-cola. Они не понимают другого кино, кроме того, что им показывают. Кроме того, российской картине в российский прокат пробиться почти невозможно. Моя картина «Жила-была одна баба» вышла по всей России 26 октября 2011 года. В тот же день была премьера очередного американского большого мультфильма «Кот в сапогах». В Москве, моя картина шла в 40 или 50 кинотеатрах. А в 100 с лишним кинотеатрах шёл «Кот в сапогах». Все большие залы, там, где 1000 мест или 2000, или 600, были отданы «Коту в сапогах». Моя картина шла там, где было 50, ну, 100 мест. В маленьких залах. «Кот в сапогах» шел почти месяц, моя через 2 недели была снята с экрана. Нет никакой возможности сегодня российскому фильму соперничать с голливудской продукцией.

 

Ну что говорить? Мог бы я купить 200 кинотеатров на месяц - я бы не только вернул все деньги, которые были затрачены на фильм, но, думаю, что-нибудь бы и заработал. При нынешней системе это невозможно.

 

- Что вас больше беспокоит сегодня? Коммерциализация культуры? Выведение на то, чтобы культура приносила какой-то доход? Либо поворот в сторону идеологии, когда власти заявляют о том, что нужно культурой взращивать национальную идею? Что для вас страшнее?

 

- Самый главный вопрос, который передо мной стоит - это встреча с Господом. Мне 73-й год. Я не ожидал, что доживу до такого возраста. Поэтому главные мои мысли о том, как достойно помереть. Вот это меня занимает. И с высоты этой проблемы то, о чем вы говорите, оно, конечно, важно…

 

- Но ведь у вас остаются дети?

 

- Да, но дети уже сами будут выбираться, проживать свои жизни. Дети и внуки. Все это есть. Я не хочу повторяться, поскольку в прошлую субботу был на эфире с Ксенией Лариной, где высказал все, что я думаю, по нынешней политике министерства культуры, и нынешнего министра, по поводу уровня его культуры. Высказался также о том, нужна ли культуре идеология. Понимаете, я не хочу повторяться... Какая идеология? Прожили мы 74 года с этой идеологией.

 

Вот посмотреть если одну из серий нашей картины «Свобода по-русски», там есть интервью со швейцарскими парламентариями. Мне кажется лучшая идеология государства заключается в одном: обеспечивать свободу и благосостояние своих граждан. Всякая иная идеология означает дефицит в магазинах, отсутствие свободы и так далее. Это то, о чём мечтается нынешнему министру культуры.

 

- Андрей Сергеевич, вы приехали в Пермь в рамках «Пилорамы». Форума, который проходит, проходил и будет проходить в музее «Пермь-36». Это музей истории политических репрессий. Если говорить о кинематографе: не так много лент сегодня снимается об временах политических репрессий. На мой взгляд, одна из самых сильных - это «В круге первом». Но такие фильмы можно по пальцам пересчитать. Не кажется ли вам, что и к этой части истории нужно тоже обращаться?

 

- Знаете, на афишах нашего фильма «Жила-была одна баба» была цитата американского философа Джорджа Сантаяна. Одна строчка. «Те, кто не помнят прошлого, обречены пережить его вновь». Я убежден, что эта фраза очень глубокая и точная. Мог на собственной шкуре убедиться: я живу в стране, где 150 миллионов человек, и большинство не желает знать своего прошлого.

 

Что касается разговоров о терроре - ленинском, сталинском, последующем. 74 года коммунистической власти – это 74 года террора. Да, в годы Брежнева он был избирательным, скажем так, только самые активные диссиденты и правозащитники попадали в лагеря. Но попадали. И лагеря эти продолжали существовать. И у власти был только один способ заткнуть народ - сунуть человека в лагерь.

 

Я шел по улице Ленина, свернул на Комсомольский проспект, проходил мимо улицы Советская, улицы Орджоникидзе... Это что, вы по прежнему живете в коммунистическом окружении? Вы не слышали, что в России в 1991 – 1993 годах кое-что произошло?

 

- Или в психушку.

 

- Или в психушку. А, кстати говоря, у нас опять возобновляется карательная психиатрия.

Сколько шуму по поводу Косенко, которого сунули на принудительное лечение?

 

А что происходит в Перми… Я приехал, первым делом пошел в Художественную галерею, посмотреть на прославленную пермскую деревянную скульптуру. Я шел по улице Ленина, свернул на Комсомольский проспект, проходил мимо улицы Советская, Орджоникидзе... Это что, вы по прежнему живете в коммунистическом окружении? Вы не слышали, что в России в 1991 – 1993 годах кое-что произошло?

 

Но как бы «совок» не старался вернуться, надеюсь, что мы все вместе этого не допустим. Картина «Жила-была одна баба» не зря сделана. Я, наверное, лет 10 посвятил изучению истории крестьянского образа жизни, истории гражданской войны, истории местных диалектов. Она сделана на основе, конечно, того, что было на самом деле. Того, что переживала русская деревня до революции и после. И, на самом деле, восстановить историю такой, какой она была 20 – 21 годах в Тамбовском крае (то же самое было и здесь, и на Дальнем востоке), невозможно. Такое количество жертв, кровью залита была деревня. Ну, люди ходят в кино не для того, чтобы повеситься. Вон, видите, внук дамы, которая звонила, говорил: «Как ты можешь смотреть эту тягомотину?» Поэтому я одну тысячную воспроизвёл того, что было на самом деле. Судьбу одной женщины. И то, вы посмотрите - какая реакция. 

 

Я знаю по интернету, сколько людей меня обвиняют в русофобии. В том, что я просто не знаю ни этой истории, ни русской деревни. Сколько мне пишут, что, мол, мне бабушка рассказывала, что так мы никогда не жили. Не говоря уже о более грязных ругательствах. В интернете. А сегодня прошло уже два года с тех пор, как фильм был показан на экранах. Там преобладает просто местами матерная брань. По отношению к попытке об этом рассказать, ярость, ненависть....

 

- Наши слушатели комментируют вас и пишут в эфирное IСQ: «Чтобы смотреть фильмы, подобные фильму «Жила-была одна баба», нужно включать мозги».

 

- Это вообще желательно. Желательно их и не выключать. Даже когда ты спишь или сидишь в сортире. Желательно, чтобы мозги работали. А делать кино для тех, кто не хочет включать мозги, мне на старости лет неинтересно.

 

- Но у вас ведь наверняка есть какие-то задумки на будущее. Есть что-то, о чем бы все равно хотелось еще сказать в кино?

 

- Да. Я сейчас сочиняю сценарий, не знаю, удастся или нет. Но я уже такой старый, что могу работать, могу нет. Но предпочитаю работать. Вот закончу сценарий, потом надо будет искать деньги на постановку. Опять надо миллионов 5 долларов. Найду или нет, не знаю.

 

- А какая история вас на сей раз зацепила?

 

- Нет. Рассказывать не буду, не буду. Это пока секрет. 

 

- Но это как-то связано с историей России?

 

- Безусловно. Это Москва, 1957 год.

 

- Всё уже понятно. Спасибо. Спрашивает по IСQ Валентин: «Многие режиссеры и артисты не любят обсуждения своих фильмов, а вы приехали. Зачем вам нужны эти встречи, когда вы уже все сказали своими работами?»

 

- Я с уважением отношусь к затее с гражданским форумом «Пилорама». Меня приглашали сюда еще 2 года назад. По разным обстоятельствам не получилась поездка летом. Поэтому я  и приехал сюда сейчас. Пермский зритель мне интересен точно так же, как зрители Владивостока или Нарьян-Мара. Кино делается для людей. Очень важно для режиссёра не терять контакта со своей аудиторией.

 

- Чтобы смотреть фильмы, подобные фильму «Жила-была одна баба», нужно включать мозги.

- Это вообще желательно. Желательно их и не выключать. Даже когда ты спишь или сидишь в сортире. А делать кино для тех, кто не хочет включать мозги, мне на старости лет неинтересно.

 

- У нас на связи Александр Сергеевич. Добрый день.

 

Слушатель: Я хотел гостю задать вопрос. Очень понравилась ваша работа в «Апостоле». Складывается впечатление, что вы играете самого себя. Насколько надо было изнасиловать этот образ или самого себя? Или вы действительно самого себя сыграли? 

 

- (Смеется) Вы думаете, что я и в жизни агент трех разведок, что ли? Ну, вопрос странный довольно. «Апостол» - популярный сериал. Может быть, из тех фильмов, в которых я снимался - самый популярный, меня до сих пор останавливают иногда на улице…

 

- Предъявите документы? (смеется)

 

- Нет. Дайте автограф. Ничего особенно сказать не могу. Меня приглашал режиссер Геннадий Сидоров, к сожалению, ныне покойный, он очень рано ушел. Доделывали картину два других режиссера. Юрий Мороз окончательно делал. Часть съемок проводил Николай Лебедев, режиссер сейчас знаменитой «Легенды 17». Мое дело какое? Играть, что велит режиссер и что написано. И всё. Старался.

 

- Но вы ведь все равно изначально режиссер. Мешает ли вам эта профессия, когда вы работаете актером?

 

- Знаете, это странный вопрос. Потому что на практике нет актеров послушнее, чем режиссеры. Потому что режиссер прекрасно знает: хоть там и участвует масса народу, но фильм крутиться в голове у одного человека - у режиссера. Потому ни о каких режиссерских амбициях, если ты работаешь над ролью, не может быть и речи. Я абсолютно послушный актер. Я действительно слушаю внимательно, чего хочет режиссер, и стараюсь это выполнить. Иначе это бессмысленно.

 

- Возвращаясь к форуму «Пилорама». В этом году его тема «Нестоличная Россия». Вы ездите по России, сейчас в Пермь приехали. Насколько «нестоличная Россия» отличается от Москвы? Согласны ли вы с тем, что это две разные страны?

 

- Абсолютно согласен. Москва – это одна страна. Россия – это другая страна. Стоит отъехать на 40 км, и начинается Россия. По-моему, есть огромная разница. Но, к сожалению, и в дореволюционной России Санкт-Петербург был сам по себе, а вся Россия была сама по себе. Пропасть была всегда между жизнью столичной и жизнью провинциальной. Сегодня, по-моему, эта пропасть еще увеличилась. Ведь Россия была сельской страной. В 1917 году 82% населения по переписи были крестьянами, жителями деревни. 82%. А еще 7 – 8% числились рабочими. Рабочий с начала октября по май работал где-нибудь на Путиловском заводе, а в мае уходил домой, в деревню, и весь цикл сельскохозяйственных работ, начиная с пахоты и кончая уборкой картошки, и молотьбой, и свадьбами на Покров, в начале октября, проживал в деревне.  То есть – 90%. Это была абсолютно деревенская страна. Хотя и промышленность в ней развивалась в это время бешеными темпами. А Петербург был город довольно чуждый этому.

 

Сегодня у нас в деревне живет меньше трети населения. А психология людей, живущих в городах, во многом осталась ограниченной, я бы сказал, сельским кругозором.


Обсуждение
1209
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.