Верхний баннер
15:03 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

13:05, 05 декабря 2013

"В театре для детей работают те, кому охота жить!" - Михаил Скоморохов

В юбилейный 50-й сезон пермский Театр юного зрителя отметил свой 49-й день рождения. О том, почему так парадоксально расходятся праздничные даты и чем живет сегодня ТЮЗ нам рассказал народный артист России и худрук театра Михаил Скоморохов.

 

 

 

Игры взрослых людей

 

- Михаил Юрьевич, позвольте сначала поздравить вас, как человека, который 32 года из 49 служит в Театре юного зрителя. В день рождения ТЮЗа в афише значился спектакль «Охота жить!». Это случайность или вы специально так подгадали?

 

- Спасибо за поздравление. Дело в том, что мы в сентябре объявили нашим дорогим зрителям, что в юбилейную декаду 50 сезона мы в афишу поставим спектакли по желанию наших зрителей. И наши зрители выбрали сами вечерние спектакли декабря. Больше всех голосов набрали спектакль «Охота жить» Шукшина, «Предместье» Вампилова, «Отрочество» Толстова, «Как Баба-Яга сына женила», «Малыш и Карлсон» и «Синий платочек». 15 дней декабря мы играем спектакли по выбору зрители.

 

Сцена из спектакля "Охота жить!"

 

- Но ведь есть что-то символическое в выборе этого спектакля. Несмотря на разные перипетии в этой истории, ее главный герой в исполнении Александра Калашниченко, без устали утверждает: «Охота жить!». И у меня такое впечатление, что, несмотря определенные сложности в российской культуре и нашей жизни, ваш театр является одним из самых оптимистичных...

 

- Это, наверное, не случайно, потому что в детском театре работают те, кому охота жить. И жить на сцене в разных образах. Взрослые люди играют и детей, и подростков, и взрослых. И конечно, зрителю вместе с нами тоже хочется жить. Детство, отрочество, юность – это всегда радостные этапы жизни человека, этапы надежд и будущих свершений.

 

- Михаил Юрьевич, вы пришли в этот театр накануне празднования совершеннолетия, если дату сравнивать с человеческим возрастом – 18 лет. Каким вы встретили тогда театр?

 

- Конечно, когда я приехал в Пермь, театру было 17 лет. И уже при мне мы праздновали его совершеннолетие, восемнадцатилетние. Это был ТЮЗ, который соответствовал своему предназначению, он очень много играл выездных спектаклей для детей и для подростков.

 

 


- Он тогда еще располагался там, где сейчас Театр кукол?

 

- Да. Мы делили сцену и зрительный зал пополам с куклами. ТЮЗ играл 20 вечеров. И куклы 10 дней играли детские спектакли. Знаете, это был, конечно, другой театр, но, то, что я хотел и какую задачу перед собой ставил, я ее выполнил. Очень много было пьес советской драматургии, школьной темы на ту мораль, какая тогда существовала. Поэтому тихонько я ушел от того репертуара. И в основу репертуара я взял классику. Потому что, играя классическую пьесу, вырастает сам артист. Вырастает и зритель на ней. А сегодня, тем более важно, поскольку наши дети очень мало читают. Поэтому, мы знакомим детей с классикой, а может быть, потом он заинтересуется, если понравится спектакль, и прочитает произведение.

 

- Но ведь вы пришли тогда в наш театр не один. За вами следом подтянулась и команда, если я не ошибаюсь, актеры, которые сегодня имеют звания, признания и зрительскую любовь. И в этом году театр в честь них организовал настоящие актерские бенефисы.

- Вместе со мной пришла целая группа артистов, пришел художник. Вообще, компания была большая. С одним из художников с Марком Борнштейном мы и сегодня дружим. Первый спектакль мы выпускали со мной в этом театре, и вот сейчас ставлю водевиль, там тоже есть его работа. Александр Казначеев, который приехал сюда по моему приглашению. Из Екатеринбурга приехал и тоже остался в Перми, поработал у нас, теперь он в театре кукол, главный художник. Поэтому, кроме артистов целая плеяда людей вошла в театральную жизнь города. Артистом и художником в театре стал Юрий Жарков, сегодня он заслуженный художник. И Марк Ильич Гольдберг, зав музыкальной частью. И Татьяна Жаркова, заслуженная артистка, и режиссер. Это целая наша жизнь, 32 года. А что касается  этого сезона юбилейного, то здесь мы чествуем и артистов. Мы предложили актерам выбрать себе любимые роли и они играют свои любимые спектакли. И проект этот называется «Аплодисменты».

 

Сцена из спектакля "Соло для часов с боем"

 

- Ваш театр отличается еще и тем, что в труппе постоянно идет обновление труппы за счет ваших же учеников…

 

- Да, у нас сохраняется позиция театра-студии. Я уже выпустил 4 курса, сейчас Татьяна Жаркова преподает в Академии культуры. А теперь я немножко работаю с будущими режиссёрами, потому что надо помочь им в освоение этой профессии. Конечно большей частью труппа пополняется именно нашими выпускниками. Они уже во время учебы были заняты в наших спектаклях. Знали порядок театра, его особенности, его дисциплину. Они вжились в коллектив. К ним привыкли артисты. К ним привыкли цеха, которые обслуживают спектакли. Поэтому, каждые 4 года мы пополняем труппу своими артистами. Да и сегодня выпускники Екатеринбурга, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, не очень стремятся приехать в Пермь..

 

- Нет распределения как в советское время?

 

- Нет. Этого нет, конечно. И поэтому своих выпускников брать в труппу - необходимость, и в этом есть реальность.

 

- Насколько комфортно сегодня Театру юного зрителя существовать в театральной жизни нашего города? Как вы сообщаетесь друг с другом? Ходите ли вы друг к другу на премьеры?

 

- Конечно. Конечно.

 

- Или вы ярые конкуренты?

 

- Нет, нет, нет. Тут никакой конкуренции на самом деле нет. То, чем занимается «У моста», то, чем занимается Театр кукол, Театр оперы и балета, Театр-театр, это все театр. Но у них стезя. А у нас - своя. Поэтому не вижу никакой конкуренции, но я стараюсь бывать на всех интересных премьерах. Не всегда это получается сразу, иногда я прямо на сдачу, иногда и на первые премьеры попадаю. Но в течение сезона я отсматриваю большинство премьер и в Театре-театре, и в Театре кукол, и у Сергея Павловича стараюсь бывать и смотреть его знаковые спектакли. Мне это всегда доставляет удовольствие.

 

 

От водевилей до драм

 

 

- Что нас ждет на 50-м году театра и в 51-м сезоне?

 

- Я расскажу, но хочу кое-что пояснить по поводу цифр. Почему получается, что мы работам 50-й сезон, а нам только 49 лет исполнилось. Для того, чтобы человек родился, надо, чтобы его мать выносила. И когда проходит год, ему исполняется годик, он празднует. Так и в театре, был сезон, 4 декабря 1964 года, в этот сезон, репетировали новые пьесы, а новый сезон открыли, второй, то уже стали играть для зрителей. Поэтому сезонов больше получается, чем лет театру. За год до открытия театра, до первого спектакля, до первой премьеры, считается у нас идет сегодня и 50-й сезон, и с 5 декабря 50-й год со дня рождения. Он начался. Что касается планов, то сейчас мы репетируем новый спектакль, это вечер старинных русских водевилей, Федор Соллогуб «Беда от нежного сердца» и Николай Некрасов «Петербургский ростовщик».

 

- Это ведь хрестоматийные водевили?

 

- Они известны нашей публике. И публика ждет этого спектакля, поскольку это будет музыкальный спектакль. Участником этого спектакля будет известный квартет «Каравай». Под руководством залужённого артиста Олега Згогурина. Я очень рад нашей с ним дружбе, это уже не первый наш совместный спектакль.

 

- А кто будет занят в этом спектакле?

 

- В этом спектакле почти вся труппа занята. Поэтому с удовольствием будем ждать в конце января зрителей на эту премьеру. Дальше мы поработаем над подростковым спектаклем по пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Режиссер Евгений Зимин с удовольствием  поставит этот спектакль. Евгений Зимин сейчас тоже живет и работает в Петербурге. Затем начинает работу над сказкой Вильгельма Гауфа «Холодное сердце». Эту сказку нам поставит один из молодых режиссеров, которых мы с удовольствием приглашали поработать в нашем театре. Затем возобновим «Теперь ты снова бог».

 

- Хороший спектакль.


 

- Ну, и конечно, самое главное событие, уже к осени, ближе к юбилею театра, мы выпустим спектакль, где практически опять вся труппа будет занята - «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина.

 

- Я правильно понимаю, что здесь вы в качестве режиссёра выступаете? Чем сегодня вас зацепило это произведение?

 

- Для меня кажется очень важным, не судьба и не анализ того, как формируется характер и нарицательность Иудушки Головлева, а для меня важно то, почему это случилось. Что это была за семья? Ведь автор не «Иудушка Головлев» назвал свой роман, а назвал его «Господа Головлевы». А по этой истории мы видим, как все погибают, разрушаются все надежды, которые строила на эту семью мать. То, почему возникло в этой семье такое, я бы сказал, не драматическое, а трагическое начало, к какому финалу они пришли, господа Головлевы, и Иудушка как вырождение этих причин – меня волнует. Потому что все дело в семье и в том, какое внимание и какая любовь была к ребенку. А там семья была обделена материнской любовью. От этого и случилась трагедия.

 

- Я надеюсь, что накануне премьеры мы с вами еще встретимся в этой студии. А сегодня мы встречаемся в месяце, который является последним в этом году.  Впереди Новый год и рождественские каникулы. Чем порадуете?

 

Сцена из спектакля "Клочки по закоулочкам"

 

- Новой сказкой «Клочки по закоулочкам», которую мы уже успели выпустить к осенним каникулам. Дмитрий Заболотский поставил этот спектакль. Это такой современный взгляд на старую народную сказку, про лису и зайчика, про избушку ледяную и лубяную. Так вот, с этой премьеры мы начнем нашу новогоднюю компанию. А в последние числа декабря и начало января, мы еще сыграем «Кто согреет Бармалея?». И «Морозко» сыграем, и «Емелю» сыграем. И конечно, накануне рождества, 6 января, мы сыграем для взрослых «Ночь перед рождеством».

 

Сцена из спектакля "Ночь перед рождеством"

 

Мы с удовольствием ждем, наших дорогих зрителей на наши спектакли. Всех с наступающим Новым годом. Чтобы все были счастливы, любили театр также, как мы вас любим!


Обсуждение
2149
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.