Верхний баннер
14:11 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

12:35, 16 декабря 2013

"10 лет – это не срок для органа. Это - только начало" - Михаил Копельников

- Казалось, это было вчера. В нашем городе появился концертный орган, а у филармонии – красивый и современный музыкальный концертный зал. И сегодня о том, как это все начиналось, что за «король инструментов» появился 10 лет назад в Перми, нам расскажет единственный в Перми настройщик органа, а по должности заведующий мастерской по обслуживанию органа, заслуженный артист России, член Ассоциации фортепианных мастеров России «Европиано» Михаил Борисович Копельников.

 

- Здравствуйте.

 

Заведующий мастерской по обслуживанию органа Михаил Копельников в студии "Эха Перми"

 

 

- Давайте вернемся на 10 лет назад. Вы до той поры никогда не сталкивались с этой работой, пели в Уральском камерном хоре, были музыкантом, имели отношение к фортепиано, и вдруг появился орган…

 

- Просто мне предложили заняться органом, стать органным мастером. В августе 2003 года образовалась группа, которая поехала в Германию, город Овенген, где построили этот орган, на приемку инструмента. Посмотрели, как его построили. Правда, внутри он был пустой, но нужно было посмотреть его диспозицию, что как раз положено. При построении органа очень важно, чтобы в нем было удобное место для его дальнейшего обслуживания. В настоящее время орган сделан так, что очень комфортно мастеру для его настройки, обслуживания и ремонта.

 

- Там внутри много лесенок.

 

- Да. Там три этажа. Внутри у меня даже стул стоит, на котором можно посидеть. Орган был принят, и 20 сентября 2003 года в Пермь из Германии приехало четыре фуры, на которых и привезли его. Начался монтаж этого органа.

 

- Началось самое сложное. Ведь не только впервые у нас появился орган, но и вам пришлось впервые встретиться с этим инструментом. Встретится не в качестве слушателя. Кто вас наставлял? Тут же не обойтись одними книжками.

 

- Не обойтись. Меня отправляли на семинар в Саратов, чтобы познакомиться с органом. Там, правда была другая фирма, но изначально органы идентичны, просто есть некоторые различия в инструментах. В основном огромная школа мне была дана в тот момент, когда я собирал этот орган с немецкими мастерами с первого винтика до последней трубы. Он собирался ровно три месяца.

 

- И когда он впервые зазвучал, когда уже был собран, какие чувства вы испытали? Это ведь не конструктор ребенку собрать.

 

- Было очень интересно, когда своими руками помогаешь людям делать, вкладываешь свой труд, и в итоге получается, как говорят специалисты, у нас очень великолепный орган. Он очень хорошо звучит, на нем можно играть виртуозные вещи. Вообще инструмент удался.

 

- Спустя 10 лет можно сказать, что орган как хорошее вино, которое с каждым годом настаивается? В отношении музыкальных инструментов корректно такое сравнение?

 

- Конечно, любой инструмент требует, чтобы его сначала обыграли, а потом он приобретает свою породу. У нас сейчас инструмент находится в стадии, я считаю, детства. Потом будет отрочество. Орган по своей сути должен служить не одно столетие. Поэтому он только-только начинает себя показывать, все будущее у него впереди.

 

- Когда приезжают в Пермь начинающие музыканты либо уже музыканты, которые не на одном органе играли или на инструментах, которые сотни лет стоят в соборах и были установлены тогда, когда нас с вами еще в планах у родителей не было – что они говорят? Насколько тяжело вам с ними работать?

 

- К нам приезжают почти со всего мира. Всегда находим общий язык, несмотря на то, что они говорят на английском немецком, французском, итальянском. Мы друг друга понимаем, потому что занимаемся одним и тем же делом. Оценка очень высокая, потому что орган замечательный, на нем можно исполнять различные программы. Он в очень хорошем состоянии. 10 лет – это не срок для органа, это только начало его деятельности.

 

Михаил Копельников: "К нам приезжают почти со всего мира. Оценка органа - очень высокая"

 

- С тех пор, как у нас появился орган, в репертуаре филармонии в обязательном порядке стоят вечера органной музыки. Исполняются разные произведения, и классика, и современные, возник Международный органный фестиваль. Он тоже постоянно собирает аншлаги. Вырос ли уровень восприятия музыки слушателями? Многие, и я в том числе, впервые услышали орган в Перми. Это уже потом были открытия в других городах и костелах удалось услышать. Стали ли пермяки более требовательными – дескать, Баха мы уже слышали, давайте что-то другое? Вы это чувствуете?

 

- Сложно об этом говорить. Даже того же Баха все исполнители исполняют по-разному. Каждый органист, приезжая в Пермь, исполняя произведения, ту же фугу ре минор – нет абсолютно никаких штампов. Каждый музыкант и органист делает регистровку таким образом… Регистровка – это как бы интеллектуальная собственность. Все зависит от его мировоззрения, возможностей, головы, восприятия. Поэтому одно и то же произведение у разных исполнителей звучит по-разному. Говорить о том, как пермяки воспринимают Баха, того или другого композитора – каждый концерт Бах совершенно разный.

 

- Угасает или нет интерес пермяков к органной музыке?

 

- Нет, возрастает. У нас уже, я так понимаю, есть постоянные зрители, которые постоянно ходят, слушают и находят что-то новое.

 

- Как вы относитесь к экспериментам, когда орган звучит в компании с другими инструментами? И даже с электроникой?

 

- Понимаете, идут эксперименты, поиски нового. Раньше не было электроники, сейчас она появилась. Возможно, впоследствии этого возникнет новое направление с органом. Будет концерт для синтезатора и органа, или к нам приезжала исполнительница на терменвоксе. Тоже электроинструмент, и тоже с органом она исполняла произведения и это было - здорово!

 

- Что нужно сегодня сделать, либо оно уже сделано – органу 10 лет, 10-летний мальчишка, как выяснилось, чтобы он достойно жил и до 18, и до 100 лет, чтобы и наши внуки слушали?

- Благодаря нашей дирекции филармонии, которая сделала систему вентиляции и кондиционирования органного зала, в зале поддерживается определенная температура, влажность, потому что если это нарушится, то орган придет в негодность. В основном от этого все зависит. Естественно, его вовремя нужно настраивать, регулировать.

 

- Вам интересно то, чем вы занимаетесь уже 10 лет?

 

- Конечно, орган – это живой организм.

 

- У вас свои отношения с органом? Знаете, как бывает, с компьютерами кто-то разговаривает…

 

- Конечно,  у меня с ним свои взаимоотношения.

 

- Как вы его любя называете?

 

- «Мой хороший». А если плохое настроение, и он тоже не хочет настраиваться, поддаваться, то подумаешь, поговоришь с ним, и работа идет дальше.

 

 - Спасибо, что пермская филармония и Вы лично, Михаил Борисович, эти 10 лет дарите нам музыкальное волшебство.

 

 


Обсуждение
1926
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.