Верхний баннер
18:15 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.29 € 99.56

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 марта 2014

"Мы никогда не знаем, кто, что покажет. А звезда мирового балета может зажечься в любой момент", - Елена Завершинская, директор конкурса "Арабеск"

- 3 апреля в нашем городе на сцене Театра оперы и балета имени Чайковского начнется 13-й открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Какие испытания и награды ждут участников конкурса артистов балета «Арабеск»? Что привлечет зрительское внимание? Эти и другие вопросы я задам сегодня гостям нашей студии. Какое основное отличие этого конкурса от предыдущих. В чем его рекорд?

 

Елена Завершинская: Есть рекорд у конкурса, у нас рекордное количество заявок, в конкурсе собираются участвовать 196 участников. Они делятся на 2 группы.125 участников у нас участвуют в основном конкурсе, то есть, они у нас участвуют в 1-м, 2-м, и 3-м туре. У нас есть еще один конкурс. В рамках второго тура конкурс современной хореографии. И вот в этом году там очень много желающих принять участие, 71 человек.

 

- Встречаетесь ли вы с таким явлением, когда солисты балета подают снова заявки, даже не получив никакой награды на прошлом конкурсе?

 

Елена Завершинская: Конечно, из года в год такое происходит. Бывает так, что человек приезжает к нам ничего не получит, второй раз пройдет во второй тур, а третий раз становится дипломантом или даже лауреатом, такое бывает.

 

- Владимир Николаевич, я так понимаю, что учащиеся колледжа в этом конкурсе обязательно участвуют и многие ребята ходят просто посмотреть другие школы…

 

Владимир Толстухин: Ну, во-первых, то, что у нас в Перми проходит такой конкурс, это очень большое дело. Конечно, наши учащиеся посещают все туры, несмотря на то, что у нас где-то уроки идут, репетиции, мы стараемся освободить, чтобы они могли это посетить. Потому что наша профессия требует, чтобы видеть, надо уметь со взгляда что-то получать. Поэтому для них это очень большая школа. Мы постоянно принимаем участие в нашем конкурсе, это наш конкурс любимый, во-первых, он рядом, это наш театра, наша сцена, все родное. И надо сказать, что каждый конкурс мы имеем какие-то награды, дипломы, конечно, нам трудно соревноваться с состоявшимися артистами балета, которые приезжают со всего мира к нам, но тем не менее, в прошлом году мы имели дипломы, в этом году надеемся тоже. В этом году мы выставляем 9 человек наших учащихся. Среди них будет Алеша Савин, который уже золотой лауреат, получивший золото в Берлине, Аня Федосова, так же получила награду в Берлине. У нас будут участвовать 2 выпускника, пара. Михайлова Кристина и Латипов Ильшат. Так же будут принимать участие, как мы их называем, одиночки, это будет Кулашвили, будет так же у нас Еремеева Диана, мы, конечно, рассчитываем на них, что они выступят хорошо. Сказать, что наша цель, обязательно победить в этом конкурсе, что мы обязательно должны, мы такой цели себе не ставим. Наша задача, чтобы наши учащиеся приняли участие в этом конкурсе. Почему, потому что этому предстоит колоссальная подготовка, для того, чтобы станцевать три па-де-де, и современный номер, для этого ученику требуется очень много времени. Если он идет один, тогда он обязательно должен станцевать 6 вариаций и современный номер. Станцевать ученице второго курса, еще не выпускнице, или ученику, предположим, 6 вариаций не так просто, потому что они должны быть на уровне, который жюри смотрит и оценивает не только красоту ног или красоту лица, но и оценивает, как это исполнено.

 

- Все-таки звание лауреата или дипломанта остается на всю жизнь. И это уже показатель для будущего солиста, когда тот захочет перейти или поступить в какой-то театр. Владимир Николаевич, но ведь этот конкурс, это еще, наверное, подспорье и педагогам, которые могут посмотреть, оценить, сравнить уровень преподавания?

 

Владимир Толстухин: Конечно, обязательно. У нас на сегодня 23 преподавателя специальных дисциплин, классики, характерного, дуэтного танца, исторического танца. И естественно, это школа своеобразная, которая дает показатель уровня на сегодняшний день уровня хореографии, уровня балета, как классического, так и современного. Поэтому для педагогов это так же большая школа, большое подспорье в их работе. Мы уже начинаем смотреть, мы видим, куда нам двигаться. Все равно, как бы мы не говорили, традиции балета, традиции балета, это правильно, но все равно жизнь диет вперед, что-то изменяется, что-то прибавляется, какие-то движения. Сейчас настолько высока техника классического танца. Мы уже видим таких танцовщиков как Васильев Иван, новый такой, молодой танцовщик, он принимал, кстати, в нашем конкурсе участие.

 

Елена Завершинская: Наш лауреат.

 

Владимир Толстухин: И начинал с нашего конкурса свою карьеру. Сейчас он делает тоже такие трюки…

 

- В открытии Олимпиады он ведь тоже принимал участие?

 

Владимир Толстухин: Да, он принимал участие. Он делает такие трюки, наши дети, парни смотрят, вот, вот как это он так вот. Это большая школа, большое подспорье.

 

- А чем будет любопытен этот конкурс для зрителей, которые не могут профессионально оценить высоту подъема... Чем им будет интересны конкурсные показы? Насколько я знаю, туда тоже билеты продают.

 

Елена Завершинская: Конечно. Если они придут на туры, они могут увидеть, как возникла новая звезда. Мы никогда не знаем, кто, что покажет. Мы ко всем относимся абсолютно одинаково. И звезда мирового балета может зажечься в любой момент. На первый тур люди придут, и уже сразу могут увидеть что-то выдающееся.

 

- В 2012 году конкурсу получил звание Екатерины Максимовой, которая имела прямое отношение к нему. А в этом году будет какое-то отдельное событие, посвященное ее юбилею?

 

Елена Завершинская: В этом году церемония открытия конкурса и торжественный концерт будут посвящены 75-летию со дня рождения Екатерины Сергеевны. Владимир Викторович Васильев, художественный руководитель конкурса очень бережно и трепетно относится к этому событию.

 

- Он готовит это событие?

 

Елена Завершинская: Он является режиссером и главным балетмейстером, и скорее всего, я думаю, что он будет даже вести этот концерт.

 

- Этот концерт будет состоять из партий, которые танцевала Екатерина Максимова?

 

Елена Завершинская: Нет, тут у нас немножко другой подход. Я сейчас расскажу. В первом отделении будет показан одноактный балет. Он называется «Класс-концерт». Это балет о буднях жизни балетной труппы. Это премьера Владимира Викторовича Васильева, которую он показал в Москве в июле этого года, эту премьеру он посвятил Екатерине Сергеевне. Исполнена она будет силами артистов театра Балет Москва. У нас приезжают 28 человек, они будут его исполнять. Первое отделение закончится, а во втором отделении будут номера, которые поставлены, практически все, за редким исключением, для этого вечера.

Вот это номера, которые исполняют артисты, приглашенные специально из разных театров. Во втором отделении, например, будет номер «Вальс фантазии» на музыку Глинки, который тоже поставил Владимир Викторович Васильев, и заняты будут любимые ученицы Максимовой. Котоыре танцуют в Большом театре, в Кремлевском балете, в театре имени Глинки в Челябинске, с которыми она сама репетировала.

 

- Отчасти, участники конкурса на открытии смогут увидеть класс, на который нужно равняться…

 

Елена Завершинская: Да, они смогут таким опосредованным образом прикоснуться к Екатерине Сергеевне, как к педагогу, потому что это будут ее ученицы. Ну, у нас будут звезды. Допустим, Марианна Рыжкина, прима-балерина Большого театра будет участвовать в этом номере. Партию юноши будет танцевать Владислав Ландратов, нынешний ведущий премьер Большого театра.

 

- Те, кто смотрел телеканал «Культура» и программу «Большой балет», где наши ребята замечательно показали себя, знают это имя.

 

Елена Завершинская: Да, да. Еще будет замечательный номер, который поставила победитель прошлого конкурса «Арабеск», Елена Богданович, московский балетмейстер, это тоже будет сюрприз для пермских зрителей. Будет очень интересно. Я скажу, что он называется «In the air», в воздухе. А больше ничего рассказывать не буду. А Владимир Николаевич поможет нам, там будет занята девочка из нашего хореографического колледжа.

 

- Поговорим, безусловно, о гала-концерте, хотя предвосхитить, кто будет в нем точно участвовать невозможно, ведь там будут участвовать победители этого конкурса. Владимир Николаевич, вы член жюри, один из постоянных членов жюри. Меняются ли у вас критерии оценки тех конкурсантов, которые присутствуют на этом конкурсе. И что для вас самым главным является, техническое владение, или артистическое владение, как вы определяете, что этот человек должен быть замечен, должен быть отмечен.

 

Владимир Толстухин: Вы знаете, это очень сложный момент, потому что искусство как-то очень трудно поддается каким-то определенным оценкам. Вот выходит на сцену балерина, настолько полна эстетики, вдохновения, и как называется, душой исполнено все ее очарование, исполнение, что даже иногда не замечаешь каких-то погрешностей технических. А другой раз выходит молодой человек, такую технику выдает, что тут просто уже руки вверх, сдаешься. Поэтому в каждом случае это всегда бывает определенная оценка, определенный взгляд именно на этого индивидуального танцовщика. Но конечно, главным критерием, это классический танец, это красота, чистота классики, красота исполнения, если это классический тур, если мы смотрим па-де-де или вариации классические, которое мы задаем.

 

- А если это современный танец, где часто разрушают правила?

 

Владимир Толстухин: Во-первых, не совсем правильно вы сказали, не специально разрушают. У них есть совершенно свой стиль исполнения, есть совершенно определенные направления танца модерн, есть свободная хореография, свободный танец. Поэтому в данной ситуации есть определенные критерии просмотра. Потому что номер должен быть сделан хореографом музыкальным, музыка должна соответствовать тому, что исполняет танцовщик. Исполнение должно быть наполнено каким-то содержанием и актерским дарованием артиста. Если выходит молодой человек, и ты понимаешь каждый жест, о чем он говорит, о чем может идти речь, конечно, это, да. Или когда выходит пара, проползала 5 минут на спине по сцене и ушли, понимаете, это вы в замешательстве, как это…

 

- Клубочками еще любят кататься по сцене.

 

Владимир Толстухин: Да, (смеется). По-разному бывает. Но вы знаете что, иногда и клубочками кататься, это настолько правильно, выразительно, настолько соответствует содержанию того, что хореограф задуман, что мы вынуждены признать это, потому что это действительно талантливо, для нас самое главное, открыть талант хореографа, талант исполнителя. И далеко не всегда танцовщик, не владеющий в той степени классическим танцем, прекрасно показывается в современной хореографии. И мы должны это признать, это очень важно. Пожалуй, что на сегодня сложнее найти лидера в современной хореографии, чем в классическом балете.

 

- Но в истории «Арабеска» были годы, когда никому не присуждалось гран-при. Но в прошлом году было гран-при. Значит ли это, что уровень конкурсантов снова стал расти?

 

Владимир Толстухин: Видите ли, гран-при, это особая премия, которая не дает определение общее конкурсу. Это бывает такая звезда, которая поражает своим исполнением. То есть, должно сочетаться все. Техника, техника исполнения, актерское мастерство, внешний вид, внешние данные, умение передать правильно музыкальную структуру  композитора. Такое сочетание бывает исключительно редко. Это не значит, если мы не присудили гран-при, конкурс потерял уровень. Но бывают конкурсы, на которых нет такого лидера, который явно на три головы выше всех остальных.

 

- Честь конкурса для вас превыше всего.

 

Владимир Толстухин: Естественно, если такого танцовщика или балерины такого уровня нет, то мы просто не присуждаем эту премию. Достаточно, что у нас присуждаются первые премии, вторые премии, делим пополам, потому что уровень одной или другой балерины одинаков по баллам, бывает такая ситуация. Должен сказать, что конкурс «Арабеск» как раз, на мой взгляд, свой уровень сохраняет.

 

- А кто еще в этом году войдет в состав жюри? Понятно, что Владимир Викторович Васильев.

 

Елена Завершинская: Да, в этом году у нас будет новый член жюри, Нина Ананиашивили. Художественный руководитель балета театра имени Палиашвили. Знаменитая балерина, сейчас уже и педагог. И вообще очень приятная женщина. И как я наслышана о ней, она очень часто работает в жюри. Очень честный и ответственный член жюри. Потом у нас будет Николай Боярчиков, который у нас бывает всегда.

 

- Которого, особо представлять не надо в Перми

 

Елена Завершинская: Да, его не надо особо представлять. Дальше будет наш старый друг из Германии Дитмар Зайферт. Морихиро Ивата, как раз тот, кто получил наш первый гран-при. Теперь он закончил свою карьеру в Большом театре как танцовщик, сейчас является художественным руководителем балетной труппы в Улан-Удэ. И еще про одного хочу сказать, у нас очень интересный, тоже новый член жюри, Педро Карнейро из Лиссабона. Вообще у нас никогда не было участников из Лиссабона. А в этом году у нас и член жюри из Португалии, и ожидается очень интересный десант из Португалии, и в современной, и к классической хореографии.

 

- Я от себя добавлю, что в эфире «Эха» будут выходить дневники фестиваля «Арабеск», где мы подробно расскажем и обо всех членах жюри, и о программе фестиваля. От вас мне хочется услышать короткий ответ на вопрос - почему нужно прийти нам на этот фестиваль?

 

Елена Завершинская: Потому что у нас очень много участников из очень многих коллективов и стран. И я уверена, что у нас будет на открытии на что посмотреть. Например, у нас первый раз за всю историю конкурса приезжают участники из Южно-африканской республики. Из Йоханнесбурга. Когда еще в Перми вы увидите танцовщиков из Йоханнесбурга. У нас будут участники из Норвегии.

 

- И естественно, из России.

 

Елена Завершинская: 20 регионов России приедет.

 

Владимир Толстухин: Самое интересное, что в этом конкурсе у нас будет принимать участие 25 человек только пермяков. Всех ведущих солистов пермской оперы, вы увидите, лучших учеников училища, вы увидите.

 

- Будем держать за них кулачки.

 

Владимир Толстухин: Это будет открытие для тех, кто посещает конкурс постоянно, потому что на их глазах растет новое поколение.


Обсуждение
1458
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.