Верхний баннер
13:10 | ПЯТНИЦА | 19 АПРЕЛЯ 2024

$ 94.09 € 100.53

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 20 марта 2014

"Основной потенциал – это мобильный интернет, просто взрывной рост популярности этих услуг, и он еще не достиг предела", - Сергей Кузьмин

- Самый первый вопрос касается экспертной оценки состояния рынка телекоммуникаций, высказанной в первый раз на моей памяти года полтора-два назад. Тогда реплика от одного из специалистов рынка звучала следующим образом: «Пройдет совсем немного времени, и при жизни нашего поколения мобильная связь как таковая станет просто приложением к целому комплексу платных услуг, предоставляемых различными монстрами рынка». Говорите бесплатно, платить вы будете за интернет, еще за что-нибудь. Это мной воспринималось тогда как что-то из разряда совсем фантастики – Александр Беляев, Жюль Верн. Как так, говорить бесплатно? Сейчас прошло два года, и я слышу от вас и ваших коллег подобные заявления. Я понимаю, что это из фантастики превратилось в близкую реальность. Так ли это? Если да, то почему?

 

- Да, текущие тренды рынка телекоммуникаций в России и мире позволяют говорить, что главный тренд – фактическое отмирание голоса в сетях мобильной связи. Имеется в виду постоянное снижение доли голосовых услуг, порядка 2-3% в год. Наши клиенты все больше предпочитают другие средства связи, в первую очередь интернет, мобильные передачи данных. В своей текущей ситуации мы заменяем обычные звонки сообщением в интернете, используя сервисы для получения информации, обмена голосовыми сообщениями. Концепция Smart Pipe, которая ранее была присуща сотовым операторам, интеллектуальная труба, транспорт для проведения голосовых услуг связи – на нее делали ставку раньше мировые операторы, считая, что останутся в этой концепции. Сейчас она становится все менее эффективной. Все-таки будущее прогрессивных операторов – это умная биржа пропускной способности для абонентов и бизнеса. Мы должны дифференцировать наши ресурсы в зависимости от текущих потребностей потребителя. На сегодняшний день как показывает практика и тренды на рынке, это мобильная передача данных. Ключевая потребность заключается в этом. Мы уже сейчас первые из большой тройки операторов сотовой связи рискнули и предложили нашим клиентам тарифные планы линейки Smart, которые фактически не предполагают тарификацию голосовых услуг, а плата взимается лишь за пакет интернет-трафика. Предполагаю, что ставка на интернет-трафик оправдана. По нашим данным, порядка 25 миллионов абонентов услуг МТС постоянно находятся в сети, соответственно, поглощение голосового трафика интернет-трафиком будет только расти. Модель тарификации, которая нами предлагается, уже была опробована в других странах мира. Мне кажется, она должна быть востребована и на рынке России, поскольку тренды соответствуют общемировым. Мы уверены в верности своего выбора, тем более, по доходам от услуг передачи данных МТС растет быстрее рынка. Только за первый квартал текущего года рост доходов превысил 37% компании МТС.

 

- У меня ребенок осенью собирается в первый класс. Он уже заявил, что к этому моменту ему нужен телефон, и уже обозначил некоторые технические параметры доступными ему способами – в частности, назвал те игры, в которые хочет играть. Мне как родителю покупать ему смартфон для игр не хочется. Мне хочется, чтобы он был на связи, чтобы я всегда мог ему позвонить, а он всегда мне ответил, где он находится, все ли с ним в порядке и так далее. Исходя из того, что вы говорите, я правильно понимаю, что совсем немного времени осталось до того момента, когда я ему куплю простейший телефон, и фактически он бесплатно будет со мной разговаривать? Мне вообще не надо будет задумываться, что у него закончатся деньги на счете, еще что-нибудь – голосовая связь будет вообще бесплатной? А в перспективе он ее оплатит, когда станет чуть-чуть постарше и действительно начнет пользоваться смартфоном как средством для выхода в интернет?

 

- На самом деле де-факто это уже так. МТС была пионером на рынке сотовой связи России, когда обнулила внутрисетевой трафик. Разговоры между абонентами МТС в сети являются бесплатными, не стоят ничего, порой даже не требуют внесения предоплаты. Тариф «Супер-МТС» является хитом продаж уже второй год, это как раз тот тариф, который предусматривает не тарификацию звонков внутри сети МТС. Если вы являетесь нашим клиентом, очевидно, вам эффективнее, чтобы ваши близкие, друзья так же были клиентами одной сети, поскольку это позволяет не тарифицировать голосовые соединения. Тот тариф Smart, о котором я говорю, это в развитие этой концепции, исходя из трендов рынка, мы предполагаем, что спрос на интернет-трафик, мобильную передачу данных будет расти. Поэтому помимо не тарифицируемых голосовых соединений мы предлагаем включенный в стоимость интернет-пакет, что эти тарифные планы интересны клиентам, которые уже обладают не просто телефонами, а смартфонами, которые позволяют все-таки использовать функции интернета. Средний базовый пакет трафика, который включен в стоимость тарифного плана, предполагает лимит в размере 1 ГБ, что о нашим оценкам достаточно для среднего пользователя, удовлетворения всех его потребностей, по цене, сопоставимой с двумя чашками кофе в среднестатистической кофейне нашего города. На наш взгляд, это интересное предложение для тех пользователей, которые все-таки уже пытаются быть пользователями интернета. Поэтому, если вы купите своему сыну смартфон, я думаю, это будет для него лучший выбор.

 

- Следующая история. Многие операторы сотовой связи говорят о неком среднестатистическом трафике, пользователе. А что делает этот пользователь? Куда он заходит, на какие страницы, сколько трафика потребляет, слушает ли он музыку, смотрит ли мультики на своем смартфоне пару раз в день? На какие конкретно истории вы ориентируетесь, когда говорите о среднестатистическом пользователе? Мне интересно понять, попадаю ли я  под него.

 

- Наверное, я не скажу ничего нового, если буду описывать профиль интернет-пользователя по мобильной передаче данных, он не сильно отличается от стационарного интернета за исключением объективного ограничения по скорости, по тяжести контента, который вы можете использовать в мобильной сети передачи данных. А так это те тренды, которые сейчас наблюдают все. Безусловно, это музыкальный, видеоконтент, причем избирательный. Пользователь готов платить не за доступ к контенту, а за конкретный контент, чему способствуют iTunes и другие сервисы, которые поменяли концепцию предоставления контента в интернете. Очевидно, это веб-серфинг. Если мы говорим о зрелом пользователе, это электронная почта, доступная в сетях второго и третьего поколения. Базовые технологии мобильной связи сейчас позволяют удовлетворить эти потребности. По мере развития сетей передачи данных, если мы говорим про УрФО и Пермский край, МТС запускает в этом году стандарты текущего поколения LTI, где пиковая скорость загрузки достигает 75 мегабит в секунду. Это уже характеристики, сопоставимые со скоростями так называемого широкополосного интернета.

 

- А переложить на бытовые примеры? У нас есть соцсеть «Вконтакте», у каждого в разделе «Аудиозаписи» порядка 150 любимых песен. Я могу, едучи в машине, не включать плеер, а смартфон, и пользуясь предоплаченным интернетом, слушать фактически музыку, находясь постоянно в интернете? Почему я задаю этот столь дилетантский вопрос – прекрасно помню, это было еще несколько лет назад, прослушивание музыки онлайн с мобильного устройства выкачивало весь возможный трафик.

 

- Я понял вопрос. Безусловно, можете. Текущее развитие сети МТС, в частности, в Пермском крае – это в первую очередь сети третьего поколения, обеспечивают скорость до 42 мегабит в секунду. Это позволяет качать, и среднестатистическая скорость, кстати, по замерам 2013 года в компании МТС по России и Уральскому федеральному округу является самой высокой, о чем мы говорим в своей рекламе, если вы заметили. Она стоит порядка 2 мегабит в секунду, когда в среднем по рынку этот показатель равен около 1,5 мегабит. Это позволяет, я могу пояснить для новых пользователей, качать любой контент за исключением HD-видео, потокового видео, видеоконференций, что требует широкой полосы пропускания в онлайн-режиме. Что касается аудиофайлов, веб-серфинга, электронной почты, скачивания файлов определенного разумного объема в пределах нескольких мегабайт – этого вполне достаточно.

 

- Мы поговорили о том, как выглядит будущее. Давайте немножко о том, как выглядело прошлое. Когда мобильные телефоны стали доступными, когда практически у каждого человека появилась SIM-карта, в какой момент пришло осознание того, что наступит перелом? Что люди будут не разговаривать по телефону, а использовать его как средство для выхода в интернет? Вы зафиксировали этот момент?

 

- Я думаю, это непосредственно связано с технологией развития мобильных сетей. Как вы помните, бум развития сетей третьего поколения, 3G-сетей, которые позволяют обеспечивать доступ в интернет на сопоставимых с фиксированным доступом скоростях (как я сказал, до 42 мегабит в секунду на сети МТС), пришелся на середину 2000-х годов. Эта технология стала бурно развиваться, компания МТС не осталась в стороне. На сегодняшний день у нас покрытие сети 3G, если говорить про Пермский край, обеспечивает 90% пользователей, базовые станции переведены на IP-технологии. Это достаточно хорошее качество сервиса, это буквально произошло за несколько лет, хотя мы продолжаем инвестировать в развитие сетей так же и третьего поколения, на сегодняшний день базового потребления наших пользователей, обеспечивающего им доступ в интернет скоростной, так и голосовые услуги. По большому счету, я думаю, что перелом случился несколько лет назад, буквально 3-4 года, когда мы поняли, что спрос на услуги голосовой связи начинает стагнировать, и все больше людей обращаются за информацией, за какими-то альтернативными видами коммуникации, используя новые возможности, которые мы предоставляем нашим пользователям. Это мобильная передача данных. Понятно, сейчас мы живем в эпоху информационного пространства, когда необходимость быть в информационном потоке, затрачивая минимальное количество времени на получение доступа к информации, общение с нашими близкими людьми, деловыми партнерами, определяет успешность и эффективность людей, процессов, производств бизнеса. Поэтому люди стали очень объективно потреблять те возможности, которые им предоставляет сотовая связь – возможность всегда быть на связи, на доступном ресурсе в сети интернет.

 

- А это был эволюционный процесс или в какой-то момент случилась революция? Не догадывались, что так произошло? Или это был процесс, который аналитикам можно было предсказать лет на 10-15 вперед?

 

- Сейчас вам такие прогнозы никто не сделает, на 10 лет вперед – сейчас настолько быстро развиваются технологии, если вспомнить, компания МТС возникла в 1993 году. В принципе это не так давно, тогда еще никто не мог предположить, что будет такая возможность высокоскоростного доступа в интернет. Поэтому процесс меняется очень быстро. Эффективные прогнозы можно делать раз в 2-3 года. Я думаю, это был быстрый, взрывной, с управлением социальных сетей, все, что реагирует на развитие сети интернет, популяризации среди населения. Но это был эволюционный путь, потому что проникновение сим-карт, если говорим про сотовую связь, достигло 100% несколько лет назад. Голосовые услуги, потребление по сути стагнирует. Люди пользуются голосом без увеличения потребления в том объеме, в котором им необходимо. Более того, мы видим, что появление новых технологий способствует популяризации их использования. Мы понимаем, что все больше информации люди получают и передают посредством сети интернет, электронной почты, всех тех средств коммуникации, которые, как я уже сказал, позволяют быть успешным в сегодняшнем мире.

 

- Операторы превратились в посредников между человеком и сетью? Я так же помню момент, когда операторы пытались взять на себя роль управленческую, рассказать и показать клиенту новые сервисы, возможности. Даже помню, в некоторых крупных операторах появлялись такие должности, как главный редактор – человек, который что-то придумывал и предлагал. Сейчас создается ощущение, что операторы все больше понимают свою технологическую роль. Вы человек, мы даем тебе возможность.

 

- Наверное, роль комбинированная. Новые сервисы предполагают активное продвижение со стороны операторов. Как я уже говорил, текущая концепция развития бизнеса не предполагает быть просто транспортом для продвижения услуг связи, она предполагает быть интеллектуальным посредником между нашими пользователями и той информационной средой, которая у нас есть, предоставляя услуги, дифференцированные не только по стоимости, но и по качеству в зависимости от спроса, потребления, конкретного контента, вида пользования услуг, будь то электронная почта, видеоконтент, аудиоконтент, голосовые сервисы в сети интернет. Безусловно, мы пытаемся рассказывать нашим клиентам, какие тренды мы видим на рынке, какие перспективные сервисы, и как оператор, лидер рынка мы стараемся быть на шаг впереди, определять исходя из мировых трендов тренды на рынке телекоммуникаций России. Мы для этого вводим соответствующие изменения в тарификации, предоставляем абонентам инновационные сервисы. Кстати, в Перми мы вчера провели такую конференцию для наших корпоративных клиентов, где презентовали дополнительные услуги, именно исходя из концепции, что надо рассказывать, какие новые возможности предоставляет сеть по мере технологического развития. Безусловно, являясь проводником этих услуг, мы стараемся популяризировать и объяснить, каким образом максимально эффективно и какую пользу можно извлечь из этих сервисов, которые мы предлагаем.

 

- Вы сказали, что сейчас компания старается идти чуть-чуть впереди, предлагая клиентам то, о чем они еще не знают. Какие тренды вы видите как профессионал в коммуникациях на ближайшие месяцы и годы?

 

- Не так давно МТС, я говорю про них, потому что МТС является лидером рынка…

 

- И потому что вы представитель, это понятно.

 

- И потому что я смею предположить, что наш стратегический план полностью коррелирует с трендами рынка. Не так давно мы презентовали свою новую стратегию, которая звучит как «Данные, дифференциация и дивиденды». В принципе она находится полностью в тренде основных веяний, которые мы видим на рынке, следования которым позволяют нам оставаться лидером этого рынка. Первый тезис – передача мобильных данных. Это сейчас основной драйвер роста потребления на рынке, как я уже сказал выше, операторы будут развивать сети третьего-четвертого поколения и далее, увеличивая способность сети, позволяя абонентам пользоваться услугами мобильной связи, технологически равных возможностям с фиксированной связью, в конечном итоге для потребителя не должно иметь значения, по какой технологии он получает сервис, если его телефон, смартфон, планшет поддерживает те технологии, которые предлагаются, беспроводной передачи данных. Как сейчас WiFi, это может быть WiFi, который обеспечивается проводным и беспроводным, мы предлагаем WiFi-роутеры в продаже. Основной тренд – поддерживать технологическое развитие спроса на услуги передачи данных как с развитием сетей, куда мы активно инвестируем, так и с продажей необходимого оборудования, смартфонов, планшетов, модемов в нашей розничной сети, которую мы так же активно развиваем, чтобы обеспечить доступность необходимых услуг на рынке. Второй тренд или даже первый для клиента – это качественная дифференциация сервиса. Когда базовые сервисы становятся достаточно сходными, я имею в виду услуги голосовой традиционной, в перспективе услуги мобильного интернета, определяющим выбором, который будет влиять на выбор нашего потребителя, будет являться, чем мы отличаемся от остальных операторов, почему он должен оставаться с нами, есть ли тренды получше? Поэтому МТС как лидер рынка не первый год инвестирует в качество сервиса, мы считаем, что лояльность, приверженность клиента бренду – это основной фактор, который будет влиять на выбор потребителя, спрос, который он будет формировать на услуги сотовой связи, в том числе мобильной передачи данных. Те операторы, которые будут инвестировать в качество сервиса, не жалеть денег на качественное обслуживание абонента в офисах, дистанционно в контактных центрах, поощрять абонентов, которые долго находятся в его сети, являются клиентами не первый год, будут иметь очевидные конкурентные преимущества. Это направление закреплено в стратегии МТС как ключевое для развития рынка. Еще одним фактором, дифференцирующим услуги, определяющим спрос на рынке, является популяризация новых сервисов, инновации, создание конвергентных услуг, которые позволяют задействовать технологии как мобильных, так и фиксированных сетей. В конечном итоге предоставлять абоненту новые возможности. Услуги финансовые, мы понимаем, что большой потенциал для бизнеса мобильных операторов – это предоставление нашим пользователям дополнительных финансовых сервисов, возможность совершения бесконтакнтых микроплатежей с помощью мобильного телефона, технологии, которые сейчас популяризируются в мире. Я думаю, за этим будущее, это удобно, доступно, даже исходя из того, что статистика говорит о том, что проникновение сотовой связи на рынке России гораздо выше проникновения банковских услуг среди населения. Я думаю, кредит доверия к сотовым операторам достаточно высокий, и это означает, что операторы могут предлагать абонентам достойные сервисы оплаты коммунальных услуг, проезда в транспорте, микроплатежи, которые мы каждый день совершаем в пределах тех сумм, которые допускает законодательство. Это перспектива направления. Мы хотим, используя технологии сотовой связи, предоставлять клиенту максимальный набор услуг в одном окне. Я думаю, те операторы, которые смогут это сделать с лучшим качеством – за ними будущее.

 

- Есть ли какие-то течения, которые еще недооценили клиенты, рынок? Они задвинуты в тень, но пройдет время, чуть-чуть изменится технология, уровень оснащения смартфонов, уровень мощности вышек – и эти направления выйдут из тени, сыграют свою роль?

 

- Скорее речь идет не об оценке, а о потенциале развития. Повторюсь, основной потенциал – это мобильный интернет, просто взрывной рост популярности этих услуг еще не достиг предела. По мере запуска сетей четвертого поколения, думаю, абоненты получат возможность пользоваться, поймут и попробуют, думаю, им понравится пользоваться мобильным доступом в интернет, где бы они ни находились, на тех же скоростях, с тем же качеством, которое они привыкли получать дома либо в офисе. Поэтому я думаю, большой потенциал именно в развитии интернет-сервисов, в полном объеме. Где бы вы ни находились, вы можете организовывать видеоконференции, качать фильмы, видеоконтент. Можете ни в чем себя не ограничивать.

 

- Все как в «Звездных войнах», когда сидит совет, перед ними появляется голограмма, никаких проблем – бери, разговаривай.

 

- Я думаю, даже лучше. Как я уже сказал, мне кажется большой потенциал – это рынок финансовых услуг микроплатежей. Посмотрите, насколько популярны эти сервисы во многих зарубежных странах. Я имею в виду оплату проезда в транспорте, когда вы можете поднести телефон к турникету в автобусе либо метро, не затрачивая ни секунды времени, оплатить проезд и воспользоваться этой услугой. Мы технологически готовы к этому. У нас и телефоны в продаже, поддерживающие эти услуги, и сим-карты, вопрос только проникновения этого сервиса в сознание потребителя и его организации в быту. Я думаю, что в скором времени сотовый телефон заменит в наших карманах и кошелек, и ключи от квартиры, и удостоверение личности. Это очень перспективная вещь.

 

- Чувствуете ли вы, что очень скоро ваши бизнес-задачи станут регулируемой на неких метауровнях, на уровнях государства, когда право на информацию, на интернет будет прописываться в конституциях, когда деятельность операторов сотовой связи или структур, выстроенных на их основе, будет фактически деятельностью, прописанной законодательством, у вас появится огромная возможность влияния на жизнь вообще? Вы видите такой потенциал перерастания рынка в некую системообразующую структуру?

 

- На самом деле это по факту так и есть. Связь была и остается стратегической отраслью, как транспорт, как жизненно важные функции, значение отрасли очевидно возрастает. Государственное регулирование происходило и изначально, более того, если говорить про нормативное регулирование отрасли, думаю, что это одна из немногих отраслей, которые наиболее динамично изменяются, даже порой не поспевают за изменением технологий. Здесь это естественные процессы. Мы привыкли работать в этих условиях, я не вижу в этом сдерживающих факторов. Как правило, операторы в условиях нормативного регулирования могут предоставлять те сервисы, которые требуют технологии. Поэтому здесь, учитывая значение, которое связь оказывает в нашей жизни, здоровое регулирование должно быть именно для того, чтобы предоставлять закрепленный в конституции равный доступ на информацию всех и каждого, чтобы технологии, которые у нас появляются каждый год в этой области, обеспечивали в равной степени реализацию прав граждан вне зависимости, пользуются они этим или нет, чтобы люди не боялись пользоваться этими технологиями, чтобы они знали, что их права на тайну связи, персональные данные будут защищены. Поэтому здесь регулирование играет важную роль, главное, чтобы оно было актуально, чтобы оно поддерживало быстро развивающуюся отрасль связи, и в этом смысле операторы активно участвуют в качестве экспертов в той нормотворческой деятельности, которая происходит у нас в стране, и поэтому здесь мы в полном контакте с министерством связи, в ближайшей перспективе я думаю, мы получим еще больше возможностей с точки зрения регулирования для использования каких-то инновационных сервисов, таких, как передача голоса в сети интернет и так далее. То, что будет востребовано рынком, получит соответствующую оценку в нормативной базе.


Обсуждение
1703
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.