Верхний баннер
14:14 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 23 марта 2014

"Закон по парламентском контроле - это дополнительная ответственность для депутатов, но и дополнительный спрос с исполнительной власти", - Игорь Папков, депутат заксобрания

- Насколько я понимаю, речь идет о некоем общефедеральном законе о парламентском контроле, который совсем скоро будет пронизывать практически все ветви региональных законодательных уровней. Как этот закон будет действовать в Пермском крае, что он из себя будет представлять?

 

- Думаю, чтобы четче представлять задачи парламентского контроля, надо сказать, что он все-таки имеет две составляющие. Первая часть всегда наверху, и люди четко ее представляют. Это та функция контроля для того, чтобы определять целевое назначение расходования бюджетных средств. Собственно говоря, с поручениями Законодательного собрания этим занимается контрольно-счетная палата Пермского края. Но есть еще вопросы, связанные со стратегическим планированием и со среднесрочным планированием. Это как раз темы, касающиеся реализации программы социально-экономического развития Пермского края. И вот, начиная с 1 января 2014 года, эта реализация его основного инструмента, государственных программ. На сегодняшний день и получилось, что в сфере парламентского контроля возникали определенные белые пятна, над устранением которых и начала работать Совет Федерации РФ. Что он предполагает сделать. На сегодняшний день мы с вами контролируем только программу социально-экономического развития. Закон Пермского края принят, есть показатели, но мы сегодня говорим, что эта программа целиком замыкается на весь бюджет, весь бюджет, это почти 100 млрд рублей. И понятно, что у нас сама программа социально-экономического развития Пермского края не является расходным обязательством. Расходное обязательство, из которого собственно и формируется как раз государственные программы. И вот законодатель федеральный сегодня говорит, что часть полномочий по контролю за содержанием этих программ, за реализацией этих программ передать на уровень региональных парламентов.

 

- Фактически сделать местных парламентариев более ответственными за выполнение предвыборных обещание президента, за выполнение госпрограмм, котоыре принимает Государственная дума и так далее. В этом нет какой-то несправедливости, что ли? Ведь вы же не имеете такого влияния на принятие этих госпрограмм, зато вы лично будете за них отвечать.

 

- Вот смотрите, в Пермском крае была ведь вполне ясная структуры принятия долгосрочных целевых программ, тех программ, которые предшествовали появлению  сегодня государственных программ. Законодательное собрание принимало концепцию долгосрочной целевой программы развития здравоохранения, скажем. Саму долгосрочную целевую программу принимало правительство Пермского края. И у законодателей всегда была возможность проверить, как принятый нормативный акт Законодательного собрания коррелирует с нормативным актом с исполнительной властью. Понятно, что была цепочка, взаимосвязь. На сегодняшний день такой цепочки нет. И, на мой взгляд, сегодня больше вопрос не ответственности ложиться на депутатов, а то, что сегодняшние поправки дают возможность более публично работать над исполнением как раз и указов президента, и самое главное, давать этому процессу такую публичную огласку. Как реализуется социально-экономическая программа Пермского края. Мы ведь ее принимали. Мы эти показатели обещали своим избирателям выполнить. А если мы сегодня не влияем исключительно на инструментарий, мы как должны сказать? Извините, ребята, у нас как-то что-то где-то не получилось на марше. Помните, старый анекдот про коммунизм, что у нас все будет хорошо, жители говорят, мяса нет, но вот мы идем туда семимильными шагами, скотина за нами не поспевает. (смеются) Так вот, чтобы такого разрыва не было мы и попытаемся на сегодня с помощью федерального законодателя естественно, потому что эти вопросы стратегического планирования регулируются на уровне федерации. Мы уже в расшифровку принимаем свои нормативные акты. Думаю, что и устраним.

 

- Давайте тогда спустимся на какой-нибудь примитивный уровень, можно вы назовете любой законопроект, госпрограмму и на ее примере покажите, как федеральные законодатели предписали, а региональные законодатели проконтролировали.

 

- Давайте возьмем. Например, реализацию программы образование.

 

- Да, отличная идея.

 

- Это как раз все, что связано с внедрением новых технологий в образовании, это приведение в нормативное состояние наших учебных заведений. Это, на мой взгляд, достаточно яркий пример, когда мы в течение пяти лет, реализуя федеральную программу реформирования образования, у себя в Пермском крае приняли такую долгосрочную целевую программу. Думаю, что сегодня жители Пермского края с некоторыми критическими замечаниями могут согласиться с тем, что наши школы сегодня являются примером того, как можно эффективно расходовать бюджетные средства.

 

- И в данном случае у  региональных законодателей уже есть возможность следить за этой программой. Зачем тогда парламентский контроль?

 

- Давайте. Как раз, когда была долгосрочная целевая программа, мы и следили за ее исполнением через собственный документ, который назывался концепция этой долгосрочной программы. А сегодняшнее законодательство не подразумевает каких-то документов, которые подразумевали бы какие-то отношения между Законодательным собранием и правительством Пермского края в принятие государственных программ.

 

- Соответственно, вы и планируете этот комплекс поправок прописать.

 

- Естественно. При том, если нам эти полномочия передаст федеральный законодатель.

 

- Федеральный законодатель готов это сделать, я так понимаю.

 

- Сегодня, видя тот законопроект, который внесен и обсуждается, да, они тоже чествуют пробелы в этом контроле.

 

- Давайте тогда немножечко о перспективах этого федерального законопроекта. В каком виде он сейчас существует на уровне Госдумы, в каком виде вы планируете его рассматривать и когда?

 

- На сегодняшний день, это только первое чтение. Понятно, что закон между первым и последним чтением может свой вид поменять достаточно сильно. Но, тем не менее, мы рассчитываем, что сегодня у нас есть закон о стратегическом планирование в Пермском крае. Вот мы как раз в первом чтении его приняла на мартовском заседании Законодательного собрания, и во втором чтении будем принимать на апрельском. И если на сегодняшний день дополнительные полномочия появятся, то мы поправками внесем изменения в закон о стратегическом планировании в Пермском крае. И нам достаточно легко будет вписать его в существующую норматворческую деятельность.

 

- Понятно, что у нас внутренняя политика во многом по Оруэллу, сегодня мы дружим с одними, а завтра с другими. Это, наверное, во многих странах так, ведь Оруэлл не с российской реальности списывал. Но, если все пойдет своим чередом. Если вектор не смениться, если тренд останется прежним, значит Государственная дума примет этот закон во втором и в третьем чтении. Значит, на уровень Заксобрания этот вопрос выйдет уже в ближайшее время. Когда?

 

- Думаю, что этот закон появится в октябре месяце.

 

- Давайте отбросим срок с апреля по октябрь, и поговорим об этом законе, как будто он уже есть. Что он вам позволит сделать?

- Самое интересное, что для Пермского края вот этот закон будет очень своевременен. Когда мы с вами переходили на формирование бюджета Пермского края по программно-целевому методу на 2014 год, мы приняли все бюджеты, исходя из того, что правительство сформировало государственные программы на период 2014 – 2016 год. И тем самым, исходя из графика, получается, что в 2014 году мы получаем полномочия, в 2015 году мы вместе с правительством начинаем разрабатывать соответствующие концепции государственных программ, срок действия которых будет с 2016 по, условно говоря, 2019 год. И одновременно мы будем вносить коррективы в программу социально-экономического развития. То есть, с 1 января 2015 года мы уже начнем работать на перспективу, которая позволит нам скоординировать действие государственных программ с программой социально-экономического развития Пермского края на следующий период. У нас ведь и программа соц-эконом развития Пермского края заканчивает свое действие в 2016 году.

 

- Вы будете вызывать чиновников на заседание законодательного собрания? Требовать отчеты? Как это будет визуально?

 

- Все гораздо проще выглядит. Потому что на сегодняшний день принято 22 государственные программы. У нас с вами в Законодательном собрании работает 5 комитетов. Даже просто арифметически поделить, получается, 4 госпрограммы на каждый комитет. Соответствующим образом в структуре правительства Пермского края работает 5 заместителей председателя правительства. Каждый из них точно так же уведет блок определенных государственных программ. Обычная координация, обычная рабочая деятельность. Никаких вопросов, связанных с тем, что это вдруг возникнет какая-то сумятица в принятии, нет. Другое дело, появится дополнительная публичность у власти.

 

- Зампред приходит на комитет, и, в общем, отчитывается.

 

- Он говорит о своих планах, ему дают добро, не добро на эти планы и все. Дальше идет.

 

- На уровень большого четвергового заседания это даже не выносится?

 

- Конечно. Если нужно будет выносить концепции программ, это еще не факт, может быть, будет достаточно решений комитетов. Это надо смотреть саму структуру закона и  тех полномочий, естественно, нагружать повестку работой, которая может быть проведена на уровне комитетов, никакого смысла нет.

 

- Если я все правильно понимаю, то уже где-то в районе октября Законодательное собрание Пермского края получит непосредственную возможность контролировать исполнение государственных программ, соответственно, контролировать более плотно работу исполнительной власти, трату денег исполнительной власти. Я только одного сейчас не могу понять, ведь у вас же в недрах Заксобрания нечто похожее на этот закон уже было давно. И, по-моему, Николай Андреевич Девяткин был одним из инициаторов подобного рода поправок, законопроектов, или я ошибаюсь?

 

- Вообще хочу сказать, что вот эта тема взаимоотношений баланса между представительной и исполнительной властью, они, наверное, будет существовать столько же, сколько мы обсуждаем скажем так, нюансы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, между Адамом и Евой. (смеется)

 

- Тянуть одеяло на себя – это наше вечное развлечение, это правда.

 

- Поэтому мы сегодня говорим о том, что за этот промежуток, 5 – 7 лет федеральное законодательство несколько раз качалось в разные стороны. Сначала был перекос в сторону исполнительной власти, потом было наоборот у нас, резко маятник качался, чтобы у исполнительной власти было больше полномочий. Поэтому вот эти проекты законов и появлялись, исходя из действующей нормативной базы. Сегодня, на мой взгляд, идет какой-то такой процесс, когда вот этот маятник пытаются зафиксировать в каком-то среднем положении.

 

- При всем при том, что это невозможно, и все это понимают, что это невозможно.

 

- Есть такая грустная новелла, которая заканчивается словами, зло победить невозможно, но ограничить его в наших силах. Поэтому мы и будем пытаться, чтобы негативные последствия от перекосов в ту или иную сторону от полномочий органов власти минимизировать.

 

- Маятник, уж простите меня, пожалуйста, вы сами сказали. Мы сейчас, или вы сейчас, поймали маятник в какой момент? Когда от вас в сторону исполнительной власти пошел или когда он от исполнительной власти в вашу сторону пошел?

 

- В данный момент, когда мы перешли на программно-целевой бюджет, получилось, что маятник все-таки ушел в сторону исполнительной власти. Сейчас как раз и получается, вот эту амплитуду с помощью федерального законодателя, который услышал депутатов от регионов. Эти ведь поправки появились, в том числе, благодаря заявлениям депутатов, членов Совета Федерации от региональных парламентов. Это тоже не совершенно случайные вещи. Поэтому в данной ситуации, да, идет какая-то тенденция возврата маятника.

 

- Это нужно для того, чтобы… Давайте сейчас поиграем в подковерную политику. Это нужно для того, чтобы региональные парламенты не растеряли политический вес?

 

- Я думаю, что всегда во всем мы можем найти конкретного заинтересанта, или того, кому это нужно, кому это более выгодно. Я в данной ситуации говорю о несколько других вещах. Вот смотрите, мы с вами распределили 100 млрд рублей. Распределили их по нормативным актам, в которых представительная власть, при принятие которых не принимала никакого участия. Потому что участие одного, двух депутатов в согласительных комиссиях, в обсуждении проектов не является, я бы сказал окончательным решением коллегиального органа. Но, тем не менее, мы на основании этих расходных обязательств взяли и распределили. Мы сейчас контролируем, грубо говоря, расходование наших бюджетов исходя из того, что нам было предложено без нашего участия. То есть, публичности  в данной ситуации, в принятие, в нахождении какого-то консенсуса, в конце концов, в нашем обществе, к сожалению, по существующей нормативной базе не было. Мы давайте опять же вернемся к этой теме. Нам же все говорят, власть должна быть открытой, власть должны быть публичной, давайте будем об этом думать.

 

-  Теперь я повторю свой вопрос. Тренд на принятие закона о парламентском контроле, который сейчас наконец-то нашел свой отклик в Государственной думе, это желание региональных парламентов вернуть себе политический вес?

 

- Я думаю, что в первую очередь, вернуть реальную законодательную инициативу. И естественно, уже вторично получается, что это и политический вес. Но мы должны понимать, что такое политический вес. В какую сторону его могут использовать региональные парламентарии. В первую очередь он как раз и будет публично отстаивать свою точку зрения, и уже соответствующим образом потом и отвечать за это. А на сегодняшний день, мы, грубо говоря, сводим разговоры все к тому, что либо один виноват на 100%, либо другой виноват на 100%. Это как-то получается, мы перейдем в дискуссию, которая будет говорить о том, что мне не нравишься только ты, потому что ты так вот говоришь. Не важно, что ты уже говоришь.

 

- Здесь получается даже такая штука, не секрет, что целый ряд депутатов региональных парламентов всей страны – это, так называемые, кнопкодавы. Люди, котоыре где-то как-то по спискам прошли, тихо сели, может быть, их даже на заседаниях-то нет. Как-то все уже свыклись с этим. Картинки из пустых залов, iPad, в которые все смотрят и так далее. И тут вроде как становится несколько непонятно, а зачем вам тогда этот парламентский контроль, эта попытка ухватить чиновника-исполнителя за рукавчик. Нет, подожди. Нет, ты скажи, что надо. Получается, что вы реноме депутата сейчас пытаетесь восстановить. Вы, я имею в виду сейчас всех региональных депутатов.

 

- В первую очередь я должен сказать, что негативные явления в работе депутатского корпуса присутствовали всегда. Но мы должны отметить, что как раз процедура формирования Законодательных собраний в регионах оказалась наиболее оптимальной и эффективной для того, чтобы площадки региональных парламентов, я назову уже набившую оскомину фразу, были местом для дискуссий. И мы сегодня видим, что как раз федеральный законодатель, обращая внимание на то, что живая жизнь, нормотворчесеская, законодательная все-таки не умерла в региональных парламентах, сегодня внес изменения в закон о порядке избрания депутатов государственной думы. И именно там сегодня будут 50% депутатов, котоыре будут избраны не по партийным спискам, а непосредственно от избирательных округов. Потому что мы сегодня говорим, что связь с избирателем должна осуществляться не только через партийные структуры, но и непосредственно работая в округе депутат одномандатник показал, что он на сегодняшний день более сильно связан со своим избирателем, что он более заинтересован в жизни конкретного региона, поэтому региональные парламенты и являются таким местом для дискуссий.

 

- вы согласитесь, что когда вам в октябре, если ничего не изменится, дадут в руки этот инструмент, под названием парламентский контроль, на вас возложат ответственность. Не просто вам дадут право. А возложат ответственность. В случае невыполнения на региональном уровне той или иной программы, завала того или иного проекта, вы теперь на абсолютно паритетных началах будете виноваты. И не сможет уже депутат кивать на чиновника, а чиновник на депутата.

 

- Думаю, что во всех таких вещах существует определённая точка росы. Я бы так сказал. Потому что туману можно нагнать много, и в том числе, уважаемым представителям исполнительной власти. Что мешало выполнить ту или иную программу, реализовать тот или иной проект, мы с вами можем слушать много разговоров, задача депутатского корпуса, если ты даешь добро, ты должен обеспечить эффективность в исполнении этого решения. И мы на сегодняшний день будем говорить не о конечном контроле, а о контроле, который будет следить за реализацией того или иного проекта. И это, естественно, дополнительная ответственность для депутатов, но и дополнительный спрос с исполнительной власти.


Обсуждение
1073
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.