Верхний баннер
09:46 | ВТОРНИК | 19 МАРТА 2024

$ 91.98 € 100.24

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 03 апреля 2014

"Такая сербская демократия. У них все немножко хаотично, беспорядочно, но за эти 10 лет они научились договариваться", - Виталий Ковин

- В тот день, когда был референдум в Крыму, о воссоединении или присоединении, вы находились в Сербии?

 

- Да, я находился в Сербии на внеочередных парламентских выборах в качестве международного наблюдателя.

 

- В Крыму тоже были международные наблюдатели, правда, к качеству этих наблюдателей по Facebook было уж очень много сомнений. Вы там были от кого, как?

 

- Я был по старой линии «Голоса». Он в свое время участвовал в создании таких международных общественных организаций, котоыре проводят акции международного наблюдения. То есть, участвовал в качестве международного наблюдателя от общественных организаций. Вот, был в качестве такого наблюдателя. Помимо, меня было еще 90 наблюдателей от ОБСЕ, были еще наблюдатели от ЦИКов, от парламентских ассамблей, было порядка 120 наблюдателей. И если бы не Крым, то выборы в Сербии были бы главным европейским событием в этот день.

 

- Почему? Все, забыли про Крым, мы специально выждали эту паузу, не звали вас в эфир сразу. Почему это важно для этой земли?

 

- Смотрите, такая политическая международная ситуация вокруг Сербии, вокруг Балкан, за последние 20 лет, понятно, что это один из таких конфликтных, горячих регионов. И всегда интересно, когда после таких событий…

 

- Да, не интересны первые выборы, вторые, третьи интересны.

 

- Да, войдет ли политический процесс в стабильное, нормальное русло. Нет ли угрозы опять сброситься в нестабильную ситуацию. Внимание было к этому серьезное, тем более, что выборы были внеочередные, досрочные. И, в общем-то, все наблюдатели и местные, и международные, констатировали, что в Сербии уже устоялся стабильный политический процесс.

 

- Давайте я к вам сейчас как к педагогу обращусь. Во-первых, мы тут не следили, я вообще ночами сидел в стримах украинских. Во-вторых, завтра 5 апреля, годовщина начала бомбежек в Югославии.

 

- Нет, там бомбежки раньше начались, 24 марта.

 

- Ну, 5 апреля у нас тут даже какое-то шествие запланировано. Я не буду не рекламировать, не анонсировать, тем более, что я не помню, не где, не во сколько, какие там организации какой-то очень патриотической направленности будут выражать свою солидарность. Так вот, напомните, почему они внеочередные, что случилось, почему?

 

- Политический процесс. Сербия – парламентская республика. Правительство формируется партиями. Предыдущая партийная коалиция, состоявшая из двух партий, внутри возникли конфликты, которые мешали проводить реформы. В Сербии очень сложная экономическая ситуация, 30% безработицы, 62% от ВВП долг. Низкий уровень жизни. Нужно срочно проводить серьезные экономические реформы. Коалиция, которая была, внутренние раздоры мешали это делать. Соответственно, президентом были объявлены выборы для того, чтобы одна из партий получила абсолютное большинство …

 

- Так называемая, конституционная

 

- Партия Прогресса. Кстати, у этой партии есть соглашение о сотрудничестве с нашей «Единой Россией». Они консервативного толка партия. И им нужно абсолютное большинство, чтобы реализовать свою программу реформ. Ради этого были выборы организованы.

 

- Забегая к следующему дню после дня голосования, так оно все и случится?

 

- Да, так все и случилось, они получили большинство в парламенте. И как ожидает Сербия сможет  в течение 4 лет теперь и коррупцию победить, и уровень жизни поднять. 

 

- Если у них соглашение с «Единой Россией», думаю ,у них это и через 14 лет не получится, ну, да, пожелаем братьям удачи.

 

- Пожелаем.

 

- Теперь к тому, как это было, своими глазами. Во-первых, где вы были? Там у вас фоточки были, там тоже было Ковин написано, но это не вас встречали?

 

- Нет, это я случайно натолкнулся на митинг, который проводила одна из партий. И там были местные жители из городка, который называется Ковин. Вот они себя так позиционировали, что они здесь на митинге. А вообще надо сказать ,что острая политическая борьба, 19 партий. Весь Белград был завешан агитационными материалами. В СМИ без конца только про выборы. Чувствуется, такая серьезная была политическая борьба, но очень корректно не вызывая никаких напряжений со стороны правоохранительных органов, администраций. Как это у нас часто происходит. Как это говорят, такая сербская демократия. У них все немножко хаотично, беспорядочно, но они научились договариваться за эти 10 лет очень консенсусно.

 

- Ниже пояса никто не бьет?

 

- Нет.

 

- Потому что можно достать автоматы и стрелять в ответ. Все понимают, что этого делать не надо?

 

- Похоже, что нет. Как-то научились без оскорблений проводить, в том числе, острые очень дебаты.

 

- Что слышали про Косово?

 

- Про Косово слышал очень мало. Косово в агитации присутствовало. То есть, было 2 радикальных националистических партий, у одной был лозунг «И Русия и Косово», то есть, и Россия, и Косово.  Вернем союз. А у другой партии был на слогане 1389 год, это год косовской битвы. Все, что с этим связано. Но как показывали соцопросы и как показали результаты голосования…

 

- Те, кто с этими флагами ходил.

- Они не полечили поддержки избирателей, они не прошли в парламент. Они получили меньше 5% поддержки. Теперь эти темы Сербию уже не волнуют. Получается так, что они приняли, что это некая данность, отпадание Косово. Нет смысла тратить на это большие усилия, возможности вернуть, пока, по крайней мере, далеко все это. Лучше заняться национальными проблемами. Хотя, поскольку мы тут возвращаемся к нашим крымский событиям и это в последние дни стало комментироваться, в том смысле, что если Россия смогла вернуть Крым, то когда-нибудь, когда мы будем такими же сильными, как Россия, мы сможем вернуть Косово, но не сейчас. Сначала мы должны стать сильными такими же.

 

- А Путин?

 

- Путин очень популярен. Это такой пример лидера, который смог вывести страну на экономический уровень, бороться с коррупцией. Вот у них там лидер партии, которая победила, Вучич, они как бы надеяться, как я понял, что он сможет стать таким же лидером. У него лозунги даже такие же, борьба с коррупцией, стабильность, экономический прогресс, сильная Сербия.

 

- Я сейчас не буду делать отсылок, что это ваше наблюдение, а не ваше мнение, это всем понятно. Что они еще видят кроме этих лозунгов? Что Вучич будет таким же, как Путин или Путин придет, станет президентом?

 

- Да, нет.


- Что у них там, залежи нефти появятся? Они на чем это основывают?

 

- Будет меньше бардака, меньше хаоса. Что одна сила и сильный лидер смогут, прежде всего, побороть мафию, коррупцию. И плюс выторговать, именно, особые условия в евроинтеграции.

 

- Я вот про Европу сейчас хотел задать вопрос, как они туда смотрят?

 

- Они смотрят туда. Смотрят…

- То есть, впереди у них и Путин, и Европа. Не как у Украины. У них все впереди?

 

- Ну, в общем, да. Они хотят интегрироваться, но хотят войти, как я понял, в Евро, вот в эти интеграционные процессы, сильными. Не случайно ,что за несколько дней до выборов, когда я приехал, ни там заключили какой-то очень мощный контракт на перевооружение армии с какой-то арабской страной. Серьезно они относятся к имиджу страны.

 

- Партии там есть по национальному признаку.

 

- Да, и меня это удивило. Конечно, я заранее посмотрел. Но мы же помним, что югославская война, это этнический конфликт, там не по социальным, а по национальным. И мне показалось странным, что там есть партии венгров, русских, так и называется «Русская партия», цыганская, исламская. Они вот эти вот национальные конфликты политизировали, институционализировали.

 

- Я понимаю, что вот эта партия жуликов и воров, это дурачков, это людей, смотрящих назад. Это я сейчас про российский спектр говорю, но в уставе-то не написано. А там, в уставе написано? Вы же всегда смотрите глубже. Вы же «Голос». Вы же не можете без этого.

 

- Это реально партия….

 

- Написано цыган?

 

- Да, это партия, ориентированная на защиту этих национальных интересов, национальных групп. Они имеют даже квоты в органах власти. Там есть даже партия, я сейчас не помню точно, партия венгров, она не прошла 5% барьер, но получила 8 мест, потому что преодолела 0,4% для меньшинств. Есть 10 депутатов…

 

- 250 мест в парламенте, и вот этот вот Вучич

 

- 158 получилось.

 

- 158… Это, вау. Это почти как «Единая Россия»

 

- Да. Я не знаю, как у них, но это серьезно. Это много.

 

- И вот есть партии на этом фоне в стране, которая недоразвалилась или переразвалалась, учитывая Косово, межнациональная война была совершеннейшая, с концлагерями и всем остальным. И сейчас там есть партия, где в уставе прописано, защищать цыган. А в России так нельзя.

 

- У нас запрещено создавать партии по этническим, религиозным и еще каким-то там принципам.

 

- А можно по политическим, либералы, коммунисты…


- Да, да.

 

- Отлично.

 

- Ну, это интересное наблюдение. И, тем не менее, насколько я понял, им удается теперь поддерживать национальный мир в стране.

 

- А вот хотел теперь к вам, как к политологу. Понятно, что вы глянули в уставы, в лица какие-то. На митингах побывали.

 

- Очень надо сказать, драйвово у них митинги проходят.

 

- Чем отличаются?

 

- Под такую зажигательную рок музыку, причем, настоящую такую. Разогревается публика, потом выходит…

 

- Подождите, вы сейчас «Чайфа» видели или кого, я не понимаю даже.

 

- Какие-то местные рокеры сербские. Я их не знаю. Но так все зажигательно. Раскручивается.

 

-А есть ощущение, что там на другой улице автобусы стоят, по 400 рублей заплатили участникам?

 

- Нет. Старался, зная наши русские реалии советские, искал. Парочка подозрений возникла, но не уверен.

 

- Что говорят люди, стоящие над процессами? Вот этот принцип национальных партий. Эти скажут…

 

-Они есть, есть возможность создавать. Но они никогда не получат, я так понял, никогда не получат большой поддержки среди всех избирателей Сербии.

 

- Они так уводят экстремизм с улиц в партии?

 

- Да. Я так понял, что да.

 

- А кто-то объяснял вам это, может быть были с кем-то разговоры ,интервью на эту тему с местными? Что говорят?

 

- Нет. Были, естественно, разговоры с местными общественниками, политологами. Да, они так позиционируют, почему это было сделано.

 

- Какой интересный опыт, наверное, не реализуемый у нас.

 

- Он был рискованный, но, тем не менее, он реализовался вот так.

 

 -А еще у нас в России нельзя делать территориальные партии точно.

 

- Субъектовые.

 

- Нельзя сделать дальневосточную, якутскую, пермскую. Она должна быть не меньше чем в половине субъектов иметь свои представительства.

 

- Да.

 

- А как сейчас, вы думаете, результаты этих выборов будут влиять на страну. Они из дисбаланса вышли в какую-то одну сторону?

 

-Да. Я так понял, что они большие надежды посеяли у населения. Что ближайшие 4 года, пока они у власти, им удастся изменить ситуацию в стране. То есть, люди надеются, что будут рабочие места, что будет борьба с коррупцией, что будут посадки. И соответственно те, кто проиграли, они будут через 4 года и население с этой партией победившей серьезно спросит. Они говорят, что главное будет через 4 года. Эти выборы были проходящие, главные будут через 4 года.

 

- А вот так вот, глядя в лица, спросят, требуют посадки, люди, во многом, которые  через одного держали автоматы, были вынуждены или взяли их по доброй воле. Палец помнит курок. Это читается в лицах, вот эта уверенность, настойчивость?

 

- Нет. Как-то они миролюбивые, мне показалось.

- Была куча наблюдателей от ОБСЕ, вообще Европа там чувствуется, ее присутствие?

 

- Да.

 

- В чем?

 

- Например, первые два дня я разговаривал только на английском языке. Я ожидал там увидеть много русскоговорящий, но как-то не получалось у меня. И там образ жизни видно, что она так постепенно европеизируется.

 

- И вот ребята какие-то, я надеюсь, в количестве 5 человек завтра будут проводить шествие в поддержку… Я надеюсь, что в количестве 5 человек. Что вы можете сказать этим людям? Что думают сами сербы сегодня о том, о той дате, которую завтра в Перми, в том числе, будут отмечать. Они как-то скорбят об этом? Это день трагедии?

 

- Об этом, как мне показалось…

 

- Не принято говорить, это не политкорректно?

 

- Да, это не политкорректно. Я старался обнаружить в политической агитации, рекламе какие-то серьезные, именно на НАТОвскую историю, намеки, за редким исключением граффити на домах, фактически нет. Ничего такого нет. И я так понял, что в такой политической риторике, в дебатах это активно тоже не присутствует. Вообще как мне неформально сказали, что вообще все, что связано с Милошевичем, с этой трагедией, с бомбежками, НАТО, это пока своеобразное табу. Это теперь не тема для обсуждения. Зачем ворошить, давайте лучше строить.

 

- Понятно, что табу. Как ты вообще в Европе без подобного табу будешь. Вообще с тобой не будут разговаривать. Это табу – табу? Или самопринятое, добровольное?

 

- Добровольное.

 

- Все вертикали общества, заканчивая обычными людьми?

 

-Да, мне показалось так. За эту неделю в разговорах с обычными людьми вышли 1 – 2 раза. При том, что мы общались очень много.

 

- За неделю, вы там были неделю?

 

-Да. Не знаю, может быть, мне так повезло с этим, но людей волнуют насущные сейчас проблемы, чем лишний раз ворошить злобу по этому поводу.

 

- И уж точно там не было шествий в память, как вот завтра в Перми?

 

- Ну, вот это уж я не знаю. Не застал. Хотя есть места, естественно, они специально законсервировали, оставили, здание генштаба на центральной улице…

 -Обстрелы, бомбежки.

 

- Да, оно стоит, как напоминание, стоит.


- Безусловно. Это часть истории, как бы ты к ней не относился. Позитивно, негативно.

 

- Безусловно.  И еще я бы хотел добавить, что они были очень рады увидеть меня, как русского человека, русские браться на век, это я почувствовал.


Обсуждение
1376
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.