Верхний баннер
23:13 | ЧЕТВЕРГ | 28 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 13 мая 2014

"Все непрофильные активы, ложатся в себестоимости продукции. От них нам придется отказываться", - Николай Тарасов, генеральный директор Пермского порохового завода

- Николай Николаевич, я так понимаю, что вы по долгу своей работы и службы, и работы на предыдущих местах с Пермским пороховым так или иначе соприкасались и знаете, что это за предприятие. А вот возглавили первый год. Когда пришли, приступили к работе, поработали первые 3,5 месяца. Для себя сформировали, что такое Пермский пороховой завод?

 

Николай Тарасов: Да, я завод знал давно, еще когда учился в городе Перми в военном институте. В то  время это называлось военное училище внутренних войск МВД СССР. У меня супруга из Закамска, с Кировского района. У нее отец работал на этом заводе. Так что связь была. Про этот завод я знал давно уже.  И волей судьбы, который я возглавлял завод, он непосредственно являлся поставщиком одного из компонентов ракетного топлива на Пермский пороховой завод. То, что касается Пермского порохового завода, он сегодня является федеральным казенным предприятием. То есть, государственным. Подчиняется министерству промышленности и торговли. Непосредственно департаменту боеприпасов и спецхимии. О заводе в целом, то, что вы спрашиваете, осмотрелся ли я, да. Я осмотрелся, у меня было время осмотреться, сделать какие-то выводы для себя, увидеть узкие места на предприятие. Программа у нас написана по поводу расширения этих узких мест. В целом коллектив завода с большим опытом и с большим  потенциалом. Есть профессора, доктора и другие ученые степени, которые помогают мне в этом вопросе.

 

– Когда вы взялись за дело, когда вы составили для себя программу, в принципе были готовы к  тому, что вы увидите, или скорее работа внутри завода стала некоторой неожиданностью. Были преподнесены какие-то сюрпризы.

 

Николай Тарасов: Нет, сюрпризов не было, потому что если брать промышленность в нашей стране, она примерно похожа. За те годы, 90-ые, скажем, в конце 2000-х, 2011, 2012 подъем пошел. Я застал тот период, когда видел на предприятиях старое оборудование, 60-х годов, у некоторых и 37-х годов. То есть, здесь картина примерно такая же, да. И я очень рад, что государство повернулось лицом, что здесь есть федеральная целевая программа на 9,6 миллиарда рублей, которые будут осваиваться на Пермском пороховом заводе. Это будет модернизация производства, постройка новых зданий, капитальные ремонты. Естественно, оборудование по последнему слову техники.

 

- А в каких отношениях завод находится с государством? Государство – это единственный заказчик на Пермском пороховом заводе?

 

Николай Тарасов: Напрямую так скажем, заказы у нас поступают от головных предприятий. Мы являемся соисполнителем заказов. Государство заказывает, министерство обороны заказывает от головных предприятий те или иные изделия.

 

- Когда мы говорим  о слове пороховой, в голове какие-то классические картинки выскакивают. Погреба, бочки, порох, ученые, которые что-то там взвешивают. Такой банальный набор штампов. А в целом сейчас пороховой, соответствует название содержимому?

 

Николай Тарасов: Естественно  соответствует. Просто есть такое слово новое, ну, оно старое, специалисты меня поймут. Твердые полимеры, которые и есть тот же самый порох, только высоко аналитичный заряд.

 

-То  есть, если переводить название завода на более современный язык, то, наверное, логичнее Пермский топливный завод?

 

Николай Тарасов: Топливо бывает разное. Бывает топливо на «Лукойле», которое покупаем, дизтопливо, бензин, еще какое-то. Логичнее пороховой. Пороха мы тоже делаем, и охотничий порох, который идет в автоматы Калашникова, эти пороха мы тоже делаем, так называемые сферические пороха.

 

- Расскажите, а что сейчас входит в Пермский пороховой завод. В плане территории, где вы располагаетесь, понятно, что в Закамске, это все знают, есть ли какие-то предприятия партнеры, с которыми вы сотрудничаете?

 

Николай Тарасов: Что касается территории, территория завода занимает 1300 гектаров, это только территория завода. Партнеры на территории завода есть НИИ ПМ институт, головной институт, который возглавляет науку, и 90% технологий зарядов, которые мы осваиваем на Пермском пороховом заводе.

 

-  В данном случае такое впечатление, что вы предприятие полного  цикла. У вас научные разработки, у вас тут же реализация

 

Николай Тарасов: Что касается института, он сейчас под Ростехнологиями, государственная корпорация Ростехнологии. У нас в подчинении юридические лица разные. Но, тем не менее, в советское время это было как одно целое. Но и сейчас традиции между заводом и институтом сохранились, и какие-то вопросы решаются в рабочем порядке.

- Условно, под одной крышей, за одним забором работают и ученые, которые разрабатывают, и сами производственники.

 

Николай Тарасов: Совершенно верно.

 

- Вы говорите о том, что модернизация производства одна из составляющих частей работы завода на будущее. А в каком состоянии сейчас находится производственная часть. Если в процентах, велик ли износ, много ли новых цехов.

 

Николай Тарасов: Морально и физически оборудование и здания устарели. Устарели процентов на 70 – 80, некоторые даже на 100%. Такой износ… Повторюсь, сейчас идет федеральная целевая программа. Освоение денежных средств уже начато. И наиболее важные участки мы уже начинаем приводить в норму сегодняшнего дня.

 

- Когда приводите участки под нормы сегодняшнего дня, говорите еще и про новое оборудование.

 

Николай Тарасов: Естественною.

 

- А кадры под новое оборудование

 

Николай Тарасов: С кадрами, я думаю не только наш завод, но и другие предприятия испытывают на сегодняшний день… Оператор, токарь, кадровый голод есть и сейчас ведется работа непосредственно с лицеями, с политехническим университетом, по подготовке неразборчиво, именно наша кафедра, которая является. Ведется работа. Но, мы испытываем кадровый голод, но ведется работа. Средний возраст завода сегодня составляет 49 лет. И  мы прекрасно должны понимать, что еще 5 – 10 лет, если не будет новых кадров, мы можем просесть в этом направлении.

- А в целом, насколько привлекательно работать на вашем заводе? Насколько высока зарплата, насколько условия труда соответствуют современным реалиям? Ведь когда мы говорим о привлечении новых сотрудников, мы говорим о молодежи, а молодежь – это сегодня люди с завышенными требованиями

 

Николай Тарасов:  На сегодняшний день средняя заработная плата на предприятие составляет порядка 21 тысячи рублей. Специалисты высокого класса, которые работают, токари, они получают больше, до 30 тысяч доходит. По поводу заинтересовать молодежь, да, здесь мы работаем с социальными такими льготами, гарантиями, как их правильно назвать, за съем квартиры предоставляем 4000 рублей, привлекаем молодежь.

 

- Возможность повышения квалификации в рамках завода, возможность повышения образования?

 

Николай Тарасов: Да, естественно есть у нас и такое. молодой человек, пришедший на работу, если хочет получить высшее образование, если это платно, то завод ему часть компенсирует, а можем заключить договор на полную стоимость обучения. Это так.

 

- Мы перед эфиром говорили с Владимиром Аликиным о том, как выстроена была в советское время система непрерывного образования, в конце которого будет Пермский пороховой, говорили о том, что эта система, что уникально для большинства подобного рода структур и систем, не потеряна. Она по-прежнему существует. Владимир Николаевич, расскажите об этом, как начинается образование со школьной скамьи, после которого  человек уже может быть специалистов или инженером с квалификацией на завод.

 

Владимир Аликин: К счастью, в удаленном Кировском районе с численностью населения 18 тысяч жителей, система подготовки кадров для отрасли специальная и техническая химия, это завод и институт, она почти целиком сохранилась. У нас не хватает одно единицы, это инженерной школы с техническим уклоном. Мы уже определи номер школы, которая будет в будущем такой, это 70-я школа. А так наш лицей, который был в составе завода, ушел в состав химико-технологического техникума, который сохранился, находится в хорошем состоянии, там преподавательский состав очень сильный. Там есть конкурс. И они потом этапом, либо идут к  нам на промплощадку, либо на другое химическое предприятие. Либо на 2 кафедры политехнического университета, который находится у нас в Закамске. Либо предварительно пройдут лицей №1, который тоже находится в этом здании. И вот эта система нас устраивает. А сколько заводу надо высококвалифицированных кадров, кандидатов и докторов, мы их внутри предприятия, на уникальном материале, который будет наработан в процессе модернизации,  подготовим, у нас проблем нет с этим. Поэтому мы для себя понимаем, что к нам с Москвы сейчас завести человека, у нас такой возможности сейчас нет как раньше, Казань, Харьков, Харьковский авиационный попадал к нам на площадку. Поэтому мы сейчас полностью, полагаясь на себя, решим эту проблему и на ближайшую перспективу, и далеко вперед.

 

- Отсюда, Николай Николаевич, следующий момент. Для того,  чтобы таким образом строить планы. Нужно выстраивать взаимоотношения с представителями власти, районной, городской, краевой. Как здесь обстоят дела, как Пермский пороховой встроен в структуру таких отношений.

 

Николай Тарасов: На сегодняшний момент, что касается района, города и края, все решается в рабочем порядке. Власти городские, районные, краевые идут нам в некоторых вопросах навстречу. В рабочем порядке все вопросы решаются

 

- Вы по прежнему ощущаете на себе груз районообразующего предприятия?

 

Николай Тарасов: Да, так оно и есть, потому что много социальных объектов осталось на балансе завода. А это скажем, спортивный комплекс «Прикамье», детский дом культуры, санаторий-профилакторий «Алмед», который тоже находится в Кировском районе. Туристические базы «Сылва», «Нытва», особенной популярностью пользуется «Сылва». Ощущаем свой вклад в районообразующее предприятие.

- Время, когда предприятия старались сбросить с себя непрофильные активны, для вас уже точно прошло?

 

Николай Тарасов: Вот смотрите, какая ситуация. Непрофильные активы… Вот вопросы, есть ли конкуренция на рынке сегодня. Казалось бы, наше предприятие, вроде бы и нет конкуренции сегодня, то, что внутри страны. А то, что идет на экспорт, там конкуренция есть с другими странами, есть Китай, есть Америка, у них есть аналогичное оружие. Здесь какой момент. Все эти непрофильные активы, они лежат на себестоимости продукции, которую мы производим. Здесь хотим мы или не хотим, от непрофильных активов нам придется отказываться рано или поздно.

 

- Я так себе в голову укладываю, я правильно понимаю, что политика предприятия, может не сегодня, может не завтра, будет заключаться в том, что от непрофильных активов завод постепенно будет отказываться?

 

Николай Тарасов: Да, Роман, вы правильно понимаете. Потому что, еще раз повторюсь, это все влияет на себестоимость продукции, и чтобы предприятие было успешным, прибыльным,  естественно, непрофильные активы большинство предприятий давно уже скинули, по простому говоря. А у нас на сегодняшний день, мы содержим, как это было в 90-х годах, так и осталось это сейчас. В 2012 году были маленькие движения по отказу от активов непрофильных.

 

- А есть какой-то короткий план, некая дорожная карта. В какие сроки это будет происходить.

 

Николай Тарасов: Это все будет происходить в 2014 – 2015 годах.

 

- То есть к концу 2015 года у Пермского порохового завода непрофильных активов не останется?

 

Николай Тарасов: Не останется. За исключением, мы оставим детский дом культуры, может быть, какую-то базу отдыха оставим для своих сотрудников, чтобы могли отдохнуть и могли своих детей привести в кружок заниматься, чтобы могли развивать детей и могли отдыхать на базе отдыха. Восстановиться морально и физически.

 

- На этот счет вы ведете переговоры с потенциальными покупателями или еще только решаете вопрос с администрациями различных уровней?

 

Николай Тарасов: Здесь мы ведем переговоры с Росимуществом и ведем переговоры с министерством промышленности и торговли. Они тоже выступают инициаторами, чтобы мы отказались от непрофильных активов, министерство промышленности и торговли. И естественно, с краевой администрацией тоже.

 

- Речь будет идти об их продаже и получении какой-то выручки. Или вы просто их сдадите на баланс?

 

Николай Тарасов: Безвозмездная передача

 

- На баланс края, города?

 

Николай Тарасов: Они определяться, они не приняли решение. Города, скорее всего.

 

- Вот смотрите. Давайте еще к одному моменту. Несколько лет назад в связи с Пермским пороховым заводом поднималась тема экологии. Вот Владимир Николаевич вспомнит, там сжигание ракет, в чем только не обвиняли. Во всех мыслимых, немыслимых делах. Как с экологией обстоят дела сейчас на Пермском пороховом заводе. Есть ли какая-то определенная программа на этот счет, стандарты?

 

Николай Тарасов: На сегодняшний день, то, что касается экологии, у нас в удовлетворительном состоянии. Есть программа, есть технико-экономическая оценка, есть, и запуск проекта у нас будет безотходного производства. То есть мы будем стараться сделать производство безотходным. Какие-то оставшиеся вещества мы будем использовать в каком-то другом продукте.

 

- Если сейчас говорить еще об одной отрасли жизни порохового завода, управление предприятием. Опять же перед эфиром вспоминали, за последние несколько лет руководство менялось каждый год. Когда вам предложили возглавить пороховой, вы, конечно, не могли не знать. С чем, с каким настроением в этой связи шли на завод. Дали ли вам гарантии, что дадут работать, что не будут мурыжить проверками, в  конце концов. Как здесь обстояли дела.

 

Николай Тарасов: Гарантий никто дать не может. Проверки они какие есть, запланированные, внеплановые, настрой у меня рабочий. Работать. То, что вы ссылаетесь на прежне руководство, думаю, что вопрос неуместен ко мне, буду работать.

 

- Тог есть, вам просто сказали, Николай Николаевич, надо возглавить, вы сказали, хорошо, родине послужу.

 

Николай Тарасов: Так точно. (смеется)

 

- Ну и отлично, хорошо. Набросали себе план на ближайший год работы, условно, короткий, и на ближайшую пятилетку.

 

Николай Тарасов: Есть стратегия предприятия, которой мы будем придержаться, в сожалению, сейчас я не смогу  ее озвучить, она очень большая. Если посмотреть, там листов, наверное, 150.

 

- А насколько лет она рассчитана?

 

Николай Тарасов: Она до 2020 года, может быть до 2025. Она с поправками уже пойдет к 2025 году.

 

- А короткий план, на ближайший год, до зимы?

 

Николай Тарасов: На ближайший год короткий план, еще раз повторюсь, это расширение узких мест, не буду называть, потому что не поймет человек, который не видел, какие узкие места. Расширим их, будем работать, выполнять государственные оборонные заказы, военно-техническое сотрудничество. И задача у нас на этот год, увеличить объем продаж ориентировочно процентов на 15. Получить прибыль в размере тоже не менее 2013 года. И поэтапно повышать заработную плату на 37%. Первое повышение там прошло. Процентов на 10, по-моему.  И представить в минэкономразвития как одно из перспективных направлений – это проект кластера наукоемкая химия, проект уже есть, проходит согласование с предприятиями и краевыми властями.

 

- Я так понимаю, что здесь речь идет о таким глобальном проекте, куда будет включено производство, образование, и наука, все, включая политех.

 

Владимир Аликин: И социальная сфера, и района мы поддержим.

 

Николай Тарасов: Я хочу как сказать, что этот кластер вызван временем. Есть некое сырье, которое называется импортным. Вот кластер в этом плане будет помогать уходить от импорта. То есть замещение импорта. И много предприятий, котоыре есть в Пермском крае, непосредственно в Кировском районе, котоыре связаны с химией, и на этих предприятиях ведутся пока переговоры, протоколы о намерениях есть, предварительные договоры создания на этих площадках именно того сырья, которое нам нужно.

 

- Чтобы, в конце концов, такой оборонный заказ выполнять без привлечения потусторонних сил

 

Николай Тарасов: Совершенно верно. И вот создание этого кластера поспособствует уйти от импорта замещения, обеспечить предприятия заказами, котоыре находятся на территории Пермского края. И рабочими местами, что повлечет за собой отчисление налогов социальных и других в бюджет города, края и Российской Федерации.

 

- И последний момент, он скорее философский. Не имеет отношения к самому пороховому заводу. Несколько последних лет мы замечаем, как лицо российской власти постепенно подобрело по отношению к промышленникам. Как вы считаете, как долго продолжиться эта тенденция в Росси в целом. И что нам ждать дальше от отношений власть – промышленность?

 

Николай Тарасов: Роман, я не думаю, что сейчас подобрело лицо. Подобрело в том, что инвестиции пошли?

 

-Конечно.

 

Николай Тарасов: Это продиктовано временем. То, что сегодня нужно пересматривать политику промышленности, открывать свои производства, то что было утеряно в 90-х годах, то, что сегодня  временем сказано, разные санкции запада, это все на нас отразиться. Последнее совещание было недели 3 назад в Набережных Челнах, Рагозин собирал руководителей оборонно-промышленных предприятий, в том числе и Пермского края, и была поставлена четкая задача, что не надо ждать никого, нужно организовывать производство у себя на производстве, у соседей и так далее.

- То есть, в данном случае, готовимся в случае чего затянуть пояса на уровне России?

 

Николай Тарасов: Да.


Обсуждение
3662
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.