Верхний баннер
00:24 | ПЯТНИЦА | 29 МАРТА 2024

$ 92.26 € 99.71

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 29 мая 2014

"Цель социального бизнеса - решение социальных проблем, или как минимум их смягчение", - Сергей Пономарев, представитель фонда "Наше будущее"

- Не выключайте приемники, наверное, это тема интересная, но мы мало что в ней понимаем. Михаил Ходорковский в свое время говорил слова о социальном предпринимательстве, где-то как раз накануне 2003 года.

 

- Это не страшно, потому что вчера буквально…

 

 

- Тема звучит часто, но довольно казенно. Сереж, ты не тот человек, который сейчас будет казенные фразы выдавать.

 

- Точно нет, вчера как раз был форум дней пермского бизнеса на пермской ярмарке, где я участвовал. И тем, собственно  примерно половина времени, открытой дискуссии о социальном предпринимательстве как раз была посвящена тому, что это такое. С чем это едят. И у людей, котоыре там присутствовали, совсем разные взгляды. Каждый вкладывает в это какое-то свое понимание, какой-то свой кусок. Были высказывания, о том, как вообще бизнес может быть асоциальным?

 

- Если бизнес подсасывает у бюджета деньги, значит он социальный. Или наоборот, делает что-то бесплатно, тогда он социальный.

 

- По сути, да. Социальное предпринимательство, это такая попытка выбрать какие-то льготы у администрации.

 

- Все это не правильно, а на самом деле.

 

- Не считаю, что мой подход является истиной в последней инстанции…

 

- Но мы-то считаем.

 

- Мне кажется, подход фонда, который я представляю, «Наше будущее», социальное предпринимательство, это деятельность, которая находится на стыке благотворительной деятельности, с другой стороны предпринимательства. Но в первую очередь, это бизнес. Важно понимать, чем он отличается от деятельности некоммерческих организаций, в первую очередь, это самостоятельность, финансовая устойчивость. Люди зарабатывают деньги. Но чем он отличается от обычного бизнеса. Здесь нет цели максимизации прибыли при минимизации издержек. Здесь, в первую очередь находятся решения социальных проблем, или как минимум их смягчения. Что под этим делом понимается, вот социальная миссия…

 

- Ты такой думаешь, я бизнесмен, я умею решать темы, чем бы мне заняться, чтобы иметь максимальную прибыль, ты такой думаешь, а нефтью, газом займусь. А здесь,  а хочу заниматься социальным бизнесом, я смотрю, какая проблема наиболее остра и не решена. Да, я не готов туда инвестировать, как благотворитель, но я готов на этом работать и зарабатывать, но помогать людям.

 

- Да, совершенно верно. Я вижу проблему, которая  меня не устраивает, которая меня бесит. Но  я не готов просить на это деньги, и так далее. Я таким образом отлаживаю этот процесс, что я смогу на этом зарабатывать и решать эту проблему. Например, чтобы далеко не уходить, конкретные примеры. На сегодняшний день в Перми, да и в любом городе, огромная проблема вывезти куда-нибудь инвалида. Туризм для инвалидов, это просто нонсенс. Мы в свое время пытались…

 

- Мы слышали слово такси для инвалидов, но, только такое слово и слышали, а чтобы спецтранспорт…

 

- Не то, что там по России, а за рубеж. Это можно по сложности сравнить с походом Суворова через Альпы. Перевезти инвалида из России в Европу. Это с ума можно сойти. Несмотря на то, что деньги есть у человека, он готов заплатить, но структура на сегодняшний день не развита. В Санкт-Петербурге действует структура «Либерти»,  которая как раз занимается тем, что у нее бизнес, это нормальное туристическое агентство, но его целевой аудиторией  являются инвалиды, она специально простраивает маршруты таким образом, чтобы люди на инвалидных колясках могли путешествовать по Европе, открывать для себя мир.

 

- То есть, вот достопримечательность, вот «Лувр», вот «Эрмитаж», но мы смотрим, где у него пандус.

 

- Конечно, именно так.

 

- Черт, у «Лувра» нет пандуса, вычеркиваем.

 

- Тот же другой вариант, мастерские для инвалидов, когда вы даете  возможность людям зарабатывать. И они организуют какое-то несложное производство. Вот в Краснокамске есть замечательная мастерская для инвалидов, они занимаются изготовлением сувенирной продукции, сейчас пытаются запустить, мы им тоже стараемся помочь. Это значки какие-то, полиграфическая продукция, еще что-то, несложный труд, который инвалид может выполнять сам, но при этом он получает за это зарплату. Для него это возможность трудоустроиться.

 

- Ты по легкому пути пошел, слово бизнес, и слово инвалид, это будет всегда неконкурентоспособный, отчасти дотируемый, и уж точно социально направленный аспект.

 

- Другой вариант, окей, я понимаю ,что… В Пермском каре, фонд поддержал уже порядка 6 проектов социальных предпринимателей, один из таких примеров… На сегодняшний день с ним есть сложности, но кейс достаточно известный, о нем много говорят, это, как раз, школа фермеров. Вячеслав Горелов, который организовал агрокомплекс, в котором у него работают выпускники детских домов и интернатов. Во-первых, он их социализирует, потому что после интерната молодой человек выходит, у него никаких навыков социальной жизни нет. А здесь он обучается профессии, из него готовят фермера. У него есть, где жить. Он находится в такой среде, как правило, на сегодняшний день, у него, по-моему, 16 человек вот таких выпускников, котоыре занимаются фермерским хозяйством. Там есть некоторые сложности с этим …

 

- А еще, через запятую можешь сказать, там инвалиды, фермерство. Сейчас просто уйдем на новости.

 

- Это возрождение народных промыслов, это дополнительные курсы образования, воспитание для детей.

 

- Вдогонку прилетает от тех, кто видимо, слушал не очень внимательно. Социально ориентированный бизнес и социальное предпринимательство, это разве не одно и то же.

 

- Это немножко разные вещи.

 

- Я поймал себя на мысли, чаще всего слышишь, бизнес должен быть социально ориентированным. И из бизнеса на какую-нибудь программу.

 

- Корпоративная, социальная ответственность, это когда бизнес занимается своим делом и при всем при этом часть прибыли пускает на решение каких-то социальных вопросов.

- Кроме налогов.

 

- Да. Социальное предпринимательство – это деятельность целенаправленно направленная  на решение социальных проблем. Это немножко другой уклон.

 

- А зачем придумывать отдельную нишу? В зависимости от того, как ты относишься к термину. Можно называть отдельной нишей для бизнеса, социальный, а можно называть словом клеймо. Я никак  пока не отношусь. Зачем все-таки нужна эта отдельная категория бизнес-проектов?

 

- Хороший вопрос. Все-таки, вот смотри, когда мы говоримо о социальном предпринимательстве, это не только бизнес. Потому что к ним относят трех субъектов на сегодняшний день, это сами предприниматели, индивидуальные предприниматели, ООО и так далее. Чисты бизнес, классический. Второе, к ним относят социально ориентированные организации некоммерческие, которые на сегодняшний день начинают предоставлять какие-то коммерческие услуги. Это тоже предпринимательство. И есть третий вариант, это специализированные предприятия и организации, которые занимаются как раз особым видом деятельности, вот мастерские для инвалидов, или предприятия, котоыре занимаются выпуском продукции для инвалидов. Или предприятия, котоыре специализируются на выпуске продукции для инвалидов или еще что-то, социально значимая продукция.

-Чтобы у чиновников, условно, не возникало, а что ты пришел, ты же не НКО, ты же предприниматель. Давай сразу справочно дадим, НКО может заниматься коммерческой деятельностью…

 

- В рамках устава.

 

- С той лишь разницей, что деньги, которое НКО заработает, оно не может распределить как прибыль между бухгалтером, председателем, а только направить на развитие.

 

-Более того, в этом смысле, я это редко делаю, но это надо сделать, можно похвалить государство, у нас в программе социально-экономического развития России до  2020 года четко поставлена задача, увеличить количество негосударственных субъектов  на рынке социальных услуг. То есть, государство направлено и сознательно начинает политику того, что оно все социальные службы, котоыре есть, которые предоставляют социальные услуги, оно хочет, чтобы с ними контактировали не государственные, не социальные, а в том числе коммерческие, некоммерческие структуры.

 

- Ой, слово такое произнесу, которое знакомо нашей аудитории, но там коннотаций негативных тоже очень много, это называется на аутсорсинг.

 

- Аутсорсинг, совершенно верно. Слово, действительно, звучит очень страшно, но оно правильное. Вот смотри, есть социальное учреждение, есть соцработники, классические, которые оказывают социально-бытовые услуги населению. А есть организация, тот же «Мемориал»,  известная, в которой есть волонтерская служба, в которой ребята так же предоставляют социально-бытовые услуги населению. Но как бы считается это некоммерческая деятельность. Смысл в том, что, почему бы муниципалитету не заказать эту услугу «Мемориалу», чтобы  он не просил деньги у иностранных фондов и так далее, а чтобы муниципалитет, в задачи которого входит обеспечение качества жизни собственного населения, заказывает это некоммерческой организации. И «Мемориал» точно так же ходит к этим бабушкам, помогает, ходит за продуктами, и прочую помощь, которую они оказывают. Смысл именно в этом. Предоставление коммерческой услуги, но за которую может платить не конечный потребитель, а тот же самый муниципалитет.

 

- И главная тема, почему мы об этом разговариваем. Я так понимаю, открываются какие-то новые ворота, шлюзы, возможности. Есть смысл, вчера, не думая о социальном бизнесе, занимаясь каким-то другим бизнесом, а может быть, работая по найму, но хотелось бы чем-то таким заняться, человечьим…

 

- Да.

 

- Сейчас есть какой-то рубеж, какой-то Рубикон, что сейчас можно уходить в эту нишу, что внимание стало ей уделяться.

 

- Есть. Во-первых, министерство экономического развития выпустило дорожную карту, которая как раз наценила на расширение вот этих негосударственных субъектов. То есть, будут специальные прилагаться усилия, чтобы включать некоммерческие организации и коммерческие организации…

 

- Как минимум, будут меньше душить.

 

- Да.

 

- Может быть.

 

- Может быть, будем мы очень на это надеяться. Во-вторых,  все-таки худо-бедно люди начинают, мне хотелось бы на это надеяться, в свое время была замечательная фраза, что можно накопить на прекрасную квартиру, на свою дачу, на свою машину, но ты не сможешь ездить со своей дачи в свою квартиру на своей машине, потому что дороги ужасные. И это общая проблема. Мне кажется, мы подошли к некоему такому периоду, когда люди начинают смотреть за границы собственного дома, собственной дачи, собственного дома, и видеть, что жизнь плохо устроена. И почему бы, если ты обладаешь предпринимательской жилкой, если ты знаешь, как решить проблему, если ты можешь в этом помочь, почему бы в это не включиться.

 

- Да норма прибыли у тебя будет меньше, но на твоей ферме ты будешь не таджиков, гастарбайтеров нанимать, а выпускников детдома. Риски примерно одинаковые. Вот хулиганье какое, но ты вырастишь граждан.

 

- Да, и будет ощущение собственной значимости. Что ты что-то такое сделал, оставил в этой жизни после себя какой-то след. Это все-таки важно.

 

- Отлично, есть какой-то центр, есть какое-то место, может быть, ресурсный центр, куда бежать?

 

- Да, конечно. И мне приятно, что есть много организаций, котоыре занимаются поддержкой социального предпринимательства, в частности, начиная с министерства торговли и предпринимательства нашего Пермского края, которое очень заинтересовано в этом направлении…

 

- Пока понятно, для галочки, но чем раньше…

 

- Нет, не длят галочки. Вот, ей богу, честно, сам встречался, разговаривал, они готовы поддерживать и поддерживают. Есть центры продержки предпринимательства, есть центры  консалтинга, аутсорсинга, тоже наше будущее, которое занимается консультированием предприятий. На базе Торгово-промышленной палаты мы как раз создали рабочую группу по развитию социального предпринимательства  в Пермском крае, которая будет раз в месяц собираться, и обсуждать эти вопросы. То есть, инфраструктуры фондов, котоыре занимаются этим вопросом, они есть и их достаточно много. Другое дело, что всегда от органов власти хочется большего, и именно стимулировать со стороны муниципалитета, со стороны региональных органов власти условия для того, чтобы частный бизнес, некоммерческие организации включались в эту сферу, нужно.

 

- А есть какая-то может быть палитра, вот вы смотрите на демографическо-географическую карту и понимаете, опа, бывшие стекольщики в Лысьве, где-то какой-то предприятие закрылось, где-то что-то… Вы видите, какая-то целая группа, или вы знаете, что где-то есть дом престарелых, люди, котоыре что-то еще могли бы делать, ту же технологию сборов сувениров. Кто-то сидит и определяет. И когда приходит бизнесмен, который говорит, что я хочу третий, пятый, седьмой вид бизнеса открыть, но на этот раз социальный, чтобы мне с дачи до квартиры было ездить приятнее, рекомендуйте мне что-нибудь. Они говорят, вот, смотри, отличная тема есть, вот детдомовцы, есть пример, вот бери вот в этом районе, или бери престарелых там вот.

 

- Да, как раз политика фонда в этом и заключается, что он старается поддерживать те проекты, которые можно тиражировать, которые можно брать как технологию, как модель и делать в других регионах. Из таких кейсов, которые мне приходят на ум, есть социальный предприниматель в Подмосковье, молодая девушка, она уехала жить в Москву, потом вернулась в свою деревню, увидела, что деревня находится на грани вымирания, безработица.

 

- На нормальной границе, нормального вымирания, как любая нормальная деревня почти. Если она живет и процветает, то это не нормальная деревня.

 

- И она организовала там свой социальный бизнес по производству меда. Там необычная технология, она его каким-то образом взбивает, добавляет туда ягоды. Получается…Забыл к сожалению название.

 

- Сладкая штука

 

- Да, специализированный продукт, который идет в Москве просто на ура. Потому что это супернатурально, он естественный и так далее. И она фактически там сама полдеревни трудоустроила. Хотя она тоже очень молодого возраста. В Коломне тут недавно люди энтузиасты тоже нашли рецепт какой-то он очень древний, натуральный, изготовления пастилы. И вот на этой основе организовали музей коломенской пастилы, организовали ее производство, возрождение российских традиций. Соответственно, администрация это поддержала и замечательно. Сейчас у нас в Перми идут тоже, надеемся вместе с «Опорой России» организовать авиамузей под открытым небом. Есть такое начинание, есть энтузиасты, котоыре занимаются сохранением самолетов, и вот на их базе сделать такой музей для школьников, для детей. Тоже замечательно. На самом деле надо смотреть, чего не хватает в жизни, выдумывать из головы не всегда продуктивно, надо смотреть из тех дефицитов, с которыми люди сталкиваются просто.

 

- И все равно, есть люди выдумщики, а есть те, которым куда-то бы зайти, еще 10, 20, 30 подобных примеров, котоыре ты сейчас привел с Коломной, с Подмосковьем, и кого-то что-то так зацепит. Что он просто спать не сможет. В общем, бежать можно в «Наше будущее»

 

- Да, фонд предоставляет… Чем мы занимаемся. Мы регулярно проводим российский конкурс социального предпринимателя, он идет  в течение года, когда вы можете подавать заявку. И фонд предоставляет беспроцентный займ, в отличие, допустим, от банков, что не плохо. Есть премия «Импульс добра» она недавно проходила, 15 мая, за вклад в развитие социального предпринимательства. Мы оказываем консультационную помощь, информационную помощь. Проходит программа обучения. 3 июня будет вебинар как раз по трудоустройству инвалидов. Все вопросы, котоыре с этим связаны.

 

- Сереж, назови контакты. Чтобы нам не звонили, наших менеджеров не мучили. У вас там был Сергей Понамарев.

 

- Контакты. Сайт фонда www.nb-fund.ru, его можно найти через поисковик. А мои контакты я могу здесь оставить и разместить

 

- Да, и во всех соцсетях.

-Да, «В контакте», Facebook

 


Обсуждение
1400
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.