Верхний баннер
18:46 | ПЯТНИЦА | 03 МАЯ 2024

$ 92.05 € 98.64

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 19 июня 2014

"Мне бы хотелось, чтобы в Перми ставились и достигались реальные цели, а не списывалось все на то, что нужно поменять международную Хартию", - Лилия Ширяева

- Давайте о самом главном политическом событии. С одной стороны, это губернатор, который выступил с отчетом, а с другой стороны, бюджет, который депутаты утвердили.

 

- Да, нынешнее заседание Законодательного Собрания было очень разносторонним и интересным, в связи с насыщенностью повестки даже было принято решение не рассматривать, например, проблемы обманутых дольщиков, потому что как раз выступал губернатор. Мы не успевали на такие вещи распыляться.

 

- Я с интересом почитал отчет губернатора, сравнил его с собственными ощущениями, полученными и в ходе поездок по Пермскому краю. Могу честно сказать, что местами с общей тональностью отчета я склонен соглашаться.

 

- Например?

 

- Сегодня утром я говорил, что не далее как вчера был в Чусовом, общался с молодежью, ребятами моего возраста, знакомыми и не только. Они довольно оптимистично смотрят в будущее, отмечая развитие города, реконструкцию метзавода и так далее. Мне показалось, что это хорошо и показательно. Повспоминал свои поездки в другие части региона – везде можно найти какие-то более-менее позитивные примеры. Просто я так понимаю, что отчет губернатора был сформирован именно из подобных примеров. Наверное, это единственный недостаток? Все, что можно было собрать хорошего, в нем было собрано. А то, за что можно было себя покритиковать, осталось за кадром. И все. А какие ошибки были у него в отчете? Что он, с цифрами мухлевал? Да вроде нет. В выводах? Местами подтянуто за уши, но в целом-то у нас и правда все хорошо. Ну как нет?

 

- Возражений по поводу того, что в отчете губернатора были отражены реальные цифры и показатели, ни у кого нет. Все верно, отчет правительство подготовило – это ведь был отчет о деятельности правительства по тем результатам и достижениям, которые произошли в результате работы не одного года, и просто они попали на 2013 год. Для того, чтобы построить садик, понятно, что не хватит одного года. Сначала подбор площадки, потом проектирование, потом получение средств, строительство, ввод в эксплуатацию и так далее. Нельзя не согласиться с тем, что 2013 год по своим формальным основаниям явился по показателям, по вводу тех же самых садиков, и губернатор отметил, что такого количества строек у нас никогда не было. С этим никто не спорит. Другое дело, что это работа не одного года, а во-вторых, доклад был, на мой взгляд, несколько похож на доклады советских времен, когда руководители рапортовали, что все хорошо, все достигнуто, и мы хорошо отработали. Если мое личное мнение, нельзя говорить о том, что все задачи выполнены, а это прозвучало в докладе, который написало правительство. Либо мы по-разному понимаем эти задачи, либо они оцифрованы таким образом, чтобы результат был конечным для каких-то малюсеньких циферок, и можно было так сказать формально. Это вообще большая дискуссия на тему того, как у нас запрограммированы показатели программы социально-экономического развития, как планируются показатели госпрограмм, насколько они оптимистичны, насколько они подвигают к прорыву. Или они формируются на уровне статпогрешности, и правительство легко отчитывается, что они достигнуты.

 

- Я за свою жизнь сталкивался с разными способами составления различных отчетов и выделил для себя две группы. Первая – надо создать видимость, и под нее подгоняется все. Проходила семья по улице с коляской, сколько их было? Четверо? Давайте запишем, что были четыре человека на мероприятии. Они же проходили, смотрели на сцену – значит, были. Давайте далеко ходить за примерами не будем, вспомним выступление одного из наших знаменитых министров культуры Николая Новичкова по поводу присутствия людей на площадках фестиваля «Белые ночи».

 

- Да, был такой показатель.

 

- Это же была просто прелесть! Ты стоял рядом со сценой на протяжении всего мероприятия, насчитал 150 человек, а в отчете у него читаешь – 1200. Ты думаешь: «Откуда 1200?!» А тебе объясняют: «Текучесть. Люди приходили, уходили?»

 

- Более того, по дороге ехали машины.

 

- Это одна группа отчетов, такой способ. Есть второй способ составлять отчеты. В начале деятельности составляется план, ставятся задачи, а потом отчет составляется из тех задач, которые ставились когда-то. Я никак не могу понять, к какому способу составлять отчеты относится вчерашнее выступление Виктора Федоровича Басаргина. С одной стороны, там действительно цифры и какие-то результаты, а с другой, я совершенно не помню задач. Я не помню ситуации, когда он бы выходил и говорил: «По результатам аналитики, проведенной нашими специалистами, мы выявили недостаток здесь, проблему здесь, уровень низкий здесь, недостаточное количество обязательств здесь. Исходя из этого, я гарантирую, что через 2 года…» А теперь выходит и говорит: «2 года назад я ставил задачи – теперь я их выполнил». По форме похоже. Начинаешь вчитываться – ничего подобного. Так это что, действительно, мы считали прохожих?

 

- Можно по-разному относиться. Во-первых, самое первое выступление губернатора, когда он вступал в должность, которые были в крае. Другое дело, что нет последовательной работы по решению этих проблем. Даже когда правительство формирует тот же бюджет, который должен быть нацелен на достижение каких-то задач, сами они и показатели во главу угла не ставятся. Задачи идут своей дорогой, чаще всего не благодаря правительству чего-то там достигается, а бюджет идет своей дорогой.

 

- Простите, это похоже на вчерашнюю работу депутатов на Законодательном Собрании. Очевидно, что до его начала были решены все подковерные задачи депутатских групп, а на самом Законодательном Собрании, некрасиво же, не комильфо, все тут же под шумок, изображая несогласие, протолкнули пару-тройку интересов избирателей, а потом отчитались об этом в СМИ. Получилась вообще красота! Принципиальные, интересы избирателей защищали, поправки приняли, все довольны и уходим в отпуск. Какое-то такое образовалось.

 

- Я не понимаю, почему вы над этим иронизируете. На мой взгляд, этот момент показал некий переворот в понимании возможности взаимодействия законодательной и исполнительной власти.

 

- Ну конечно!

 

- Я не говорю сейчас о каких-то подковерных играх, о которых вы упоминаете. Я говорю об открытой работе депутатов и правительства, когда благодаря 2-3 неделям, которые мы бесконечно заседали, обсуждая те или иные возможные поправки проекта изменений в бюджет, мы пришли к согласованному пониманию по ряду вопросов. Остались не решенные вопросы, но мы их отфиксировали в порученческих пунктах правительству. Поэтому, на мой взгляд, все не совсем так, как вы преподносите, а результат действительно хороший. Мы восстановили суммы на стипендии школьникам. Мы увеличили средства на финансирование переселения из ветхого и аварийного жилья. Мы договорились, что на 2015-2016 годы восстановим средства для муниципалитетов, которые они не получили в прошлом году, не получат в этом из-за того, что правительство тут что-то неправильно спланировало. Но они запланировали средства таким образом, чтобы строительство садиков, дорог, поликлиник и прочего было начато в этом году, а профинансировалось в следующем. Вот об этом мы и договорились. Не пойму, почему вы считаете, что это плохо?

 

- Я не считаю, что это плохо, упаси Господи. Лилия Николаевна, мне просто кажется, что если это и были проблемные зоны, если они и были, то что же за хроническое непонимание? Вы разговаривали на разных языках на предыдущих заседаниях? Откуда тогда конфликты-то? Вы договаривались о вещах, с которыми и так все согласны.

 

- Совершенно верно. У меня впечатление, что каждый раз все понимают, что депутаты правы и не просят ничего лишнего. Но почему-то правительство считало, что оно должно делать так, как решило изначально. Задан тренд, и его нельзя никак менять ни за что и никогда.

 

- А вот согласитесь, что моя конспирологическая версия о подковерных играх тоже у журналистов не может не возникнуть.

 

- Не участвовала, не знаю.

 

- Вопросов больше не имею, давайте вернемся к докладу губернатора. Итак, губернатор выступает с отчетом, в котором нет не просто ни слова критики, но еще и практически не упоминается Пермь. А между тем, если взять совокупно по численности населения, Пермь – это треть населения. Губернатор практически не говорит про Пермь. Почему?

 

- (смеется) Не знаю, как-то не задумывалась над этим вопросом. Но это губернский центр, у нас создается законопроект о статусе административного центра. Я считаю, что это очень хорошо.

 

- Нет, обратите внимание, что предыдущий губернатор Олег Анатольевич Чиркунов на протяжении большей части своего рабочего времени и публичных выступлений говорил про Пермь. И его упрекали о том, что Пермскому краю он уделяет мало внимания, туда-то он не съездил, а там вообще ни разу не был – что ж такое, что за губернатор, который только на улице Куйбышева обитает! Сейчас мы получаем губернатора, который с легкостью будет рассказывать про Юсьвинский район, Кизеловский угольный бассейн, но не упомянет про Пермь.

 

- Не знаю, здесь я с вами не согласна. На мой взгляд, Пермь получает достаточно внимания от краевых властей.

 

- Безусловно, и от некоторых их представителей особо. Уж лучше бы они смотрели скорее в край, но не от губернатора. Отчет Геннадия Тушнолобова тоже состоялся накануне. Пересекался эмоционально он хотя бы с губернаторским? У Геннадия Тушнолобова тоже все хорошо?

 

- Геннадий Петрович построил отчет по формальным основаниям, которые у него были. У нас в отчете было установлено, как должен отчитываться председатель правительства по итогам исполнения бюджета за финансовый год. Здесь была абсолютная конкретика по всем госпрограммам – семья, дети, образование, здравоохранение. Здесь были цифры как позитивные, так и то, что не достигнуто. Причем если на консультативном совете мы обсуждали, как построить доклад, как читать отчет, ряд депутатов предлагал Геннадию Петровичу останавливаться только на тех показателях, которые не достигнуты. Вроде как – ну, что только о хорошем-то говорить? Правительство на это отреагировало очень своеобразно – что, мы будем только о негативе говорить? Так тоже нельзя! В итоге все комитеты рассмотрели и достижения, и не достижения. Здесь большой процент неисполнения показателей по экономическому развитию. И предпринимателей стало регистрироваться меньше, и инвесторы не очень охотно в край идут, и доходность вроде как не растет от деятельности предпринимательского сообщества.

 

- И слово «аренда» все чаще и чаще сопровождает виды офисных помещений и зданий в центре города.

 

- Про аренду недвижимости, кадастровую стоимость земли и будущую оценку объектов капитального строительства можно отдельно и долго говорить. Это отдельная большая проблема, связанная с непоследовательностью краевых властей, когда каждый год проводится новая кадастровая оценка правительством Пермского края. Предприниматели вынуждены каждый год ее оспаривать, тратя на это деньги, нервы, время и так далее. Самое смешное, что они все равно добиваются своей правды, но тратят на это все вышеперечисленное плюс деньги краевого бюджета, который оплатил неправильную оценку.

 

- Когда мы говорим о сочетании негатива и позитива в отчетах различного рода чиновников, мне кажется, что было бы уместно негатив и позитив разносить по времени года. Я сейчас поясню. Год заканчивается, на дворе декабрь.

 

- И так грустно (смеется).

 

- Почему? Скоро Новый год, праздники, выходные, ярмарки, карнавал, кто-то бежит за подарками, а кто-то уже. И вот сейчас самое время выходить с позитивом – хорошо поработали, год тяжелый, но непростой, зато мы справились с этим и этим!

 

- У нас это делается. Губернатор нам это представляет в конце года перед праздниками.

 

- Но ведь все остальное время, правда, можно говорить о том, что еще не сделано: «Ребята, не сделано это, поднапряжемся! Не сделано это, бросим силы! Не сделано это, выделим деньги!» И всем будет понятно, ведь год-то продолжается.

 

- Понятно, что про время года шутка.

 

- Почему же шутка? Вы сейчас это говорите в преддверии отпускного сезона. Смотрите, все уже морально настроились на отпуск. Кому хочется отдыхать из депутатов, чиновников, губернатору, Геннадию Петровичу Тушнолобову с грустными мыслями? А тут, как только сформированы позитивные отчеты, так сразу и отпускное время проводится лучше.

 

- Насчет того, что будем делать дальше, губернатор сказал, что в этот год удалось развести два формата – отчет и послание. О том, что будет делаться, мы услышим в бюджетном послании на 2015-2017 годы.

 

- Соответственно, сейчас мы рассказали о том, что мы уже исполнили.

 

- Другое дело, например, построено 10 км дорог. Это много или мало?

 

- Не знаю.

 

- Как это в соотношении, что требуется сделать в Пермском крае? Вот этого не хватило.

 

- Соглашусь. Когда мне говорят количество открытых детских садов, я не помню наизусть потребность в местах, хотя понимаю, что она должна лежать где-то рядом.

 

- Совершенно верно. Мне кажется, здесь надо оценивать немножко другое. Есть такой показатель, как удовлетворенность населения деятельностью правительства. Как сказал вчера с трибуны депутат Шулькин, этот показатель в два раза превышает, удовлетворенность людей больше тем, что происходит, соседей. Так вот, это очень спорно. Если говорить о детских садах, то я знаю множество примеров в своем округе, когда формально вроде бы места в детских садах увеличиваются. Но когда конкретная мама обращается за местом в детском саду, ей дают такой микрорайон в Перми, куда она ни за что ребенка не повезет. Ей это не по пути, сад не того уровня, на который она рассчитывала, и так далее.

 

- Это классика жанра. У нас Дзержинский район и на одном, и на другом берегу. Если житель Пролетарки получает детский сад на Парковом, это Дзержинский район.

 

- Эти моменты у нас не учитываются ни при планировании, ни при исполнении. То же самое по зарплате для бюджетников. На этом губернатор вчера остановился, и я с ним абсолютно согласна. Средняя температура по больнице при фиксировании, что у нас средняя зарплата бюджетников растет, не показательна. Внутри этой средней зарплаты есть и значительное превышение, и значительно меньшее число. Правительство с этим, не скажу, что совсем ничего не делает, но делает как-то не так, как хотелось бы.

 

- Среднюю температуру по больнице мы научились вычислять бодро. Ваше личное мнение – все противоречия между правительством и Заксобранием сняты к текущему моменту? Ведь они копились настолько долго и за минувшее время вырывались наружу, а сейчас как-то все так довольны после вчерашнего дня, что просто жуть берет.

 

- (смеется) Я не могу сказать, что мы пытались снять все разногласия. В данной повестке стоял наиболее проблемный вопрос – это внесение изменений в бюджет. При подготовке этого вопроса были намерения и той, и другой стороны принять документ в двух чтениях. Если бы не удалось снять разногласия, муниципалитеты получили бы свои деньги, дай Бог, в сентябре. Так они имеют возможность получить деньги на строительство детских садов, школ и дорог уже в июле. Этот аргумент подталкивал всех к тому, чтобы стремиться договариваться. Остается разное понимание по ряду важных вопросов. Строительство аэропорта – мы пока не договорились о том, когда и как произойдет приватизация, когда бюджет получит деньги. По «Корпорации развития» много вопросов остается, по фонду капитального ремонта. Но я надеюсь, что если та технология и то намерение сближать позиции, которое сейчас продемонстрировало правительство, останется, то мы сможем двигаться дальше.

 

- Хорошо, когда подготовленные люди приходят в эфир. Ты уже хочешь перескакивать на последнюю тему, а тебе: «А как это? А почему про маткапитал не поговорили? Про зоопарк не упомянули? А галерея?» (смеются) Делать нечего, вам слово. Давайте сначала по поводу регионального материнского капитала.

 

- Проблема уже есть. По действующему региональному законодательству дети, которые являются третьими и последующими в семье, рождение этих детей не сопровождается выплатой суммы из регионального бюджета. У нас действует краевая норма, что при рождении третьего и последующих детей выплачивается сумма в размере 100 тысяч рублей. Сейчас она индексируется и составляет больше 110 тысяч. С этого года выплата прекратила действие, она была рассчитана на 2 года для того, чтобы посмотреть, как сработает. На мой взгляд, итоги 2013 года показывают, что норма сработала. И количество детей, рождающихся в семье третьими и последующими, увеличилось за 2013 год.

 

- Кстати, это отметил у себя в отчете и Виктор Федорович Басаргин. Он об этом говорил буквально в первые минуты.

 

- Да, это было отражено, что у нас последовательная и целенаправленная политика краевых властей, которая приводит к тому, что стабильность растет, и дети рождаются.

 

- Причем я не помню, говорил ли он фразу «региональный материнский капитал», не осела в голове. Но то, что была выстроена цепочка «наша работа приводит к…», понятно, что напрашивается.

 

- Депутаты Законодательного Собрания вышли с инициативой продлить выплату этих сумм на 2014 год. После этого губернатором был внесен альтернативный законопроект, в котором он поддерживает продление этой выплаты, но предлагает отменить ежемесячные выплаты для многодетных семей, которые составляют порядка 7 тысяч рублей.

 

- Из этого кармана достали, в этот положили.

 

- С этой частью данного проекта депутаты не согласны. В связи с тем, что два альтернативных проекта должны были рассматриваться на этой же пленарке, в начале которой губернатор говорил о том, что мы исполняем указы президента, у нас целенаправленная политика по поддержке детей, правительство вышло к депутатам с предложением перенести рассмотрение этих вопросов. Не дискутировать на тему, будем мы отменять ежемесячную выплату, которая предусмотрена указом президента, или не будем, и правительство предложило попробовать подготовить согласованный вариант, чтобы не было альтернативных, а был один, с которым все согласны. Мы на это согласились, и теперь задача заключается в том, чтобы этот согласованный документ внести. Насколько это реально, пока не знаю. Но если у правительства будет необходимость реально договариваться и слышать депутатов, думаю, что это возможно. Если не получится сделать согласованный документ, то у каждого инициатора есть возможность настаивать на рассмотрении своего документа.

 

- Едем дальше, зоопарк. Уже давно в публичном поле не поднимается эта тема чиновниками. Да и депутатами, по-моему, тоже?

 

- Мы обсуждали это при подготовке в бюджет, обсуждали зоопарк в привязке к тому, что у нас запланированы 200 млн на этот год, будут они использованы по назначению или это опять задел для правительства. Если вспомните прошлый год, то правительство не кредитовалось, а опять использовало те средства в инвестпрограмме на тот же Речной вокзал, 300 млн. Чтобы в этом году этого не произошло, мы сразу обозначили эти темы, и в итоге правительство согласилось, что освоить 200 млн они не смогут, но при этом конкретного плана с действиями они не представили. В итоге в бюджете осталось 100 млн на этот год на зоопарк. Под что они будут направлены, мне пока непонятно. Я сделала запрос об этом Геннадию Петровичу Тушнолобову, в правительство. Как обычно, в 10-дневный срок мы ничего не получили, никакой сетевой график никто нам не представил. Что делает правительство в отсутствие земли, формальных оснований для проектирования, я пока не понимаю.

 

- Речной вокзал, галерея?

 

- По Речному вокзалу ситуация прояснилась. Я согласна с тем вариантом, который правительство намерено реализовать. Речной вокзал будет восстановлен как памятник архитектуры, при этом переезд галереи туда уже не планируется.

 

- Он будет восстановлен как памятник архитектуры, сиречь отреставрирован. В каком виде тогда он будет функционировать? Чем он будет?

 

- Применительно к моменту реставрации это не принципиально. Это можно обсуждать в ходе работы. Сейчас главное, что есть решение суда, есть предписание прокуратуры, что там находиться просто опасно. Поэтому депутаты оставили на этом объекте общую сумму, мы договорились, порядка 300 млн, а был у нас 1 млрд. Мы договорились, что в течение текущего и следующего года правительство должно реконструировать этот объект, реставрировать его.

 

- Чисто теоретически туда может и музей современного искусства вернуться.

 

- Чисто теоретически ничто не мешает ему находиться там.

 

- Давайте теперь к городской думе.

 

- Да, я депутат от города Перми, давайте к городской думе.

 

- Сегодня городская дума почти единогласно, против был один голос господина Солодникова…

 

- Он сразу об этом заявил.

 

- Конечно, и очень правильно сделал. Он заявил об этом еще и с поправкой, я так интерпретирую – «Дмитрий Иваныч, это не я, есть партия, и партия сказала, и поэтому я против!» Было подробно вот так объяснено, что ни в коем случае не подумайте, что я как будто бы сам против. А все остальные за, и Дмитрий Иванович Самойлов у нас сейчас сити-менеджер. Ваше отношение к этому факту, конкурсной комиссии и всей кутерьме, которая предшествовала этому?

 

- Вчера на заседании Законодательного Собрания вопрос о деятельности комиссии тоже поднимался. Туда были направлены три депутата от Законодательного Собрания, которые участвовали в работе конкурсной комиссии.

 

- Андрей Колесников…

 

- Геннадий Михайлович Шилов, Александр Иванович Мотрич. Депутаты представили нам информацию о том, сколько было заседаний, как они отработали, представили протокол заседания комиссии и сказали, что готовы ответить на вопросы. Вопросов в ходе заседания ни у кого не возникло. Если говорить о моем отношении, то я считаю, что хорошо, когда между исполнительным и представительным органом присутствует понимание. Вроде как сейчас, как демонстрируют обе ветви власти в городе Перми, взаимопонимание достигнуто, и будет совместная нормальная работа.

 

- А можно сказать, что оппозиционные депутаты сдали бой за пост сити-менеджера?

 

- Это вы о ком сейчас?

 

- Об оппозиционно настроенных депутатах. Я не собираюсь выводить персонально, просто говорю, что у нас есть депутаты, которые группами регулярно устраивали демарши, всячески старались бодаться с администрацией. А сейчас спокойно – Дмитрий Иванович Самойлов, городская дума под козырек, Заксобрание вопросов не имеет, все в порядке, сити-менеджер.

 

- Вы знаете, я бы здесь сказала, что нельзя говорить о том, что есть оппозиционно настроенные депутаты, которые всегда против всего. Я такого, находясь в представительном органе госвласти, не фиксирую. По каким-то вопросам есть разногласия. Внутри депутатского корпуса есть разные отношения к каким-то проблемам, законопроектам, моментам. Между представительным и исполнительным органами тоже возникают разные отношения к возможности решения того или иного вопроса. Это совершенно не означает, что всегда кто-то должен быть против. Нет такого, что баба-Яга всегда против.

 

- Самойлов стал компромиссной фигурой?

 

 - Получается, что так. По факту того, как проголосовали депутаты городской думы, видимо, он сумел достичь компромиссов и договоренностей со всеми. Надеюсь, сейчас мы увидим реально плодотворную работу на благо жителей Перми.

 

- У нас не так много работать Дмитрию Ивановичу Самойлову. По-моему, в районе 2016 года должна переизбираться городская дума.

 

- На самом деле что-то меняться при слаженной работе должно каждый день. Результаты этого мы должны увидеть через полгода уже явно, если это делать планомерно и системно, а не откладывать это потом на какие-то системные решения. У меня в свое время был пример, когда один из чиновников, когда ему задавали конкретный вопрос о примерах, каков план действий, он начинал мыслить: «В Хартии о местном самоуправлении написано то-то, в Конституции то-то. Соответственно, чтобы решить эту проблему, надо поменять что-то глобально». Мне бы хотелось, чтобы сейчас, на уровне города Перми, ставились реальные цели, чтобы они достигались, а не списывалось все на то, что нужно поменять международную Хартию.


Обсуждение
1306
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.