Верхний баннер
06:37 | ЧЕТВЕРГ | 25 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 08 июля 2014

"Академические знания должны конвертироваться в промышленные разработки, а предприятия конвертируют их в ассигнации - это и есть инновационный кластер", - Дмитрий Скриванов

- Дмитрий Станиславович, первая история, предпринимательский форум Словакия – Россия в Братиславе. Вы представляете Пермский край, выступаете с докладом «Инновационные кластеры – инструмент транснациональной кооперации». Откуда вообще взялась тема для доклада, и откуда взялась разработка. То есть, подготовить подобного рода выступление, означает загрузиться за несколько месяцев до. То есть,  были какие-то предпосылки. Какие?

 

- Начнем с того, то я представляю не Пермский край в деловом совете Словакия – Россия, а в принципе, Российскую Федерацию. Меня не представлял туда Пермский край, скорее это возникло из того, что у меня за последние несколько лет достаточно большие появились деловые связи с людьми из Европы, людьми, котоыре занимаются аналогичными проблемами в Москве, в том числе в научной сфере, в научном сообществе. Поэтому мне предложили в свое врем войти в деловой российско-словацкий совет. И я принял решение войти. Само собой, представляя Россию, мне удобно говорить о Перми и правильнее говорить о Перми, потому что я, как минимум, патриот своего родного края, поэтому представляю там те вещи, которые есть у нас. И предлагаю коллегам, словакам, на этом форуме как правило присутствуют не только словаки, но и предприниматели, и послы из других стран Европы, посетить Пермь, выстроить какие-то предпринимательские взаимоотношения с Пермью. Поэтому здесь умещается несколько полезных вещей для меня. Почему тема вообще меня заинтересовала? Потому что я занимаюсь бизнесом, занимаюсь бизнесом достаточно давно. И в определенный период времени столкнулся с тем, то не хватает людей, которые по своему образу и подобию могли бы конкурировать с тем продуктом, который идет сегодня из Европы, как принято считать с запада. Кто-то в свое время сказал, что в Перми существуют некие инцесты мысли. Значит, что, когда мы сами варимся в своем котле, сами что-то о себе думаем, сами что-то предлагаем и изобретаем. Зачастую, это те изобретения, которыми пользуется весь мир, а иногда это бывает колесо, которое до этого кем-то было изобретено. Поэтому, знакомясь с тем опытом, который есть в Европе, понимая, что необходимо, чтобы наши люди выезжали, в том числе знакомились с тем опытом, который есть в Европе, потом применяли его в Пермском крае, я этой темой  занялся. И эта тема проросла в то, что я сегодня говорю об инновационно-территориальных кластерах. У нас будет одно предприятие, и мы написали уже на ректора одного из вузов с просьбой с одним факультетом создать аналогичный продукт, и я надеюсь, что это получится.

 

- На пальцах, что такое инновационный кластер, чтобы было очень понятно.

 

- У нас очень часто используются такие вещи, как обучение студентов по определенной профессии. И дальше эти студенты работают на предприятии, которое, как правило, проплачивает их обучение. Например, «Лукойл», очень показательный пример.  И я думаю, что он тратит большие средства, чтобы обучать своих сотрудников. Территориально-инновационные кластеры – это немножко другое. Это сочетание нескольких вещей, это сочетание комфортной среды для тех, кто обучается, это не просто академические знания. А это еще и знания, которые не просто имеют прикладной характер, а имеют некую инновацию. Ситуация, при которой мы создадим большой объем знаний, и эти знания будут конвертированы в промышленные разработки. А наши промышленные предприятия возьмут эти промышленные разработки, в конечном итоге конвертируют это в ассигнации, вот это и есть территориально-инновационный кластер. Чем это отличается от академических знаний? Понимаете, человек, проходя 3 или 5 лет обучения, выходит с дипломом. Но не всегда этот человек способен мыслить креативно. Вот территориально-инновационный кластер должен отбирать тех людей, которые хотели бы мыслить креативно, хотели бы развиваться, и участвовали бы не только в получении академических знаний, но в каких-то лабораториях, в которых будут и специалисты промышленного предприятия, и собственно говоря, возможно, поэтому я и предлагал это на деловом совете словацкой дружбы, возможно специалисты из других стран, вот генерация знаний, потом конвертация этого в определенные продукты, конвертация продуктом в определенные ассигнации, вот это и есть территориально-инновационный кластер.

 

- Что вас не устраивает в  структуре классического исследовательского университета и технического исследовательского университета? Ведь с помощью федеральных денег, которые им спустили на разработки, на лаборатории, фактически сейчас они находятся на подходе к созданию такого рода кластеров. У них есть возможность привлекать студентов, аспирантов и прочих научных сотрудников к самым узкоспециальным разработкам, которые требуются предприятиям. Предприятия могут оставлять им свои заказы. Вот уже без пяти минут.

 

- Начнем с того, что действительно есть научно исследовательские институты, и Пермь находится в этом смысле в очень выигрышном положении, у нас достаточно зарекомендовавшие себя вузы, и они уделяют очень много этому времени, но одних вузов не достаточно. Здесь должна быть готовность бизнеса однозначно. Здесь должна рождаться предпринимательская инициатива, а для этого необходима комфортная среда, а для этого необходимы властные решения.

 

 -Стоп, вот тетерь давайте даже не на властных решениях, а на комфортной среде. Как она должна выглядеть, чтобы бизнес проявлял инициативу?

 

- Мне кажется, что это очень сложно описать какой-то математикой. Вот как возникали художники, поэты в той же самой Франции, в Париже.

 

- По-разному, они возникали по-разному. С одной стороны они возникали из-за того, что при дворе было очень модно и очень популярно держать собственный штат художников…

 

- Скорее вы говорите об итальянской модели того, когда возникает такой прорыв в искусстве. Я не спорю, на самом деле, с вами. Просто не всегда существуют причинно-следственная связь и очень сложно эту причинно-следственную связь описать математически. Я считаю, что для молодого человека должны быть 3 вещи. Комфортная среда, в чем она комфортная, он должен иметь возможность в свое свободное время планировать так, как он хотел бы. И это свободное время должно как минимум его развивать. Для этого должны быть какие-то места, способы, варианты, не один концертный зал, а несколько концертных залов.  Я, к примеру, говорю. Этот молодой человек должен понимать, что город, в котором он живет, ему нравится. Должны быть чистые тротуары, мы возвращаемся, может, к банальным темам. Давайте посмотрим со стороны, что из себя представляет наш парк Горького. При этом, если мы приезжаем в Европу, то там огромные площади засеянные травой, на этих площадях студенты, пользуясь бесплатным Wi-Fi или платным Wi-Fi, занимаются, роются в интернете, моделируют, готовятся к каким-то экзаменам. У нас есть хоть одно такое место?

 

- Нет.

 

- К сожалению, нет, и даже эспланада, насколько я понимаю, сейчас готовится под застройку. Но я не к этому. И третья вещь, которая обязательная на мой взгляд, чтобы среда была комфортной, человек должен здесь планировать свое будущее, он должен понимать, что он здесь заработает, здесь в достаточной мере должно восприниматься предпринимательство.

 

- Проще говоря, чтобы молодой человек, потенциальный ученый, разработчик, не важно, оставался здесь, здесь должны вертеться деньги.

 

- Не только деньги. Здесь очень сложно сказать, что первично, курица или яйцо. Сначала деньги. А потом возникновение а-ля силиконовая долина. Но силиконовая долина штука нарицательная, я так об этом говорю, например. Или сначала силиконовая долина, а потом деньги? Например, в Америке силиконовая долина возникала как автономная тема. Сначала возникла силиконовая долина на базе университетов, а потом появились деньги, то есть, венчурные деньги венчурных фондов. Потом какой-то промышленный кластер, который начал использовать эту генерацию знаний, которую давала силиконовая долина.

 

-Опять же, аргумент в пользу курицы, которая была первее, может заключаться в том, что без денег они бы  вообще не стали появляться. Потом появились большие  деньги у силиконовой долины, но сначала все-таки были предпосылки, потому что сначала надо было понять, что это чего-то стоит, что это куда-то ведет.

 

- Давайте так, я инвестор. Предположим, у меня есть средства. И попробуем меня выпилить с точки зрения моей ментальности, моего отношения к Пермскому краю, моей привязанности к Пермскому краю, куда бы я поехал? Я бы поехал туда, где все это уже есть. Куда бы я повез свои деньги? В Оксфорд, Кембридж, Массачусетс, какие-то есть еще французские, допустим, университеты.

 

- Могли бы обратиться к кому-нибудь типа Артема Разумкова и компании «Макроскоп», котоыре совсем недавно отчитались о выходе инвестора из своего проекта. И 1000% долей прибыли. Я к тому, что у нас такие тоже есть, можно было бы и к нам пойти.

 

- Но сколько у нас таких проектов?

 

- Думаю, что единицы.

 

- Понимаете. Если правде смотреть в глаза, то инвестор пойдет туда, где есть рабочая сила, где есть генерация знаний, я говорю о генерации знаний, может быть это уже достаточно замыленная тема, но тем не менее, есть люди, которые обладают предпринимательским складом ума, которые хотели бы конвертировать свои академические знания в какой-то прикладной вариант. Условно, мы запускаем ракеты, если брать другие страны, то после того, как они запускают эти ракеты, они из этого металла делают кастрюлю. Мы запускаем ракеты, но не можем похвастаться какими-то бытовыми вещами. Я не к тому, что это нам не по силам, я имею в виду нам, России или нам, Пермскому краю. Я к тому, что мы не смогли создать условий, чтобы и знания, и промышленные предприятия, и инициатива, самое главное от этих промышленных предприятий. Потому что у нас сейчас все строится вертикально интегрировано. Есть материнская компания, которая в себя объединяет до 1000 компаний. И мы понимаем, что это не 1000 инициатив, а 2, 5 инициатив, которыми пропитаны тысячи компаний.

 

- Так у нас вся политика так работает, почему у нас должен работать иначе бизнес?

 

- А почему в Перми мы не можем по-другому сделать? Чтобы малый бизнес по средствам того, что мы будем привлекать сюда людей, с предпринимательским умом, с тем, чтобы они этот предпринимательский ум и академические знания конвертировали в какой-то продукт и оставались в Перми. Почему не можем? Можем. Я на самом деле считаю, что это классика жанра. 20% генерирует 80% результата. Вот на это бюджетных денег совершенно точно не жалко. Если есть знания, если есть рабочая сила, если государство готово оказывать этому содействие, если выдаются гранты, я уверен, что 80%, безусловно, не смогут заняться этим предпринимательством и конвертировать свои знания в какие-то инновационные технологии, но 20%, пусть даже 10% смогут. Но добавленная стоимость у этих продуктов совершенно другая.

 

- Вы приблизительные цифры, плюс минус миллионы считали? Сколько может Пермский край вложить? Или что должен Пермский край сделать, чтобы начать процесс.

 

- Знаете, если говорить о нашем Пермском крае, то Пермский край, мы можем воспринимать по-разному, как географическая единицы, как власть Пермского края, как люди Пермского края, когда вы задаете  вопрос, что должен сделать Пермский край или сколько должен вложить Пермский край, что вы имеете в виду?

 

- Я имею в виду следующее. Смотрите, вы говорите, нужны определенные властные решения, властные шаги, чтобы подобного рода климат, атмосфера создавалась. Я это себе нарисовал так, кто-то в недрах власти должен написать программу научно-инновационной…

 

- Нет.

 

- Нет?

 

- Нет.

 

- А как?

 

- Нужно создавать среду. Давайте начнем с того, что, например, у нас есть эспланада. Я категорический противник застройки эспланады. Объясню почему. Не потому что я считаю, что это пространство можно было бы использовать более эффективно или еще что-то. Я считаю, что в городе должны быть места, так называемого, общего пользования, и находиться на них должно быть приятно. Берем эспланаду. Сколько стоит, чтобы сделать от Дома Советов, как мы его называем, от Ленина, 51 до Драмтеатра место, где могли бы собираться люди, сидеть не траве, понимая, что всегда трава выкошена, существуют какие-то лавочки, возможно, бесплатный Wi-Fi, сколько на это нужно денег?

 

- Я не знаю.

 

- Ну, я думаю, что не много.

 

- Наверное.

 

- А сколько нужно денег, в свое время был такой проект, чтобы запустить транспорт, обеспечить полностью транспортом наши высшие учебные заведения. Чтобы студенту вообще никаких проблем не составляло добираться до высшего учебного заведения, до кампуса. Сколько на это нужно денег? На это уже больше нужно. Сколько нужно денег, что бы к нам  приезжали из других регионов, и я знаю что многие противники этого, потому что основным аргументом является то, что приезжает сюда человек, получает здесь дополнительную стипендию, потом уезжает работать в Москву или в Питер. Но, приезжает сюда человек, и мы платим ему стипендию, у нас есть хоть какая-то потенциальная возможность, что он ассимилируется у нас в Пермском крае.

 

- У нас есть 5 лет на то, чтобы сделать Пермский край для него привлекательным.

 

- Совершенно точно. Сколько на это нужно денег, я не могу сказать, но каждый день, принимая решения, мы должны  принимать их таким образом, чтобы они влияли на комфортную среду в городе. И я думаю, что такая среда создастся. Следующая проблема – это промышленные предприятия, как они должны быть готовы к тому, чтобы инновационо взаимодействовать. Мне кажется, что это очень сложно. В нашей ситуации это очень сложно, потому что действительно интегрированная экономика, если говорить о других странах, то многие страны уже прошли этот способ. И у нас создаются сейчас индустриальные кластеры, про-кластеры. При этом, о понятиях можно спорить как угодно, инновационных кластеров не создается, потому что не совсем готова промышленность.  Но здесь опять же мы так или иначе, по крайней мере, правительство Пермского края, принимает решения, например «Протон», «Мотовилиха». Я понимаю нашу склонность всегда к глобализации процессов. Но способ создания кластеров в Японии говорит о том, что тот же самый «Протон» или та же самая «Мотовилиха» могли бы состоять из 70 предприятий с разной инициативой, с разными людьми в учредителях, но все были бы ориентированы на один и тот же продукт. Мы же при этом считаем, что от нулевого цикла до конечного продукта – это одно и то же предприятие. Не совсем с этим согласен. Потому что это исключает конкуренцию, конкуренцию за качество в первую очередь. И здесь нужно смотреть, где мы можем быть конкурентоспособными, где мы не можем быть конкурентоспособными, я имею в виду Пермь.

 

- А существовать в равной степени в одном пространстве две эти модели могут? И «Мотовилиха», с одной стороны, и  «Мотовилиха-2», состоящая из 100 разных предприятий.  Или одно обязательно предполагает вытеснение другого?

 

- Я думаю, что существовать может все и одновременно и вместе. Но только мы понимаем, что это существование связано с определенным образом мысли людей, котоыре принимают определенные решения. Это как вы привыкли ходить на работу одной дорогой, одним способов.


- Вы уверены в этом?

 

 -Не знаю, двумя способами, тремя. Но вы точно не поедет на мотоцикле, потому что у вас формируется стереотип. Я не говорю про вас, я говорю про стереотип. Очень сложно выпрыгнуть за стереотип. И когда не происходит диверсификации в экономике, когда не происходит диверсификации решений, когда существует одна монополия на приятие решений. То зачастую решения принимаются однотипные. Поэтому, если вы спрашиваете, могут ли существовать разные варианты кластеров? Да, могут, отвечаю я. Может ли это в действительности быть, я считаю, что мало вероятно, только потому маловероятно, что, исходя только из того, что существуют стереотипы принятия решений, и люди, обличенные полномочиями принятия решений, они будут принимать те решения, которые для них кажутся наиболее объективными.

 

- То есть, вы съездили в Словакию, пофантазировали с умными людьми, рассказали им о своем видении прекрасного, вернулись сюда, поделились с нами, и так же отдаете себе отчет, что это не реально?

 

- Почему не реально? Я как предприниматель, как человек, который будет заниматься, я по крайней мере надеюсь, что вуз, в который мы написали, и ректор, на которого  мы написали, откликнется. И мы хорошую историю в этом смысле через какое-то время презентуем.

 

- Вуз вы не называете, ректора вы не называете, скажите, хотя бы направление.

 

- Не буду ничего называть, это бизнес, а бизнес на мой взгляд не публичен должен быть, когда дело сделано, или когда есть результат, тогда можно о чем-то отчитываться, а когда есть планы и проекты, а у нас планов и проектов всегда много, к сожалению, результатов не очень много. Я лучше потом отчитаюсь о результате.

 

- Окей, вы в принципе готовы со своей стороны, как предприниматель, вкладываться в подобного рода проект. Вы надеетесь на отклик научного сообщества как минимум в рамках одного вуза. А вот промышленность, где третья часть?

 

- Ну, промышленность, это я. В данном случае, предприниматель и промышленность… Понимаете, под словом промышленность…

 

- Вы вкладываетесь под себя?

 

- Скажем так, да. Я собственник этого проекта, когда я говорю об организации территориально-инновационного кластера, об увеличении научной среды, и о промышленности, мы подразумеваем не совсем промышленный продукт с точки зрения способа его производства и содержания продукта. Это не гайка. Это может быть любой продукт, который продается конечному потребителю. Я считаю, что это может иметь успех и будет иметь успех. Как это будет с другими нашими предприятиями, думаю, об этом надо заботиться нашему правительству.

 

- Сейчас меня интересует не столько ваша готовность, я так понимаю, что она у вас есть, есть ли она у ваших коллег, конкурентов, партнеров. Может быть, не только в России. Вот вы общаетесь с большим кругом предпринимательским, но подобного рода кластеры есть далеко не везде. Заходя в эту историю, мы автоматически начинаем играть на такой современной поляне. Кроме вас, какие страны, какие сообщества, какие бизнесы готовы в это играть.

 

- Смотрите, заходя в эту историю, мы ничем не конкурируем, потому что кластер – это не что иное, как форма. Это не содержание. Содержание можно оценивать как сами инновации, избыточное количество знаний, избыточное количество интеллекта. По содержанию все. В основном – это форма, как общество с ограниченной ответственностью еще что-то. Люди объединяются ради достижения определенной цели. Цель – это инновации, еще что-то, создать продукт, который будет конкурентоспособным на рынке. Если говорить о том, какие страны у нас на сегодняшний день в кластерах, или активно занимаются кластерным подходом, то это практически вся Европа. Это соединенное королевство, очень большой объем кластеров, именно в такой форме генерится продукт, это Германия. Россия, мы заявили, что у нас будет 25 территорий, территориально-инновационных кластеров, насколько я понимаю, из них пока заработало только 13. И в том числе в Пермском крае, мы надеемся через определенный период времени, заработает наш кластер. Насколько готовы наши предприятия промышленные, мне сложно об этом сказать, потому что в конечном итоге все упирается в предпринимательскую инициативу, в то, понимают ли предприниматели, что это определенный выход для них, чтобы производить продукт. И здесь очень важна позиция власти, потому что кластеры нужно поддерживать. Если кластеры не поддерживать, то как форма она не будет существовать. И мы не сможем генерить это количество знания. Я бы не смог оценить даже по пятибалльной шкале готовность предприятий участвовать в территориально-инновационных кластерах. Это правда.

 

- А власть и готовность власти, это что значит? Как они должны проявлять свою готовность, выходит открыто министр и говорит, я готов, я за кластеры. Достаточно?

 

- Нет, не достаточно. Вот смотрите, у нас есть пример Калуги. Я думаю, что это избитый на самом деле пример, и я  видел губернатора. Он часто докладывает на разного рода форумах, на разного рода предприятиях. Это обычный, нормальный человек, человек, который говорит понятные вещи. Территориально-инновационный кластер для большинства людей не понятно. Но мы постарались сейчас обычным языком объяснить, я говорю о территориально-инновационном кластере не только для того, чтобы показаться умным, а потому что доклад так назывался. Но возвращаясь к Калуге, он говорит понятным языком, он  создает ту же историю, он создает территориально-инновационные кластеры, и они уже работают. Как он это делает, он говорит о том, что у каждого инвестора, у каждого предполагаемого инвестора есть его сотовый телефон. Он говорит о том, что каждую площадку он посмотрел ногами, это его выражение. И я не могу его оценить как-то по-другому, кроме как с точки зрения тех результатов, которых добились они. А добились они много. Из заштатного региона, на сегодняшний день это достаточно инновационный регион. Если мы возьмем федеральное законодательство, которое гласит о том, что часть  составных, комплектующих автомобилей должна через некоторое время производиться у нас, и достаточно большая часть. А там открыто 3 или 4 автомобильных производств, я понимаю, что он обеспечил будущее своему региону на десятки лет вперед.

 

- И зарплату людям, и перспективу, и социалку. Калуга здесь пример…

 

- А что нужно для этого? Вот вы спросили, что нужно для этого со стороны власти. Я последний раз разговаривал с ними. Разговаривал, в том числе и по поводу «Volkswagen», они открыли «Volkswagen», как они его открыли. Они договорились с «Volkswagen», что они бесплатно дают ему землю. Губернатор распорядился, что в течение определенного понятного времени, неделя или несколько недель, эта земля перешла в собственность «Volkswagen», под подписанное соглашение, под подписанный договор юридически значимой силы. При этом губернатор подписался, законодательное собрание  приняло решение. Они предоставили инфраструктурную вещь, дорогу, выезд на основную магистраль. Это стоило порядка 300 млн. рублей. После этого все остальные вложения, это вложения «Volkswagen». Что для этого нужно? У нас все для этого есть, но почему нет «Volkswagen».

 

- Это хороший вопрос.

 

- Многие вещи решаются не потому что ты знаешь набор каких-то умных слов, принял какие-то нормативные акты, а потому что есть генератор, есть человек  инициативный, есть человек ответственный за результат. Если говорить о нашем территориально-инновационном кластере, «Новый Звездный», та же самая ситуация. Есть инициативные люди, они сами пробивали многие вещи на разных уровнях. Вот у нас возникло это ракетное двигателестроение, развитие кооперации. Из чего это все состоит? Там же наш политехнический университет с НИОКРом. И так далее. Приняты все необходимые решения со стороны федерации. Почему их не 3, почему их не 4 у нас? Наверное, вопрос в том, что кто-то все-таки смог пробить лбом эту стенку, а кто-то не смог.

 

- Это понятно. Мы несколько лет назад делали с коллегами эфир в рамках программы «Дальний свет», где решали абсолютно теоретически вопрос, сможет ли промышленность Пермского края, гипотетически, работать на создание одного автомобиля. Можем ли мы в Пермском крае создать автомобиль.

 

- Нет, не может.

 

- Не можем. Но в принципе, это же такая теоретическая задачка. А почему не можем?

 

- Потому что существует историческая специализация регионов, существуют исторические производственные мощности. Понимаете, был уральский камнерез в поселке Красный Ясыл, исторически люди учились на то, чтобы работать с камнем. И сейчас уже нет уральского камнереза, но люди все равно работают с камнем. Такая же ситуация у нас. Если мы не работаем с электроникой или еще с чем-то, то мы в ближайшей перспективе и не сможем работать с электроникой.

 

- А с чем сможет работать Пермский край?

 

 - У нас металл сильный. Лысьва, Чусовой. Это металл. Но я уже перевожу или подыгрываю вам, с точки зрения, что можно из всего сделать автомобиль у нас. Я думаю, что какие-то научные разработки. Совершенно спокойно можно работать с пластиком. Потому что это технологично абсолютно и это можно делать. Мы еще можем работать с резиной, это тоже технологично, хотя сложно будет конкурировать с мировыми брэндами, на мой взгляд. Но это задачка такая, достаточно сложная, я вам за 5 минут ее не решу. И боюсь для наших слушателей показаться абсолютным профаном.

 

- Так вот часть наших экспертов сказали, что теоретически при определенном   перепрофилировании производств, если будет стоять такая задача, то у нас для этого никакого нового производства можно и не строить.

 

- Не правда. Вот кто вам сказал из экспертов? Я готов поспорить с любым экспертом. В свое время я был у нас на предприятии, поскольку я тоже в свое время построил предприятие, у меня на предприятии работало 300 человек, при этом выручка была, условно говоря, 10 условных единиц. И я был на предприятиях, будучи депутатом Законодательного собрания. Нам рассказывали об инновациях. При этом презентовали продукт, говорили о том, что на создание этого продукта работает 2,5 тысячи человек, он такой инновационный, а выручка тоже 10 условных единиц. Кто в данном случае инновационней? То предприятие, которое я построил, на котором работало 300 человек и 10 условных единиц выручки, или то предприятие, на котором работает 2,5 тысячи человек. Очень сложно сказать. В нашей ситуации важно не просто наличие предприятий, а важным является, чтобы мы были конкурентоспособными по производительности. А соответственно, по стоимости, того продукта, который мы производим. Я уже не беру во внимание его потребительские качества. Это тоже вопрос технологий. Но сейчас мне кажется. Можно по пальцам перечесть те предприятия, в которых мы являемся технологически состоятельными, но при этом это точно не наши технологии. Все, что касается военно-промышленного комплекса, это не наши технологии, как правило, в 80% случаев мы эти технологии закупаем. Я бы даже сказал, что мудрствовать лукаво здесь не надо. Есть опыт развития Китая, когда они тупо покупают технологии, дальше они эти технологии  копируют. Пока наше научное сообщество и пока наши предприятия и власть научатся переворачивать знания и конвертировать знания в технологии, в научную сферу, надо просто закупать технологии. А в этом случае давайте назовем предприятия, которые готовы на сегодняшний день по потребительским своим способностям по производительности труда соревноваться с какими-то там более или менее известными брэндами.

 

- Не знаю. Мне кажется, что продукция «Новомета»  конкурентоспособна.


- Раз.

 

- Я полагаю, что вполне конкурентоспособны частично разработки «Авиадвигателя». Не думаю, что все, но мне так кажется

 

 -Мне тоже так же кажется. Пусть будет 1,5.

 

- Ладно, не сбрасывайте со счетов «Протон-ПМ», потому что у них тоже с какими-то разработками, пусть не со всеми, но ситуация складывается конкурентно, разве нет?

 

- Давайте и «Авиадвигатель», и «Протон-ПМ», кроме тех вещей, которые связаны с газоперекачивающими станциями, если я сейчас ничего не путаю, да простят меня специалисты, это все равно та штука, которая выросла из  военно-промышленного комплекса. Я сразу сказал, что в военно-промышленном комплексе мы были конкурентоспособными и до сих пор мы эту конкурентоспособность докатываем. В сфере потребительских товаров мы не конкурентоспособны. Когда вы говорите о машине, то это не военно-промышленный комплекс, ей не нужно лететь со скоростью 800 км/ч.

 

- В таком случае, давайте закончим наш эфир на том, что наша пермская компания «Альтернатива платформ» разработала «Танки онлайн», в которую сейчас играют миллионы людей по всему миру.

 

- Да, у нас есть «Прогноз» еще. Есть компании, котоыре мыслят достаточно прогрессивно, и есть компании, котоыре понимают, что такое генерация знаний, и понимают, как их использовать. Я просто надеюсь на то, чтобы таких компаний у нас становилось все больше и большею. Другое дело, что мы должны способствовать тому, чтобы возникла некая синергия. Здесь очень важно объединение усилий. Мы говорили о том, что у нас научное сообщество готово, важно, чтобы предпринимательское сообщество было готово, и чтобы власть была готова. В этом случае мы можем вполне добиться успеха. Я не считаю, что дело безнадежно, что мы проиграли эту конкуренцию.


Обсуждение
1557
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.