Верхний баннер
03:58 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 31 июля 2014

"Потенциал по внутреннему туризму у Пермского края огромен. У нас есть все: реки, пещеры, любой маршрут на любой возраст...", - Николай Ячменев, мастер спорта по водному туризму

- Вы ведь достаточно долгое время развиваете тут точку, где находится ваша база, вы достаточно много попутешествовали. Где побывали?

 

- Я побывал за свои путешествия в средней Азии, это реки средней Азии, Памир, Тянь-Шань. Побывал на Кавказе, и по Уралу походил, до приполярного, южный, северный Урал. Но в основном я занимался водным туризмом, и достиг каких-то вершин в этом деле. Но серьезные походы были до 1991 года, потом пришли перестройки, пришли вот эти 90-е годы, все что-то захотели поиметь. И я выдернулся из обычной среды, хотя работал инженером на заводе «Горнозаводск-цемент»  и пошел в свободное плавание. Все было по началу сложно, как всегда в 90-х, потом все наладилось. Желание заниматься с людьми, туризмом уже более профессиональным образом и привело к созданию моей туристической базы «Усть-Койва». И разработал очень много хороших маршрутов. Один из очень хороших маршрутов по Горнозаводскому району это маршрут за уральскими минералами. В свое время мы с моим товарищем геологом Александром Сергеевичем Радием, царство ему небесное, создали этот маршрут. И можно было за 3 дня набрать коллекцию 70 минералов уральских. Это маршрут чисто по Горнозаводскому району.

 

- Прям серьезно?

 

- Да, трехдневный маршрут, на автомобиле приезжаешь от одного места к другому, у нас есть уникальное месторождение, шахта Сарановская, где находится 143 элемента таблицы Менделеева. Такого нигде нет. И в  принципе, при желании, можно набрать коллекцию минералов. Тут же можно вскользь упомянуть про Горнозаводский музей, потому что там собрана самая уникальная коллекция минералов Пермского края. Шикарная эксплозия. И кто будет в нашем районе, надо обязательно посетить этот музей. Он буквально год назад открылся, называется «Каменный цветок» или что-то типа этого. Кроме этого вокруг турбазы есть 7 маршрутов. Люди, приезжающие на 5-6 дней из-за  границы или наши люди, они могут посетить эти маршруты, и мы каждый день в новую точку водим. То есть к нам приезжают не отдыхать, водку пить, а именно сходить, посмотреть уральский край. Я считаю, что посетив турбазу или это место, можно посмотреть Урал таким, какой он есть.

 

- А какой он есть, что там увидеть можно?

 

- Например, есть такой маршрут, мы обычно возим всех иностранцев, это посвящение без напряжения Уральских гор. Едешь в район Теплой горы, поднимаешься на гору Колпаки, на высоту 614 метров, причем, пешком идешь всего метров 700, и открывается Уральских хребет, Ослянка гора, Качканар гора, то есть, ты воочию видишь Уральские горы. Чтобы еще где-то посмотреть на среднем Урале такое место, это надо ехать в Красновишерский район, очень долго, а тут с асфальта буквально, автобус подходит, люди прошли 700 метров и видят всю эту красоту. Колпаки – сами по себе очень интересные, это хребет. И сейчас раскрученное место Каменный город, так вот, Колпаки почти идентичны Каменному городу. Если походить вдоль хребта, то там очень много интересных вещей можно увидеть.

 

- По поводу раскрученности и нераскрученности. Ведь очень много маршрутов, особенно из тех, конторе раскручены, уже не интересны туристам. Есть ли  что-то такое в нашем крае, о чем не подозревают. А вот, под ногами буквально лежит.

 

- Я уже 32 году вожу в  пещеру Чудесницу, есть  у нас такая в 7 км от турбазы, пещера 512 м длиной, горизонтальная, не опасна, потому что мы водили детей четырехлетнего возраста. Единственное условие, чтобы у человека не было клаустрофобии. Это 10 залов высотой 10-15 м, есть сталагмиты, сталактиты, все это не разрушено, есть каменные водопады, все это можно посмотреть.

 

- И все это не благоустроено, как в Кунгурской пещере, все это естественное.

 

- Это не благоустроено, естественно с фонарями, немножко попачкакться, но когда выходишь оттуда, и еще тебя посвящают в спелеологи, у нас еще ритуал посвящения в спелеологи. И еще такие вещи, в последнее время, 3 года мы начали туда водить, это грот Колчака. Плывя по маршруту Усть-Койва – Чусовая, по реке Чусовой, можно зайти. Довольно редко, но мы водим туда группы. Место такое дикое. В тайге идешь, все тайга, тайга, и перед тобой открываются такие замшелые Уральские горы, седые такие, скалы, скалы. Выходишь из-за поворота, из-за скалы, перед тобой открывается огромный грот. Размером примерно 12 на 3, высотой и 40 глубиной. Почему называется грот Колчака. По преданию, что во время гражданской войны колчаковцы отступали от Чусовой, по берегам Чусовой, они загнали туда табун лошадей, чтобы сохранить их от преследовавших их красноармейцев.

 

- Загнали и убили потом?

 

- Нет, просто загнали, постояли и ушли дальше

 

- Достаточно популярные с точки зрения сплавов маршруты по рекам Койва, Чусовая. Очень многочисленные группы ходят. И честно говоря, первый раз оказавшись на Чусовой, я не получил такого удовольствия. Как на Компросе, огромное количество катамаранов, огромное количество людей, очень грязные стоянки. Я думаю, что вы как организатор туристической деятельности с этим сталкиваетесь, это действительно сегодня гигантская проблема, не цивилизованный туризм, я бы так назвал.

 

 -Я бы не сказал, что совсем не цивилизованный. Есть такие фирмы, наша, например, база, «Затерянный мир», который водит по этому маршруту «Солана», в принципе, все эти группы котоыре идут организовано, и мусор весь увозится и в то же время проводятся экологические спутники постоянно. Активное участие принимает в  этом «Зеленый ветер» Женя Пугин, который по осени проводит по этим рекам экологические экспедиции. Иногда ко мне приводят чуть не «БЕЛАЗ» мусора. Я прихожу им на помощь, вывожу его на мусорки. То есть, экологическая работа ведется, в основном, мусор образуется от людей, которые не организованы. Бросают, приходятся за ними подбирать, убирать. Но был случай, вели голландскую группу по реке Чусовой и в районе Малых Глухих, мы подошли под вечер уже, в воскресенье. Думаю, сейчас зайду, и там вся поляна будет в мусоре. Захожу, и стоит убранная чистая полянка, стоит столик, на столике цветы, голландцы захлопали в ладоши. Вот и такое тоже бывает. Сейчас в последнее время все лучше и лучше стало.

 

- А может быть и сознание людей…

 

- Может быть, да. В свое время я занимался детским туризмом много, и в рамках своей базы занимался с трудными подростками. 6 лет Горнозаводский район сплавлял. Это довольно напряженная работа. Ей сейчас занимается «Затерянный мир», молодцы ребята, держаться, довольно давно. И вот, мы постоянно проводили экологические спутники. Плывем по реке Койве, на каждом катамаране мешок под мусор, и ребятам призы давали в виде банкок сгущенки 2-3, когда они набирали мешок мусора. Все это утилизировали, увозили куда-то.

 

- Будем надеяться, что люди сами будут активнее принимать участие в том, чтобы за собой мусор убирать. Всем известно, что обычный бычок разлагается в дикой природе больше 100 лет. Подойдем к той части, организации водного туризма. Такие самые базовые правила, котоыре необходимо знать для тех, кто собирается на реку.

 

- Во-первых, прежде, чем  собраться в поход, надо подумать, с кем вы идете, ваши друзья, знакомые, как у них дела со здоровьем. А то бывает иногда, мы работаем МЧС просто. Потому что база первая на маршруте, когда сверху идут люди, и иногда люди приходят с инфарктами, приходятся их спасать. По пьяночке ныряют и в камни головой. Приходятся тоже спасаловкой заниматься. Что бы я посоветовал. Во-первых, посмотреть, с кем ты идешь, перво-наперво. Иногда группа просто формируется на берегу. Люди приезжают, мы начинаем их в кучку сгонять и они идут. Но я сразу говорю, давайте, разбивайтесь по своим интересам. Кто на какой катамаран, у кого чего. Потому что мы идем и рассказываем, экскурсия. Я хотел бы, чтобы они надевали спасжилеты, это обязательно. И Койва или Чусовая горные реки. Соответственно вы захотели покупаться, тепло, хорошо. Ныряете там, где хотите, а этого нельзя делать, потому что горная река быстрая, сейчас не глубоко, через буквально 3 метра камень, ты въезжаешь в него головой. Мы всегда рекомендуем места для купания, останавливаемся, вот здесь можно покупаться. Советовал бы всем группам, которые идут, одеваться тепло. У нас Урал. Надо брать  с собой дождевики, какую-то обувь, которая не очень мокнет. Потому что у нас перепады температур мощные. Чтобы не было переохлаждений. Чтобы люди рассчитывали свои силы, особенно по алкоголю. Я не рекомендую пить на маршрутах, если даже немножко и принимать, то только сухое вино.

 

- И то, на ночь, на стоянках, сойдя с реки.

 

- Да. Опыт говорит о том, что последнее время дров по берегам не стало сухих, надо брать их с собой. Можно с местным населением решить этот вопрос. Например, на старте взял мешок с собой. Взял дрова, они у тебя в мешочке, ты растопил костерчек. Если долго хотите посидеть, то можно сходить подальше в лес. А на готовку надо брать дрова. Не рекомендую пить воду из реки Койвы и Чусовой, потому что очистные не очень хорошо в Горнозаводске работают. В то же время в Чусовой есть завод «Хромик», который периодически спускает нехорошие вещи в эту реку.  Надо брать или с родников воду или с собой вести.

 

- А много родников по рекам?

 

- По Койве очень много родников. И вот связано с одним из родников, у нас свой брэндик есть, в одном месте среднего течения Койвы, между Кусьей и Усть-Койвой есть место, из-под скалы бьет родник шикарный. Мы назвали это место «Купель». Приходишь, там такое дикое место, голубая вода. И кто искупается в этой купели, омолаживается на 15 лет.

 

- Действительно омолаживается?

 

- Да, да, да, я каждый раз купаюсь, уже, наверное, совсем молодой стал (смеются). Это один из наших брэндиков.

 

- Его с реки просто так не найдешь?

 

- Нет. Но там чистая вода там можно брать воду, после того, как все покупались, вода немножко протекла. (смеются) Женщинам очень нравится. Так же, когда уходишь со стоянки надо все убрать, как говорят в американских национальных парках, чтобы трава осталась после тебя. То есть, мусор надо либо увозить, либо, в конце концов, закапывать.

 

- А вообще с точки зрения безопасности, пермские реки…

 

- Я считаю, что реки не больше второй категории даже весной. Опасность в основном в том, что слабо подготовленные группы, нужно ходить всегда с инструктором.

 

- Особенно по весне, по большой воде.

 

- Да. Можно еще поговорить. Потому что мы проводим водное ралли весной, у нас участвует до 120 человек, это одно из событийных мероприятий, которое проводится на турбазе. Желательно прийти, чтобы были опытные ребята на каждом катамаране.

 

- Вот тот известный случай, когда по вине газовиков на Койве же перевернулась группа и погибли очень многие только потому, что были в состоянии алкогольного опьянения.

 

- Да, я бы не сказал, что они были в состоянии алкогольного опьянения. Дело в том, что тот маршрут, когда это все случилось, в том месте никогда никаких опасностей не было. Люди просто плыли расслабленные. И спасжиреты у них были под повой. Если весной переворачиваться, до каждого берега 50 метров, это практически… Редко кто выживает. Такое же было на Вильве. Мы проходили, так же неразборчиво плыл, единственное, что всех спасло, что там был затор ледяной.

 

- Все вышли на лед?

 

- Да, вышли на лед стали обтаскиватсья по берегу. Потом он прошел, и начали идти люди. Ну, перевороты были, было очень много народу и все спасали друг друга, никто не утонул. Это было в 1986 году. И как раз я в этом участвовал.

 

- За вашу практику, часто бывают происшествия такого рода? Как бы страшно это не звучало, самолеты иногда разбиваются.

 

- Ну, я что могу сказать. Почти 40 лет в туризме, и я своих трупов не привозил. Привозил чужие. В 1986 году перевернулись на Вильве люди в порогах, шли 3 байдарки. Из них один только экипаж опытный и 2 экипажа первый раз. Попалим в самый пик воды, 13 мая. И все 3 байдарки перевернулись. Опытные люди просто бросили байдарки, и вышли на берег. Чайники зацепились за байдарку и поплыли. В результате 4 трупа.

 

- Отсюда следуют правила техники безопасности.

 

- Да, на весну нельзя пускать новичков, обязательно надо, чтобы были опытные люди. Байдарочные походы весной требуют опыта очень большого, катамаранные там проще. В основном, опасность весной это деревья, которые стоят посреди острова, нависающие сверху.

 

 -Так называемые, расчески.

 

- Да, вот это опасно. Потому что ты летишь, считаешь, что ты пройдешь. Или мосты. Мосты, вода прыгает, бывает, идешь под мостом, узко. И катамараны врезаются. Такие вещи у нас тоже были. Надо таких препятствий опасаться, и перед ними или причаливаться или выходить в сторону от расчесок. Проводя водное ралли уже 13 лет на реке Кусье и Койве, на Кусье слалом кусочек для довольно опытных людей. Мы уже набрались опыта. Бывают перевороты, но никогда у нас не бывает несчастных случаев. Люди идут в колонне, и каждый страхует себя. Даже по условиям соревнований, экипаж, который спасает другой экипаж, получает бонусы. Но это не каждый год бывает.

 

- Мне кажется, само по себе нужно учесть, когда попадаешь в затор, когда переворачивается катамаран, надо бросать имущество и спасать жизнь в первую очередь.

 

- Конечно, конечно. Ничего не надо спасать, спасать надо себя и своих товарищей.

 

- Вы руководитель базы, в которой даже мобильной связи нет. Как вообще обстоит дело с коммуникацией? И на реке как лучше осуществлять коммуникацию. Как можно сообщить о себе, чтобы хотя бы вы, точки организованные, которые можно на реке встретить,  могли предполагать, что идут дикие туристы, что с ними там может что-то случиться. Есть такая система?

 

- Как таковой большой системы нет. Все фирмы, котоыре работают на этих маршрутах, как правило, отвечают за людей. То есть, если «Затерянный мир», моя турбаза или  «Соланы», те фирмы, котоыре я знаю, водят большие массы людей.

 

- С ними понятно, я говорю как раз про диких туристов.

 

- Был случай. Есть такое знаменитое место на Койве, называется «Почта». Там висит почтовый ящик, лет 40 уже. И все в этот ящик складываются свои приветы, ответы друг другу. И буквально 2 года назад мы шли по этому маршруту, пришли на эту «Почту» и нашли записку. Разбросанное имущество там было всякое. Мы были там к середине дня. У людей ночью украли катамаран. И люди остались в 9 км от турбазы без средств сплава. Были довольно опытные ребята, их подвезли. Но факт в том, что взаимопомощь существует на реке.

 

- А вообще случаи кражи катамаранов и имущества, частые на реке? Когда я первый раз пошел, у меня ребята прятали весла, говорили, что их воруют прежде всего.

 

- Я бы не сказал, что это такое распространенное дело. Но бывают случаи. В семье не без урода. Кто-то что-то плохо лежащее утащил, но вот такой случай был. На Койве это был первый случай. Как-то немножко насторожил людей. Людей всех спасли, всех вывезли.

 

- Я хотел бы поинтересоваться вашими путешествиями по другим регионам, где, как вы были.

 

- Я совершенно случайно попал в туризм. Приехал после армии на Урал, сам я костромич. И до 21 года я не знал, что такое Урал. Моя любимая приехала по распределению, я приехал за ней. И ребята затянули меня в поход, сначала Койва, потом Вильва. Потом организовали в нашем городе первый турклуб, назывался «Горизонт» при горнозаводском цементном заводе, где я работал. Потихоньку стало снаряжение появляться. Начали клеить сами катамараны. И в 1984 году я впервые сходил на серьезную речку в Среднюю Азию со свердловчанами. Это была Джунгарская Алатау, средняя Азия, Казахстан. Мы прошли там одну шикарную реку Лепсы. Я понял, что на той реке на 1 км больше порогов, чем на всем Урале. (смеется) Там было более 60 порогов, сложность была уже высокая, 5-я категория. Хотя мы до этого ходили только на 3-ю категорию. И после этого пошло дело.

 

- А сколько всего категорий?

 

- Всего 6. 5-я категория считалась высшая. В классе с 6-й категорией редко проводились чемпионаты.

 

- А чтобы получить какое-то звание…

 

- Надо пройти все ступени. Тогда была другая немножко квалификация. Потом стало соревновательное. А так, в принципе, до 1991 года шло такое дело. Ты должен был по категориям подниматься вверх. Ты не мог совершить больше двух походов, категории выше на ступень.

 

- То есть, со 2-й на 4-ю нельзя прыгнуть?

 

- Редко это было. Можно быть участником, но не руководителем. И когда я пришел, поинтересовался, за сколько же лет можно стать мастером спорта, мне сказали, минимум 11 лет. Там такое, если ты сводил группу на высшую, тогда считалась 5-я категория, 2 раза. Ты собрал группу, ты ее сводил, все удачно, отчитался, только в этом случае мог получить сначала КМС, потом мастера спорта. Сложность была большая. Это города Ташкент, Душанбе, Алма-Ата, Бишкек, тогда был Фрунзе, вот в этих городах мы тогда побывали. Сейчас люди ездят в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, а мы ездили в октябре туда, и там такая же была температура, тепло, хорошо, и базары восточные…

 

- И колорит.

 

- Да. Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. Ну, по возрастающей, стали ходить и серьезно стали ходить. Сначала я был участником, потом стал руководителем. Однажды у нас был очень сложный поход, мы шли 4 реки на Памире, связка рек одна за другой,  реки в средней Азии сливаются, начинается третья река. Там нет такого, что из одной в другую.

 

- Спорим сейчас, Кама или Волга, кто во что впадает.

 

 -Да, там просто новая река получается. Вот этот маршрут мне очень запомнился. У нас группа была большая, 12 человек, чусовляне, горнозаводские ребята, один парень был из Березников. И такой большой компанией мы шли. Как правило, всегда ходили под осень, конец сентября – начало октября.

 

 -Почему?

 

- Потому что меньше вода, среднеазиатские реки, у них полноводие с самого июля. В июле тают ледники, и вода поднимается. И все водники ходят или весной, в мае или осенью. Потому что по большой воде…

 

- Невозможно идти.

 

- Можно, но это уже не ты идешь, а река ведет. Если ты уж летишь на стену, то ты разбился, это стопудово. Вот мы проходили реку Лепсы в средней Азии, там был такой порог, 3 ступени по 2,5 метра, водопады, потом это все било в стенку под 90 градусов.

 

- Ничего себе.

 

- В 1894 году я там был, мы все это обнесли, просто смотрели сверху в ущелье, думали, ё-мое. А в 1990 году я прошел уже этот порог. Появился опыт. И группа была уже сформирована.

 

- Сколько максимально времени вы провели на реке, ваш рекорд личный.

 

- Мы небольшие сплавы… 22-25 дней. Среднеазиатские походы очень сложные. Потому что там подходы очень сложные. Последний подход у нас был, мы с Иссык-Куля заходили на реку Чилик. Это 3 дня мы шли с рюкзаками, по 30-35 кг у каждого было. Тащили еще титановые рамы на себе. И перевал был 4200 м.

 

- Чтобы добраться до реки?

 

- Да.

 

- А заброски вертолетами?

 

- В то время мы не такие богатые были (смеются), да и сейчас не такие. Шли пешеходку. Под гору подошли, наняли сначала одну лошадь, загрузили, 4 рюкзака, у нее подвернулись ноги, она упала, потом вторую лошадь наняли, она пошла. Чабаны, правда, довели нас до высоты 3,5 тысячи м, сказали, у нас лошади дальше не пойдут, сдохнут. Мы пошли уже дальше сами. Сначала пытались идти челноком, но потом поняли, что сами так умрем. Как раз это был 1991 год, война в Кувейте, муссоны пришли раньше на Тянь-Шань.

 

- А как они связаны с войной?

 

- Очень связаны, потому что муссоны пришли раньше. И снега стали выпадать раньше.

 

- А война с муссонами…

 

- Тогда же скважины жгли, очень много сожгли скважин.

 

- Полыхал Кувейт?

 

- Да, да. Мир очень маленький. И снега стали рано выпадать, которые обычно где-то через месяц. Мы шли летом. Довольно нехорошо одетые для такой погоды. И тут снега нас застали. Мы на высоте 3700 м ночевали первую ночь. Палатки занесло снегом сантиметров по 15-20, дышали как рыбы, выброшенные на берег, потому что там очень мало кислороду. Поднимались на перевал, нам навстречу шло стадо, чабаны бросили свое стадо, животные умирали от холода. Мы проходили мимо, мяса нам было не надо. И на той стороне перевала я первый раз встретил яка, як стоял со своим гаремом, из 5 самочек, глаза красные. И мы идем, скотогонная тропа, она узкая, ледники, где-то возможно расщелины, улетишь в пропасть. Мы обошли его. Он так за нами поворачивался, смотрел. Был такой экстрим ужасный. Потом он за нами пристроился и шел за нами. Потом мы встретили чабанов, они говорят, вы там яка не видали? Мы говорим, видели. Они говорят, он до этого поднял  лошадь вместе с чабаном на рога. Потом мы вышли на верховье этой реки Чилик, там было 25 градусов тепла, с мороза мы выскочили опять в тепло. Река была очень интересная. Мы садились в катамаран, откапывали утром катамаран от снега, дальше пошло опять холодно. Шли по очень сложной реке, с элементами 6-й категории сложности река. Такой был порог, 100 000 долларов, кто их пройдет. Видимо, первооткрыватели обозвали его так. Много чего прошли. Все остались живы, слава богу.

 

- А чем вы гордитесь? Именно этим походом или есть еще более крутые спуски, сплавы.

 

- Я считаю, что был очень интересный поход по реке Чаткал. Шикарнейшая река. Всем бы водникам рекомендовал, она 5-й категории сложности. Там есть 4 каньона высотой по 300 м, ты идешь, как маленькая букашка на дне этого огромного каньона. Какой-то орел если парит там наверху, то кажется маленькой, маленькой точкой. Хотя он в размере почти 2 метра. Там было такое место, все водники, кто туда ходили, знают это место. Оно называется «Диафрагма». Река идет в ущелье, такой изгиб в реке, как доллар.

 

- S-образный.

 

- Да. И все это 20-30 м входят в щель 3 м. И вот это S-образное место надо пройти. У нас были титановые рамы, когда стукались мы о скалы, у нас искры летели из-под катамарана. Когда мы вышли с этого места, у нас катамаран был загнут как лук весь (смеется)

 

- Титановые рамы, это же дорого, сейчас алюминий.

 

- На алюминии там делать нечего, там надо серьезные рамы. И крепеж, который сейчас делают, все водники ходят на болтах, там это тоже не подходит. Потому что это все разваливается. Мы ходили на обыкновенных резиновых завязках. Из камеры автомобиля нарезаешь такие 70-80 см завязочку, узкую полосу, завязываешь, и катамаран в восьмерку буквально изгибается на порогах, но никогда не ломается. Ну, 1-2 резиночки лопнут, но они у нас запасные были. Много брали запасных лопастей, потому что иногда весла просто вырывало из рук. Между камней или еще где-то в расщелину попадали. Рубишь дерево, если есть или запасное что-то берешь. Такое тоже было.

 

- То есть, гребешь просто палкой?

 

- Нет, лопасти все были титановые, те весла, котоыре сейчас байдарочные или катамаранные, так у нас были в 2 раза больше лопасть. Потому что маленьким веслом там… Надо было иметь очень хорошую физическую силу, физическую подготовку. Пройдя порог километровый, ты выходил выжатый как тряпка.

 

- Надо грести постоянно?

 

- Надо уже думать, поток читать

 

- А капитаны на катамаране есть?

 

- Обязательно. Он сидит, как правило, справа сзади и дает команды. Но перед тем, как пройти сложный порог проводится разведка, ставится нижняя страховка. В случае переворота.

 

- А что это такое?

 

- Это если есть возможность веревку кинуть еще что-то. Ставят спасатели. Как правило, идут по сложным порогам 2 катамаранами. Верхний катамаран начинает идти, а внизу стоят люди, в случае переворота  кинут или веревку или катамаран другой заносят вниз, и он уже спасает людей, вытаскивает. Вот это так все непросто. Потому что иногда порог нужно проходить день, хотя он 1 км всего. Там нет километража большого, там есть сложности. Это обязательно во всех сложных походах высшей категории, потому что там никто без разведки не идет. То есть, если говорят, мы проскочили 600 км, не говорите им… (смеются)

 

- Мне бы хотелось спросить о потенциале нашего Пермского края в части развития внутреннего туризма. Вы уже так скептически о Хургаде, Шарм-эль-Шейхе, но активный отдых становится все более популярным. У нас ведь есть места, и все эти места развиты не так, чтобы туда можно было спокойно приехать с детьми. Каков у нас потенциал?

 

- Я считаю, что Урал начали открывать только лет 12-15 назад.

 

- Даже в советское время не было такого?

 

- Нет. Я живу на Урале с 1974 года, тогда это было самодеятельный туризм. Сейчас это начало в плановую точку заходить. Я немного ходил по плановым маршрутам по Крыму, видел, как это все настроено. Это было давненько, правда, в 1980 году. И оттуда начал отталкиваться. Как организовывать плановый туризм. Я считаю, что потенциал Пермского края просто огромен. Потому что у нас есть все. Есть реки, есть пещеры, есть любой маршрут на любой возраст, на любую категорию людей. Есть сложности. Есть спокойная вода. Сейчас небольшой такой маршрутик затронули, детский туризм, семейный даже. Можно жить на базе, увозим людей на 6 км по реке Чусовой. Даем им байдарку, 15-20 минут обучаем плаванию на байдарке. Люди ни разу не сидели в ней. Она надувная, широкая ладья. Садим, и они сплавляются 6 км вокруг красиво, скалы. Я рядом или иногда самостоятельно. Вот так вот, папа, мама, 3-4 года ребенок. Все очень уютно.

 

- Со скольки лет вы рекомендуете детей в такие походы брать?

 

- Мы своих начали с 4 лет водить.

 

- Нормально?

 

- Нормально, хорошая погода, они соответственно одеты. Главное рассчитывать на нашу погоду уральскую. Дети очень комфортно себя чувствуют. Надо так, чтобы на выходе было действительно какое-то…

 

- Удовольствие.

 

- Да.

 

- Достаточное ли количество у нас сейчас профессионалов, способных организовать туристический поход грамотно

 

- В этом смысле довольно неплохо себя показал «Затерянный мир»

 

- Не будем делать никому рекламы сейчас.

 

- Я считаю, что сейчас уже созрело такое общество инструкторов, ребят, которые занимаются серьезно и водным туризмом, и спелео-туризмом. Конечно, еще надо поучить кое-кого. Но потенциал очень серьезный в Пермском крае ребят, которые могут профессионально водить и отвечать за то, что они делают. Потому что это очень серьезно. Человек на маршруте из города, ничего не знающий. Когда его ведут, рассказывают, показывают, он не боится за свою безопасность, учится тоже. Если можно, я еще немножко отвлекусь. У нас проходят событийные мероприятия каждый год. У нас проходит водное ралли. На майские праздники река Кусья, река Койва. И проводим лыжный марафон в первую субботу февраля «По пути Ермака» называется. Мы проводим лыжный марафон с города Часового, с лыжной базы «Металлург» до турбазы «Усть-Койва». 37 км, часть по реке.

 

- На лыжах?

 

- Да, делаем трассу, приглашаем службу спасения краевую, они нам всегда помогают безвозмездно, просто заявку делаем. Вот уже 4 года проводим. Почему «По пути Ермака», потому что Ермак шел в свое время против течения, правда, он шел под осень. А мы все это делаем зимой. И он набирает популярность. Первый марафон был 36 человек, в последнем участвовало уже 83 человека.

 

- Составляете конкуренцию «Лыжне России» (смеются)

 

- Мы не составляем конкуренцию «Лыжне Росси», мы делаем хорошее дело. Это общение людей, можно себя проверить. В это время очень сильные морозы, под 30-40 градусов. И люди идут, я удивился последний раз. Выезжал с базы, было 36 градусов, приехал в Чусовой, там было 25, думал, никого не будет. Приехало 83 человека и все пошли.

 

- Многие из наших слушателей, котоыре интересуются туризмом, впервые слышат о таких соревнованиях, это как раз проблема, которая существует у нас в России в том числе, мы часто не знаем, что существует у нас под носом, только потому, что нет должного уровня коммуникаций. Но надеемся, что этот эфир нам поможет установить эту коммуникацию.


Обсуждение
1692
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.