Верхний баннер
13:32 | ЧЕТВЕРГ | 02 МАЯ 2024

$ 91.78 € 98.03

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

22:00, 13 августа 2014

"На "Sound59" будет много пермских композиторов", - Игорь Машуков

В гостях - Игорь Машуков арт-директор фестиваля "Sound59"

 

- Первую часть «Разворота» мы посвятим грядущему фестивалю современной музыки «Sound59».  Итак, дорогие друзья, совсем скоро, на 2 недели, наш город накроет, в хорошем смысле накроет, современная музыка, прозвучат сочинения современных композиторов, в том числе, что приятно, и пермских композиторов. Большая экспериментальная площадка будет задействована в этом фестивале, в восьмой раз он уже пройдет в нашем городе.  Правильно ли я отметила, что таким весомым вкладом в этот фестиваль будет участие композиторов, если я не ошибаюсь, то там за десяток пермских

 

- Да, будет принимать участие большое количество пермских композиторов, и это приятно.

"На "Sound59" будет много пермских композиторов", - Игорь Машуков
"На "Sound59" будет много пермских композиторов", - Игорь Машуков
Особенно приятно, что прозвучит симфоническая музыка композиторов Перми, что случается не часто. Сочинения у нас были написаны уже давненько, но в этом году, благодаря поддержке Пермского театра оперы и балета, и главного дирижера, Валерия Игнатьевича Платонова, это событие состоится. И 10  сентября откроется фестиваль симфоническим концертом композиторов Перми. И это очень приятно

 

 -Можно несколько имен этих композиторов?

 

- Конечно. Дмитрий Батин, Никита Широков, Виктор Пантус, и молодой композитор, который недавно закончил аспирантуру московской консерватории Александр Хубеев. 4 автора

 

- Это будет симфоническая музыка?

 

- Да, симфонические премьеры, все произведения прозвучат впервые, в Перми, во всяком случае, будут пермские премьеры, довольно интересные. У Никиты Широкова прозвучит, например, манкурт-симфония и элегичный хорал, постскриптум прозвучит. У Виктора Пантуса прозвучит сочинение «Метаморфозы дня и ночи». Вы ведь все знаете, что у нас белые ночи, что за метаморфозы, это очень интересно. У Александра Хубеева, он молодой автор, но поднимает серьезные темы, у него прозвучит сочинение «Факториал-2012». Факториал – это такая математическая последовательность простых чисел. И второе его сочинение, это  «Dies irae», это день гнева. Вот такие серьезные темы волнуют молодого композитора, и у Дмитрия Батина прозвучит фантазия на тему оперы, которая уже полюбилась пермякам, «Малахитовая шкатулка».

 

-Я понимаю, что этот вопрос нужно мне адресовать скорее Валерию Игнатьевичу Платонову, но тем не мене, идут репетиции вы наверняка, в курсе, как музыканты справляются со своими сочинениями. Наверняка, они разные по исполнительству, по тематике

 

- Репетиции пока не идут. Идет подготовка к репетициям. Мы общаемся с Валерием Игнатьевичем, вопросы возникают, конечно. Потому что исполнить симфоническое произведение это непростая задача. И начинается все с подготовки нотного материала, как записаны ноты, какой формат этих нот. Даже такие технически моменты мы решаем. И я надеюсь, что будет достойное исполнение музыки пермских композиторов

 

- Самое главное, работа идет. Работа дирижера.

 

- Работа дирижера во всю

 

- А там уже музыканты получат свои партитуры

 

- Музыканты получат свои партии, раскроют партитуру, поднимет палочку, начнется процесс репетиции. А 10 числа уже будет премьера

 

- Насколько любопытны к современным композиторам зрители? Я не имею в виду тех зрителей, кто учится, кто занимается профессионально музыкой, а просто люди. Есть какое-то предубеждение, когда говорят, ой, не знаю, что это за композитор, не пойду. Или ой, эти современные композиторы пишут непонятную музыку. Удается 8 лет разрушать этот стереотип?

 

- Не то, чтобы мы разрушали этот стереотип, мы расширяем круг слушателей, которые посещают наше мероприятие музыкальное, концерты фестиваля. И даже у меня такое наблюдение, что непрофессиональные музыканты и даже вовсе не музыканты воспринимают эту музыку более чутко, более открыто, чем музыканты профессионалы. Профессиональные музыканты из года в год играют классику, романтическую музыку, они до современной иногда и не доходят. Смотря, что заканчивал, где учился музыкант, а люди, которые не имеют особых представлений, что такое академическая музыка, они более открыто воспринимают, им, что музыка звучит Виктора Пантуса, что Моцарта. Они знают, Моцарт композитор, Пантус тоже композитор. И слушают без всяких  безо всяких предубеждений, открыто выражают свое восприятие, эмоции, это замечательно

 

- Понятно, что композиторы, в большинстве своем не пишут специально для фестивалей, как, например, театральные режиссеры. Я имею в виду театральных режиссеров, которые ставят, заведомо видно, что это фестивальный спектакль. Как композиторы принимают приглашения на фестиваль? Или вы выбираете? Почему именно эти попадают в программу?

 

- Мы, конечно, выбираем, но в первую очередь выбираем те произведения, тех авторов,  композиторов, которые живут в Перми, входят в состав нашего союза, прежде всего эти авторы. А так же мы стараемся всегда поддержать молодых композиторов, которые входят или не входят еще в пермское отделение союза композиторов России, но уже проявляют себя как молодые, интересные, яркие авторы. Вот этих авторов мы тоже стараемся поддержать и включить их в программу концертов нашего фестиваля

 

- Кроме концерта при участии пермских композиторов, что еще ждет? 2 недели фестиваль

 

- 2 недели. К нам как обычно приезжают гости. Приедет из Финляндии композитор, аккордеонист.  Аккордеонистами они называют баянистов. Кнопочный аккордеон в Европе, это все равно, что  наш баян. Приедет Нико Кумпуваара и композитор Тапио Туомела. 2 музыканта, они выступят в Перми с концертами, творческими встречами, мастер-классами. Затем мы поедем в Кудымкар и в Березники, и там они так же выступят с лекциями, дадут мастер-классы и проведут творческие встречи

 

- То есть, вы выходите и за пределы города тоже?

 

- Да, это впервые, я думаю, что это очень важное и хорошее дело, тем  более, что финны прочтут лекции об актуальности, современности сегодня финно-угорской культуры. Тапио Туомела – это ведущий композитор Финляндии, он лауреат множества конкурсов, он председатель союза композиторов Финляндии до недавнего времени. И у него есть сочинения, связанные финским, древним финский, финно-угорским, по сути, фольклором. Опера, симфоническое произведение «Руны», опера «Матери и дочки» называется. И это очень интересно. Думаю, что жителям Коми-округа будет это особенно интересно. И кнопочный аккордеонист, по-нашему баянист, Нико Кумпуваара, это яркий виртуоз, гастролирует по всей Европе, приедет, и даст мастер-класс по расширенной технике игры на баяне. Вы знаете, что на нем можно не только наживать клавиши. На нем еще делать каике-то интересные вещи, вибрации какие-то, можно где-то какие-то недожимания, пережимания клавиш делать, и тогда будет детонация звука. Расширить тембровую палитру баяна. Об этом расскажет Нико и покажет как это делается. Кроме этих двух музыкантов к нам приедет музыкант из Австрии, Альберт Сассман. Это доцент института имени Бетховена в Вене. Это очень серьезный музыкант, пианист, он исполнит новейшие сочинения композиторов Австрии и Германии, фортепианная музыка. Кроме этого он прочитает лекцию о тенденциях развития современной фортепианной музыки

 

- В основном, эта лекция будет адресована студентам, преподавателям

 

- Наверное

 

- Это открытая лекция?

 

- Да, открытая, кроме профессионалов будут и любители музыки, все, кто интересуются фортепианной музыкой сегодня, ее развитием

 

 -Самая популярная специальность

 

 -Ну, наверное.

 

- В музыкальных школах, по крайней мере.

 

- В музыкальных школах, да, и это замечательно

 

- Что касается еще одной истории, важной для вашего фестиваля, организация конференции, проблемы современной музыки. Какие это проблемы? Я понимаю, что есть главная проблема, донести свою музыку, познакомить со своей музыкой, что еще за проблемы?

 

- Одна из проблем многих современных авторов, композиторов, которые осмысливают и они, и теоретики, и культурологи, что такое вообще современная музыка, кому она нужна, какое она значение имеет для современных людей.

 

- Привязка ли это только ко времени?

 

- Да, что вневременное в этой музыке, что внешнее, наносное. Во все эти вопросы непростые, и каждый год мы проводим конференции, вопросы современной музыки, проблемы современной музыки, мы обсуждаем, общаемся. А кроме того, в рамках этой конференции выступят молодые музыканты, исполнители города Перми, которые постигают современную музыку, они поиграют, расскажут свое понимание, сове видение, этой музыки. Мне кажется, что это тоже очень интересно

 

 -То есть, будет какой-то отдельный концерт студентов?

 

 -Нет, будет круглый стол по вопросам современной музыки. И на этом круглом столе будет много молодежи, они будут что-то исполнять, обсуждать, думаю, это будет полезно

 

- А они сами будут выбирать произведения, которые они хотят обсудить?

 

- Нет, это ребята, которые поедут на академию композиторов в город Чайковский, молодые музыканты пермские, там они под руководством московских композиторов разучат какие-то программы, научатся новым способам, приемам, манерам игры современной музыки, и потом в рамках конференции расскажут об этом.  Чему хорошему они научились, как они это играют, как они это слышат, как они себе это представляют, понимают

 

- А если потом у этих студентов может случиться не конфликт, а какой-то спор  со своим постоянным педагогом, когда они скажу, а вот, приезжал такой-то, такой-то, сказал, что неверно ты играешь. Что щипок должен быть не тот

 

- Я думаю, что не возникнет, а если возникнет, то это нормально, потому что неизбежно возникают вопросы у студентов к их педагогам. Я например, преподаю композицию, у меня учился Александр Хубеев, у меня учились другие молодые, талантливые ребята, и когда они пишут музыку другую, чем я, я всегда это приветствую. Значит, нет эпигонства, значит, свое видение, свой взгляд, и это надо поддерживать, потому что, если нет своего взгляда, нет и композитора

 

- Вы довольно часто экспериментируете, и вы как композитор, Игорь Машуков, я помню, довольно любопытный был номер на конкурсе «Арабеск» с Ариной Панфиловой, где вы писали музыку для ее номера, и она даже стала лауреатом этого фестиваля. И насколько я поняла, этот опыт вам понравился, и вы его хотите развить в рамках этого фестиваля. Опыт работы с балетом современного композитора.

 

- Да, действительно, постоянная страничка, постоянный концерт нашего фестиваля, вот уже в течение нескольких лет, это хореографическое номера на музыку  современных композиторов. И в этом году не будет исключения, состоится премьера балета, который будет называться «Молёбка», на мою музыку, а хореографом выступит художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» Сергей Райник. Думаю, это будет любопытно, тем, кто был в Молёбке, тем, кто хочет там побывать, и тем, кто просто любит хореографию.

 

- Потусторонние силы

 

- Ну, скорее загадка, наверное, мы не знаем, что там такое, это инопланетяне, это загадка природы или просто плод нашего воображения. Трудно сказать, но отталкиваясь от этой идеи, я в свое  время написал небольшую пьесу «Молёбка». И где-то полгода назад ко мне с просьбой обратился Сергей Райник. Сделать на основе этой пьесы хореографическую поэму «Молёбка», и вот сейчас дело идет к постановке. Премьера состоится 13 сентября, думаю, это будет интересно

 

- На какой сцене?

 

- Это будет на сцене академии искусства и культуры. В рамках концерта, где прозвучит много различной музыки композиторов из Франции, Италии, Греции. Там же будет премьера вот этого одноактного балета.

 

- Я правильно понимаю, что академия культуры одна из основных площадок вашего фестиваля?

 

- Да…

 

- Театр оперы и балета?

 

- Театр оперы и балета. Вообще этот фестиваль проводится совместно с пермской краевой филармонией. Нельзя сказать, что это основная площадка, но это один из центров нашего притяжения. Мы в постоянном контакте с академией культуры. С руководством академии культуры, с ребятами из академии культуры. Наши выпускники музыкального колледжа многие учатся там. И как раз в «Молёбке», я надеюсь, кроме солистов  московского ансамбля современной музыки, примет участие  студентка академии искусства и культуры. Она будет играть на пиле

 

- На пиле?

 

- На пиле. Это такой инструмент, который я использовал в качестве ударного инструмента

 

- Любопытно уже просто послушать музыку, не говоря уже о том, что бы посмотреть, что придумаем Сергей Райник. Тогда, вы упомянули пермскую филармонию. Правильно я понимаю, что там будет принимать участие какой-то коллектив пермской филармонии, что там будет?

 

- Конечно, да. Состоится вечер хорового искусства. И в исполнении камерного уральского хора краевой филармонии прозвучит музыка Николая Сидельникова, «Сычуаньские элегии». И это достойная музыка. И одна из идей нашего фестиваля, чтобы звучала и экспериментальная музыка и уже устоявшаяся классика 20 века, отечественная классика 20 века. Поэтому мы очень рады, что прозвучит сочинение Николая Сидельникова в замечательном исполнении уральского хора

 

- Что касается программы этого фестиваля, допуск на события. Вы уже сказали, что какие-то мастер-классы будут открытыми. А что касается концертов, насколько велика стоимость посещения. Мы знаем некоторые фестивали, которые проходят в Перми, на которые очень трудно попасть людям, потому что стоимость высокая.

 

- Мне сейчас трудно ответить. Многие мероприятия будут просто бесплатно проходить, на другие будут продаваться билеты. Но я не думаю, что цена будет достаточно…

 

- Не по 10000 билеты

 

- Думаю, не по 10 и не по 5, даже. Думаю, что цена будет доступная. Если кому-то интересен наш фестиваль, можно добавиться на страничке нашего фестиваля в Facebook, «В контакте», следить, где будут продаваться билеты, где можно прилучить приглашения. Задать вопросы. Мы с удовольствием ответим на них

 

- Насколько популярны фестивали современной музыка, не берем мир, возьмем Россию. Насколько высок интерес к современным композиторам? Либо для них отдушина, что есть в Перми фестиваль, и что там их можно услышать?

 

- Фестивалей достаточно много, практически во всех крупных городах. Наш фестиваль отличается тем, что на нашем фестивале всегда очень много молодежи, молодежный уклон такой. К нам приедет 12 композиторов из городов России и из-за рубежа, и будет исполнено 12 мировых премьер. Это вот фишка нашего фестиваля, на других фестивалях такого не бывает. Вторая фишка это хореография, которая всегда есть на фестивале. И третья фишка, это пермские композиторы, пермская тема. Это, наверное, надо было сказать в первую очередь. Вот этим отличается наш фестиваль. Я думаю, что он важен. Конечно, это не для всех людей. В сущности, современную культуру, историю двигают не все люди, а такие вот особенные,  для которых важные моменты. Они не просто живут, проснулся, поразвлекался, лег спать. Люди, которых интересуют еще каике-то вещи, которые пытаются двигаться вперед, двигать общество и культуру вперед.

 

- А вы не планируете перед исполнением новых произведений, перед представлением новых композиторов, новых стилей, возможно, некие лекции вступительные, чтобы подготовить.

 

- Я думаю, что нужно рассказывать и о композиторах и о сталях. Лекции это будут ли просто размещение рекламных материалов, я думаю, что публику надо готовить

 

- Такой прекрасный был опыт на этом Дягилевском фестивале. Сделали фестивальный клуб. И это было замечательно, когда люди пришли и послушали, кто такой Курляндский.

 

- (смеется)  Ну, Дмитрий, он художественный руководитель нашей академии в Чайковском

 

- Ну, понимаете, для вас это уже, как для меня вы. А людям было очень интересно услышать

 

 - Да, возможно нужно присмотреться к опыту Театра оперы и балета, и так же организовать что-то похожее на клуб. А кстати, театр оперы и балета партнера нашего фестиваля

 

- Завершая эфир. Совсем недавно одна моя знакомая, она отдалена от мира музыки, мы ехали, и звучал Моцарт, она ехала и восхищалась, как прекрасно, как хорошо. Есть сегодня композиторы, которые тоже пишут хорошую музыку, можно кого-то послушать? Говорю, конечно, у нас есть композиторы, есть имена, перечислила имена. Я надеюсь, что на вашем фестивале будет хоть несколько таких людей, кто откроет для себя мир современной музыки, и просто мир музыки.

 

- Мы надеемся, что это будет так

 

- Удачи, будем встречаться уже на концертных площадках фестиваля


Обсуждение
3131
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.