Верхний баннер
19:01 | СУББОТА | 20 АПРЕЛЯ 2024

$ 93.44 € 99.58

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 14 августа 2014

"Можно сказать, что экономика Перми по-прежнему стабильна, по-прежнему растет, и по-прежнему способна быть базой для развития города", - Виктор Агеев

- В апреле была принята стратегия социально-экономического развития Перми. Сейчас готовится программы к этому документы до 2020 года, которые конкретизирует цели и задачи, прописанные в стратегии. Так вот, когда я затрагиваю эту тему, экономики, социально-экономического развития, инфраструктуры. Особенно в  рамках каких-то программ, программных документов, мне кажется, если говорить языком цифр, документов, то страшно далеки они от народа. Это мой такой взгляд. Наша с вами задача сегодня сделать так, чтобы те, кто нас сейчас слушает, прильнули ухом к радиоприемнику. И сказали для себя, мне это интересно, потому что… Потому что объекты, которые волнуют многих жителей города или жизнь города в том или ном разрезе будут близки конкретному слушателю. Что представляет из себя стратегия социально-экономического развития города, что включено в программы, которые так же имеют достаточно долгий срок действия. И, конечно же, об итогах за первые полгода 2014 мы с вами поговорим. Начнем все-таки с итогов. Что произошло за полгода в Перми, чем вы могли бы гордиться или наоборот попенять, что этого не произошло.

 

- Если говорить о развитии экономики, то здесь есть, наверное, чем гордиться. И рубеж 2013-2014 был достаточно настораживающий. Показатели развития экономики стали замедляться, и конечно, были определенные опасения за результаты 2014 года. На все это наслоились известные политические обстоятельства. И когда мы ожидали итогов развития экономики за первые полгода, были определенные опасения, хотя, конечно, многое делалось в городе для того, чтобы купировать последствия общей экономической ситуации, политические последствия купировать для экономики Перми. Должен сказать, что во всяком случае, по итогам первого полугодия наш город продемонстрировал достаточно неплохие показатели. У нас увеличивается оборот крупных и средних предприятий. У нас увеличивается отгрузка и оборот промышленных предприятий. Это очень важно, потому что промышленные предприятия все-таки представляют основу экономики. И мы понимаем, что именно они формируют лицо нашего города, формируют основную занятость. Что очень важно, замедлялся этот показатель в первом квартале, но по прежнему хороший показатель, 10,3% к аналогичному периоду, показали рост по финансовому результату предприятий и организаций. То есть, прибыль в 2014 году у пермских предприятий и организаций выросла. Мы наблюдаем положительную динамику инвестиций. Конечно, начинает реагировать рынок, связанный с услугами  общественного питания. Конечно, происходит замедление. По торговле роста практически не произошло. К аналогичному периоду 0,8%. Но в то же время, 2013 год для торговли был очень хороший. Этот показатель тоже вполне пристойный. Произошел 5% спад по общепиту. Но я больше его склонен связывать с теми законодательными ограничениями по алкоголю, по табакокурению, которые были введены, они естественным образом сказались на обороте. В целом можно сказать, что экономика Перми по-прежнему стабильна, по-прежнему растет, и по-прежнему способна быть базой для развития города

 

- Как объяснить этот рост. Никто не станет отрицать, что внешнеэкономические факторы безусловно влияют на рост, развитие. На стагнацию экономической ситуации в отдельно взятом муниципалитете. Как объяснить рост?

 

- Понятно, что причин много. Но я для себя формулирую основные причины следующим образом. Знаете, нас в начале 2010 годов много упрекали, что у нас за инвестиции. Вот, посмотрите на соседние города. У них там гипермаркеты возводятся. У них там еще что-то делается. Вот, видны сразу инвестиции. У вас какие-то цифры странные, не видно эти инвестиции. Так вот, пермские предприятия в конце нулевых, начале 10-х годов очень серьезное внимание уделяли модернизации производственных мощностей. Вот эти новые производственные линии, новое оборудование на предприятиях, новые производства. Практически вся линейка пермской промышленности за прошедшие несколько лет серьезно модернизировала свое производство, увеличила свою конкурентоспособность. За счет этого зачастую предприятия вышли на новые рынки, снизили себестоимость, увеличили производительность труда. И эти вложения конечно не видны. Гипермаркет он виден всем. Эти вложения видны не так ярко. Но они обеспечивают сейчас нам эту устойчивость. Понятно, что внешнеэкономическая конъюнктура будет сказываться, никуда мы от нее не денемся. Но пока мы растем именно за счет этой мудрой инвестиционной политики, которую осуществляли пермские предприятия

 

 

- Вы хорошо сказали пермские предприятия. А в чем заслуга мэрии, как образующего центра в этом плане?

 

- (смеется) Знаете, я о заслугах могу долго говорить, наверное, это не так интересно. Часто мне задают этот вопрос, в чем ваша-то заслуга, предприятия вкладывают

 

- Вот видите, не я одна такая.

 

- Да, не вы одна такая. Я на это отвечаю, вот смотрите, показатели периода до того, как мы стали этим заниматься, вот они, или стагнировали или… А в этот период стали показатели инвестиционной активности расти. Если бы они продолжали падать, администрацию, мэрию, никто бы не стал задаваться вопросом, в чем ее вина, сказали бы, это точно ее вина. Это была бы аксиома. И никто бы не задавался вопросом о взаимосвязи. А когда происходит рост, все начинают задаваться вопросом, а в чем ваша заслуга

 

- Это как в той расхожей фразе, если все хорошо, то все должно идти, как идти, а если плохо, то виноваты чиновники. Поэтому уж простите меня за этот вопрос, но не могла его не задать

 

- Взвешенная бюджетная политика, поощрение инвестиций. Если совсем широкими мазками. В  первую очередь мне кажется, в основном, взвешенная бюджетная политика. Потому что бизнес чувствует себя хорошо там, где он чувствует надежный тыл. Где он понимает, что будет стабильный бюджет, где он понимает, что обязательства публичные будут исполняться, где он не видит рисков. Там и происходит улучшение.

 

- О бюджете, об инвестициях хотела бы поговорить еще немного. Смотрите, на ближайшие полгода вы уже смотрите ситуацию, более того, идут разговоры о формировании бюджета на 2015-2017 годы, идут разговоры о формировании бюджета

 

- Да, уже идет бюджетный процесс в полный рост.

 

- Так вот, опять же, если возвращаться к внешнеэкономическим факторам, я с вами полностью согласна, что бизнес, не важно, какая сфера, промышленность, сельское хозяйство, торговля, он развивается там, где надежно. Но уже сейчас эксперты в сфер экономики говорят о том, что трижды увеличение ставки рефинансирования Центробанка, оно приведет и к увеличению банковских кредитов и так далее. На следующие полгода что-то может кардинально поменяться, или будет существовать некий задел, созданный с помощью и ваших усилий в том числе, администрации города и самих предприятий

 

- Ну, обсуждать ставку рефинансирования можно довольно долго. Мне кажется, Центробанк проводит очень взвешенную политику. Понятно, что увеличение ставки рефинансирования автоматически влечет удорожание кредитных ресурсов банков. Это очевидно. Но в то же время, как предотвратить приток спекулятивного капитала на рынок, на валютный рынок, как не повышать ставку? Снова раздавать бесплатные деньги. Чтобы эти деньги оказывались на спекулятивном валютном рынке, чтобы на них приобреталась валюта. И накачивать этими пустыми деньгами валютный рынок. С моей точки зрения абсолютно правильная политика Центробанка. Ставка рефинансирования у нас гибкая, мы это демонстрировали много раз. И то, что мы удерживаем в разумных границах курс национальной валюты, подтверждает, что все делается правильно. Уж сколько там, в марте, говорили о том, что все, конец всему, что сейчас будет резкий рост национальной валюты, падение рынка. И что, все откатилось. Курс откатился. Фондовый рынок поднялся. Это свидетельствует о разумных действиях регулятора. Это не само собой так все происходит, это регулятор все правильно делает. А что касается нашей экономики, инерция положительная будет продолжаться. Я думаю, что по итогам освоенных инвестиций в уставной капитал, мы в этом году так же продемонстрируем, даже по отношению к 2013 году рост. Но, конечно, мы должны признать, что начинающиеся инвестиции, начинающиеся инвестиционные проекты замедляются. Темпами намного более низкими, чем по России. По России по итогам первого полугодия первичные вложения в коммерческую недвижимость упали на 70%. Это пике. В Перми, конечно, все не так печально. Но очевидно, мы этот прогиб графика увидим по окончанию инвестиционного периода, где-нибудь в 2016-2017 году. Мы, конечно, увидим это на освоенных инвестициях.

 

- Перейдем к стратегии социально-экономического развития. Документ новый, принят он был в апреле, сейчас формируются программы. Мы вкратце говорили весной с руководителем рабочей группы по формированию программ, Аркадием Борисовичем Кацем. Он рассказывал нам о том, какие  будут направления в программах, как будет построена работе, взаимосвязь с внешними экономическими факторами. Тогда это было до того как. Сейчас работа началась, насколько я знаю, в сентябре администрация должна будет представить первый срез по этим программам. Давайте еще раз напомним нашим слушателям, какие направления существуют в программе. Я почему-то считала, что это несколько программ по социально-экономическим направлениям развития города. Но меня поправили, сказали, что будет одна программа

 

- Давайте я сразу и начну объяснять. На самом деле иерархия документов очень простая. После долгих-долгих размышлений была принята стратегия социально-экономического развития. Процесс ее принятия был очень длительный. Хорошо, что это было сделано, потому что стратегия задает цели, цели у нас до 2030 года. Целью до 2030 года обозначено выход Перми на лидирующие позиции по экономике в ПФО и по уровню жизни в России. Цель совершенно понятная. Очень амбициозная. Но понятная и достижимая. Программа социально-экономического развития одна. И я, чтобы было понятно, обрисовал бы следующим образом. Если стратегия на 15 лет, то программа СЭР – это движение по пятилеткам. Вот мы сейчас делаем программу СЭР на первую пятилетку. Что нам нужно сделать с собой, с экономикой с городом в первую треть нашего пути, чтобы в конце достичь наших стратегических целей. Программа структурирована уже по отраслям. Она будет включать себя и задачи. И самое главное, показатели разбиты по годам. Их можно отслеживать, как должны меняться показатели социально-экономического развития, чтобы мы вышли к 2020 на необходимый нам результат, на результат, который обеспечил бы нам достижение стратегических целей.  Следующий уровень – это уже будет пакет отраслевых муниципальных программ, которые будут описывать ресурсы и цели каждой из отраслей, опять-таки определять показатели, которые должны достичь отрасли образование, культура, ЖКХ. Если совсем просто, такова структура. Программу СЭР мы осенью должны разработать. Сейчас формируется задача, формируется набор показателей. Мы до осени должны сформировать варианты каждой из отраслей.

 

- Отраслей или направлений, все-таки?

 

- Ну, направлений, отраслей, я имею в виду опять-таки, социальная сфера,  образование, как не назови, но на нашем чиновничьем языке мы это отраслями называем. Какую отрасль мы удерживаем. По какой оставляем бюджетное финансирование в неизменном виде.  Какие отрасли мы считаем приоритетными, по которым мы будем прорываться, по каким бюджетное финансирование будет возрастать. Просчитываются 2 этих варианта. И осенью нам будет предстоять сложнейшая задача, сделать выбор, определиться с приоритетами, понять, куда мы направляем ресурс и к новому году первый вариант программы мы должны представить в городскую думу для обсуждения. После обсуждения мы в апреле надеемся, и по графику должны его представить для утверждения. И соответственно, следующий бюджетный процесс уже будет формироваться на основе программы социально-экономического развития с теми приоритетами, с теми показателями ,которыек будут в ней сформулированы.

 

- По приоритетам очень интересный вопрос. Поскольку вы являетесь руководителем общей рабочей группы…

 

- Руководителем общей рабочей группы является Дмитрий Иванович Самойлов. Я его заместитель.

 

- Вы являетесь заместителем председателя общей рабочей группы. И входите, руководите  рабочей группой по бюджету.

 

- Бюджет и муниципальное управление и по экономическому развитию

 

- Это 2 направления, где вы являетесь руководителем рабочей группы. Вы представляете, какие приоритеты уже сейчас вырисовываются. Я понимаю, что потом, когда вы донесете до депутатов, уже с цифрами, с неким фактажом, там будет очень много обсуждений. Дебатов, понятно, когда люди видят цифры, они всегда так воспринимают. Тем не менее, какие приоритеты вы уже сейчас на данном этапе выделили?

 

- Очень сложный вопрос. Потому что это вопрос к политическому руководству города. Но очевидно это реализация тех направлений, которые заданы в указах президента. Это дальнейшее развитие бюджетной сферы, образование, культуры, здравоохранения. Но здравоохранение сейчас на краевом уровне. Второе, это расселение ветхого и аварийного жилья. Мы должны будем обеспечить в полном объеме требования исполнительным листам, исполнение основных требований по расселению ветхого и аварийного жилья. Кроме того мы должны обеспечить финансирование программ, которые под указ президенты с верхнего уровня спускаются, направленные на расселение ветхого и аварийного жилья. В этом году у нас в совокупности 1 млрд. 600 млн. на эти цели направлено, это в разы больше, чем в предыдущие годы. Значит, это второе, третье, это обеспечение инфраструктурой земельных участков для многодетных семей. Тоже серьезные вложения. Серьезно должна быть оценена их эффективность и подход к расходованию этих средств. И традиционно сохранение социальной направленности бюджета. Это наш традиционный подход к бюджетному процессу, и конечно, это необходимо будет сохранять.

 

- Когда я вас спросила о приоритетах, вы сказали, что это все-таки задача руководства города с точки зрения политической расставить приоритеты. Мне казалось, что программа социально-экономического развития города – это все-таки более экономический документ, какая здесь может быть политика. А политика, это сейчас, когда мы решаем, зоопарк, не зоопарк.

 

- Политика, видимо, немножко не то слово. Ввело в заблуждение. Расстановка приоритетов, это вообще самая сложная, самая тяжелая задача. Очень тяжело решить, что важнее, благоустройство или образование или ЖКХ. Попробуй, сделай выбор, все считают, что они главные, а развивать одновременно все, невозможно. Тот, кто стремится быть сильным везде, слаб везде. Надо концентрироваться на выбранных направлениях. И когда я говорю о политических решения, это вопрос политического руководства, именно поэтому и устав города предполагает, что расстановка приоритетов – это прерогатива пермской городской думы. Только депутаты могут принять решение и должны. Им избиратели на этого мандат дали. Это такая задача.

 

- Что касается конкретики. В самом начале программы я сказала, что слушатели должны понять, чем им будет интересна как сама стратегия социально-экономического развития, так и программы, которые уже прописывают конкретные направления. Конкретные цифры. Давайте попробуем пойти от конкретики

 

- Давайте

 

- У нас есть такие проблемы в городе, которые на слуху, куда, в каких поднаправлениях, как они будут решаться. Например, строительство дорог. Если не брать в общем эту фразу. То Героев Хасана, которая у нас достраивается. Перестраивается. И там стоят вопросы о развитии трамвайно-троллейбусной сети. Где и как это будет учтено

 

- Этот объект, разумеется учтен. По этому объекту отвечать очень легко. Как говориться, правду говорить легко и приятно. В части городской Героев Хасана делается, значительная часть сделана до развязки с Велтой. Все это видят. По-моему, качество этих работ не вызывает сомнения. Эти работы будут продолжены, реконструкция Героев Хасана будет продолжена. Со стороны края так же подъездные пути реконструируется. Тоже это все видят, много у нас дачников в этом направлении и люди в Екатеринбург ездят. Остается узкое горлышко это Транссиб. Начались проектные работы. И в 2015-2016 году будут завершены проектные работы и начаты уже строительно-монтажные работы по проколу Транссиба, чтобы это узкое горлышко расширить. То есть, этот выход из города будет реализован в нормальном виде, который отвечает нынешнему уровню автомобилизации.

 

- А что касается развития трамвайно-троллейбусной сети. Город сегодня встает в пробках, если уже не стал, в часы пик мы все это видим

 

- Ну, это вы не видели нижегородских или краснодарских…

 

- А может быть, и к лучшему.

 

- Конечно, проблемы с пробками есть, как и в любом российском миллионнике. Понятно, что наша улично-дорожная сеть совсем на другой уровень автомобилизации была настроена. Кому-то это лучше удается, кому-то хуже. Общественный транспорт естественно будет развиваться. В том числе и электрический транспорт, и рельсовый. Понятно, что это вложение. В прошлом году активно мы обсуждали вопрос даже кредитования под развитие трамвайного транспорта в нашем городе, с прокладкой новых путей, с приобретением новой партии вагонов. Эти проекты, естественно будут реализовываться. Можно по отраслям долго перечислять. Естественно, будут строиться детские дошкольные учреждения. И новые закладываются и группы расширяются. Потому что мы к счастью к огромному ошиблись в прогнозах на детское население. У нас детей рождается больше, чем было по самым оптимистическим прогнозам. И это здорово, хотя это накладывает определенные обязательства. В этом году поставлена задача открыть проектирование новых школ. Мы открываем проектирование новых школ. Определяемся с локациями и будем делать новые школы, потому что это детское население нужно подхватывать. Это важнейшая задача,  потому что мы все понимаем проблему переполненности по многим школам и в целом по системе среднего образования. Это тоже будет делаться. И так можно много перечислять по каждой из отраслей.

 

- Вот и хотелось бы конкретики, потому что, если стратегия до 2030 года, а программы до 2020 то примерно горожане должны представлять. Понятно, что далеко не каждый и вообще не каждый полезет в эти документы на сайт пермской городской думы, когда вы представите первые срезы программы. Вообще не полезут. Кроме некоторых журналистов. А представлять так вот, а что планируют чиновники, что планируют городские власти, как будет выглядеть город к 2020 году. Я поэтому и задаю эти вопросы. Про школы понятно, это замечательно.

 

- У нас вообще документы, еще после первых пятилеток, еще тогда верили в среднесрочное планирование, а так у нас документам за границами предстоящего года население не очень сильно верит. Поэтому естественно мы это будем публиковать, будет проводиться общественное обсуждение. Но я понимаю определенный скептицизм населения по принципу, увидим ли мы это и будут ли отвечать за достижение этих результатов большой вопрос. Будет очень интересный документ, это очередной перечень инвестиционных объектов городских,  который будет являться приложением к бюджету. Добро пожаловать, посмотрим, что мы хотим сделать в следующем году из новых объектов, по дорогам, по садикам. Давайте посмотрим, что было запланировано и что мы фактически сделаем в этом году. Слава богу, мы бюджетные инвестиции в этом году на хорошем уровне освоим. Те объекты, которые планировали ввести, введем. И вот это будет интересно, это планы на предстоящий год они осязаемы, их можно проверить

 

- Когда вы сказали о скептическом отношении населения к документам, когда мы разговаривали о стратегии с Аркадием Кацем, я ему задала вопрос, что у нас власти меняются, люди уходят и приходят. Соответственно, где гарантия того, что эти документы, раз вы несколько уровней назвали, что они будут выполнены. И он тогда сказал, что стратегия как раз и должна гарантировать то, что несмотря на сменяемость людей, поколений, все должно быть в таком виде, как вы сейчас решили.

 

- Так оно и есть. Понимаете, есть ведь определенная национальная политическая культура. Когда-то я услышал замечательную фразу, у нас тактика приблизительно одна. А стратегия каждый год разная. Но мы-то как раз и хотим ее преодолеть. Именно поэтому после долгих обсуждений была поставлена задача, именно поэтому мы достаточно долго рассуждали, каковы должны быть эти задачи. Мы решили, что они должны быть абсолютно понятны населению, что население их должно разделать. И эти задачи действительно  просты. Стать первыми по экономике в ПФО и по уровню жизни в России, они понятны и мы должны к ним двигаться. Гарантировать, что стратегия не изменится, мне сложно, не я принимаю стратегию, но убежден, что в том виде, в котором она сделана, с ней сложно спорить. Потому что она ставить перед собой понятные, достижимые задачи, к которым нужно двигаться. Тяжело предложить иные варианты

 

- Если раньше у нас были пятилетние планы, которые и сейчас у вас в программах. После того, как будет принята первая программа до 2020 года, у нас такой рубеж получается 2020 год, когда мы до него доживем, дай бог, когда мы можем оглянуться и посмотреть, что сделано.

 

- Да не нужно доживать до 202 года, если программа СЭР… В смысле, нужно, конечно, надеюсь, доживем (смеются). Когда программа СЭР будет принята, если она будет качесвтенн6о сделана, то формируя бюджет каждый год на предстоящую трехлетку, мы должны будем сверяться с программой, видеть, каких показателей мы достигли, каких нет, куда нужно направить ресурсы. Мы должны иметь определенные приоритеты и понимать, не метаться каждый раз, между тем, что у нас в этом году очередное главное. И это будет предмет сверки при каждом бюджетном процессе. Мы не в 2020 году к этому будем относиться, мы будем относиться к этому при отчете администрации и своей работе майском, при очередном бюджетном процессе.

 

- Уже в 2015 году

 

- Конечно. Не будем мы ждать 2020 года, никакое общество не собирается ждать 2020 года, чтобы оценить результаты своей власти. Кому же это нужно? Общество хочет видеть результаты своей власти. Осязать их, оценивать в текущем режиме.

 

- Я хотела спросить, вы просто сняли у меня с языка вопрос, когда-то, когда вы возможно поменяете место работы, будете ли вы гордиться этой программой, а тут оказывается не надо ничего ждать, май 2015 года, очередной отчет администрации по работе над бюджетом. И тогда уже некие вехи будут видны, что сделано

 

- Конечно, но одно другого не отменяет. Я стараюсь гордиться тем, что сделал на всех местах своей работы.


Обсуждение
1719
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.