Верхний баннер
19:23 | СУББОТА | 28 НОЯБРЯ 2020

$ 75.86 € 90.46

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 19 августа 2014

"Сегодня Одесса и Пермь невидимо, духовно побратимы подвигом нашего общего святого преподобного Кукши", - Виктор Быков, архимандрит

- Вы в Перми не случайно, вы приехали с подарком. И этот подарок связан со святым, который объединяет и Одессу и Пермь, это преподобный Кукша одесский, который почитаем в городе, из которого вы приехали, почитаем на Украине и здесь, в Перми, потому что он здесь сначала находился в тюрьме, потом в ссылке. Что привезли?

 

- В этом году необычная дата, которая нас объединяет. В этом году исполняется 20 лет со дня прославления в лики святых преподобного Кукши. Именно исходя из этой даты владыка, правящий настоящей кафедрой, митрополит, обратился к нашему владыке с просьбой, чтобы мы привезли сюда часть мощей преподобного Кукши. Но помимо этой святыни так же в ковчеге находится прижизненный крест, который преподобный носил на своей груди. Особая важность этого происшествия отмечает и тот факт почитания самих мощей угодников божьих. Потому что для многих наших радиослушателей, для многих прихожан, не у каждого есть понимания. Почему же мы почитаем останки угодника божьего. Из учения церкви мы знаем, что мощи – это жилище духа святого, и на том месте, где пребывают мощи угодника божия, святой невидимо пребывает на этом месте своим духом. И свидетельства огромного количества исцелений, которые происходят у мощей угодников божьих или части их мощей, это как раз свидетельства именно присутствия не просто кусочка останка человека, а святой невидимо пребывает своим духом на этом месте. 

 

- Совсем недавно мы в этой студии беседовали, в воскресенье, говорили о преподобном Кукше. И честно, я признался, что буквально год назад всего я узнал о преподобном Кукше. Я просто не слышал, для  меня это был неизвестный святой. Насколько его почитание широко в Одессе.

 

- Его почитание на самом деле широко не в Одессе. Мне преподобный Кукша больше знаком…

 

 -Рассказывайте

 

- Около 20 лет. И первый, от кого я услышал о преподобном Кукше,  что именно привлекло меня к этому святому, это был известный в России старец, архимандрит Макарий Болотов, который при своей жизни был лично знаком с преподобным Кукшей и рассказывал очень много удивительных история. Я тогда был очень молодым юношей, и у меня проявился очень неоднозначный интерес к этому угоднику божию. Батюшка сумел своими словами передать ту любовь, которую преподобный дарил каждому  приходящему к нему. Потом в глубокой Тамбовщине, откуда я родом, в одной из деревень, очень  углубленных, жили две схимницы, которые из рук преподобного Кукши получили сове пострижение. И потом как накатом пошло встречаться огромное количество людей пожилых, которых не сегодняшний день уже нет в живых, которые получали от преподобного свое пострижение. Потом были несколько встреч с личными вещами преподобного, которые хранились у этих матушек, схимниц. И когда мне исполнилось 15 или 16 лет, я впервые посетил Одессу и впервые посетил Украину. И целью моей было поклониться мощам новопрославленного на то время преподобного Кукши. И с того момента особое расположение моего сердца осталось в этом городе. И закончив школу, я отправился туда для несения моего монашеского подвига. Преподобный Кукша – это удивительный человек. Мы сегодня признаем праздник преображения господня, господь показывает нам, как он поднимался на гору Фаворскую, позвав с собой учеников, не для того, чтобы, пойдемте, я перед вами преображусь. Господь четко и ясно сказал, что они поднимаются на гору для молитвы, в молитве человек преображается. И вот преподобный Кукша, чьи мощи сегодня были доставлены в Пермь, он показывает, что в силах каждого человека стяжанием молитвы, стяжанием добрых дел преобразить себя. И вот тот фаворский свет, который светится из сердца человека преображенного, он как раз и обратил множество тысяч людей, которые следовали по всему миру за преподобным Кукшей. И на сегодняшний день приезжают несколько людей, которые при жизни знали преподобного Кукшу и рассказывают удивительные случаи из его жизни. Но больше всего удивляет та любовь, которую имел старец. Не взирая на твою должность, на твое положение, он каждого принимал как творение божие. И к преподобному Кукше можно отнести слова покойного ныне святейшего патриарха Алексея, он говорит, что мы любим грешников, но осуждаем сам грех

 

- Да, Кукша тоже говорил, когда его спрашивали, как же вы со мной общаетесь, насколько я помню по житию, я же грешник, он говорил, я сам грешник и грешников очень люблю.

 

- Он еще говорил, я очень люблю Святого Николая. Его спрашивали, почему, батюшка, а он денежку дает.

 

- Все-таки достаточно сложная была судьба преподобного после пермской ссылки на Украине, долго перемещали. Может быть, вы тут тоже наших слушателей просветите. Приезда в Киево-Печерскую лавру, затем в неразборчиво, затем в Залещики и затем только в Одессу. С чем было связано это перемещение в советский период, поскольку вы общались с людьми, которые его знали.

 

- Мне вспоминается ряд еще таких же великих подвижников, которые так же всю свою жизнь были скитаемы. Но они никогда не роптали на промысел божий. Я считаю, что для преподобного Кукши это было такое горнило испытаний. Как вспомните неразборчиво многострадальный, лежащий на гноющей и не роптающих на свою судьбу. Вот преподобный Кукша, для него это была такая закалка. Многие старые бабушки, которые общались, он говорят, а как же ты, сыночек, хочешь себе представить, кузнец, взяв кусок металла, сначала разогревает его в печи, долго-долго бьет молотом, затем опускает в холодную воду, затем снова долго-долго бьет молотом. И из этого куска железа получается прекрасный цветок. Вот жизнь преподобного Кукши – это такое горнило испытаний, которые он со смирением проносил безропотно и без осуждений, полностью покорившись воле божьей. Это на самом деле путь каждого христианина, научиться жить по воле божьей, научиться покоряться воле божьей, не роптать на этот промысел. Если мы сегодня посмотрим на свою жизнь, то чаще всего мы больше от бога требуем, чем сами что-либо в своей жизни хотим поменять. Вот преподобный Кукша – это такой образец смирения, терпения. Вот вся эта немощь, которая в человеке совершалась, он был из всех этих ссылок, гонений, его физические силы были очень слабы, но дух был настолько сильным, всех приходящих к нему он очень сильно укреплял. Люди почему к нему приходили снова, к пустому колодцу ведь никто не пойдет за водой, все приходили к полному колодцу. А в то время не только на преподобного Кукшу были гонения, но и на всю церковь были гонения. И люди искали, где же они могут найти той живой воды, которую господь дает, чтобы человек не жаждал. И они находили, приходили к этому старому, немощному схимнику, который помогал им, невзирая на свои слабости физические, он давал им крепкую духовную жизнь, давал им ободрение. Помогал им своим примером исповедничества, помогал им оставаться крепкими, церкви христова преданными.

 

 -Ваш монастырь основывался как некая точка, откуда паломники отправлялись на святую землю. Вся история Кукши начинается с паломничества на святую землю, в Иерусалим. История его продвижения из жития

 

- На Афоне он был не единожды

 

- Да, и ваш монастырь существовал для паломничества и существует для паломничества на Афон. Это так же связывает?

 

- Сейчас у нас, к сожалению, нет такой крепкой связи с Ильинском скитом, хотя недавно мы посещали его, отвозили туда часть мощей преподобного Гавриила, который был игуменом этого монастыря и строителям. По датам жизни преподобного из жития преподробного Кукши, по датам из истории нашего монастыря, возможно, что именно через наш монастырь преподобный Кукша направлялся сначала в Константинополь, а потом уже в Иерусалим или на Афон. Потому что именно у нашего подворья Ильинского был свой корабль, который был специально для паломников. Паломники размещались не только на Ильинском подворье, которое находится в Одессе, они так же размещались неразборчиво подворье, на Андреевском. Но большая часть заслуги в строительстве этих трех подворий, заслуга преподобного Гавриила Афонского, строителя нашего скита. Потому что, когда он приехал со сборами средств в Россию для строительства соборного храма Ильинского скита, у него не было возможности в последние годы жизни вернуться на Афон, потому что было турецкое восстание. И тогда преподобный Гавриил помогал в строительстве Андреевского подворья, и помогал в строительстве неразборчиво подворья. А в свою очередь монастыри, которым принадлежали эти метохи, так называемые, на греческом подворья, они уже помогали на Афоне строительству Ильинского скита. И вот преподобный Кукша, более, чем уверен, что он именно нашим кораблем, который именовался святой пророк Илья, дважды, это точно известно, что он дважды посещал Иерусалим, направлялся на эту святую гору.

 

- Наверное, для наших слушателей надо рассказать историю его пребывания в Иерусалиме, потому что сама по себе она интересна.

 

- К сожалению, в то время гонений, многие факты тщательно скрывались, потому что могли люди за это преследоваться. Единственное, что мы знаем, что преподобный около 1,5 лет находился рядом с гробом господнем. И что на него чудным образом, когда он прикладывался к гробу господню, вылилась лампада. Что свидетельствовало о множестве духовных чад, и с Иланской купелью там тоже было такое откровение связан. И действительно пророчество сбылось уже во времена его исповедничества, когда огромное количество духовных чад… Я сегодня думал перед эфиром, о чем я могу сказать, что поймет каждый обычный слушатель, вот в то время, представляете, немощь этого старого человека, но какое количество писем он писал во все концы земли, отвечая на вопросы людей, это может сравниться, наверное, только ос отцом Иоанном Кронштадтским, для которого было открыто отдельное почтовое отделение, которое принимало все эти письма, и старец находил возможность отвечать. Но преподобный Кукша невзирая на свою неграмотность, он все равно писал довольно грамотные письма жестким таким шрифтом печатным, и каждому человеку, который обращался к нему с вопросом духовного назидания он давал письменные ответы.

 

- Вы говорили о ваших личных контактах с людьми, которые знали преподобного, и наверняка вы можете нам пересказать такие личностные вещи, которые люди рассказывали о преподобном. Тут  у нас была история, связанная с схимонахом Кукшей, тот период, когда я с ним беседовал, это был просто монах Никон. Ему был 101 год, сейчас 102 года.   Была история, когда он приехал спросить, что делать с локтем, где находилась пуля. И Кукша отправил его колоть дрова. В результате пуля вышла. После этого он уже отправил его к врачам. Какие-то наверняка были подобные истории

 

- Преподобный Кукша, единственный случай, который я сейчас четко вспомнил, подал одному батюшке бутылку масла, собранного им со многих святынь, пол-литровую. А тот батюшка страдал раком желудка, и он ему сказал, выпить это масло. В первый момент как здравомыслящий человек, ты подумаешь, как это вообще совместимо, выпить пол-литра масла. Приходят люди к колдунам, экстрасенсам, они чудных магических действий  ждут, пока над ними руками начнут водить, больше это им вселяет надежду. А тут только помыслы о суждении могут быть. Но батюшка все равно проявил послушание к старцу, приняв это масло, он получил полное исцеление от болезни, прожил еще очень много лет, и никаких физиологических воздействий, как от последствий, если бы мы могли принять в себя столько масла не было. Одним из самых ярких примеров на Украине, тех людей, которые знали преподобного Кукшу, являлись его духовными чадами, это уже ныне покойный предстоятель нашей церкви блаженнейший митрополит Владимир, который сподобился не только принять преподобного Кукшу, был его духовным восприемником в пострижении, но он сподобился еще и своего духовного отца, который подводил его к  пострижении, прославить в лики святых. Стоит отметить, что сейчас очень много на Украине, в России местных чтимых святых, а преподобный Кукша прославлен как всероссийский святой, святой в земле Руси просиявший. Его подвиг исповедничества принят всей полнотой русской церкви

 

- Надо сказать, что для пермской епархии у нас достаточно большое количество святых, но больше святых мучеников, а преподобных всего 2, это преподобный Кукша и преподобный Трифон Вятский.

 

- Но преподобный Кукша, мы же поминаем его как исповедника. Как говорит нам церковь, что преподобный это тоже мученик, любой преподобный, но его исповедничество, его мученичество оно бескровное. Я забыл о таком моменте, мы сегодня привезли в Пермь удивительную святыньку, которая связана с преподобным Кукшей, это кружка, которая хранилась в его келье, она заменяла ему лампаду, потому что после пожара, когда треснула лампада у преподобного, он эту кружку использовал как лампаду. И в последствии его келейник отец Яков, уже тоже ныне покойный, тоже завету своего старца следуя, использовал эту кружку как лампаду. Когда приходили к нему (он тоже очень любил блажить последнее время) когда приходили к нему гости, он выливал это масло из кружки,  протирал ее салфеточкой, наливал туда водички или чего-то другого и давал человеку попить. Люди понимали, что принимая воду из этой кружки, они принимали исцеление. На выставке эта кружка будет находиться, думаю, что желающие смогут принять водичку из этой кружки. И как святыньку использовать от преподобного Кукши.

 

- Почитание преподобного после его успения, в этом году 50 лет исполняется со дня успения преподобного. И сами похороны в Одессе, они же тоже были достаточно интересными, там происходили какие-то события, которые и сам Кукша предсказывал

 

- Очень быстро было распоряжение похоронить, потому что боялись огромного количества паломников. Паломничество, в то время об этом и мечтать нельзя было. Но огромное количество духовных чад, которые имели к батюшке сердечную любовь, их бы не остановили запреты. И пришлось бы огромное количество милиции задействовать, чтобы не допустить к этому всему. Стоит отметить, что на сегодняшний день на братском кладбище Успенского монастыря могила преподобного Кукши до сей поры разбирается. Каждый день приходится подсыпать землю. Люди приходят в храм к мощам и к месту его захоронения, берут земельку как благословение от преподобного Кукши. Очень много, огромное количество записано  случаев исцелений, когда люди с верой прикладывали этот песочек, и получали исцеление, от недугов, которые их мучили по жизни. И когда чада смогли через несколько дней добраться, тогда уже начали с первых же дней погребения преподобного, уже тогда начали брать эту земельку как благословение от преподобного.

 

- И насколько я знаю, потом было большое количество случаев исцеления зафиксировано, в том числе есть описание из жития.

 

- Да, в специальной книге, которая хранится в успенском монастыре огромное количество таких письменных свидетельств, что преподобный Кукша после смерти стал гораздо ближе к людям. Чем он был  при своей земной жизни.  А после смерти он сразу уже имел, как мы сегодня понимаем, дерзновение перед богом. Каждый, кто с верой приходил к месту его упокоения, или просто с любовью вспоминал о старце и просил у него помощи, каждый помощь получал.

 

- Преподобный Кукша является значимым святым. Здесь он провел с 1938 по 1947 год вначале в тюрьме, а потом в ссылке в Кунгурском районе. И в частности здесь матушка одна мне рассказывала, когда мы снимали программу, связанную с преподобным. Его слова приводила. Когда пермяки к нему приезжали, он угощал всегда чаем. Он говорил, Пермь – второй Иерусалим. Она ему говорила, как же, нет у нас здесь никакого Иерусалима. Он говорил, нет, Пермь второй Иерусалим. Это я просто свидетельства привожу. Насколько важна для Украины, для Одессы история, связанная со ссылкой Кукши? Мы здесь для себя только начинаем принимать преподобного Кукшу. Когда я говорю, мы, я имею в виду людей мало воцерковленных. Я имею в виду, в том числ, и себя. Людей, которые плохо что-то знают и только-только узнают, делают первые шаги. Для Одессы этот путь пермяков туда на Украину, вслед за ним, насколько он был обильным, большим?

 

- Все, кто хотя бы единожды в своей жизни встретились с преподобным Кукшей, стремились снова с ним встретиться. И здесь выделять, что лишь только пермяки нему приезжали

 

- Я понимаю, но для нас-то важно.

 

- Да, когда к нам обратился владыка Мефодий с просьбой повезти сюда частицу мощей, честно говоря, мы, находясь в Одессе, не поняли, почему именно преподобный Кукша и почему именно сюда. И когда уже возобновили в памяти, готовясь к этой поезде, что преподобный здесь 8 лет был в тюрьме и в ссылке, то, конечно, это была великая радость. Потому что Евангелие нам напрямую говорит, повинуйтесь вашим наставникам, почитайте их. Путь преподобного Кукши сегодня знаменателен для всей русской православной церкви. Он знаменателен для нашей церкви. Вот те святые, которые просияли на Украине, закончили свой путь в Росси. Или те святые, которые часть своей жизни провели в России, а сегодня они одни из самых почитаемых святых украинской православной церкви. Это невидимое соединение той великой святой Руси. Завета святого великого князя Владимира, который принес православие на Киевскую Русь, который крестил ее, как в Иордане господь принял крещение, крестил ее в реках Днепра. Это оплот нашей целостности, всего православия. Думаю, что многие удивятся, я всегда заостряю внимание в день памяти святителя Николая, что он не имеет к России и к Украине никакого отношения, но он один из самых почитаемых святых. Вот все эти святые, которые просияли в разных местах вселенной, они объединяют нас во Христе. Господь же сам сказал, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Конечно, Одесса стала таким оплотом и наследием таким старца преподобного Кукши, к которому со многих городов приезжали люди за словом утешения, находили свой покой в той небольшой тогда обители, которая на сегодняшний день отстроилась и можно ее по достоинству уже и лаврой назвать. И все приходили к этой малюсенькой келье,  в которой жил преподобный Кукша, из его жития мы знаем, что во время морозов промерзала стена, рядом с которой он жил. И множество притеснений было до последних дней его жизни. Спокойно похоронить преподобного не дали. Еще раз скажу, что этот подвиг его терпения, смирения, любви к человеку любому приходящему, он объединяет до сегодняшнего дня. Сегодня Одесса и Пермь невидимо, духовно побратимы подвигом нашего общего святого.

 

- Поскольку вы все-таки прибыли с Украины, не могу не спросить вас, насколько важны сейчас, не касаясь политической ситуации, не хочу ее касаться, важны святые, которые нас объединяют, которые объединяют православных в России и православных на Украине. Возможно, я не знаю, я спрашиваю просто, это выход из того тупика, в котором мы пребываем

 

- Выход только для тех людей, которые себя церковными считают. Лишь только можно представить по учению церкви престол небесный славы господней, на котором стоят миллионы святых, которые видимо, невидимо своим подвигом просияли за все времена христианства, за 2 тысячи лет. И пророки ветхозаветные еще были.  Они же не разделена на какие-то региончики. Одни в  одном углу стоят, другие в другом.

 

- Думаю, да. 

 

- Они стоят в одной славе перед господом. И непрестанно возносят молитвы  о каждом из нас. И сердце их больше за нас переживает, что же мы свое наследие, наследие, которое нам всем господь дал, по той любви, которая есть между вами обращаясь к своим ученикам, я буду знать, что вы мои ученики. И вот они, наверное, молятся и просят у господа, чтобы тот завет, который господь дал при своей жизни, чтобы он в сердце каждого из нас воссиял  и напомнил, что мы должны научиться во Христе любить друг друга.

 

- Завершая нашу встречу, поскольку сегодня все-таки праздник преображения господня. Обычно, завершая службу, священник обращается к своей пастве. Чтобы вам хотелось сегодня сказать нашим слушателям в этот праздник. Вы начали говорить об этом. И праздник-то удивительный, когда Христос, поднимаясь с учениками, показал им, во что может превратиться человек

 

- Праздник преображения в первую очередь каждого из нас обязывает к самостоятельной чистоте своей жизни. Ведь господь, преобразившись перед своими учениками, когда ученики сказали, что не понимали, что происходит. Его лик стал светлым как солнце, а одежда белой, как снег. Он показал нам, что каждый человек может очистить свою жизнь и свою душу подвигом молитвы и смирений. И вот я снова приведу эту параллель, то символичное принесение мощей  преподобного Кукши на место его подвига, оно напоминает, что каждому обычному смертному человеку это возможно.  Свет фаворский, который сиял от Христа, он сиял так же и от преподобного Кукши, который за ту его любовь к богу, за его исповеднический подвиг, за его терпение, смирение. Этот праздник связан с днем памяти преподобного Кукши, принесения его мощей, он каждому дарует надежду на то, что мы можем исправить свою жизнь. Это зависит и от призыва  божьего в нашу жизнь, но еще и должно быть наше с вами желание. Просто так господь не возьмет тебя за шкирку, как мы котенка можем, и отнесет в угол. Ты сам должен какие-то усилия сделать. Святые люди, которых мы сегодня почитаем даруют нам как и при своей жизни исцеление от наших грехов и даруют нам помощь в несении нашего жизненного креста. Они не просто делали какие-то усилия. Они полностью отдавали себя богу. Неся человечеству вот этот пример смирения. Ведь, если мы научимся быть  терпимыми друг к другу, то жизнь каждого из нас приобретет другие окраски, другие ценности и цели, которые, к сожалению, современное человечество на сегодня потеряло. Этим путем желания исполнять не волю божью, а свою волю, и мне хотелось бы каждому пожелать, чтобы свет фаворский преобразившегося господа, озарил сердце каждого из ждущих этого момента, озарил путь, ведущий к богу, и помог каждому из нас исправить свою жизнь, сделать ее чище, чтобы ценности, которые, к сожалению, потеряны, начали стремительно возвращаться в нашу с вами жизнь.

 

- Спаси господи. На этом завершаем наш эфир. Для наших слушателей напомню, что сегодня в Пермь прибыла частица мощей преподобного Кукши Одесского, это святой, который связан с пермской епархией, с Пермским краем. Он здесь провел достаточно  большой кусок своей жизни. В 1938 году его арестовали в Киеве, далее он попадает в Соликамск. Нынешний соликамский монастырь, тогда это пересыльная тюрьма, затем на лесоповал. Там он проводит какое-то определенное время, заболевает. Затем его переводят в поселение, в котором занимались сельскохозяйственными работами, оно называлось Селянка. Сейчас даже места такого на карте Пермского края нет. Затем последнюю часть своего тюремного заключения он проводит в поселке Нижнее Мошево. Это и сейчас тюремная больница, и в те годы была тюремная больница. И вот на святого Георгия его отпускают. И он пребывает в качестве ссыльного под Кунгур в деревню Новая. В деревни Новой он находился в ссылке, и насколько нам известно, я общался и с архиепископом Александром Толстопятовым, и в общем-то здесь же он более активно занимается проповеднической деятельностью. И за ним из деревни Новая на Украину уходит, как мне говорили, больше 20 человек

 

- Представляете, сколько всю жизнь за ним людей следовало, какое духовное население.

 


Обсуждение
1530
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.