Верхний баннер
08:44 | ВТОРНИК | 13 АПРЕЛЯ 2021

$ 77.51 € 92.07

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 28 августа 2014

"Разработаны специальные памятки для всех работников школы, которым предстоит обучать детей - беженцев", - Лариса Сидорова, замминистра образования Пермского края

- Большая тема, довольно сложная. О том, как будет организовано образование для детей, беженцев с Украины. Прибывает все больше и больше людей. Не знаю, правда, ожидается ли еще прибытие. Наверное, ожидается. И среди них много детей, это беженцы с юго-востока Украины. И нас заинтересовал вопрос, как они будут здесь учиться, куда их будут распределять. Будут ли у них какие-то сложности с языком, не с языком, с освоением программы. Может быть, там есть дети, которые только пойдут в первый класс, они будут учиться и учиться. А есть те, кто пойдут в 6-й, 7-й, 10-й классы. Я не говорю про тех, кто должен в вузы пойти, вузы сами с этим разбираются. Начнем сначала. Сколько у нас детей школьного возраста, которые должны будут здесь учиться, беженцев с Украины

 

- У нас действительно очень напряженные дни. Дни подготовки к 1 сентября, в том числе мы работаем с детьми, которые прибыли сегодня с Украины. На середину августа у нас более 2000 детей зарегистрировано школьного возраста. Если  быть точными, то 2014 человек. Это дети, которые идут в начальную школу, их 1140 человек, это дети, которые поступают на основной уровень образования, то есть, в 5-9 классы их 803 человека. И 71 человек, это дети, которые будут обучаться уже на старшей ступени. Кроме того, есть дети дошкольники. На сегодняшний день их зарегистрировано 791 человек. Мы понимаем, что у нас есть дети, которые проживают в пунктах временного пребывания, их на сегодняшний день 4. И есть, как мы называем неорганизованные, дети беженцев, которые прибыли вне организованных групп, которые приехали к своим родственникам, знакомым, просто в Пермский край, зная, что здесь они, например, могут найти работу. Вот, цифра эта не маленькая. Но мы готовы всех этих детей принять в наши образовательные учреждения.

 

-Как будут эти дети распределены по школам. Потому что, если я не ошибаюсь, у нас сейчас нет этого принципа распределения по школам. Ребенок, живя в одном районе, если он чувствует в себе силы, родители не видят препятствий, он может учиться, где угодно

 

- У нас есть 32-й приказ министерства образования и науки РФ,  который говорит о том, что у нас за каждой школой должен быть закреплен микрорайон. И это правило у нас соблюдается и на детей, прибывших с Украины, распространяются все те же правила, что и для детей, проживающих в Пермском крае. То есть, родители могут подать заявление в ближайшую школу, и чаще всего происходит именно так. В ту школу, которая находится рядом с местом его проживания. И только при отсутствии мест могут отказать. Но в случаях с детьми беженцев, это исключительные случаи, поэтому на сегодняшний день они все зачислены в образовательные учреждения. И большинство в те места, которые находятся рядом с домом.

 

- То есть, нет определенного списка школ, которые обязаны принять этих детей. Просто дети будут учиться там, где они живут, где им удобно

 

- Нет, такого списка нет. Единственное, что те дети, которые сейчас проживают в пунктах временного размещения, там мы конечно рассматриваем школу, близлежащую к этому пункту. Например, для Перми, где у нас находится в поселке Крым, это школа №63. Дети уже сейчас начали ее посещать, по их же просьбе. Для них там организованы занятия по русскому языку, по математике. Для кого-то по истории. Заранее были привезены учебники и так далее.

 

- Вот вы заговорили о том, что дети уже начали посещать, начали какие-то уроки делать. Вот смотрите, все ли из них говорят по-русски, я не знаю. Как будут преодолеваться эти сложности с языком. Я более чем уверена, что кто-то не говорит по-русски. Как будут преодолеваться проблемы с самой программой образования. Потому что одно дело программа образования здесь, в Перми, она даже в школах пермских отличается, не говоря уже про разные государства. Как с этим будет утрясаться вопрос. Потому что одно дело первоклассник, он пришел, он свеженький и пустой, его можно наполнять чем угодно. А 10-11 классы?

 

- Тут, Катерина, вы немножко не правы, потому что у нас программы могут быть разные, могут быть разные системы учебников. Но у нас есть единый федеральный государственный образовательный стандарт. Для всех школ России он един, и все школы работают в рамках этого стандарта. Что касается детей, прибывших с Украины, и детей других мигрантов, не владеющих русским языком, для них всегда организуются дополнительные занятия по обучению русским языком. И в данном случае не исключением будут дети, прибывшие с Украины. Действительно, у них разный уровень владения русским языком. Особенно эта разница видна, когда надо будет не просто разговаривать, а читать, писать. Это вопросы, связанные с русским языком, с литературой, с другими предметами, где большой объем необходим для прочтения, история, география. Если ребенок обучался на другом языке, у него происходит двойное переосмысление текста. Он сначала будет переводить его на свой язык, а потом на русский язык. Чтобы ребенок быстрее освоился, для этого будут проходить дополнительные занятия. Что касается разговорного языка, то находясь в этой среде, ребенок быстро учится. Тем более, что русский и украинский языки оба славянские, они близки друг к другу, и в этом смысле процесс будет происходить быстрее. В любом случае, все зависит от каждого ребенка индивидуально. Поэтому для учителей сейчас стоит задача не только продиагностировать знание русского языка. Для тех людей, которые приехали с Украины и находятся в ПВР, мы такое обследование ввели заранее. В эти пункты приезжали специалисты психолого-медико-педагогической комиссии, для того, чтобы понять и определить образовательный маршрут детей. Помочь тем детям, которым будет нужна дополнительная помощь, это дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья. И приезжали педагоги русского языка, чтобы диагностировать эту ситуацию владения русским языком.

 

 - Хорошо, с языком мы разобрались. Как быть с программами образовательными? Вы уже сказали, у нас есть отклонения у разных школ, но есть в РФ определенный стандарт, список предметов и знаний, которые должны быть на выходе у выпускника школы, но это касается России, а мы говорим о детях с Украины, у них другая система образования все равно. Тот же предмет, не знаю, как точно он называется, знание российской не истории, а агломерации. И им преподавали местную, а сейчас они должны еще больше узнавать, догонять своих одноклассников. И ладно, если это младшие классы, а если старшие. Им поступать через год, два, три.

 

- Те предметы, о которых вы говорите, это история и обществознание. Конечно, она была другой на Украине и в других странах, если дети приезжают. Но для этого специально проводится диагностика уровня освоения ребенком того или иного предмета. Если говорить о предметах гуманитарного цикла, то детям будет здесь попроще, потому что что-то можно прочитать самостоятельно. Всех знаний на сегодняшний день в школах программа даже и не предусматривает. Потому что настолько сейчас обширная информация и знания обо всем, что учителя и не пытаются вложить это в головы нашим детям. Смысл обучения сейчас состоит в том, что дети осваивают способы добывания знаний, добывания информации, способы обработки этой информации. Поэтому то, что касается гуманитарных предметов, здесь будет проще. Потому что что-то дочитать они смогут самостоятельно, или услышать это на консультациях того или иного учителя.

 

- К примеру, та же русская литература.

 

- Да. Можно взять список, потихоньку прочитывать ту или иную книгу, исходя из программы. Если говорить о точных науках, то здесь зависит от уровня подготовленности ребенка. Потому что математика и есть математика, если какие-то темы были переставлены местами…

 

 -Математика, она и в Африке математика, потому что цифры они везде цифры, формулы одинаковые. Единственное, насколько он сам там хорошо учился, здесь ничего нового объяснять не придется.

 

 -Вот все вопросы, которые мы с вами уже задели, они все упираются в индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитель математик, физик, химик, должен продиагностировать ребенка и понять, каков уровень знаний по тому или иному предмету. И уже исходя из того, что мы имеем на сегодняшний день, готовить ребенка к обучению дальнейшему. Это могут быть дополнительные тесты, дополнительные занятия, дополнительная литература, индивидуальные занятия. Иногда ребенку можно объяснить принципы. Подходы к той или иной теме. И дальше уже все пойдет своим чередом. Очень много зависеть от того, как будет организована деятельность на уроке. Потому что здесь, как ребенок будет общаться, как будет включен в деятельность с другими детьми, тоже зависит, сможет ли он включиться в эту программу быстро, медленно, комфортно он будет себя ощущать. Сейчас существует много форм и способов включения ребенка в деятельность. Малыша, в игровую деятельность, ребенка школьника в деятельность развивающую, интеллектуальную, она может быть построена по-разному, но рядом будет ребенок его же возраста, который, можно сказать, будет его наставником. Но не знаю, как это будет организовано в классе. Это может быть группа ребят, которая поможет своему однокласснику по разным предметам, и он может спокойно по физике обратиться к Мише, по математике Саша. И он сможет спокойно включиться в эту деятельность, потому что ему предмет объяснит сам ученик. А там, где не смогут дети, там, конечно, должны подключиться учителя. И вообще, я считаю, что процесс адаптации этих детей и процесс их социализации зависит от того, в какой они попадут коллектив. Потому что заранее готовить, специально готовить коллектив для приема новеньких детей очень сложно. Они либо включаются и входят в этот коллектив, либо им по разным причинам это сделать трудно, либо по своим личностным качествам, либо по тому состоянию коллектива, в который они вливаются.

 

- Вы сказали, что можно проводить какие-то консультации для учеников таких, если они немного недотягивают, либо что-то не понимают. Но заметьте, в классе у нас от 25 до 30 человек, а учитель один. А учителя как жить будут? Они доживут до конца года? Хотя бы календарного. Дети, которые учились, еще прибывшие дети, еще новички, из других школ пришедшие. И если уделять время каждому, мне кажется, наши учителя доживут до конца года.

 

- Вы зря беспокоитесь, у нас нет таких школ, когда дети с Украины приходят целыми классами. Они все равно распределяются по уже существующим классам и параллелям. Сейчас самой современной методикой обучения является методика индивидуальная, индивидуальных программ, индивидуальных траекторий обучения. И те учителя, которые этой методикой уже владеют, им будет проще сориентироваться в общей массе класса с теми детьми, которым нужен какой-то индивидуальный подход. В любом случае, это зависит от профессионализма учителя. От того, насколько он грамотно выстраивает учебный процесс, как на уроке, так и вне урока. Потому что адаптировать детей, приехавших с Украины, можно и на внеурочных мероприятиях, занятиях, различные клубы, мероприятия, которые в школах проводятся. И делается это на постоянной основе. Есть секции, клубы, кружки. Я думаю, что те ребята, которые приехали с Украины, тоже будут в этот процесс включены. Потому что находиться в школе и быть вне этой общественной  деятельности, это не совсем правильно, а вовлечение в эту общественную деятельность позволит, в том числе, и учителям разгрузить свою обязанность по адаптации этих детей в наши условия. Это один из способов. А то, что наши учителя занимаются с детьми, которые не успевают по тем или иным предметам, это факт, кроме того, у нас есть различные спецкурсы, предметы, связанные, например, с дополнительными занятиями по русскому языку, могут быть включены в расписание как факультативы, как предмет по выбору, как спецкурс, например, для старшеклассников. Эти занятия могут быть включены в учебную программу и в учебный план, так же как любой предмет. И для учителя это будет та нагрузка, которая включена в его тарификацию и соответственно в оплату. Это рациональный способ. Я думаю, в тех школах, где организация расписания и учебного плана построена таким способом, думаю, что все эти возможности учебного плана могут быть учтены и должны быть учтены

 

- Вы заговорили про общественную деятельность, я вспомнила, когда я училась в школе, у нас был актив класса и актив школы. Мы там занимались разными творческими вещами, КВН, праздники, балы, литературные чтения. Все еще в школах такое проводится, я надеюсь?

 

- Воспитательная работа никуда не делась. Все зависит от той системы, которая в школе выстроена. Где-то существуют активы школы, где-то советы старшеклассников. Где-то временные творческие коллективы, которые создаются под специальное дело. Разная система. Разные формы. Но в любом случае дети включаются в эту работу. Кроме того, по новым стандартам для всей начальной школы с 1 по 4 классы есть обязательная внеурочная деятельность, это 10 часов учебного плана на каждый класс. И в эту деятельность включаются не только кружки, секции, но и проектная деятельность детей, исследовательская деятельность, это возможная деятельность совместная с родителями, это экскурсии, поездки, турпоходы, все включается в определенную систему. Система эта фиксируется в основной образовательной программе школы. И школа отслеживает, в том числе,  и результативность этих мероприятий. Не просто, сколько раз дети сходили в кино или в театр, или съездили на экскурсию. А это то, чему они в это время научились, какие компетенции новые приобрели. И так далее. То есть, существует определенная система таких результатов. В том числе у нас есть метопредметные результаты. Те, которые распространяются на все виды деятельности. Например, коммуникативные компетенции, это умение общаться, оно нужно нам на всех предметах, при любой деятельности. И этот уровень можно замерить. Как раз во все эти мероприятия должны быть включены и дети беженцев

 

- Вы когда заговорили про кружки и походы, я вспомнила, что мы каждый год в сентябре ходили на турслеты. Я научилась там разжигать костер под дождем, ставить палатку. И все это, естественно,   выполняли на время, за баллы, кто-то что-то выигрывал. Я так понимаю, что сейчас это поле расширилось для детей. И в том числе там все, я так понимаю, не только старшеклассники туда включаются, средние классы.

 

- У каждого возраста свои особенности в деятельности существуют. И учителя это учитывают.

 

- Мы хотим, чтобы дети были влачены во все эти процессы, в том числе и дети беженцев. Это обязательно, чтобы они привыкали к обстановке, и не думали о том, что творится там. Для них это страшно. Для родителей страшно, а для них еще страшнее. Но вопрос в том, как сделать так, чтобы их приняли люди. Потому что, по моему опыту к нам в класс приходили новички, были из других городов даже. И не всех принимали одинаково и не всех в принципе принимали.  А здесь дети с еще более сложно ситуацией придут в класс, как сделать так, чтобы было нормальное отношение к ним со стороны их же одноклассников.  Может быть, им как-то вести себя? Или поговорить с детьми, которые учатся в этом классе

 

- Перед тем, как ехать на эфир, увидев вопросы, которые будут на эфире, я тоже этот вопрос задала, а надо ли специально готовить детей, родителей, учителей к тому, что в школу придут беженцы, в том числе, и с Украины. Вспоминая опыт работы в школе, сейчас знаю, как работают наши школы. У нас и сейчас есть дети мигрантов, которые приходят в наши школы. Есть очень специфические школы, и в том числе и в Перми, где таких детей очень немало. Готовятся ли они там специально к этому? Скорее готовятся. Может быть, это не специальные лекции, нотации, о том, как себя вести с учащимся, которые придет вновь в школу. Такая нотация, наверное, не принесет желаемого результата. Но то, что очень тонко нужно чувствовать и понимать политические процессы в этом случае, а это нельзя сделать без подготовки, это точно. Поэтому прежде всего в педагогическом коллективе должны пройти определенные мероприятия, я не буду их называть, их, наверное, каждая школа должна сама для себя выбрать, сходя из специфики, культуры своей организации. Но такие мероприятия должны быть. Этот момент, связанный с политической ситуацией, должен быть транслирован и в среду обучающихся. Как это сделать? Исходя из возраста ребенка, исходя из понимания его политической ситуации, это тоже наверное должен решить классный руководитель. Вполне возможно, особенно для маленьких детей, в этот процесс могут быть включены и родители. Это то, что мы называем сегодня воспитанием толерантности. И это не единоразовый процесс, не единоразовое мероприятие. А это культура, которая должна формироваться в каждой образовательной организации, даже не зависимо от того, учатся в ней мигранты или нет. Потому что наши дети выходят на улицы, взрослые общаются в других коллективах и так далее. Вот этот вопрос очень тонкий, очень сложный. Он решается в образовательных организациях. И его формирование нельзя останавливать. Это, если говорить о политических каких-то моментах. Несомненно, с точки зрения психологической тоже коллективы должны быть готовы. Есть уже сформировавшиеся коллективы, где не нужно проводить специальных тренингов, где созданы уже дружные, толерантные коллективы, где приходит новый ребенок, и кроме того, что классный руководитель познакомит ребенка с учениками, познакомит ребенка со школой, больше ничего и не надо делать. Дети его принимают независимо тот того, какой это ребенок, потому что они уже это умеют делать, иногда это бывает на автопилоте, они не замечают, что этот ребенок включается в совместную с ними деятельность. Но коллективы у нас тоже очень разные. И поэтому здесь большая роль классного руководителя, все-таки помочь ребенку, приходящему в школу, войти, влиться в коллектив. И если классный руководитель знает, что к этому процессу должен подключиться психолог, или социальный педагог школы, то это нужно делать, потому что у психологов есть разные методы работы с детьми, которые помогут влиться ребенку в коллектив, если ему это трудно. У нас есть тренинги, которые позволяют снизить уровень тревожности, а несомненно он высокий у тех детей, которые с Украины приехали, да и у других мигрантов тоже, они приходят в совершенно новую среду, культурную среду, общественную. Психологи могут поработать с детьми на тренингах общения, это могут быть малые группы, это может быть весь класс, это может быть индивидуальная работа с ребенком. Другие могут быть формы работы, которые использует педагог, профессионал в своей сфере, такой, как психолог. Классный руководитель тоже играет здесь роль, потому что нужно включить ребенка в деятельность, от того, какие мероприятия организованы в начале учебного года со всем коллективном, от этого тоже очень много зависит. Потому что дети пришли с новыми эмоциями, с новыми впечатлениями от лета. Они готовы всем этим поделиться. И представляете себе, ребенок, который приехал с территории Украины, где идут фактически военные действия. У него совсем другие впечатления, другие эмоции

 

- Он может и готов ими поделиться, но…

 

- Нет, наверное, это нужно делать, потому что наши дети должны понимать и знать то, что происходит. Как это сделать…

 

- Как они воспримут это все

 

- Для того, чтобы дети восприняли это так, чтобы ребенка не обидеть, чтобы он не почувствовал себя изгоем в этом коллективе, в этом, конечно, будет состоять роль классного руководителя. Очень большая роль. И конечно хочется верить, что взрослые во всех этих ситуациях тоже будут толерантны. Потому что у нас очень часто дети воспринимают новое проще, быстрее, эффективнее, чем взрослые. Я не скажу, что это связано с ситуацией с беженцами, но это связано с детьми инвалидами, которые учатся в наших школах, и это тоже пример того, как взрослые иногда  мешают детскому коллективу стать толерантным. Поэтому взрослые должны сыграть эту роль, но положительную в этом моменте.

 

- Если я не ошибаюсь, то дети часто воспринимают мир через своих родителей, именно через то взрослое окружение, которое у них есть дома. И если взрослое окружение формирует какое-то определенное мнение, то ребенок зачастую его придерживается

 

- Он повторяет очень часто автоматически, не задумываясь о том, насколько оно правильно или не правильно, хотя, понятия эти субъективны в данном случае

 

 -Потом, становясь взрослым человеком, ребенок понимает, что так или не так должно быть. Но это уже поздно. Скажите, министерством образования какие-то рекомендации выданы школам, тем же психологам, социальным работникам, тем, кто несет ответственность, классным руководителям, по работе с такими  детьми, со своими классами.

 

- Несомненно. Если говорить о ситуации, связанной с беженцами, то начиная с уровня Российской Федерации, у нас есть определенная папочка и материалы на сайте министерства образования РФ, на сайте министерства образования Пермского края, на сайте управлений образования наших муниципальных районов края, куда мы вложили памятки для классных руководителей, учителей, для разных категорий работников школы о том, как и что нужно делать для того, чтобы процесс обучения для детей беженцев начался, начался качественно, и чтобы дети не чувствовали себя ущемленными в той или иной ситуации. Все права ребенка на образование должны быть реализованы в полной мере, в полной степени. И для этого, конечно существуют нормативные документы, памятки, рекомендации, письма, информация и так далее

 

- Я так понимаю, они разосланы в школах, и если кто-то не видел еще этот документ, он может спокойно зайти на сайт министерства образования Пермского края и прочитать хоть все документы.

 

- Конечно

 

- Когда я готовилась к эфиру, открывала разделы организация образования, там действительно целый ряд документов

 

- Совершенно верно.

 

- И там содержится целый ряд рекомендаций, как быть в той или иной ситуации для разных специалистов. К примеру, рекомендации для психолога не обязательны для того же директора школы. У него другие задачи и другие функции

 

 -Да, Катерина, вы правы. Вся эта информация есть на сайтах,

 

- Я надеюсь, что 1 сентября у нас начнется спокойно во всех школах, в том числе в тех школах, куда поступили дети беженцев, что для них процесс образования в наших школах будет приятным и спокойным. Это главное.

 

- Можно я тоже, пользуясь случаем, возникают такие случаи не часто. Хочу поздравить всех своих коллег, родителей, учеников с наступающим днем знаний, и пожелать успешного, удачного, творческого учебного года. Всем удачи.


Обсуждение
2154
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.