Верхний баннер
23:51 | СРЕДА | 24 АПРЕЛЯ 2024

$ 92.51 € 98.91

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

206-30-40

00:00, 08 сентября 2014

"Посвящая концерт своему педагогу, я посвящаю его всем учителям", - Айк Григорян, пианист

- Примерно через месяц в нашем городе откроется очередной сезон фестиваля «Камерата». Я напомню, что в прошлом году этот фестиваль довольно успешно прошел в Перми, в его рамках выступали выдающиеся пианисты. 11 октября в Перми состоится концерт Айка Григоряна.

 

- Добрый день.

 

- Лауреат международных конкурсов, выдающийся пианист посвящает свою концертную программу памяти музыканта и педагога Наума Штаркмана… 

 

Алик Григорян: Это произведения, которые были одними из любимых моего педагога. И собственно первое отделение программы это Шопен, Чайковский – это то, что он больше всего играл, больше всего любил.

 

- Чем вам дорого имя Наума Штаркмана, кроме того, что он ваш учитель? Какой он оставил след в мировой музыке?

 

Айк Григорянм: Во-первых, это один из выдающихся романтических пианистов 20 века, его недаром называли Рафаэль фортепиано. Те, кто его помнят, всегда вспоминают, какой потрясающий звук он извлекал из рояля, какая была фразировка. И все его записи, которые существуют это такой эталон исполнения Шопен, Шуберт, Шумен. Таких пианистов сейчас, к сожалению, очень мало. Вернемся к тому, что это все-таки старая русская фортепианная школа, которая шла от Игумнова и эта традиция, которую мы как его последователи обязаны нести, потому что нас всего, по-моему, даже 40 человек нет во всем мире. 

 

- Но вот вы сказали, что произведения, которые будете исполнять – это его любимые произведения, он их играл. Это же большая ответственность для Вас теперь?

 

- Да. Это очень страшно, поскольку к некоторым произведениям я вообще несколько лет не мог подходить. В частности мазурка 17 опуса под названием «Жидок», поскольку он один раз мне показал – сам сыграл дома – и после этого я не подходил к этой мазурке больше 10 лет, просто это было невозможно. Потому что в ушах это звучание есть и то, как он это играл, как фразировку делал...

 

- Но наверняка дело не только в технике.

 

- Да, это внутренний мир. И такое произведение как «Жидок» требует наверное возраста, увидеть жизнь… Хотя Шопен написал эту мазурку в 13 лет. Собственно и вопрос откуда в 13 лет маленький мальчик имел такой внутренний мир. Поэтому наверно такие люди как Моцарт и Шопен были не долгожителями, они просто сгорели.

 

- Что касается других композиторов, чьи произведения прозвучат… Это Чайковский и «Времена года», которые все любят. Это же самый-самый известный и популярный цикл, тут тоже определенная степень риска есть.

 

- «Времена года» я начну играть с мая, закончу октябрем, собственно в октябре мы и играем этот концерт. На такой грустно-ностальгической лирической ноте будет закончено первое отделение, и второе отделение будет исполняться цикл Дебюсси «Образы» - обе тетради, которые вообще в принципе очень редко исполняются целиком. И в Перми, насколько я понимаю, это будет в первый раз.

 

- Поэтому это будет любопытно и как учебный отчасти вариант.

 

- Учитывая, как пьесы называются «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший храм, освещенный лунным светом», «Золотые рыбки». Это программная музыка, которая очень интересная.

 

- В прошлом году на концертах Камераты обязательно присутствовали ведущие, то есть кроме исполнения было некое предисловие. Что-то будет такое в этом году?

 

- Если будет такая возможность, то я продемонстрирую единственное интервью моего профессора, оно длится где-то 4,5 минуты. Я думаю, что будут люди в зале, которые когда-либо слышали моего профессора здесь, он в Перми очень часто бывал и всегда его концерты были при аншлаге. Я пока не решил, как это будет, надо понимать получится вообще или нет. Этот фильм, интервью про то, как надо играть Шопена, это очень интересно, это единственное интервью.

 

- Кого вы ждете на этих концертах? Только ли тех, кто профессионально занимается музыкой?

 

- Я бы хотел сказать, что наверно этот концерт, посвящая педагогу своему, я посвящаю вообще всем педагогам, потому что каждый день учителя совсем рядом. И все-таки всего лишь проучившись 2 года в родном училище, в моей жизни больше осталось воспоминаний за эти два года, чем когда я учился уже в Москве. Я на днях был в училище, вы не представляете, насколько это было тепло. Ты заходишь, видишь лица родных педагогов и это здорово. И они помнят, помнят с удивительной теплотой, удивительным отношением. И я рад, что почти через 20 лет эти люди до сих пор помнят меня, нам всегда есть о чем пообщаться. Это здорово.

 

- Вы, кроме того, что пианист, также организуете и фестивали и акции. Сегодня у россиян интерес к классической музыке он растет или нет?

 

- Про фестивали и проекты. Безусловно, я делаю фестивали. У меня есть фестиваль, мастер-классы в Италии на острове Иски с 2006 года, который делается для профессиональных вокалистов. И я ассистирую знаменитому педагогу Майклу Колу – он в топ пятерке лучших педагогов США. Туда съезжается, мягко говоря, серьезный уровень вокалистов, то есть это солисты Метрополитен Опера, Ковен Гарден. Они приезжают после трудового года подтянуть гайки. И это достаточно закрытое мероприятие, поскольку бывают такие личности, на чьих уроках запрещены фото- видеосъемка, это очень высокого уровня певцы, которые поют на больших сценах.

Что касается проекта, проекта Opera Night , он единственный в мире, аналогов не существует нигде. Проект я создал именно для тех людей, которые никогда не слушали классическую музыку и впервые в мире классическая музыка звучит в ночном клубе, в джазовом клубе. В полночь каждую пятницу в прямом эфире  можно еще онлайн наблюдать. Форма одежды – спокойно футболка, бейсболка, джинсы. За два года я сделал 69 вечеров вместе с 450 музыкантами. Каждый концерт новая программа и новые участники и так 69 раз.

 

- Вот наверно и вы виноваты в том, что в минувшие выходные в Москве прошел день города и большинство концертов на открытых площадках - были концерты классической музыки. И самое любопытное, что перед этим было голосование, его устраивал департамент культуры Москвы, когда спросили, какую музыку жители хотят слушать в этот день, вдруг большинство проголосовали, что хотят слушать классику. Видимо ночью вы закладывали им эти зерна.

 

- Более того эти люди, которые участвовали вчера в этих концертах это очень многие мои друзья, которые неоднократно участвовали в проекте Opera Night . На этой площадке выступают от студента до солиста Большого театра, Метрополитен опера и Ла Скала. Приезжают музыканты, и кто знает, звонят, говорят, что находятся в Москве и хотят отдохнуть и могут ли прийти. Конечно, могут.

 

- Срочно организуйте эту историю и в Перми, а пока я напомню, что 11 октября ДК Солдатова концерт Айка Григоряна, посвящение великому маэстро Науму Штаркману.


Обсуждение
2086
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.