Верхний баннер
05:45 | | 20 ОКТЯБРЯ 2019

$ 63.95 € 71.13

Сетка вещания

??лее ????ов??ое ве??ние

Список программ
12+

отдел продаж:

214-47-70

15:06, 11 октября 2019

В Перми презентовали новую транспортную модель

В минувшую среду в краевой столице контуры стратегического развития транспортной отрасли были презентованы в виде новой транспортной модели.

Дорого, дискомфортно, опасно

На работу общественного транспорта поступает масса нареканий. Люди жалуются, в том числе и на портале «Управляем вместе», что тех или иных актуальных маршрутов нет, а если и есть, то не обслуживаются. Что тарифы на проезд запредельные, особенно в отдалённых от центра территориях, до которых не могут добраться антимонопольщики. Расписание рейсов сплошь и рядом не выполняется, а качество подвижного состава настолько низкое, что ездить в таких автобусах не только дискомфортно, но и небезопасно. В заложниках у ущербной транспортной модели оказалось и здравоохранение, потому что из отдалённых районов пациентам сложно добраться до крупных больниц в соседних территориях, до межрегиональных медицинских центров. Прямых рейсов нет, доступность медицинской помощи хромает.

Краевому минтрансу ещё в прошлом году было поручено начать перестройку работы, чтобы транспорт функционировал как часы, сеть была удобной, а подвижной состав – безопасным, чтобы движение автобусов можно было отслеживать онлайн, а за проезд расплачиваться как наличными, так и банковской картой. Ради всего этого изменена отраслевая идеология. Перевозчику в рамках новой модели транспортного обслуживания не надо думать о том, сколько людей проехало, сколько денег с них собрано и как обогнать конкурентов в подборе пассажиров на остановках. Теперь главная задача перевозчика – поставить на маршрут автобус с классом экологической безопасности «Евро-5», с профессиональным водителем, который безопасно и по расписанию проедет из точки «А» в точку «Б». Именно за это перевозчик будет получать средства из бюджета, а все деньги от оплаты проезда будут поступать в бюджет. Ради сохранения доступности перевозок для населения часть межмуниципальных рейсов придётся дотировать. Региональная власть к этому готова.

От автостанций до хабов

Модель будет внедряться по трём направлениям. В первую очередь разработана сеть межмуниципальных маршрутов с учётом перевозки людей до медицинских и социальных учреждений. В следующем году начнут курсировать семь новых маршрутов с учётом потребности населения в медобслуживании: Кунгур – Октябрьский, Кунгур – Уинское, Кунгур – Суксун, Кунгур – Орда – Ашап, Губаха – Гремячинск, Чернушка – Оса, Барда – Оса. Второе направление – внедрение регулируемых тарифов на межмуниципальных марш-

рутах. Ведь сегодня перевозчики совершенно произвольно определяют оплату проезда, в связи с чем люди жалуются на его дороговизну. При внедрении новой модели тарифы на эти перевозки будут утверждаться постановлением правительства. И третье – требование к подвижному составу. Транспортные средства должны иметь кондиционеры, «печки», оборудование для безналичной оплаты проезда, аудио- и видеоинформаторы, систему видеонаблюдения. Автобусы должны быть не старше десяти лет. Для обновления парка на межмуниципальных маршрутах за счёт средств краевого бюджета в следующем году будет закуплено 50 новых автобусов. А весь подвижной состав на межмуниципальном направлении планируется обновить к концу 2022 года.

Но, помимо собственно транспорта, есть и вопросы с инфраструктурой. Строительство зданий автовокзалов прекратилось ещё в 90-е годы прошлого века. Сегодня даже в некоторых райцентрах нет нормальных автостанций с залом ожидания, туалетом и возможностью попить чай. Поэтому планируется в ближайшие три года оборудовать в Гайнах, Чердыни, Ныробе, Гремячинске, Кизеле, Мысах, Очёре, Большой Соснове, Горнозаводске и Берёзовке так называемые транспортные узлы. Это будут павильоны с залами ожидания, кассами, туалетами, мелкорозничной торговлей, с вайфаем и розетками для зарядки электронных устройств. Губернатор также поручил в ближайшее время отработать тему хабов – крупных пересадочных узлов. Потому что не всегда из отдалённых территорий можно напрямую доехать до краевой столицы, а из хабов таких рейсов – несколько в день. Территориально хабы уже обозначены: Березники, Кунгур, Оса, Кудымкар.

Первые результаты появятся весной

Сегодня в крае работает 460 единиц общественного транспорта, и при этом средний возраст автобуса составляет 22 года. В процессе изучения логистики выяснилось, что жителям Октябрьского района проще и быстрее обращаться за медицинской помощью в соседний Красноуфимский район Свердловской области, нежели ехать в Кунгур. И регион готов платить за своих пациентов. А Пермь, которая начала внедрять новую модель с начала текущего года, чувствует себя настолько уверенно, что с 1 декабря вводит систему проездных со скидкой от 10 до 40 процентов в зависимости от количества поездок. В целом же новая транспортная модель позволит уже в следующем году увеличить пассажиропоток на 600 тысяч человек.

Тема всем согрела душу новизной подходов и громадьем планов, но скептик среди участников всё равно нашёлся. Им стал содокладчик Михаил Якимов, выходец из Пермского политеха, в настоящее время – профессор Московского автомобильно-дорожного технического университета. Он заявил, что красивые слова про транспортную модель и некий «обобщённый опыт» имеют мало общего с реальностью. Потому что сегодня большинство регионов только входит в эксперимент, а опыт с брутто-контрактом, когда бизнес возит людей за бюджетные деньги, а выручку забирает государство, пока реализуется только в Омске, где разыграны контракты всего на двух маршрутах.

Первые результаты работы новой модели появятся уже в феврале-марте будущего года, когда станет очевидным, удалось ли обеспечить транспортную доступность межрегиональных больниц и центров для пациентов из отдалённых территорий или нет. Такая статистика у краевого минздрава будет.

Текст: Евгений Плотников, фото: Владимир Бикмаев

Обсуждение
1382
0
В соответствии с требованиями российского законодательства, мы не публикуем комментарии, содержащие ненормативную лексику, даже в случае замены букв точками, тире и любыми иными символами. Недопустима публикация комментариев: содержащих оскорбления участников диалога или третьих лиц; разжигающих межнациональную, религиозную или иную рознь; призывающие к совершению противоправных действий; не имеющих отношения к публикации; содержащих информацию рекламного характера.